Он помнил также, как в 1941-м его мать Евдокия Соболева, учительница музыки киевской средней школы 6, в один из первых дней войны получила сразу две похоронки – на младшего сына Володю и мужа Аркадия, как, почернев лицом, осеняла Леонида крестом перед его уходом на фронт, который приближался к Киеву, и как, отыскав его вскоре с тяжелыми ранениями в позвоночник и голову в киевском военном госпитале 408, услыхала приговор врачей: «И этот сын жить не будет». «А я тогда лежал при смерти и повторял про себя: “Господи! Если Тебе угодно, дай мне пожить еще на земле. И я буду служить Тебе”, – рассказывал позднее старец. И, к удивлению врачей, раны стали заживать, но калекой я остался. В военкомате дали мне документ, что я не годен ни к какой службе, и вскоре, через год, принял я сан диакона». Одна удивительная деталь. Бой за оборону Киева, в котором получил тяжелое ранение молодой лейтенант Леонид Соболев, проходил в районе Жулян 1 августа 1941 года – в день памяти Серафима Саровского. Именно этим именем в честь великого угодника Божьего нарекут его через 59 лет, за год до кончины, при постриге в великую схиму. А при постриге в монашество Леонида Соболева назвали Пименом, в память угодника Киево-Печерского Пимена Многоболезненного. Таков был его крест – нести бремя болезней всю жизнь. Волею Божьей, а не по своему хотению, вступил он на духовный путь. Его мать Евдокия Соболева, живя строго и благочестиво, перед смертью в 1974 году тоже приняла монашеский постриг с именем Елисавета. Скончалась она в первый день Пасхи и соборно была отпета во Флоровском монастыре. Сохранилась записная книжечка отца Серафима, в которой есть такая запись: «Вечером в Великую субботу, в 20 часов, я уехал в село, где служил. Ночью маме было плохо. В первый день святой Пасхи, 14 апреля 1974 года, в 8 утра, я маму причастил (она не разговаривала) и прочитал канон Божией Матери на исход души. В 8.30 мама скончалась. На второй день Пасхи после обедни маму перенесли и поставили посреди храма Флоровского монастыря. Из храма провожал маму отец Трифилий, по дороге читал Евангелие, служили литии. На Зверинецком кладбище нас встретило множество людей, которые пришли заранее. Я и отец Херувим в белых облачениях шли с певчими, пели пасхальные песнопения и читали воскресные Евангелия. Во время чтения Евангелия гроб держали на руках. Возле могилы служили чин погребения с заупокойными ектениями. После отпуска гроб опустили в могилу. По завещанию мамы в гробу было положено множество собранных ее руками васильков, которыми украшали напрестольный крест на праздники».

http://pravoslavie.ru/3129.html

После занятия Вырицы в августе 1941 года германскими частями был открыт Казанский храм (закрытый в 1938 году), прихожанином которого числил себя иеросхимонах Серафим. Он продолжал жить в доме Томбергов на Пильном пр., 7, по-прежнему не вставал из-за болезни, но принимал приходивших к нему. Преставился 3 апреля (21 марта по Юлианскому календарю) 1949 года, в 4-ю Неделю Великого поста, память Иоанна Лествичника. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 26 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи .

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

В 1882 г. для послушниц монастыря была открыта школа грамоты, в монастыре они также обучались пению, рукоделию, иконописи и другим искусствам. Рукоделие послушниц монастыря славилось далеко за пределами Вятской губернии. Работы монастырских златошвеек, представленные монастырем в 1893 году на Всемирной Колумбийской выставке в Чикаго, получили бронзовую медаль и почетный диплом. В 1904 г. по результатам Первой всероссийской выставки монастырских работ Благовещенский монастырь “за отличное исполнение рукоделий” был награжден дипломом и малой серебряной медалью. В 1899 г. на пожертвования купца Николая Ивановича Дедюхина была построена в ограде монастыря домовая церковь, освященная в честь Мученицы Александры. Вплоть до закрытия монастыря в нем служил протоиерей и духовный композитор Алексей Николаевич Чистяков (1869 – после 1918), исчезнувший из Сарапула с последними звуками монастырского хора. В 1904 году в монастырском Благовещенском соборе служил протоиерей Иоанн Сергеев - прославленный Русской Православной Церковью святой праведный Иоанн Кронштадтский! На память о посещении Сарапула русский молитвенник был одарен монастырскими золотошвейками комплектом священнического облачения. В 1918 году монашеский постриг в Сарапульском монастыре приняла Георгиевский кавалер, герой Первой мировой войны, Анна Алексеевна Красильникова. Монастырь и храмы в нём были закрыты на основании постановления Сарапульского окрисполкома от 14 ноября 1923 года, здания переданы под детский городок. Сейчас на территории монастыря располагаются подразделения Сарапульского радиозавода эвакуированного из Москвы в 1941 году. Первой настоятельницей Благовещенского монастыря тоже была игуменья Ангелина, в миру Афанасия Вуколовна Назарова (1821-1914 г.г.). 8 сентября 1901 года в монастыре торжественно отметили 25-летний юбилей служения своей настоятельницы, заслуги которой признаны многоценными. Ей вручили золотой наперсный крест от Его Императорского Величества Государя Императора Николая II. Основательница обители была удивительно благородная, душевная и глубоко образованная женщина, хорошо знавшая филологические и исторические науки. Она являлась членом Императорского Палестинского Паломнического Общества. Обучала сестер хоровому пению по нотам, рукоделию и даже иконописи. Шестнадцать молоденьких монахинь образовали затем вполне профессиональную иконописную мастерскую. Вышедшие из их рук образа блистали красками, лаками, золоченой басмой и пользовались успехом у самых строгих ценителей «древнего благочестия». Не меньше почитались также изделия золотошвейной мастерской - покрова, ризы, плащаницы, пелены. 15 апреля 1914 года православных города на Каме опечалило известие о смерти игуменьи Ангелины. «Прикамская жизнь»: «Благовещенская женская обитель сим извещает граждан города Сарапула, что вчера около часа ночи мирно почила старица игуменья Ангелина – в миру Афанасия Вуколовна Назарова, 92 лет».

http://sobory.ru/article/?object=18680

После окончания средней школы поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем - в Ленинградскую духовную академию, которую окончил с отличием в 1970 году. 3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен во иеродиакона, а 1 июня того же года - во иеромонаха. С 1970 по 1971 г. - преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградской духовной академии и семинарии (ЛДАиС), одновременно - личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник первого класса семинарии. 12 сентября 1971 года возведен в сан архимандрита. В 1971-1974 гг. - представитель Московского Патриархата при Всемирном совете Церквей в Женеве. С 1974 по 1984 г. - ректор ЛДАиС. 14 марта 1976 года хиротонисан во епископа Выборгского, 2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа. С 26 декабря 1984 года - архиепископ Смоленский и Вяземский. С 1986 года - управляющий приходами в Калининградской области. С 1988 года - архиепископ Смоленский и Калининградский. С 13 ноября 1989 года - председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 25 февраля 1991 года возведен в сан митрополита. Постоянный член Священного Синода. Награжден церковными орденами св. равноап. кн. Владимира II степени, прп. Сергия Радонежского I и II степени, св. блгв. кн. Даниила Московского I степени, свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского II степени, свт. Алексия Московского II степени, государственными орденами Дружбы народов, Дружбы, «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, медалями «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «300 лет Российскому флоту», «В память 850-летия Москвы». 6 декабря 2008 года, на следующий день после кончины Патриарха Алексия II, был избран Местоблюстителем Московского патриаршего престола. Борис Клин 28 января Источник: " Известия " Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Фотографию Веры я нашла в старом черном портфеле, где собрана часть оставшихся бумаг, сохранившихся после уничтожения фугасной бомбой в августе 1941 г. дома на Воздвиженке 13, где жил Лосев. В.А. Знаменская произвела на молодого человека в июне 1911 г. при их краткой встрече в Адлере неизгладимое впечатление. Лосев вместе с группой гимназистов, сдавших выпускные экзамены, прибыл в Адлер после путешествия по Кавказу. На пароходе, идущем в Адлер, Лосев познакомился с Верой, но она вскоре должна была покинуть Адлер. Однако молодые люди успели доверительно поговорить, обменяться адресами и заручились обещанием подарить друг другу на память свои фотографии. Вначале юноша передал Вере записку (без обращения), подписав ее «Ваш А.» со «скромными пожеланиями скромного человека». Вслед за этим с 14 июля 1911 г. началась переписка, которая представлена 17 письмами, последнее из которых датировано 22 июля 1914 г. Судя по письмам, у Веры уже наметилась своя судьба к 1914 г., а тут началась война, близилось окончание Университета в 1915 г., начиналась новая жизнь. Но поиски молодым Лосевым прекрасной души продолжались, как мы это увидим из дневника 1914 г. Находкой его переписки с В. А. Знаменской сам Лосев, как справедливо заметил Ю. Ростовцев, «нисколько не заинтересовался... и отказался как бы то ни было ее комментировать» («Ст. меридиан», 1989, май, с. 49). Для него, умудренного годами, это было далекое прошлое (ср. Тургенев: «Как хороши, как свежи были розы» ... «И все они умерли, умерли, умерли»), погребенное под тяжестью великих катастроф. «Дневник» 1914 г., записанный, как и другие дневники Лосева, в толстой черной коленкоровой тетради, был изъят вместе с рукописями Лосева 18 апреля 1930 г. при его аресте. Долгие годы об этих рукописях ничего не было слышно. Однако летом 1995 г., когда я начала знакомиться с арестантским «Делом» Лосева и др. («Дело» 100256 состоит из 11 томов) в читальне ФСБ на Кузнецком, 22, Г.В. Зверев навел меня на мысль поднять вопрос об изъятых рукописях. К моему Удивлению, 2350 страниц нашлись в Центральном Архиве ФСБ РФ, и 25 июля 1995 г. в торжественной обстановке в «Доме Лосева» (Арбат, 33) они были мне вручены в присутствии представителей прессы, телевидения и мэрии, что нашло свой отклик в многочисленных публикациях и телевизионных передачах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

Это свет Воздвижения, который озаряет нас издалека, так что уже сегодня мы начинаем входить в него. Тайна богослужения есть величайшая из тайн Церкви. Сами мы не можем сразу постигнуть ее. Но мы знаем, что она была открыта великим и величайшим из угодников Божиих. Поэтому, входя в их опыт через те молитвы и песнопения, в которых они его запечатлели, прося их помощи и молитв за нас грешных, можем и мы постепенно начать прикасаться к этой великой тайне. И по мере того как через это будут в нас рождаться и возрастать элементы вечности, мы по-иному, чем теперь, будем относиться и к нашей временной жизни. Мы поймем тогда, что она есть только путь, ведущий нас от дольнего к горнему, от временного к вечному. И тогда, уходя из этой жизни, мы, может быть, сподобимся Вечного Царства, уготованного Господом для тех, кто уже здесь, на земле, начал входить в Его Вечную Память, которая есть величайшее достижение для человека, идущего от дольнего к горнему. (1) Святитель Афанасий Великий. Слово на язычников 2//Творения. Ч. 1. С. 127. (2) Святитель Григорий Богослов. Слово 38. На Богоявление или Рождество Спасителя//Творения. Ч. III. С. 9-200. (3) Служба 1 сентября. Канон индикту. Песнь 9-я. (4) Служба Рождества Пресвятой Богородицы: на Господи, воззвах стихиры 4,5,6-я. (5) Там же. Канон 2. Песнь 4-я, 2-й тропарь. (6) Там же. Икос. (7) Там же. Канон 1. Песнь 1-я, 3-й тропарь. († 1941) Рождество Пресвятой Богородицы. Слова. Поучения. Проповеди. Москва. 1998г. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 февраля, 2021 6 февраля, 2021 3 июня, 2022 7 апреля, 2022 26 октября, 2021 14 октября, 2021 5 августа, 2021 21 июля, 2021 9 июля, 2021 7 февраля, 2021

http://pravmir.ru/rozhdestvo-presvyatoj-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербская Церковь канонизировала двух известных подвижников-русофилов Архиерейский Собор единодушно внес в диптихи святых отцов Иустина (Поповича) и Симеона (Поповича) 30.04.2010 495 Вчера, 29 апреля, Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на рабочем заседании единодушно принял предложения епархиальных архиереев и внес в диптихи святых Православной Церкви имена блаженнопочивших архимандрита Иустина (Поповича) (1894–1979), духовника монастыря Челие под Вальево и Симеона (Поповича), настоятеля монастыря Дайбабе под Подгорицей (1854–1941), сообщает официальный сайт СПЦ. Решением Архиерейского Собора установлено, что память преподобного Иустина Челийского будет отмечаться 1/14 июня, а память преподобного Симеона Дайбабского 19 марта/1 апреля. Чин торжественного прославления канонизованных угодников Божиих состоится 2 мая за Божественной литургией в храме Святого Саввы на Врачаре. Великий подвижник и духовный писатель, архимандрит Иустин (Попович) родился в городе Вране в семье священника в праздник Благовещения. Учился в семинарии св. Саввы в Белграде, где в то время преподавал будущий святитель Николай (Велимирович). Позднее будущий святой учился в Петербургской Духовной академии, затем - на теологическом факультете в Оксфорде. Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Спустя некоторое время он преподавал в семинарии и, окормляя многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет. Огромная роль в формировании личности архимандрита Иустина принадлежала России. Тесные дружеские связи и духовное наставничество он обрел в среде живших в Королевстве Югославия русских изгнанников. Отец Иустин сердцем болел о дорогой ему России, молился о своих русских братьях. В 1926 г. он защитил в Афинах докторскую диссертацию по теме: «Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания». С конца 1930 года потрудился миссионером в прикарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве и др.). Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее. С 1932 года отец Иустин - преподаватель Битольской семинарии, а спустя два года — доцент Теологического факультета в Белграде. С мая 1948 года до кончины подвизался в монастыре Челие близ Валева, где был духовником; написал многие богословские труды. Преставился ко Богу, как и родился, в праздник Благовещения.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/30/se...

Во Владикавказе на Мемориале славы по благословению схиархимандрита Илия установлен Поклонный крест 14 августа, 2012. Новостная служба Отец старца Илия, воин Афанасий, скончавшийся от ран во владикавказском военном госпитале в декабре 1941 года, покоится в братской могиле на Мемориале славы. 14 августа. ПРАВМИР. В день памяти святого мученика Иоанна Воина, покровителя православного воинства, на Мемориале славы во Владикавказе состоялось открытие и освящение Поклонного креста. Памятный знак был установлен по благословению архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы и схиархимандрита Илия (Ноздрина). Отец старца Илия, воин Афанасий, скончавшийся от ран во владикавказском военном госпитале в декабре 1941 года, покоится в братской могиле на Мемориале славы. Посещая Владикавказ, архимандрит Илий предложил воздвигнуть Поклонный крест на месте упокоения защитников города. Чин освящения Поклонного креста возглавил архиепископ Зосима. На мероприятии присутствовал заместитель председателя Правительства Республики Северная Осетия – Алания С.С. Таболов, сообщает сайт епархии . «Установленный Поклонный крест — особая память тем, кто совершал воинский подвиг во все времена, кто отстоял право народов Великой России жить свободно. Несмотря на то, что время сегодня сложное, все проблемы сегодняшнего дня мы с вами переживаем под свободным небом, на свободной земле. За этот дар свободы нужно было обязательно платить высокую цену, а цена эта — кровь воинов», — сказал архиепископ Зосима. Он также отметил, что на мемориале уже сооружается храм Иоанна Воина, который станет памятником всем отдавшим жизнь при защите Отечества, но место упокоения воинов не может быть без креста. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024

http://pravmir.ru/vo-vladikavkaze-na-mem...

Новости Лаврский экзорцист архимандрит Герман (Чесноков) скончался от COVID-19 09.08.2020 14:53 Сергиев Посад, 9 августа. 79-летний насельник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Герман (Чесноков) скончался 8 августа после продолжительной болезни, вызванной коронавирусной инфекцией, сообщает сайт обители . На протяжении многих лет он совершал «чин изгнания злых духов из человека». Соболезнования в связи с кончиной отца Германа выразил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Многие годы почивший пастырь стремился с благоговением и ревностью о славе Божией совершать вверенное ему служение, с любовью принимать людей, обращавшихся к нему за советом, поддержкой и утешением. Владыка Христос да упокоит новопреставленного раба Своего архимандрита Германа в обителях небесных.  Душа его во благих водворится, и память его в род и род », — говорится в  послании Патриарха.  Архимандрит Герман (Александр Чесноков) родился 30 августа 1941 года в станице Лабинской (ныне – город Лабинск) Краснодарского края в верующей многодетной семье. Крещен в местном храме. В 1961 году служил в пограничных войсках. Затем трудился на заводе, заочно обучаясь в сельскохозяйственном техникуме Лабинска. В 1973 году окончил Московскую духовную семинарию. В тот же год послушником поступил в братию Троице-Сергиевой лавры. 16 августа 1976 года у раки мощей преподобного Сергия наместник обители архимандрит Иероним (Зиновьев) совершил монашеский постриг послушника Александра с наречением имени Герман — в честь преподобного Германа Аляскинского. 5 декабря 1976 года епископ Чебоксарский и Чувашский Варнава рукоположил монаха Германа во диакона. 2 апреля 1977 года в Покровском академическом храме архиепископ Дмитровский Владимир совершил священническую хиротонию иеродиакона Германа. В том же году иеромонах Герман закончил обучение в Московской духовной академии со степенью кандидата богословия. В обители преподобного Сергия отец Герман многие годы пел и управлял хором. С 1982 по 1985 год нес послушание в Преображенском храме Афонского подворья. В 1987 году Патриархом Пименом был возведен в сан игумена. В 1988 году назначен настоятелем Воскресенского подворья (Петропавловского храма) Троице-Сергиевой лавры. За годы более чем 30-летнего настоятельства отца Германа Воскресенский храм был полностью восстановлен. Также была организована воскресная школа и православные курсы для взрослых.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Вениамин (Новицкий), архиепископ Будущий архиепископ Вениамин (в миру Сергей Васильевич Новицкий) родился 25 сентября 1900 г. в с. Кривичи Минской губ. В августе 1928 г. поступил в число братии Успенской Почаевской лавры. Принял монашеский постриг, в том же году пострижен в мантию, рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха. Окончил православный богословский факультет Варшавского университета. С 1934 г. архимандрит. С 1936 г. настоятель церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы во Львове; благочинный православных приходов Галиции. С июля 1937 г. состоял в числе братии Успенской Почаевской лавры. В декабре 1937 г. удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему «Об изменяемости канонов Православной Церкви». 15 июля 1941 г. хиротонисан во епископа Пинского и Полесского, викария Волынской епархии (в кафедральном соборе г. Луцка); хиротонию возглавлял митрополит Киевский Николай (Ярушевич) . Имел местопребывание в Успенской Почаевской лавре. С июня 1941 по 1943 г. находился на оккупированной немцами территории; вошел в состав епископата Автономной Украинской Православной Церкви. В августе 1945 г. Собором епископов 1942 г. Автономной Украинской Православной Церкви был избран епископом Полтавским и Лубненским. В сентябре 1943 г. при отступлении немцев из Полтавы возвратился в Успенскую Почаевскую лавру. В 1944 г. по вызову властей приехал в Киев и там был арестован. В 1945–1956 гг. в заключении в лагере на Колыме. 30 сентября 1956 г. участвовал в богослужении в Свято-Троицкой Сергиевой лавре вместе с епископом Афанасием. С 22 ноября 1956 г. епископ Омский и Тюменский. С 1958 г. архиепископ. С 21 февраля 1958 г. архиепископ Иркутский и Читинский; в. у. Хабаровской и Владивостокской епархией. С 31 мая 1973 г. архиепископ Чебоксарский и Чувашский. 14 октября 1976 г. скончался в Чебоксарах. 1. 2 апреля 1957 г. Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко! Сердечно Вам благодарен за память, выраженную в присылке мне напечатанного канона предстоящего праздника Благовещения. Благодарение Богу, уставность служб здесь люди любят.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010