Библия описывает нам первоначаль­ное состояние человека, которое отлича­ется совершенной гармонией между Творцом и творением, так же как и гармонией в самом творении – между человеком и животными. Тем не менее человек нарушает этот поря­док. Не в силах противостоять вожделе­нию, он преступает единственную данную ему заповедь. В результате происходит паде­ние и в творение проникает распад. Следует изгнание Адама из райского сада и первое убийство: Каин из зависти коварно убивает своего брата Авеля. Зло, проникшее в благое Божие творение, неудержимо ведет его ко все большей порче, которой Бог кладет конец, вызывая на земле потоп. Тем не менее вме­сте с Ноем и его семьей Бог изводит из вод потопа семя нового человечества – прообраз того, что некогда будет совершаться в водах Крещения. Ибо хотя это «Ноево» человече­ство и является новым, оно еще не является всецело обновленным, поскольку, как сказано в Библии , помышление сердца человеческого – зло от юности его 340 . Бог идет навстречу этой склонности человека к злу – разумеется, навстречу не самому злу, а склонному к злу человеку. Он заключает с Ноем Завет, гарантирующий продолжение жизни на земле. В этом Завете находит ясное выражение совершенно иное (по сравнению с райским существованием) положение человека, его искаженное отноше­ние к Богу, к самому себе и ко всему творе­нию. Бог не обращает событий вспять, но определяет для данного положения дел пред­варительные границы: Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию 341 . Тем самым определено положение, сло­жившееся в результате грехопадения: хотя человек и остается владыкой, теперь он, в силу своей постоянной склонности к злу, выступает скорее тираном. Он будет жить за счет умерщвления доверенных ему некогда животных, и все творение отныне будет «стенать», поскольку против своей воли, из-за человеческого греха, оно оказа­лось предано тлению, как говорит апостол Павел 342 . Так будет происходить, пока Хри­стос не заложит в старое творение сокро­венный росток новой жизни. Ибо апостол говорит: Кто во Христе, [тот] новая тварь 343 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Агнец подходит к престолу и берет книгу из десницы Сидящего, и Ему воссылаются три гимна. Четыре животных и 24 старца поклоняются Агнцу и поют Ему «новую песнь»: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени и соделал нас царями и священниками Богу нашему, и мы будем царствовать на земле» (5:9–10). Второй гимн поет неисчислимое множество ангельских существ: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение», третий гимн обращен к Богу и Агнцу вместе, и теперь охватывает все творение (5:12–13). Основной темой раздела Откр. 4 – 5 можно назвать прославление Христа, последовавшее за Его жертвенной смертью и Воскресением 341 . Основной новозаветной параллелью Откр. 5 является христологический гимн из Послания к Филиппийцам ( Флп. 2:8–11 ; а также Евр. 2:9 ), а ближайшим ветхозаветным прототипом – 7-я глава Книги пророка Даниила, наделение «властью и царством» Сына Человеческого ( Дан. 7:13–15 ). Подобно указанным библейским текстам, в Откр. 5 изображается принятие Христом универсального владычества. Толкование В святоотеческой традиции широко распространено толкование запечатанной книги, как Писания Ветхого Завета. Начиная со сщмч. Ипполита Римского , многие толкователи понимают открытие книги Откр. 5:1 , как символ открытия смысла ветхозаветных Писаний, которые получают свое исполнение в Самом Христе (ср. 2Кор. 3:12–16 : «...покрывало доныне остается неснятым, при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом»; Лк. 24:32 ). Приведем толкование Андрея Кесарийского : «Ни Ангелы, ни люди... не достигли полного ведения Божественных судеб, кроме Агнца Божия, разрешившего Своим пришествием сказания, ранее о Нем пророчествовавших» 342 . Как подытоживает П. Прижан 343 , «истинное содержание Ветхого Завета становится доступным людям лишь тогда, когда Мессия, исполнив все пророчества, делает возможным их истинное прочтение...» 344

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

( Исх. 25, 18–20 ) Возвещая гибель Тира за грехи его, Господь повелевает пророку Иезекиилю  поднять плач о Тире  (ср.: Иез. 27, 2 ), о великолепии его культуры: Тир! ты говоришь: «я совершенство красоты!» Пределы твои в сердце морей; строители твои усовершили красоту твою: из Сенирских кипарисов устроили все помосты твои; брали с Ливана кедр, чтобы сделать на тебе мачты; из дубов Васанских делали весла твои; скамьи твои делали из букового дерева, с оправою из слоновой кости с островов Киттимских; узорчатые полотна из Египта употреблялись на паруса твои и служили флагом; голубого и пурпурового цвета ткани с островов Елисы были покрывалом твоим. ( Иез. 27, 3–7 ) Художественные аргументы в устах Господних чрезвычайно сильны: это — птицы небесные , которые  ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их , это — полевые лилии , которые  ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них  ( Мф. 6, 26, 28–29 ). Но прежде всего — это Сам Христос. Тот, Который  трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит  ( Мф. 12, 20 ). Тот, Который,  как овца, ведён был на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен ( Деян. 8, 32 ). Тот, Который явил на Фаворе Свет Своего Преображения:  и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет  ( Мф. 17, 2 ). Тот, Который Сам есть Любовь, и никто — ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем  ( Рим. 8, 38–39 ). Да и человека Он сотворил из праха земного, как некое художественное произведение:  вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою  ( Быт. 2, 7 ). Святитель Григорий Палама пишет, что человек был сотворён так, «чтобы только телом принадлежать к этому чувственному миру, а душу иметь премирную, которая через особое и необъяснимое вдуновение от Самого Бога стала чем-то великим и чудесным, над всем возвышающимся и всё созерцающим, всем руководящим, познающим Бога и лучше всего свидетельствующим, что она есть произведение превосходного величия Художника» 343 .

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

Отметим, что в этом вопросе (с которым мы, кстати, уже встречались, хотя и мимоходом, у блаженного Диадоха Фотики йского ) старец придерживается учения святого апостола Иоанна: Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете... ( 1Ин. 2:9–10 ). Любовь к врагам является критерием любви и познания Бога и тем самым – критерием единения с Богом, общения с Ним, присутствия благодати и пребывания Святого Духа. Старец много раз это подчеркивает: «Но кто не будет любить врагов, тот не может познать... сладость Духа Святого»; «Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией» (с. 303); тот, кто «не хочет молиться за врагов», тем самым обнаруживает, что он «не стяжал Духа Святого» (с. 339); «Если ты не жалеешь грешника, который будет мучиться в огне, то, значит, нет в тебе благодати Святого Духа...» (с. 376); и, напротив, «там, где Дух Господень, там непременно будет смиренная любовь к врагам и молитва за Мир» (с. 174), и там, где есть любовь к врагам – есть Святой Дух (см. с. 342–343); «А когда будешь любить врагов, то знай, что благодать Божия живет в тебе большая» (с. 400). VII. Любовь к врагам как условие спасения Если человек не может любить врагов, сострадать им и молиться за них, это говорит не только об отсутствии Святого Духа и благодати, но также о присутствии и действии бесовском: «Если ты зло думаешь о людях, то, значит, злой дух живет в тебе, и это он тебе внушает злые мысли на людей» (с. 375; ср. с. 400–401); «Если ты не жалеешь грешника, который будет мучиться в огне, то значит, нет в тебе благодати Святого Духа, но живет в тебе злой дух» (с. 376). Тот, кто не приемлет любви к врагам, исполняет волю бесов, подражает им, содействует им, открывает для них двери своей души и предоставляет свободу действий. «Не думай, душа, что любит тебя Господь, если ты на кого-нибудь косо смотришь. О, нет. Скорее бесы тебя любят, ибо ты стал слугою их...» (с. 449). Судя по всему, старец весьма пессимистически относился к духовному состоянию и участи не имеющих любви к врагам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Молитва внушает любовь к врагам, а любовь к врагам внушает молитву: «А кто не научен Духом Святым любви, тот, конечно, не будет молиться за врагов» (с. 400). Жалость и сострадание, которые мы испытываем к врагам, осознавая, что они удалены от Бога, лишены божественных благ и идут к погибели, понуждают молиться за них, просить, чтобы они избежали зла в земной жизни и уготованного мучения в будущей. Жалость и сострадание вызывают потребность молить Бога о том, чтобы наши враги раскаялись, оставили злое, познали Бога и получили спасение. «Господь есть любовь, и дал на землю Духа Святого, Который учит душу любить врагов и за них молиться, чтобы и они спаслись. Это и есть любовь» (с. 401). «Душа жалеет врагов и молится за них, что они заблудились от истины и идут во ад» (с. 401–402), «Кто носит в себе Духа Святого хотя бы и немного, тот скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие, и особенно людей, которые не знают Бога или противятся Ему, и потому идут в огонь мучения. За них он молится день и ночь – больше, чем за себя – чтобы все покаялись и познали Господа» (с. 376); «Господи, все народы – создание рук Твоих, обрати их от вражды и злобы на покаяние, да познают все Твою любовь» (с. 303). В сострадании врагам сильно и осознание собственной греховности, понимания, что сам хуже всех, и это чувство раскаяния в сочетании с молитвой о врагах вызывает слезы (см. с. 303, 387), свидетельствующие о глубине молитвы, ее искренности и о том, что вызвана она любовью подлинной и непритворной. III. Основания любви к врагам Любовь к врагам заповедана Христом Спасителем (см.: Мф. 5:44 ; Лк. 6:27–35 ) (см. с. 343, 400–401). Такова воля Божия, и Богу угодно, чтобы мы исполняли ее (с. 376, 400, 491); этого достаточно, чтобы обосновать необходимость любви к врагам. Господь Сам дает нам пример такой любви, и мы должны стараться подражать Ему. Любовь, благость и милосердие, которые, согласно заповеди, проявляет Бог по отношению к творящим зло, является главным обоснованием любви к врагам: Но вы любите врагов ваших, и благотворите... и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк. 6:35–36 ). К такой любви, которую равно и безусловно проявляет Бог ко всем людям (добрым и злым, праведным и грешным, друзьям и врагам) и вообще ко всему творению, призывает Христос: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. ...Итак будьте совершенны, как со вершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5:44–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

329 Ни изгнание, ни заключение в темницу долго не были известны, последнее до времени царей, первое до времени освобождения из плена ( 1Ездр. 7:26 ); по крайне мере, ни о том, ни о другом нет упоминания в законе. Впрочем, наказание ссылкой, при тех отношениях между народами, какие были в глубокой древности, равнялось бы смерти. 330 О судии Гедеоне, имевшем кроме известного Авимелеха, еще семьдесят других сыновей, сказано: у него много было жен (8:30); без сомнения, также не в единоженстве, жили судия Иаир и судия Авдон, имевшие тот тридцать двух, а этот сорок сыновей (10:4; 12:14). 332 Взгляд этот прекрасно выражен в последствие в книге Притчей: кто злословит отца или мать, того светильник погаснет среди глубокой ночи (20:20), а у того, кто насмехается над отцом и пренебрегает покорностью к матери, глаз выклюют вороны дольние и сожрут птенцы орлиные (30:17). 339 Пророк Самуил, передавая волю Господа, говорил евреям, что царь возьмет сыновей их и приставит к колесницам своим, и сделает всадниками своими, и будут они бегать перед колесницами его, и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы возделывали поля его и жали хлеб его и делали ему воинское оружие и колесничный прибор ему; и дочерей их возьмет к себе, чтобы они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы, и что вообще содержание царя и двора его будет дорого стоить народу ( 1Цар. 8:10–18 ). 340 Эвальд называет ее базилео–теократией. Gesch. d. Volk. Israel. В. II. S. 451. 1845. Gottingen. 343 Запрещение употреблять в пищу некоторых животных можно конечно объяснять и из видов обособления евреев в их быте от других соседних народов, верблюд – животное обитателей пустыни, собака употреблялась в пищу в Финикии. 345 Замечательно и здесь по мысли побуждения, какое указано для этого постановления: город и люди ведут с тобою войну, а не дерева (ст.20). Читать далее Источник: Религии древнего мира в их отношении к христианству : Ист. исслед./[Соч.] Архим. Хрисанфа, ректора С.-Петерб. духов. семинарии. Т. 1-3. - Санкт-Петербург : тип. духов. журн. " Странник " , 1873-./Т. 3. - Библейское вероучение в сопоставлении с религиозными воззрениями древности и его отличительный характер; Учение о язычестве у древних отцов и учителей церкви; Взгляд на состояние вопроса о язычестве в современном богословии. - Санкт-Петербург : тип. Ф.Г. Елеонского и К°, 1878. - 675 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Когда находишься на чужой стороне или на дороге, – опасаешься всяких нападений злых людей. Так, или гораздо более должно нам, идущим по пути этого мира, опасаться нападения бесов, которые, как разбойники на путешествующих, особенно обремененных духовными товарами, нападают, окружают и обнажают их. К этой осторожности и бдительности призывает нас Петр, святой апостол Христов: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» ( 1Пет. 5, 8–9 ). Видишь птицу сидящую, осматривающуюся по сторонам и опасающуюся, как бы не уловил ее кто или не подстрелил. Подобным образом и ты должен осматриваться в мире сем, избегая сетей диавольских и его стрел. Стрелы же этого врага – гордость, зависть, сребролюбие, лихоимство, злоба, нечистота. Эти стрелы он мечет в нас и уязвляет неосторожных ( 104, 343–344 ). Мудрые и разумные рабы бодрствуют и всегда ожидают, когда господин позовет. Христианин! подражай и ты в этом сынам века сего – бди и ожидай зова Господа твоего. Будь в этом важном деле разумен и мудр, будешь и блаженным. От этого часа зависит вечное или благополучие, или неблагополучие; тут отворится дверь к вечности или блаженной, или неблагополучной, к смерти и мучению. Видишь, как страшен этот час. Блажен бдящий и ожидающий этого часа! Бди и ты, душа моя, и ожидай этого часа, чтобы тогда с радостью запеть: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром» ( Лк. 2, 29 ) ( 104, 214 ). Берегись, возлюбленный христианин, врага и его злых духов. Они невидимо ходят около нас, и то те, то другие стрелы в нас мечут, и раскладывают у ног наших свои сети, и пытаются нас низложить и пленить. Берегись и стой твердо: но и не унывай, поскольку за нас стоит Бог, именем Которого изгоняются бесы ( Мк. 16, 17 ). Ты только стой, вооруженный верой, берегись, крепись, старайся, молись и призывай имя Господне в нужном случае, и придет к тебе помощь Его. «Если Бог за нас, кто против нас?» ( Рим. 8, 31 ) ( 104, 215–216 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

(542/2, 378) 8. Если кто полагает, что некоторые могут достичь благодати Крещения милосердием, а другие – свободной волей, о которой ясно, что она есть порок во всех тех, кто родился во грехе первого человека, то он обнаруживает, что чужд истинной вере. На самом деле – он утверждает, что свобода воли не была ослаблена во всех людях после грехопадения первого человека, или, по крайней мере, он верит, что человек хотя и был поражен, но таким образом, что некоторые еще могут сами, без Божественного Откровения, познать тайну вечного спасения. Насколько это учение противно учению Христа, Сам Господь показывает, свидетельствуя, что не то что некоторые, а никто не может прийти к Нему, если Отец не привлечет его [ Ин 6, 44 ], и говоря также Петру: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» [ Мф 16, 17 ]. И Апостол говорит то же: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» [ 1Кор 12 , З] 342 . (545, 385) 15. «По отношению к тому состоянию, в котором Бог создал Адама, Адам изменился к худшему через свое беззаконие. По отношению к состоянию, в которое его ввергло это беззаконие, верный изменился к лучшему благодатью Божией. Первым изменением мы обязаны первому грешнику, а второе «изменение», по словам псалмопевца, происходит от «Десницы Всевышнего» [ Пс 77 (76), 11] 343 . Заключение Цезария Арльского (546, 396) Итак, согласно утверждениям из Священного Писания, приведенным выше, и определениям Святых Отцов, мы должны, с помощью Божией, проповедовать и верить, что грех первого человека столь извратил и ослабил свободную волю, что никто с тех пор не может ни любить Бога, как должно, ни веровать, ни делать доброе для Бога, если благодать милосердия Божия его в этом не предваряет. Потому мы веруем, что праведный Авель, и Ной, и Авраам, и Исаак, и Иаков, и все множество святых прежних времен получили свою дивную веру, за которую святой Павел восхваляет их в своей проповеди [ Евр 11 ], не через доброту природы, данную изначально Адаму, но через благодать Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010