294 Это не известная гора Кармил, вдающаяся в Средиземное море на юге Финикии: эта пустыня Фаран и этот Кармил на юге колена Иудина. Paran и Carmel: в Dict. of the Bible. 298 1. Цар. XXV. 29. Пер Арх. Мак. Переводчик прекрасно передает образ исчезновения врагов Давида, уподобляя их погибель вылету камня и пращи. 301 Ibid. 37. Выражение: «обмерло в нем сердце его, и он окаменел», это именно описание паралича. 307 В четырех милях на юг от горы Фавор, в колене Иссахаровом. Пещеру волшебницы указывают доселе.   310 Аэндорская волшебница напоминает нам современных спиритов. Действительности явлений отвергать у спиритов нельзя, но они зависят от расположений видящих, имеют чисто субъективный характер. Таково явление Саулу Самуила. 314 Иевосфей был в это время в Галааде, а потому это местечко должно быть на пути от Иордана в Хеврон. Bahurim: в Dict. of the Bible. 321 Ibid. 20. Эфод, в какой был одет Давид, одежда короткая, которая выказывала нагие ноги. Длинная одежда и медленная походка – вот признаки важного человека на Востоке. 323 В жизни Саула об этом не упоминается. Вероятно, это было в конце его царствования, когда благодать Божия отступила от него. Об этом упоминается только в истории мести Говаонитян. 2. Цар. XXI. 325 2 Цар. XXI. 8. Мелхола здесь называется матерью детей Адриэла, мужа ее сестры Меровы. Это объясняют тем, что Мелхола, не имевшая детей, усыновила детей Меровы. Замеч. в пер. Гуляева. 338 Притч. XXXI. Наставления матери Лемуила, это – может быть, не что иное, как наставления Вирсавии. Lemuel: в Dict. of the Bible. 343 Ibid. 17 и 18 стихи относятся не к царю, но к невесте. Вообще этот псалом и в его таинственном смысле понимается лучше, когда при переводе его имеется в виду его буквальный смысл. 345 Некоторые думают, что царица Савская приходила и Абиссинии; но всего вероятнее, что она была из счастливой Аравии, с юга Красного Моря, потому что дары, принесенные ею, дары Аравии. Кроме того, как у современных Ведуинов, так и у древних Арабов было в обычае, что лица, славящиеся мудростью у одного племени, искали случаев к состязанию с подобными же мудрецами другого племени. Иисус Христос называет Савскую царицу просто южною. Mф. XII. 42 ; Лук. XI. 31. Для описания счастливой Аравии см.: Arabiau Red Sea: в Dict. of the Bible, by Smith.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Во главе священства стоял первосвященник, называемый «священником помазанным» (гаккоген гаммашиах), «священником великим» (гаккоген гаггадол) или священником главным (гаккоген-рош). Первосвященником мог быть только потомок одного из сыновей Аарона: Елеазара или Ифамара. Сообразно высокому положению первосвященника в теократическом обществе, от него требовались наиболее высокие качества, как физические, так и духовные. Кроме тех требований, каковым должны были удовлетворять прочие священники в отношении своих качеств и чистоты семейной жизни (ср. Лев. 21:1–9, 16–24 ), от первосвященника требовалось более строгое поведение как в отношении семейной жизни, так и в отношении законов о чистоте и самообладании. Так, он мог быть женат только на девице, не должен был никогда прикасаться к умершим, хотя бы это были его родители, и не должен был предаваться трауру ( Лев. 21:10–15 ). Обязанности первосвященника составляли: а) наблюдение за священниками и левитами и за порядком во время отправления богослужения, почему первосвященник назывался также «священник смотрящий» (гаккоген роэ); б) совершение обряда в день очищения (йом киппурим); в) вопрошение воли Божией чрез урим и туммим; г) решение вопросов, касавшихся религии. Первосвященники, кроме священнических одежд, надевали также: меил (подир), эфод с относящимся к нему наперсником судным (хошен гаммишпат), кидар (митра) с золотой дщицей (мицнефет циц) ( Исх. 28, 39 и Лев. 8:1–9 ) 453 . Мейл (подир) был сделан из нитей голубого или гиацинтового цвета, почему назывался «келил-текелет» (весь из синеты). Он охватывал все туловище первосвященника и спускался ниже колен. По свидетельству Иосифа Флавия, он приготовлялся из цельного куска материи и не имел рукавов, но в тех местах, где нужно было продевать руки, в нем были сделаны проймы (Ant. jud. III, 7, 4). Для продевания головы, вверху было сделано отверстие, доходившее до середины груди и имевшее по краям толстую оторочку, как у панциря. По подолу меила была сделана бахрома из голубой ткани, на которой были привешены нитяные изображения гранатовых яблоков и золотые колокольцы. При облачении меил надевали поверх хитона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Влево от входа (на юг) стоял семисвечник, вычеканенный из золота. Формой своей он напоминал дерево, у которого от главного ствола шли по три ветви с той и другой стороны. На концах ветвей находились чашечки, в которые и вставлялись семь золотых лампад. В лампадах беспрерывно горел елей, выбитый из маслин. Для поправления светилен были сделаны золотые щипцы с такими же лотками под них. Своими ветвями светильник распространялся вдоль святилища. За алтарем кадильным шла внутренняя завеса, отделявшая святилище от Святого Святых. Она повешена была на золотых крючках четырех столбов. Ткань ее была одинакова с тканью завесы входной, но на ней были вышиты херувимы. За этой завесой шла третья и самая главная часть скинии Святое Святых. Эта часть занимала правильное кубическое пространство в 6 аршин 9 вершков длиной, шириной и высотой. Так как Святое Святых находилось внутри святилища, то длина последнего внутри равнялась 13 аршинам 2 вершкам. Ковчег Завета. Это был ящик около полутора аршин длиною и почти в аршин шириною и высотою. Он был сделан из дерева ситтим и сплошь обложен золотом внутри и снаружи. На крышке ковчега изображены были два херувима. Она носила название очистилища, потому что над ней кропил жертвенною кровию первосвященник в день великого очищения. По верхним краям его шел золотой узорчатый венец, а на нижних краях его сделаны были золотые кольца, в которые продеты были никогда не вынимавшиеся шесты для ношения, сделанные из дерева ситтим и обложенные золотом. В ковчеге хранилась золотая стамна, наполненная манной, скрижали с заповедями, а впоследствии жезл Ааронов. Так как с крышки ковчега получались чрез первосвященника откровения от Господа, то он назывался также ковчегом откровения. По учению св. отцов, Скиния со всеми ее принадлежностями и жертвами прообразовала новозаветную церковь Христову. Степени ветхозаветной иерархии. Степеней иерархии было три: – первосвященническая, священническая и левитская. Первосвященническая степень наследственно переходила в старшей фамилии Аарона от отца к сыну. Первосвященник распоряжался всеми богослужебными действиями при скинии и один только имел право входить однажды в год в Святое Святых и кропить жертвенною кровью над очистилищем. Одежды первосвященника при богослужении отличались особым великолепием. Верхняя одежда или риза была голубого цвета, а по подолу была украшена разноцветными шерстяными яблоками и золотыми позвонками. На эту ризу надевался эфод. Это – короткая одежда до чресл, сотканная из крученого виссона, голубой, червленой и пурпуровой шерсти и прошитая золотыми нитями. Эфод скреплялся поясом на груди и двумя нарамниками с гнездами на плечах. В золотых гнездах нарамников вставлены были два камня – оникса с начертанием имен колен Израилевых (по шести на каждом).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Во главе священных лиц стоял первосвященник, высшая должность которого присвоена была лично Аарону, а затем старшему в его роде по преемству. Ему одному позволялось входить в Святое святых, что он и делал однажды в год, в день очищения, для окропления кровию. Достоинство его высшего звания не позволяло ему участвовать при погребении или разрывать своих одежд в знак печали. Посвящение в этот сан совершалось чрез обильное излияние хранившегося при скинии мира на главу посвящаемого, облачавшегося при этом в особые присвоенные первосвященническому сану одежды. Одежды эти были гораздо пышнее и сложнее, чем у священников. Сверх обычных священнических одежд надевалась еще особая безрукавная одежда или 1) верхняя риза, вязанная из пурпурно-голубой шерсти с изящно отороченным воротом и убранная внизу разноцветными яблоками и золотыми колокольчиками. Сверх нее надевался 2) эфод или особая короткая одежда с золотыми застежками на плечах, из которых на каждом было по камню ониксу с вырезанными на них именами двенадцати колен, по шести на каждом. Эфод стягивался особым поясом, одинаковым с ним по цвету и работе. Затем был особый 3) наперсник или нагрудник, прикреплявшийся голубыми шнурками и золотыми кольцами; на нем сверкало двенадцать драгоценных камней, вделанных в золото по три в ряд с вырезанными также на них именами двенадцати колен Израилевых. В связи с наперсником находились и таинственные урим и туммим («советы и совершенства), посредством которых первосвященнику сообщалась воля Божия. 4) Головной кидар первосвященника отличался от простого священнического не только большею роскошью, но и особенно тем, что на передней части его была золотая дощечка с выбитою на ней надписью: Святыня Господня. Первосвященник избранного народа по высоте и величию своего служения был прообразом «Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия» ( Евр. 4:14 ). Кроме священных лиц по должности были еще священные лица по обету, так называемые назореи, т.е. выделенные на служение Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

«Дух Божий носился над водою». «Точнее: Дух Всесильного. См. Ин. 4:24 ; 2 Кор. 3:17 . Некоторые экзегеты полагают, что здесь говорится о Духе Святом — Третьем Лице Святой Троицы» . Здесь используется еврейское слово руах, что в переводе, кроме значения «дух» (Дух Животворящий), означает еще «дуновение» или «ветер». Но не сильный ветер, а легкий ветерок. Именно таким образом Бог явил Себя пророку Илии: «но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра (, и там Господь)» ( 3 Цар. 19:12 ). Примечательно, что существительное «руах» — женского рода. А русскому переводу слова носился соответствует очень редкий еврейский глагол эфод, употребляемый только тогда, когда речь идет о птице, парящей над гнездом с ее птенцами. Расправив над ними свои крылья, она преисполнена любви к своим детям. Протоиерей Александр Сорокин цитирует прекрасного библеиста, историка, филолога, ныне почившего священника Георгия Чистякова: «Глагол эфод — очень редкий в иврите. Он употребляется, когда нужно сказать, что птица парит над гнездом, не улетая высоко и не опускаясь, не садясь на него. Это, естественно, может делать только птица, которая высиживает яйца» . Поэтому в православной иконографии Святой Дух изображают в виде голубки — на канонических иконах Благовещения и Крещения Господня. В. Н. Лосский уточняет по поводу словосочетания «над водою»: «Воды обозначают здесь (как и воды крещенские) пластичность элементов» . Теперь наступает время первого дня творения. Этот день совпадает с первым актом творения. Как светел сегодня свет! Как живы ручьи живые! Сегодня весна впервые, И миру нисколько лет!.. София Парнок (стихотворение «Как светел сегодня свет!») И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один ( Быт. 1:35 ). «И сказал Бог…» В Библии много раз будет встречаться одна особенность текста Священного Писания: применение так называемого антропоморфного представления о Боге.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Пусть возьмут для этого золото, голубую, пурпуровую и багряную пряжу и лен. Пусть сделают эфод из золотой нити, голубой, пурпуровой и багряной пряжи и тонкого льна, с вытканным орнаментом. По сторонам к нему должны быть пришиты два наплечника. Поясок эфода должен быть соткан так же, как и сам эфод, – из золотой нити, голубой, пурпуровой и багряной пряжи и тонкого льна; он должен составлять с эфодом единое целое. 40:33–34 Вокруг скинии и жертвенника он устроил двор, а в воротах двора повесил полог. Завершил Моисей свой труд – и облако скрыло Шатер Встречи, и Слава Господня наполнила скинию. Из книги 3 царств 6:1–38 В четыреста восьмидесятый год после исхода израильтян из Египта, в четвертый год царствования Соломона над Израилем, в месяце зив (это второй месяц года) начал Соломон строить Храм Господа. Храм, построенный царем Соломоном для Господа, имел шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину и тридцать локтей в высоту. Притвор перед храмовым залом имел двадцать локтей в ширину (в соответствии с шириной Храма) и выступал вперед, перед Храмом, на десять локтей. В Храме Соломон сделал глухие окна, с карнизами. Вокруг стены Храма он построил ярус пристроек – построил стены вокруг всего Храма (то есть вокруг храмового зала и святилища) и по всему периметру устроил боковые комнаты. Ширина нижнего яруса пристройки – пять локтей, ширина среднего яруса – шесть локтей, ширина третьего яруса – семь локтей; стена Храма была сделана снаружи ступенчатой, чтобы не вделывать перекрытия ярусов в стену Храма. (Храм строился из цельных камней, доставленных готовыми из каменоломни, и не было слышно на стройке ни молота, ни тесла, ни иного железного орудия.) Вход в средний ярус боковых комнат был на южной стороне Храма. По лестнице с нижнего яруса поднимались на средний, а оттуда на верхний. Завершив возведение Храма, Соломон облицевал Храм кедровыми панелями и пилястрами. Вокруг всего Храма он сделал ярус пристроек, высотой по пять локтей, их кедровые балки опирались на стену Храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Сверх нее надевался 2) эфод или особая короткая одежда с золотыми застежками на плечах, из которых на каждом было по камню ониксу с вырезанными на них именами двенадцати колен, по шести на каждом. Эфод стягивался особым поясом, одинаковым с ним по цвету и работе. Затем был особый 3) наперсник или нагрудник, прикреплявшийся голубыми шнурками и золотыми кольцами; на нем сверкало двенадцать драгоценных камней, вделанных в золото по три в ряд с вырезанными также на них именами двенадцати колен Израилевых. В связи с наперсником находились и таинственные урим и туммим («советы и совершенства»), посредством которых первосвященнику сообщалась воля Божия. 4) Головной кидар первосвященника отличался от простого священнического не только большею роскошью, но и особенно тем, что на передней части его была золотая дощечка с выбитою на ней надписью: Святыня Господня. Первосвященник избранного народа по высоте и величию своего служения был прообразом «Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божия» ( Евр. 4:14 ). Празднование субботы послужило основой для других торжественных праздников, установленных в определенные, более крупные промежутки времени. Сюда относятся: а) праздник новомесячия, который совершался при первом появлении всякой луны, о чем возвещалось народу двумя серебряными трубами. Праздник состоял в усиленном принесении жертв. б) Праздник труб, совершавшийся в первый день месяца Тисри, которым начинался гражданский год, но который был седьмым, так сказать, субботним месяцем священного года. Так как этот день всегда приходился в субботу, то и самое соблюдение его имело характер субботства. Наступление его возвещалось трубами, от чего он и получил свое название. Затем, с расширением круга субботства, установлены были великие периодические праздники, совершавшиеся в несколько лет раз. Сюда относился в) субботний год. Подобно тому, как освящался каждый седьмой день и седьмой месяц, так должен был освящаться и каждый седьмой год. Особенностью субботнего года было то, что в течение его и самая земля, как всецело принадлежавшая Господу, должна была соблюдать субботу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

  6 Эфодты алтын саба, ызыш кк, шым ызыл м ырмызы жип пенен асыл зыыр жиптен шеберлик пенен наыслап ислесин. 7 Оны алдыны м арты треплерин бир-бири менен ушын, ийин аралы тетуын еки болсын. 8 Эфодты жоарысына бириктирилген алда ислет. Бул эфод сыялы алтын саба, ызыш кк, шым ызыл, ырмызы жип м асыл зыыр жиптен исленсин. 9 Кейин сен еки оникс тас алып, олара Израил улларыны атларын ойып жаздыр. 10 Жасына арап, биринши таса, алан екинши таса ойып жаздыр. 11 Устаны таса мрди ойып жазанындай, Израил улларыны атларын да еки таса ойып жаздыр м тасларды рме наыслы алтын аснаа ондыр. 12 Соынан усы тасларды эфодты ийин орнат. Харон Жаратан Ийени, яный Мени алдыма киргенде, сол таслар Израилды он еки еслетип ушын, ол еки ийин бул тасларды алып жреди. 13 Алтыннан жне рме наыслы еки асна ислет. 14 Сап алтыннан рилген шынжырлар ислетип, оларды асналара бириктир.   ирше   15 удайды еркин олланылатуын алталы ирше ислет. Оны да эфод сыялы алтын саба, ызыш кк, шым ызыл, ырмызы жип м асыл зыыр жиптен шеберлик пенен наыслап ислет. 16 ирше трт мйешли м еки абатлы болып, узынлыы да бир арыс, ени де бир арыс болсын. 17 иршеге трт атар ылып асыл тасларды ада. Биринши атарда сердолик, хризолит м змрет, 18 екинши атарда лазурит м гагат, 19 шинши атарда яыт, агат м аметист, 20 тртинши атарда сары яыт, оникс м яшма болсын. Таслар алтын асналара тийис. 21 Таслар он еки болып, оларда мр ойыландай ылып, Израилды он еки улыны атлары бирме-бир ойылып жазылсын. Бул таслар Израилды он еки тымсалы болсын. 22 алталы ирше ушын сап алтыннан рилген шынжырлар ислет. 23 Таы да, еки алтын ала да ислетип, оларды иршени стинги еки мйешине та. 24 рилген еки алтын шынжырды бир ушын иршедеги алалара илдир. 25 Ал екинши ушын ийин еки аснаа беккемлеп, эфодты алды бетине байла. 26 Жне еки алтын ала ислет. Оларды иршени астыны еки шетине, эфода жаын болан ишки жийегине та. 27 Таы да, еки алтын ала ислет. Оларды эфодты алды бетиндеги ийин астынан, тигиске жаын ылып, жоарысынан та. 28 алталы иршени алалары менен эфодты алалары ызыш кк менен бир-бирине байлансын. Сонда ирше эфодтан айырылмай, эфодты жоарысында турады.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010