В – Значит твёрдо решено, что Дух – собственный для Сына, притом совсем не только ввиду того, что Он есть Слово, явленное от Отца, но и когда полагается, что Он стал человеком, таким, как мы. 389 . Поэтому, хотя Он и существует как Жизнь всего по —137— причине неизреченного рождения от Живаго Бога, о Нём говорится, что Он оживотворяется вместе с нами. Но тогда можно увидеть, что Он с одной стороны – охотно уделяет собственной плоти славу подобающих Божеству деяний, а с другой стороны – усваивает относящееся к плоти, некоторым образом словно бы придавая это и Своей собственной природе через единение по домостроительству. 390 А – Но разве 391 , что приходить свыше и с небес и быть в состоянии животворить всё, чему Он пожелает послать жизнь, более всего подобает Тому, Кто по природе есть Слово от Бога Отца? 392 А – Так что же? 393 допустить, что творить по Божески – свойственно человеческой природе? В – Я-то, со своей стороны, – нет. А – Тогда почему Он хотя и животворит нас как Бог, однако не через причастие только Святому Духу, но и тем, что предлагает для съедения воспринятую плоть? 394 А именно, Он —138— сказал: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). А когда однажды иудеи зло осмеивали Его, пытаясь отдать первенство, не знаю как, блаженному Моисею, и открыто говорили: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Какое Ты дашь знамение, чтобы мы поверили Тебе? ( Ин.6:31 ; ср. 6:30). Что же совершаешь Ты, Который будто бы доставил нам тело с небесной высоты?», Он ответил: Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру (ср. Ин.6:33 ). И кроме этого снова, чуть ли не пальцем указывая на Себя в собственном теле, сказал: Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ядущий Мою Плоть и шлющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною ( Ин.6:51,56–57 ). Однако разве не вер-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но есть, однако, и положительные свидетельства о Фарре. Фарра не отдает младенца Авраама Нимроду для умерщвления и прячет его в пещере. Великое будущее Авраама чувствовал как Нимрод, так и Фарра. Блаж. Августин, рассуждая о Граде Божием во времена праотцов и толкуя слова Иисуса Навина ( Нав. 24:2–3 ), пишет: «Потомки Евера мало-помалу усвоили иные языки и примкнули к другим народам. Таким образом, как при гибельном разливе вод сохранился для восстановления рода человеческого только дом Ноя, так при гибельном разливе множества суеверий по всему миру, сохранился один дом Фарры, в котором сберегся посадок Града Божия» 391 . Мнение блаж. Августина можно соединить со свидетельством Предания и всех других отцов таким образом: Фарра имел, конечно, идолов и поклонялся им. Но и не вполне утратил веру в единого Бога. Поэтому не случайны могли быть отроческие искания Бога Авраамом и откровение Божие именно ему. 1.5. Исход из Ура Халдейского Исход семейства Фарры и самого богопризванного Авраама из Ура Халдейского в Харран вызывает некоторые вопросы. Св. Писание ставит нас перед двумя фактами. Господь призвал Авраама в Уре Халдейском и велел ему там оставить дом отца своего. Об этом однозначно свидетельствует в своей речи перед синедрионом диакон Стефан: Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: «выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего» ( Деян. 7:2–3 ). Дальше диакон Стефан говорит, что Авраам вышел из земли Халдейской (из Ура) и поселился в Харране, где пребывал вместе с отцом. Книга Бытия утверждает, что Фарра сам переселяется из Ура в Харран и берет с собою Авраама и других от дома своего. О Богоявлении Аврааму в Уре Халдейском ничего не говорится. При этом, похоже, что Фарра намеревался идти дальше, в землю Ханаанскую, а не оставаться навсегда в Харране. И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там... ( Быт. 11:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

22, 28, 29). Начало царствования Соломона. Его мудрость. (4489 год от сотворения мира, 1020 год до Рождества Христова) 389 Соломон начал свое царствование тем, что избавил себя от домашних врагов: казнил Адония, который домогался отнять у него царство; удалил Авиафара 390 и казнил Иоава и Семея; затем обезопасил свое царство извне, женившись на дочери фараона египетского 391 и возобновив союз с царем тирским, Хирамом. Когда утвердилось царство в руках Соломона, он отправился в Гаваон, где была скиния Моисея, и принес здесь Богу тысячу всесожжений. Бог явился ему во сне ночью и сказал: «Проси, что дать тебе». Соломон отвечал: «Ты, Господи, поставил меня царем. Дай мне мудрость управлять народом». Это прошение угодно было Господу, и он сказал: «За то, что ты не просишь себе долгой жизни или богатства, но просишь мудрости, Я дам тебе премудрость, так что подобного тебе по мудрости не было и не будет; сверх этого Я дам тебе, и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои. И если будешь соблюдать повеления Мои, то Я продолжу и жизнь твою». Длина храма была 60 локтей, ширина 20 локтей, высота 30 локтей 394 . Стены храма устроены были из огромных тесаных камней, с наружной стороны обложены были белым мрамором, а с внутренней – кедровыми досками, которые были украшены резными изображениями херувимов, пальм и распускающихся цветов и покрыты золотом. Построен был из кипарисового дерева и покрыт золотом. Внутренность храма разделена была на две части: Святое Святых и Святилище, которые разделялись кипарисовой стеной, украшенной резными изображениями и обложенной золотом. Двери в Святое Святых были сделаны из масличного дерева и закрывались завесой из драгоценной материи с изображениями херувимов, а двери в храм – из кипарисового дерева – были украшены резьбой и обложены золотом. Во Святом Святых поставлены были два изображения херувимов из масличного дерева, обложенные золотом. Крылья херувимов были распростерты, и крыло одного касалось одной стены, а крыло другого – другой стены; другие же крылья их среди Святого Святых сходились крыло с крылом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Ведь Спаситель говорит не о тех, кого Павел именует младенцами во Христе и признает, что [им] необходимо пить молоко и [питаться] не твердой пищей 387 , но о всех вместе людях: «Вот Я и младенцы Мои, которых дал Мне Бог» 388 . Но как среди детей одни резвее других и быстрее понимают то, что им преподано, – так, говорю, подобны одаренным детям стали Моисей и пророки, а также апостолы Господа нашего Иисуса Христа. Чувствуя самих себя, понимая, что, даже продвигаясь, они продвигались детским шагом, они сказали: «Отчасти познаем и отчасти пророчествуем» 389 . И ведь они смотрели не на дела истины, но на тени дел, не на полноту света, а на темный образ. И поэтому они повторяли: «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» 390 . Кто же, читая и разумея это, наполнится спесью и будет кичиться из-за [своего] знания или какого-либо из даров 391 [Божиих]? Все, низшедшее к детям, гораздо ниже того, что уготовано мужам. Итак, те, кто среди детей кажутся по своим способностям наиболее резвыми и скорыми, не должны гордиться и превозноситься. А этими детьми названы все люди, на которых указал и Спаситель: «Вот, – говорит Он, – Я и дети, которых дал Мне Бог». Даже Спаситель принял дар от Бога. Ведь никто не может прийти к Нему, если Пославший Его не привлечет приходящего к Спасителю, как мы научены Евангелием, что от Иоанна 392 . И поскольку Он принял в дар от Отца тех, кто верует, то пророк говорит о них: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог». Но не стоит полагать, что не имел их Тот, Кто получил, – до того времени ими обладал Тот, Кто дал. II. Затем Спаситель пророчествует в остальных [словах книги], говоря от лица пророка [Исаии], возвещая, что наступит [время], когда в Изра­иле появятся знамения и чудеса, как только Он примет детей. Говорит же Он так: «И будут знамения и чудеса в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе» 393 . Живущий на Месте стражи 394 и Зрящий истину во всякой душе творит знамения и чудеса через Спасителя, после же Спасителя – через апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

—157— соединенная с ревностью, так именно и поступает. Предполагать, что Асмодей был послан Богом для наказания Сарры, в тексте нет никаких оснований. Напротив, тот факт, что Бог для освобождения Сарры от Асмодея посылает ангела, показывает, что, по представлению автора книги Товита, Асмодей действовал самостоятельно. Когда Товия, вошедши в спальню новобрачной, покурил сердцем и печенью рыбы, демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, где и был связан ангелом (8:2–3). Несмотря на все усилия толкователей, и это повествование всегда будет говорить против исторической достоверности книги. Напрасно автор добавляет: «Товия покурил сердцем и печенью рыбы, присоединив к этому вещественному средству молитву к Богу» (стр. 391). Ни о какой молитве Товии к Богу, предшествовавшей изгнанию Асмодея, в тексте книги нет речи. По книге демона удаляет запах рыбы, ощутимый им (алекс и ват.: σφρνϑη τς σμς; син.: σμ κλυσεν). Автор считает это сверхъестественным, чудесным явлением, сближая его с фактом исцеления от укушения змеями при взгляде на медного змея. Сближение это неосновательное. Змеи были посланы Богом для наказания израиля за ропот его. А медный змей был поставлен после того, как народ обратился к Моисею со словами: «Согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтобы Он удалил от нас змеев ( Чис.21:6–7 ). Действие молитвы сказалось на тех, кто просил молитвы, и сам, следовательно, участвовал в ней. В происшествии же, рассказанном в книге Товита, действует не молитва, а запах рыбы, и действие его направляется непосредственно на демона. Старание автора придать словам книги Товита: «Демон убежал в верхние страны Египта, и связал его ангел», на основании Откр.20:2–3 , значение образного выражения не оправдывается исторической формой повествования книги Товита. В числе особенностей ангелологии книги Товита, несогласных с учением Св. Писания, указывают на 12:15: «Я – Рафаил, один из семи ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого». О том, что ангелы ходатайствуют за людей пред Богом,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однажды, во время переворота, совершавшегося в духе Августина, в то время, когда «все в жизни колебалось» для него, среди пламенной молитвы из глубины растерзанной души услышал он голос: «Возьми читай, возьми читай!» Встав, взял он книгу и на первой открывшейся странице прочел: Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и об­лечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не пре­даваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти... ( Рим. 13, 12–14 ). С этой минуты совершилась благодатная перемена с сыном Моники, вымолившей у Бога спасение его, и печаль матери в радость обратилась... В 387 году он принял крещение от святителя Амвросия Медиоланского . По смерти матери Августин раздал все имение бедным, принял иноче­ство и три года провел в уединении и строгих подвигах. В 391 году Вале­рий, епископ Иппонский, против его воли посвятил его в пресвитера, а в 395 году настоял, чтобы Августин был посвящен в епископа – викария его. Подготовясь многою молитвою, Августин вступил в звание пропо­ведника, устроил монастырь со строгими правилами общежития, пре­дал всего себя служению вере: то писал против манихеев, то занимался изъяснением Священного Писания. По смерти Валерия в продолжение 35-ти лет был деятельным пастырем Иппонским и словами и писаниями боролся с еретиками; старался действовать на них любовью, но жестоко­сти и даже злодеяния донатистов заставили его укрощать их и строги­ми мерами, не допуская, однако же, смертной казни. «Мы не жалуемся на них, мы не гоним их, – говорил Августин, – и для нас будет весьма больно, если страдания (которым они подвергают) рабов Божиих будут отмщены воздаятельными казнями». В 411 году начал действовать и про­тив ереси Пелагия, но в сочинениях своих не называл его по имени – ради того, «чтобы оскорбленный противник не сделался неизлечимее». С терпением великим и твердостью вел борьбу с Пелагием, который то был осуждаем в Риме, то находил себе защиту и оправдание.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Приведенные библейские выдержки свидетельствуют, что смирение представляет особенную самоуничиженную и вместе с тем покаянную настроенность всей души человека. От самоуничиженного сознания и чувства своей полной нищеты пред Богом 388 душа восходит к успокоению в Господе 389 , или к благодатному смирению. Так как человек обнаруживает свою сокровенную жизнь умом, волей и чувством, то Библия не обходит вниманием отражение смирения в каждой душевной силе. Она характеризует это отражение с идейной насыщенностью и пламенным чувством. Смиренномудрие Ум человека склоняется к смирению мыслями о величии Бога и ничтожества пред Ним грешной человеческой личности. Хранение таких мыслей делает человека смиренномудренно ходящим пред Богом, делает ищущим Его наподобие дитяти, отнятого от груди матери, и умудряемым свыше познанием Таин Божиих 390 . В смиренном самосознании евангельский блудный сын говорил приточному отцу: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим« 391 . Мытарь взывал молитвенно: »Боже! Будь милостив ко мне грешнику» 392 . Смиренное самосознание исторгло из уст Авраама слова: «Я прах и пепел« 393 . Оно же побудило царя Давида называть себя мертвым псом... и блохою 394 и на обидные слова своего врага Семея кротко отвечать: »Может быть, Господь призрит на уничижение мое» 395 . Святые апостолы Христовы вменяли христианам в непременную обязанность всегда хранить смиренный образ мыслей. «Не высокомудрствуйте, – внушали они им, – но последуйте смиренным; не мечтайте о себе« 396 . »Все... подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать " 397 . В смиренномудрие облекаются благодаря непрестанной покаянной молитве к Богу, а также снисхождением друг к другу, взаимным прощением жалоб, удержанием ума от суждений о том, чего человек не видел 398 , слышанием умилительной проповеди Евангелия 399 и др. Смиренный строй мыслей, вследствие единства душевной жизни, сказывается на чувствовании сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

    388. Что послужило причиной появления учения о неизбежной необходимости наличия наивысшего видимого главы всей Церкви Христовой?    Учение о неизбежной необходимости наличия наивысшего видимого главы всей Церкви Христовой появилось вследствие большого упадка веры в невидимого главу Церкви, то есть в Господа Иисуса Христа, и в Его пребывание и воздействие в Церкви, а также ввиду упадка любви к Нему.     389. В какого единственного наивысшего главу всей Церкви мы можем верить?    Мы можем верить только в невидимого единственного главу всей Церкви так же, как верим в Бога, хотя Его и не видим. Этим главой является единственно Господь Иисус Христос, Который есть единый, святой, непорочный и вечный Первосвященник наш и наивысший Пастырь наш (Еф.1:22—23; Кол.1:18; Евр.3:1, 4:14, 5:5—6, 7:26).     390. Кто после смерти святых апостолов имеет право решать основные вопросы общецерковного характера?    После смерти апостолов выносить решения по вопросам принципиального общецерковного характера имеют право Вселенские Церковные Соборы.     391. Что такое Вселенский Церковный Собор?    Вселенский Церковный Собор является собранием епископов всей Церкви как преемников святых апостолов.     392. На оснований каких изречений и обещаний Христовых выносят решения Вселенские Церковные Соборы по общецерковным вопросам?    Вселенские Церковные Соборы выносят решения по вопросам общецерковного характера на основании следующих изречений и обещаний Христовых:    1) «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20);    2) «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20);    3) «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26).     393. Что означают эти обещания Господа Иисуса Христа?    Эти обещания Господа Иисуса Христа означают, что Господь Иисус своим Божеством постоянно пребывает в Церкви, и что совместно со Святым Духом милостиво воздействует на решения законно действующих Церковных Соборов, чтобы их решения не отклонялись от откровения Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Св. апостол Петр в конце Второго своего послания, написанного, как он сам говорит, пред скорой кончиной его (см.: 2Петр.1:14 ), писал: Нова же небесе и новы земли мы по обетованию Его (Господа) чаем, в нихже правда живет ( 2Петр.3:13 ). К этому новому бытию приводил нас, как мы видели, и тайнозритель, когда говорил (в предшествующей 20-й главе), как старое небо и земля бежали, уже при Страшном Суде, от лица Сидящего на Престоле. Теперь, в главах 21-й и 22-й, т.е. в заключении всей книги Апокалипсис, он нам и приводит описания в видении этого нового мира. 1–4. И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. Как понимать нам это новое все – и небо, и землю? Будет ли это новое, говоря языком философии, субстанциально новым, т.е. в полном и безусловном смысле новотворением, или только изменением бывших, сохраняющихся в своей основе, но являющихся в новом сочетании и явно лучшем виде? Св. Андрей Кесарийский решительно высказывается за такое второе понимание этого нового мира, ссылаясь на известное место из Послания ап. Павла к Римлянам об освобождении от подверженности тлению твари. «Ибо, – говорит он, – если тварь ради нас подвергалась тлению, то, по свидетельству апостола, вместе с нами свободится она от работы истления в свободу славы чад Божиих ( Рим.8:21 ), будучи обновляема в блистательнейшем виде, но не подвергаясь окончательному уничтожению, как о сем думали блаженный Антипатр и другие святые». И далее он ссылается на священномученика Иринея, который говорит: «Не истребляется и не уничтожается ни состав, ни существо твари (ибо верен и истинен устроивший ее), но преходит бо образ мира сего ( 1Кор.7:31 ), т.е. то, в чем было преступление, ибо в сем обветшал человек, а потому, по Божественному о сем предведению, и образ сей был только на время». Великий Мефодий в слове о воскресении об этом говорит следующее: «Неудобоприятно такое иных рассуждение, что все до основания погибнет и что не будет ни земли, ни воздуха, ни неба; ибо хотя для очищения и обновления весь мир и воспламенится, будучи потопляем огнем, однако не дойдет он до окончательной погибели и истребления». И далее, приведя Рим.8:19–21 ; Пс.103:30 ; Ис.65:17–18; 66:22 , он заканчивает: «Итак, ради нас бывшая, тварь вместе с нами же последовательно изменится к лучшему, не переходя, как мы по смерти, в небытие» 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Иосиф Флавий рассказывает ужасную историю некогда богатой женщины, которая, умирая от голода в осажденном Иерусалиме, убила, изжарила и съела своего грудного ребенка 391 . За полторы тысяч лет Моисей предсказал это горестное событие: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца (слово «евангелие» происходит от греческого ευ " αγγλιον – добрая, или радостная, весть. – О.С.)… [Женщина] жившая у тебя в неге и роскоши, которая никогда ноги своей не ставила на землю по причине роскоши и изнеженности… она, при недостатке во всем, тайно будет есть их (своих детей. – О.С.), в осаде и стеснении, в котором стеснит тебя враг твой в жилищах твоих» ( Втор.28:47, 56–57 ). Иосиф Флавий рассказывает, что увидели римляне во взятом ими Иерусалиме: «Когда римляне подошли к домам, чтобы разграбить их, они нашли в них целые семьи мертвых, а верхние комнаты полными мертвых тел... Тогда они останавливались в ужасе при виде этого, и выходили, ни к чему не прикоснувшись» 392 . Иосиф Флавий сообщает, что 97 000 человек было взято в плен и обращено в рабство, а умерло 1 100 000 человек. Иосиф Флавий так описывает гибель самого Иерусалимского Храма: «Тогда Тит отправился на Антонию, приняв решение на следую­щий день утром двинуться всей своей армией и оцепить храм. Но храм давно уже был обречен Богом огню. И вот наступил уже предопре­деленный роковой день – десятый день месяца Лооса, тот самый день, в который и предыдущий храм был сожжен царем вавилонян… Сами иудеи были виновниками вторжения в него пламени. Дело происхо­дило так. Когда Тит отступил, мятежники после краткого от­дыха снова напали на римлян; таким образом завязался бой между гарнизоном храма и отрядом, поставленным для тушения огня в зда­нии наружного притвора. Последний отбил иудеев и оттеснил их до самого храмового здания. В это время один из солдат, не ожидая приказа, или не подумав о тяжких последствиях своего поступка, точно по внушению свыше, схватил пылающую головню и, приподнятый товарищем вверх, бросил ее чрез золотое окно, которое с севера вело в окружавшие храм помещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010