621 об. — 665) — 30–е годы XVI в. Редакция Основного вида, но с внесенными датами. Филигрань: Тиара — Брике, 4979 (1532—1536 гг.), 4980 (1533 г.). 8) ГИМ, собр. Е. В. Барсова, 1448 (л. 136 об. — 153) — 30—40–е годы XVI в. Текст кончается главой «Об изведении источника». Филиграни: Единорог — Брике, 10348 (1537 г.); Гербовый щит под короной с тремя лилиями — Брике, 1050 (1530—1545 гг). Листы 144—151 переписаны в XVII веке, филигрань — Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры GD. 9) ГИМ, Чудовское собр., 334 (л. 158—235 об.) — 30—40–е годы XVI в. Филиграни: Гербовый щит с тремя лилиями под короной — Брике, 1050 (1530—1545 гг); Рука под цветком — Брике, 11348 (1546 г.); Кувшин с одной ручкой — Лихачев, 1723, 1724 (1547 г.). 10) Государственная публичная научно–техническая библиотека Сибирского отделения РАН, собр. М. Н. Тихомирова, 309 (л. 3—47 об.) — вторая четверть XVI в. Редакция Основного вида, но с некоторыми датами; начинается словами: «блажении сподобльшеся таковому отроку родителие быти». Филигрань: Двойной крест—Лихачев, 3342 (1540 г.). 11) ГИМ, Собр. А. С. Уварова, 520 (4°) (л. 57 об. — 79) — кон. XVI b. Текст кончается известием о смерти игумена Никона. Филигрань: Гербовый щит с крестом и подковой — Лауцявичюс, 2713 (1588—1599 гг.). 12) РНБ, Софийское собр., 1354 (л. 115—165 об.) — 1597 г. (дата читается в рукописи РНБ, Софийское собр., 1355). 13) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 9107 (л. 161 об. — 203) — 1602 г. Текст кончается рассказом об основании Андроникова монастыря. 14) РГАДА, ф. 187 (Рукописное собрание ЦГАЛИ), оп. 1, 58 (л. 46—126 об.)—рукопись писалась с 8 декабря 1602 г. по 14 февраля 1603 г. 15) РГБ, ф. 775 (Собр. М. И. Чуванова), 18 (л. 701—730) — начало XVII b. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на ту–лове литеры РО — Дианова и Костюхина, 63 (1600—1613 гг.). 16) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 591 (л. 277 об. — 327 об.) — 20–е годы XVII в. Текст дополнен по Третьей редакции. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под пирамидой из полумесяцев, на тулове литеры МР — Дианова и Костюхина, 783 (1623 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Поскольку эти строки свидетельствуют о столкновении монастырских властей с митрополитом, то датировать редакцию следует временем правления митрополита Исидора (1437–1440 гг.) – других митрополитов с середины 30-х до конца 40-х годов XV в. на Руси не было. Заголовок (по списку Чуд. 151): «Житие и жизнь и подвизи пре-подобнаго и богоноснаго отца нашего игумена Сергея, в нем же имать и от божественых чюдес его. Списано от Пахомиа иромонаха Святыа Горы». 1) ГИМ, Чудовское собр., 151 (л. 18–72) – 70–80-е годы XV в. Филиграни: Голова быка под перечеркнутым стержнем (1-й вариант) – Лихачев 1166 (1477 г.), 3802 (1476 г.); Голова быка под перечеркнутым стержнем (2-й вариант) – типа Брике, 15090 (1490–1510 гг.); Виноградная лоза – Брике, 13056 (1460–1477 гг.). 2) ГИМ, Синодальное собр., 169 (л. 202–237) – первая четверть XVI в. (копия списка Чуд. 151). Филигрань: Тиара – Брике, 4922 (1506–1525 гг.). Минея-четья в своем окончательном виде составлена в митрополичьем скриптории в Москве в 20-х годах XVI в.: оглавление на л. 1 об. написано рукой монаха Иосифо-Волоколамского монастыря Фомы Шмоилова, правка текста ряда житийных произведений сделана почерком митрополичьего писца Юшки Сасинова. 3) РНБ, Софийское собр., 1358 (л. 159 об. – 202)20-е годы XVI в. (копия списка Син. 169). Филигрань: Рука под звездой (два варианта)-типа Брике, 10718 (1499–1500 гг.). 4) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 383 (л. 83–113 об.) – первая четверть XVI в. (текст переработан и кончается рассказом о чуде с поселянином). Филиграни: Щит с лилией под крестом – Брике, 1610 (1499–1505 г.), 1611 (1501–1513 гг.); Рука под цветком – Лихачев, 1444 (1514 г.). 5) ГИМ, Епархиальное собр., 288 (л. 149–280 об.)-сер. XVI в. Филигрань: Литеры RP в картуше – Лихачев, 1725 (1547 г.). 6) РГБ, ф. 445 (Собр. Симферопольского педагогического института), 33 (л. 551–583) – 1551 г. (кончается главой «О видении Пре-чистыа Богородица»). 7) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 257 (л. 394 об. – 438 об.) – 1556 г. (писец – Юшко Сасинов; текст кончается главой «О видении Пречистыя Богородица»).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 10301. Пролог (л. 54–58), 50– 60-е годы XVI в., содержит сокращенный список редакции. Филиграни: Сфера под пятиконечной звездой – Брике, 14007 (1559– 1562 гг.); Перчатка под короной, на ладони изображение лилии (в справочниках не отыскивается). 8) ГИМ, Музейское собр., 2781. Пролог (л. 59 об. – 63 об.), 60-е годы XVI в., содержит сокращенный список редакции. 9) РНБ, Q.I.1531. Житие Федора Ярославского (л. 44 об. – 53), 80-е годы XVI в., содержит сокращенный текст редакции. Филигрань: Крепостные ворота с литерой Q – Лихачев, 4180 (1585 г.). 10) ЯМЗ, 14966. Сборник (л. 1–7), конец 10-х – начало 20-х годов XVII в., содержит сокращенный список редакции. Филиграни: 1) Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры О GR – Лауцявичюс, 523 (1622 г.); 2) Кувшин с двумя ручками под розеткой, на тулове литеры МР – Дианова («Кувшин»), 399 (1616–1621 гг.); 3) Кувшин с двумя ручками под горкой из полумесяцев – типа Дианова и Костюхина, 780 (1616 г.). 11) РГАДА, ф. 187 (Рукописное собр. РГАЛИ), оп. 1, 116. Пролог (л. 33 об. – 35 об.), 1625 г., содержит сокращенный список редакции Андрея Юрьева. 12) РНБ, Кирилло-Белозерское собр., 11 1250. Пролог (л. 54– 57 об.), 20–30-е годы XVII в. Содержит сокращенный список редакции. Филигрань: Рог изобилия – Гераклитов, 68 (1628–1630 гг.). 13) РНБ, Соловецкое собр., 699 807. Пролог (л. 50–53), 30-е годы XVII в., содержит сокращенный список редакции. Филигрань: Гербовый щит под короной – типа Дианова и Костюхина, 1132 (1638 г.). 14) Научная библиотека Московского университета, 2 Ес-87. Сборник (л. 13–19), 40-е годы XVII в., содержит сокращенный список редакции. Филигрань: Щит с рогом изобилия, под щитом буквы МС – Дианова и Костюхина, 1163 (1642 г.). Взаимоотношение списков редакции Андрея Юрьева отражено на Рис. 9 (списки 1, 2, 4, 5 Полного вида, а списки 3, 6–14 Сокращенного вида). Списки Сокращенного вида не равнозначны. Более первоначальны списки 8–12–14, из которых лучшим является список 8, а 12 и 14 подверглись дополнениям по рукописи типа 4. Вторичной является группа списков 3–6–7–9–10–11, определяющими чтениями которой можно признать следующие: 1) Бог наполнил Русскую землю «велицеми книгами» (вместо «грады»); 2) татары опустошили «всю землю Русскую западную» (в полных списках слово «Русскую» отсутствует).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

18) РНБ, собр. М. П. Погодина, 1587 (л. 34—58 об.) — 20—30–е годы XVII в. Текст сокращен и переработан. Филигрань: Щит с лилией под короной, под щитом литеры ID — Дианова и Костюхина, 901 (1624—1631 гг.). 19) ГИМ, Единоверческое собр. 76 (л. 154—208) — 30–е годы XVII b. Рукопись принадлежала слуге Троице–Сергиева монастыря Ивану Родионову сыну Базлову. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под цветком, на тулове сердце — Дианова и Костюхина, 839 (1638 г.). 20) РГБ, ф. 199 (Собр. П. Н. Никифорова), 667 (л. 1—75) — 30—40–е годы XVII в. Рукопись без первых листов, начинается словами: «и ка–мения многоцннаго, все же честное земныхъ вещеи недостоино есть сему праздньству». Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с полумесяцем, на тулове литеры GP и L—muna: Гераклитов, 686 (1639—1640 гг.). Минейный вид Представляет компиляцию из Первой Пахомиевской редакции и Троицкого вида Четвертой редакции. Списки читаются в составе Миней четьих. 1) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 574 (л. 504 об. — 542 об.) — последняя четверть XVI в. Текст доведен до главы «О явлении мощеи святого», обрывается на словах: «хвалам достоиныи князь Ге–оргие, сьи убо велию вру има къ святому и много попечение имыи, яко въистину добраго» (далее вырваны два листа). Филиграни: Щит с лилией под короной — Брике, 7182 (1581 г.); Рука под цветком — типа Брике, 10679 (1545 г.). 2) РГАДА, ф. 196 (Собр. Ф. Ф. Мазурина), оп. 1, 1559 (л. 201—257) — первая четверть XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под пирамидой из кружков, на тулове литеры AL — типа: Дианова и Костюхина, 761 (1621 г.). 3) РГБ, ф. 292 (Собр. С.П. Строева), 55 (л. 264 об. — 324) — конец 30–х годов XVII в. Филигрань: Щит с лилией под короной, под щитом литеры IV, контрамарка AN — Дианова и Костюхина, 917 (1638 г.). Другие комиляции Первой и Четвертой Пахомиевских редакций 1) РНБ, собр. М. П. Погодина, 947 (л. 658 об. — 677) — вторая четверть XVI в. 2) БАН, 33.11.12 (л. 77—102) — кон. XVI в. Филигрань: Щит с крестом — типа: Хивуд, 964 (кон. XVI в.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

537–547 об.). Сборник 50-х годов XVI в. Филигрань: Сфера под звездочкой-Лихачев, 1758 (1555 г.), 1795 (1557 г.). Егоровский вариант Текст близок к варианту Ундольского, но имеется искажение в заглавии («забывшаго чюдеси»), Темир-Аксак собрался идти «таи на Русскую землю», сохранено чтение «вижь несмиренаго варвара». 1) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 950 (л. 94–99). Сборник 80-х годов XV в. Филиграни: Голова быка под стержнем с короной и 5-лепестковым цветком – Лихачев, 2702, 2706 (1480-е годы); Голова быка под стержнем с 5-лепестковым цветком, с подвешенным снизу треугольником – три варианта, один из которых близок к знаку рукописи ГИМ, Увар., 18 (1°) конца 80-х годов XV в. Заголовок: «Месяца августа 26, на память святыхъ мученик Андреяна и Наталии. Повесть полезна от древняго писаниа сложена, являющи преславно забывшаго чюдеси о иконе Пресвятыя Богородица, еже нарицаеться Владимерьская, яко прииде от Владимеря в боголюбивыи град Москву избавити град вашь (в других списках – нашь) от безбожнаго и зловернаго царя Темирь Аксака». 2) Ярославский музей-заповедник, 15326 (л. 201 об. – 209). Сборник конца 20-х – начала 30-х годов XVI в. 3) РНБ, Соловецкое собр., 805 915 (л. 380 об. – 391 об.). Сборник 1557 г. 4) РГБ, ф. 247 (Собр. Рогожского кладбища), 678 (л. 701– 718 об.). Сборник последней четверти XVI в. 5) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), оп. 1, 564 (л. 561–576 об.) Сборник конца XVI – начала XVII в. 6) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 266 (л. 491 об. – 507 об.) – в части сборника, относящейся к концу 30-х – началу 40-х годов XVII в. Филиграни: Кувшин с двумя ручками под цветком – Дианова и Костюхина, 839 (1638 г.); Щит с рожком и литерами МС – Дианова и Костюхина, 1163 (1642 г.). 7) РГБ, ф. 199 (Собр. П. Н. Никифорова), 408 (л. 267–280 об.). Сборник середины XVII в. Филигрань: Гербовый щит под короной – Дианова и Костюхина, 1134 (1647 г.). В списке Темир Аксак назван «Железной ногой». 8) РГБ, ф. 256 (Собр. Н. П. Румянцева), 378 (л. 129–144). Сборник 1688–1689 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8) Научная библиотека Саратовского университета, 382. Сборник (л. 18 об. – 29 об.), 20-е годы XVII в. (описание см. в разделе Проложной редакции). Первая часть заменена Проложной статьей, в Сказании о чудесах описаны только первые четыре чуда (кончая чудом о сухоруком Симеоне). Б) Вторичный вид Характеризуется следующими чтениями. В тексте предисловия вместо первоначального чтения «иноку о иже целомудрено подвизающемуся» (Троиц., 788, л. 183) в списках данного вида фигурирует «икону о иже .» Во второй части редакции известие об исцелении двух слепых жен отсутствует, вместо слова «причетници» читается «причастници», а испорченное чтение «начаша ходити» (ЯМЗ, 15522, Троиц., 788) 544 опущено совсем. По сходству текстологических признаков можно выделить следующие три группы списков. Первая группа: 1) ГИМ, Музейское собр., 2561. Сборник, л. 228–235 составляют особую тетрадь, которая может быть датирована первой четвертью XVI в. Филигрань: Голова быка с крестом на морде, под крестом с пятилепестковым цветком, обвитым змеей, – типа Брике, 15388 (1503– 1509 гг.). Текст представляет собой фрагмент Сказания о чудесах от раки ярославских чудотворцев с описанием чудес с 7-го по 13-е. 2) ГИМ, собр. М. П. Вострякова, 1170. Житие Федора Ярославского на 44 листах в 4 , кон. 20-х – нач. 30-х годов XVI в. Филигрань: Рука под короной – Брике, 10965 (1531 г.). В заголовке имя митрополита не указано. Текст обрывается на описании 13-го чуда на словах: «многими леты скорчившися иссохши ноги исцели инока Софониа именем, иже» (последующие листы отсутствуют). 3) ЯМЗ, 15483. Сборник (л. 24–61 об.), 30–40-е годы XVI в. Филиграни: Литера Р под цветком – типа Брике, 8643 (1530–1531 гг.); Рука с шестью фестонами под короной с трилистником – типа Брике, 10912 (1543 г.). Список близок к Муз., 1817. В заголовке имя митрополита не указано. Вторая часть вырезана и на место ее на л. 38– 43 другой рукой вписан текст редакции Великих Миней Четьих на бумаге середины XVI в.: Рука с фестонами под короной – Брике, 10996 (1542 г.). Литографированное издание первых четырех страниц Жития Федора Ярославского по данному списку обнаружено нами в Тверском областном архиве, ф. 1409, оп. 1, 1448 (л. 28–29 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Филиграни: Рука под звездой (два варианта) (л. 260–392) – типа Брике, 11172 (1525–1548 гг.), тождественные варианты в Иоасафов-ской летописи 20-х годов XVI в. 237 ; Рука в рукавчике (л. 393–400) – типа Брике, 11404 (1507 г.); Литера Р под цветком (л. 401–424, 441–448)-Брике, 8637 (1514 г.); Литера Р (л. 425–440, 449–453)- Брике, 8536 (1519–1522 гг.). 2) ГИМ, Епархиальное собр., 387 (л. 1–151) – вторая половина 20-х годов XVI в. Филиграни: Вертушка (л. 1–29, 94–125) – Брике, 13390 (1516–1238 гг.); Единорог в двух вариантах (л. 30–69, 150–174†I) ­­ Лихачев, 1538, 1539 (1527 г.); Щит с тремя лилиями под короной, под щитом литера Е (л. 70–93) – Брике, 1818 (1522–1529 гг.); Литера Р под цветком (л. 126–149) – Брике, 8641 (1522 г.). 3) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 421, ч. 1 (л. 442–601) – 70–80-е годы XVI в. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на ту-лове литеры OV – Брике, 12784 (1579 г.); Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове литеры CM – Лихачев, 4008 (1581 г.). Глава об основании Киржачского монастыря заменена текстом Пятой Пахомиевской редакции. 1) БАН, Вятское собр., 51 (л. 2–277) – 20-е годы XVII в. Вместе с тем на л. 318–326 об. помещена глава «О начале Кержачского монастыря» основного вида Пространной редакции. По первым листам владельческая запись 1628 г. Филигрань: Щит с лилией под короной, под щитом лигатура MP – Дианова и Костюхина, 932 (1626 г.). 2) ГИМ, собр. М. П. Вострякова, 1006 (л. 1–204 об.) – вторая половина 30-х годов XVII в. По листам вкладная запись 1642 г. старца Иева Беляницына. Филигрань: Гербовый щит под крестом, обвитым змеей – в опубликованных справочниках отсутствует, но встретилась нам в рукописи РГБ, Муз. 3855 1637 г. и в рукописи Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН 3/69, где корректируется знаком кувшина с двумя ручками под цветком – Гераклитов, 913 (1636–1637 гг.). 3) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 427 (л. 66–193) – сер. XVII в. Копия списка Востр. 1006.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В главе «О видении аггела, служаща с блаженным Сергием», на л. 367 об. приписано на полях со знаком вставки: «но мню его, чядо, со князем пришедша; бе бо тогда Владимер в монастыри. Приступльша же въпросиша некоего, иже съ князем, аще есть священник с ним пришедыи; и рекоша: ни. И о сем истинно уведешя, аггела Божиа бы-ти служаща с ними». 2) РГБ, ф. 173/I (Фундаментальное собр. библиотеки Московской Духовной Академии), 50 (л. 57–164) – 20-е годы XVI в. Без первых листов, начинается: «виде видение таково мати его, мняше бо ся еи агньца дръжати на руку своею». Древнейшая часть сборника писана тремя писцами: первый почерк: л. 1–56 об, 146 об. – 181; второй почерк: л. 57–117 об.; третий почерк: л. 118–146. Филиграни: Литера I под короной (л. I,1–43) – типа: Брике, 8285 (1510–1512 гг.); Щит с тремя лилиями под короной (л. 44–51, 79–91, 103–133, 149–182) – Брике, 1746 (1506–1526 гг.); Литера Р под розеткой (л. 52–56, 95, 96­100, 102, 134–148) – Брике, 8739 (1522 г.); Рука в рукавчике под розеткой (л. 57–78, 97–100) – типа: Брике, 11424 (1502–1508 гг.). Но следует заметить, что в рукописи МДА, 88 эта филигрань (на л. 431–439) корректируется знаком бегущего зайца (л. 437), который датируется 20–30-ми годами XVI в. 236 3) РНБ, Собр. Общества любителей древней письменности, F.185 (л. 486–536) – 20–30-е годы XVI в. Список неполный, изложение обрывается на главе «О начале игуменства святого», словами: «и восприемлет смирения образ и произ-воляеть странничествовати, и оттуду воздвижеся от таковыя от дал-ныя страны» (л. 536, причем часть л. 536 и весь оборот листа остались чистыми). Выдающееся значение этого списка состоит в том, что в нем полностью отсутствует вставка о 23-летнем возрасте Сергия при пострижении в монахи – вставка, заимствованная из Четвертой Пахоми-евской редакции; если в списке МДА, 88 указанная вставка читается в виде приписки на полях, то в рукописи ОЛДП ее вообще нет (о других вставках из Четвертой редакции не приходится говорить из-за неполноты списка ОЛДП).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Филиграни: Рука под звездой (два варианта) (л. 260—392) — типа Брике, 11172 (1525—1548 гг.), тождественные варианты в Иоасафов–ской летописи 20–х годов XVI в. ; Рука в рукавчике (л. 393—400) — типа Брике, 11404 (1507 г.); Литера Р под цветком (л. 401—424, 441—448)—Брике, 8637 (1514 г.); Литера Р (л. 425—440, 449—453)— Брике, 8536 (1519—1522 гг.). 2) ГИМ, Епархиальное собр., 387 (л. 1—151) — вторая половина 20–х годов XVI в. Филиграни: Вертушка (л. 1—29, 94—125) — Брике, 13390 (1516—1238 гг.); Единорог в двух вариантах (л. 30—69, 150—174+I)=Лихачев, 1538, 1539 (1527 г.); Щит с тремя лилиями под короной, под щитом литера Е (л. 70—93) — Брике, 1818 (1522—1529 гг.); Литера Р под цветком (л. 126—149) — Брике, 8641 (1522 г.). 3) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 421, ч. 1 (л. 442—601) — 70—80–е годы XVI в. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на ту–лове литеры OV — Брике, 12784 (1579 г.); Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове литеры CM — Лихачев, 4008 (1581 г.). Вятский вид Глава об основании Киржачского монастыря заменена текстом Пятой Пахомиевской редакции. 1) БАН, Вятское собр., 51 (л. 2—277) — 20–е годы XVII в. Вместе с тем на л. 318—326 об. помещена глава «О начале Кержачского монастыря» основного вида Пространной редакции. По первым листам владельческая запись 1628 г. Филигрань: Щит с лилией под короной, под щитом лигатура MP — Дианова и Костюхина, 932 (1626 г.). 2) ГИМ, собр. М. П. Вострякова, 1006 (л. 1—204 об.) — вторая половина 30–х годов XVII в. По листам вкладная запись 1642 г. старца Иева Беляницына. Филигрань: Гербовый щит под крестом, обвитым змеей — в опубликованных справочниках отсутствует, но встретилась нам в рукописи РГБ, Муз. 3855 1637 г. и в рукописи Государственной публичной научно–технической библиотеки Сибирского отделения РАН 3/69, где корректируется знаком кувшина с двумя ручками под цветком — Гераклитов, 913 (1636—1637 гг.). 3) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 427 (л. 66—193) — сер. XVII b. Копия списка Востр. 1006.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Реформация стала также проявлением протеста активно расцерковлявшейся культуры, которая уже достаточно отдалилась от Церкви и явно тяготилась ее попытками сдержать это отдаление. Нарождающаяся светская культура, гуманизм идеологически поддерживали Реформацию против общего врага – религиозной идеологии Средневековья, которая заслоняла утраченный древний идеал. Хотя этот союз оказался чисто тактическим, поскольку вскоре протестантизм обратился против своего бывшего союзника, но в подготовке Реформации влияние гуманистических идей было весьма заметно. Начавшись в 1517 году , Реформация достаточно быстро распространяется в Германии, опираясь на сторонников преобразований в самой Церкви, а также на широкую общественную и отчасти политическую поддержку. В 20–30-е годы XVI столетия оформляется конфессиональное деление Германии, католичество сохраняется на юго-западе, центр и северо-восток примыкают к Реформе. Во второй четверти этого столетия Реформация утверждает себя в Скандинавии, Прибалтике и на значительной части Чехии. Почти одновременно с германской Реформацией возникает швейцарская, ее отличает значительное богословское своеобразие, она утверждает себя в Нидерландах, на значительной части Швейцарии и Франции, отчасти в Венгрии. В 30-х годах XVI века Реформация распространяется на Британских островах, здесь она опирается на поддержку светской власти. Кроме классических ветвей Реформы активно проявляют себя ее радикальные направления, но в конечном счете они оказываются исторически недолговечными. С середины XVI столетия начинается эпоха опустошительных религиозных войн, они начинаются в Германии, во второй половине столетия разворачиваются гугенотские войны во Франции. Война Испании с Англией, а также Нидерландская революция также были в значительной степени религиозными. Почти одновременно с окончанием гугенотских войн в начале XVII века начинается кровопролитная Тридцатилетняя война в Германии, завершившаяся Вестфальским миром 1648 года, фактически в Европе бушевала религиозная Столетняя война.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010