Александр Исаакович был арестован только за своего отца. Гибрид, как и я: мать у него русская, из старой интеллигентской семьи. Верующий. С большим интересом слушал мои рассказы о Христе, о церкви, о богословии. Простились с ним, когда меня уводили в этапную камеру. Пытался неоднократно его разыскать — тщетно. Между прочим, у него была феноменальная память, он знал сотни стихов наизусть. Мы декламировали часами. И это было так хорошо: после омута грязи, в который я только что окунулся, слушать чудесные русские стихи. Помню еще одного — старца 78 лет, учителя пения, который ставил голос многим выдающимся певцам. Его арестовали — за что бы вы думали? — за космополитизм. Он никак не мог согласиться с тем, что русская вокальная школа выше итальянской, и отстаивал преимущество театра Ла-Скала. Следователь ему сказал: «Вы космополит?» Старик охотно согласился: «Да, да, конечно, я космополит». За космополитизм он получил… семь лет лагерей. Наряду с этими приличными людьми было неисчислимое количество грязной сволочи, которые уже тут, в камере, начинали свою карьеру лагерных стукачей. Они здесь выступали в качестве присяжных защитников советского режима, в качестве заядлых советских патриотов, били себя в грудь — и между тем завязывали отношения с оперуполномоченным, который периодически под разными предлогами их вызывал для «доклада». Наконец, 3 октября 1949 года меня посадили в грузовик с надписью «Хлеб». (С Лубянки в Бутырки мы ехали в лакированном грузовике с надписью «Мясо» и с нарисованными на белом фоне розовыми сосисками.) И повезли нас на Северный вокзал. В столыпинские вагоны — и на Север. В Каргопольлаг. Прибыли на станцию Ерцево 6 октября. Совершилось. Я стал лагерником. Лагерная тема стала сейчас модной темой. Она уже имеет своего классика и многих бытописателей. Очень трудно приниматься за эту тему после того, как она как будто исчерпана пером Солженицына. После «Ивана Денисовича» любое описание покажется бледным. Тем не менее позволю себе сделать несколько замечаний.

http://azbyka.ru/fiction/ruk-tvoix-zhar-...

В такой парилке побывал и мой дядя Гриша, в прошлом коммивояжер, давным-давно расставшийся со своей профессией и ставший высококвалифицированным автослесарем. Его держали дольше обычных трех-четырех дней потому, что ему нечего было сдавать. Золотом и ценностями он не обладал. Вспоминая теперь (в 1949 году) его, да и не только его, рассказы об ужасах многодневного стояния на ногах в толпе, втиснутой в небольшую камеру, я понимал, что по сравнению с условиями «парилки» нахожусь прямо-таки в раю. Помногу людей набивали в камеры и в тридцать седьмом году. И находиться в этих камерах было тогда еще страшнее, чем в «доброе старое» время «парилок» — в конце 20-х, в начале 30-х годов. В те прошлые годы пытка заключалась в самом пребывании в камере. В тридцать седьмом камера становилась местом короткой передышки между допросами, во время которых арестованных зверски били и мучили, выбивая признания в неслыханных преступлениях. Избитых и окровавленных, порой потерявших сознание «врагов народа» и «шпионов иностранных разведок» приволакивали в камеру, где они, хотя бы на полу могли отлежаться и немного прийти в себя перед следующим сеансом избиений и пыток. Рассказов об этом периоде «нарушений социалистической законности» я тоже наслушался достаточно много. Хотелось верить, что теперь, в сорок девятом, — «другое время», что бить и пытать не будут. Разве что будут лишать сна с помощью длительных ночных допросов. Днем, как известно, в тюрьмах спать не дают. Одним из первых моих вопросов к старожилам камеры и был такой — бьют ли на допросах. Оба сказали, что их пока не били и что вообще, вроде бы, не бьют. А если кого и ударят, то по-божески — влепит следователь раз — другой по морде. А так все больше на крик стараются брать и на запугивание. Непризнающимся угрожают большим сроком, вплоть до двадцати пяти лет лагерей. Я подумал, что угрозы такого рода отнюдь не пустые слова. В городе было широко известно о том, что многие из ранее арестованных получили именно по двадцать пять лет. Один из моих соседей — старик Ефимов свой первый срок получил еще совсем молодым человеком, в 1920 году, за участие в Антоновском мятеже на Тамбовщине. Участие его выразилось в какой-то мелочи. Если не изменяет память, однажды он показал дорогу отряду антоновского войска. Наказание он тогда получил, по нашим временам, пустяковое — два года высылки на Кавказ. Теперь, само собой, ему следовало добавить.

http://azbyka.ru/fiction/xorosho-posidel...

5. Франсиско Паулино Эрменехильдо Теодуло Франко Багамонде (1892 - 1975) — правитель и диктатор Испании с 1939 по 1975 год. Франко возглавил крыло мятежных военных, протестующих против политики левого " Народного фронта " . Начавшаяся Испанская Гражданская война сделала из нерешительного прежде Франко генералиссимуса и вождя, а победа фалангистов обеспечила ему пожизненное правление. 6. Аугусто Хосе Рамон Пиночет Угарте (1915 — 2006) — чилийский государственный и военный деятель, генерал-капитан, президент Чили с 1974 по 1990 годы. Поставленный президентом Чили Сальвадором Альенде на должность командующего гарнизоном столицы страны Сантьяго, 11 сентября 1973 года Пиночет произвел военный переворот. 7. Йоко Оно Леннон (1933) — авангардный художник, певица и деятель искусства. Бунтарский дух Леннона неоднократно проявлялся в творчестве группы " Битлз " : вызывающий внешний вид, провокативное содержание некоторых песен, необычная манера исполнения. Фраза Леннона, о том, что " Битлз " стли популярнее Иисуса Христа 8. Санчес Ильич Рамирес (известен также как " Карлос " ) (1949) - международный " революционный террорист " , осушествивший в 1970-1980-е годы наиболее значительные " боевые операции " и кровавые теракты. Его отец - богатый венесуэльский адвокат, придерживался левых убеждений настолько горячо, что троих своих сыновей назвал " Владимир " , " Ильич " и " Ленин " . 9. ВСЕВОЛОД ИВАНОВ -- Он вышел из низовой, безымянной, рабочей, трудовой, беспокойной, взыскующей Руси. Опаленный революционными сполохами, вросший в нынешний складывающийся быт, в смертоносные, гражданские войны, он по новому, по своему рассказывает о революции, о недавно бывшем, - надолго, навсегда врезавшемся в память нам, современникам. А ЭТО, ТО О ЧЕМ ОН ПИСАЛ! У большевика Никитина, начальника партизан, все - в одной точке: бей, только. Пришло такое время - нужно бить. И он бьет, без оглядки. Подобно Каллистрату он тоже " скучает " . По человеку, а не по вере скучает. По будущему, выпрямленному человеку. Он знает: " мужик - тесто " . Нужно его сковать железными обручами дисциплины. И он сковывает, твердо, без послаблений. Он понимает также, что мужик поднялся, хочет бить, убивать. Это - стихия: перечить ей бесполезно и вредно и он дает волю этой стихии: бей! Он расстреливает сына Каллистрата, Дмитрия, невинного, за вину брата Семена, зная, что он неповинен: " Звери все, зверям - крови! " Он не сопротивляется, когда мужики двигаются на киргиз и истребляют их: " я даю кровь " .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=904

Вернуться 10 Слово «ссученный», на жаргоне каторги – подхалим, продажная душа – происходит от слова сука. Ссучиться – стать сукой. – Б. Ш. Вернуться 11 Театр и коллективы ХЛАМа и «Своих» были атомами внутренней свободы в душах людей, уже взятых в железные тиски порабощения и размельчения личности системой социалистических концлагерей. Именно поэтому театр и запал так глубоко в память побывавших на Соловках в те и ближайшие к ним годы, о чем свидетельствует искренняя и яркая повесть Г. Андреева «Соловецкие острова» («Грани» в которой он отзывается о соловецком театре 1927 г. с особенной теплотой. – Б. Ш. Вернуться 12 Даю перевод «блатных» слов: «уркаган» – вор, «кичман» – тюрьма, «малина» – притон, «ширмач» – карманник, «сыграть в ящик» – умереть, «фарт» – удача, а также жребий, судьба, «бан» – вокзал, «малахольные» – одуревшие, «легавый» – полицейский или милиционер. – Б. Ш. Вернуться 21 К концу отбывания срока В. Шкловский крестился и не скрывал этого. С Соловков он был отправлен в Восточную Сибирь на «вольную» высылку. Вернуться 24 Эту книгу Глубоковскому написать не пришлось: в половине тридцатых годов он умер, отравившись, в психиатрической больнице. Случайно он отравился или убил себя, не знаю. – Б. Ш. Вернуться 25 Г. Климов – офицер РККА, перебежчик 1949 года, автор очерка «В Берлинском Кремле» («Посев», 1950 г.) и др. Яркий антимарксист. – Б. Ш. Вернуться 26 Зыков – фамилия, принятая им самим, чему немцы не препятствовали. Настоящая его фамилия до сих пор не установлена. – Б. Ш. Вернуться 27 По свидетельству Г. Андреева («Грани», прибывшего на Соловки в год моего отъезда оттуда, в дальнейшем заутрени и вообще службы для заключенных не разрешались. – Б. Ш. Вернуться Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Глядя на дело со стороны, легко в нем отчаяться. Но стоит только смиренно приложить руки к этому делу, чтобы никогда более их не отнимать, так отраден, так многозначителен каждый маленький шаг на этом пути…» С. А. всю жизнь был глубоко религиозным человеком. По его словам, он не переживал, как это бывает со многими верующими людьми, тяжелых кризисов сомнения. Его вера светила ему во всю его жизнь, и, если и изменились в чем-нибудь его взгляды, то разве только в том, что с годами делалось еще более глубоким, еще более решительным его церковное настроение. Убеждения его были всегда плодом глубоких и разнообразных дум. Он на своем веку видел и встречал такое разнообразие мыслей, фактов, отношений, какое далеко не всем дается, и если, пройдя такую умственную и жизненную школу, он остался тем, чем был, то, значит, глубока и искренна была его религиозность и церковность. Последователь Рачинского Н. М. Горбов пишет про него: «Я думаю, что только по незнанию можно удивляться школьной жизнью Рачинского. В действительности же она была совершенно понятна и естественна, ибо вел ее человек, который неоднократно высказывал, и с полным правом, желание, чтобы на могильном его камне были начертаны слова: «Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих». Публикуется по: журнал «Вечное». Париж, 1949, 22, с. 9—20. (В основу очерка положена книга: Н. М. Горбов, С. А. Рачинский. Спб., 1903). Сергей Рачинский. Школьный поход в Нилову пустынь В северной половине Смоленской губернии особенно чтится память преподобного Нила Столо- бенского. Дни его преставления (7 декабря), обретения его мощей (27 мая), считаются великими праздниками. Трудно найти в наших краях пожилого человека, не побывавшего хоть раз в жизни в Ниловой Пустыни. В известные времена года — Великим постом, ранним летом — почти из каждой деревни отправляются к Угоднику (по имени его не называют) кучки богомольцев. Но в этих богомольях лишь весьма редко принимают участие дети. Смоленская губерния обширна.

http://azbyka.ru/deti/shkola-pravoslavno...

Оставаясь в центре, С. И. Ожегов помогал многим своим коллегам, находившимся в тяжелейших условиях в эвакуации, возвратиться в скором времени в Москву для продолжения совместной словарной работы. Не вернулся только Д. Н. Ушаков. Последние недели его страшно мучила астма; ташкентская погода отрицательно повлияла на его здоровье, и он скоропостижно умер 17 апреля 1942 года. 22 июня того же года его ученики и коллеги почтили память Д. Н. Ушакова заседанием филологического факультета Московского университета и Института языка и письменности, где были прочитаны проникновенные доклады. В числе выступавших был и С. И. Ожегов. Он, говорил о главном деле жизни своего учителя — «Толковом словаре русского языка» В 1947 году С. И. Ожегов вместе с другими сотрудниками Института русского языка направляет письмо И. В. Сталину с просьбой не переводить Институт в Ленинград, что могло бы суще­ственно подорвать ученые силы. Сформированный в 1944 году, по мнению авторов письма, Институт выполняет ответственные функции в деле изучения и пропаганды родного языка. Мы не знаем, какова была реакция руководителя государства, но понимаем всю ответст­венность этого поступка, за которым могли последовать и иные, трагические события. Но Институт был оставлен на прежнем месте, и С. И. Ожегов занялся своим «детищем» — «Словарем русского языка». 1-е издание этого, ставшего уже классическим, «тезауруса» вышло в 1949 году и сразу же обратило на себя внимание читателей, ученых и критиков. С. И. Ожегов получал сотни писем с просьбами прислать словарь, объяснить то или иное словечко. Многие обраща­лись к нему за консультацией, и никому ученый не отказывал. «…известно, что пролагающий новую дорогу встречает много припятствий», — писал знаменитый предок С. И. Ожегова Г. П. Павский Так и С. И. Ожегов удостоился не только заслуженной похвалы и уравновешенной оценки, но и весьма тенденциозной критики. 11 июня 1950 года газета «Культура и жизнь» опубликовала рецензию некоего Н. Родионова с характерным названием «Об одном неудачном словаре», где автор, подобно тем (в ушаковские времена) критикам, пытался опорочить «Словарь», применяя все те же, политические методы устрашения. С. И. Ожегов написал ответное письмо редактору газеты, а копию послал в «Правду». Мы знакомились с этим 13-страничным посланием ученого и сразу же обратили внимание на подход С. И. Ожегова: он не старался унизить горе-рецензента, а предъявлял ему обоснованно жесткую аргументацию, полагался только на научные филологические принципы и в итоге одержал победу.

http://pravmir.ru/dvizhitel-slovarnogo-d...

В тот же день состоялась встреча с преподавателями и учащемся средней школы на острове Тубабао. Было совершено молебное пение, после которого на молитвенную память собравшимся были розданы иконы с благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.  17 ноября представители Русской Православной Церкви приняли участие в открытии мемориального комплекса, посвященного русскому присутствию на Тубабао. Комплекс представляет собой три стелы, на которых размещены памятные доски от Посольства России в Маниле, представителя Верховного комиссара по делам беженцев при ООН на Филиппинах и Фонда президента Эльпидио Кирино (шестого президента Филиппин, который в 1949 году предоставил убежище русским иммигрантам из Китая). На последней доске изображены лик святителя Иоанна и портрет президента Э. Кирино.  На торжественной церемонии открытия мемориала собрались все жители острова. Пожилые люди с большим уважением вспоминали о пребывании здесь русских соотечественников.  Изменение политической обстановки в Китае в 1948 году вынудило многих русских эмигрантов, живших в Пекине, Тяньцзине, Циндао, Ханькоу и других городах страны, перебираться в Шанхай. Их переездом в Шанхай занималась подведомственная ООН Международная беженская организация, которая обратилась к правительствам ряда стран с просьбой предоставить временный приют русским эмигрантам. Единственным государством, откликнувшимся на призыв, была Филиппинская Республика, которая выделила для временного поселения беженцев из Китая необитаемую часть маленького острова Тубабао, расположенного у южной оконечности острова Самар и соединенного с ним мостом.  Эвакуация беженцев из Шанхая на Тубабао началась в январе 1949 года и закончилась в начале мая. Около пяти с половиной тысяч человек  мужчин, женщин и детей, преимущественно русских — было вывезено из Шанхая на Тубабао морским и воздушным путем.  В большом палаточном городке действовали две палаточные церкви — во имя Архангела Михаила и преподобного Серафима Саровского. Кроме них, был устроен большой Богородицкий собор, переделанный, с разрешения филиппинских властей, из бывшей американской военной церкви за пределами лагеря. В апреле 1949 года прибыл на остров и прожил здесь три месяца епископ Шанхайский Иоанн (Максимович). Позднее он отправился в США, где добился того, чтобы многим русским беженцам на Тубабао разрешили въезд в другие страны. Постепенно эмигранты выехали в США, Австралию и страны Латинской Америки. После отъезда последней группы эмигрантов в 1953 году лагерь был закрыт. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4281250...

После него с 1946 года по 1949 год, также недолго, всего по одному году, здесь служили настоятель, священник Владимир Шангин, Василий Византийский и Исидор Медников. Постепенно материальное положение прихода стало улучшаться, и вскоре появилась возможность провести капитальный ремонт храма. Но, несмотря на все усилия Иркутской епархии и прихожан поселка, храм продолжал оставаться бедным и убогим. Порой приходу трудно было обеспечить даже своего настоятеля, средств едва хватало только на отопление и самое элементарное содержание. В 1948 году Иркутская епархия вновь стала самостоятельной. В мае этого же года в Иркутск прибыл новый архиерей - архиепископ Ювеналий (Килин). Свое пастырское послушание он проходил на Дальнем Востоке. Затем, уже будучи архиереем, служил в Харбине, Шанхае и других центрах русской миссии в Китае. С 1947 года Владыка Ювеналий имел кафедры непосредственно в России: сначала в Челябинске, затем в Иркутске, Омске и Ижевске. Скончался он в 1958 году, а незадолго перед этим принял схиму в Иркутске - всего один год, но и за это короткое время приобрел глубокое уважение верующих иркутян. С 1949 по 1958 год Иркутскую кафедру возглавлял архиепископ Палладий (Шерстенников). Он был наделен большими административными и хозяйственными способностями и сумел достаточно укрепить приходы врученной ему обширной епархии. В 1949 году архиепископом Палладием настоятелем Свято-Никольского храма был назначен иеромонах Анатолий (Корнильев), он служил здесь более года, но при нем был произведен первый после восстановления капитальный ремонт храма. Коренной сибиряк, отец Анатолий пользовался любовью и уважением своих прихожан, которые до сих пор сохраняют о нем добрую память. После в сане архимандрита он являлся клириком Иркутского Знаменского кафедрального собора. С 1950 года по 1953 год в храме настоятельствовал священник Виктор Вахрушев. Он родился он в Забайкалье в 1876 году. Служил в разных храмах бывшей Забайкальской и Иркутской епархий. В Листвянку прибыл уже в преклонном возрасте и через три года скончался после полувека священства.

http://sobory.ru/article/?object=19759

Схиигумен Иоанн 30 .03.1949 Честнейшая о Христе Елена! [...] О знакомой женщине усматривай сама: когда предстоит [пережить] два зла, выбирай меньшее. Я полагаю, лучше отказать ей в квартире, чем жить вместе и смущаться. Пишешь, что у тебя духовно не ладится, «чего-то не хватает, наверно, нет веры и любви ко Господу». Враг рода человеческого смущает тебя, чадо, не слушай его, у тебя есть вера и любовь к Богу и страх твой неправильный, ибо он от самомнения. Живи так, как живешь, много не задумывайся; все же, как видно, следишь за собой и желаешь исправиться, и такое желание – половина спасения, что еще тебе надо? Начиталась святоотеческих книг и не можешь их понять, вот и смущаешься. Есть разум – надо рассуждать и сообразоваться с условиями жизни. В духовной жизни три степени: новоначальных, средних и совершенных. Знай, ты новоначальная, а лезешь в средние и совершенные – успокойся, старайся иметь память Божию, и Господь поможет тебе. По Божией милости я здоров, после обеда хожу дрова пилить, полезно и поработать. Я уже писал тебе об этом. [...] Кончаю писать, тоже глаза слипаются. Храни тебя Господи. Твой доброжелатель и сомолитвенник схиигумен Иоанн 31 .03.1949 Глубокочтимая о Христе Елена! [...] Я по Божией милости здоров, сердце болело только одни сутки на первой неделе поста. Вторую неделю служил, совершенно здоров, а теперь хожу дрова пилить с отцом Виктором. Сегодня мне один инок сказал: «Про вас говорят, что вы мало пилите. Только время провождают», вот, пожалуй, и обижайся на таких людей. Надо обижаться на таких (конечно, в сердце), которые хвалят нас. Древние скитские отцы добродетель, которая обнаружится, не считали за добродетель. [...] Твой доброжелатель и сомолитвенник схиигумен Иоанн 16 .05.1949 Новый Валаам Боголюбивейшая раба Божия Елена! В борьбе с искушением не унывай и не малодушествуй, однако знай, что в сей юдоли временной плачевной [см.: Пс.83:7 ] не жди освобождения, они будут даже до гроба – этому не удивляйся – иначе и быть не может. Это я тебе говорю на основании Священного Писания  и учения святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Вы, может быть, скажете: " Но что делать мне, если я живу среди народа нечестивого? Не постигнет ли и меня та страшная участь, которая должна постигнуть весь нечестивый народ? " Нет, не страшитесь: эти слова Божии относятся не только к целым народам, но и к отдельным лицам. И в годины страшных бедствий, которые посылает Бог на нечестивые народы, все те, кто живет по заповедям Божиим, будут под кровом Всевышнего. Сохранит их Господь всесильной помощью Своей, ибо если они возлюбили Бога, то и сами будут возлюблены Богом. В прошедший 1948 год Господь потерпел бесчисленное множество беззаконий и грехов наших и по великому долготерпению Своему сохранил нас. И засиял пред нами новый, 1949 год. Как должны мы встретить его? Конечно, не так, как люди мира сего. Мы должны встретить его покаянием пред Богом во всех своих грехах и беззакониях, сотворенных в прошлом году, и с сокрушенным сердцем просить у Него благодатной помощи, чтобы в новом году быть достойными Его милости и благого покровительства, чтобы исполнять закон Его и чтобы это исполнение закона было ограждением от всех бедствий, которыми грозит нам диавол. Мы не знаем, каков будет этот год, но должны быть готовы ко всему. Раскройте сердца свои пред Богом и начните новый год жизни, с сокрушенным сердцем благодаря Бога о всех Его благодеяниях и прося о том, чтобы не оскудевала Его благодать на нас, грешных, и в этом году. Аминь. 1 января 1949 г. Великие избранники Божии Слово в неделю святых отец Воскресенье перед Рождеством Христовым святая Церковь посвящает памяти святых отцов, а в предыдущее воскресенье чтила память святых праотцов. Кто же это, праотцы и отцы, и почему так торжественно совершается память их перед праздником Рождества? Это великие ветхозаветные праведники, и прежде всего святые пророки. Почему же для нас так важно чтить их память? Каждое большое дело, даже личное, когда перед людьми стоят великие задачи, требует долгого, многолетнего, глубокого приготовления. Все великие события в жизни рода человеческого подготавливались историей в течение многих лет, иногда даже сотен лет. Если таков порядок дел человеческих - и личных, и исторических, - то тем более великой подготовки требовало самое главное событие истории человечества - явление миру Господа Иисуса Христа. Род человеческий должен был созреть для восприятия величайшего Христова учения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2146...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010