Я встал, тихо дошел до двери и вышел. Сначала пошел медленно, а затем все скорее и скорее, взял извозчика и поехал домой. С тех пор я стал избегать театра. Бывало, придут товарищи, ложу предлагают взять пополам, а я отказываюсь то по одной причине, то по другой. Затем глаза у меня разболелись, так больше я и не ходил в театр. Очень мне захотелось узнать через несколько лет, кто помог мне уйти от " Гугенотов " . Оказалось, что в первый раз " Гугеноты " шли 4 октября, когда празднуется память святителя Варсонофия. Понял я тогда, что этот святой убедил меня уйти из театра. Много лет прошло после того. Я был уже в монастыре, готовился к постригу. Вдруг опасно заболел. Все отчаялись в моем выздоровлении, решили поскорее совершить пострижение. Помню, наклонившись надо мной, спрашивают: " Какое хочешь получить имя? " Я с трудом едва мог ответить: " Все равно " . Слышу, при пострижении именуют меня Варсонофием. Следовательно, и здесь святитель не оставил меня, но пожелал быть моим покровителем. Примечания 1. Пасхалов Виктор Никандрович (1841-1885) - ученик Н.Г. Рубинштейна, член Балакиревского кружка, автор многих романсов. С 1873 г. преподавал в Казани. 2. Подробно об этом см. в беседе за 27 декабря 1909 г. 1909 6 января 1909 г. Великая награда уготована любящим Господа. Апостол Павел говорит: " Око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его " (1Кор.2:9). Да, бесконечно блаженны будут сподобившиеся получить Жизнь Вечную. Что такое рай, мы теперь понять не можем. Некоторым людям Господь показывал рай в чувственных образах, чаще всего его созерцали в виде прекрасного сада или храма. Когда я еще жил в миру, Господь дважды утешил меня видениями рая во сне. Вижу я однажды великолепный город, стоящий на верху горы. Все здания города необыкновенно красивы, какой-то особенной архитектуры, какой я никогда не видел. Стою я и любуюсь в восторге. Вдруг вижу, приближается к этому городу юродивый Миша. Одет только в одну рубашку, доходящую до колен, ноги босые. Смотрю на него и вижу, что он не касается земли, а несется по воздуху. Хотел я что-то у него спросить, но не успел: видение кончилось, и я проснулся. Проснулся я с чувством необыкновенной радости в душе. Выйдя на улицу, я вдруг увидел Мишу. Он, как всегда, спешит, торопится. " Миша, - говорю, - я тебя сегодня во сне видел " . Он же, взглянув на меня, ответил: " Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем " (Евр.13:14). Сказав это, он быстро пошел вперед.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/179/...

   Из России хорошие письма: Государыня Императрица пожертвовала 5000 рублей на храм, в память военнопленных, умерших в Оосака, каковые деньги сегодня и получены векселем из Хозяйственного управления при Св. Синоде.    Из Москвы Кс. Феод. Колесникова, строящая храм в Мацуяма, пишет, что иконостас там уже готов, колокола скоро будут готовы, и все в феврале будет отправлено сюда.    О. Феодор Быстров пишет, между прочим, что «Семен Васильевич (студент, бывший здесь летом) собирается читать духовным студентам реферат об Японии; желает возбудить в них внимание к Миссии». В добрый час!    26 декабря 1907/8 января 1908. Среда.    2-й день праздника.    С 8-ми часов Литургия, отслуженная о. Романом Циба, при пении обоих хоров. Потом поздравление Церкви Коодзимаци, с оо. Алексеем Савабе и Петром Кано. Маленький хор пропел христославленье очень мило и стройно, затем три девочки пропели трижды «Тен-ни ва Ками-но кооей араваре и пр». — ангельскую песнь по-ангельски.    О. Феодор Мидзуно возвратился из Церкви Сука, где иподиакон Филипп Узава катихизатором. Было шесть крещений, и в Праздничную Литургию около сотни причастников; всех в Церкви было сто двадцать человек. После службы вчера устроены были собрания, мужское и женское, на которых произносились речи.    Савва Сайто, катихизатор и певчий здесь, вернулся из Церкви Оцу, где его отец катихизатором и куда послан был для помощи в пении при освящении отстроенного молитвенного дома. Освящение совершено о. Игнатием Мукояма возможно торжественно; было много христиан и из окрестных мест. Вчера праздничное богослужение было в новом молитвенном доме, и молящихся было много, но богослужение совершалось без священника, потому, что о. Мукояма после освящения уехал в свою Церковь в Мито; молитву совершал катихизатор иподиакон Павел Сайто; хор был большой, из детей, которых там особенно много; Савва подучил их пению. А после службы, по японскому обычаю, было собрание с праздничными поздравлениями и речами. Савва и ко мне привез кипу детских писанных поздравительных речей; писали дети 8—13 лет, и премилые речи; я в ответ велел выбрать и послать им по христианской книге.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) апреля Преподобномученики Вениамин (Кононов) и Никифор (Кучин) П реподобномученик Вениамин родился 4 января 1868 года в деревне Евсевиевской Шенкурского уезда Архангельской губернии в семье крестьян Василия Егоровича и Пелагии Ильиничны Кононовых и в крещении был наречен Василием. По обстоятельствам и обычаям того времени образование Василий получил дома. Благочестивые родители его не раз бывали в Соловецком монастыре, куда брали с собою и сына. И с каждым разом после посещения славной своими святыми основателями и насельниками обители в нем все более крепла решимость посвятить жизнь свою служению Господу. В 1893 году, когда Василию исполнилось двадцать пять лет, он поступил в монастырь трудником, а в 1897 году был принят в него послушником. В монастыре Василий руководил хлебопекарней и заведовал расходной монастырской лавкой. За это время он окончил шесть классов Соловецкого братского училища; показав большую склонность к иноческой жизни, он оказался благонравным и послушным, имеющим большие задатки к внутреннему самоуглублению. 12 июня 1903 года настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Иоанникий (Юсов) постриг послушника Василия в монашество и нарек ему имя Вениамин в честь священномученика Вениамина Синайского. 28 августа 1905 года монах Вениамин был рукоположен во иеродиакона, а 15 июля 1908 года – во иеромонаха; он исполнял послушания при мощах преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и законоучителя братского училища. 22 февраля 1910 года иеромонах Вениамин был назначен духовником Соловецкого монастыря. 30 октября 1912 года он был назначен настоятелем Антониева Сийского монастыря и 23 декабря того же года возведен в сан архимандрита; в 1913 году – награжден наперсным крестом, в 1916-м – орденом святой Анны 3-й степени. В 1913 году в Соловецком монастыре началась смута: некоторые из братии, недовольные распоряжениями архимандрита Иоанникия, выступили против настоятеля, и поскольку никаких серьезных обвинений представить они не могли, то и стали писать на него начальству различные клеветнические измышления; эта смута продолжалась четыре года и закончилась решением Святейшего Синода от 4 августа 1917 года уволить архимандрита Иоанникия на покой. Прочитав об этом решении Синода в газете, архимандрит Иоанникий перекрестился и сказал: «Слава Богу за все. Мне своих дел не стыдно». Ему в это время исполнилось шестьдесят семь лет.

http://fond.ru/kalendar/362/nikifor/

Отдельно нужно упомянуть об участии Владимира Семёновича в миссионерском движении. Он был членом Православного Миссионерского Общества с 1908 года и Московского Епархиального Миссионерского Совета с 1911. Однако участие в работе Общества для него началась задолго до официального вступления: с 1874 по 1879 годы Владимир Семёнович был редактором еженедельного журнала «Миссионер», на этой странице его биографии мы остановимся подробнее в отдельной главе. Пастырское служение отца Владимира началось с января 1871 года: высокопреосвященным митрополитом Московским Иннокентием он был произведён во священника церкви Троицы Живоначальной на Арбате, спустя всего несколько недель после того как в этом же храме отпели его настоятеля, тестя Владимира Семёновича, Ипполита Михайловича Богословского-Платонова. В Троицкой церкви В. С. Марков прослужил долгих 30 лет, с 1892 г. в сане протоиерея. С 1889 он, кроме того, являлся благочинным 5 Пречистенского сорока. В январе 1900 года, в возрасте 59 лет Владимир Семёнович становится протопресвитером (настоятелем) «Московскаго Большаго Успенскаго Собора», через одиннадцать с половиной лет 10 августа 1911 настоятелем Московского Кафедрального Собора в честь Рождества Христова (Храм Христа Спасителя) – кафедральным протоиереем. Здесь он прослужил до самой своей кончины 29 декабря 1917 года. В своей монументальной работе «Из московской старины. На память о Московском Большом Успенском Соборе», изданной «Душеполезным чтением» в 1902–1907, Владимир Семёнович не только подробнейшим образом описывает богослужебные обряды Собора (на все праздники), но и даёт широкий культурно-исторический контекст. Вот некоторые из рассмотренных им тем: Церковь и государство в древней Руси; возвышение Москвы; Большой Успенский Собор и его значение; строгое соблюдение в нем церковного Устава; мнение о нем митрополита Филарета. Отец Владимир описывает сокровища Собора: гробницы для хранения святынь и дарохранительницы, а также сообщает сведения о конкретных событиях, в частности, крестных ходах («Крестный ход и молебствие за избавление от крамолы» 1826 года и «По случаю губительного поветрия об избавлении от Холеры» 1830–1831). От его внимания не уходят также такие житейские явления как «Правительственные меры к водворению тишины».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

Проф. И. Д. Андреев признает диссертацию А. Ив. солидной и крупной работой, где каждый шаг вперед обставлен солидными сооружениями из ссылок, возбуждающих полное доверие в читателе, работой, интересной не только для историка религий, но и для историка вообще, ибо серьезные и выношенные взгляды по многим вопросам историософии действуют на читателя возбуждающим образом. 13 сентября 1902 года А. Ив. утвержден в ученой степени доктора богословия, а 14 января 1905 года возведен в звание ординарного профессора. Служила, и служит Алексей Иванович Академии и на других поприщах, кроме кафедры философии. С 4 окт. 1895 года по 12 сент. 1896 года он состоял лектором английского языка; с 27 октября 1906 года по 15 авг. 1908 г. временно преподавал историю философии, а с 13 декабря 1906 года состоит членом Академического Правления. Как авторитетный и приобретший почетную известность муж совета, Алексей Иванович оказывался нужным и для высшей церковной власти и даже для учреждений светских. Так в 1903 году он был назначен членом учрежденной по соглашению Его Императорского Высочества Московского Генерал-Губернатора с министром народного просвещения комиссии для детальной разработки вопроса о преобразовании университетского отделения Императорского Лицея в память Цесаревича Николая. В настоящее время читает лекции по логике в Московском Педагогическом Институте. В 1909 году он назначен был определением Св. Синода от 3 марта в состав учрежденной при Св. Синоде комиссии для выработки проекта нового устава духовных академии. По суду высшей церковной власти А. Ив. оказался достойным стать в ряду тех немногих лиц, которым можно вверить судьбы высшей богословской школы. Об ученых и литературных трудах досточтимого юбиляра скажут, на дальнейших страницах другие, по нельзя не отметить две наиболее характерные их черты – современность и широкую разносторонность, – черты особенно ценные потому, что в трудах академических профессоров встречаются они не особенно часто. Даже специальные ученые труды Алексея Ивановича почти всегда отвечали на запросы современности (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vveden...

   В первом ряду В центре — святитель Николай. Слева от него — Павел Накаи далее Петр Исикава. Справа от святителя — Василий Ямада      Святитель Николай на склоне лет, с гостями из России (около 1911 г.). Слева направо — епископ Иоанн, архиепископ Николай, епископ Сергий, протоиерей Острогов.      Учительский совет в Токийской женской школе (около 1901 г.).      Русские студенты-стажеры, играющие в бейсбол во дворе Токийской семинарии.    Июль 1911 г., последнее фото в память об окончании Токийской женской семинарии. В центре первого ряда — святитель Николай.      Архиепископ Николай в последние годы земной жизни (1910 г.).      22 февраля 1912 г. Похороны святителя Николая (скончался 16 февраля 1912 г. в возрасте 75 лет). Перед входом на территорию Токийского Собора Воскресения Христова (Николай-до).      Венок, присланный императором Японии на похороны архиепископа Николая.      Место погребения святителя Николая на кладбище Янака в Токио (в настоящее время часть его святых мощей находится в Токийском Соборе Воскресения Христова).    28 декабря 1908/10 января 1909. Воскресенье.    За ночь выпал снег, шедший и все утро, почему к Литургии из города христиан собралось немного. Я служил с двумя иереями.    Днем пришли две учительницы рассказать программу представлений и пения на Елке. Я пошел в Женскую школу в 6 часов вечера; дочь посла, Евгения Николаевна, и ее гувернантка уже были там и готовили к раздаче подарки. К 7-ми часам ёлка была зажжена. Вошли ученицы и пропели «Царю Небесный», потом стали петь «Дева днесь», и под это пение, начиная с маленьких, тихо и стройно все подходили и получали из рук Евгении Николаевны по подарку и коробке конфект. Когда кончилось это, одна из старших учениц речью открыла собрание; за нею маленькая Фукуи премило рассказала легенду о «Ханасакадзидзи», в конце применив рассказ о благодетельном старике к послу, рассыпала цветы из корзинки, которую держала в руке. К сожалению, Николая Андреевича не было на Елке — должен был ехать в Йокохаму на званый обед. Потом пошли другие представления, чередуясь с пеньем. Пели, между прочим, «Боже, Царя храни» и нашу песню «Вниз по матушке, по Волге». Особенно замечательно было представление в лицах 6 исторических эпох, начиная с Дзинму до настоящего времени. Вышли 6 пар, каждая — мужчина и женщина, в костюмах изображаемых эпох и с краткими речами языком тех же эпох. Преосвященный Сергий удивился интеллигентности учащегося люда Японии. Кончилось в 10 часу пением молитвы «Достойно есть». Все было очень мило и красиво.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

292 См.: Сергий (Страгородский) , архиеп. Православное учение о спасении. СПб., 1909. Протоиерей Петр Иванович Лепорский (род. в 1871 г.) – профессор Санкт–Петербургской духовной академии по кафедре догматического богословия. Главные труды: «История Фессалоникского экзархата до присоединения его к Константинопольскому Патриархату» (магистерская диссертация), «Учение святого Иоанна Златоуста о совести», «Христианство и современное мировоззрение» и др. 295 Архиепископ Гавриил (в миру – Григорий Маркеллович Чепур, 1874–1933) родился в городе Херсоне в семье военного. Учился в Киевской духовной академии. В 1896 году принял монашество. Служил преподавателем в Новгородской и Ардонской духовных семинариях, затем был инспектором Могилевской духовной семинарии, с 1902 года – ректором Полтавской духовной семинарии, с 1908 – ректором Вифанской духовной семинарии. В 1910 году хиротонисан во епископа Измаильского, викария Кишиневской епархии, с 1918 – епископ Челябинский и Троицкий, позднее – архиепископ. В 1920 году вынужден был покинуть Россию. 296 Айвазов Иван Георгиевич (1872–1964) – православный богослов, публицист. Родился в семье шкипера в городе Мариуполь. Окончил Казанскую духовную академию. С 1899 года служил епархиальным миссионером в Тамбовской, Екатеринославской и Харьковской епархиях. Преподавал в Санкт–Петербургской и Московской духовных академиях. 297 Речь идет о магистерской диссертации доцента Ленинградской духовной академии протоиерея Петра Гнедича (1904–1962). См.: Гнедич Петр, прот. Догмат искупления в русской богословской науке (1893–1944). М., 2007. 298 Свт. Филарет, в схиме – Феодосий (Амфитеатров, † 1857), митрополит Киевский; память – 21 декабря/3 января. Родился в 1779 г. в Орловской губернии в семье сельского священника. Окончил Орловское духовное училище и Севскую духовную семинарию. В 1798 году рукоположен во иеродиакона, в 1799 – во иеромонаха. В 1802 году, в двадцатитрехлетнем возрасте, он уже был ректором Севской семинарии и настоятелем Свенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В пересказе «В письме между прочим почтеннейший пастырь обещает и впредь не забывать это милое учреждение при Вяземском доме и от души желает ему успеха» (Вед. 1898. 17 мая. 103). Датируется по времени публикации в газете и по связи с письмом от 12 июня 1898 г. к барону О. О. Буксгевдему. В газетной публикации говорится: «Отец Иоанн присылает 100 руб. на нужды вновь открываемого детского приюта трудолюбия в доме Вяземского при письме на имя о. Александра Алексеева , одного из учредителей совета. Очередные сто руб. были высланы 23 июня 1898 г.» (Вед. 1898. 23 июня. 133). Упоминаемый дом находился по адресу: Набережная реки Фонтанки, 95. М. П. Дюгамель. Письмо. Последние числа декабря 1898. Кронштадт Упоминается в письме Дюгамель к отцу Иоанну от 10 января 1899 г. из Москвы: «Не знаю как Вас благодарить за Ваше доброе, дорогое письмо, за Вашу память об пас при вступлении в Новый год . Благодарим Господа, что Ваше дорогое здоровье хоть несколько исправляется» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 14-а. Л. 80–81). А. Нарцизовой. Письмо. Май 1899. Кронштадт Упоминается в письме Нарцизовой к отцу Иоанну: «Вы мне еще в мае благословили путь в Крым и прислали сто руб. на дорогу. Эта поездка принесла мне великую пользу…» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 7а. Л. 48–49). Издателю и книгопродавцу А. Д. Ступину. Письмо. Вторая половина июля 1899. Кронштадт Упоминается в письме Ступина к отцу Иоанну: «Письмо Ваше получил. Рукопись Вашу Цензор пропустил» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 1. Л. 29–30). В Высочайше утвержденный Комитет по сооружению Православного соборного храма в Варшаве. Письмо. 11 августа 1899. Кронштадт Член-делопроизводитель Комитета К. Молчанов в письме к отцу Иоанну от 15 сентября 1899 г. сообщает: «Комитет , выслушав на заседании своем от 4-го сего сентября письменное заявление Вашего Высокопреподобия от 11-го минувшего Августа с препровождением нового пожертвования в тысячу рублей и с просьбою о водружении на главах собора крестов непременно четырехконечной формы, постановил: выразить Вам глубочайшую признательность Комитета…» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 16а. Л. 45–46об.). А. Нарцизовой. Письмо. Не позднее 26 сентября 1899. Кронштадт

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

С совершенным почтением и т[ак] д[алее]. К. Победоносцев 4 января 1906 г. Петербург. Письмо 38 Преосвященнейший Владыка! Усерднейше благодарю Вас за добрую обо мне память на день великого праздника Христова. Праздник застал меня в постели, так что я, к крайнему огорчению, не мог быть в церкви. Вас да хранит Господь в здравии и мире. Тяжкие дни переживаем мы ныне, русские, верные люди, дети своего отечества, и не видим спасения. Блаженны те, кто не дожил до наших дней. Да поможет Вам Бог переносить страшные тяготы духовные. Вы пишете мне о Б. Н., конечно, предполагая, что я имею какое-либо значение у предержащих властей; но вот уже почти два года, как я отстранен от всех дел и властей. Силами своими ослабел, голова не работает; никуда не двигаюсь из комнат, никого не вижу, и никто меня не посещает. Постави, Господи, законоположителя над нами, да разумеют языцы, яко человецы суть 44 . С совершенным почтением и т[ак] д[алее]. К. Победоносцев 28 декабря 1906 г. Петербург. 1 Макарий, в миру – Михаил Андреевич Невский (Парвицкий) (1835–1926) – святитель, апостол Алтая, миссионер, благотворитель, с 1884 года – епископ Бийский, с 1891 года – епископ Томский и Семипалатинский, с 1895 года – епископ Томский и Барнаульский (с 1906 г. – архиепископ), с 1908 года – архиепископ Томский и Алтайский, с 1912 по 1917 год – митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода, с 1920 года – митрополит Алтайский. В 1917 году был уволен с московской кафедры под давлением обер-прокурора Священного Синода (в составе Временного Правительства) В. Н. Львова реабилитирован Поместным Собором 1917–1918 годов. В 1920 году св. патриарх Тихон оповестил св. Макария об определении Священного Синода о пожизненном бытии Макарию митрополитом Алтайским. 3 Макарий, в миру – Михаил Яковлевич Глухарев (1792–1847) – святой, преподобный, архимандрит, миссионер (всего св. Макарий крестил 675 инородцев), знаток многих языков, переводчик Библии и многих молитв, краткой Священной истории, краткого катехизиса св. Филарета, чина исповеди, вопросов при крещении на алтайский язык, перевел весь Ветхий Завет с еврейского на русский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Феодосий, епископ Рязанский и Муромский С 1462 по 1471 годы был архимандритом Московского Чудова монастыря. 8 декабря 1471 года хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского. 15 декабря 1471 года принимал участие в хиротонии архиепископа Новгородского Феофила († 1484; память 26 октября/9 ноября). С апреля по июнь 1472 года присутствовал на Соборе, избравшем епископа Коломенского Геронтия († 1489; память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) митрополитом Московским и всея Руси, и участвовал в его хиротонии. 1 июля 1472 года епископ Феодосий принимал участие в перенесении мощей святителя Петра († 1326; память 24 августа/6 сентября, 21 декабря/3 января) в новый Успенский собор, построенный на месте обветшавшего. В 1481 году был освобождён от управления епархией по болезни. В августе 1481 года на Рязанскую кафедру был хиротонисан Симеон († 1496). В последние годы епископства владыка Феодосий дал митрополиту Геронтию и всему Освященному Собору «повольную» грамоту, в которой обязывался исполнять все распоряжения митрополита и Собора, принятые без его участия. Год смерти его неизвестен. Погребён в Рязанском Архангельском соборе. Литература: Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 162, 413. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1410. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 35. Диев М. протоиерей. Рязанские епископы/Изд. Титова А.А. Изд. 2. М. 1891. Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 4, 6, 8. Русская историческая библиотека, Изд. 2. СПб., 1908, т. 6, ч. 1. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 25, стр. 365. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 4, ч. 1, стр. 43. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010