Пантелеймон (Рудык Петр, 16.06.1898 – 02.10.1968), архиепископ. Окончил православный богословский факультет Варшавского университета. 16.03.1941 хиротонисан во еп. Львовского в Москве. С декабря 1941 по ноябрь 1943 управлял Киевской епархией автономной Украинской Церкви. Весной 1944 возведен в сан архиепископа и возглавил архиереев автономной Украинской церкви, затем эвакуировался в Германию. С 1945 принадлежал к РПЦЗ. 05,03.1959 после принесения покаяния принят в общение с Московской Патриархией, с 08.08.1959 архиеп. Эдмонтонский и Канадский. Скончался в Эдмонтоне. Поликарп (Сикорский Петр Дмитриевич, 20.06.1875 – 22.10.1953), митрополит. В 1898 окончил Киевскую духовную семинарию. В 1919–1921 вице-директор департамента общих дел в правительстве Петлюры. В 1921 эмигрировал в Польшу. 10.04.1932 хиротонисан во еп. Луцкого. 02.08.1941 назначен митр. Варшавским Дионисием архиеп. Луцким и Ковельским, а 24.12.1941 – администратором автокефальной Украинской церкви, с 17.05.1942 митр. Киевский. В январе 1944 эвакуировался в Варшаву, а затем через Словакию в Германию. Руководил Украинской православной церковью за границей. С апреля 1950 жил под Парижем, где и скончался. Положенский Сергий, протоиерей. В 1934–1936 служил в берлинском приходе св. кн. Владимира юрисдикции митр. Евлогия, с 1936 по ноябрь 1938 настоятель русской церкви в пригороде Берлина Тсгеле, в ноябре 1938–-1945 снова в храме св. кн. Владимира. С 1945 служил в берлинских храмах Московской Патриархии. Розенберг Альфред (1893–16.10.1946), главный идеолог нацизма. Родился в Ревеле, учился в Риге и Москве. В 1919 эмигрировал в Германию. С 1923 главный редактор официального органа НСДАП газеты «Фёлькишср беобахтср». С 1933 начальник Внешнеполитической службы НСДАП, с 1934 заместитель Гитлера по вопросам духовной и идеологической подготовки членов партии. 17.07.1941 назначен рейхсминистром занятых восточных территорий. В 1946 приговорен Нюрнбергским трибуналом к казни и вскоре повешен, Розенфельдер Карл, германский чиновник. С июля 1941 по май 1945 руководитель группы религиозной политики Рейхсминистерства занятых восточных территорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В межвоенный период Белград и СПЦ развернули в Вардарской М. активную просветительскую деятельность. В 1920 г. королевским указом в Скопье был открыт философский фак-т как часть Белградского ун-та. В Охриде по инициативе еп. Николая было сформировано церковно-просветительское братство «Св. Климент» (действовало до сер. 30-х гг. XX в.). По решению правительства от 5 окт. 1921 г., 26 февр. 1922 г. открылась ДС св. ап. Иоанна Богослова в Битоле (действовала до 1941), в к-рой преподавали иером. Иоанн (Максимович ; впоследствии архиепископ Западноамериканский и Сан-Францисский), архим. Киприан (Керн) , архим. Николай (Карпов; впосл. епископ Лондонский, викарий Западноевропейской епархии РПЦЗ) и др. Стали издавать научные журналы, в Скопье были открыты Церковный музей Юж. Сербии и Галерея фресок из храмов. В апр. 1941 г. Германия напала на Югославию. 7 апр. нем. войска вошли в Скопье и вскоре дошли до албан. границы. 17 апр. Югославия капитулировала. С 19 апр. 1941 г. по указанию вермахта болг. армия взяла под контроль вост. области Вардарской бановины. В зап. городах Тетово, Гостивар, Кичево, Дебар и Струга была установлена итал. оккупационная власть, в июле 1941 г. эти районы были присоединены к Албании (в апр. 1939 включена в состав Италии), правосл. храмы переданы в управление Албанской Православной Церкви . Синод БПЦ приветствовал введение болг. управления на македон. землях. В кон. апреля 1941 г. был разработан проект церковного устройства на этих землях «на основе церковно-исторических и национальных соображений и с учетом географического положения, путей и торгового сообщения в этих областях» ( Елдъров. 2004. С. 244-245). Иерархи СПЦ, епископы Иосиф и Викентий, весной 1941 г. были высланы болг. солдатами в Сербию. Болгарский Синод направил неск. архиереев для ознакомления с церковным положением в своих бывших епархиях. Вскоре архиереи сообщили, что священнослужители и верующие, прежде всего в Скопской епархии, встретили их с энтузиазмом, а наиболее сдержанно к ним отнеслись в Охридско-Дебарской епархии.

http://pravenc.ru/text/2561510.html

31 марта 1940 г. была создана Карело-Финская ССР, но ее территория оказалась почти безлюдной. Органы советской власти оформили закрытие всех «бесхозных» церквей, их здания были переданы различным государственным и общественным организациям. 214 Последние православные храмы оказались официально закрыты весной-летом 1941 г.: в Повенце – 14 апреля 1941 г., а в Петрозаводске Екатерининская церковь – 3 июня 1941 г. и обновленческая Крестовоздвиженская – 15 июля 1941 г. 215 Летом 1941 г. как Православная, так и Евангелическо-Лютеранская Церкви Финляндии благословили новую войну с СССР. В первые же месяцы войны финские войска заняли часть Карелии и Ленинградской области, и архиепископ Герман (Аав) вернулся в Сортавалу. В сентябре 1941 г. в Карелию отправились 6 представителей православного военного духовенства, а также 30 священников, монахов, диаконов с 6-ю обученными мирянами. Как сообщала финская церковная газета «Ферзамлингсбладет», «Общество распространения Библии в России» выпустило 5000 православных молитвенников, чтобы раздать советским военнопленным. Дважды в месяц выходил церковный листок на русском языке «Друг военнопленных» (тираж 7000 экземпляров). 216 На утраченных Финляндией в 1940 г. землях, вновь занятых финскими войсками, были воссозданы некоторые финские православные общины. В 1942 г. в Выборге возобновились богослужения в Ильинской церкви и в деревянном храме Успения Божией Матери (на кладбище). Но кафедральный собор Преображения Господня был занят под склад трофейного советского оружия и поэтому не действовал с 1940 по 1948 г. Открылись два православных храма в г. Кексгольме: собор Рождества Пресвятой Богородицы и кладбищенская церковь Всех святых. Летом 1943 г. в Сортавале архиепископ Герман освятил восстановленную городскую Никольскую церковь . В этом же городе возобновились богослужения в Никольской церкви на Валаамском подворье и домовом храме Духовной семинарии. Богослужения стали проходить и в других населенных пунктах Карелии: в Ладве, Шелтозере, Соломенном, Кондопоге, а в Ленинградской области – в Важинах и Гимреке. Иногда, однако, в православных храмах финские войска устраивали гарнизонные лютеранские кирки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11(24)07.1942 24.05(06.06)1943 КРЕМЕНЕЦКАЯ 24.05(06.06)1943 01(14)02.1945 Леонтий Филиппович БЕРДИЧЕВСКАЯ 25.10(07.11)1941 09.1943 в/у ВИННИЦКАЯ 13(26)11.1941 09.1943 Мануил Тарнавский ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 09(22)07.1942 08.1943 Никодим Гонтаренко ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ 18(31)08.1942 Николай Амассийский РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ Панкратий Гладков БЕЛГОРОДСКАЯ 09(22)06.1942 Пантелеимон Рудык ЛЬВОВСКАЯ 04(17)03.1941 в/у ХАРЬКОВСКАЯ в/у КИЕВСКАЯ 09.1943 Серафим Кушнерук НИКОЛАЕВСКАЯ 08(21)07.1942 11.1943 Симон Ивановский ОСТРОЖСКАЯ, паки 02(15)04.1939 12.1941 ЧЕРНИГОВСКАЯ 12.1941 Феодор Рафальский РОВЕНСКАЯ 12(25)07.1942 в/у РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ 12(25)07.1942 в/у ТАГАНРОГСКАЯ 12(25)07.1942 Иосиф Чернов ТАГАНРОГСКАЯ 1941 (?) 1981 Архиепископ с даты назначения на кафедру. Митрополит с 12(25)02.1968. За раскольническую деятельность смещен с кафедры за штат с запрещением в священнослужении Архиерейским Собором УПЦ в Харькове. Вторая дата – утверждение решения Собора Святейшим Патриархом Московским Алексием II через благословение. Реально под запрещением с апреля 1992 года. Извержен из сана. В феврале 1997 года отлучен от Церкви. 1983 Избран Архиерейским Собором УПЦ в Харькове 14(27)05.1992 (получил большинство в 16 голосов из 18); избрание благословлено Святейшим Патриархом Алексием II. До прибытия на кафедру обязанности Предстоятеля Украинской Православной Церкви были временно возложены на митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима (Руснака) как старейшего по хиротонии (см. выше). 1987 «Митрополит» с двумя панагиями и предносным Крестом. Со второй даты по 1935 г. пребывал на покое. Великим постом 1935 г. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, митрополитом Сергием (Страгородским) принят по покаянии в общение с Церковью в сане епископа, с последующим отбыванием епитимии во Владимире, под смотрением местного архиепископа Сергия (Гришина). На период епитимии разрешено келейное богослужение один раз в месяц, по священническому чину: в фелони с омофором. Далее см. Брянская. 1988 «Митрополит Киевский и всея Украины». Вариант первой даты – 1929 г. Вторая дата – удаление за штат, поскольку вошел в конфликт с обновленцами. Вскоре, в 1935 г., по принесении покаяния принят в общение с Церковью и назначен на свою прежнюю кафедру (см. Каменец-Подольская).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля» 2 августа); преподобный Савва Стромынский († 20 июля 1392 г.); преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский († 3 декабря 1407 г.; обретение мощей 19 января 1652 г.); преподобный Иаков Стромынский (XIV в.; память 21 апреля/4 мая); преподобный Григорий Голутвинский, Коломенский (XIV-XV вв.; 25 января/7 февраля); преподобный Афанасий, Железный Посох, Череповецкий († ок. 1388; память 26 ноября/9 декабря и 25 сентября/8 октября); преподобный Феодосий Череповецкий († ок. 1388; память 26 ноября9 декабря и 25 сентября» 8 октября); преподобный Мефодий Пешношский († 4 июня 1392; память 14/27 июня; преподобный Иаков Железноборовский († 11 апреля 1442 г.); преподобный Никифор Боровский († до 1414; память 9/22 февраля); преподобный Никита Боровский († после 1421; память 1/14 мая); преподобный Ферапонт Боровенский, Калужский (XIV-XV вв.; память 27 мая/9 июня). Собеседники преподобного Сергия: святой благоверный великий князь Димитрий Донской ( † 19 мая 1389 г.); преподобная Евфросиния Московская, в миру святая благоверная великая княгиня Евдокия ( † 6 июля 1407 г.); святитель Стефан, епископ Великопермский ( † 26 апреля 1396 г.); святитель Михаил, епископ Смоленский ( † 6 мая 1402 г.; память 28 ноября/11 декабря); святитель Дионисий, архиепископ Суздальский ( † 15 октября 1386 г.; память 26 июня» 9 июля); преподобный Евфимий Суздальский ( † 1 апреля 1405 г.; обретение мощей 4/17 июля); преподобный Димитрий Прилуцкий ( † 11 февраля 1392 г.); преподобный Стефан Махрищский ( † 14 июля 1406 г.); преподобномученик Григорий Авнежский ( † 15 июня 1392 г.); преподобномученик Кассиан Авнежский ( † 15 июня 1392 г.); преподобный Феодор Ростовский ( † 22 октября 1409 г.); преподобный Павел Ростовский ( † после 1409; память 22 октября/4 ноября); преподобный Ферапонт Можайский, Белозерский ( † 27 мая 1426 г.; обретение мощей 27 декабря 1514 г.); преподобный Кирилл Белозерский ( † 9 июня 1427 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

По делам монастыря архим. Феодосий несколько раз ездил в г. Призрен с докладом к епископу Рашко-Призренскому Серафиму, а также для переговоров с итальянскими и албанскими властями. Во второй половине 1941 - 1943 гг. в обители находился отряд итальянских войск, который отчасти обеспечивал ее безопасность от албанских националистов и партизан-коммунистов. [xxvi] При этом все-таки погибли три насельника этой обители. Монах Герман был увезен в Албанию и там расстрелян, священник Тодор Секилич погиб при взрыве мины, которую албанцы тайно установили в Лавре, а монах Стефан (Цивкович) был уже 8 января 1945 г. убит албанским солдатом. [xxvii] Сразу после окончания войны - в мае-июне 1945 г. послушник Мирко Вуисич был убит коммунистами, а архидиакон Гавриил (Ковачина) умер в тюрьме в 1946 г. Сам Дечанский монастырь уцелел (прежде всего, благодаря стараниям архим. Феодосия), и в дальнейшем - до 1948 г. его настоятелем служил игумен Иоанн (Кухтин). По другим сведениям о. Феодосий (Мельник) был настоятелем обители беспрерывно с 1941 по 1957 гг. [xxviii] С началом оккупации в сложном положении оказалась не только братия Дечанского монастыря, но и все православное духовенство Косово и Метохии. В ночь с 8 на 9 апреля - накануне входа немецких войск в г. Призрен выпускник Московской Духовной Академии епископ Рашко-Призренский Серафим (Йованович) уехал в Печу, а затем в Дечанский монастырь, где оставался до 20 апреля, но потом вернулся в Призрен для управления епархией. К этому времени находившаяся в городе с 1871 г. Духовная семинария (11 наставников и 182 учащихся), где в разное время читали лекции русские эмигранты: иеромонах Иоанн (Кухтин), священник Тихон Троицкий, профессор Круликовский и преподаватель церковного пения С. Гущин, уже была закрыта. [xxix] Инспектор семинарии доктор Йефто Прнятович в своем докладе Сербскому Синоду от 17 сентября 1941 г. сообщал, что все ученики покинули семинарию 4 апреля, согласно телеграфному указанию Синода, 17 апреля ее здание разгромили албанские националисты, затем две недели в семинарии жили сербы, изгнанные албанцами из пригородов Призрена, а 1 мая здание заняла итальянская воинская часть. В дальнейшем семинария не действовала весь период оккупации, а ее ректор (первоначально скрывавшийся в Дечанской Лавре) и почти все преподаватели, кроме четырех, в конце апреля 1941 г. уехали в Сербию. [xxx]

http://bogoslov.ru/article/452250

преподобных отцев Печерских Антония, (+ 1073, память 10 июля, 2 сентября), Феодосия (+ 1074, память 3 мая, 14 августа, 3 сентября), Моисея Угрин а (+ ок. 1043/после 1051, память 26 июля), Нестора Летописца (+ 1113-1116, память 27 октября), князя и инока Николы Святоши , Черниговского, Печерского (+ 1143, память 14 октября)  и всех отцев Киево-Печерских; преподобных Иова (1551–1659, память 28 августа/10 сентября, 28 октября/10 ноября и 6/19 мая) и Амфилохия (1897–1971, память 29 апреля/12 мая), чудотворцев Почаевских, схимонаха Досифея Китаевского , схим. (+ 1777, память 25 сентября/8 октября), преподобного Серафима Саровского, преподобной Александры Дивеевской (+ 1789, память 13/26 июня), преподобного иеросхимонаха Парфения Киевопечерского (1790–1855, память 17/30 марта) святых новомучеников и исповедников: священномученика Владимира , митрополита Киевского (1848–1918, память 25 января/7февраля), Константина , митрополита Киевского ( Дьякова , 1871–1937), Александра , архиепископа Харьковского (Петровского, 1851–1940, память 19 мая/1 июня), Прокопия, архиепископа Херсонского (Титова, 1877–1937), и с ним иерея Иоанна Скадовского (+ 1937, 10/23 ноября), Анатолия, митрополита Одесского (Грисюка, 1880–1938, память 10/23 января), Онуфрия , архиепископа Курского и Обоянского (Гагалюка, 1885–1938, память 19 мая/1 июня), Макария , епископа Днепропетровского (Кармазина, 1875–1937, память 20 ноября/3 декабря), Василия, епископа Прилукского (Зеленцова, 1870–1930, память 22 марта/4 апреля), Иоасафа, епископа Могилевского (Жевахова, 1874–1937, память 22 ноября/5 декабря), Дамаскина, епископа Глуховского (Цедрика, 1877–1937, память 2/15 сентября), Аркадия, епископа Бежецкого (Остальского, 1889–1937, память 16/29 декабря ), Порфирия, епископа Симферопольского и Крымского (Гулевича, 1864-1937, память 19 ноября/2 декабря), Сергия, архиепископа Мелитопольского (Зверева, 1872–1937, память 1/14 ноября), святителей исповедников Луки , архиепископа Симферопольского и Крымского , и Афанасия, епископа Ковровского ,

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

А это значит, что и Александрия, и «вся область Египта, и весь Восток» 44 будут праздновать Пасху в тот день, который указан в этой таблице, а именно 29 фармути (24 апреля). На этом послание можно было бы и закончить. Но Протерий, не желая, чтобы его ответ сочли в Риме за безапелляционное продавливание необоснованного мнения 45 , далее начинает пространно разъяснять принципы александрийской пасхалии, указав, что именно Египетская Церковь «является матерью такого рода работы (mater hujuscemodi laboris extitit)». Эти принципы можно сформулировать следующим образом: 1) еврейская пасха отмечается в 14-й день луны ( Втор.16:1 ; Исх.12:2 ; Лев.23:5 ; Числ.28:16 ); 2) Иисус Христос – «Тот самый Господь, Который сказал это через Моисея» (qui haec per Moysen locutus est Dominus) 46 – отпраздновал пасху с учениками в четверг, был распят в пятницу в 15-ю луну и воскрес в 17-ю, в воскресенье; поэтому христиане всегда празднуют Пасху в воскресенье после 14-й луны; 3) если сама пасхальная 14-я луна попадает на воскресенье, то в этот день праздновать Пасху нельзя, но ее необходимо перенести на следующую неделю (septimana), так как а) именно в эту неделю попадает «трехдневное таинство» (triduanum mysterium) от Страстей до Воскресения 47 и б) не положено (non rite) прерывать пост в 13-ю луну 48 . Далее Протерий приводит примеры переноса Пасхи по александрийскому правилу: – в 373 г. («при блаженной памяти отце нашем и епископе Афанасии»), когда Пасха отмечалась 31 марта (14-я луна 24 марта); – в 377 г., когда Пасха отмечалась 16 апреля (14-я луна 9 апреля); – в 387 г., когда Пасха отмечалась 25 апреля (14-я луна 18 апреля); – в 444 г., когда Пасха отмечалась 23 апреля (14-я луна 18 апреля) 49 Еще раз повторив свои аргументы, архиепископ не удовлетворяется утверждением точности даты Пасхи, установленной на 455 г. – 24 апреля, но и, во избежание будущих споров, уведомляет папу, что через 28 лет, в 482 г., когда ситуация повторится, сдвинувшись на один день (14-я луна – в воскресенье 18 апреля), Пасха будет отпразднована 25 апреля 50 . Далее Протерий опровергает аргумент, который, по-видимому, использовался Римом в полемике: одним из обоснований римского предела 21 апреля служило то, что вводился некий виртуальный «пасхальный месяц», начинавшийся в день весеннего равноденствия 21 марта и завершавшийся 21 апреля. И те, кто празднуют Пасху позже, якобы выходят за рамки этого «пасхального месяца». Нелепость такого аргумента очевидна каждому, кто знаком с устройством пасхалии. Но Протерий терпеливо разъясняет, что лунные месяцы все время перемещаются по солнечному году, и в 455 г. пасхальный месяц – первый месяц года – начался не 21 марта, а 4 апреля, а потому 24 апреля оказывается 21-м днем лунного месяца и никаким образом не может считаться попавшим «во второй месяц» 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pa...

29 марта/11 апреля. Письменное обращение патриарха в СНК в защиту А. Д. Самарина. 31 марта/13 апреля. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Не совершал богослужений по причине болезни. 3/16 апреля. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 4/17 апреля. Читал 9 – е и 12 – е Евангелия в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 5/18 апреля. Выносил Святую Плащаницу в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 6/19 апреля. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 7/20 апреля. Светлое Христово Воскресение. Служил утреню и литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье и вечерню в храме Христа Спасителя. 8/21 апреля. Служил литургию в храме Христа Спасителя. 13/26 апреля. Выходил на величание в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 14/27 апреля. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 21 апреля/4 мая. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 23 апреля/6 мая. Служил литургию в храме Георгия Победоносца на Псковской горке, на Варварке. 28 апреля/11 мая. Служил литургию в храме Димитрия Солунского на Благуше. 29 апреля/12 мая. Служил литургию в храме Девяти мучеников на Новинском бульваре. 1/14 мая. Служил литургию в храме Христа Спасителя и возглавил крестный ход на воды. 5/18 мая. Служил литургию в храме Трех Святителей у Красных Ворот. 6/19 мая. В Ставрополе состоялся Южно – Русский Церковный Собор, который образовал временное Высшее Церковное Управление на юго – востоке России, объединившее находившиеся там епархии. 9/22 мая. Служил литургию в храме Панкратия у Сухаревской башни. 11/24 мая. Служил всенощную в храме Христа Спасителя. 12/25 мая. Служил литургию в храме Христа Спасителя. 15/28 мая. Вознесение Господне. Служил литургию в храме Воскресения Словущего в Барашах на Покровке и всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 16/29 мая. Служил литургию в храме Вознесения Господня на Серпуховке. 19 мая/1 июня. Служил литургию в храме Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

На этом Соборе свидетельствовались службы святым и их жития и было установлено: «По всем градом великого царства Российского пети и праздновати повсюду» следующим святым: митрополиту Московскому Ионе (память 30 марта/12 апреля), епископу Новгородскому Никите (память 30 апреля/13 мая), архиепископу Новгородскому Иоанну (память 7/20 сентября), благоверному князю Александру Невскому (память 23 ноября/6 декабря), преподобным Макарию Калязинскому (память 17/30 марта), Пафнутию Боровскому (память 1/14 мая), Никону Радонежскому (память 17/30 ноября), Павлу Комельскому (память 10/23 января), Михаилу Клопскому (память 11/24 января), Савве Сторожевскому (память 3/16 декабря), Зосиме (память 17/30 апреля) и Савватию (память 27 сентября/10 октября) Соловецким, Дионисию Глушицкому (память 1/14 июня), Александру Свирскому (память 30 августа/12 сентября). Местное празднование было установлено блаженному Максиму, Христа ради юродивому, Московскому (память 13/26 августа), благоверным князьям Константину и чадам его Михаилу и Феодору Муромским (память 21 мая/3 июня), Петру и Февронии Муромским (память 25 июня/ 8 июля), святителю Арсению Тверскому (память 2/15 марта), блаженным Прокопию и Иоанну, юродивым Христа ради, Устюжским (память 8/21 июля). Условием причисления к лику святых на Соборе служило прославление этих подвижников даром чудотворений. После Собора 1547 года архиереям Русской Церкви было поручено собирать в монастырях и пустынях «и во всех весях» сведения о подвижниках, чудесах, мощах, а также собирать жития, каноны, молитвы. В результате были изучены многие материалы о русских местно чтимых или со временем забытых святых. На Соборе 1549 года были причислены к лику святых святители Нифонт, Иона, Евфимий Новгородские, Стефан Пермский, Иаков Ростовский, Арсений Сербский; благоверные князья Всеволод Псковский и Михаил Тверской; преподобные Евфимий Суздальский, Авраамий Смоленский, Савва Вишерский, Евфросин Псковский, Ефрем Перекомский и Григорий Пельшемский; мученики Иоанн, Антоний и Евстафий Литовские и Иоанн Болгарский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010