А.И. Никольский Триоди Цветные 251. Триодь Цветная , в лист, 375 л.л., полууставом XV в. (первые два листа начала XVIII в.), с разрисованными буквами, в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–9, 17, 18, 20–24, 30–38, 40–44, 46, 97, 105–124, 126–129, 133–138, 208, 229, 273–277, 283–285, 288, 292, 297–298, 301–305, 312–321, 323–325, 333, 338–372; от листов 343, 344, 351–353, 361–363 уцелели одни только обрывки выпадающие. Некоторые листы подклеены, иные с подновленным текстом. На полях внизу листов 1–9 и на л. 303 об. приписки скорописью: 1) «Сия книга Треодь Цветная Борисоглебской пустыни что на острову»; 2) … «Федоров человек … рьевича Бупурлина продал есми Ивану попу Бывалетскому Еризарову сыну Треодь Цветную сию книгу лета 7055 (1547)-го отпись есми писал своею рукою». Состав: 1) службы Триоди (1–303 об); 2) поучение о пречистых тайнах сиречь о теле и крове Христове (304–305). Начало: «Ныне хотяще лриступити к святей сей страстной тайне»; 3) синаксарь святого и великого пятка страсти Спаса нашего Иисуса Христа (305– 308 об). Начало: «В святый великый пяток страстныя страсти празднуем»; 4) слово святого Ефрема о страсти Христове (308 об.–312). Начало: «Боюся глаголати и языком коснутись»; 5) синаксарь в святую великую субботу (312–313). Начало: «В святую великую субботу Боготелесное погребение празднуем»; 6) слово о снятии тело Христово с креста – сказаниа евангельска, похвала Иосифу и мироносицам (313–316 об). Начало: «Праздник от праздника честный преспел есть». Продолжение этого слова, т. е. похвала Иосифу и мироносилам, следует ниже, на лл. 335–338 в виде двух отдельных слов. Издано К. Калайдовичем (Памятники Российской словесности XII в. М. 1821 г. 28–42 стр.) и М. И. Сухомлиновым (Рукописи графа Λ. С. Уварова. Т. II. Памятники словесности. Выпуск первый. Спб. 1858 г. 25–35 стр.), с тем различием, что в последнем издании слово подразделено на части, из коих вторая – «О мироносицах», а третья – «Похвала Иосифу», чего в издании Калайдовича нет; 7) синаксарь в святую великую неделю Пасхы (317–318 об).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из обозрения прав епископской власти должно заключить, как о совершенной полноте этой власти, так и ее необходимости. Епископская власть верховная и необходимая, вследствие этого, в Церкви не может быть другой высшей священной степени, и Церковь не может быть без епископской власти; в противном случае, Церковь утратила бы все свои свойства, лишилась бы права совершать таинства и т. д. Из этого положения вытекают весьма важные, в практическом отношении, выводы: В Церкви нет и не может быть священной степени выше епископской; через это решительно устраняется папство. В Церкви положительно необходима епископская власть; через это обнаруживается несостоятельность и лживость всех, не имеющих епископа, обществ, протестантских и старообрядческих согласий. Обобщим все сказанное о священной иерархии. В Церкви необходимо существует трехчинная иерархия. Историческое начало иерархии и всех ее трех степеней, одновременно появлению христианства (иерархия не произошла по требованию жизни, а дана Христом). Епископ – верховный святитель, наблюдатель за учением, богослужением и всей церковной жизнью. 18 У Клитина.Подлинность посланий св. Ап. Павла к Тимофею и Титу, Киев, 1888, стр. 52; У Троицкого. Послания св. Ап. Павла к Тимофею и Титу, Казань, 1884, стр. 48. 21 Die Briefe des Apost. Paul, an d. Philip., an Tit., Tim. und Philem., Konigsberg, 1850, SS. 373–374. 23 Опровержение первых трех предположений см. у Клитина, цит. страницы и Троицкого, стр. 49 и сл. 44 D. Apostelgesch., cit. op., § 8. У Felten " a же приводится литература по данному вопросу, S. 37. 88 Письма Иннокентия и Геласия приводит Бароний в своих Annales ecclesiastici. См. Деяния церковные и гражданские, т. 1, лист 56 обор. Москва. 1719. 98 Maxima Biblioth. Veter. Patr. t. 6, Bigne, Lugduni, 1677. Sacra Historia, lib. II, p. 343–H et 344–A-B. 126 Твор. в р. перев. ч. 6. Толк. на прор. Исаию, кн. II, стр. 360–361. Очевидно, что здесь речь идет не об Италии, а об Испании: иначе, деятельность Павла за западе не могла бы казаться большей, в сравнении с трудами на западе же Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

2 половина, стр. 311–312/358–360 ), представляющих собой древнейшие списки первоначальной редакции чинопоследования литургий, мы должны сделать одну важную поправку. Между особенностями литургии Златоустого нами указано то, что в обоих служебниках перед освящением святых даров нет молитвы: „Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа” а при освящении нет слов: „преложив Духом Твоим Святым”. Но это ошибка (произошедшая отчасти по нашей, а отчасти и не по нашей вине) как относительно наших двух служебников, так и относительно служебников позднейших. В литургии Златоустого нет только молитвы („Господи, иже”), а слова есть, нет же молитвы и слов в литургии Василия Великого (cfr об отсутствии наших молитвы и слов в древней литургии Василия Великого в греческом Пидалионе 3 примечание к толкованию на 19 правило Лаодикийского собора). [Ср. 2 издание второй половины I тома стр. 359 ]. Не указанные нами в первом томе особенности последней литургии, читаемой вместе с литургией преждеосвященных даров в одном служебнике Варлаама Хутынского, по Описанию Синодальных рукописей Горского и Невоструева 343 лист 1, стр. 6 начало) состоят: во-первых, в отсутствии сейчас приведённых молитвы и слов, во-вторых, что заамвонная молитва положена иная, чем ныне, и в-третьих, – что литургия оканчивается молитвой „внегда потребити святая” (той же, что в настоящее время. Ср. Одинцов стр. 63 fin.). 664  Автор разумеет служебник преподобного Антония Римлянина, в котором собственно пять молитв пред литургией: три „иерею за ся”, одна „за входящая в церковь ” и одна „за мертвыя”. Молитвы за ся: „Владыко Господи Боже Вседержителю, не хотяй смерти грешником”..., „Владыко Господи Боже наш, ныне хотяща приступити”..., „Молю Тя, Господи, отъими от мене беззакония моя”... Молитва за входящая: „Благодетелю всех и твари всякоя Содетелю, приими в церковь Твою”... Молитва за мертвыя: „Господи Боже истинный, услышавый вся уповающая на Тя” (См. Описание Синодальных рукописей Горского и Невоструева сначала. В другом Служебнике, усвояемом преподобному Варлааму, три первые молитвы приписаны после, – ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

203–343. 14 Колмарт из Дрездена в 1709 г. прислал письмо Петру I «рекомендательное о некотором школьном учителе». Письма на ииностранных языках 1709 г. 20 февраля. 15 Подобное напечатанному на стр. 96-ой прошение о выдаче ей жалованья на 1712 г. 300 руб. подала Христина Рейтер в марте 1712 года. Справка по поводу этого прошения была выписана буквально та же самая, что и в 1711 году. – См. А. М. И. Д. Приказные дела новых лет 1712 года марта 20 д. О семействе пастора Глюка см. Русский Архив 1888 г., II, стр. 64. 18 Ср. у Перетца указ. соч., т. III, стр. 159, 161–163. В 1710 г. в гимназии были устроены «Триумфальные ворота», – раскрашенные из дерева (см. ниже стр. 32). В библиотеке Императ. Академии Наук сохранился экземпляр с заметками и надписями Пауса «Торжественных врат, вводящих в храм безсмертные славы». Ср. у Перетца т. III, стр. 152–153. 19 Отпуск жалованной грамтоы ему от 29 апреля 1709 г. см. в числе жалованных грамот А. М. И. Д. 1709 г. Апреля 29. 20 Это явление (побег из школы) было довольно обычное: в 1722 г. из Московской школы, бывшей в ведении Скорнякова-Писарева, сбежало 127 человек. (См. ниже стр. 192–194). 26 4 июля 1709 г. «указал великий государь по присланному ныне своему вел. государя указу из военного походу из обозу от Полтавы Самоила Копьева, которой в посольской походной канцелярии был за переводчика, послать для наивящщих наук за море, а имянно в город Гамбурк чрез Архангельской город.» (Дела гор. Гамбурга. 1709 г. 2). 27 Эта записка на 4-х четвертках в виде тетрадки. Текст ее оканчивается на обороте 3-го листа. Лист 4-й чистый; на обороте его внизу в правом углу помета: с почты июля в 27 день 1704 г. 28 От первоначальной редакции настоящего документа сохранилось одно начало (один лист), представляющее в нескольких местах отличия, которые все оговариваются в примечаниях. В ней значились только одни учителя, и вследствие последовавшей на ней пометы: «кто имяны, какова чину и что им жалованья в кой год учится кто – под всяким учительским имянем подвесть и учеников совсем», – сделаны добавления, требованные ею; эта вторая редакция с добавлениями и печатается.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

1641 Вот сведение о послании в рукописи 1490 г., С.-Петербургской Духовной Академии, 11/1088, лист 260 об.: «Написа же ея сие послание в лето 6956, индикта 12 в граде Иерусалиме; преписа же ся сей список в богоспасаемем граде ставном Москве, при державе великого самодержца князя Василиа Васильевича, и его сына, великого князя Ивана Васильевича, а по благословению господина нашего, преосвященного митрополита Ионы Киевского и всея Руси в лето 6960, индикта 15. месяца марта в 2 день». Из этой рукописи апокриф не издан. Начало и запись приведены в труде Н. В. Рузскаго: «Сведения о рукописях, содерж. в себе Хождение Даниила». М. 1891, стр. 24 (отт. из «Чтений в Общ Ист. и Др.»). Очевидно, это – то же произведение, которое известно в рукописи 1623 г. под назв. «Свиток Иерусалимский» (см тоже, с. 94) и издано в «Калеках перехожих» Безсонова по многим рукописям. 1649 См. Указатель к первым осьми томам Полного собр. русских летоп., отд. II, стр. 217 (монастырь св. вмч. Георгия под Новгородом). 1650 См. Новгор. летопись по Синод, списку, 125. 443; Голубинский, Ист. р. д. I, I, 943 (прим, к стр. 673) Изд. второе. 1652 Из работ, посвященных детальной разработке этого вопроса, можно указать на работы Арх. Сергия. «Новгородский уезд Ватской пятины», «Церковные земли Ватской пятины». 1653 На одну десятину сеялось по 1 коробье черной ржи, а одной обже соответствовал посев в 2½ коробьи. См. Н. Новгор. Писц. Кн. т. V стр. 287. 1654 Н. Пис. Кн. т. I 14–16, 351–352, 612–630, 652–663, 684–685, 708–709, 738–740, 756–760, 781–786, 809. II 132, 460–461, 467, 472–475, 498, 503, 504–505, 578–581, 632–633. III 8–10, 22–23, 38–40, 48, 138, 139–142, 147–154, 180, 341–343, 343–346, 415–417, 691–694, 793–796, Врем. т. XI 36, 43, 94–97, 145, 208, 351. Врем. т. XII 8, 10, 76–86, 134–139, 143–145, 171–178, Н. И. Кн. IV 12–13, 1312–134, 141–142, V, 12, 25, 61, 65, 80, 90–92, 105–106, 164–168, 264, 265, 270. Наше изд. Вотц. Пятила стр.61. 1655 Иван Глазов «владычен слуга». Н. П. Кн. I 296–298. II 75–76, III 456–458. «Хареис Власьев владычен слуга». Н.П. Кн. III 88: «Григорий Петров владычен» Врем. Об. Ист. и Др. т. XII стр. 43–46, 102, 103. «Филип Завришин владычен слуга» Врем. т. XI стр. 38–39.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

стр. 232 fin. sqq; на строке 4 от низу: „Октября” ошибка вместо „Сентября”), о Казанском взятии, у Фроловских ворот (Кремля, которые ныне – Спасские) надо рвом..; а преже сего за два годы заложена бысть едина Троица, и государь велел прибавити к той же церкви Покров с приделы” (после слов: „надо рвом” читаются непонятные слова: „и придел к той же церкви живоначальной Троицы надо рвом Николу чудотворца Вятского”; их нужно понимать: и приказал сделать в той церкви Покрова и живоначальной Троицы придел Николы Вятского, чудотворная икона которого была принесена в Москву непосредственно перед тем, – ibid. стр. 237). Из приведённых слов летописи видно, что сначала, в 1553г., государь решил было построить в память взятия Казани (cfr Акты Экспедиции т. I, стр. 258 начало) каменный Троицкий собор (на место бывшего надо рвом деревянного), а потом в 1555г. передумал и приказал строить его во имя Троицы и Покрова со многими приделами. Когда окончен был собор, в летописях не записано; но запись, приводимая Снегирёвым в „Памятниках Московской древности”, – стр. 343 col. 1 и не знаем откуда взятая, уверяет, что он, не совсем доконченный внутри, освящён был через семь лет от вторичного, 1555 года, заложения (следовательно, через девять лет от первого, 1553 года, заложения). 508  В настоящее время девять куполов и одна маленькая (сравнительно) глава; но последняя, будучи мало заметной и как бы скрадываясь, – над позднейшей пристройкой. 509  Сохранились два изображения церкви Василия Блаженного от первой половины XVII века, – одно на картине крестного хода на Лобное место, другое у Олеария, см. их в L’art russe Строганова, лист XIII, а первое, подробнее представленное, но не совсем удовлетворительно сделанное, ещё в „Исторических записках и сведениях о Покровском и святого Василия Блаженного соборе”, А. Белянкина (Москва, 1847). На изображениях наши купола иной формы, чем теперь, а именно – шеи не круглые, но на первом – восьмигранные, на втором – четырёхугольные. Действительно ли шеи несколько раз переделывались или они на рисунках представлены неверно, решить не можем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

—433— а) „Пять книг алфавитных указателей о прикосновенных к делу лицах“; б) „Список пристанодержателям Страннической секты“; в) „Выписка из прежних производств о сектаторах и пристанодержателях Страннической секты“, г) „Список пойманным бродягам раскольникам“. – Это все документы Следственной комиссии. В результате действии Судной комиссии остались и были в нашем распоряжении следующие документы: а) „Журналы Комиссии, Высочайше учрежденной в г. Ярославле по делам о вновь открытой раскольничьей секте“, б) 51 том (in folio) „Производства Комиссии“ и в) 1 том – „Заключение Комиссии, Высочайше учрежденной в г. Ярославле по делам о вновь открытой раскольничьей секте“ (343 листа). При этих же делах имеется особы том (254 листа) под заглавием „Заключение министра внутр. дел по делу и раскрытии Страннической секты“, подписанное министром внутренних дел Бибиковым. Там же, в г. Ярославле, где мы пользовались выше указанными документами, мы нашли так же не мало дел, хранящихся в архивах: Ярославского Окружного Суда, канцелярии Ярославского губернатора и частию Ярославской духовной консистории и представляющих собою небезынтересную переписку по делу о Странниках с вышепоименованными Комиссиями и – сношения по тому же вопросу с высшими инстанциями власти. Еще более подобного же официального рукописного материала по нашему вопросу, как и естественно, мы нашли в архиве Министерства внутренних дел. Кроме разной многочисленной деловой переписки там имеется беловой „Отчет чиновника особых поручений при министре внутренних дел, ст. сов. гр. Стенбока по возложенному на него в 1851 году секретному поручению об исследовании Страннической секты“, в 5-ти томах. Сюда же приложен 1 том под заглавием „Записка о расколе в Ярославском уезде“, гр. Чапского, сотрудника гр. Стенбока в 1852 году 902 . Здесь же хранятся „Журналы Секретного Комитета по делам о раскольниках и отступниках от —434— православия“ 903 . Из многочисленных томов этих „Журналов“, с собственноручными пометками карандашом на полях их Государя Императора, – для изучения секты Странников важны томы: 33, 35, 36, 37, 40, 41, 42 – частию сами: по себе, а в большинстве – в своих приложениях, доведенных иногда до значительного объема; как напр. приложение к т. 35-му, составляющее „Записку министра внутренних дел о результатах исследования Страннической секты в Ярославской губернии“, имеет 101 лист.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Корпус сочинений Афраата состоит из двадцати трех тахвит 35 . Первые двадцать две тахвиты представляют собой алфавитный акростих: каждая из них начинается 36 с соответствующей буквы сирийского алфавита 37 . Двадцать третья тахвита снова, как и первая, начинается с буквы алаф 38 . По времени написания и по содержанию тахвиты можно разделить на три группы. К первой группе относятся первые десять тахвит, написанные в 336–337 гг. Они посвящены в основном вопросам вероучения и духовной жизни. Ко второй группе относятся тахвиты 11–22, значительная часть которых посвящена антииудейской полемике. Они были написаны в 343 344 гг. Третью группу составляет единственная (хотя и весьма значительная по объему) 23 я тахвита О виноградной лозе, написанная в 345 г. Несмотря на то, что текст Афраата разделен на отдельные тахвиты, посвященные различным темам, в нем чувствуется внутреннее единство. О нем говорит в конце 10 тахвиты и сам автор: «Эти десять небольших писем, которые я написал тебе, продолжают одна другую и основываются одна на другой. Не отделяй их одну от другой; я написал тебе от алафа до йуда, буква за буквой». Рукописная традиция Самая древняя дошедшая рукопись сочинений Афраата (обозначаемая В 39 ) содержит первые десять тахвит. Ее создание датируют 474 г., т.е. от написания самого текста ее отделяют менее полутора веков. В рукописи отсутствует первый лист (заглавие и бóльшая часть письма-прошения), а также четыре отрывка текста разной длины. Продолжением рукописи B является написанная в 510 г. рукопись (обозначаемая B 40 ), содержавшая тахвиты 11–22. В настоящее время тахвиты 11 и 12 в ней отсутствуют. Практически все тахвиты Афраата имеются в рукописи предположительно VI века (обозначаемой A 41 ). Отсутствуют, как и в B, заглавие и начало письма-прошения. Часть 23-й тахвиты, помимо А, имеется в более поздней рукописи, обозначаемой С 42 . Рукопись С написана яковитским письмом, все остальные – эстрангело. Древние переводы Армянский перевод был сделан, по-видимому, в конце V в. Он был впервые издан в середине XVIII Антонелли 43 , который, как и создатели перевода, считал автором Иакова Нисибийского. Сирийский текст сочинений был издателю неизвестен.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

13 . Устав Церковный (Иерусалимский), в ¼ листа, писан на бумаге, писанный полу-уставом XV–XVI столетий, на 396 листах. Скреплен по листам рукою Патриарха Никона . Переплет в корешке. 14 . Устав Церковный (Иерусалимский), в ¼ листа, писанный полу-уставом XV столетия, на 324 листах. Переплет кожаный, ветхий. 15 . Устав Церковный об ирмосах, без начальных листов, писан полу-уставом XVII стол. в ¼ листа, на 133 листах. Переплет кожаный, ветхий. 16 . Устав Церковный Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря, преданный ему Святейшим Патриархом Никоном . Писан в лист, на 190 листах, полу-уставом XVII, при Архимандрите Никаноре 1686–1698, с предисловием, им составленным, в коем заключается несколько статей, относящихся к истории сей обители: а) История сего устава; б) Указание о освящении соборного храма Воскресения в 1686 году; в) Разрешительные Грамоты Восточных Патриархов Патриарху Никону . Переплетен в корешок. 17 . Устав Церковный Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря, преданный ему Святейшим Патриархом Никоном ; писан в лист, на 68 листах, полу-уставом XVII столетия, при Архимандрите Никаноре 1686–1698. Переплетен в коже. 18 . Устав или чин Московского Симонова монастыря, написан в 1690 году, Настоятелем оного, Архимандритом Гавриилом Домецким, в 1/8 долю листа, на листах. 19 . Устав Соловецкого монастыря, в ¼ листа, писан на бумаге, полу-уставом XVII столетия. Скреплен подписью Патриарха Никона . Полное заглавие оного: «Тупик обители Вседержителевы, сущий Понта океана Соловецкого отока Лавры Преподобных и Богоспасаемых Отец наших Зосима и Савватия чудотворцев, о церковном пении и о трапезном благочинии и о прочем монастырстем благоустроении, в 44 главах». Переплетен в корешок. 20 . Минея Праздничная, начинается праздником Ильи Пророка и оканчивается Успением Богоматери, писана полу-уставом XVII столетия, в ¼ листа, на 343 листах; скреплена по листам Патриархом Никоном . В конце книги, в виде прибавления: а) Кафизма 17 с припевы, поемая на Всечестное Успение Владычицы нашей Богородицы, творение Феоктистово; б) Начало священия антиминсов, как достоит Святителю Епископу освящать антиминсы; в) Чин, как выходит Святитель на воспоминание Страшного Суда в неделю мясопустную. Переплетена в корешке.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Ярославль. 1560-е.] Святые Феодор, Давид и Константин с житием в 36 клеймах. Икона. Ярославль. 1560-е гг. 132 х 108. Из церкви ярославских чудотворцев Спасо-Преображенского монастыря. ЯГИАХМЗ. Ярославль. Файл 10738.jpg:   Размер: 1413x1800, 2.54 MPix, 289 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (155) , (4) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 10739.jpg:   Размер: 529x1268, 0.67 MPix, 139 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (114) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Ярославские чудотворцы (благоверные князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин). Икона. Русь. 2-я половина XVII в. Из Троицкого собора Варницкого монастыря. Государственный Ростово-Ярославский музей. Файл 10740.jpg:   Размер: 933x1200, 1.12 MPix, 314 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (135) , (3) . Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Сентябрь (лист 2). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 10741.jpg:   Размер: 894x1160, 1.04 MPix, 137 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (119) , (1) . Описание: Икона «Богородица Толгская, ярославские святые Федор, Давид, Константин и избранные святые: Св. Князь Владимир, Св. мученик Павел, СВ. Мария Египетская, Св. Князь Константин» Файл 14750.jpg:   Размер: 1200x1200, 1.44 MPix, 494 Kb. Дата: 2011-11-13, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (135) , (2) . Описание: Икона «Избранные святые в молении перед иконой Богоматери Знамение (ярославские чудотворцы князья Феодор, Давид, Константин, Василий и Константин, и преподобный Александр Свирский)», конец XVII — начало XVIII века. Файл 23643.jpg:   Размер: 800x1710, 1.37 MPix, 343 Kb. Дата: 2014-04-29, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (90) , (1) .

http://pravicon.com/icon-3078-photo

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010