«Византийские историки» – 10-томная серия переводов византийских историков («Византийские историки, переведенные с греческого при Санкт- Петербургской духовной академии»), вышедшая в 1853–1863 гг. Византинистика – наука, объектом изучения которой является история, литература и культура Византии, а также характерные особенности проявлений древнегреческой культуры и древнегреческого языка в средневековую эпоху. Начало В. относится к XVI в. и связано с именами Иеронима Вольфа и Мартина Крузиуса. В XVII в. во Франции отмечается подъем исследований в области В., что проявилось, в частности, в издании «Парижского корпуса» византийских историков и в появлении «Среднегреческого глоссария» Дюканжа (1688 г.). В XVIII в. к ним добавились 14 томов «Греческой библиотеки» (1705–1728 гг.) А. Фабрициуса, Венецианский корпус византийских источников (1722–1733 гг.), издание свода актов церковных соборов И. Манси. Тем не менее византийское государство стало представляться искаженным отображением Римской империи (труды Гиббона, Лебо). Эта тенденция сохранялась до середины XIX в. Обоснование историко-филологического метода способствовало развитию В. («Боннский копус» византийских историков, греческая «Патрология» Ж.-П. Миня) и привело к концу XIX в. к вычленению В. как самостоятельной научной дисциплины (к примеру, в Германии К. Крумбахер, в России В. Г. Васильевский , Ф. И. Успенский, в Англии – Дж. Бюри). Значимым шагом в развитии этой академической дисциплины стала организация ряда международных конгрессов византинистов, первый из которых, собравший всего около 30 участников, состоялся в 1924 г. в Бухаресте. С того времени они проводятся каждые пять лет, их работа приостанавливалась только на время Второй мировой войны (последние из них прошли в Париже в 2001 г., Лондоне в 2006 г, Софии в 2011 г.). В большинстве западных стран В. развивается как часть системы высшего образования. В настоящее время центры исследований в области византийской истории находятся во многих странах мира, в частности, в Вашингтоне (Думбартон Оакс), Лондоне, Оксфорде, Кембридже, Париже, Брюсселе, Вене (Институт Австрийской византинистики), Берлине, Мюнхене, Бонне, Гамбурге, Кельне, Галле, Лейпциге, Праге, Лондоне, Афинах, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 2005 года - председатель оргкомитета ежегодной Всероссийской научно-богословской конференции " Свято-Филаретовские чтения " . В 2005 - 2006 годы - слушатель школы начинающего политика при Государственной Думе РФ. В 2006 году первым по разрядным спискам закончил Коломенскую духовную семинарию . В 2006 году работал стажёром секретариата по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата . В 2007 году в Московском педагогическом государственном университете защитил кандидатскую диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.01 - " Русский язык " на тему " Лингвистические аспекты археографического описания рукописных собраний " . В 2007 - 2011 годы - преподаватель общей церковной истории Коломенской духовной семинарии . В 2007 годы избран членом Молодёжной Общественной Палаты и членом Общественного Консультативного Совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы. С 2009 года участвует в работе Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В 2009 - 2010 годы - преподаватель кафедры общего и русского языкознания Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, где читал курсы «старославянский язык», «историческая грамматика русского языка», «сопоставительный анализ славянских языков», «лингвистическое источниковедение», «история русского литературного языка», «история русского языка для иностранных учащихся». В 2010 - 2011 годы - декан историко-филологического факультета Российского Православного института св. Иоанна Богослова , заведующий кафедрой филологии, доцент. В РПИ св. Иоанна Богослова преподавал дисциплины по теории и истории русского языка. C 2011 года - профессор Российской Академии Естествознания. С 2012 года - президент Института современных гуманитарных исследований. С 2013 года - главный редактор электронного научно-образовательного журнала " Studia Humanitatis " .

http://drevo-info.ru/articles/16358.html

6 . Zizioulas, John .The one and the many : studies on God, man, the Church, and the world today/Metropolitan of Pergamon, John D. Zizioulas; [edited by] Fr. Gregory Edwards. 1st ed. Alhambra, С A: Sebastian Press, 2010. 7 . Иоанн (Зизиулас), митр. Церковь и Евхаристия. Сборник статей по православной экклесиологии/Пер. с греч. Иером. Леонтия (Козлова). Богородице-Сергиева Пустынь, 2009. 332 с. Литература 8 . Larchet J.-C.   Personne et nature. La Trinité – Le Christ – L’homme. Contributions aux dialogues interorthodoxe et interchrétien contemporains. Paris: Cerf, 2011 (Col. Théologie). 403 p. 9 . Loudovikos N. Person instead of Grace and Dictated Otherness: John Zizioulas’ final theological position.//The Heythrop Journal. XLVIII (2009), pp. 1–16. 10 . Papanikolaou Ar. Being with God. Trinity, Apophaticism and Divine-Human Communion. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2006. 11 . Papanikolaou, Aristotle. Personhood and its exponents in twentieth-century Orthodox theology//The Cambridge Companion to Orthodox Christian Theology. Cambridge University Press, 2009. 12 .  Бобринский Борис , протопр . Тайна Пресвятой Троицы. Очерк догматического богословия. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. 360 с. 13 . Богословская наука сегодня. Православное учение о человеке. Избранные статьи. М. – Клин: Синодальная Богословская Комиссия, Фонд «Христианская жизнь», 2004. 14 . Кулага В . Анализ философского персонализма в богословии митр. Иоанна (Зизиуласа): Дис. канд. богосл. Жировичи, 2010. 15 . Лосский В.Н. Боговидение/Пер. с фр. В.А. Рещиковой; сост. и вступ. ст. А.С. Филоненко. М.: АСТ, 2006. 759, с. (Philosophy). 16 . Лосский В.Н . Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие /Пер.с фр. мон Магдалина (В.А. Рещикова). 2-е изд., испр. и перераб. СТСЛ, 2012. 586 с. 17 . Ранер, Карл . Основание веры. Введение в христианское богословие/Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. 662 с. 18 . Ратцингер, Йозеф . Введение в христианство . Лекции об апостольском символе веры . М.: Изд. «Духовная Библиотека», 2006. С.304

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

5 См.: Мефодий, иером., Кирилл, иером. (Зинковские). Термин «νυπστατον» и его богословское значение//URL: http://www.bogoslov.ru/text/1991254.html (дата обращения 29. 11. 2011). 8 Черняков А. Г. Хайдеггер и «русские вопросы»//Историко-философский ежегодник за 2005 г. М., 2006. С. 310, 313. 9 Майборода А. Б. История термина πστασις в контексте развития философии и христианского богословия (в период до ΙΙ Вселенского Собора): Дипломная работа/Науч. рук. В. П. Лега . Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (далее ПСТБИ). Машинопись. М., 2001. С. 2. 10 Witt R. E. πστασις. Amicitae Corolla. A Volume of Essays. University of London Press, 1933. P..320–322, 325. 12 Месяц С. В. Значения слова «ипостась» в античной литературе//Православная энциклопедия. М., 2011. Т. 26. С. 180. 15 Фокин А. Р. «Ипостась» как богословский термин в патристике. С. 1//URL: (дата обращения 07. 02. 2013). 21 Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Послание к Евреям св. апостола Павла//Он же. Толкования на Послания св. апостола Павла. В 2 кн. М., 2000. Кн. 2. С. 452. 25 Dörrie H. πστασις. Wort- und Bedeutungsgeschichte//Nachrichten der Akad. der Wiss. in Göttingen. Phil.-hist. Kl., Jg. 1955. 3. S. 35–92 (=Op. cit.//Platonica minora. München, 1976. S. 26). 27 Philo Judaeus. Quod deterius potiori insidiari soleat 160. 7//TLG: θες μνος ν τ εναι φστηκεν. Далее, в случаях, если источник не указан, –– ссылка на источник из Thesaurus Linguae Graecae. University of California, Irvine – Irvine, CA. URL: http://www.tlg.uci.edu/(TLG). 28 Муретов М. Д. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе. М., 1885. С. 13. 30 См.: Dillon Jh. M. The Middle Platonists. A Study of Platonism. 80 B. C. to A. D. 220. London, 1977. P. 155–156. 32 Thompson J. W. EPHAPAX: The One and the Many in Hebrews//New Testament Studies. Vol. 53. Issue 04. October 2007. P..572–573, 576, 579. 33 Alcinous. Didaskalikos/Ed. by P. Louis. Paris, 1945. 10, 2, 3: νωτρω τοτων φστηκεν, οτος ν εη πρτος θες. Впрочем, не все платоники относили понятие «бытия» к Первому Богу. Так, еще Спевсипп, племянник Платона, говорил о том, что Единое превыше бытия, и его не следует называть даже «сущим». Эта мысль была подхвачена гораздо позже Плотином. См., напр.: Шичалин Ю. А. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2000. С. 247–248.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Епископ Питирим (в миру Константин Викторович Творогов) родился 7 июня 1967 года в Загорске (ныне Сергиев Посад), пишет «Википедия» . В 1984 году окончил среднюю школу и поступил в Московский областной педагогический институт на факультет русского языка и литературы. После первого курса института был призван в ряды Вооружённых сил. Службу проходил в Монголии. В 1991 году окончил педагогический институт. Работал учителем русского языка и литературы в старших классах Сергиево-Посадской средней школы. В 1997 году служил алтарником и чтецом в храме Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище в Москве. С ноября 1999 по июнь 2000 года был трудником в Троицком монастыре святых Праотец в городе Хевроне на Святой земле. В 2000 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 2004 году. По окончании семинарии поступил в Московскую духовную академию (МДА). Будучи послушником при академии, в течение трех лет нес послушание в тюремном отделе, отвечая на письма заключенных, собирая им посылки и посещая тюрьмы. 22 апреля 2005 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры ректором Московской духовной академии архиепископом Верейским Евгением (Решетниковым) был пострижен в монашество с именем Питирим – 15-летие пострига епископ провел в самоизоляции, по поводу чего оставил в Фейсбуке такую запись: «Сегодня у меня 15 лет монашеского пострига. За все время монашества ни на секунду не пожалел, что выбрал этот путь – наоборот, все больше и больше убеждаюсь – это мое!» 11 сентября 2005 года рукоположен в иеродиакона, а 12 марта 2006 года – во иеромонаха. С 2008 года преподавал гомилетику в МДА, а с 2011 – в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. 26 июля 2012 года решением Священного синода РПЦ был избран епископом Душанбинским и Таджикистанским. Архиерейская хиротония состоялась 1 августа того же года в Серафимо-Дивеевском монастыре. В Таджикистане прослужил семь лет. 30 августа 2019 года назначен ректором Московской духовной академии, получив титул «епископ Звенигородский, викарий Патриарха Московского и всея Руси». 26 декабря 2019 года включён в состав Межсоборного присутствия.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Богданов К.А. О крокодилах в России. Очерки из истории заимствований и экзотизмов. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 352 с. Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 2. М.: Мартис, 2000. 306 с. Брек Дж., прот. Хиазм в Священном Писании . М.: Изд-во Общедоступного Православного университета, 2004. 352 с. Брюггеман У. Введение в Ветхий Завет: Канон и христианское воображение. М.: ББИ, 2009. 570 с. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 1. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. 575 с. Вайнберг Й. Введение в Танах. М.: Мосты культуры, 2002. 432 с. Вайнгрин Дж. Введение в текстологию Ветхого Завета. М.: ББИ, 2002. 110 с. Вайс М. Библия и современное литературоведение: Метод целостной интерпретации. М.: Мосты культуры, 2001. 435 с. Вандеркам Дж. Введение в ранний иудаизм. М.: ББИ, 2011. 278 с. Ванхузер К. Искусство понимания текста. Черкассы: Коллоквиум, 2007. 736 с. Введение в Ветхий Завет/Под ред. Э. Ценгера. М.: ББИ, 2008. 802 с. Вдовиченко А.В. Дискурс – текст – слово. Ст. по истории, библеистике, философии языка. М.: ПСТБИ, 2002. 287 с. Вевюрко И.С. Антропологическое значение мистики света у апостола Павла//Религиоведение. 2005. 4. С. 19–29. Ветхий Завет на страницах Нового/Ред. Г.К. Била и Д.А. Карсона. Т. I. Евангелие от Матфея. Евангелие от Марка. Черкассы: Коллоквиум, 2010. 488 с. Ветхий Завет на страницах Нового/Ред. Г.К. Била и Д.А. Карсона. Т. II. Евангелие от Луки. Евангелие от Иоанна. Черкассы: Коллоквиум, 2011. 439 с. Винников Н.Н. Самаритянское Пятикнижие и устная палестинская традиция//Палестинский сборник. Вып. 15 (78). М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1966. С. 74–90. Витгенштейн Л. Лекции о религиозной вере//Вопросы философии. 1998. 4. С. 122–134. Вэндлэнд Э.Р. Гармония и алгебра Псалтири: литературный и лингвистический анализ библейских псалмов. М.: Институт перевода Библии, 2010. 162 с. Гадамер Х.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с. Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет). М.: Христианская Россия, 1992. 304 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Питирим, епископ Скопинский и Шацкий (Творогов Константин Викторович) Дата рождения: 7 июня 1967 г. Дата хиротонии: 1 августа 2012 г. Дата пострига: 22 апреля 2005 г. Страна: Россия Биография: Родился 7 июня 1967 г. в г. Загорск (Сергиев Посад) Московской обл. в семье служащих. Крещен в младенчестве. В 1984 г. окончил Загорскую среднюю школу 11 и поступил в Московский областной педагогический институт на факультет русского языка и литературы. После первого курса института был призван в ряды Вооруженных сил. Службу проходил в Монголии. В 1991 г. закончил Московский областной педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы. Работал учителем русского языка и литературы в старших классах Сергиево-Посадской средней школы 19, а также был сотрудником ряда коммерческих организациях. В 1997 г. работал алтарником и чтецом в храме Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище в Москве. С ноября 1999 г. по июнь 2000 г. был трудником в Троицком монастыре свв. Праотец в г. Хевроне. В 2000 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 2004 г. По окончании семинарии поступил в Московскую духовную академию . Будучи послушником при академии, в течение трех лет нес послушание в тюремном отделе, отвечая на письма заключенных, собирая им посылки и посещая тюрьмы. 22 апреля 2005 г. пострижен в монашество. 11 сентября 2005 г. рукоположен в сан диакона, 12 марта 2006 г. — в сан иерея. В течение шести лет по воскресным и праздничным дням служил Литургию в Покровском академическом храме, а также нес послушание в приходском храме, приписанном к Покровскому Хотькову женскому монастырю в д. Каменки Сергиево-Посадского р-на Московской обл. В 2007 г. окончил Московскую духовную академию. С 2005 г. нес послушание референта ректора Московских духовных школ  архиепископа Верейского Евгения . С 2008 г. преподавал гомилетику в МДС. В 2009/2010 учебном году преподавал в МДА русский язык для иностранцев. С 2011 г. преподавал гомилетику в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2377366...

Удержи возлюбленне, удержи его пока еще не впал». «Вси хотят со Христом прославленным и превознесенным быть; но Христу последовать и со Христом крест носить, и поругание, уничтожение, посмеяние и скорбь терпеть мало кто хощет». Литература: Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. М., 1994 Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 2006 Морев Л. А. Житие святителя Тихона Задонского. Задонск, 2005 Поведский Ю.Н., Валдайское приселье. Тверь, 1997 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Л., 1974. Т. 29, кн.1, 117-118) Монахи - возлюбленные дети Господни. Книга воспоминаний о иеромонахе Василии (Рослякове) и иеромонахе Рафаиле (Огородникове). Саратов, 2007 Столетие Свято-Тихоновского монастыря в Пенсильвании. Питтсбург, 2006 (на англ.яз.) - Строго говоря, допущена ошибка, отца святителя звали Савелий, этот вопрос подробно исследован в труде о.Иоанна (Маслова) Могилы Э.М.Михайловой и У.Г.Донкиной на Короцком кладбище. Часовня свт.Тихона. 2022 г. 2011-2022 гг. Санкт-Петербург - с.Короцко Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 3. Светлая Память! Светлая Память Эльвире (Надежде) Михайловне Михайловой, Царствие Небесное! Позвольте, дорогая Марина Викторовна, поблагодарить за душеполезную статью. И - не осудите, пожалуйста, за нижеследующее, может быть, - в дополнение к моему эссе " Снова август... " : В 2018-м году я узнала об Аксенове Леониде Дмитриевиче (9.06.1876 - 19.08.1937), уроженце г. Торопец Псковской губ., который 30 апреля 1922 г. был арестован за «сопротивление изъятию церковных ценностей», но вскоре освобождён. Он был знаком с детства с будущим Патриархом Тихоном, неоднократно с ним встречался. В 1918 г. он – член Поместного Собора Православной Российской Церкви по избранию от Псковской епархии как заместитель Н.Ф.Соколова, участвовал в 3-й сессии, член IV, VII, XXIII отделов. С 1918 года член епархиального совета при митрополите Вениамине (Казанском) и Александро-Невского братства, преподаватель в петроградских школах и институте имени Толмачёва.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/24/...

С 2009 – заместитель главного редактора альманаха " Русский мipъ " (пять выпусков) ( www.russkymir.org ), с 2013 года – по связям с общественностью. Участник проекта Лен.обл.научной библиотеки " Лучшие книги – библиотекам " (более 40 встреч). Организатор встреч-презентаций в областных научных библиотеках Вологды, Архангельска, Великого Новгорода, Пскова. В 2014 основала " Охапкинские чения " , которые прошли в Петербурге и Москве. По итогам выпущено два номера альманаха " Охапкинские чтения " , который стал периодическим изданием (раз в 2 г.). Исследователь архива и редактор Олега Охапкина и Татьяны Горичевой (с 2018 г. выпущено 7 книг О. и 2 кн.Г.). Литературный дебют состоялся в альманахе " Русский мipъ " в 2011 году. Училась в Свято-Сергиевском институте в Париже (2014-2015). Организатор и редактор неформальной творческой группы учёных " Новая архаика " (философ Дмитрий Михалевский, лингвисты Людмила Шишкина и Мелвар Мелкумян, физик и богослов Алексей Нестерук, поэт Жанна Сизова). Телевизионные работы: 1988 – Ленинградское ТВ: проект " 5 колесо " , авторский цикл " Петербургские истории " : программы " Что такое Сайгон? " и " Столица "http://1989 – одна из ведущих молодежной программы " Крыша "http://1989-90 – проект " 5 колесо " : автор д/т.ф. " Один день из жизни священника " и " Три новеллы об эмиграции. С Виктором Кривулиным "http://1992 – авторский цикл " Подполье " , ВГТРК " Санкт Петербург " .//2005 – автор программ " Петербургская свадьба " и " Банки " , ВГТРК " Санкт-Петербург " (проект " По старому стилю " )//2006–автор документального цикла " Рок версия событий " , телеканал " Культура " . Цикл номинирован на премию ТЭФИ за 2007 год//2007 – автор и режиссер д.т.ф. " Из жизни Достоевских " , телеканал " Спас "http://2007 – режиссер музыкального проекта " Синестезия музыки и света " (Смольный собор)//2010-2012 – автор цикла " Парижские хроники с Татьяной Горичевой " , НП культура " . Публицистика: Жизнь или житие(о повести А.Завьялова " Житие простодушного Охапкина).

http://religare.ru/25_862_110_1.html

- М.: Макцентр, 1999. - С. 172.; Сырку П.А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке. Т. I, вып. I : Время и жизнь патриарха Евфимия Тырновского. - СПб.: Имп. Академия Наук, 1898. - 255 с.; Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви/Л. А. Успенский. - Москва: Зап.- Европ. экзархат Московского патриархата, 1989. - 476 с. Флоренский П.А. Иконостас/П. Флоренский. - Москва : Искусство, 1995. - 256 с.; Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии/А. Ф. Лосев. - Москва : Мысль, 1993. - 960 с. - Первое издание: Москва, 1930 г. Острогорский Г.А. История Византийского государства. - М.: Сибирская Благозвонница, 2011.-895с.; Василий (Кривошеин), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов/архиепископ Василий. - Париж : Имка-пресс, 1980. - 354 с.; Мейендорф И.Ф. История Церкви и восточно-христианская мистика. Единство Империи и разделение христиан. Святой Григорий Палама и Православная мистика. Византия и Московская Русь/протопресв. И.Ф. Мейендорф под ред. прот. В.В. Асмус.- Москва : Институт ДИ-ДИК ; Изд-во ПСТБИ, 2003. - 576 с.; Концевич И. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси/И. Концевич. - Москва : Никея, 1993. - 225 с.; Киприан (Керн), архимандрит. Духовные предки святого Григория Паламы: Опыт мистической родословной//Богословская мысль. Париж, 1942. -Вып. 4.- С.102-131.; Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святого Григория Паламы. Киев: Общество любителей православной литературы в честь свт. Льва, папы Римского, 2006. -434 с. Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего, игумена Сергиа чюдотворца. Списано бысть от Премудрейшаго Епифаниа/Подг. текста и ком. Д. М. Буланина, пер. на соврем. рус. яз. М. Ф. Антоновой и Д. М. Буланина//ПЛДР. XIV - сер. XV в. М., 1981, с. 256-429, 570-579; Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшаго к некоему другу своему Кириллу/Подг. текста, пер. на соврем. рус. яз. и ком. О. А. Белобровой//Там же, с. 444-447, 581-582; 3 у б о в В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб. К вопросу о редакциях Жития Сергия Радонежского//ТОДРЛ - 1953-Т 9-С 145-158.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/13/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010