4 апреля на телеканале «Вести Крым» вышло эксклюзивное интервью с председателем Украинс кой общины Крыма А. Гридчина, в котором она сообщила, что в городе Белосток в Польше разрушили памятник и осквернили могилы советских воинов времён Великой Отечественной войны. Неизвестные вандалы надругались над могилами, где захоронены свыше 20 тысяч советских солдат. Однако власти Польши никак не отреагировали на данное происшествие. Можно ли эти акты осквернения памятников и воинских захоронений считать «уличным хулиганством»? Если судить по целенаправленности актов, скорее, это национальная антироссийская политика, которая проводится при попустительстве правительств этих государств. Давайте взглянем новостную ленту за март: Словакия, Братислава. 3 марта акт вандализма на Военно-мемориальном комплексе «Славин», где захоронено 6 845 красноармейцев, погибших в Словакии в боях с гитлеровцами. Польша, город Кошалин. В ночь с 8 на 9 марта в городе Кошалин неизвестные вандалы снесли памятник советским воинам-освободителям. Скульптура представляла собой фигуру советского солдата, который держит маленькую девочку и голубя. Словакия, город Свидник. В ночь на 9 марта неизвестные вандалы закрасили краской памятник на местном мемориале, где захоронено более 9 тысяч солдат Красной армии. Греция, Афины. В ночь на 19 марта неустановленными вандалами разрисован памятник советским солдатам, сражавшимся вместе с партизанами Греции. Румыния, уезд Яссы, коммуна Моцка. 21 марта, один из центральных мемориальных комплексов в честь павших воинов Советской Армии в уезде Яссы на северо-востоке Румынии подвергся нападению неустановленных вандалов. Польша, населенный пункт Хжовице. 24 марта. В населенном пункте Хжовице на юго-западе Польши в присутствии телевидения, чиновников и представителей местных властей был демонтирован (снесён) монумент, воздвигнутый в 1949 году на месте гибели 620 красноармейцев 1-го Украинского фронта, останки которых были позже эксгумированы и перенесены на военное кладбище. Греция. Остров Керкира (Корфу). 26 марта. Неустановленные вандалы осквернили памятник адмиралу Фёдору Ушакову, установленный ещё в 2002 году. Российское дипломатическое ведомство выражает обеспокоенность в связи с поступающими от находящихся в Греции граждан России сообщениями о случаях угроз в их адрес.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/09/ne...

Период нашей жизни в Луге (1949 – 1954 годы) был сравнительно спокойным. Хороший климат, наблюдения врачей за состоянием здоровья матушки в Ленинграде. Ее здоровье постепенно улучшилось и окрепло. В 1948 году в Лугу приехали познакомиться с отцом Александром по совету его сестры, Анны Ивановны, друзья-семинаристы Анатолий и Евгений, ныне – почитаемые, любимые народом протоиереи Анатолий (Малинин) из Новгородского Софийского собора и Евгений (Ефимов) из Красного Села, что под Санкт-Петербургом. Евгений встретил здесь свою судьбу… Дочь Варя осенью 1949 года вышла замуж за ученика Ленинградской Духовной семинарии Ефимова Евгения Васильевича. Свадьбу я венчал в Толмачеве 21 ноября. Зять был рукоположен во иерея и назначен в село Черное на берегу Ладожского озера, потом переведен в Тихвинскую церковь поселка Сиверская митрополитом Григорием по моей просьбе, когда там ушел за штат протоиерей Иоанн Рудаков, мой старший сослужитель по городу Торжку. Батюшка Анатолий с улыбкой вспоминал о том, как отец Александр во время тоста за молодых супругов на свадьбе наотрез отказался выпить налитое ему шампанское. Спиртное он не употреблял совершенно. Ради необходимости отец Александр имел машину и увлекался фотографией, которая заменяла ему рукоделие и была своеобразным развлечением, отдыхом. В Луге для поездок по благочинию купил легковую машину, сначала «Оппель-Р4», потом «Москвич-401». Держал экзамен, получил права шофера-любителя. Ездил по благочинию и с матушкой в Сиверскую, Торжок, Печоры. 5. Настоятель Николо-Дворищенского собора В январе 1954 года митрополит Григорий перевел меня в Новгород настоятелем Никольского собора и благочинным на место почившего протоиерея Николая Чернышева. Переехал я в Новгород 4 февраля, а матушка приехала 17 февраля. Полгода жили в наемной комнатке, а в августе 1954 года купили дом для настоятеля на Ильинской улице. 1954 – 1956 годы прошли сравнительно спокойно. С марта 1955 года в течение года я был членом Ленинградского епархиального совета. Новгородский собор во имя святителя Николая на Ярославовом Дворище был построен в 1113 году благочестивым сыном великого князя Владимира Мономаха , великим князем Мстиславом Великим. Во время тяжкой болезни он взмолился к особенно почитаемому им угоднику, чудотворцу Николаю, архиепископу Мирликийскому. Святитель повелел князю привезти из Киева свой образ, точно указав его размеры и очертания. Чудным образом в водах Ильменского озера посланные князя обрели икону великого чудотворца Николая близ места Липны, где в память об этом событии был основан Николо-Липенский монастырь. С верой и радостью встретил князь Мстислав дарованное ему сокровище и получил тотчас полное исцеление от мучительного недуга. В благодарность он выстроил величественный Никольский собор…

http://azbyka.ru/fiction/gorenie-ko-xris...

канонизации В. К. в то время. Однако в кон. XVIII в. память мученика перестали праздновать даже в Ростове (в Успенском соборе города по В. К. служили панихиды), Е. Е. Голубинский связывал это с переводом архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль. 4 марта 1909 г. по просьбе клира ростовского Успенского собора архиеп. Ярославским и Ростовским св. Тихоном (Белавиным; впосл. Патриарх Московский) было возобновлено празднование святому (Архив ГМЗРК. А-1527. Л. 45 об., 46, 48-49 об.). Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено 10 марта 1964 г. по инициативе Ярославского и Ростовского архиеп. Никодима (Ротова) . Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2-3. М., 1997. Стб. 434-435, 442, 444, 446-453, 455-459, 461, 465-467, 469, 472, 475, 516, 519-521; Т. 3. М., 2000. С. 64, 268; Т. 4. Ч. 1. С. 201-202, 212, 218-221, 631; Т. 6. Вып. 1. Стб. 290, 294-298; Т. 15. Вып. 1. Стб. 308, 327, 330-332, 339, 343, 353-354, 365, 370, 373; Т. 18. СПб., 1913. С. 24, 162, 165-178, 186-215, 225, 227, 229; Т. 21. Ч. 1. С. 338-340; Т. 23. СПб., 1910. С. 62, 67-76, 167; Т. 24. М., 2000. С. 91-93, 227; Т. 25. М.; Л., 1949. С. 108, 115-117, 121-129, 148; СКСРК, XI-XIII вв. 174-175. С. 194-198; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 108-115. 99-100; Описание о российских святых. С. 98. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1861. С. 38-45; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 63; Т. 3. С. 588; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 94; Леонид (Кавелин). Святая Русь. 613. С. 158-159; Макарий. История РПЦ. Т. 3. С. 160; Описание славяно-рус. рукописей, находящихся в собрании чл.-кор. ИОЛДП А. А. Титова. СПб., 1901; Присёлков М. Д. История рус. летописания XI-XV вв. Л., 1940. С. 87-96; Лихачев Д. С. Рус. летописи и их культурно-ист. значение. М.; Л., 1947. С. 282-286; Тихомиров М. Н. Древнерус. города. М., 19562. С. 400-401; Насонов А. Н. История рус.

http://pravenc.ru/text/150813.html

13 мая 1941 года Павел Груздев был арестован по делу архиепископа Ярославского Варлаама Ряшенцева. На допросах его избивали и слепили глаза, он потерял зубы и начал терять зрение. По приговору за верность Церкви он получил шесть лет лагерей и три года ссылки. С 1941 по 1947 год он находился в Вятлаге. Спасали его в эти годы вера, молитва и любовь к труду. В страшной лагерной жизни отец Павел обращался с молитвой к Богу, и Господь помогал ему, а через него малодушным и отчаявшимся, которых отец Павел утешал и поддерживал. За добросовестное отношение к работе он имел право выхода за пределы зоны. Осенью на лесоповале отец Павел собирал грибы, ягоды, рябину. Грибы солил в ямах в земле, ягоды, рябину также закрывал в ямах в земле, а зимой этими запасами питались заключенные. По словам отца Павла, многие сотни людей были тем самым спасены от голодной смерти. В 1947 году он вернулся из лагеря домой в Тутаев, но вскоре, в декабре 1949 года, его снова арестовали и сослали в Казахстан, в Петропавловск, на вольное поселение. До августа 1954 года он работал чернорабочим в облстройконторе и в свободное время исполнял обязанности уставщика и чтеца в соборе святых апостолов Петра и Павла. По возвращении домой в Тутаев он жил с родителями, а 21 января 1958 года был реабилитирован, что дало ему возможность подать прошение о рукоположении в священный сан. 9 марта 1958 года в кафедральном Феодоровском соборе в Ярославле он был рукоположен епископом Угличским Исаией во диакона, а 16 марта - во пресвитера. Сначала отец Павел был назначен настоятелем церкви села Борзова Рыбинского района, затем, в марте 1960 года, переведен настоятелем Троицкого храма в селе Верхне-Никульское Некоузского района. В августе 1961 года священник Павел Груздев архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом был пострижен в монашество, к чему давно стремился. За многолетнюю усердную службу отец Павел в 1963 году был награжден патриархом Алексием I наперсным крестом, в 1966 году возведен в сан игумена, в 1983 году - в сан архимандрита.

http://pravoslavie.ru/8645.html

Не знаю, что там написано " . Вновь отправленный на Колыму, он, по его признанию, почувствовал там себя легче, " только шпана очень беспокоила, если к ней попадешь " . Своим трудолюбием и внутренним благородством инок снискал уважение заключенных и стражей. В конце срока начальник лагеря взял о. Андроника в свою семью, где подвижник вел домашнее хозяйство (однажды он повесил в доме маленькую картинку " Воскресение Христово " и на упрек начальника отвечал: " Не нравится - уйду в лагерь " ). В 1948 г. схимник вернулся в пустынь, в 1949 г. был назначен благочинным и ризничим, в 1955 г. - возведен в сан игумена. Он стал опытным и любимым духовником, одним из самых известных старцев обители. После 2-го закрытия монастыря о. Андроник переехал в Тбилиси и служил в Александро-Невском соборе. Он вел переписку с глинскими иноками, к нему ехали со всего СССР (в одном из писем старца есть строки: " Духовный и возлюбленный мой родной сыночек… Буду молиться за тебя, родной, но ты и сам приложи свой посильный труд " ). В 1966 г. о. Иоанн (Маслов) записал беседы прп. Андроника на магнитофонную пленку. За полгода до кончины старец перенес инсульт. 17 марта 1974 г. он весь день пробыл в забытьи, а затем молвил: " Милость Божия всё покроет " , и начал кого-то благословлять (вероятно, он видел почивших собратий). На могиле о. Андроника (Грмагельское кладбище Тбилиси) Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Давид V сказал: " Мы знаем, что ты теперь в Царстве Небесном!.. Ко всем было открыто твое любящее сердце " . Тропарь Глинским святым, глас 4-й: Преподобнии и богоноснии отцы наши Глинстии,/ученьми древних отцев старчество в обители утвердившии,/молитвою, кротостию, постом и смирением/с послушанием любовь Христову стяжавшии:/во дни гонения в разсеянии за веру православную,/яко звезды на небесех всю Вслеленную просветившии/и ко Христу приведшии./Молитеся ко Господу/помиловати и спасти души наша. Глинский старец Схиархимандрит Андроник (Лукаш) Память - 8/21 марта. Схиархимандрит Андроник (в миру Алексей Андреевич Лукаш), маститый старец, великий молитвенник и смиренный труженик на ниве Христовой, родился 12 февраля 1889 года в селе Лука Лохвицкого уезда Полтавской губернии в семье крестьянина Андрея и его жены Акилины.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

После занятия Вырицы в августе 1941 года германскими частями был открыт Казанский храм (закрытый в 1938 году), прихожанином которого числил себя иеросхимонах Серафим; он продолжал жить в доме Томбергов на Пильном пр., 7; по-прежнему не вставал из-за болезни, но принимал приходивших к нему. Преставился 3 апреля (21 марта по Юлианскому календарю) 1949 года, в 4-ю Неделю Великого поста, память Иоанна Лествичника. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 3 апреля, 2012 9 февраля, 2011 19 марта, 2014 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи .

http://pravmir.ru/pamyat-serafima-vyirit...

Архиепископ Киприан (Зернов; 1911–1987). С 1922 г. прислуживал звонарем, пономарем, ризничим, чтецом. В 1944 г. рукоположен во диакона (целибат), затем во священника. С 1948 г. настоятель храма Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке. В 1961 г. принял монашеский постриг в Лавре и архиерейскую хиротонию. С 1963 г.— архиепископ. Митрополит Иоанн (Разумов; 1898–1990), второй наместник Лавры (1946–1953). В 1916–1923 гг.— послушник Смоленской Зосимовой пустыни; в 1924 г. переведен в московский Богоявленский монастырь, пострижен в монашество, посвящен в иеродиакона; в 1942 г.— иеромонах, игумен, архимандрит. С 1954 г.— епископ Костромской и Галичский, с 1972-го — митрополит Псковский и Порховский. Преподобный Серафим Вырицкий (Муравьев) родился в 1866 г. в Ярославской губернии в крестьянской семье. Был преуспевающим коммерсантом. С юности решил стать монахом, однако следовал полученному от старца наставлению: жениться, жить в миру и творить добрые дела, а затем, по согласию с супругой, принять монашество. В 1920 г. принял монашеский постриг (как и его жена Ольга, в схиме Серафима). С 1930 г. жил в Вырице. Отошел ко Господу в 1949 г. Канонизирован в 2000 г. Память 21 марта/3 апреля. Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский (Казанский; 1873–1922). Расстрелян по обвинению в воспрепятствовании изъятию церковных ценностей. На самом деле причиной ареста стала его принципиальная позиция в отношении «обновленцев» и верность Патриарху Тихону. На суде держался мужественно, виновным себя не признал. Канонизирован в 1992 г. Память 31 июля/13 августа. Епископ Михаил (Грибановский; 1856–1898), известный богослов, преподаватель, а затем инспектор Санкт-Петербургской Духовной Академии. С 1890 г. был настоятелем посольской церкви в Афинах. В 1894 г. хиротонисан во епископа Прилукского. С 1897 г.— епископ Таврический и Симферопольский. Монахиня Евфросиния (в миру Елизавета Николаевна Вендланд; 1899–1970). Монахиня Евгения (в миру Евгения Николаевна Вендланд; 1903–1943).

http://pravoslavie.ru/47765.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Журнал - Апрель 2017 (168) 3 апреля Церковь вспоминает преподобного Серафима Вырицкого Память одного из великих русских подвижников – преподобного Серафима Вырицкого (+ 1949 г.) празднует Православная Церковь 3 апреля. Святой Серафим (в миру Василий Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии в семье глубоко верующих людей. С детства Василий был усердным, послушным, терпеливым, благодаря чему уже в раннем возрасте самостоятельно освоил грамоту, начала… 03.04.2019 Вербное воскресенье: 28 апреля 2024 года Вербное воскресенье в 2024 году приходится на 28 апреля. Почему именно так называется праздник Входа Господня в Иерусалим? В чём смысл праздника, особенности богослужения, какие обычаи, приметы и традиции с ним связаны в России и других странах — читайте в нашей подборке о Вербном воскресенье. 21.04.2016 Зачем Богу надо было за нас умирать? И другие вопросы о воскресении Христа Что же такого исключительного в Воскресении Христа, которое христиане всего мира празднуют вот уже на протяжении почти двух тысяч лет? 02.05.2021 Имя Патрик (Патрикий) 30 марта (старый стиль — 17 марта) — день памяти святителя Патрика (Патрикия), епископа и просветителя Ирландии. В 2017 году Синод Русской православной церкви внес имя святителя Патрика и 14 других святых, подвизавшихся в странах Западной Европы до 1054 года, в православный месяцеслов. 29.03.2020 Что называют «клетским храмом»? Это самый простой древнерусский деревянный храм. Основой всех деревянных построек была клеть, или сруб (отсюда и происходит название этой разновидности церк­вей). Мастера соединяли три и более клети под одной крышей с алтарем, которому придавали скругленную форму. 22.05.2017 Как сохраняют иконы? Это довольно сложный вопрос. Например, в музеях и храмах особо ценные иконы могут храниться в специальных киотах с многочисленными датчиками, постоянным контролем нужной температуры и влажности, вентиляцией и защитой от сквозняков.

http://foma.ru/journal/aprel-2017-168-4

В Уржумской епархии молитвенно почтили память преподобноисповедника Рафаила (Шейченко) 21 июня 2017 г. 18:23 19 июня 2017 года, в день памяти преподобноисповедника Рафаила Оптинского, епископ Уржумский и Омутнинский Леонид совершил Божественную литургию в Исправительной колонии 27 (пгт Лесной Кировской области)  ближайшей колонии к лагерному пункту, где с 1949 по 1955 годы был заключен за исповедание веры иеромонах Рафаил (Шейченко). В этот день исполнилось 60 лет со дня блаженной кончины старца. В колонию из Покровского храма г. Кирса Кировской области была доставлена икона св. Рафаила с частицей его мощей. За Литургией епископу Леониду сослужили благочинный Северного округа Уржумской епархии иерей Дионисий Путилов, окормляющий заключенных колонии протоиерей Леонид Сафронов и диакон Александр Жилкин. За богослужением молились и приобщались Святых Христовых Таин заключенные исправительного заведения. По заамвонной молитве владыка Леонид с духовенством совершили славление и вознесли молитву преподобноисповеднику Рафаилу. После отпуста архиерей обратился к присутствовавшим в храме со словом. Владыка Леонид передал в библиотеку храма колонии буклеты «Сердцем я с вами», которые выпустила Оптина пустынь к 60-летию со дня кончины св. Рафаила (Шейченко), а также изданную Уржумской епархией к этой дате брошюру «Новомученики и исповедники веры, прошедшие Вятлаг», в которой собраны краткие жизнеописания и воспоминания святых и подвижников, отбывавших срок в колониях, располагавшихся в Верхнекамском районе. Заключенные подарили владыке икону Спасителя. Архиерей также выразил благодарность за ранее переданную ему икону исп. Рафаила, которую написали заключенные. В этот же день епископ Леонид с протоиереем Леонидом Сафроновым посетили ИК-3 под п. Рудничным Кировской области, где ознакомились с ходом ремонтных работ в домовом храме прп. Серафима Саровского. Особое внимание гости уделили лику на стене, который отразился от иконы святителя Николая Чудотворца. Было решено совершить молебен святителю и сохранить изображение. Уржумская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

К третьей группе служб периода 1945–1988 годов относятся службы, составленные по особым побуждениям. Протоиерей Николай Голубцов, с 1 сентября (19 авг. ст. ст.) 1949 года до дня кончины 20 сентября 1963 года служивший в церкви Ризоположения и в малом соборе московского Донского монастыря, составил службу в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы (празднование 19 августа) 15 . Особенностью службы является то, что канон составлен по покаянным творениям преподобного Ефрема Сирина. Тем самым канон подчеркивает, что греховность является главной причиной попущения Божия в нашествии врагов, а покаяние — источником спасения от бедствий внутренних и внешних. Неизвестен автор и точное время написания службы иконе Пресвятой Богородицы “Споручница грешных” (празднование 7 марта) из Никольского храма в Хамовниках в Москве. Вероятно, большое почитание этой иконы москвичами побудило составить особую бденную службу. Многие тексты составлены как удачная обработка тропарей и стихир, уже ранее вошедших в употребление в различных службах. Состав службы праведному Прокопию Вятскому, Христа ради юродивому (†21 декабря 1627) сложился из древней рукописной и вновь написанной в начале 1980-х гг. протоиереем Николаем Исуповым, который много лет служил в местах подвигов святого Прокопия. Древняя служба посвящена в основном суровым подвигам святого, а новая раскрывает смысл подъятого им на себя юродства. Прекрасно подобраны к этой службе паремии — 1 Цар 21:10–15; 22:1–2; Ис 20; Прем 3. Вдохновлённый несением послушания на Святой Земле архиепископ Ярославский Никодим (Ротов) составил в 1962 г. службу праведной Тавифе (память 25 октября) 16 . Надо признать, что эта служба — лучшая из написанных владыкой Никодимом. Служба раскрывает учение о воскресении мёртвых; даёт пример милосердия и трудолюбия, изобилует евангельскими образами. Эта служба гораздо более, чем последующие, написанные митрополитом Никодимом, проникнута живым сердечным чувством. Отметим, что помимо вышеназванных сочинений, митрополиту Никодиму принадлежат тропари святому благоверному князю Игорю Черниговскому 17 и святителю Ювеналию, Патриарху Иерусалимскому.

http://pravmir.ru/gimnograficheskaya-dey...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010