Небольшая крестово-купольная церковь построена в византийско-грузинском стиле. Великий князь Георгий Михайлович с братьями некоторое время прожил на Кавказе, где их отец в течение 22 лет служил наместником императора. С тех пор осталась любовь к искусству кавказских народов. В оформлении храма повторяется декоративный элемент арки: арочные ниши по углам здания, арочные спаренные окна на южной и северной сторонах, арочные проемы в куполе-звоннице. Стройный восьмигранный барабан венчает каменный крест. Каждый угол барабана украшен высеченным из камня цветком на тонком стебле. Храм скромный, но очень красивый и гармоничный, в нем нет ничего лишнего, все на своем месте. Сам Н. П. Краснов гордился храмом, считая его своей удачей. Он так описал свое творение: " Церковь в имении Его Императорского Высочества великого князя Георгия Михайловича " Харакс " построена в 1908 году и окончена отделкою в 1912 году. Известный венецианский художник А. Сальвиати изготовил мозаики для храма. К сожалению, хрупкая мозаика не сохранилась до наших дней. Церковь была освящена во имя Преображения Господня и святой Нины. Название храма не случайно. Старшая дочь Великого князя Нина перенесла тяжелую болезнь -дифтерию. Четырехлетней девочке помогли врачи города Гомбург в Германии, сделав удачную операцию. Церковное предание рассказывает, что святая Нина родилась в Каппадокии в семье благочестивых христиан Отец ее, родственник Георгия Победоносца, ушел в пустынники. Мать, сестра Иерусалимского патриарха, поступила в дьякониссы. Детство девочки прошло в Иерусалиме, при храме Гроба Господня. Там ее воспитывала одна благочестивая старица, которая часто рассказывала о Грузии (Иверии). Однажды во сне Нине явилась Матерь Божия, которая повелела ей идти в Грузию и просветить ее жителей светом христианской веры. При этом Богородица дала крест, свитый из виноградной лозы. Проснувшись, Нина увидела этот крест в своих руках и убедилась в истинности видения. Она отправилась в Грузию, поселилась там в царских виноградниках и молитвой исцеляла больных. Нина обратила к Христу самого грузинского царя и его семью. Царь построил первый христианский храм, вскоре вся Грузия приняла христианство. Тогда Нина отправилась в Кахетию и обратила к христианству кахетинскую царицу Софию. За эти подвиги церковь прославила ее в лике святых как равноапостольную, то есть уподобившуюся ученикам Христовым - апостолам. Святая Нина мирно скончалась 27 (14) января 335 года, в этот день церковь чтит ее память.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святой...

14/27 Отдание праздника Богоявления (Просвещения). Преподобных отец, в Синае и Райфе избиенных (IV-V) Святителя Мелетия, епископа Рязанского и Зарайского (1900). Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (Иверии) (335). Служба преподобным отцам, в Синае и Райфе избиенным, совершается 13 января. Тропарь преподобным отцам, в Синае и Райфе избиенным, глас 4 Боже отец наших,/творяй присно с нами по Твоей кротости,/не остави милость Твою от нас,/но молитвами их/в мире управи живот наш. Кондак, глас 2 От мирския молвы избегосте и к тихому пристанищу преставистеся,/мученичества кровьми и постничества трудами венчаеми./Темже и показастеся мучеников и преподобных единовсельницы. Величание Ублажаем вас,/преподобнии отцы в Синае и Райфе избиеннии,/и чтим святую память вашу,/наставницы монахов/и собеседницы ангелов. Тропарь равноапостольной Нине, просветительнице Грузии (Иверии), глас 4 Слова Божия служительнице,/во апостольстей проповеди Первозванному Андрею/и прочим апостолом подражавшая,/просветительнице Иверии и Духа Святаго равноапостольная Нино,/моли Христа Бога/спастися душам нашим. Кондак, глас 2 Приидите днесь вси,/воспоим избранную от Христа/равноапостольную проповедницу Божия Слова,/мудрую благовестницу,/люди Карталинии приведшу на путь живота и истины,/Богоматере ученицу,/усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу,/Нину прехвальную. Величание Величаем тя,/святая равноапостольная Нино,/всю страну иверскую светом Евангелия просветившую/и ко Христу приведшую. Тропарь святителю Мелетию, епископу Рязанскому и Зарайскому, глас 5 Церкве Христовы светильниче,/земли Рязанстей и Сибирстей украшение,/святителю Мелетие,/Владыце всех молися,/мир вселенней даровати/и душам нашим велию милость. Кондак, глас 3 Днесь Собор Рязанских и Сибирских святых предстоит в Церкви,/и невидимо за ны молится Богу./ Днесь Церковь Небесная и земная ликовствует,/ангели и святии радуются,/купно паства с ними веселится,/прославляя обретение мощей святителя Мелетия,/нас бо ради молят вси Превечнаго Бога. Величание Величаем тя,/святителю отче Мелетие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Читать далее Источник: Полный тропарион : Тропари, кондаки и величания на праздники Господни, Богородичны, святых угодников Божиих и икон Божией Матери на каждый день года/[Сост.: Т. С. Олейникова]. - М. : Ставрос (Тип. АО Мол. гвардия), 2003-./Кн. 1. 2003. – 429 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Нина равноап. - житие Равноапостольная Нина, просветительница Грузии (память 14 января по старому стилю) Святая Нина была племянницей Иерусалимского патриарха Ювеналия. Она с юности всем сердцем возлюбила Бога и глубоко сожалела о людях, не верующих в Него. После того, как отец ее Завулон ушел в пустынники, а мать поступила в диакониссы, святая Нина была отдана на воспитание одной благочестивой старице. Частые рассказы этой старицы об Иверии (нынешней Грузии), тогда еще языческой стране, возбудили в Нине сильное желание посетить эту страну и просветить ее жителей светом Евангелия. Желание это еще более усилилось, когда она однажды увидела в видении Матерь Божию, вручающую ей крест из виноградных лоз. И желание ее сбылось, когда ей пришлось бежать в Иверию, спасаясь от гонения, воздвигнутого императором Диоклетианом (284-305 гг.). В Иверии святая Нина поселилась у одной женщины в царских виноградниках и очень скоро сделалась известной в окрестностях, потому что оказывала помощь многим страждущим. Узнав о силе ее молитв, больные стали во множестве приходить к ней. Призывая имя Христово, святая Нина исцеляла их и рассказывала им о Боге, сотворившем небо и землю, и о Христе Спасителе. Проповедь о Христе, чудеса, которые совершала святая Нина, и ее добродетельная жизнь благотворно действовали на жителей Иверии, и многие из них уверовали в истинного Бога и приняли крещение. Она обратила ко Христу в Грузии и самого царя Мариана (Мерой), бывшего до этого язычником. Тогда были вызваны из Константинополя епископ и священники и построен первый в Иверии храм во имя св. Апостолов. Постепенно почти вся Иверия приняла христианство. Святая Нина, не любившая почестей и славы, удалилась на одну гору там в уединении благодарила Господа за обращение в христианство идолопоклонников. Через несколько лет она оставила свое уединение и отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию. После тридцатипятилетних подвигов святая Нина мирно скончалась 14 января 335 года. На месте ее кончины царь Мариан воздвиг храм во имя великомученика Георгия, дальнего родственника святой Нины. С памятью святой Нины связано нахождение хитона Христова. При распятии Спасителя этот хитон достался по жребию одному римскому воину и после разных событий попал в Грузию. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Нина равноап. " .

http://pravicon.com/info-3079

Патриарший молебен в екатеринодарском кафедральном соборе 15 июня 2005 г. 14:12 Святейший Патриарх начал свое архипастырское посещение Кубанской земли с молебна в екатеринодарском кафедральном соборе во имя св. влмц. Екатерины. По совершении молебна Предстоятель Русской Церкви обратился ко всем православным верующим Кубани, собравшимся для соборной молитвы, со словом приветствия и архипастырского наставления . Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор напомнил священослужителям и мирянам, что первое Патриаршее посещение края в 1955 году совершил Святейший Алексий I. Ровно через сорок лет — в 1995-м — с архипастырским визитом в Екатеринодарской епархии побывал нынешний Предстоятель Церкви, таким образом сегодняшнюю поездку можно назвать юбилейной. Владыка Исидор сказал также Святейшему Патриарху, что храм во имя Рождества Христова в Юбилейном микрорайоне г. Краснодара, начало возведения которого десять лет назад Предстоятель Русской Церкви почтил своим присутствием, был полностью построен в 2000 году. Его Высокопреосвященство познакомил также Предстоятеля с некоторыми цифрами, свидетельствующими о том, как живет епархия: сегодня в ней насчитывается 335 приходов, на которых свое служение несут 480 пресвитеров и дьяконов. Со словами благодарности к Его Святейшеству обратился и губернатор края А.Н. Ткачев. Он сказал о том, что успехи начинаний краевых властей обусловлены заботой не только о материальной, но и о духовной стороне жизни, и попросил Патриаршего благословения на дальнейшие труды. Святейший Патриарх за заслуги в деле духовного созидания наградил губернатора А.Н. Ткачева орденом Сергия Радонежского II степени. Жители Кубани преподнесли в дар Предстоятелю икону мученика Харалампия, память которого отмечается Церковью в день его рождения. Святейший Патриарх, со своей стороны, благословил екатеринодарский собор приподнесением в дар Владимирской иконы Божией Матери. Патриархия.ru Фоторепортаж Комментарий редакции Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/24904.html

Священномученики епископы Херсонские: Василий († 309), Ефрем († ок. 318), Евгений († 311), Елпидий († 311), Агафадор († 311), Еферий († ок. 311–325), Капитон († после 325) – память 7 марта. Священномученик Григорий, Просветитель Великой Армении († 335, память 30 сентября). Св. равноапостольная Нина, просветительница Иврии († 335, память 14 января). Св. мученик Савва чтец, Готский († 372, память 15 апреля). Св. мученики Готские: пресвитеры Вафусий и Верк, монах Арпила, миряне Авив, Агн, Реас, Игафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сонирил, Суимвл, Ферм, Филл, Анна, Алла, Лариса, Моико, Мамика, Уирко, Анимаиса (Анимаида), Гаафа, царица Готская, Дуклида – и прочие, числом около 300, пострадавшие у горы Аю-Даг († 375). V век Святитель Иоанн Златоуст († 407, память 13 ноября) – скончался в ссылке в местечке Комана (Абхазия). VII век Священномученик Мартин, папа Римский († 655, память 14 апреля) – в 653 г. сослан в Херсонес Таврический, где и скончался. Поп. Максим Исповедник († 662, память 21 января) – сослан в Мингрелию, где и скончался; погребен в монастыре святого Арония. VIII век Святитель Стефан, архиепископ Сурожский († ок. 750, память 15 декабря). Святитель Иоанн, епископ Готский († 790, память 19 мая). IX век Святитель Георгий, митрополит Митиленский, исповедник († после 820, память 7 апреля) – в 815 г. был сослан в Херсонес Таврический, где и скончался. Преподобный Иосиф песнописец († 883, память 4 апреля) – в 831–842 гг. был в ссылке в Херсонесе Таврическом. Православные монастыри, основанные не территории будущей Российской Империи (в Крыму) до крещения Руси 629 VIII в. Инкерманский монастырь VIII в. Бахчисарайский мужской монастырь в честь Успения Божией Матери VIII в. Монастырь Шулдан VIII в. Монастырь Чилтера Монастырь Чилтер-Коба VIII в. Монастырь Тепе-Кермен VIII в. Монастырь Барабан-Коя VIII в. Монастырь Табана-Дере VIII в. Монастырь Качи-Кальон VIII в. Монастырь Эски-Кермен Балаклавский Таврический мужской монастырь в честь св. великомученика Георгия Победоносца Хронологический список константинопольских патриархов, византийских императоров и основных событий, имеющих отношение к истории Русской Православной Церкви (1-Х ВВ.) 630

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Из святых Грузинской Православной Церкви наиболее известными являются св. равноап. Нина (ум. 335) (память 14 января), мученик Або Тбилисский (VIII в.), прп. Иларион Чудотворец (ум. 882), подвижник монастыря прп. Давида Гареджиского (память 19 ноября), прп. Григорий, настоятель Хандзойской обители (ум. 961) (память 5 октября), прп. Евфимий Иверский (ум. 1028) (память 13 мая), царица Грузинская Кетевань (1624), погибшая от рук персидского шаха Аббаса (память 13 сентября). Из мучеников (хотя и не причисленных к лику святых) последнего времени почитают грузинского богослова архим. Григория Перадзе. Он родился в 1899 г. в Тифлисе в семье священника. Учился на Богословском факультете Берлинского университета, затем на философском факультете Боннского университета. За труд «Начало монашества в Грузии» был удостоен ученой степени доктора философии. Преподавал в Боннском университете и в Оксфорде. В 1931 г. принял монашество и сан священника. В годы Великой Отечественной войны попал в концентрационный лагерь Освенцим, где погиб в газовой камере. Управление Грузинской Православной Церковью и современная жизнь. Согласно Положению об управлении Грузинской Православной Церкви (1945), законодательная и высшая судебная власть принадлежит Церковному Собору, состоящему из духовенства и мирян и созываемому Католикос-Патриархом по мере необходимости. Католикос-Патриарх избирается Церковным Собором путем тайного голосования. При Католикос-Патриархе действует Священный Синод, состоящий из правящих епископов и викария Католикоса. Полный титул Предстоятеля Грузинской Церкви – “Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всей Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский”. Епархией руководит епископ. Епархии разделены на благочинные округа. Приходом управляет Приходской Совет (в него входят члены причта и представители от мирян, избираемых Приходским Собранием на 3 года). Председателем Приходского Совета является настоятель храма. Крупнейшими центрами подготовки православных священнослужителей являются Мцхетская Духовная Семинария (действует с 1969 г.), Тбилисская Духовная академия (действует с 1988 г.), Гелатская Духовная академия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. В месяцеслов внесены не только имена и памяти святых, но и воспоминания о разных важных событиях, иногда очень торжественных и радостных, иногда же крайне бедственных и скорбных для народа. 13/26 сентября 335 года было очень торжественным днем для иерусалимских христиан. В этот день был освящен храм Воскресения Христова, воздвигнутый на месте гроба Господня свв. равноапостольными Константином и Еленою. С тех пор Иерусалимская Церковь, по свидетельству историка Созомена, совершает праздник Обновления храма ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается таинство крещения (оглашенным) и устраиваются церковные собрания, подобно ветхозаветному празднику освящения храма, и продолжаются 8 дней (Соз. кн. 2, гл. 26). Этим праздником Иерусалимской Церкви объясняется происхождение в нашем месяцеслове под 13/26 сентября памяти обновления храма святого Воскресения (дни освящения храмов в 4 веке вообще назывались днями обновления). По этому образцу установлено праздновать 3/16 ноября " обновление храма святого великомученика Георгия Победоносца, иже в Лиде (по пути из Яффы в Иерусалим), идеже положено есть честное тело его " . А по последнему образцу совершается память " освящения храма святого великомученика Георгия Победоносца, иже в Киеве пред враты святой Софии " (26 ноября/9 декабря). Существует в наших святцах несколько памятей обновления константинопольских храмов: святой Софии, Влахернского и др. Но есть в месяцеслове памяти и о печальных событиях. Июня 5 (18) дня в полных месяцесловах записано: лития на поле. Богослужение это совершается в память освобождения византийской столицы от нашествия иноплеменных варваров, каковое событие, может быть, относится к 5/18 июня 864 г., т.е. к нашествию на Царьград наших киевских князей Аскольда и Дира. 6/19 ноября творится память праха. Что означает это выражение нашего месяцеслова? - В царствование Льва Великого, 6/19 ноября 472 г., в Константинополе пал черный и горячий прах - зола, вероятно, от извержения какого-либо вулкана, и покрыл улицы города " выше мужской пяди " . Это событие произвело столь тяжелое впечатление на жителей столицы, что они занесли его в богослужебные месяцесловы. Была даже неделя " пред прахом " и неделя " после праха " (Полн. месяц. вост., 2 т., 350 стр.). Сохранилось в месяцеслове также несколько воспоминаний труса, т.е. землетрясений, которые нередко бывают в Константинополе и других местах православного Юго-Востока (память труса 9/22 января, 5/18 февраля, 14/27 декабря).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1360...

Также от прикосновения Креста Господня ожил умерший человек, которого проносили мимо. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли созерцать Его. Тогда Патриарх начал высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй!», благоговейно поклонялся Честному Древу. Это великое и торжественное событие произошло в 326 году. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный храм в честь Воскресения Христова над местом обретения Креста Господня. Храм был освящен 13/27 сентября 335 года. На следующий день, 14/28 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Память святых равноапостольных Константина и Елены празднуется 3 июня по новому стилю. И  сейчас при архиерейском служении в соборных храмах совершается этот древний чин воздвижения Креста Господня. 15.23. Какие еще есть праздники, кроме двунадесятых? – Великие праздники: Обрезание Господне (1/14 января) Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября) Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (24 июня/7 июля) Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (29 августа/11 сентября) Славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля). 15.24. В чем духовный смысл праздника Обрезания Господня? – Обрезание в качестве обряда посвящения Богу существовало у израильского народа. У них этот обряд знаменовал вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом. На восьмой день после Рождества Младенец, рожденный Марией, по ветхозаветному обычаю, принял обрезание и получил имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в День Благовещения Пресвятой Деве. По толкованию Отцов Церкви Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно соблюдать Божественные установления, и для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили еретики.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

И вот, царь Мириан с царицей Наной поспешили в Бодби вместе с епископом Иоанном. Святая Нина уже лежала в своей пещере на смертном одре. Царь Мириан со слезами припал к ее руке, прося разрешения перевезти ее в Мцхету, но она не согласилась. Она изъявила твердое желание упокоиться здесь, быть погребенной прямо на этом месте, в пещере, где лежит она на одре. Она сказала, что есть у нее один день жизни и она может проститься со всеми, кто этого пожелает. У ее одра сидели и неутешно плакали три царицы – Нана, София и Саломия, супруга Рева, сына Мириана, дочь царя Тиридата. Многие подходили, обнимали и лобызали одр, на котором лежала святая, и землю на которой он стоял. Подходили и простые люди, стремились сюда и недужные, которые все исцелялись по вере своей силою Христовой. И вот царица Нана решилась сказать: – Матушка и госпожа наша! Пока не отошла ты от нас, расскажи нам о себе, откуда ты, какого ты рода и кто твои родители. Мы ничего не знаем о тебе, а ведь нас, видевших тебя, будут спрашивать. Оставь нам и всей Иверии память о себе! – Вы желаете знать жизненный путь бедной рабы Христовой? – тихо промолвила святая Нина. – Я согласна. Пусть принесут письменные принадлежности. Царица Саломия приготовилась писать, и умирающая Нина начала свой рассказ. Она поведала все, что нам теперь известно, и, когда была поставлена точка, она попросила владыку Иоанна приобщить ее животворящих Тайн Христовых, после чего мирно предала душу свою Господу Богу. Царь Мириан исполнил просимое ею, то есть приказал совершить погребение здесь же, где она жила, а на месте этом возвести храм в честь великомученика Георгия, ее двоюродного брата. Этому храму суждена была долгая жизнь: никогда не угасала в нем молитва , не отнимала от него Своего покрова Пресвятая Богородица, Которая Сама приняла душу верной рабы Своей, так много потрудившейся в уделе Ее. Она Сама вместе с Ангелами вознесла чистую душу святой равноапостольной Нины к престолу Господню, и Господь с любовью принял ее. Это было около 14 января 335 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Палач подошел к бездыханному телу князя, отсек голову и поднял вверх, как некогда секулятор 224 – главу Иоанна Крестителя. Татары решили выбросить тела мучеников на съедение диким зверям. Они выкопали из ямы головы и куски изрубленных тел Шалвы и Элизбара, и вместе с рассеченным телом и головой Бидзины бросили в поле. Столп света сиял по ночам над телами князей; может быть, это светозарный ангел покрывал их своими огнезрачными крыльями. Армяне, жившие в Джугами, тайно, с опасностью для жизни взяли тела мучеников и погребли их в своей церкви, в одной гробнице. Родственники святых князей, узнав об этом, перенесли их тела в Грузию, и похоронили в Икортском монастыре 225 с честью и торжеством, как победителей. Свет христианства вновь засиял над Кахетией. Храмы восставали из руин; монахи, оставшиеся в живых, возвращались в свои обители. Алавердский монастырь и собор святого Георгия – святыня всех народов и племен Кавказа – превращенный персами в мечеть (минарет и мечеть были выстроены во дворе монастыря) был вновь освящен, зажглись огни алтарей, зазвучали под старинными сводами священные песнопения. Крест с высоты Алавердского собора, как с вершины Казбека, вновь осенил Грузию и весь Кавказ своим небесным благословением. 69 Память святой равноапостольной Нины († ок. 280–335 до другим источникам 347), просвети-тельницы Грузии, –14 (27) января. 70 Апостол Андрей Первозванный († ок. 62) – один из 12-ти апостолов, избранных Самим Господом для евангельской проповеди. Получив от Пресвятой Богородицы повеление проповедовать в Грузии христианство, отправился туда вместе с апостолами Симоном Кананитом (Зилотом), Матфием избранным вместо Иуды Искариотского и некоторыми другими, по пути основывая в малоазийских и понтийских провинциях Церковь и оставляя учителем кого-нибудь из своих спутников, и достиг пределов Грузии ок. 40 г. и прошел дс реки Чорохи. Затем апостолы посетили Сванети. где царица Пифадора крестилась от рук апостола Матфия. Апостол Андрей Первозванный после проповеди в Колхиде через Верхний Картли прибыл в Мцхета.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010