21. Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, 22. Начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И так надобно: вследствие того, что пророчество об извержении Иуды из сонма апостолов пришло в исполнение, надобно, чтобы и другое пророчество, соединенное с тем, о замещении опустевшего места, исполнилось, т.е. надобно избрать нового апостола на место Искариота и тем восполнить установленное самим Господом двунадесятое число Его апостолов. Кажется, нельзя сомневаться, что это делалось апостолами и Петром не по их собственной воле и желанию, а по повелению самого Господа, не записанному впрочем в Евангелиях, как и многое осталось незаписанным ( Ин.21:25 ). А почему Он Сам по воскресении своем не избрал нового апостола на место Иуды и представил это ученикам своим сделать после вознесения своего и даже до сошествия Св. Духа, – всякие догадки об этом были бы тщетны. – Один из тех и пр.: необходимым и единственным условием для избрания в звание апостола Петр поставляет не какие-либо особенные внутренние качества избираемого – чрезвычайные дарования умственные или нравственные, а то, чтобы избираемый был свидетелем-очевидцем всей деятельности Господа в продолжение всего времени общественного служения Его. Он уверен, что избранному дарованы будут иным Утешителем все силы, необходимые для благоуспешного прохождения его будущего служения ( Ин.14:26 и парал.), как и всем немощным мира ( 1Кор.1:26–27 ). Очевидцем же всей жизни Господа избираемый должен быть потому, что он вместе с прочими в звании апостола должен быть свидетелем о Господе (ст. 8), следовательно должен иметь непосредственное и личное познание о всей жизни и деятельности Спасителя, как непосредственный слушатель Его учения и очевидец Его дел и жизни. Впрочем, это по-видимому внешнее только условие со стороны избираемого не есть на самом деле только внешнее: постоянное пребывание человека с Господом и Его учениками в продолжении лет трех с половиной свидетельствовало о вере его в Господа, любви к Нему, верности и постоянстве, в силу которых такому человеку с уверенностью можно было доверить исполнение дела апостольского, даже по одним человеческим соображениям и расчетам ( Лк.22:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

21. О многих царях из рода Давидова читаем, что они сохранены не по своей заслуге, а за добродетели Давида отца своего, творившего угодное пред лицем Божиим. Доходит дело до Асы, царя иудейскаго; о нем написано: и сотвори Аса правое пред Господом яко же Давид отец его ( 3Цар. 15, 11 ). В истории его, после многих похвал ему, между прочим прибавляется: высоких же не искорени: обаче сердце Асы бе совершенно пред Господом во вся дни его (там же, ст. 14). Вот и праведным называется, потому что сердце его было совершенно пред Господом, и однако согрешил в том, что не уничтожил высот, которые, как читаем, уничтожили Езекия и Иосия. Илия, в духе и силе которого пришел Иоанн Креститель, по молитве которого сошел огонь с неба и разделились струи Иордана, устрашился Иезавели и убежал; утомившись, сел он в пустыне под деревом и удрученный тоскою просил смерти, говоря: довлеет ныне ми, возьми убо от мене душу мою Господи, яко несмь аз лучший отец моих ( 3Цар. 19 4). Кто может отрицать, что он праведенъ? И однако страх – не скажу пред женщиною, а пред человеком – происходит от волнения духа, которое не может быть свободно от греха, согласно слову Давида: Господь мне помощник и не убоюся, что сотворит мне человек ( Пс. 117, 6; 33, 11 ). Об Иосафате царе иудейском написано: и бысть Господь со Иосафатом, яко хождаше в путех Давида отца своего первых ( 2Пар. 17, 3 ). Из чего разумеется, что он имел первые добродетели Давида, и не имел его последних грехов. «Не надеялся, говорит, на Ваала, но на Бога отца своего и ходил в заповедях Его, а не по грехам Израиля. И утвердил Господь царство в руке его, и дала вся Иудея дары Иосафату, и были у него безконечные сокровища и богатство и многая слава» ( 2Пар. 17, 4. 5 ). И когда сердце его получило дерзновение о путях Господних, то он уничтожил в Иудее и высоты и дубравы. Он был связан родством с нечестивейшим царем Ахавом. И когда после сражения возвращался в Иерусалим, то «вышел к нему Иеу сын Анана прозорливый, и сказал ему нечестивцу ты подаешь помощь и с ненавидящими Господа связываешься дружбою, и потому хотя ты заслуживал гнева Господня, но добрые дела найдены в тебе, так как ты уничтожил дубравы в земле Иудиной и исправил сердце твое, чтобы взыскать Господа» (2 Парал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

22. Выслушав сие, Феликс отсрочил дело их, сказав: рассмотрю ваше дело, когда прийдет тысяченачальник Лисий, и я обстоятельнее узнаю о сем учении. 23. А Павла приказал сотнику стеречь, но не стеснять его, и не запрещать никому из его близких служить ему, или приходить к нему. Выслушав сие и пр.: весь этот стих точнее перевести нужно так: «Феликс же отсрочил (дело) их, точнее зная о сем пути, сказав: когда придет Лисий тысяченачальник, я рассмотрю ваше дело». Вызовом своих обвинителей указать, какое преступление он сделал на суде перед синедрионом, апостол окончил свою защиту, обвинители молчали, и Феликс решил отсрочить решение окончательное этого дела. Зная точнее, чем высказано было на суде перед ним, о христианстве (пути сем, ср. прим. к ст. 14 и парал.) и вследствие такого знания видя, что напрасно обвиняют Павла, он отказал обвинителям в утвердительном приговоре, но не хотел резким отказом оскорбить и раздражить членов синедриона (желая доставить удовольствие иудеям, ст. 27), и потому не освободил совершенно и Павла, а отложил дело до нового рассмотрения под предлогом, что вот придет Лисий тысяченачальник из Иерусалима и тогда снова начнется разбирательство. Что Феликс мог иметь точные (относительно) сведения о христианстве, это можно предполагать по добрым основаниям: Феликс довольно давно был прокуратором Иудеи, еще давнее жил там (см. прим. к Деян.23:24 и Деян.24:10 ), христианство тогда распространилось уже по всей Палестине и в Кесарии, молвой о нем полна была вся Палестина, и естественно, что прокуратор имел о нем довольно обстоятельные сведения, тем более, что теперешняя жена его была иудеянка природная, вероятно, знавшая о христианстве и даже интересовавшаяся им (см. прим. к ст. 24). И не был ли еще в это время в Кесарии обращенный и крещенный Петром Корнилий – сотник римского войска, стоявшего в Кесарии (гл. 10)? – Не стеснять и пр.: может быть он был, как после в Риме, под присмотром одного только воина ( Деян.28:16 ) и принимать мог всех. Беседа Павла с Феликсом и Друзиллой и прибытие нового прокуратора (24–27)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

23:24). Это – тот же грех против Духа Святого, о котором ещё прежде говорил Господь, что он не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем ( Мф. 12:31–32 ; см. примеч.) – сознательное и упорное противление Христу и ненависть к Нему, несмотря на очевидные доказательства Его мессианского достоинства. Учение Господа и Его необычайные дела (чудеса) должны были открыть глаза неверующим в Него как в Мессию, тогда и грехи простились бы им; но так как они ослепили очи свои и в своём ослеплении с ненавистью и хулою отнеслись ко Христу, то впали в такой грех, который ничем нельзя извинить и который вследствие того не простится им, если не покаются. – Если бы Я не пришёл, с неба от Отца Моего на землю как Мессия – Искупитель человечества, и не говорил им, не изложил всего учения о Своём лице и Своём деле как Мессии, не предложил всего Учения об искуплении человечества Мною, то не имели бы греха неверия в Меня и Отца Моего и вражды против Нас; их грех был бы только грех неведения путей Божиих, который не ведёт к ожесточению и ненависти против Христа и Бога и который при покаянии может быть прощён. А теперь, когда Господь изложил учение о Себе и деле Своём, они не имеют извинения в этом своём грехе неверия и ненависти против Христа и Бога. – Ненавидящий Меня как Мессию ненавидит и Отца Моего, Который послал Меня в мир и с Которым Мы – одно по существу (8:30). «Так как они в своё оправдание везде ссылались на то, что гонят Его ради Отца: то этими словами Он отнял у них такое оправдание. Они не имеют никакого извинения» (Злат., ср. Феофил.). Если они не верили учению Господа о Себе и Своём деле (ср. 8 и далее), то должны были, по крайней мере, из Его необычайных дел – чудес увидеть, что Он истинно Мессия (ср. 10:25, 37–38 и прим. и парал.); но они и им не верили и с ненавистью отнеслись к чудотворцу (ср. 12 и далее). – Если бы Я не творил между ними, т. е. между неверующими иудеями, первыми представителями враждебного Господу мира, дел необычайных, таких чудес, каких никто другой не делал, так как они были столь необычайны и велики, что являли в себе именно дела Божии (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

23, 40). «Аарон отделен был на посвящение ко Святому святых, он и сыновья его, на веки , чтобы совершать курение пред лицом Господа, чтобы служить и благословлять именем Его на веки » (1 Парал. 73, 13). Иерем. 31, 3 «издали явился ко мне Господь и сказал любовью вечною Я возлюбил, тебя и потому и простер к тебе благоволение». Иерем. 32, 40 «и заключу с ним вечный завет , по которому Я не отвращюсь от них, чтобы благотворить им». 299 Можно привести в качестве аналогии наше применение слова «святой» к предметам и местам священнослужения: св. храм, алтарь, престол, сосуды и т. д., в общем значении sacer, т. е. изъятый из мира вещей священным употреблением, хотя и к нему принадлежащий. 300 Так, в статье «Dam» в Dict. de Theol. Cath IV, 1, p. 13, читаем «dans le Nouveau Testament jamais le mot ανιος n’a le sens restreint. Il ne se trouve, en effet, que dans les passages ou mention est faite de la fin du monde, forme dernier de toutes choses, après lequel il n’y a plus à esperer où à attendre de changement.» След, вечность здесь истолковывается как неизменность, однако не только в применении к Богу, к которому она действительно относится, но и к твари, находящейся в состоянии «вечных» мук. Cp. SalmondsChristian doctrine on immortality, 515, 649, 652 – E. B. Pusey: What is of Faith as to everlasting punishment 1880 и др. Филологически значение слова αν в новозав. употреблении двояко: оно может означать как вечность, так и мировую эпоху, которая не может быть бесконечна. Даже Иоанновское употребление не однозначно. По-видимому, тексты Ин. 6, 51, 58; 12, 34 ; 1Ин. 2, 17 ες τν ανα должны быть истолкованы в смысле вечности. В других случаях в смысле временном: Ин. 4, 14; 8, 51–2; 10, 28; 11, 26; 13, 8 ; выражение отрицательное; 8, 35. Слово αν в применении к Богу принимает значение вечности, в особенности во множеств. ανες ( Лк. 1, 33 ; Рим. 1, 25; 9, 5; 11, 35 ; 2Кор. 11, 31 ; Евр. 13, 8 , в частности в удвоении ανες τν ανων (Рим. 16, 37). В значении эпохи мира αν см.: Мф. 12, 32; 13, 22 ; Лк. 16, 8 ; Рим. 12, 2 ; 2Кор. 4, 4.4 301 По подсчету Pusey (1.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

23 и д.), – Отошел в Антиохию Сирскую (см. прим. к Деян.11:19 и парал.). «Он питал к этому городу особенную любовь – это человеческое чувство: потому что здесь ученики стали называться христианами; здесь он был предан благодати Божией; здесь он успешно окончил дело касательно учения об обрезании» (Злат.). Отправился: начало нового, третьего апостольского путешествия Павла. – Проходил страну Галатийскую и Фригию: см. прим. к Деян.16:6 . – Целью посещения этих стран было – утверждение в вере и христианской жизни основанных там прежде христианских обществ (ср. Деян.14:21–22 и Деян.16:6 ). О посещении Писидии, Памфилии и Ликаонии, где прежде основаны были Павлом и Варнавой христианские общества (гл. 13–14), не упоминается здесь, по краткости ли рассказа, или потому, что на сей раз Павел не был там. – Кто были спутниками Павла в сем путешествии, также здесь не упоминается, но из дальнейшего видно, что с ним были Тимофей и Ераст ( Деян.19:22 ). Аполлос Александрианин (24–28) 24. Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. 25. Он был наставлен в начатках пути Господня, и горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. 26. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его, и точнее объяснили ему путь Господень. 27. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия писали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, благодатью много содействовал уверовавшим. 28. Ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос. Некто иудей, именем Аполлос и пр.: Аполлос был сильным деятелем в утверждении христианства, особенно в Коринфе, как видно из первого послания апостола Павла к Коринфянам, и – в этом, вероятно, причина того, что дееписатель, прерывая рассказ о путешествии Павла, сообщает эпизодически сведения о начале деятельности Аполлоса в это время в Эфесе и в Ахаии (ср. ст. 12, 27), – Аполлос (сокращенное имя из Аполлониос, Аполлоний ) был Иудей из Александрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

245 Иоав должен был быть почти одних лет с Давидом; он был сын сестры Давида Саруи, которая должна была быть гораздо старее летами Давида. (Ср. 1 Ц. XVI, 11; XVII, 28 – что Давид был младший в семье). О детях Саруи см. 2Nap. II, 16 . 247 Это слово – царь – пропущено в тексте Семидесяти. Славянская библия относит слово царь к Давиду (отдал царю), но Вульгата (изд. 1889) гов. «Omnia dedit Areuna rex regi». Так говорит и греческое издание Библии («ex versione septuaginta interpretum». Vaticanum Romae editum; Lipsiae 1730). В Biblia Sacra (Lipsiae 1822) Орна называется даже в отличие от царя Давида regulius (царек) «Dabat, Arauna regulus, regi " … 248 Милло была часть города, примыкавшая к цитадели, как можно заключить из 3 Ц. IX, 15, 24; XI, 27; 2Nap. XXXII, 5 и 4 Ц. XII, 20. По-видимому Милло не только примыкала к крепости, но и включена была в ограду крепости. 249 См. наши объяснения в Свящ. Летописи па Быm. XXII, 14 по поводу выражения Иегова ире: «Господь усмотрит» с значением полной преданности воле Божией. В Быm. XIV, 18 мы указывали на предание, по которому Мелхиседек, царь Салима, был сам патриарх Сим, сын Ноев, давший месту, в котором впоследствии стоял Иерусалим, имя Мир, Салим. 250 Мы конечно не входим здесь в сложный вопрос о древности начертания каждой из ветхозаветных книг, или частей каждой из этих книг. 251 Филистимская колесница была расколота на дрова (1 Ц. VI, 14–15) и так указано, что и тогда левиты снимали ковчег с колесницы. 252 Его нет в списках. 1 Парал, в гл. VI. Это конечно не Аминадав, сын Каафов 1Nap. VI , ст. 22 (тожественный с Ицгаром ст. 2 и 18-й той же главы) отец Корея: но может быть в книге Царств Аминадав имя, употребленное в родовом значении. 258 «И приказал Давид начальникам левитов поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтирями и цитрами и кимвалами, чтобы они громко возвещали глас радования» ( 1Nap. XV, 16 ). «А Хенания начальник левитов, был учитель пения» (id. 22). «Так весь Израиль вносил ковчег завета Господня с восклицанием при звуке рога и труб и кимвалов, играя на псалтирях и цитрах», (id. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

250 В еврейском тексте ударение, по-видимому, на : «Он страдал, но Он (т. е. Сам, добровольно) страдал». Поэтому перевод Свят. Синода, кажется, должен быть предпочтен другому: «Он страдал, но страдал с терпением», без противления. В последнем случае стояло бы рядом два глагола, в общем имеющие одинаковое значение и противопоставлялись бы по различным оттенкам их значения; причем однако не было бы нужды в , и достаточно было союза . в значении: «Сам» нередко употребляется у пр. Исаии, напр. 52:6; 51:12; 48:12 и др. 252 . Едва ли можно понимать эти слова: «от притеснения и суда взят к Богу» (ср. Быт.5:24 ; 4Цар.2:9–10 – об Энохе и Илии): скорее они означают: «взят притеснением и судом» или: «на притеснение и суд», потому что подобное значение имеет в ближайшем парал. месте 52:5: «народ Мой взят даром»; ср. Ин.19:1, 9, 13 ... Здесь указано исполнение пророчества Исаии 53:7, 8. Кроме того, при первом понимании речь не имеет той связности, как при втором (речь о воздаянии, «взят к Богу» прерывалась бы упоминанием о неизъяснимом роде Раба Господня). 253 , т. е. «кто будет говорить об Его роде»? – о славных свойствах Его природы, когда Он взят в темницу и на суд, предан на смерть? Кто может подумать или уверовать в славу Его рода, видя такое Его уничижение? Здесь (как и во всей главе) противопоставляются видимое уничижение и сокровенная слава Раба Господня по Божественной природе Его или прославление человеческой природы по страдании, а не просто смерть и непрекращаемость Его жизни по смерти или предвечность Его происхождения (как Мих.4:2 ). Ср. статью г. Орфанитского: «Пророчество Исаии о страданиях и прославлении раба Иеговы» (Христ. Чт. 1881 г.). Мысль о вечности природы Его здесь не исключается, как выражается она и в словах Ис.48:16 (ср. Притч.8:22–27 ): «с того времени, как это происходит, Я был там, и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его», или 49:1, 2, 5: «Господь произвел Меня от чрева... в колчане Своем хранил Меня,,. и ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе»...; но в словах: «род Его кто изъяснит, ибо Он отторгнут от земли живых» мысль о вечности не есть главная.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

25:31 и далее).     14Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. 15Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; 16а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.    14—16. Если злословят вас и проч.: ср. Мф. 5:11 и прим. — За имя Христово: за исповедание имени Христа, как воплотившегося Бога-Искупителя, за веру в Него, за последование Ему (имя — вместо лица и дела, Им совершенного; ср. Мф. 10:22 и прим., 24, 9 и прим. и парал.). — Блаженны: см. 3, 14 и прим.; Мф. 5:2, 11 и прим.; несмотря на злословия, причиняемые с целию сделать вас несчастными в жизни, вы внутренно духовно счастливы, блаженны и имеете в сем залог будущего блаженства в Царстве Христовом. Это — неотъемлемая награда злословимых за имя Христово. Кто сделает добро, хотя бы то малое, во имя Христово, тот себе получит награду блаженства (Мк. 9:41 и прим.; Мф. 25:31 и далее); кто злословит другого за имя Христово, тот, лишаясь сам блаженства, дает повод злословимому получить награду блаженства. Злословящий ближнего за имя Христово злословит Самого Христа, и терпящий злословие за Христа участвует сим в страданиях Христовых, а потому получает блаженство во славе Христовой. Эту мысль о блаженстве злословимых апостол выражает оригинальным оборотом речи: Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Духом Славы и Духом Божиим называется здесь Дух Святой, третье Лицо достопоклоняемой Троицы. Он — Дух Славы, так как и в скорбную внешнюю жизнь злословимых вносит внутреннюю свою, всегда присущую Ему славу, и озаряет Его Дух страждущих за имя Христово от злословия и бесчестия, даруя ему в этом самом залог участия в славе будущей блаженной жизни. — Выражение Дух Божий присоединено к выражению Дух Славы именно, кажется, для указания, что под сим последним выражением должно разуметь лицо, а не отвлеченное понятие в смысле настроения, направления, расположения духа злословимых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

27. Ин. 10:27 . Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. 28. Ин. 10:28 . И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Ин. 17 д.; Ин. 8:51, 5:24 ; Ис. 40 д.; Рим. 8:38 ; 1Пет. 1:5 . Овцы Мои и пр.: кратко повторяет Господь характеристические отношения между Его последователями и Им, полнее высказанные в предшествующей речи, указывая теперешним слушателям Своим, почему они не принадлежат к числу овец Его. – Слушают голоса Моего: см. прим. к ст. 3–4. – И Я знаю их: см. прим. к ст. 14. – И они идут за Мною: см. ст. 4. Все черты, показывающие любвеобильное взаимное отношение между Христом и верующими в Него. – Я даю им жизнь и пр.: см. прим. к ст. 10 и 3:24; 6:39–40, 47 и парал. – Никто не похитит: намёк на волка, который расхищает овец, когда наёмник оставляет их (ст. 12). У Него – Пастыря доброго, а не наёмника, никакой враг не расхитит овец и не распугает их, ибо они состоят под покровительством Всемогущего (ст. 29). Впрочем, рука здесь символ не только власти и могущества, но ещё символ собственности овец. Возможность отпадения от Христа сими выражениями, конечно, не отрицается, ибо отпадший не есть уже овца Христова. 29. Ин. 10:29 . Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Ин. 6:37, 14:28 ; 1Кор. 15 д.; Ин. 10:33, 38 30. Ин. 10:30 . Я и Отец – одно. Ин. 5:23 ; Ин. 17 д. Ин. 21 . Пояснение того, почему никто не похитит из руки Христа овец Его. Бог Отец всемогущ, а Христос и Отец – одно. – Который дал Мне их: ср. прим. к 6:37. Это «сказано ради иудеев, чтобы они опять не назвали Его противником Божиим (Злат.). – Больше всех: по ходу речи надобно понимать, что Господь называет здесь Отца Своего большим всех по силе и могуществу, так что ни один враг не может одолеть Его и вследствие сего не может похитить овец Его из рук Его, – насильно, против воли и желания верующих отлучить их от Бога. – Я и Отец – одно: по связи речи опять одно по силе и могуществу, «так как вся речь у Него была о могуществе» (Злат., ср. Вас. В. 3, 56). Если никто не может похитить овец из рук Отца, значит, Отец всемогущ. Если же Отец и Христос одно, то, значит, и Христос всемогущ. Если же Он всемогущ, то, значит, Он – Бог. Если же Он Бог, то, значит, Он – одно с Отцом не только по всемогуществу, но и по всем другим Божеским свойствам, а, следовательно, и по природе или по существу (Злат. и Феофил.). Следовательно, в этом выражении содержится несомненно учение Самого Иисуса Христа о Своём Божестве. Так слова Его поняли и иудеи (ст. 33), и Господь не только не указал им на неправильность понимания ими слов Его, но и оправдывает Свои слова, что Он Сын Божий (ст. 36) и един с Отцом (ст. 38) (Ср. Злат. и Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010