Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССА [греч. Bσσα] (нач. IV в.), мц. Алонская (пам. 21 авг.). Жила в г. Лариссе (Фессалия) или в г. Эдесса (Македония, Греция), была христианкой, но стала женой языческого жреца Валерия. У них было 3 сына: Феогний, Агапий и Пист, к-рых В. воспитала в христ. вере. Во время гонений имп. Галерия муж донес на жену и детей. Все они, несмотря на угрозы, отказались принести жертву идолам. Тогда на глазах у В. Феогния подвесили и строгали железными орудиями, Агапию содрали кожу от головы до груди, но мученик не проронил ни звука, подвергли пыткам и Писта. Во время мучений В. воодушевляла детей на страдания за Христа. Отрокам отрубили головы, В. заключили в тюрьму и морили голодом, но ангел подкреплял ее небесной пищей. Она осталась невредимой от огня, воды и зверей. После того как в языческом капище В. разбила статую Зевса, мученицу бросили в море. Стоящие на берегу видели, как на неожиданно появившийся корабль В. подняли из воды 3 светоносных мужа. Спустя 8 дней она сошла с корабля на о-ве Алон в Мраморном м. близ Кизика. Об этом донесли правителю, и тот вновь стал принуждать ее принести жертву идолам. За отказ исполнить приказ правителя В. подвергли побоям, а затем отсекли мечом голову. Ок. 450 г. в Халкидоне уже существовала церковь во имя В. Минологии расходятся относительно места мученичества В.: называют Эдессу в Сирии, Эдессу в Македонии, Лариссу в Фессалии и о-ва Алон в Мраморном или Алонисос в Эгейском морях. Сохранились пространное греч. житие В. ( Латышев В. Hagiographica graeca inedita//ЗИАН. 1914. Сер. 8. Т. 12. Ч. 2. С. 133-146), 2 кратких, а также житие в составе «Царской минеи» ( Laty š ev. Menol. Т. 2. С. 299-303). Ucm.:BHG,N 268-270b; ActaSS. Aug. T. 4. P. 417-421; SynCP. Col. 912-914; Theod. Lect. Eccl. Hist. I 20; Δουκκης. ΜΣ. Σ. 303-304; PG. 117. Col. 593-594; ЖСв. Авг. С. 362-363. Лит.: Janin R. Bassa (2)//DHGE. T. 6. Col. 1259; Holweck. P. 141; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 334; Pargoire J. S. Bassa de Chalcédoine//EO. 1903. T. 6. P. 315-317; Vailh é S. S. Bassa de Chalcédoine//Ibid. 1908. T. 9. P. 227; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 735-736; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 78. Е . Г . Беляева Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/149851.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАСИЙ, ГАИЙ, ЗОТИК [греч. Δσιος, Γος, Ζωτικς; лат. Dasius, Gaius, Zoticus] († 303), мученики Никомидийские (пам. 21 окт.). Их имена впервые появляются в Сирийском Мартирологе кон. IV-V в. под 21 тишри первым, что соответствует 21 окт. Под этой же датой Д., Г. и З. упоминаются в Мартирологе блж. Иеронима с уточнением, что они пострадали в Никомидии, где к их дружине также причислены 12 воинов. В Бернском списке Мартиролога блж. Иеронима (VIII в.) после Д. также значится имя Омет (Ometis), появившееся здесь по ошибке переписчика. Эта неточность исправляется на основе Эхтернахского списка Мартиролога блж. Иеронима (VIII в.), где вместо Омета указан Дасий комит (в искаженной форме Dasci cometis). Существует также краткое греч. Житие этих святых, на основе к-рого были составлены синаксарные сказания. Согласно им, мученики во время языческого празднества низвергли лежащие на алтарях идолов приношения, за что были привлечены к суду. Судья подверг Д., Г. и З. различным мучениям: подвешивал на дыбе, вырывал волосы и затем, привязав им на шею камни, приказал утопить в море. Согласно Житию, мученики принадлежали к числу придворных и попали под гонение на придворных христиан в Никомидии, случившееся после двукратного пожара в никомидийском дворце имп. Диоклетиана , о к-ром сообщают Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. VIII 6) и Лактанций в соч. «О смертях преследователей» ( Lact. De mort. persecut. 15//PL. 7. Col. 216 (рус. пер.: Лактанций. О смертях преследователей. 1998. С. 158-161, лат. текст: Там же. С. 65-66). Ист.: BHG, N 492; ActaSS. Oct. T. 9. P. 11-14 [синаксарные сказания]; AnBoll. 1901. Vol. 20. P. 246-248 [греч. Житие]; MartHieron. P. 124; MartRom. P. 467; SynCP. Col. 154; ЖСв. Окт. С. 494; Un Martyrologe et douze Ménologes Syriac/Ed. F. Nau. P., 1915. P. 22. (PO; T. 10. Fasc. 1. N 46); Delehaye H. Commentarius perpetuus in Martyrologium Hieronymianum//ActaSS. Nov. T. 2. Pars 2. Brux., 1931. P. 565; Breviarium Syriacum/Ed. L. Duchesne//MartHieron. P. LXI-LXII (рус. пер.: Древнейший вост. месяцеслов по сирской рукописи 411-412 г.// Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 633). Лит.: ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 972; Dettori G. Dasio, Zotico e Gaio//BiblSS. Vol. 4. Col. 485; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 86. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/171410.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРЕГРИН, ЛУКИАН, ПОМПЕЙ, ИСИХИЙ, ПАП(П)ИЙ, САТОР(Н)ИН И ГЕРМАН [Греч. Περεγρνος, Λουκιανς, Πομπïος, Ησχιος, Παππας, Σατορννος κα Γερμανς] († нач. II в.), мученики Диррахийские (пам. 7 июля). П., Лукиан, Помпей, Исихий, Паппий, Саторин и Герман пострадали в г. Диррахий (ныне Дуррес, Албания) при имп. Траяне (98-117). Мученичество сохранилось в небольшом фрагменте (BHG, N 1481; изд.: Passionis fragmentum/Ed. E. J. Goodspeed//AJPhil. 1902. Vol. 23. P. 70-71; Delehaye H.//AnBoll. 1903. Vol. 22. P. 408-409). Сохранилось также синаксарное сказание, основанное, вероятно, на утраченном Мученичестве. Согласно источникам, святые происходили из Италии. Будучи христианами, во время гонений Траяна они бежали в Диррахий, где надеялись укрыться от преследований, однако и там они столкнулись с гонениями. Святые стали свидетелями казни еп. Диррахийского сщмч. Астия (пам. 4 июня) и, не боясь выдать себя, прославили его подвиг. Тотчас они были арестованы и приведены на суд к правителю (анфипату) Агриколаю, где исповедали себя христианами. Поняв, что их не удастся склонить к отречению, Агриколай велел посадить их на корабль, отправить в открытое море и утопить. Так мученики отдали свои души Господу, но их тела не пропали в пучине, а были выброшены на берег и занесены песком. Через 90 лет (в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца ошибочно - 70 лет) мученики явились епископу Александрийскому (не назван по имени) и указали, где находятся их мощи. Епископ с честью захоронил их и построил на месте погребения небольшую церковь. В некоторых визант. Синаксарях память П., Лукиана, Помпея, Исихия, Паппия, Саторина и Германа отмечается также 6 июля (SynCP. Col. 801). Кард. Ц. Бароний внес память мучеников в Римский Мартиролог под 7 июля (MartRom. P. 303). Сказание о мучениках было включено в ВМЧ митр. Макария с некоторыми искажениями: Перегрин назван Велегрином, местом происхождения мучеников указана Галилея ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 302 паг.]). Ист.: SynCp. Col. 805-805; ActaSS. Iul. T. 2. P. 284, 457; ЖСв. Июль. С. 160-161. С. 239-241; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 40. Лит.: Sauget J.-M. Pellegrino, Luciano, Pompeo, Esichio, Papia, Saturnino e Germano//BiblSS. Vol. 10. Col. 480-481; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 385; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 6. С. 96-97. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2579980.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОН [греч. Ζνων; лат. Zeno] († 303), мч. Никомидийский (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. греч. 28 дек.; пам. зап. 22 дек.). Сведения о З. содержатся в Мученичестве Индиса и Домны, составленном прп. Симеоном Метафрастом (X в.). Повествование о З. входит в него как составная часть и, возможно, ранее существовало как самостоятельное произведение. После сожжения христиан в никомидийской церкви (см. ст. Никомидийские мученики ) имп. Галерий (293-311) с войском совершал жертвоприношение в храме Деметры. Среди присутствовавших был воин-христианин З. (в Минологии Василия II (кон. X - нач. XI в.) он назван полководцем (στρατηγς), а не рядовым воином (στρατιτης)). Выступив вперед, З. обличил языческое заблуждение императора, за что Галерий приказал побить его камнями, вывезти за город и отрубить ему голову. Прп. Симеон Метафраст упоминает З. также в Мученичестве сщмч. Анфима Никомидийского (BHG, N 135). В Четьих-Минеях свт. Димитрия, митр. Ростовского , под 3 сент. приводится то же сказание о З., что и под 28 дек., по этой причине в календаре РПЦ утвердилось 2 дня памяти З. В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 27 апр. отмечена память еп. Зинона. По мнению болландистов, речь идет о З., к-рому ошибочно приписан епископский титул Анфима, поминаемого в тот же день (ActaSS. Nov. T. 2. Pars. 2. P. 212-213). В Римском мартирологе кард. Цезаря Барония (XVI в.) память З. отмечена 22 дек. Ист.: BHG, N 823; PG. 116. Col. 1073-1074 [Мученичество Индиса и Домны]; PG. 117. Col. 231-232 [Минологий Василия II]; MartRom. P. 596-597; ЖСв. Дек. С. 799; SynCP. Col. 358; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 428. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 395; Т. 3. С. 525; Ζνων (6)//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1225; Sauget J.-M. Zenone//BiblSS. Vol. 12. Col. 1475-1476; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 163. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/199869.html

29. МАРЦЕЛЛИН Римские Папы. Список 29. МАРЦЕЛЛИН. 296—304 (?). Правление Марцеллина приходится на последние годы религиозного мира, который предшествовал волне гонений на христиан, начавшихся по приказу Диоклетиана в 303 г. с целью уничтожить христианство на всей территории Римской империи. Конец III в. был, как мы уже отмечали, периодом энергичной экспансии христианства. Выросли церкви на Востоке, в Африке, в Испании и Галлии. Развивались христианские философия и культ. Знаменательно, что в тот период наименее заметным было развитие римской церкви. О деятельности ее епископов остались лишь очень скупые сведения. Христианство в Риме было разъединено. Все еще действовали общины сторонников Маркиона, также группы приверженцев Новациана. Возрастало влияние манихейства и поклонников Митры, нередко рекрутировавшихся из бывших христиан. Римские епископы не проявляли в этот период большого интереса к развитию христианства в других регионах империи. Мы, например, не знаем, какова была реакция Марцеллина или его преемника на решения известного синода в Эльвире (ок. 300 г.), на котором несколько десятков епископов из Испании — сторонников ригоризма — постановили обязать духовенство соблюдать целибат. Неизвестно также, погиб ли Марцеллин мученической смертью во время террора, развязанного императором Диоклетианом. Из враждебных Риму источников известно, что в IV в. против епископа Марцеллина было выдвинуто обвинение в том, что он изменил христианской вере, передал властям священные книги и объявил о своей лояльности к императору. В катакомбах Присциллы найдены следы могилы Марцеллина, которая была окружена почитанием, что противоречит приведенному выше обвинению. В конце III — начале IV в. в надписях на стенах христианских кладбищ рядом с именем римских епископов впервые появляется титул «папа». Возможно, это объясняется стремлением отличить таким образом законных руководителей римской христианской общины от «еретических» епископов. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/441893/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Вестник церковной истории. 2014. 3/4(35/36)  Открыть файл в формате PDF СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА: ПУБЛИКАЦИИ Маштафаров А. В. Синодик Коневского Богородицкого Рождественского монастыря XVI в. (С. 5-30) Устинова И. А. Делопроизводственные документы Патриарших приказов 1-й половины XVII в.: Приходная книга Патриаршего Казенного приказа 1640/41 г. Часть 2 (С. 31-71) Башнин Н. В. «Тетрать записная» указам и распоряжениям архиепископа Вологодского и Белозерского Симона 1681-1682 гг. (С. 72-116) Протоиерей Владимир Рожков. Записки священника. Глава 12-13 (С. 117-172)   ИССЛЕДОВАНИЯ Макаров Е. Е. Хиротонии пресвитера и диакона в «Египетском церковном чине» (С. 175-192) Артамонов Ю. А. Алтарные граффити собора Успения (Рождества) Богородицы на Городке в Звенигороде: к вопросу о сооружении храмов-памятников в средневековой Руси (С. 193-203) Петрушко В. И. Между Вильно и Москвой: Русская митрополия и государственно-церковные отношения в 1-й трети XV в. (С. 204-235) Вишиванюк А. В. Об отношениях между Украинской Автономной Православной Церковью и «Украинской автокефальной православной церковью» на Западной Украине в годы немецкой оккупации (С. 236-268)   РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ Степанов А. Ф. Художественные сокровища ризницы казанского Благовещенского собора: обретённые и утраченные. Часть 2 (С. 271-303) Крапивин М. Ю. Аркадий Антонов и начальный период формирования политики ВЧК в отношении Православной Российской Церкви (весна-лето 1918 г.) (С. 304-316)   КРИТИКА, БИБЛИОГРАФИЯ, НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Щёголева Л. И. Греческие рукописи, хранящиеся в Российской государственной библиотеке: Фонд 181. Часть 2 (С. 319-358)   Новые книги Ченцова В. Г. Новая книга по истории Киевской митрополии (С. 359-363) Шкаровский М. В. Православные святыни Стрельны (С. 364-366)   Научная жизнь Белянкин Ю. С., Литвина Н. В.  III международная научная конференция “Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе” (С. 367-375)   К юбилею Марины Сергеевны Черкасовой (С. 376-390) Наши авторы (С. 391-392)   Указатель материалов, опубликованных в журнале “Вестник церковной истории” в 2014 г. (С. 393-395) Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/5455724/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ [лат. Dionysius] († нач. IV в.), св. (пам. зап. 26 февр.), по легенде, 1-й еп. г. Августа Винделиков (совр. Аугсбург, Германия). Вероятно, Д., управлявший христ. общиной г. Августа Винделиков, происходил с о-ва Кипр и был пресвитером. Д. упоминается как дядя мц. Афры в повести об обращении святой епископом г. Герунда (совр. Жерона, Испания) Нарциссом (Conuersio Afrae. 8). Нарцисс превратил дом матери Афры, св. Иларии, в церковь и рукоположил Д. во пресвитера. Д. похоронил мц. Афру, после чего был схвачен и принял мученическую смерть во время гонения при имп. Диоклетиане (303-304). После Миланского эдикта в Августе Винделиков была учреждена епископская кафедра. 1-м епископом стал Зосим, о к-ром ничего не известно. Впосл. его отождествили с Д. Это произошло после обретения мощей Д. в базилике святых Ульриха и Афры в Аугсбурге (нач. XII в.). В диптихах Аугсбургского еп-ства (XI в.) имя Д. предшествует перечню епископов с уточнением, что он был пресвитером, однако в списке Аугсбургских епископов (ок. 1167) сообщается, что Д. был 1-м епископом города и до обращения в христианство носил имя Зосим. Окончательное утверждение почитания Д. произошло в 1252 г., когда еп. Гартман фон Диллинген (1248-1286) с согласия Римского папы Александра IV положил мощи Д. под алтарем святых Д., Кириака и Иларии в базилике святых Ульриха и Афры. День освящения алтаря (26 февр.) стал днем памяти Д. (с нач. XVI в.). Ист.: Conversio et Passio Afrae//MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 61; Catalogus episcoporum Augustensium et abbatum S. Afrae//MGH. SS. T. 13. P. 278-279; Series episcoporum et abbatum Germaniae: Ser. episcoporum Augustanorum//Ibid. P. 333-335; ActaSS. Febr. T. 3. P. 361-363. Лит.: BHL, N 112; Bigelmair A. Die Afra-Legende//Archiv für die Geschichte des Hochstifts Augsburg. Augsburg, 1911. Bd. 1. S. 139-221; Falkenstein L. Die heilige Afra//Lebensbilder aus dem bayerischen Schwaben. Weissenhorn, 1952. Bd. 1. S. 1-29; idem. Dionigi di Augusta//BiblSS. T. 4. Col. 637-638; Van Doren D. Denys d " Augsbourg//DHGE. Vol. 14. Col. 253. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/178347.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИХАРИЯ Мц. Епихария. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 69) Мц. Епихария. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 69) [греч. Επχαρις] († между 303 и 305), мц. Римская (пам. 27 сент.). Пространное Мученичество Е., написанное анонимным автором на греч. языке, сохранилось в рукописи ГИМ. Син. греч. 178 (XI в.). Во время гонений на христиан при имп. Диоклетиане (284-305) Е. была схвачена и брошена в темницу. На 3-й день ее привели к правителю Кесарию, и она смело исповедовала Христа, обличая языческих богов. Палачи начали истязать ее. По молитве Е. из камня, на к-ром она стояла во время пыток, потек источник воды, и, видя это чудо, многие обратились ко Христу. Тогда правитель повелел 4 воинам катать по шее мученицы свинцовые ядра. Скончалась она, по словам Жития, «от огня и меча». По версии сказания о Е. в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.), ангел Божий умертвил 4 воинов, к-рые били мученицу свинцовыми молотами; по наущению одного из советников Кесарий приказал отрубить Е. голову; сенатор Феликс похоронил останки Е., от к-рых впоследствии происходило множество чудес. Согласно краткому сказанию, содержащемуся в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), Е. пострадала вместе с некой Гаианой и др. христианами «в городе римлян» (ν τ Ρωμαων πλει). Синаксис в честь Е. и пострадавших вместе с ней совершался в мартирии, посвященном им, в Гайтаноне (Γατανν). По мнению зап. исследователей, название города, где пострадала Е., могло означать «Новый Рим», т. е. К-поль (до 450). По сведениям Р. Жанена, в К-поле был построен мон-рь во имя Е., где хранилась глава мч. Каллистрата (пам. 27 сент.) и совершался ему синаксис. Мон-рь находился около ц. Спасителя у ворот Халка, однако точное расположение определить невозможно. Похвальное слово в честь Е. было составлено Константином Акрополитом в XIV в. В наст. время нет никаких сведений о местонахождении мощей Е. Ист.: BHG, N 2123-2124; ActaSS. Sept. T. 7. P. 478-479; MartRom. P. 419; PG. 117. Р. 73 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 83; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 227-228; ЖСв. Сент. С. 613. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 300; Т. 3. С. 400; Janin. Églises et monastères. P. 113; Επχαρις//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 812; Aubert R. Epicharis//DHGE. T. 15. Col. 599; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 135. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/190107.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСТИН [греч. Καστνος] (Константин), свт. (пам. греч. 25 янв.), еп. Византия (230-237 (?)). В Хронографии свт. Никифора I , патриарха К-польского (IX в.), К. упомянут как 19-й епископ Византия (позднее К-поля), к-рый занимал кафедру 7 лет. В списке К-польских епископов историка Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.) он назван только по имени без уточнения дат правления. Сведения о 7 годах его правления восходят к «апостольскому каталогу» Псевдо-Дорофея. Согласно сведениям сохранившегося небольшого Жития К., он был богатым рим. гражданином, сенатором. Однажды он тяжело заболел и отправился в Аргирополь, пригород Византия, где, как он слышал, еп. Аргиропольский Кириллиан совершал чудеса исцеления. Еп. Кириллиан исцелил К. и обратил его в христианство. К. послал в Рим распоряжение о раздаче бедным всего своего имущества, а сам остался при епископе. Тот крестил его, наставил в христ. учении и рукоположил во епископа Аргиропольского, сделав своим преемником и завещав перенести епископскую кафедру из Аргирополя в Византий. В Житии К. называется 17-м епископом Аргиропольским и 1-м (после ап. от 70 Стахия ) епископом Византия. Ему также приписывается постройка в сев. части Византия ц. во имя вмц. Евфимии Всехвальной Халкидонской. Однако как хронология Жития, так и сведения о возведении во время правления К. ц. во имя вмц. Евфимии скорее всего недостоверны, поскольку вмц. Евфимия пострадала в 303 или 304 г., а первый посвященный ей храм был построен при имп. Константине I Великом (306-337). Также, по-видимому, легендарный характер носят сведения о переносе епископской кафедры из Аргирополя в Византий. Возможно, в синаксарном Житии, основанном на неустановленных источниках, нашло отражение некое местное предание. Еп. Кириллиана, вероятно, следует отождествлять с еп. Кириаком, занимавшим кафедру Византия перед К. (217-230). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца Кириак назван святителем, его память отмечена под 27 окт. ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 432). Ист.: Index apostolorum discipulorumque Domini (textus PseudoDorothei). 48//Vitae prophetarum. 1907. P. 150; Niceph. Constant. Chronogr. P. 114; Cuperus Guilielmus. Tractatus præliminaris de Patriarchis Constantinopolitanis//ActaSS. Aug. T. 1. P. Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 152-154. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 249; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Т. 5: Ιανουριος. Αθναι, 2005. Σ. 314-315. Д. В. З. Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/1681313.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ IV (Мирианисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (1178-1187). Занимал престол после католикоса-патриарха Николая I (Гулаберисдзе; 50-е гг. XII в.- 1178), к-рый «из-за скромности своей отрекся от трона католикоса» и уехал в Иерусалим ( Василий Эзосмодзгвари . 1959. С. 117). После воцарения в Грузии св. Тамары М. «благодаря коварству некоторых царских сановников... отобрал» у архиеп. Чкондидского Антона (Глонистависдзе) должность мцигнобартухуцеси (главного везира) и Чкондидскую кафедру, а также присвоил Самтависскую и Ацкурскую кафедры Грузинской Церкви. Очевидно, М. был противником единоличной царской власти; св. Тамара пыталась отстранить его от управления Церковью и созвала в 1184 г. Церковный Собор, на к-ром вместе с еп. Кутаисским Антонием (Сагирисдзе) председательствовал вернувшийся на родину Николай I (Гулаберисдзе). М. на Соборе отсутствовал, т. к. «Николай и Антоний... не пожелали, чтобы в их среде пребывал тогдашний Картлийский католикос, потому что он стал допускать вещи, совсем искажавшие церковные правила, сумел коварством получить от Господа власть архиепископа Чкондидского и архиепископа Ацкурского, также и мцигнобартухуцеси». Участники Собора не смогли отстранить М., «хотя и много потрудились»; однако им удалось сменить неск. недостойных епископов и «вместо них посадили Божьих людей, кроме того на Соборе исправили и некоторые церковные правила, которые были искажены людьми, пренебрегавшими порядком» ( Василий Эзосмодзгвари. 2008. С. 304-305). М. не пользовался любовью и авторитетом среди паствы, летописец отмечает, что его смерть не вызвала жалости: «Никто из-за него не предавался горю, ни великий, ни малый, потому что все презирали его» (Там же. С. 306-307). Архиеп. Антон (Глонистависдзе) был восстановлен в должности чкондидел-мцигнобартухуцеси, на патриарший престол взошел Феодор II (1188-1204/05). Ист.: История и восхваление венценосцев//КЦ. 1959. Т. 2. C. 1-114; Василий Эзосмодзгвари. Жизнь царицы цариц Тамар//Там же. C. 115-150; он же. То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 303-330. Лит.: Абашидзе З. Микел IV//Католикосы-патриархи Грузии. Тб., 2000. С. 52-53 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/2563694.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010