. В). Смерть Христова и сошествие во ад Смерть Христова была истинною столь же, сколько и Его человечество: Евр. 2, 14–15 («как дети причастны плоти и крови, так и Он также воспринял оныя, дабы смертью лишить имеющего силу смерти, т.е. диавола»). Эха человеческая смерть не могла, конечно, коснуться Божеского естества самого Начальника жизни, ибо Бог не может умереть. Однако Он может «смирить Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной» ( Флп. 2, 8 ). Смерть Богочеловека поэтому должна быть понята в Божественной стороны как предельный акт кенозиса Божества, принятый вместе с вочеловечением. Бог мог истощить Себя, как бы депотенциализироваться в боговоплощении, Он мог смириться до усвоения Себе масштабов человеческой жизни в ее ограниченности, подвергаясь законам немощной жизни тела. Но кенозис в пределе своем, чтобы исчерпать все человеческое, должен вместить в себя и тот акт жизни, который состоит в смертном ее перерыве, конце, или, точнее, обмороке, «успении» (смерти, как положительного начала бытия, нет, ибо Бог ее не создал). Бог, умалившийся до тварной человеческой жизни, опустошает Себя даже до смерти, чрез нее входит в субботний покой ( Евр. 4, 3–4, 9–11 ). 390 Божественная смерть есть вольная, как акт «послушания» и кенозиса, как умирание в самоистощании или самоограничении. Она есть акт богочеловеческой жизни, которая вмещает в себя и тварную смерть. Она принадлежит к вочеловечению, поскольку жизнь человеческая смертна. Но смерть Господа не может быть рассматриваема как конец Его земного служения или Его развоплощение и как бы разчеловечение. Напротив, это есть самая глубинная точка Его вочеловечения. «Ибо не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям» ( Евр. 2, 16–17 ). Христос, который во всем, кроме греха, пребыл един с человечеством, соединился с ним и в смерти, чтобы победить ее: «смертию смерть поправ». Смерть Христова была поединком смерти с Жизнью, которая и победила ее, в Себя приняв ее жало. Но для этого Жизнь должна была испытать все бессилие тварной жизни, вкусив смерть. В этой смерти «совершишася» ( Ин. 19, 30 ) все дела земного первосвященнического служения, как в творении мира совершил ( Быт. 2, 1 ) Бог в шесть дней Свое Творение. И как почил Бог от творения, чтобы охранять сотворенный мир уже чрез промышление, так почил и Сын Человеческий, подобно зерну пшеничному, в сердце земли чтобы спасти мир победой над смертью. 391

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

    Вспомним: « Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12).     « Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.      Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? не то ли делают и мытари?» (Мф. 5, 45-46).      Как мы теперь знаем, Макаренко сам напросился стать начальником Полтавской колонии .     Он, сугубо городской житель, уехал по раздолбленной грязной просёлочной дороге в Трибы, что в 18 километрах от Полтавы. Он добровольно отказался от городского комфорта, от театров (которые любил), от ресторанов (которыми, что было, то было, до этого, как и его коллеги, не брезговал), от шумного светского общества (в котором блистал игрой на скрипке, стихами и юмором).      И лишился он всего этого добровольно, и добровольно ушёл в свой педагогический скит строить с отверженными мира сего Царствие Божие .     Вспомним: « Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель и многие идут ими; по тому, что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13-14). «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?..» (Мф.16, 26)     Позже, когда целая делегация от родителей школы в Крюкове приедет уговаривать его вернуться директорствовать на прежнем поприще, он, к их величайшему удивлению, категорически откажется…     А ещё позже Макаренко скажет, что стал совсем другим человеком, что его можно заново регистрировать в загсе…     На Международном макаренковском семинаре в Полтаве в 2002г. было сказано о «перерождении» учителя в педагога» (9, с.391), но, полагаем, изменения были гораздо более значительными. Их в своё время уже заметил писатель А. М.Горький, который написал ему незадолго до своего ухода из жизни, что прекрасную душу он себе нажил . С «новой прекрасной душой» действительно можно было бы говорить о новом рождении.     А «перерождение» обычного учителя в прекрасного воспитателя…

http://pravmir.ru/pravoslavnye-istoki-pe...

Большинство исследователей считает, что единственным текстуальным источником Луки при изложении “малого Апокалипсиса” было Евангелие от Марка, а различия в основном связаны с тем, что Лука писал уже во время, когда пророчество о гибели храма исполнилось, но Парусия не наступила. Однако по мнению других специалистов в распоряжении Луки был, кроме Мк, еще один вариант “малого Апокалипсиса”. Они указывают, например, на то, что 1) сам Лука никогда не опустил бы упоминания о миссии среди всех народов и о даре Святого Духа (Мк 13:10,11); 2) слова Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы выглядят как вставка из другого источника, так как следующее за ним выражение кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, букв. ‘кто посреди нее’ ( ™n aЩmБj) и ‘в нее’ ( e„j аЩт»п), несомненно, по смыслу относится к Иерусалиму, о котором говорилось раньше, а не к Иудее (оба собственных имени — женского рода); 3) в ст. 20–24 используются поэтические приемы ВЗ, которые несвойственны собственному стилю Луки. Апокалиптические представления в иудействе новозаветного времени включали упоминания о знамениях, по которым люди смогут узнать о приближающемся конце. Иисус Сам говорит о подобных знамениях, но вместе с тем предупреждает, что Сын Человеческий придет внезапно, поэтому люди не могут позволить себе, пока эти знамения не наступили, жить беззаботно, откладывая покаяние до последнего времени. И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами — о великолепии иерусалимского храма, предмета гордости иудеев, см. у Иосифа Флавия (Древности 15:391–402; Война 5:184–226). Пророчество в ст. 6 стоит близко к 19:44, где теми же словами Иисус говорит о разрушении Иерусалима. Историчность пророчества оспаривается радикальными критиками — кроме “догмата” о невозможности предсказывать будущее, они ссылаются еще на то, что Мк 13:2 якобы сконструировано на основании обвинения в Мк 14:58, и на то, что реплика о великолепии храма звучит искусственно и не связана с контекстом 134 . Однако эти доводы трудно признать серьезными. Слишком очевидна неразрывная связь пророчеств “мало­го Апокалипсиса” с другими речениями Иисуса, подлинность которых никто не оспаривает. Ложные знамения конца

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

«Поэтому вот Я намерен переселить этот народ, – говорит Господь, – и переселю их, отниму мудрость мудрецов их и скрою разум разумных» 390 . И справедливо; ибо вы не мудры и не разумны, но жестоки и лукавы: вы мудры только делать зло, но вы бессильны познать сокровенную волю Божию и верный завет Господа, или найти вечные пути. Посему Он говорит: «Я воздвигну Израилю и Иуде семя человеческое и семя скотское» 391 . И чрез Исаию Он так говорит о другом Израиле: «В тот день будет третий Израиль среди Ассириян и Египтян, благословенный на земле, которую благословил Господь Саваоф, говоря: благословен будет народ Мой, который в Египте и среди Ассириян, и Израиль – наследие Мое» 392 . Если Бог благословляет народ этот и называет его Израилем и наследием Своим: то как вы не раскаиваетесь и в том, что обманываете самих себя, как будто вы только были Израилем, и в том, что проклинаете народ, благословенный Богом. Ибо, когда Бог говорил Иерусалиму и окрестным странам, то еще присовокупил следующее: «И произведу над вами людей, народ Мой Израиля: и они получат вас в наследие и вы будете их владением, и не будете уже бесчадствовать от них» 393 . – Итак, что же, – сказал Трифон, – неужели вы – Израиль, и Бог говорит это об вас? – Если бы мы, – отвечал я ему, – не беседовали об этом много, тогда я мог бы подумать, не спрашиваешь ли об этом по неведению; но так как мы рассмотрели этот вопрос, и вы согласились на это, то не думаю, чтобы ты не знал сказанного прежде, или хотел опять спорить, но вызываешь меня повторить то же доказательство для этих слушателей 394 . Когда он взглядом своим выразил согласие, я начал говорить: у Исаии, если вы, слушая ушами слышите, Бог, говоря о Христе, приточно называет Его Иаковом и Израилем. Он говорит так: «Иаков раб Мой, Я поддержу Его, Израиль избранный Мой, Я положу на Него Дух Мой, и Он возвестит народам суд, Он не будет спорить или кричать, и никто не услышит голоса Его на улицах; не переломит разбитой трости и льна дымящегося не погасит, но изнесет с истиною, воспримет суд 395 и не сокрушится до тех пор, пока не утвердит на земле суда; и на имя Его будут надеяться народы» 396 . Поэтому, как от этого одного Иакова, названного также и Израилем, весь род ваш назван Иаковом и Израилем: так и мы, соблюдающие заповеди Христовы от родившего нас для Бога Христа называемся не только Иаковом, Израилем, Иудою, Иосифом и Давидом, но и истинными сынами Божиими, и на самом деле таковы. Глава 124

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

9 В соответствии с проектируемым исправлением проповеди христианской об Агнце Божием и прочей догматики христианства должна быть произведена и замена крестов (Kruzifixe) с изображе­нием мучительного распятия в церквах и на дорогах. (616). 10 Соответственно подменивается и христианское понимание личности и ее ценности: см. характерные, хотя и туманные рассуждения у Розенберга, op. cit., стр. 390–396 и далее. 12 Для расизма, как антисемитизма, характерно, что Михаил Архангел, согласно кн. пророка Даниила, есть вождь и хранитель еврейского народа, из соперничества с которым духовно и рож­дается расизм. Он не останавливается перед таким мистическим плагиатом. 13 «И четыре большие зверя вышли из моря, непохожие один на другого. Первый, как лев, но у него крылья орлиные... и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. И вот еще зверь второй, похожий на медведя... вот еще зверь, как барс». ( Дан. 7:4–6 ). «И вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный... и десять рогов были у него... и вот вышел между ними еще небольшой рог, и вот в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно». (7–9). Подобная же символика борющихся между собою зверей (овна и козла) применима к гл. 8. Тому же посвящена 13 и отчасти 17 главы Откровения Иоанна. 16 «Blutmäßig gesunde Völker den Individualismus als Maßstab nicht kennen, ebensowenig wie den Universalismus». (539). Cp. 127 ел. против «статического монизма». Ср. 391 сл. 17 Разумеется, нельзя ставить вполне знак равенства между германством и расизмом: первое обширнее и, конечно, глубже второго, последнее же есть скорее болезнь – и будем надеяться преходящая – души германства. Оно сохраняет в себе силу церковного христианства в католичестве, даже обедненном до современного протестантизма, и, хотя и подчиняется расистскому засилью, но с ним духовно не отожествляется и тем оставляет надежду на грядущий христианский ренессанс и внутреннюю победу над расизмом. 18 Как мы уже знаем, в расизме только мужчина творит бытие через Ideenbildung und Werke, женщина же есть «ewige Behüterin des Unbewußten» (p. 510), на долю которой остается, как священнейшая задача, сохранение чистоты расы. (ib.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

5: «у Господа один день как тысяча лет, а тысяча лет как один день» 390 . И ниже (ст. 10 той же главы послания) Апостол, говоря, что приидет «день Господень как тать ночью», и тогда «небеса с шумом приидут... земля и все дела на ней сгорят », – очевидно памятует и слова Господа нашего Иисуса Христа 391 и псалом 101, ст. 26–27, в котором говорится о земле и небе, созданных Богом: «но они погибнут, а Ты пребудешь и лета Твои не кончатся». Апостол Павел в посланиях своих неоднократно ссылается на Псалтирь, иногда не цитируя буквально, как напр. в Puмл. II, 6 , когда он говорит, что Бог воздаст каждому по делам его, но имея несомненно в мыслях стих 13-й псалма 61-го, который говорит: «Ты, Господи, воздаешь каждому по делам его». Но в большей части случаев Апостол Павел приводит псалмы буквально, очевидно как знающий наизусть весь Псалтирь и находящий в нем постоянное утешение, что он советует и христианам 392 . Апостол Павел часто употребляет псалмы как обличение против нечестивых, напр. в Puмл. III, 4 слова псалма 50, 6: «Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем» и далее III, 11, 14, 18 – он приводит подлинные слова псалмов: 13-го, ст. 1–3; пс. 139, ст. 3; пс. 5, ст. 10; пс. 9, ст. 28 и пс. 35, ст. 2, – говорящих о тех, которые не ищут Бога, не делают добра, у которых нет страха Божия. Puмл. IV, 7–8 Ап. Павел говорит словами псалма 31, ст. 1–2: «Блаженны чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха». В главе VIII, 36 послания к Римлянам, говоря о гонениях, воздвигаемых на него и на других верующих в Господа нашего Иисуса Христа воскресшего, он, словами псалма 43, ст. 23, говорит о себе и верующих: «за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание " … Эту главу Апостол заканчиваем тем торжественным возгласом, который глубоко западает в душу: «Ничто не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем». Римл. Х, 18 . Апостол Павел указывает на пророческое значение слов псалма 18-го ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

389 Это явная неточность у Иосифа Флавия. Первая книга Царств (1Цар 19.16) рассказывает о статуе и козьей шкуре. Михала положила под одеяло довольно большую статую домашнего божества Терафима, а голову его покрыла козьею шкурою, чтобы издали казалось, будто видны волосы спящего. (Перев.) 390 В Септуагинте это место названо Naiad (1Цар 19.18), где находились школы и общежития пророков, впервые строго и точно организованные Самуилом. Здесь Самуил и Давид могли себя чувствовать в большей безопасности от Саула, чем в любом другом месте. (Перев.) 391 Напротив, в Первой книге Царств (1Цар 20.20—22) сказано: «А я в ту сторону пущу три стрелы, как будто стреляя в цель; потом пошлю отрока, говоря: «пойди, найди стрелы»; и если я скажу отроку: «вот стрелы сзади тебя, возьми их,— то приди ко мне, ибо мир тебе, и, жив Господь, ничего тебе не будет; если же так скажу отроку: «вот, стрелы впереди тебя», то ты уходи, ибо отпускает тебя Господь; а тому, что мы говорили, я и ты, свидетель Господь между мною и тобою во веки». (Перев.) 392 Нава, или Нова,— город вблизи Иерусалима, откуда его можно было, благодаря недалекому расстоянию, хорошо видеть. (Перев.) 393 В двух местах Ветхого Завета (1Цар 21.7 и Пс 51.2) этот Доик назван идумеянином. (Перев.) 394 Библейский Одоллам. Этот город относился к числу древнейших хананейских поселений и лежал в низменности, известной под именем Шефелы. Пещере же Адуллам, по преданию, соответствует огромная пещера к юго-западу от Вифлеема. (Перев.) 395 В этом месте греческий текст оригинала испорчен. (Перев.) 396 В еврейском оригинале (1Цар 22.5 — Хорет, тогда как в Септуагинте, которой, очевидно, и придерживался Иосиф Флавий, передано: «полис Сарик». (Перев.) 397 Иосиф Флавий и здесь придерживался текста Септуагинты, а не подлинника Библии, где сказано (1Цар 22.6), что «услышал Саул, что Давид появился и люди, бывшие с ним. Саул сидел тогда в Гиве под дубом на горе, с копьем в руке, и все слуги его окружали его». 398 Город Килла, библейский Кеиль, находился недалеко от Елевтерополя, на пути в Хеврон, на иудейской равнине на границе с филистимлянами. Ныне это развалины под названием Кила. (Перев.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

Почтим дар Примирителя – мир – дар, который, уходя от земли, Он оставил нам ( Ин. 14, 27 ) как некий прощальный залог. Будем знать одну только брань – брань с сопротивной силой. ...Уступим в иной малости, чтобы получить взамен важнейшее, то есть единомыслие. Предоставим над собой победу, чтобы и нам победить. Посмотрите на уставы состязаний и на подвиги борцов: у них часто лежащий внизу одерживает победу над теми, которые были наверху. И мы будем подражать им... Святитель Григорий Богослов ( 18, 244 ). (Апостол) Павел говорит: «Делая добро, да не унываем» ( Гал. 6, 9 ). Так мы поступаем и в домашних делах: когда двое ссорятся между собою, отведя каждого в сторону, даем им противоположные советы. Так поступил и Бог, так поступил и Моисей, который говорил Богу: «Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей» ( Исх. 32, 32 ). А израильтянам повелел убивать друг друга, не щадя даже и родственников. Хотя эти действия одно другому противоположны, однако то и другое клонилось к одной цели. Святитель Иоанн Златоуст ( 41, 391 ). «И обув ноги в готовность благовествовать мир» ( Еф. 6, 15 ). Обратите внимание на то, что так именовал он некоторую силу души, потому что ногами мы выходим к Тому, Который говорит: «Я есмь путь» ( Ин. 14, 6 ), и их мы должны обуть в готовность благовествовать мир. Блаженный Иероним. Творения, кн. 17 Киев, 1903, с. 383. Поведали нам святые старцы такой случай. Один монах пришел из Скита посетить своих отцов, живших в месте, называемом Келлии, где множество монахов пребывало в отдельных келлиях. Так как в то время не нашлось свободной келлии, в которой он мог бы побыть, один из старцев, у которого была другая келлия, незанятая, предоставил ее гостю. К скитянину начали ходить многие из братий, потому что он имел духовную благодать преподавать слово Божие. Увидел это старец, предоставивший ему келлию, и уязвился завистью. Он стал негодовать и говорить: «Столько времени я живу в этом месте, а ко мне не приходят братия, разве очень редко, и то в праздничные дни, а к этому льстецу почти ежедневно приходит множество братий».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

IX 13 . И прежде всего, Ты пожелал показать мне, как «Ты противишься гордым, смиренным же даешь благодать» 379 , и как Ты милосерд, явив людям путь смирения, ибо «Слово стало плотью и обитало среди людей» 380 . Ты доставил мне через одного человека, надутого чудовищной гордостью, некоторые книги платоников, переведенные с греческого на латинский 381 . Я прочитал там не в тех же, правда, словах, но то же самое 382 со множеством разнообразных доказательств, убеждающих в том же самом, а именно: «Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог . Оно было вначале у Бога. Всё через Него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» 383 . Человеческая же душа, хотя и свидетельствует о свете 384 , но сама не есть свет 385 ; Слово, Бог , – вот «истинный Свет, просвещающий всякого человека, приходящего в этот мир», и был Он «в этом мире, и мир Им создан, и мир Его не познал». Того же, что Он пришел в Свое имение, и Свои Его не приняли, а тем, кто Его принял, верующим во Имя Его, дал власть быть «чадами Божиими» 386 – этого я там не прочел.   14 . Также прочел я там, что Слово, Бог, родилось 387 «не от плоти, не от крови, не от хотения мужа, не от хотения плоти», а от Бога, но что «Слово стало плотью и обитало с нами» 388 – этого я там не прочел. Я выискал, что в этих книгах на всякие лады и по-разному сказано, что Сын, обладая свойствами Отца, не полагал Себя самозванцем, считая Себя равным Богу; Он ведь по природе Своей и есть Бог 389 . Но что Он «уничижил Себя, приняв образ раба, уподобившись людям и став со виду как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной, – посему Бог и превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени, дабы перед Именем Иисуса преклонило колена всё, что на земле, на небе и в преисподней, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус пребывает в славе Отца» 390 – этого в этих книгах нет. Что раньше всех времен и над всеми временами неизменяемо пребывает Единородный Сын Твой, извечный, как и Ты, и что «от полноты Его» 391 приемлют души блаженство, и причастием мудрости, в Нем пребывающей, обновляются и умудряются – это там есть, но что «в определенное время умер Он за нечестивых, и Ты Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» 392 – этого там нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Как смотреть на пребывание Палладия у Дорофея? Время этого пребывания входить ли в период тех „трех лет“, какие Палладий, как сказано было раньше, „провел в монастырях, расположенных около Александрии»? Или оно стоит особняком? Вез всяких колебаний ответить на этот вопрос невозможно. Floss, высказывающий мнение, что Палладий „пришел в гору Нитрии“, спустя год по смерти пр. Макария Егип., умершего, по его – Floss’a – словам, „в 390 г.“ 866 , очевидно, полагает, что оба упомянутых трехлетних периода не должны быть понимаемы особо – каждый, что оба они, напротив, совпадают между собою, составляя один и тот же трехлетний срок времени, имевший место между 388–391 г. г. Подобным образом думают и все остальные, относящие время посещения Палладием Нитрийской горы к 391 г., а год смерти пр. Макария – к 390 г. 867 . Амелино замечает, что в настоящем случае можно было бы иметь на своей стороне некоторое основание и для счета не трех лет, а шести 868 , т. е., для предположения, что Палладий явился в Нитрийскую гору не в 391 г., а в 394 г. и что, следовательно, пр. Макарий умер не в 390 г., а в 393 г. Впрочем, высказывая такое предположение, Амелино не желает „настаивать» на нем: „возможно, однако“, рассуждает он, „что“ Палладий „в этом числе», т. е., в сумме трех лет, проведенных им в монастырях около Александрии, „разумел и 3 года“, какие предполагал прожить и прожил, хотя и не все, у Дорофея 869 . И так, допустим, что Палладий прибыл в Нитрийскую гору в 391 году, хотя и в этом случае не следует опускать из вида вопроса: данные три года суть ли три года в точном смысле, или только три года в смысле приблизительном, т. е., не обозначают ли периода, который или немного больше, или меньше трех лет? Ведь и мы постоянно употребляем цифровые даты в такого рода неточном смысле. Если же примем во внимание это обстоятельство, то видоизменим свое заключение так: ... приблизительно в 391 г. (следовательно, он мог придти и несколько раньше, а также и несколько позже). Но можно ли все-таки допустить, что это посещение Нитрийской горы и разумел Палладий, говоря, что за год перед тем умер пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010