Я получил от П[етра] Н[иколаевича] на просмотр присланные Вами месяцеслов и главу о поминовении усопших на общественном богослужении. Последнюю я еще не успел прочитать, а с месяцесловом ознакомился. Для сопоставления я взял изданный на 1940 год в монастыре св. Иова Почаевского во Владимировой на Словакии (войной монастырь этот совершенно разрушен, уцелела только церковь ) православный церковный календарь. Сопоставление показало, что, с одной стороны, в Вашем месяцеслове находятся святые, коих под данным числом месяца нет в календаре, а с другой стороны – в календаре много святых, которых под данным числом нет в месяцеслове. Я выписал их для каждого месяца на отдельном листочке, что и прилагаю к настоящему письму. М[ожет] быть, Вам все это известно и я ломлюсь в открытые двери... Я имею у себя еще Месяцеслов, изданный приснопамятным протоиереем Мальцевым в 1900 году 225 на двух языках – русском и немецком (тексты на каждой странице идут параллельно). В предисловии он пишет, что «материалом для сего служили различные «святцы» или жития святых, находящихся в Четьи-минеях и в прологах, агиологиях д[окто]ра богословия Сергия 226 , архиепископа Владимирского Димитрия, архиепископа Тверского 227 Булгакова 228 , Графа Толстого 229 , Барсукова 230 , г-жи Дестунис 231 , Косолапова 232 , Бахметьевой 233 , Снесарева 234 , протоиерея Вершинского 235 , Краснянского 236 и др., включая сюда данные из греческих и славянских миней, греч[еского] горологиона (часослова), слав[янской] следованной Псалтири, а равно греч[еского] менологиона Urbini 1442 [г.] и мартирологиона римского». Я делаю эту выписку на всякий случай. Указываемые Вами понятия, вероятно, вполне покрывают источники месяцеслова о. Мальцева. Несомненно, здешний календарь не без ошибок. Приведу только один пример – память святого моей родины – Рязани – св. Василия Рязанского: у Вас в месяцеслове память его показана на 10/VI и 3/VII, а в упомянутом почаевском календаре – 12/IV, 21/V, 5/VI и 10/VII. У Мальцева имеется только 12/IV и в этот же день празднование Муромской иконы Божией Матери, с каковой иконой, по преданию, св. Василий приплыл из Мурома в Старую Рязань на мантии. Празднование Муромской иконы Б[ожией] М[атери] установлено на 12/IV Св[ятейшим] Синодом в 1805 году. Там же у Мальцева есть сообщение о том, что мощи св. Василия были открыты в 1609 году и перенесены из церкви Бориса и Глеба в зимний Собор, где они и почивали под спудом (я сам прикладывался к гробнице).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Вечер закончился презентацией издания трудов архиепископа Михаила, осуществленных и планируемых к выпуску издательством «Сатис». Михаил Николаевич Мудьюгин родился в 1912 году в Санкт-Петербурге. С детства избрав для себя путь служения Господу, он в 10 лет был посвящен в стихарь священномучеником Вениамином Петроградским и прислуживал в алтаре, а в 17 лет был арестован за преподавание детям Закона Божия и провел в заключении девять месяцев. Впоследствии М.Н. Мудьюгин окончил Высшие государственные курсы иностранных языков и Институт металлопромышленности, защитил кандидатскую диссертацию в области теплотехники, трудился на различных предприятиях, преподавал в Ленинградском горном институте. В 1955 году митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков), который в 1930 году одновременно с Михаилом Мудьюгиным содержался в Доме предварительного заключения на Шпалерной улице, благословил его готовиться к принятию духовного сана под руководством протоиерея Михаила Гундяева, родителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 1958 году М.Н. Мудьюгин был рукоположен во диакона, а затем во пресвитера епископом Вологодским и Великоустюжским Гавриилом (Огородниковым). Служил на приходах в Вологде и Устюжне. Овдовел в 1963 году. В 1964 году окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при Академии преподавателем латинского языка, затем — истории и разбора западных исповеданий. 13 октября 1966 года протоиерей Михаил Мудьюгин был назначен на должность ректора Ленинградской духовной академии, 31 октября пострижен в монашество, а 6 ноября хиротонисан во епископа Тихвинского. Хиротонию, состоявшуюся в Троицком соборе Александро-Невской лавры, возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов). 30 июля 1968 года епископ Михаил был назначен на Астраханскую кафедру. 2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа. 27 декабря 1979 года назначен архиепископом Вологодским и Великоустюжским. В 1993 году архиепископ Михаил был по его прошению освобожден от управления Вологодской епархией. Несмотря на почти полную потерю зрения, владыка до конца своей жизни продолжал активную преподавательскую, научно-богословскую и общественную деятельность, оставаясь профессором Санкт-Петербургской духовной академии.

http://patriarchia.ru/db/text/1104989.ht...

Ноября 7/20 1956 г. Д. 18. Л. 129–130. Подлинник. Машинопись и рукопись. 5. 20 декабря 1956 г. Дорогой Владыко Афанасий! До чего Вы утешили меня своим письмом. В дополнение к нему сообщаю, что у меня помянники разделены на след[ующие] отделы: личный (вся жизнь моя в соприкосновении с подвижниками), общий (прошения о всех в мире †), подвижнический и агиологический, архиерейский помянник. Я постепенно буду подбрасывать Вам эти помянники с просьбою направить два экз[емпляра] и один оставить себе на память. Особенно радуюсь за фото иконы всех св[ятых] новгородских. Почему-то не нашел многих новгородских святителей, п[атриарха] Иоакима 801 пререкаемого. Но разберусь в присланных двух стопах. Храни Вас Господь на многие лета. Горячо любящий Вас богомолец и о Христе собрат Мануил. 20.XII.56 Д. 19. Л. 68. Подлинник. Автограф. 6. 28 марта 1957 г. Дорогой Владыка АФАНАСИЙ! Письмо Ваше получил и извиняюсь, что задержал у себя магистерку прот[оиерея] Прилуцкого 802 . Высылаю ее. За пользование ею приношу Вам глубокую благодарность. От отца Павла получил 24 марта письмо, в котором он пишет: как утешительно, что все члены Комиссии не возражают против идеи чина архиерейского отпевания, но скорбное для меня, что все они имеют пожелания и предложения к исправлению текста моего чина, то есть иначе и короче говоря, после Пасхи приступят к серьезной операции над чином, думаю, главным образом, в области текстологии. Между тем я располагаю в данный момент партитурой 12 песнопений чина, переложенных на ноты одним близким мне духовным композитором. До отъезда в Москву я располагал партитурой десяти песнопений, из них самые сильные шесть занесены были на пленку магнитофона «Эльфа» (фирма Вильнюс). По приезде из Москвы дополнительно получил песнопения 11–12 (последние). При свидании со Святейшим 12 марта я передал ему партитуру на 10 первых песнопений и пластинку магнитофонную с записью 6 песнопений. Он принял это от меня с «любопытственною» благодарностью. Он просто не ожидал музыкального оформления Чина. Тут же я просил его передать эти ноты регенту Патриаршего хора Комарову, чтобы он пропел со своим хором и дал бы свой отзыв Святейшему. О дальнейшей судьбе этой партитуры я до сего дня не осведомлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

С тех пор и до ХХ века Европа не знала никаких примеров «вечного огня». «Вечный огонь» в Советском Союзе Первый «вечный огонь» был зажжён накануне празднования 10-летия победы в поселке Первомайский (Щёкинский район, Тульская область) 6 мая 1955 года. Строго говоря, «вечным» его назвать нельзя, так как на протяжении ряд лет его зажигали несколько раз в год: в День Победы, день начала Великой Отечественной войны, День защитника Отечества, день освобождения Щёкино — 17 декабря. Первым действительно «вечным» огнем (никогда не прекращавшим гореть) стал огонь на Марсовом поле в Ленинграде, зажженный 6 ноября 1957 года накануне 40-летия Октябрьского переворота не в честь погибших в Великой Отечественной войне, а в честь «героев революции». Через несколько месяцев «вечный огонь» был зажжен в Севастополе на Малаховом кургане. Это было не в День Победы, а в День Советской армии 23 февраля 1958 года. В Москве сегодня горят три «вечных огня» — на Преображенском кладбище (зажжен 9 февраля 1961 года), у Кремлевской стены (зажжен 8 мая 1967 года) и на Поклонной горе (зажжен 30 апреля 2010 года). Примечательно, что огонь на Преображенском кладбище и огонь у Кремлевской стены зажжены от «революционного» огня на Марсовом поле. С точки зрения большевиков память «жертв революции» была первична по отношению к памяти павших в Великой Отечественной войне, и главным огнем в СССР был огонь на Марсовом поле. «Вечный огонь» у Кремлевской стены зажег первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. С этих пор «соперничество» двух огней стало неизбежным. Огонь у резиденции главы государства  — вспомним римский «очаг государства» в храме Весты — претендовал на первенство, стремился победить «огонь революции». Но произошло это только спустя 50 лет, когда идеалы Октябрьской революции были признаны неактуальными. Сегодня по России горит более 200 «вечных огней». Поиски христианского оправдания «вечного огня» Итак, христиане оказались в ситуации «двоеверия»: с одной стороны, вечный огонь как закрепленный в литургической традиции образ ада, с другой стороны – сформированный советской властью образ памяти о погибших за Отечество воинах, важная часть многочисленных мемориальных комплексов.

http://pravmir.ru/tri-ognya/

Филарет (Лебедев) (1887–1958) — архиепископ Рижский и Латвийский. Долгое время был белым священником. В 1943–48 гг. служил в г. Мичуринске. В 1946 г. овдовел, в 1948 принял постриг, меньше, чем в течение месяца возведен по всем монашеским степеням и хиротонисан во епископа Рязанского и Касимовского. В 1958 г. назначен архиепископом Рижским и Латвийским. Похоронен в г. Мичуринске. Филипп (Ставицкий) (1884–1952) — архиепископ Астраханский. Хиротонисан во епископа Аляскинского в 1916 г., с 1920 г. на Смоленской кафедре, уклонялся в обновленческий раскол, но принес покаяние, с декабря 1943 г. на Астраханской кафедре. Филипп (1507–1569) — святитель, митрополит Московский. Происходил из боярского рода Колычевых. Известен независимой позицией по отношению к Ивану Грозному, к которому многократно обращался с увещеваниями и призывами остановить кровопролитие, за что принял мученическую смерть — был задушен Малютой Скуратовым. Флоренский Павел Александрович (1882–1937) — священник, ученый, религиозный философ. Расстрелян в Соловецком лагере. Фоменко Анатолий Тимофеевич (р. 1945) — математик, академик РАН (1994). Автор оригинальной концепции исторической хронологии. Фра Анжелико (1400–1455) — художник флорентийской школы. Фридрих III Мудрый (1463–1525) — курфюрст Саксонии, покровитель Лютера. Хабиб Хананеич — преподаватель греческого языка в Тамбовской духовной семинарии. Хаммерли — пастор, знакомый митрополита Питирима. Харитон Исповедник (IV в.) — епископ Иконийский, преподобный. Память совершается 28 сентября (11 октября). В этот же день установлено празднование памяти преподобных Кирилла и Марии, родителей Преподобного Сергия. Харлампий (Харалампий) Магнезийский (II — III вв.) — священномученик. Память совершается 10 (23) февраля. В день памяти мученика Харлампия скончался о. Александр Воскресенский.  Хмельницкий Богдан (ок. 1595–1657) — украинский государственный и военный деятель, гетман Украины (1648). Хомейни (ок. 1900–1989) — аятолла, руководитель Исламской Республики Иран.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Преподобный Исаак Сирин Из плодородных равнин мирской мудрости и пресыщенного знания лезет странник на каменистую гору безумия Христова. Среди необъятных просторов моря радостно направляет кормчий кораблец своей надежды к берегу, таящему малый источник его спасения... Решившись ни в чем не уступать прельщениям вражиим, невзирая на постоянное недомогание, Сергей сразу начал подвизаться: ограничивать себя в сне и пище, совершать множество земных поклонов, от которых на руках у него образовались мозоли. При этом он старался придерживаться святоотеческого правила: ничем не выделяться из братии, быть как все, – этому способствовала и его природная скромность. Все это скоро привлекло к нему милость Божию. Господь наделил его редким дарованием – умением хранить свое внутреннее сокровище. 20 декабря 1990 г. послушник Сергий был пострижен в рясофор с наречением имени Мина, в честь египетского мученика Мины Калликелада, что значит «красноречивый», память которого празднуется 10 декабря. Этот святой отличался особым даром пламенной проповеди и исцелений, чем обращал ко Христу всех, кто с ним общался, даже своих мучителей. «Монашество – безкровное мученичество. Мука не есть лишение себя утех семейной жизни, сладкой пищи, телесного комфорта и других житейских развлечений и утешений. Это только путь к муке, а в пути иногда бывают радостные и приятные встречи, удовлетворение от преодолеваемых препятствий... Собственно же мука – это предстояние пред лицом своей беспомощности и непрестанного лицезрения своего пленения силою страстей». Иеромонах Василий (Росляков) Еще во время работы в котельной Сергею постоянно нездоровилось: повышалась температура, он чувствовал слабость, постоянно покашливал. Очередное медицинское обследование показало затемнение в легких, однако вызов в больницу уже не застал его в Питере. Новопостриженный инок Мина старался не обращать внимания на свои недомогания, но вскоре выяснилось, что у него туберкулез, и он вынужден был лечь на лечение. Состояние его было тяжелым – чахотка уже вступила в цветущую стадию. Рассказывали, что один его сосед по палате бывал нетрезвым до такой степени, что зачастую падал прямо на пороге. И истощенный о. Мина, собрав последние силы, поднимал его и, словно заботливая нянька, омывал, переодевал, укладывал в постель. И все это – безропотно, молча, как нечто само собой разумеющееся, не обращая внимания на недоумение окружающих, которые не могли понять, что же это за человек, для чего ему надрываться ради какого-то опустившегося пьяницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

60 Хвольсон Орест Данилович (1852–1934) – физик, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук, почетный член Академии наук СССР. Составил пятитомный Курс физики, долгое время являвшийся основным учебным пособием в советских вузах. 62 Патриарх Никон (в миру – Никита Минов; 1605–1681) занимал Патриарший престол в 1652–1666 гг.; имел также титул Великого Государя. Провел реформы, в результате которых в Церкви произошел раскол. Противников никоновских реформ, которых возглавил протопоп Аввакум, стали называть раскольниками или старообрядцами. Осложнение отношений между царем Алексеем Михайловичем Романовым и Патриархом привело к тому, что Большой Московский Собор, проходивший в 1666 г., лишил Никона не только патриаршего, но и епископского сана. В Соборе участвовали Патриарх Александрийский Паисий и Патриарх Антиохийский Макарий. Патриарх Никон был сослан в Ферапонтов монастырь. Государь Федор Алексеевич, сын Алексея Михайловича, добился возвращения Никону сана Патриарха, но уже посмертно. 68 Петражицкий Лев Иосифович (1867–1931) – ученый, правовед, социолог, философ, депутат первой Государственной думы. В 1898–1918 гг. возглавлял кафедру энциклопедии права в Санкт-Петербургском у ниверситете. 69 Ле Дантек Феликс (1869–1917) – французский биолог, философ, приверженец теории материалистического монизма. С 1899 г. – профессор общей эмбриологии в Сорбонне. 72 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы//Собр. соч.: В 10 т. М., 1958. Т. 10. Ч. 4. С. 149–150,156–157. 74 Свт. Макарий, митрополит Московский († 1563), – выдающийся иерарх Русской Православной Церкви. Составил «Четьи-Минеи», которые впоследствии стали называть Макариевскими. При свт. Макарии впервые на Руси начинается печатание книг. В 1547 и 1549 гг. митрополит Макарий созвал Поместные Соборы Русской Церкви, на которых решался вопрос канонизации святых. Было установлено общецерковное почитание угодников Божиих (ранее прославление происходило по благословению местного архиерея, и святые почитались только в тех краях, где они подвизались). Макарьевские Соборы открывают новый период в жизни Православной Церкви – «эпоху новых чудотворцев», поскольку на Соборах были канонизированы многие подвижники. В 1551 г. свт. Макарий созвал Собор, который впоследствии был назван Стоглавым, так как его постановления были изложены в ста главах. Предметом рассмотрения Собора стали различные аспекты церковной жизни: от правил поведения христианина до вопросов духовного просвещения. Память святителя Макария – 30 декабря/12 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Тогда литургия не бывает на соборе, по типиком: и попраздновавше 801 мало, и клепанию бывшу, собираемся в храм». Устав не знает великопостного богослужения в соединении с литургией. В такие дни или полагается литургия Преждеосвященных, или вовсе не бывает литургии, как напр[имер], в среду и пяток сырной седмицы. Указывать в «Богослужебных Указаниях» на отправление великопостного богослужения и не предупредить о недопустимости в эти дни совершения литургии – это значит усугубить то, что считаем неправильным. Но, с другой стороны, что получится, если в «Богослужебных Указаниях» будет дано предупреждение не совершать в такие-то дни литургии, когда во всех кафедральных храмах Русской церкви в три эти поста ежедневно совершают литургию? Что дало бы это указание? Я думаю, что оно не приостановило бы существующей практики, а, наоборот, вызвало бы большое смущение верующих, и доля вины в этом смущении легла бы на нас за то, что мы, держась буквы закона, не хотели учесть, что кроме этой стороны дела существует богослужебная традиция, создаваемая веками в живой литургической практике, иногда идущая вразрез с уставными указаниями более раннего времени. Если с этим не считаться, то из той же верности букве устава следует продолжать совершать чин Православия с его анафематизмами, ибо он соборне не отменен, и запретить освящение воды в Богоявление после литургии, ибо оно в свое время (при патр[иархе] Никоне) было запрещено (и не без основания). Но нужно ли все это для благоустроения чина церковного? Позволю себе еще раз крепко в этом усумниться. Что касается Вашего возражения против отправления службы в Димитровскую родительскую субботу по 13-й гл[аве] Типикона со сноской на «Зри» 12-й главы, то я с этим тоже не могу согласиться. Вы считаете, что отправлять субботнюю службу по 13-й главе можно только в те дни, «когда пришедшаяся на субботу служба минеи будет самой меньшей степени праздничности, когда случится память святого, не имуща тропаря». Но если исключить со счета те дни предпразднеств и попразднств, в которые не дано тропаря святым ввиду наличия нарочитого праздничного (например, 17 сентября), а также числа февраля, марта и апреля, где тропарь святому не дается из учета особенностей великопостного (в том числе и субботнего) богослужения, то таких дней в году, в которые не положено тропарей святым, остается всего 10: 29 апреля, 18, 22 и 30 мая, 3, 10 и 22 июня, 29 ноября и 14 и 16 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

88 Иеросхимонах Серафим (Романцов Иван Романович) родился 28 июня 1885 г. в деревне Воронок Крупецкой волости Курской губернии, в крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу. В 1910 г. поступил в Глинскую пустынь. В 1914 г. призван в армию, в 1916 г. ранен и после выздоровления вернулся в обитель. В 1919 г. принял монашеский постриг с именем Ювеналий. В 1920 г. был рукоположен в сан иеродиакона. После закрытия Глинской пустыни поселился в Драндском Успенском монастыре Сухумской епархии. Там в 1926 г. был рукоположен во иеромонаха и вскоре пострижен в схиму с именем Серафим. С 1928 по 1930 г., после закрытия Драндского монастыря, о. Серафим жил в окрестностях Алма-Аты, работая сторожем на пасеке. В 1930 г. был арестован и отбывал срок на строительстве Беломорканала. После освобождения жил в Киргизии. 30 декабря 1947 г. вернулся в Глинскую пустынь и был назначен духовником обители. В 1960 г. был возведён в сан игумена. После вторичного закрытия обители переехал в Сухуми, где служил в кафедральном Благовещенском соборе. В 1975 г. возведён в сан архимандрита. Скончался 1 января 1976 г. 90 Касимов – районный центр Рязанской области. Время основания касимовского храма свт. Николая неизвестно. В писцовых книгах 1627 г. упоминается как Николаевский мужской монастырь. В 1701 г. на месте старой деревянной была возведена каменная церковь и освящена в 1705 г. В 1764 г. монастырь был упразднён, церковь обращена в приходскую. В 1941 г. храм свт. Николая был закрыт, а 10 марта 1943 г. в нём возобновились службы. Открывал храм протоиерей Сергий Анатолиевич Правдолюбов, который ныне канонизирован как священноисповедник. 91 Протоиерей Виктор Георгиевич Шиповальников родился в 1915 г. В 1936 г. окончил техникум, в 1943 г. окончил Одесскую духовную семинарию и в ноябре того же года митрополитом Николаем (Ярушевичем) рукоположен во священника. Имеет многие церковные награды. В настоящее время на покое, проживает в посёлке Кратово под Москвой. 92 Протоиерей Владимир Сергеевич Правдолюбов родился 9 июня 1931 г. в Касимове в семье протоиерея Сергия Анатолиевича Правдолюбова. Высшее образование получил в 1948–1953 г. на механико-математическом отделении Московского государственного университета. В 1953 по 1956 г. преподавал в средней школе в Куйбышевской области. 29 мая 1957 г. рукоположен в сан диакона, на следующий день, в праздник Вознесения, – во иерея и назначен в Никольский храм Касимова. С 1967 г. – настоятель этого храма, впоследствии – почётный настоятель. С 1958 г. учился на заочном секторе Ленинградской духовной семинарии, по окончании которой поступил в Московскую Духовную Академию. В 1978 г. защитил диссертацию и получил степень кандидата богословия. В настоящее время – почётный гражданин города Касимова, имеет все церковные награды, включая митру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

За свою трудовую деятельность М.А. Старокадомский был удостоен высших правительственных наград: Ордена Ленина и Ордена Трудового Красного Знамени, а также медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «В память 800-летия Москвы». В 1956 году М.А. Старокадомский вышел на пенсию. З1 августа того же года он подал прошение на имя ректора МДА и С протоиерея Константина Ружицкого о предоставлении ему возможности преподавать греческий язык в духовных школах. После некоторых недоразумений, возникших между ним и председателем Учебного Комитета протопресвитером Н.Ф. Колчицким, Михаил Агафангелович приступил к преподаванию патрологии с сентября 1957 года. После прочитанной им 11 декабря 1957 года пробной лекции на тему «Св. Игнатий Богоносец и его послания, как живой памятник церковного предания» М.А. Старокадомскому было присвоено звание доцента. В 1957/1958 учебном году Старокадомский ратовал за восстановление в учебной программе МДА и С преподавания логики и педагогики, исключенных из программы духовных школ в 1948 году. В последующие годы Михаил Агафангелович занимался и научно-богословской работой. В апреле 1957 года Совет МДА утвердил предложенную Старокадомским тему его будущей магистерской диссертации «Идея богочеловечества в мировоззрении В.С. Соловьева при свете учения святоотеческого». В апреле 1959 года он представил свой труд в Совет МДА. Но до защиты дело не дошло. Коллега М.А. Старокадомского профессор протоиерей Иоанн Козлов дал на работу отрицательный отзыв. 30 марта 1961 года Совет МДА утвердил новую тему магистерской диссертации  Старокадомского «пути богопознания по творениям церковных писателей I – III веков» (до Оригена включительно). Защита диссертации состоялась 23 января 1962 года. Она прошла успешно. 10 апреля 1963 года магистр богословия М.А. Старокадомский был утвержден в звании профессора. Докторскую диссертацию на тему «Обоснование умозрительного теизма в трудах богословов Московской духовной академии» Михаил Агафангелович защитил в 1969 году в возрасте 80 -ти лет.

http://bogoslov.ru/article/1262050

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010