В приходе были две часовни. Одна находилась на приходском кладбище, другая, деревянная - вблизи деревни Исаково. Она построена вместо прежней ветхой часовни в 1883 году жителями этой деревни. В часовне находилась икона Святителя и Чудотворца Николая. Богадельни, больницы и церковно-приходского попечительства при церкви не было. В числе благотворителей церкви был помещик Зыбин. Церковно-приходская школа открыта 25 ноября 1885 года, помещалась в доме, построенном специально для нее. В память чудесного спасения семьи Императора Александра III во время крушения царского поезда 17 октября 1888 года близ станции Борки Харьковской железной дороги по приговору прихожан от 31 января 1889 года решено установить ежегодный попечительный сбор на содержание школы с каждого крестьянского земельного душевого надела. В 1900 году в ней обучалось 54 мальчика и 4 девочки. Священник Никандр Александрович Пятницкий был родом из погоста Крекшино Островского уезда, сын дьякона, родился 17 сентября 1865 года. После окончания Псковской духовной семинарии он назначен псаломщиком в погост Барута Новоржевского уезда, священником погоста Лужник Торопецкого уезда, с 20 января 1900 года служил в здешнем погосте, преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе. Духовенством церковного округа он избран членом благочиннического и попечительного советов. За заслуги по духовному ведомству награжден набедренником, скуфьёй, камилавкой. 29 июня 1917 года о. Никандр награжден саном протоиерея. Псаломщик-дьякон Павел Петрович Архангельский родился 22 июня 1860 года в этом же погосте в семье пономаря. По болезни он не смог окончить Великолукское духовное училище, был на военной службе, преподавал в Иваньковской церковно-приходской школе, служил псаломщиком в погосте Славковичи Псковского уезда. С 3 октября 1887 года Павел Петрович служил в здешнем погосте, в 1895 году рукоположен в сан дьякона. 22 апреля 1908 года его перевели священником в погост Детковичи Великолукского уезда. Псаломщик-дьякон Василий Васильевич Назарецкий родился 5 февраля 1878 года в погосте Морино Порховского уезда в семье священника, учился в Торопецком духовном училище, по прошению отца был уволен из 2-го класса, служил псаломщиком в погосте Золвие Торопецкого уезда. После того, как он выдержал экзамен на звание дьякона, с 10 февраля 1909 года служил в погосте Иваньково. В 1911 году Василий Васильевич посвящен в сан священника, служил в погосте Верхний Мост Псковского уезда. В 1924 году о. Василий был привлечен к суду в качестве обвиняемого в «фальсификации» обновления икон в Псковской епархии, приговорен к 1 году лишения свободы. В 1937 году его арестовали вновь, 30 декабря 1937 года приговорен к расстрелу. Реабилитирован священник Василий Васильевич Назарецкий 1 марта 1963 года. Его отец, священник Василий Назарецкий расстрелян в 1919 году.

http://sobory.ru/article/?object=15193

Святитель был любителем построек и в 1745 году выстроил великолепные митрополичьи палаты. Отечески любил митрополит Рафаил великого святителя Белгородского Иоасафа (Горленко, † 1754; память 4/17 сентября, 10/23 декабря) и со слезами прощался с ним. Митрополит Рафаил написал много поучений, но они почти все не изданы. Труды: Святитель Иоасаф Белгородский //Русский паломник. – 1911, 37. – С. 580. Слово в день Обрезания Господня 1 января 1729 г. – М., 1735. Инструкция для академии//Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его училищем – Академией: в 2 т. – Киев. 1856. – Т. 2. – С. 102, 108. Литература: Смиречанский В. Д. Историческо-статистический сборник сведений о Псковской епархии. – Остров, 1895. – С. 69–66. Молчанов. Протектор Киевской академии Рафаил Заборовский. митрополит Киевский. Орловский П. И., протоиерей. Сказание о блаженном Рафаиле, митрополите Киевском. – Киев. 1908. Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности. достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. – С. 78, 79. Погожее Е. Н. (Поселянин Е.). Идеалы христианской жизни. – СПб., 1913. – С. 202. Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. – Петроград. 1916. – С. 470. Погожев Е. Н. (Поселянин Е.). Русские праведники последних веков: в 7 т. (т. 1–3; 5–8). – СПб., 1917. – С. 16, 17, 20, 23, 26, 27, 29. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев. 1888. – С. 155, 157, 183, 196, 201, 224, 247, 250. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913 гг. – СПб., 1913. – С. 206. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 214. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. – Т. 2. Новиков Н. И. Опыт исторического словаря о российских писателях. Из разных печатных и рукописных книг, сообщенных известий и словесных преданий. – 1-е изд. – СПб., 1772. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 7, 381, 449.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Прошли архиереи, за ними архимандриты, игумении, протоиереи, миряне-соборяне. В их толпу вливается пресса, фотографы. И кое-кто из примкнувших. Ребята, наши семинаристы, энергично отталкивают примкнувших. Тут скорее, о. Иоанн, помогай! В грудь давит блюститель порядка, в спину — толпа. К счастью, сзади давят сильнее, и нас вжимают в собор. Слава Богу, двери уже пройдены. Собор почти пуст. Высшее духовенство свободно разместилось на площадках против клиросов. Рядовые соборяне, в основном отцы протоиереи, кое-где уселись и разговаривают. Кто смог протиснуться, жмутся к столбам. Несколько минут тишины — и вдруг загорелись свечи огромных паникадил. Храм засветился. Началась панихида. «Со духи праведных...» — запел несравненный лаврский хор о. Матфея. Мелодия звучит светло, мягко, даже тепло, тепло от самого обращения к о. Иоанну. Эта единственная, первая и последняя на моем веку, панихида целиком по о. Иоанну переносит в 1908 год, когда служились панихиды так от души, как теперь многим и представить трудно. Хорошо, что служили о. протодиакон Владимир Назаркин и о. иеродиакон Ювеналий. Конечно, жаль, что за спинами ничего не видно, но сознание, что ты все-таки, здесь примиряет со всем. Панихида, как общее моление о почившем, чья память как праведника не угасла даже в такие годы, объединяет людей. Должна объединять, но для этого нельзя быть равнодушным. Равнодушных ничто не объединит. Кто-то сзади разговорился, подождать не может. Панихида кончается таким торжественным звучанием слов: «Вечная память», которое уже в себе содержит ПРОСЛАВЛЕНИЕ. Не только мелодия, а даже ее подача говорит больше слов. Слава Богу, что есть в Лавре о. Матфей, который понимает это, чувствует и «выбивает» это из своего хора. После панихиды вышел митрополит Ювеналий (митрополит Крутицкий и Коломенский, Председатель синодальной комиссии по канонизации святых. По его докладу Собор издал Деяние о прославлении святого праведного Иоанна Кронштадтского. День памяти 20 декабря 2 января. — Л.Н» .), на солею или куда — не видно, и стал читать нараспев постановление Собора о канонизации о. Иоанна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4050...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Святой праведный Иоанн Кронштадтский октября 1829-†20 декабря 1908 Прославлен в 1990 г. Память празднуется 20 декабря/2 января Из Деяния Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви (7–8 июня 1990 года, Троице-Сергиева Лавра) Освященный Собор единомысленно определяет: 1 . Причислить к лику святых всей Русской Православной Церкви сего праведного Иоанна , взирая на следующие его подвиги: праведность жизни, в которой он был “образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте” ( 1Тим 4:12 ); ревностное, жертвенное служение Богу и Церкви; любовь к ближнему, в коей он, как милосердный самарянин, показал пасомым милость к бедным и отверженным; чудотворения, происходящие от святого Иоанна Кронштадтского , бывшие как при его жизни, так и после кончины и совершаемые поныне. 2 . Телесные останки святого праведного Иоанна, покоящиеся под спудом в основанном им Иоанновском монастыре, считать святыми мощами 4 . Писать святому праведному Иоанну Кронштадтскому честные его иконы для поклонения и чествования, согласно правилам Седьмого Вселенского Собора. 5 . Напечатать принятое настоящим Собором житие, а также творения сего святого для назидания и наставления в благочестии чад церковных. 6 . Сообщить имя святого праведного Иоанна Кронштадтского , чудотворца, Предстоятелям братских Поместных Церквей для включения его в свои святцы. Праведный Иоанн (Иван Ильич Сергиев) родился в селе Сура Архангельской губернии, в семье псаломщика. Уже в детстве ему была свойственна особая чуткость к проявлениям духовного мира: в шестилетнем возрасте Иоанн сподобился явления своего Ангела-Хранителя. Грамота вначале давалась ему с трудом, как и преподобному Сергию Радонежскому, – и точно так же, как и Преподобный, по молитве отрок Иоанн обрел способности к учению. В 1851 г. Иоанн закончил Архангельскую семинарию, а в 1855 г. – Петербургскую Духовную академию. Тогда же он вступил в брак с дочерью протоиерея Константина Новицкого Елизаветой и вскоре стал священником Свято-Андреевского собора в Кронштадте.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1(14) января Священномученик Михаил Блейве Священномученик Михаил родился 29 октября 1873 года в селе Оллустфере Феллинского уезда Лифляндской губернии в семье псаломщика Иоанна Блейве. Первоначальное образование Михаил получил в Рижском духовном училище. В   1894 году он окончил Рижскую Духовную семинарию и стал служить псаломщиком в Иоанно-Предтеченской церкви в Риге, одновременно он был певчим в архиерейском хоре. 2 января 1900 года Михаил Иванович был рукоположен во священника к Гарьельской церкви Верроского благочиния. С  ревностью молодого пастыря принялся отец Михаил исполнять свои приходские обязанности. Он стал прекрасным проповедником, благоустроителем церковного пения, терпеливым преподавателем, благотворителем для всех неимущих и попавших в беду. В 1905 году во время действия правительственных отрядов, занимавшихся подавлением революционного мятежа, он выступил в защиту осужденных на смертную казнь мятежников. 20 февраля 1908 года отец Михаил был переведен служить в Ниггенскую церковь. 7 декабря 1910 года священник был назначен благочинным Юрьевского первого округа. В 1915 году он был назначен священником к Рингенской церкви, а в 1916-м – третьим священником в Успенский собор в городе Юрьеве. Город Юрьев оказался в то время в прифронтовой полосе, сюда были переведены из Риги многие правительственные учреждения, через город шли на фронт войска из России, здесь скапливалось большое количество беженцев, много было людей обездоленных, которым отец Михаил старался помочь. В это время Успенский собор не вмещал всех желающих помолиться, и площадь собора была увеличена с помощью разных пристроек. В 1917 году император Николай  II отрекся от престола, и начался повсеместный развал страны и фронта. В Эстонии была провозглашена советская власть, которая вскоре сменилась немецкой оккупацией. Русские в Прибалтике оказались в особенно тяжелом положении. Вместе с крушением империи прекратилась правительственная помощь всем русским приходам, и отец Михаил стал изыскивать средства для членов причта. Со временем положение с продовольствием в городе становилось все более тяжелым, и из Успенского собора стали уходить псаломщики в сельские храмы, потому что в селах еще сохранялись какие-то продовольственные припасы. Вместо ушедших отец Михаил нашел благочестивых верующих людей, которые согласились исполнять эти обязанности бесплатно, и организовал сбор пожертвований и подписные листы, что позволило приходу жить и в это тяжелое время.

http://fond.ru/kalendar/36/mihail/

607 В начале 1908 г. новый священник, определенный к служению на подворье в октябре 1907 г., о. Димитрий Федосихин (см. письмо епископу Иоанникию от 16 октября 1907 г. и примем. к нему) снова попытался поднять вопрос об открытии при церкви подворья штатной священнической вакансии. В письме к Батюшке он писал: «Отец Иоанн Дьяконов относительно меня сказал, что мы не имеем оснований просить Вам штатного места, так как Вы пользы епархии не несете, а только монастырю, и если мы Вам исходатайствуем штат с окладом, то и другие священники будут просить тоже. Дорогой Батюшка! Об этом штатном месте совестно и напоминать Вам, а вот уж об этом так попрошу всепокорнейше, чтобы мне быть таким штатным молитвенником и исполнителем этого звания священнического, как Вы пишете в своем дневнике. Я буду доволен от души как Вы устроите» (Там же. Л. 189–190об.). Отношение в Архангельской епархии к Сурскому монастырю изменилось только с приходом нового епископа (см.: примеч. 3–5 к письму монахине Серафиме от 13 декабря 1908 г.). 609 Новое обострение болезни последовало за кратковременным улучшением здоровья: 19 сентября отец Иоанн впервые за долгое время проследовал на пароходе «Любезный» до Петербурга и посетил Иоанновский монастырь; 21 сентября 1907 г. в Андреевском соборе было совершено благодарственное молебствие об улучшении здоровья отца Иоанна (Котлин. 1907. 21 сент., 213; 22 сент., 214). 612 Эта просьба была исполнена. Отпевание и погребение отца Иоанна, согласно его завещанию, состоялось в Иоанновском монастыре. 613 Преосвященный Кирилл (Смирнов), епископ Гдовский, 20 декабря 1908 г. в 5 часов дня прибыл в Кронштадт с соизволения митрополита Антония и совершил в Андреевском соборе третью панихиду по покойном и заупокойную Литургию. 615 Печатается по копии, снятой Шабельским 21 января 1909 г.: РГИА. Ф. 1082. Он. 1. Д.21. Л. 1–2. 616 Петр Шабельский закончил Лицей в мае 1907 г. с удовлетворительными успехами (Календарь Императорского лицея в память Цесаревича Николая на 1907/08–1908/09 уч. г. М., 1909. С. 361).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Выдающийся проповедник, прозванный «Московским Златоустом». Проповеди его призывали к добродетелям любви, смирения, терпения и преданности воле Божией. В то же время был деятельным членом Библейского общества и с 1816 г. усердно работал над переводом Библии на русский язык (перевел Евангелие от Иоанна). В 1858 г. по иня циативе митр. Филарета и против желания обер-прокурора гр. Толстого состоялось распоряжение о переводе книг Св. Писания на русский язык, законченном только в 1868 г., уже после смерти митрополита Филарета. Выдающийся церковный писатель («Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной греко-российской Церкви», «Начертание церковной библейской истории», «Записки на Книгу Бытия», «Слова и речи синодального члена Филарета, митрополита Московского»). Он составил манифест 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян. Оказал большое влияние не только на церковные дела, но и на всю русскую общественную жизнь. Память 19 ноября (12 декабря). 311 Святой Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев; 1829 – 20 декабря 1908 г. (2 января 1909 г.)), протоиерей, писатель, благотворитель и молитвенник. Особенно поразительны многочисленные исцеления больных по его молитвам. Сын сельского причетника Архангельской епархии, воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии, по окончании поступил священником в кронштадтский Андреевский собор. Долго был законоучителем в учебных заведениях Кронштадта, в 1882 г. основал там «Дом трудолюбия». Напечатал много бесед, проповедей, поучений, слов и т. п. Память 20 декабря (2 января). 313 Арес (Арей) – в древнегреческой мифологии жестокий и кровавый бог войны, сын Зевса и Геры. В древнеримской мифологии ему соответствует Марс, Изображался в шлеме, вооруженный копьем, коротким мечом и щитом. 314 Гермес – в греческой мифологии вестник олимпийских богов, покровитель пастухов и путников, бог торговли и прибыли. Сын Зевса и Майи, дочери Атланта. У римлян Меркурий – вестник богов, покровитель путников, торговцев и воров, хитрости и обмана, ложной клятвы, посредник между богами и людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

«Дай Бог... чтобы не забывали единого на потребу ( Лк.10, 42 ). А это – Царство Божие и правда Его. Если это есть, остальное все приложится ( Мф. 6, 33 ): и здоровье и довольство во всем: Взыскающие бо Господа не лишатся всякого блага» ( Пс. 33, 11 ) (2:46–47)... «Вопите, взывайте ко Господу: Господи, Сам действуй во мне, Сам говори, Сам просвещай ум мой, Сам воспламеняй сердце моё во вся дни и буди неотступен от меня» (3:297). И ещё: обращённое отцом Иоанном к себе (в мае 1908 г. за семь месяцев до кончины), а сегодня и к нам: «Ведь мне 79-й год (а грешному автору – 85-й! – К. С.); пора и переселяться к отцам; только дай Бог распорядиться всем прежде конца» (3:328)... Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Митрополит Трифон (Туркестанов) в своих письмах Предисловие В серии «Письма о духовной жизни», издаваемых Сретенским монастырём г. Москвы, – «Митрополит Трифон (Турке- станов). Храм Божий – это земное небо» – с глубокой благодарностью Издателям читаем: «В бытность наместником Богоявленского монастыря епископ Трифон (Туркестанов . 1861–1934. – К. С.) принимал в своей обители многих духоносных пастырей, чьи имена почитаются ныне всем православным миром. Подлинным духовным праздником для владыки Трифона, братии и прихожан Богоявленского монастыря становились посещения этой обители отцом Иоанном Кронштадтским (†1908; память20 декабря (2 января)). Отец Иоанн был живым воплощением огненной веры и любви ко Христу. Пламенный предстоятель пред престолом Божиим, известный всей России силой своей молитвы, и уже при жизни почитаемый святым, батюшка Иоанн являл всегда пример любви... «Сколько любви оказал страждущим, скольких исцелил, направил на истинный путь, скольким дал возможность облегчить своё положение, скольким трудящимся приходил на помощь; сколько людей, благо­даря ему, стали приносить пользу ближним и себе», – говорил в 1908 году на девятый день кончины кронштадтского пастыря епископ Трифон» (31–32). 2 В этих теплейших словах... весь не только святой Пастырь Иоанн Кронштадтский , но усматривается и сам проповедник, говоривший в память, в похвалу только что почившего Батюшки. Это понудило автора (меня) ими же (теми же словами) начать сообщение о «Московском Златоусте» по его письмам и сразу же после речи об эпистолярном наследии отца Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

К преподобному Александру обращаются во всех житейских нуждах, скорбях и несчастьях.   Преподобный Серафим Саровский – подвизался в Саровской пустыни. За святую жизнь и великие подвиги сподобился неоднократного посещения Божией Матери. Мудрыми советами и молитвою исцелял недуги душевные и телесные. Скончался в 1833 году 73 лет. Память его совершается 2 (15) января и 19 июля (1 августа) – (обретение мощей). К преподобному Серафиму обращаются во всех житейских нуждах, скорбях и несчастьях.   Собор Оптинских старцев – Оптина Пустынь – монастырь в Калужской губернии, основанный по преданию в середине XV века, в XIX - начале XX века стал одним из центров возрождения в России традиций древнего православного монашества, давший Церкви сонм великих подвижников благочестия – преподобных старцев Оптинских: Льва (1841), Макария (1860), Амвросия (1891), Моисея (1862), Антония (1865), Илариона (1873), Анатолия (1894), Исаакия (1894), Иосифа (1911), Варсонофия (1913), Анатолия (1922), Нектария (1928), преподобного Никона исповедника (1931), преподобномученика Исаакия (1936). Празднование собору Оптинских старцев совершается 11 (24) октября. К преподобным старцам Оптинским обращаются во всех житейских нуждах, скорбях и несчастьях, особенно желающие победить в себе греховные страсти и стяжать дух непрестанной молитвы.   Святой праведный Иоанн Кронштадтский – родился 19 октября 1829 года в с. Сура Архангельской губернии. После приходского училища он окончил Архангельскую Духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Служил в соборе апостола Андрея Первозванного в Кронштадте. Пастырский долг отец Иоанн видел в непрестанной молитве, в духовно-нравственном врачевании людей, облегчении участи нищих, бездомных, сирот. Его благотворительность и бескорыстие были безграничны. Им были основаны «Дом трудолюбия» с детской библиотекой, бесплатной начальной школой и мастерскими, попечительства для помощи бедным, ночлежный и странноприимный дома, монастыри и храмы в разных епархиях. Отец Иоанн совершал Литургию почти каждый день. К нему на исповеди, длившиеся иногда по 12 часов, приходило до 6 тысяч человек. Ревность о Боге и людях Божиих стяжала ему дар дерзновенной молитвы и исцеления. Имя отца Иоанна было широко известно: со всей России, из Европы, Индии, Америки ему присылали тысячи писем и телеграмм с просьбами о молитве. Скончался 20 декабря 1908 года. В этот день (2 января нового стиля) совершается его память.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

16 Речь идет об архиепископе Феофане (в миру – Василий Дмитриевич Быстрое; 1872–1940). Будущий владыка родился в семье священника в Новгородской губернии. Окончил духовное училище при Александро-Невской Лавре и Санкт-Петербургскую Духовную Академию; затем был назначен доцентом академии по кафедре библейской истории Ветхого Завета. В 1898 г. пострижен в монахи; в том же году рукоположен во иеромонаха. С 1901 г. был исполняющим обязанности инспектора Санкт-Петербургской Академии, где в 1903–1907 гг. учился митрополит Вениамин. Архиепископ Феофан был духовный отцом будущего владыки Вениамина. В 1905 г. отец Феофан стал инспектором, а в 1909 г. – ректором академии, хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Долгое время был духовником Царской Семьи. С 1910 г. – епископ Таврический и Симферопольский, затем – Астраханский, позднее – Полтавский и Переяславский. В 1918 г. возведен в сан архиепископа. В 1920 г. покинул Россию. Был членом Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Последние годы жизни провел затворником. 18 См.: Левитский Н. Житие, подвиги, чудеса и прославление преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М.: Отчий дом, 2007. С. 72–73. 19 Гарнак Адольф фон (1851–1930) – теолог-лютеранин, представитель либеральной теологии, церковный историк. Главные произведения: «Сущность христианства», «История догматов». 20 Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев; f 1908) – величайший служитель Церкви, Всероссийский пастырь, как его часто называют. С 1855 г. до своей блаженной кончины был иереем в Андреевской соборе Кронштадта. В 1875 г. был назначен протоиереем, а в 1894 г. – настоятелем Андреевского собора. Отец Иоанн каждый день служил Литургию, со всей страны к нему постоянно приезжало множество людей. Батюшка занимался благотворительностью, основал Дом трудолюбия, жертвовал огромные средства на строительство храмов, больниц, богаделен, школ. Память совершается 1/14 июня и 20 декабря/2 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010