В Беслане почтили память жертв трагедии 2004 года 3 сентября 2009 г. 20:34 1-3 сентября 2009 года в Северной Осетии прошли дни памяти жертв теракта в школе 1 города Беслана. Утром 1 сентября 2004 года несколько десятков террористов захватили школьное здание и в течение 52 часов удерживали в заминированном спортзале более 1200 человек. Погибли 335 заложников, в том числе 186 детей, и десять бойцов спецподразделений. Ежегодно в дни траура республику с архипастырским визитом посещает архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан . 1 сентября, в пятую годовщину захвата школы, владыка совершил в полуразрушенном спортзале панихиду по убиенным от рук террористов жителям Беслана и воинам, спасавшим детей ценой собственной жизни. 3 сентября архиепископ Феофан возглавил заупокойную Божественную литургию в храме святой великомученицы Варвары бесланского подворья Свято-Успенского аланского мужского монастыря. За богослужением архипастырю сослужили наместник монастыря архимандрит Антоний (Данилов), благочинный православных церквей Северной Осетии протоиерей Владимир Самойленко, настоятели всех храмов республики, насельники монастыря в священном сане. Среди молившихся за Божественной литургией были и матери, потерявшие в теракте детей. Многие из них причастились Святых Христовых Таин. Заупокойные богослужения продолжились в спортзале Первой школы и на мемориальном кладбище Беслана. После того как были зачитаны имена всех, кто погиб в страшные дни сентября 2004 года, в воздух по традиции взмыли 335 белых шаров, символизирующих души невинно убиенных. В траурных мероприятиях в Беслане в эти дни участвовали тысячи людей. «Православная Осетия» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/733316.htm...

горы, в городе Авлоне (после 1371 г.), и скончался в Сербии в монастыре Раваница (извлечение из жития его, написанного учеником его Григорием, в Гласнике IX, 253; у Мартынова под 11 января, у преосвящ. Филарета в указателе под 24 ноября). Новые мученики, пострадавшие от турок: 48) Дамаскин, из селения Габрово в терновской епархии, пострадавший в 1771 г. (в Афонском Патерике, ч, 2, стр. 193, под 16 января; у преосвящ. Филарета и у Мартынова под тем же числом). 49) Иоанн, пострадавший в 1784 (в Афонском Патерике, ч. 2, стр. 215, под 5 марта; у пресвящ. Филарета под 4 марта, у Мартынова под 5 марта). 50) Игнатий, из селения Эски-Загра в епархии терновской, пострадавший от турок в 1814 г. (в Афонском Патерике, ч. 2, стр. 306, память 20 октября и 1 мая; у преосвящ. Филарета под 8 октября). 51) Онуфрий, из помянутого выше селения Габрово, пострадавший в 1818 г. (в Афонском Патерике, ч. 2, стр. 335, под 4 января, у преосвящ. Филарета под тем же числом). 52) Злата, из селения Златив в меглинской епархии; вероятно, болгарыня, как показывает самое имя; пострадала в 1795 г. (у преосвящ. Филарета под 18 октября). (В святцах Мстиславова Евангелия конца XI-haчaлa XII века под 8 января записана «память святого Григория епископа Мисии» (Извест. Акад. Наук IX, 122), неизвестно когда жившего, но вероятнее, что еще во времена доболгарские. Архиепископ Феофилакт в Тивериупольских мучениках (§ 37) причисляет к болгарским святым Германа ковиницкого, который был родом из малой Азии, пришел в Европу и Подвизался в построенном им монастыре Козиницком близь Амфиполя, в югозападной Фракии, в правление болгарского вел. князя Бориса-Михаила. Житие у Болландистове, 3 том, месяца мая, р. 161 и appendix; помнится, есть на русском языке Описание Козиницкого монастыря.) Список сербских святых Князья: 1) Иоанн-Владимир, князь. По синаксарю Сербляка, он был владетель Зеты, сын Петрислава, внук Хвалимира. Быв взят в плен болгарским царем Самуилом, он женился на дочери его Косаре; в 1015 г. он был вероломно убит племянником Самуила Владиславом. Память 22 мая (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март, и у нас выше). 2) Стефан Неманя, в монашестве Симеон. Древние жития: 1) Стефана Первовенчанного, 2) Св. Саввы, оба напечатаны в Памятниках Шафарика; 3) Дометианово, напечатано г. Даничичем; похвала общая с Св. Саввой в Волокол. рукоп. 620 после жития Саввы, и у Ундольского 231, л. 187. Память 13 февр. (в Сербляке служба и синаксарь; Филар. Март.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Иерусалим - Старый город. Церковь Воскресения Христова. Храм Гроба Господня /// Епархия неизвестна Храмовый комплекс. Действует.   Престолы: Воскресения Христова Год постройки:не ранее 335. Адрес: Израиль, Иерусалим - Старый город Координаты: 31.778415, 35.229615 Изменить описание Добавить фотографии Снятие Господа с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания. Юрий Шабунин 6 февраля 2014 Подземная ц. св. Елены в настоящее время принадлежит армянам. Храм имеет 2 престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный,- царице Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Николай и Надежда Гусевы 1 января 2012 Образ Спасителя на стене Храма Гроба Господня отличен от канонического " Спаса нерукотворного " . Христос изображен в терновом венце с закрытыми глазами. Этот образ называют " Плат Вероники " . Николай и Надежда Гусевы 1 января 2012 В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо. Николай и Надежда Гусевы 1 января 2012 Придел разделения риз Господних . Еще Богодухновенный псалмопевец Давид, пророчески изображая обстоятельства страданий Спасителя, говорил: " Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий " (Пс 21:19). Николай и Надежда Гусевы 1 января 2012 Карта и ближайшие объекты Добавить статью «Согласно православному преданию, трещина появилась чудесным образом в Великую субботу 1579 г. В это время Османской империей правил султан Мурад III, а Патриархом был Софроний IV (1579—1608). Это предание гласит, что армяне подкупом добились у иерусалимского паши позволения им одним быть в храме Воскресения Христова в Великую субботу. Поэтому православный Патриарх вместе с народом не были допущены внутрь и вынужденно молились перед входом в храм. Ожидание уже сильно затянулось по сравнению с обычным временем и вдруг раздался громовой удар, одна из колонн храма треснула и оттуда брызнул Огонь. Патриарх зажег свои свечи, от него зажгли все православные и все пришедшие в храм. При этом православные арабы от радости стали прыгать и громко кричать, прославляя Бога, от этого и идёт их обычай шумно и громко славить Бога в храме каждую Великую субботу. Кроме того, предание сообщает, что один из турецких офицеров, мусульманин по имени Омир, увидев чудо с Огнем из колонны, бесстрашно и громко исповедал перед всеми, что он теперь тоже христианин. За это он был тут же обезглавлен, и тело его сожгли на площади перед храмом.Православные собрали пепел и кости Омира, поместили в раку и поставили в женском монастыре Введения Пресвятой Богородицы, где они находились до конца XIX в., источая благоухание. Память святого новомученика Омира совершается 19 апреля (1 мая)».

http://sobory.ru/article/?object=20579

И ныне: Владычице, приими: Славословие великое, и отпуст. Час 1-й. И конечный отпуст. НА ЛИТУРГИИ: Блаженны от канона песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/смерть преподобных Его . Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол ко Евреем, зачало 335. Аллилуия, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа,/в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его. Евангелие от Луки, зачало 24. Причастен: В память вечную будет праведник: Преподобный Евфимий Великий Родился в 377 году в армянском городе Мелитине, расположенном на берегу одного из притоков Евфрата. Его родители, Павел и Дионисия, были христианами из знатного рода. Долгое время они не имели детей, усердно моля Бога о даровании потомства. Однажды, после многих дней молитвы в храме святого мученика Полиевкта (†259, память 9 января), им было открыто о рождении сына, через которого Бог дарует утешение Церкви. Еще до рождения младенца родители посвятили его Богу. Когда Евфимию было три года, умер его отец. Дионисия по совету своего брата пресвитера Евдоксия отдала сына на воспитание святителю Отрию (память 17 апреля), епископу Мелитинскому. Святитель Отрий поручил обучение Евфимия двум благочестивым и ученым юношам – Акакию и Синодию, впоследствии епископам Мелитинским. Святой Евфимий с большой любовью и усердием изучал Священное Писание и старался подражать жизни упоминаемых в нем добродетельных мужей. С юных лет святой Евфимий приучил себя к воздержанию от праздных разговоров, от пресыщения в пище и питии; особенно он стремился сохранить целомудрие и телесную чистоту. Епископ Отрий поставил святого Евфимия во чтеца Мелитинской Церкви, а мать его, блаженную Дионисию, посвятил в диаконисы. Затем святой Евфимий, пройдя все низшие церковные степени, был рукоположен во пресвитера и назначен управителем мелитинских монастырей. Большую часть времени пресвитер Евфимий проводил в монастыре святого Полиевкта и в обители святых тридцати трех мучеников (†III в., память 7 ноября). В святую же Четыредесятницу он уходил на гору близ города и пребывал там в уединенных подвигах до дня Святой Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2/15 Предпразднство Богоявления. Святителя Сильвестра, папы Римского (335). Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Праведной Иулиании Лазаревской, Муромской (1604). С этого дня по 5 января – предпразднство Богоявления. Тропарь предпразднству, глас 4 Готовися, Завулоне,/и красуйся, Неффалиме,/Иордане реко, стани,/подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку;/веселися, Адаме с праматерию,/не крыйта себе, якоже в раи прежде,/ибо, наги видев вы явися,/да облечет в первую одежду./Христос явися, всю тварь хотя обновити. Кондак, глас тойже Во струях днесь Иорданских быв, Господь/Иоанну вопиет:/не убойся крестити Мя,/спасти бо приидох/Адама первозданнаго. Тропарь святителю Сильвестру, папе Римскому, глас 4 Правило веры И образ кротости... (общий святителю). Кондак, глас тойже Во священницех священник явился еси Царя и Бога, богоносе,/постником собеседник быв,/отонудуже, срадуешися ныне ликом ангельским, отче, веселяся в Небесных,/Сильвестре, славне пастырю,/спасай любовию совершающия память твою. Ин кондак, глас тойже Яко звезду тя вселенней, святе,/яви иже славы Господь,/добродетели предложив паче денницы, блаженне./Свет бо еси нам, отче Сильвестре. Величание Величаем тя,/святителю отче Сильвестре,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу, глас 4 От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/и Тому единому работати пламенне вожделев 39 ,/непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/избранник возлюблен Божия Матере явился еси./Сего ради вопием ти:/спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш. Кондак, глас 2 Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне ,/в Саровскую обитель вселился еси,/и тамо ангельски пожив,/многим путь был еси ко спасению./Сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави/и даром исцелений и чудес обогати./Темже вопием ти:/радуйся, Серафиме, преподобне отче наш. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С 1093 г. Ансельм – архиепископ Кентерберийский. На посту архиепископа он боролся за большую независимость Англиканской церкви от власти папы и короля. Из-за своей жесткой позиции в этом вопросе большая часть его архиепископства прошла в ссылке на материке. Св. Ансельм считается отцом схоластики. Он одним из первых признал возможность использования философии в богословии. Занимаясь решением очень популярной в Средние века и Новое время проблемы соотношения веры и разума, он пришел к выводу, что познание христианина начинается с акта веры: факты, которые он хочет познать, даны в Откровении. То есть христианину требуется верить, чтобы понимать, а не наоборот. В то же время богословие может воспользоваться разумом, чтобы лучше понять то, во что он верит. Особое внимание Ансельм уделял форме, в которую облекается мысль, то есть логико-грамматической структуре высказывания. АНТОНИЙ, МИТРОПОЛИТ (в миру Алексей Павлович Храповицкий; 1863–1936) – церковный деятель и писатель; инспектор, а затем ректор Санкт-Петербургской и Московской духовных академий; в 1897 г. переведен ректором в Казанскую духовную академию; в 1897 г. рукоположен во епископа; с 1902 г. архиепископ Волынский, затем митрополит Киевский и Галицкий ; после революции 1917 г. возглавлял Высшее Церковное Управление за границей в подчинении Московской патриархии, с 1922 г.– глава Синода Русской церкви за границей, лидер Карловацкого раскола. АНТОНИЙ, ABBA , св. Антоний Великий , преп. Антоний Египетский (251–356) – основатель пустынножительского монашества. Его житие, составленное св. Афанасием Александрийским , представляет духовный путь Антония как единство существенных аспектов монашества: общежительства, отшельничества и социального служения. Около 335 г. по настойчивому приглашению Афанасия Великого приходил в Александрию для обличения ариан. Память в Православной и Католической церквах – 17 (30) января. АПОЛЛИНАРИЙ Младший (ок. 310–390) – сын Аполлинария Старшего, епископ г. Лаодикии, ученик Афанасия Александрийского .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И ныне, Богородичен: Богородице, Ты еси лоза истинная,/возрастившая нам Плод Живота./Тебе молимся: молися, Владычице, со святители и всеми святыми/помиловатися душам нашим. НА ЛИТУРГИИ: Блаженны от канона песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол ко Евреем, зачало 335. Аллилуйя, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются . Стих: Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум. Евангелие от Матфея, зачало 11. Причастен: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. Молитва О святителие Христовы, Герасиме, Питириме и Ионо! К вам яко чадо ко отцем, в смирении сердца с верою и любовию вси притекаем и умиленно молимся: предстательством вашим со равноапостольным Стефаном испросите у Господа нам покаяние и прощение всех вольных и невольных согрешений наших, да, преуспевающе в истинней вере и благочестии, явимся достойни милости Его неизреченныя. Будите, святителие Христовы, теплии о нас пред Богом заступницы, да умирит и укрепит Господь Святую Церковь Свою, да просветит люди, седя­щия во тьме и сени смертней. Ограждайте ходатайствы ва­шими землю Российскую, да тихое и безмолвное житие поживем в веце сем, христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем суде Божи­ем получим и наследницы будем Небеснаго Его Царствия во веки веков. Аминь. Святители Герасим, Питирим, Иона Пермские 29 января, накануне праздника Собора Вселенских учителей и святителей, Православная Церковь вспоминает и прославляет подвиги трех своих архипастырей Герасима, Питирима и Ионы, которые преемственно, один за другим, продолжили апостольские труды великого просветителя Пермского края святителя Стефана (†1396, память 26 апреля). За 18 лет своей подвижнической деятельности святитель Стефан обратил ко Христу прежде дикий и погрязший в идолопоклонстве народ зырян, создал азбуку для него, построил множество православных церквей, перевел на зырянский язык богослужебные книги и всячески заботился о благе и мире этого народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

29 Преподобный Георгий Святогорец, Афонский, ктитор. В X веке появился перевод Нового Завета на грузинский язык, сделанный афонским монахом Евфимием; в XI веке перевод этот был переработан Георгием Святогорцем и послужил основой для всех последующих изданий Нового Завета на грузинском языке. – Прим. ред. 30 9 апреля 1989 года в 4 часа утра в центре Тбилиси на проспекте Руставели был разогнан многотысячный митинг представителей национального движения. Военнослужащие применяли неизвестный газ, сапёрные лопатки и тяжёлую технику. В результате: 20 человек погибло, несколько сотен людей были отравлены газом. – Прим. перев. 31 Монастырский комплекс и епископальный центр в Кахетии, в местечке Бодби. Здесь в 335 г. святая равноапостольная Нина отошла ко Господу и по своему предсмертному завещанию была похоронена. Над могилой святой воздвигли храм святого великомученика Георгия Победоносца. – Прим. перев. 32 Область Грузии, расположенная на юго-западных склонах Главного Кавказского хребта. – Прим. перев. 35 В 60-х годах был популярен фильм режиссера Рафаэля Хиля «Королева Шантеклера» (Испания, 1962 г.) Актриса Сара Монтьель, сыгравшая главную роль в этом фильме, стала олицетворением женской красоты. В фильме она много пела и танцевала. – Прим. перев. 36 Джвари (груз. – Крест) – храм, построенный в VI в. на горе у слияния рек Куры и Арагвы, напротив древней столицы Грузии Мцхеты. Строительство малого храма Джвари было начато правителем Восточной Грузии Гуарамом на крутом утёсе, на самом краю скалы, рядом с крестом, воздвигнутым на горе святой равноапостольной Ниной. А в 586 году сын Гуарама Степаноз I начинает строительство большого Джвари, который должен был стать достойной оболочкой для креста святой Нины. Строительство было закончено в 604 году, и храм дошёл до нас почти без изменений. Сейчас монастырь поддерживается силами монахов и послушников. – Прим. перев. 37 Преподобный Антоний, столпник Марткопский (VI в.) – один из 13 сирийских отцов. По преданию, он принёс в Грузию первый отпечаток на «черепице» с подлинника Едесского изображения Нерукотворного Спаса. Поселился на уединённой горе, названной в его честь Марткопской, что значит «уединённая», где основал обитель и построил храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Последние пятнадцать лет своей жизни преподобный Антоний подвизался на столпе, почему и получил название столпника. По окончании своей земной жизни преподобный Антоний был погребён в устроенном им храме; на его гробнице, привлекавшей множество верующих, совершались чудесные исцеления. Столп этот, разрушенный временем, сохранялся ещё в XIX столетии, а монастырь, основанный преподобным Антонием, существовал до середины XVIII века. Память святого совершается 19 января/1 февраля и 7/20 мая. – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

335–ок. 394; память 10/23 января) – епископ, учитель Церкви, младший брат свт. Василия Великого . Вел жестокую борьбу против аполлинариан и ариан и был изгнан ими с кафедры. После возвращения из ссылки принимал участие во II Вселенском (381) соборе, на котором восторжествовало Православие. Участвовал в разработке Символа веры , христианской догматики, символической экзегетики. Оставил после себя богатое богословское наследие. [xlvii] Платонизм – всякое философское учение, опирающееся на идеи Платона, в первую очередь на противопоставление чувственного мира миру идей; таковым можно признать всякое нематериалистическое учение. Чаще всего под платонизмом подразумевается неоплатонизм, просуществовавший до XIX в., иногда – неопифагореизм, гностицизм и герметизм и др. Свт. Григорий Нисский отличается глубоким знанием философии и свободным оперированием философскими аргументами; наибольшее влияние на него оказали Филон Александрийский и неоплатоники. Сближает свт. Григория с неоплатониками трактовка таких вопросов, как восхождение по ступеням богопознания и экстаз как высшая ступень постижения Бога, соединение души с Богом, представление о Боге как совершеннейшем бытии, благе и красоте. Наиболее близко к платоновскому учение свт. Григория о материи: если устранить из нее ее качества (цвет, форму, запах, твердость и т.д.), то от материи не остается ничего, то есть ее вовсе не существует. Сами же качества материи суть не что иное, как понятия, и ни одно из понятий не есть вещество; они становятся веществом, только когда сочетаются друг с другом. [xlviii] Экзегеты (от греч. ξγησισ – объяснение, толкование) – богословы, занимающиеся трактовкой и объяснением смысла Священного Писания. [xlix] Книга душеполезных поучений прп. аввы Дорофея была одной из самых первых и излюбленных книг православного народа. Еще в те времена, когда книги переписывались от руки, на Руси «в монашеской среде XIV–XV вв. очень распространены были сборники поучений на темы монашеской жизни, из которых наиболее авторитетными явились “Лествица” Иоанна Синаита, “Поучения” аввы Дорофея , “Слова постнические” Исаака Сирина » (Лихачева О.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Современником его был, как уже об этом и раньше упоминали, блаженный Николай Кочанов, живший на Софийской стороне, тогда как Феодор ходил на Торговой. Когда блаженному Феодору случалось переходить Волховским мостом на Софийскую сторону, блаженный Николай гнал его на Торговую; то же делал, когда заставал на Торговой стороне и Феодор, говоря: «Не ходи, юродивый, на мою сторону, а живи на своей». Блаженные, понимая друг друга, этою видимою неприязнию напоминали новгородцам их междоусобия, которые так часто бывали кровавыми и нередко по предлогам самым пустым. Жители Софийской и Торговой стороны постоянно враждовали между собою и нередко происходили кровопролитные драки на Волховском мосту. В действиях мнимой своей вражды юродивые обличали эту гибельную вражду обеих сторон Софийской и Торговой. Одаренный от Господа даром прозорливости, Феодор иногда, шествуя по стогнам города, громко взывал к согражданам: «берегите хлеб», и действительно, наступал голод. В другое время, останавливаясь среди многолюдных улиц, говорил: «Чисто тут будет: хорошо будет сеять репу», и пожар опустошал указанные блаженным местности. Предчувствуя свою кончину, он говорил встречавшимся с ним на улицах: «Прощайте, далеко иду», – и все ночи после этого проводил в молитве. Немного дней продолжалась его болезнь, – замечает составитель жития, – и, приобщившись Божественных Таин, предал Богу чистую свою душу 332 . Блаженный Феодор просил похоронить его близ торжища и скончался 19 января 1392 года В последствии над гробом его построена была часовня, и здесь больные получали исцеления. Теперь мощи его почивают под спудом в каменной часовне, на Торговой стороне, при храме великомученика Георгия, на Лубянице, построенном еще в 1181 году. Блаженному Феодору есть особая (печатная) служба 333 , по которой празднуется память его 19 января и совершается молебствие при его мощах 334 . Святой Блаженный Иаков, боровицкий чудотворец Кто был сей угодник Божий, где жил и скончался, «весьма неведомо». «Мы только благодарим, – говорит Епифаний Славинецкий, – блаженного Иакова. Он просиял Христовою силою чудотворений, подобно древним великим святым. В блаженном отроке сильный и дивный муж пришел к нам в русскую страну охранять и соблюдать веру нашу во Христа» 335 . Местное предание говорит, что блаженный Иаков был простой, но усердный к делу судовщик, принял юродство Христа ради и убит громом 336 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010