В память об этом событии и появились иконы «Раненого Николы» с отстреленной во время бомбардировки Кремля левой рукой — с храмом и сохранившейся правой — с мечом. Список с этого образа хранился в фондах Музея истории религии — в Казанском соборе Санкт-Петербурга, ныне вновь действующем. Епископ Нестор (Анисимов) в 1920 г. эмигрировал в Китай, стал одним из видных деятелей русской эмиграции в Маньчжурии. В 1945 г. приветствовал в Харбине Красную армию. В том же году перешел в юрисдикцию Московского Патриархата, был назначен управляющим вновь в его составе созданной Харбинской епархией. С 1946 г. — митрополит Харбинский и Маньчжурский, Экзарх Вос точной Азии. 14 июня 1948 г. он был арестован в Харбине перед самым отъездом в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви. Советским судом приговорен к восьми годам заключения. Никольская башня. Вид с Красной площади. Фото ноября 1917 г. В вину ему ставится участие в перенесении мощей святой преподобномученицы Елизаветы, организации Земского Собора во Владивостоке в 1922 г., издание книги «Расстрел Московского Кремля», строительство часовни Венценосных Мучеников и др. Находился в концлагере поселка Явас (Мордовия). После освобождения в 1956 г. Владыка назначается митрополитом Новосибирским и Барнаульским. 8 сентября 1958 г. уволен на покой. С 9 декабря 1958 г. — временный управляющий Кировоградской епархией. В последние годы жизни Владыка много ездил по епархии, совершал богослужения, проповедовал слово Божие, протестовал против закрытия храмов богоборческой властью. Скончался митрополит Нестор 4 ноября 1962 г. Похоронен в ограде храма Патриаршего Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Переделкино. Икона святителя Николая По поводу вчерашнего случая у Никольских ворот передают следующие подробности. Образ святителя Николая на Никольских воротах в Кремле был закрыт футуристическим первомайским плакатом с надписью «Да здравствует интернационал». Когда толпа увидела, что закрывают образ, отправили делегацию к Патриарху, сообщили по телефону Бонч-Бруевичу. Тот сообщил, что икону плакатом не закроют. Однако 1 мая икона была затянута красной материей плаката.

http://pravmir.ru/osvyashhena-ikona-svya...

Члены Священного Синода почтили память архиепископа Михея, бывшего Ярославского и Ростовского 27 декабря 2005 г. 16:51 Перед началом заседания Святейший Патриарх Алексий и члены Священного Синода Русской Православной Церкви совершили заупокойную литию об архиепископе Михее (Хархарове), скончавшемся 22 октября 2005 г. в период между осенней и зимней сессиями Синода. Архиепископ Михей (в миру Хархаров Александр Александрович) родился 6 марта 1921 г. в Петрограде в семье рабочего. По окончании средней школы учился в Ташкентском медицинском институте, воевал на фронтах Великой Отечественной войны. В 1946 г. стал послушником возобновленной Троице-Сергиевой лавры. С августа 1946 г. служил иподиаконом еп. Ташкентского и Среднеазиатского Гурия (Егорова). 1 января 1947 г. пострижен в монашество. 5 января 1947 г. рукоположен во иеродиакона к Успенскому кафедральному собору и назначен экономом архиерейского дома, 28 августа 1949 г. рукоположен во иеромонаха. В 1949 г. поступил в МДС, которую окончил в 1951 г. Был назначен ключарем Успенского кафедрального собора Ташкента и казначеем епархиального управления. С 1953 г. ключарь Троицкого кафедрального собора Саратова и казначей Саратовского епархиального управления. В сентябре 1955 г. последовал за архиеп. Гурием на служение в Днепропетровскую епархию, поступил в число братии Глинской пустыни. В 1956 г. назначен штатным священником Троицкого кафедрального собора Днепропетровска, казначеем Днепропетровского епархиального управления и секретарем епархиального совета. С 13 сентября 1958 г. нес послушание секретаря архиепископа Днепропетровского и Запорожского. В 1959 г. перешел в клир Минской епархии, был назначен казначеем Минского епархиального управления, служил священником Казанской крестовой церкви Минска. С 1 апреля 1960 по 4 апреля 1961 г. настоятель минского кафедрального Свято-Духова собора. 20 апреля 1963 г. назначен наместником Жировицкого монастыря с возведением в сан архимандрита. В 1969 г. переведен в клир Ярославской епархии, назначен настоятелем прихода в с. Бабурине. 25 мая 1970 г. переведен настоятелем в Успенскую церковь в пос. Балабаново. С 1 октября 1972 г. нес послушание благочинного Рыбинского округа. С 19 июля 1975 г. служил настоятелем Воскресенского собора г. Тутаева и благочинным Тутаевского округа. С 16 сентября 1975 г. священник, с 1 июля 1982 г. настоятель Феодоровского кафедрального собора Ярославля. В 1988 г. назначен настоятелем прихода во имя апостолов Петра и Павла с. Петрова Ярославской области. 17 декабря 1993 г. в Феодоровском кафедральном соборе Ярославля хиротонисан во епископа Ярославского и Ростовского. 25 февраля 1995 г. возведен в сан архиепископа. 7 октября 2002 г. почислен на покой по состоянию здоровья. Был награжден орденами прп. Сергия Радонежского II и III степени, св. блгв. кн. Даниила Московского трех степеней, государственным орденом Почета. Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/73982.html

Также и в Смоленске архиепископ вынужден был бороться с антирелигиозно настроенными властями. Ситуация с каждым годом усложнялась. В 1931 году во всех церквах была проведена кампания изъятья литургических облачений. В 1934 году началась неравная борьба за церковь святых апостолов Петра и Павла, в которой власти решили разместить архив. Закончилась она в начале 1936 года закрытием церкви. Годом ранее во всех церквах сняли и изъяли колокола.                             ПОСЛЕДНИЙ АРЕСТ 11 ноября 1936 года архиепископа Серафима арестовали. На это раз его, в числе девяти других пастырей, обвинили в антисоветской пропаганде. Владыку признали «одним из руководителей контрреволюционной группы священников, которые использовали религиозную трибуну в церквах для контрреволюционных проповедей». Утверждалось, что епископ «распространял в них ложь и предрекал быструю кончину советской власти. Среди населения он вел антисоветскую агитацию и давал попам указания, касающиеся движения по открытию 5-6 лет перед тем закрытых церквей». Следствие продолжалось 4 месяца и закончилось приговором к многолетней ссылки для всех девяти подсудимых в Казахстан. Архиепископ Серафим оказался в ссылке в далекой Караганде. После полугодового пребывания в Казахстане, в ноябре 1937 года в связи с новыми обстоятельствами возобновлено следствие по делу иерарха. На этот раз приговор тройки смоленского НКВД «за организацию антисоветской деятельности» был самым суровым из возможных – смертная казнь через расстрел. Приговор был приведен в исполнение 8 декабря 1937 года в Хатынском лесу около Смоленска. Архиепископ Серафим был реабилитирован 21 ноября 1958 года на основании решения президиума Смоленского областного суда. 21 июля 1989 года прокуратура Смоленского округа реабилитировала его во второй раз. КАНОНИЗАЦИЯ Решением Св. Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года архиепископ Серафим причислен в Собор Святых Новых Мучеников и Исповедников Российских ХХ века. День мученической смерти архиепископа Серафима – 25 ноября/8 декабря стал днем, в котором Православная Церковь чтит его святую память. В сонме Новых Мучеников и Исповедников Российских ХХ века его память отмечается также в первое воскресенье после 25 января/7 февраля.

http://pravoslavie.ru/1860.html

Митрополит Никодим (в миру – Николай Степанович Руснак) родился 18 апреля 1921 г. в селе Давидовцы в Северной Буковине в Румынии (ныне – Кицманский район Черновицкой области Украины). В 1938 г. поступил послушником в Иоанно-Богословский Крещатинский монастырь в Северной Буковине. В январе 1945 г. пострижен в монашество с именем Никодим – в честь праведного Никодима, тайного ученика Христа (память в неделю жен-мироносиц). В апреле того же года поставлен во иеродиакона. В феврале 1946 г. рукоположен во иеромонаха. В 1950–1955 гг. – настоятель Иоанно-Богословской Крещатинской обители. В 1958 г., по окончании Московской духовной семинарии, зачислен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме. В ноябре того же года рукоположен в сан архимандрита и назначен исполняющим обязанности начальника Русской духовной миссии. В августе 1961 г. хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. С апреля 1964 г. по июль 1970 г. – правящий архиерей Аргентинской и Южноамериканской епархии. В 1966 г. экстерном окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В феврале 1968 г. возведен в сан архиепископа. В апреле-июле 1970 г. – Патриарший экзарх Центральной и Южной Америки (включая Мексику). С декабря 1970 г. – на Харьковской и Богодуховской кафедре. В феврале 1971 – октябре 1977 г. – исполняющий обязанности Патриаршего экзарха Центральной и Южной Америки (включая Мексику). С ноября 1983 г. – архиепископ Львовский и Тернопольский, временно управляющий Харьковской епархией (от последнего послушания освобожден в марте 1984 г.). В апреле 1985 г. возведен в сан митрополита. С декабря 1988 г. – митрополит Львовский и Дрогобычский. С сентября 1989 г. – митрополит Харьковский и Богодуховский. В 1991–1992 гг. – председатель комиссии Русской Православной Церкви по богослужебным текстам. С апреля по 27 мая 1992 г. исполнял обязанности предстоятеля Украинской Православной Церкви. С июня 1992 г. – постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви. С декабря 1994 г. – председатель комиссии Украинской Православной Церкви по канонизации святых. Автор статей в церковной прессе, прозаических и стихотворных произведений. В 1995 г. увидел свет сборник митрополита Никодима «Послания. Слова. Речи». Опубликованы сборники составленных им служб и акафистов. Издал автобиографические книги «Жребий, предначертанный Богом (Повесть о переплетении судеб людских)» (2002) и «Новые страницы повести о переплетении судеб людских» (2003). Удостоен орденов Русской и ряда Поместных Православных Церквей, а также государственных наград. Почетный гражданин г. Харькова. Почетный профессор многих церковных и светских учебных заведений.

http://pravoslavie.ru/46301.html

Из 11 архипастырей, управлявших Калужской епархией с 1900 до 1937 г., шестеро приняли мученический венец от богоборческой власти, уже занимая другие кафедры: епископ Тихон (Никаноров, священномученик, † 1919; память 27 декабря/9 января), епископ Феофан (Туляков, † 1937), епископ Стефан (Знамировский, † 1941), епископ Павел (Введенский, † 1937), епископ Павлин (Крошечкин, священномученик; † 1937; память 21 октября/3 ноября), епископ Димитрий (Добросердов, священномученик; † 1937; память 8/21 октября). Среди девяти архипастырей, возглавлявших Калужскую епархию с 1942 до 1980 г. пятеро отбыли различные сроки лагерей и ссылок: митрополит Николай (Ярушевич, † 1961), епископ Онисифор (Пономарев, † 1966), епископ Леонид (Лобачев, † 1967), епископ Стефан (Никитин, † 1963), епископ Ермоген (Голубев, † 1978). Епископ Леонид (Лобачев) и архиепископ Николай (Кутепов, † 2001) участвовали в войне 1941-1945 г. и имели боевые награды. После Великой Отечественной войны в сентябре 1945 г. Калужская епархия насчитывала 25 действующих храмов, из них 6 было открыто после освобождения от оккупации. В то время клир епархии составляли 37 священников и 5 диаконов. В 1944-1949 гг. было подано 45 ходатайств об открытии храмов, но открыто только 13530 храмов оставались недействующими, более 200 разрушено. За последующие 15 лет было уничтожено еще около 200 храмов. Количество действующих храмов с 1949 г. оставалось неизменным — 38 — до 1958 г., когда снова развернулась широкомасштабная антирелигиозная пропаганда. К началу 70-х гг. XX в. на территории Калужской области осталось только 24 действующих храма, не было ни одного монастыря, ни одной духовной школы. К тому времени Калужская епархия считалась одной из наименьших по количеству действующих храмов в Русской Православной Церкви. В 1990 г. в епархии начался процесс духовного возрождения: оживилась церковноприходская жизнь, стали открываться храмы и монастыри, строиться новые храмы и молитвенные дома, открылись первые воскресные школы, возобновилось духовное образование, стала проводиться работа с молодежью и осуществляться благотворительная деятельность.

http://patriarchia.ru/db/text/1416370.ht...

Памятный мемориал создан при Казанском храме во Владивостоке Владивосток, 23 декабря 2003 г. 19 декабря, в день памяти святителя Николая, на территории храма в честь Казанской иконы Божией Матери во Владивостоке освящен поклонный мемориальный крест, сообщает пресс-служба Владивостокской епархии. Монумент установлен в память о всех похороненных в 1896-1954 гг. на старом кладбище полуострова Эгершельд. В начале века здесь хоронили военных моряков, служивших в военной крепости г. Владивостока. Затем кладбище стало общегородским. Здесь был похоронен известный исследователь Дальнего Востока Владимир Клавдиевич Арсеньев. Позднее его прах был перенесен на Морское кладбище. А вот могилы остальных, менее известных людей, в советское время сравняли с землей. Возведение мемориала стало результатом долгой кропотливой работы прихода храма и местных краеведов. Огромный вклад внесли в реконструкцию храма и создание монумента члены ассоциации Владивостокского морского торгового порта, возглавляет которую М.Ф. Робканов. Многие горожане приняли посильное участие в подготовительных работах и принесли свою жертву на молитвенную память о своих близких. У поклонного креста будут регулярно проходить заупокойные службы. Историческая справка Весной 1908 года на месте одного из первых городских кладбищ была торжественно открыта военно-кладбищенская церковь Казанской иконы Божией Матери. Она строилась 4 года на средства, пожертвованные солдатами крепостного и стрелкового полков, военным начальством. Газета «Дальний Восток» от 16 марта 1908 года приводит такие слова священника церкви штаба Владивостокской крепости и настоятеля военно-кладбищенской церкви О.Кутузова: «Принося глубокую благодарность всем жертвователям во главе с начальствующими лицами, и всем потрудившимся на это святое дело, выражаем горячую надежду, что рука дающего и впредь не оскудеет». Кладбищенская церковь была разрушена в период воинствующего атеизма. На ее месте в 1958 году был построен кинотеатр «Вымпел». В начале 90-х годов он опустел и стал ветшать. Весной 1999 года документы на право безвозмездного пользования зданием бывшего кинотеатра «Вымпел» переданы Владивостокской епархии Русской Православной Церкви. Стараниями прихода во главе с настоятелем священником Ростиславом Морозом полуразрушенное здание отремонтировано. В храме регулярно совершаются богослужения. При храме действует воскресная школа, духовно-просветительский центр, центр православной семьи. 23 декабря 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8508.html

За неимением в Харбине художников и мастеров, иконостас, иконы и церковная утварь были изготовлены в России, шесть колоколов были отлиты в Ярославле на заводе П. А. Оловянишникова. Храм был освящен 5 декабря 1900. Его первым настоятелем стал священник охранной стражи о. А. П. Журавский. В 1913 после ремонта храм был снова освящен архиепископом Владивостокским и Приморским Евлогием. В храме в разные годы проводили службы более 30 священников, в том числе первый глава Харбинской епархии митрополит Мефодий, похороненный здесь же под образом Николая Чудотворца. В 1958 священником впервые был назначен китаец – о. Григорий Чжу (скончался в 2000). В 1966 во времена «культурной» революции собор сожжен. В 1991 в Сиднее, возвели часовню-памятник в честь 1000-летия крещения Руси и в память Свято-Николаевского собора, в современных формах которого угадывается его стилизованный архитектурный образ (архитектор М. А. Бакич). Ныне в окрестностях Харбина воссоздана копия храма в качестве туристического объекта в комплексе национальных построек «Парка русской культуры» (проект 2005, автор проекта воссоздания Н. П. Крадин). Храм, посвященный Святителю Николаю Мирликийскому, был заложен в центре Харбина весной 1899 года по проекту петербургского архитектора И.В. Падлевского. Храм выдержан в древнерусском стиле. Строительство храма уже было закончено к Покрову, и тогда же было совершено первое богослужение. Внутреннее оборудование и украшение храма заняло год, и 18 декабря 1900 года храм был торжественно освящен. 29 февраля 1908 года указом Святейшего Синода храм признан собором, а с учреждением в 1922 году Самостоятельной Епархии был объявлен кафедральным. В 1933 году в ограде собора была построена Иверская часовня. Собор просуществовал около 67 лет. В 1966 году собор и часовня китайскими властями были разрушены. Чан Хуайшин – профессор Харбинского политехнического института и Харбинского архитектурно-строительного института, в своей книге «Новая эпоха архитектуры городов Китая», выпущенной в 1993 году в главе VI пишет: «В 1899 году на самом высоком месте в Новом городе был возведен православный Свято-Николаевский храм. Это первое крупное строение Восточной Москвы в центре Музейной площади. Традиционная деревянная конструкция создавала ощущение грандиозности и являлась образцом русского деревянного зодчества. Как выдающийся шедевр архитектуры в городе, храм был долгое время символом Восточной Москвы. К сожалению был уничтожен. Харбинцы старше сорока лет, где бы ни находились, помнят его до сих пор и в народе называют «Ламатай».

http://sobory.ru/article/?object=34805

Архив Пн В Пюхтицком монастыре прошли богослужения по случаю 90-летия учреждения архиерейской кафедры в Ревеле 1 декабря 2007 г. 23:04 В Эстонской Православной Церкви продолжаются торжества по случаю 90-летия учреждения архиерейской кафедры в Ревеле . Как рассказал ИА Baltic News Service секретарь митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия священник Алексий Колосов, учреждение Ревельской кафедры стало важным этапом становления Православной Церкви Эстонии. По его словам, до 1917 года Ревельская кафедра была викариатством Рижской епархии, но с этого момента обрела более высокий статус. «Для нас это событие важно еще и потому, что самостоятельность стала для Эстонской Церкви ступенью к получению автономии, то есть прав внутреннего самоуправления — автономия была дана святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским, в 1920-м году», — отметил о. Алексий. 1 декабря, гости Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, прибывшие на торжества по случаю 90-летия учреждения архиерейской кафедры в Ревеле, вместе с митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием покинули Таллин. По дороге в Пюхтицу гости посетили Таллинское Александро-Невское православное кладбище, где пропели «Вечную память» на могилах родителей Святейшего Патриарха Алексия, почивших архипастырей Эстонской Православной Церкви, а также сродников митрополита Корнилия. Покидая кладбище, архипастыри осмотрели мемориал «Бронзового солдата», который был перенесен властями из центра Таллина на это кладбище, передает сайт Латвийской Православной Церкви . В 11.30 митрополит Корнилий, архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий и епископ Даугавпилсский Александр посетили храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы г. Раквери. В этом храме архипастыри совершили молебен перед мощами свщмч. Сергия Ракверского. В 12.30 архипастыри посетили Богоявленский храм в г. Йыхви, где начинал свое священнослужение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в 1950-1958 годах . В 13.30 гости вместе с митрополитом Корнилием прибыли в Пюхтицы в Свято-Успенский ставропигиальный монастырь , где их приветствовали колокольным звоном. Архипастыри направились в Свято-Успенский собор, где были встречены игуменией Варварой и сёстрами монастыря, и молились перед святынями, находящимися в соборе.

http://patriarchia.ru/db/text/331614.htm...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вечная память Отошёл ко Господу епископ Афанасий (Евтич) 05.03.2021 1051 Вчера в 18:50 в палате больницы общего профиля в боснийском Требинье в результате коронавирусной инфекции скончался иерарх Сербской Православной Церкви епископ Афанасий (Евтич), сообщает портал Приходы.ру. Он был госпитализирован во второй половине февраля. У епископа Афанасия было воспаление обоих легких, сообщает сербский сайт «Новости». Два дня назад состояние иерарха ухудшилось, его подключили к ИВЛ. Епископ Афанасий (Евтич) — известный богослов и автор большого количества статей и книг, а также переводов важнейших произведений православной мысли. Был одним из «Трёх А», одним из трёх любимых учеников прп.Иустина (Поповича). Другими двумя «А» были почившие митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий и бывший епископ Рашко-Призренский Артемий. Эти три владыки, а также другой видный ученик прп. Иустина, епископ Ириней (Булович), во многом определяли церковную жизнь Сербии последних десятилетий. Родился 8 января 1938 года в с. Брдарици на западе Сербии. После окончания гимназии поступил в Белградскую семинарию, которую закончил в 1958 году. Тогда же поступил на Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде и вскоре был призван на действительную военную службу. По возвращении из армии принял монашеский постриг, который 3 декабря 1960 года совершил архимандрит Иустин (Попович). В 1961 году рукоположен во иеродиакона, в 1963 году — во иеромонаха. По окончании Богословского факультета продолжил образование в Афинах, а затем в Париже. Спустя год пребывания во Франции учебным советом Свято-Сергиевского богословского института назначен преподавателем курса «Введение в теологию и патрологию с аскетикой». В последний год своего пребывания в Париже преподавал также историю Церкви византийского периода. Служил в русских, сербских, греческих и французских приходах. Летом 1972 года вернулся в Югославию. На следующий год избран доцентом на кафедру патрологии, преподавал историю Церкви. Избирался деканом Богословского факультета в 1980-81 и 1990-91 учебных годах. Во время работы на факультете опубликовал около сотни научных работ, тогда же начал издаваться труд епископа Афанасия «Патрология». Принимал активное участие в сборе и подготовке исторических документов о сербских новомучениках.

http://ruskline.ru/politnews/2021/03/05/...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить удовлетворение итогами поездки Преосвященного митрополита Кирилла в Италию. 3. Одобрить позицию Преосвященного митрополита Кирилла, выраженную в ходе встреч с руководством Римско-Католичской Церкви.   ЖУРНАЛ 149 В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшемся в Эстонии праздновании 90-летия учреждения архиерейской кафедры в Ревеле (ныне Таллин). Справка: Празднование было приурочено ко дню празднования Собора святых земли Эстонской. В торжествах приняли участие архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, епископ Даугавпилсский Александр, представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Закхей (Вуд), клирики Московского Патриархата и Финляндской Православной Церкви. 30 ноября 2007 года митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий в сослужении архиепископа Варсонофия и епископа Александра совершил Божественную литургию в Александро-Невском соборе эстонской столицы. После Литургии архиепископ Варсонофий огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. На приеме в Таллинской ратуше в честь праздника, устроенном мэрией эстонской столицы, выступили с приветствиями митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий, председатель Таллинского городского собрания Томас Витсут и мэр Таллина Эдгар Сависаар. В рамках торжеств состоялось награждение клириков, мирян и гостей праздника новоучрежденной медалью Эстонской Православной Церкви во имя священномученика Исидора Юрьевского. 1 декабря участники торжеств помолились об упокоении душ, погребенных на Александро-Невском кладбище Таллина архипастырей Эстонии, православных клириков и мирян, а также возгласили «вечную память» защитникам Отечества у памятника воинам-освободителям «Бронзовый солдат» на Военном кладбище Таллина. В храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Раквере был совершен молебен у святых мощей священномученика пресвитера Сергия (Флоринского). Участники торжеств также посетили Богоявленский храм в Йыхви, где в 1950-1958 годах нес настоятельское служение протоиерей Алексий Ридигер, ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/343719.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010