Псалом 89 1. Молитва Моисея, человека Божия. Господи! Ты был нам прибежищем в род и род. Прежде, нежели появились горы и созданы были земля и вселенная, от века и до века Ты существуешь. Не подвергай человека унижению 1227 (ибо) Ты сказал: «Возвратитесь, сыны человеческие!» 1228 Ибо тысяча лет пред очами Твоими, Господи, как день вчерашний, который прошел, и стража ночная. Ничтожны их года будут: как утренняя роса пропадает, по утру зацветет и отцветет, а к вечеру опадет, ожестеет и засохнет. Ибо мы исчезли во гневе Твоем и яростию Твоею потрясены. Ты положил беззакония наши пред Тобою, и век наш – пред Тобою, и век наш – пред светом лица Твоего 1229 . Ибо все дни наши прошли и мы исчезли во гневе Твоем. Лета наши как бы паутина считаются 1230 ; дни лет наших: семьдесят лет, а если в силах – восемьдесят лет, и то большая часть их – труд и болезнь, ибо постигло нас унижение 1231 , и мы (сим) будем научены 1232 . Кто знает силу гнева Твоего и от страха пред Тобою (сможет) постигнуть 1233 ярость Твою? Посему 1234 яви мне десницу Твою 1235 и укрепивших 1236 сердце мудростию 1237 . Обратись, Господи! Доколе 1238 ? И умилостивись над рабами Твоими. Да насытимся скоро милостию Твоею, Господи, и возрадуемся и возвеселимся 1239 , Во все дни наши будем веселиться, (в награду) за дни, в которые Ты смирял нас, за лета, в которые мы видели злое. И призри на рабов Твоих и на создания Твои, и наставь сынов их. И да будет свет Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправь у нас, и дело рук наших исправь. 1228 Признавая писателем псалма Моисея, толковники видят здесь терминологию Быт. 3:18–19 и находят указание на грехопадение первых людей и сопровождавшее его грозное определение Господне о страданиях и унижении человека во время земной жизни и возвращение его в землю при смерти (Феодорит и новые толковники – Hupfeld. Die Psalmen. Bd. 4. S. 7). 1229 Т. e. Своим светом, учением, всеведением осветил всю нашу жизнь и ее тайны, а особенно – греховные (Григ. Нис.). 1230 Греч. σε ρχνη [алекс. и ряд лук. спп.; др. ς ρχνην] μελτων – слав. яко паучина поучахуся: «природа человеческая не имеет в себе ничего постоянного, подобно паутине легко расторгается» (Афан. Вел. и Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Слово γγας продолжает употребляться и дальше по отношению к человеку, обладающему большой силой или возможностями. Так, «исполинами» названы: Нимрод, сын Хуша, «сильный зверолов пред Господом» ( Быт 10:8 , 1Пар 1:10 ) 1221 , обитатели Астарофа и Карнаина, которых поразил еламский царь Ходоллогомор ( Быт 14:5 ) 1222 , сыны Енаковы, своим ростом устрашившие израильтян перед входом в землю обетованную ( Чис 13:34 ; Втор 1:28 , ср. Нав 12:4, 13:12 ) 1223 , несколько необычайно рослых филистимлян ( 2Цар 21:6–22 ) 1224 , человек, с радостью пробегающий длинный путь ( Пс 18:6 ), и всякий сильный воин ( Пс 32:16 , Ис 3:2, 49:24 , Иез 32:12, 39:18 ), будущие разрушители Вавилона ( Ис 13:3 ) 1225 , находящиеся в преисподней «вожди земли» ( Ис 14:9 , ср. Иез 32:21 ) 1226 . В неканонических книгах это рослые воины ( Иудифь 16:6 ), такие, как Голиаф ( Сир 47:4 ), или тяжеловооруженные латники: например, об Иуде Маккавее рассказывается, что он «облекался бронею, как исполин, опоясывался воинскими доспехами своими и вел войну, защищая ополчение мечом» ( 1Мак 3:3 ). Таким образом, те исполины, которых родили сыны Божий, были первыми, но далеко не единственными в истории. Способ перевода Быт 6:4 это подтверждает: «Исполины же бывали на земле в те дни, и после того; а когда входили сыны Божий к дочерям человеческим и рождали себе, то были исполины что от века, [т.е. самые древние,] люди именитые» 1227 . Эти первые на земле исполины упоминаются систематически как синоним дерзости. Они «мятутся под водами» ( Иов 26:5 ) – очевидно, водами потопа, которые их покрыли 1228 ; а человек, «заблуждающий с пути правды», утихнет в их «собрании» ( Притч 21:16 ). Неканонические тексты возлагают на них вину за их собственную гибель: «Не умолен был [Бог] о древних исполинах, которые совершили отступничество (πστησαν) мощью своей» ( Сир 16:8 ); «Ибо и вначале, когда погубляемы были гордые исполины, надежда мира, управленная Твоею рукою, прибегнув к кораблю, оставила миру семя рода» ( Прем 14:6 ); «Там были изначала славные исполины, весьма великие, искусные в войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Князь Ярослав сам встал во главе похода и двинулся в землю еми. Перейдя по льду Финский залив, Ярослав со своей дружиной прошёл через всю землю еми, дошёл до самых отдалённых местностей (вероятно, на западе и северо-западе), ещё не видавших русских воинов. Новгородцы предали суровому наказанию непокорные области. Судя по летописи, Ярославом было захвачено много пленных. Сопротивление еми было подавлено, очевидно, без большого труда, поскольку летописи ничего не сообщают об этом. Подобный факт не может быть объясним слабостью еми-тавастов по сравнению с войсками Русского феодального государства. Мы увидим впоследствии, какой страшной силой представлялись тавасты в 1237 году папе Григорию XI. Нам кажется, что быстрый и легкий успех Ярослава в 1227 году можно объяснить тем, что католицизм не проник ещё глубоко в народные массы, а затронул лишь господствующую верхушку еми. Судя по рассказам летописей, поход Ярослава в 1227 году кончился полным успехом. Но в тех же летописях под следующим, 1228 годом зафиксированы события, которые приводят нас к совершенно другому выводу. В 1228 году большой отряд еми (2 тысячи воинов) нападает на русские приладожские села. Правда, нападение кончилось неудачей, было отражено ладожанами, карелами и ижорой. Но самый факт нападения, притом такого крупного отряда, говорит о многом. Очевидно, Ярослав, добившись в 1227 году большого стратегического успеха, не смог всеже восстановить политическую зависимость земли еми от Новгорода. Возможно, что для виду, чтобы избавиться от русских войск, племенная знать многих областей страны изъявила покорность Ярославу. Но, как только новгородские войска ушли из Финляндии, большая часть областей снова отпала и выслала большой военный отряд в набег на русские сёла, чтобы отомстить за поход 1227 года. Ярослав, очевидно, сам понимал непрочность дос» тигнутого им в 1227 году успеха и неизбежность возвращения еми под влияние шведов, поэтому он счёл необходимым принять чрезвычайные меры для закрепления за Русью западных областей Карелии, прилегающих к земле еми, чтобы обеспечить эти области от проникновения шведского влияния.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По новому порядку к описи приступает (через судебного пристава) мировой судья, получив извещение о смерти (1227 Зак. Гр.; 1403–1407 ст. Уст. Суд. Гражд.), а в местностях, в коих введено положение о земских начальниках, – земский начальник (Зак. Гражд., ст. 1227 прим., по Прод. 1890 г.). В ст. 1231, 1234 и 1238 Зак. Гражд. установлены и некоторые особенности относительно описи и охранения имуществ при различных условиях, а именно после лиц, умерших в пути и на пароходе, после духовных властей, после содержателей фабрик и мануфактурных заведений, после русских подданных, умерших за границей, и после иностранцев в России. Сохранение описанного имущества поручается или налицо, находящимся наследникам, или, когда их в виду нет, постороннему лицу, напр., хозяину дома (Касс. реш. 1867 г., N 384; ср. Зак. Гражд., прил. к ст. 1227, ст. 7). Имение лица, безвестно отсутствующего, берется в казенный присмотр (1243 Гр. Зак.). Опись имущества, вместе с производством, представляется по старому порядку в судебное место, в ведении коего находится имущество (в порядке вотчинной подсудности); по новому порядку – мировому судье, в участке коего наследственное имущество находится (выражение неопределительное, ибо после умершего могло остаться имущество в разных местностях и участках). Суд (или судья) делает распоряжение о вызове наследников через Сенатские ведомости (публичные ведомости). Предположение о неизвестности всех наследников следует допустить во всяком случае; но в 1239 ст. Зак. Гр. постановлено, что вызов делается в трех случаях: 1) когда все наследники или некоторые из них находятся в отсутствии (очевидно, что предположение о сем надлежит допустить во всех случаях безразлично, а потому этой одной причины достаточно для того, чтобы производить вызов во всех случаях; а затем уже о последующих двух причинах не было бы нужды упоминать); 2) когда после умершего остался капитал в Государственном банке; 3) когда не выкуплены им вещи, заложенные и просроченные в Ссудной казне. На эти же три повода сделана ссылка в 1401 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Но в местах более отдалённых обрусение, конечно, совершалось только в виде появления бóльших или меньших отдельных и разбросанных пятен на сплошной инородческой массе, по мере того как возникали в среде инородцев города (городки), погосты и вообще селитьбы с чисто Русским населением. Подобным образом, идя вслед за обрусением, должно было распространяться в этих более отдалённых местах и христианство. Под самый конец периода до-монгольского, в 1227 году, Новгородский князь (последующий великий князь) Ярослав Всеволодович крестил принудительным образом Карелов, тогдашнюю территорию которых составляли: юго-восточная часть Финляндии, часть нынешней Петербургской губернии, соседняя с Ладожским озером, большая часть Олонецкой губернии и часть Архангельской до так называемого Карельского берега Белого моря (Словарь Семёнова, см. Карелы), т. е. территория которых составляла северо-западную часть Новгородских владений. В Лаврентьевской летописи под 1227 годом о нашем крещении читается: «тогоже лета князь Ярослав Всеволодович послав крести множество Корел, мало не все люди», каковыми словами довольно ясно даётся знать, что до 1227 года Карелы оставались язычниками в своём решительном большинстве или в своей массе. Но от Карелов едва ли должно заключать к другим инородцам Новгородской области. Карелы занимали местность, не представлявшую выгод для промысловых Поселений и привлекательности вообще для житья (покрытую болотами или же бесплодно-каменистую, как составлявшую продолжение Финляндии), вследствие чего Русские не занимали или не посягали на их территории земель в вотчинное владение и не селились между ними, стремясь для той и для другой цели в так называемое Заволочье (местность между Онегой и Северной Двиной до Мезени). А по этой причине, вопреки другим инородцам области, Карелы и могли оставаться язычниками в своём решительном большинстве или в своей массе до самого конца периода до-монгольского 361 . Нарочитыми борцами за язычество против христианства, как мы говорили, долженствовали быть у нас волхвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

земли) и архидиак. Павел Алеппский. М. отправился в путь весной 1664 г. Он пересек Вост. Анатолию, посетив г. Малатью и сел. Чемишгезек в верховьях Евфрата - резиденцию Эрзурумских митрополитов. Архиерейские престолы Вост. Анатолии часто пустовали ввиду своей географической удаленности и слабых связей с церковно-политическими центрами Антиохийского Патриархата. М. стал свидетелем глубокого упадка местных правосл. общин, насчитывавших не более 700 семейств на всем пространстве Армянского нагорья. В своих записках патриарх сообщал, что учил православных верхнего Евфрата основам христ. жизни и возвел одного из достойных местных уроженцев в сан Эрзурумского митрополита. В кон. июня 1664 г. М. еще находился в Эрзуруме (оттуда он отправил с грамотами в Рим хиосского грека Симеона, называвшего себя Исфаханским митрополитом). Далее патриарх продолжил путь, направляясь, очевидно, в Тбилиси, столицу царства Картли. Судя по колофонам М. в его рукописи-автографе (ИВР РАН. В 1227), 26 сент. 1664 г. он находился в Кутаиси, столице Имерети, 4 авг. 1665 г.- в одном из мон-рей Мегрелии. Зимой 1664/65 г. М. и Павел поднимались в горы Абхазии и Сванети, где патриарх пытался возродить христ. традиции у горных племен, когда-то православных, но в значительной части утративших представления о своей вере. Павел писал о мн. тысячах местных жителей, крещенных его отцом (Грузия в XVII ст. 1905. 3. С. 441-458; 5. С. 66-93; Панченко. Православные арабы и Кавказ. 2013. С. 388). Рукопись-автограф патриарха Макария III Антиохийского (ИВР. РАН. Д 1227. Л. 85 об.— 86) Рукопись-автограф патриарха Макария III Антиохийского (ИВР. РАН. Д 1227. Л. 85 об.— 86) В начале лета 1665 г. в Дамаск прибыл посланник рус. царя Мелетий Грек с приглашением М. отправиться в Москву для участия в суде над патриархом Никоном, поскольку тот настаивал, что рассматривать его конфликт с царем правомочны только вост. патриархи. Не застав патриарха в Сирии, Мелетий, к к-рому уже присоединились Александрийский патриарх Паисий и Синайский архиеп. Анания, выехал вслед за М. в Грузию. В Тбилиси он узнал, что М. находится в Имерети. После долгой переписки с Антиохийским патриархом и настойчивых приглашений прибыть в Тбилиси Мелетий сам отправился в путь и встретился с ним на границе Картли и Имерети. Получив царское приглашение, М. долго колебался, прежде чем решиться ехать в Москву. Возможно, определяющее влияние на него оказали царь Картли Вахтанг V (Шах-Наваз-хан) и его сын царь Кахети Арчил II, к-рые убедили Антиохийского патриарха выступить их дипломатическим посредником в контактах с Москвой и склонить рус. царя к оказанию военной помощи груз. единоверцам.

http://pravenc.ru/text/2561412.html

1227 г. и оплатить участие в нем 1 тыс. рыцарей. В качестве залога Фридрих II передал Иоанну Бриеннию, патриарху Радульфу Иерусалимскому и магистру Тевтонского ордена Герману фон Зальце 100 тыс. унций золота. 9 нояб. 1225 г. Фридрих II женился на Изабелле II и принял титул короля Иерусалима, подтвердив тем самым намерение отправиться на Св. землю. Имп. Фридрих II Штауфен и султан аль-Камиль у стен Иерусалима. Миниатюра из «Хроники» Джованни Виллани. 40-е гг. XIV в. (Vat. Chigi. LVIII. 296 (Cat. XI 8). Fol. 42) Имп. Фридрих II Штауфен и султан аль-Камиль у стен Иерусалима. Миниатюра из «Хроники» Джованни Виллани. 40-е гг. XIV в. (Vat. Chigi. LVIII. 296 (Cat. XI 8). Fol. 42) В авг. 1227 г. крестоносцы отплыли из Бриндизи в Палестину. 8 сент. за основной частью армии последовал Фридрих II, к-рый вскоре из-за болезни был вынужден вернуться в Юж. Италию. Это дало повод новому папе Римскому Григорию IX (1227-1241) отлучить его от Церкви и запретить императору участвовать в походе до снятия отлучения. Армия прибыла в Палестину в окт. и приступила к строительству укреплений в Сидоне, Кесарии и Яффе, была также заложена крепость Монфор. Имп. Фридрих II безуспешно пытался добиться от Григория IX снятия отлучения. Невзирая на запрет папы Римского, 28 июня 1228 г. Фридрих II отплыл на Восток. 21 июля он прибыл на Кипр, где вступил в конфликт с сеньором Бейрута и регентом Кипрского королевства Иоанном (Жаном) Ибелином за суверенные права над островом (спор был решен в пользу императора). 7 сент. Фридрих II достиг Акры. Тогда же духовенство лат. Иерусалимского Патриархата и магистры духовно-рыцарских орденов получили послание папы Римского, требовавшего от них не подчиняться приказам императора. В результате против Фридриха II выступили магистры тамплиеров и госпитальеров, новый лат. патриарх Иерусалима Герольд Лозаннский (1225-1239) и большая часть баронов Иерусалимского королевства. Сторону императора приняли немецкие и сицилийские крестоносцы, магистр Тевтонского ордена, а также пизанцы и генуэзцы.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРЕЛИЯ [Республика Карелия], субъект РФ в составе Северо-Западного федерального окр. Территория - 180,5 тыс. кв. км. Адм. центр - Петрозаводск. К. расположена на северо-западе России, граничит с Архангельской , Вологодской , Ленинградской и Мурманской областями РФ и с Финляндией . На северо-востоке омывается Белым м., на юге расположены Ладожское и Онежское озера. Население - 643,5 тыс. чел. (2010). Национальный состав: русские - 82,2%, карелы - 7,4, белорусы - 3,8, финны - 1,4, вепсы - 0,5, представители др. национальностей - 4,7%. Республика включает 2 городских округа и 16 муниципальных районов (в т. ч. 3 национальных). История К X в. юго-запад совр. К. занимало земледельческое население (древние весь (предки совр. вепсов) и корела (предки совр. карел)), вовлеченное в международную торговлю на пути «из варяг в греки». Севернее жили охотники и рыболовы саамы. На северо-востоке К. обитали племена еми, к-рые впервые упоминаются в рус. летописях под 1042 г., когда в поход на них ходил новгородский кн. Владимир Ярославич (ПВЛ. СПб., 1996. С. 67). Племена корелы названы в географическом введении к «Истории Норвегии», написанной не позднее 1115 г. (народ «кирьялы» - Глазырина Г. В. Исландские викингские саги о Сев. Руси. М., 1996. С. 42), в новгородской берестяной грамоте 90-х гг. XII в. (сообщение о том, что «Литва встала на Корелу» - Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1977-1983 гг. М., 1986. С. 50-51. 590). В XII в. территория К. вошла в Новгородское гос-во. Племена корелы неоднократно (в 1142, 1143, 1149, 1178, 1188, 1191, 1227) участвовали в военных походах Новгорода. В 1227 г. новгородский кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович в условиях швед. католич. экспансии в Финляндию инициировал крещение корелы в Православие («того же лета князь Ярослав Всеволодович послав крести множество карел, мало не все люди» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 449). Карельский перешеек, Сев.-Зап.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

1 . Войска, выделенные для операции, оставить на острове Лавенсари с тем, чтобы использовать их в качестве десанта. Операцию готовить теперь же. 2 . Организовать блокаду острова Б. Тютерс, минировав подъезды с берегов и подходы к Б. Тютерс от Гогланда с эстонского побережья, взорвать трассу. Вести усиленную разведку и наблюдение. Гарнизоны островов Б. Тютерс и Гогланд бомбить днем и ночью. Изложенное докладываю. ГУСЕВ, ГУРЕВИЧ ЦАМО РФ. Ф. 217. Оп. 1227. Д. 46. Л. 312. Подлинник. О причинах неудач в разгроме противника в районах Любани и Чудово ДОКЛАД командующего войсками Ленинградского фронта начальнику Генерального штаба Красной Армии 18 апреля 1942 г. 19 ч 45 мин Отсутствие настоящего взаимодействия между Ленинградским и Волховским фронтами является одной из главных причин неудачи по окружению и уничтожению любань-чудовской группировки противника. Мы действуем разрозненно. В январе начал наступление Волховский фронт, Ленинградский фронт его не сумел по-настоящему поддержать, потому что войска 54 А были истощены в людском и материальном отношении. В феврале месяце истощился Волховский фронт. Ленинградский накапливал силы. В конце февраля и в марте месяце начал наступать Ленинградский фронт, но не поддержанный Волховским фронтом, также выдохся. На днях вновь начал наступать Волховский, Ленинградский не в состоянии поддержать, т.к. Дивизии 54-й армии выдохлись. Такое положение в дальнейшем терпимым признать нельзя. Действия должны быть одновременными, которые не позволили бы противнику маневрировать своими резервами и парировать наши удары. Прошу и предлагаю: 1 . Укомплектовать войска пополнением и танками до 1.5.42. 2 . Дать фронтам резервы, тем самым выполнить директиву Ставки 03. Без резервов, как показывает опыт войны, нельзя рассчитывать на доведение операции до логического конца. 3 . Генеральному штабу организовать взаимодействие между фронтами по месту и времени. ХОЗИН ЦАМО РФ. Ф. 217. Оп. 1227. Д. 46. Л. 111–112. Подлинник. О плане операций на Волховском направлении

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После нек-рого колебания К. обнародовал этот документ об отлучении митр. Евфимия. У него накопилось множество собственных претензий к неподконтрольному его власти митрополиту, начиная c неуплаты им податей и заканчивая венчаниями неканонических браков. Один из францисканских миссионеров в Дамаске, Томас Диас Кампайя, выступил посредником в примирении иерархов. Он убедил митр. Евфимия приехать в Дамаск и принести покаяние К. в обмен на снятие с него обвинений. Формальное примирение К. и митр. Евфимия произошло в кон. нояб. 1719 г., однако скрытая враждебность сохранялась. Многие верили, что именно по наущению митр. Евфимия патриарх был обвинен дамасскими властями в тайном венчании христианина и мусульманки и вынужден заплатить 3 тыс. киршей за свое оправдание. Вскоре после этого К. скончался от гангрены (видимо, вызванной диабетом), как о том сообщали в Рим францисканские миссионеры и митр. Евфимий. В правосл. историографии (свящ. Михаил Брейк) бытовала версия, что патриарх был отравлен Томасом Диасом Кампайей. Краткие воспоминания о К. оставили встречавшиеся с ним писатели-паломники: капеллан англ. фактории в Халебе Г. Мондрелл (1697) и черниговский иером. Ипполит Вишенский (1708), сообщающие также о церковной жизни христиан в Сирии этого периода. К. не имел хорошего образования, равно как и лит. дарований отца и деда. По собственному признанию и свидетельствам окружающих, он не владел греч. языком, поэтому атрибуция К. араб. перевода энциклики К-польского патриарха против митр. Евфимия Сайфи (1719) представляется неверной. Письменное наследие К. весьма ограниченно: помимо грамоты о прощении патриарха Никона и переписки с различными католич. корреспондентами 1715-1719 гг. он оставил ряд записей церковно-исторического содержания на полях сочинений своего деда патриарха Макария III в его рукописи-автографе (ИВР РАН. В 1227). Арх.: РГАДА. Ф. 52/1. 1683. 2; ИВР РАН. В 1227. Л. 31-38 об., 129. Ист.: Сказание о Сирийской унии/Пер.: еп. Порфирий (Успенский)//ТКДА. 1874. 9. С.

http://pravenc.ru/text/1840391.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010