III . В субботние дни 1 . Устав прокимнов, аллилуиариев и причастнов в субботние дни в общем тот же самый, что и в обыкновенные седмичные дни. Особенность его заключается только в том, что а) Когда случится святой, имеющий апостол и евангелие и не требующий отмены рядовых чтений из апостола и евангелия (таковы полиелейные святые, святые с славословием, шестеричные и не имеющие праздничного знака), и когда, поэтому, читаются два апостола и два евангелия; то дневные прокимен, аллилуиарий и причастен вместе с прокимном, аллилуиарием и причастном святого поются не только при святых, не имеющих праздничного знака, шестеричных и с славословием, как это должно быть и в седмичные дни, но и при полиелейных (Типик., гл. 12 и 15) 496 . б) Во дни предпразднств дневные прокимен, аллилуиарий и причастен также не отменяются (Дополнение см. в конце). Доказательство чит. ниже в отд. о прокимнах в субботу пред Рожд. Хр. в) Как апостол и евангелие святого в субботние дни (за исключением вышеуказанного времени от недели Мытаря и Фарисея до недели Всех святых) читаются прежде апостола и евангелия рядовых, или дня, так и прокимен, аллилуиарий и причастен святого поются прежде тех же песнопений дня (там же). 2 . Устав прокимнов, аллилуиариев и причастнов различных предпраздничных и послепраздничных суббот видоизменяется, смотря по тому, на какое время сии субботы падают и какие в данное время бывают чтения из Апостола и Евангелия, и именно: А. В субботу пред Воздвижением. а) Если в субботу пред Воздвижением будет 7 сентября, то, при трех апостолах и при трех евангелиях – субботы пред Воздвижением, рядовых под зачало и святого (2 мр. гл. 8 сент., 1 зри, Тип., л. 51), применительно к уставу, изложенному в мр. гл. 26 декабря, 5 зри, Тип., л. 138, касающемуся субботы по Рожд. Хр., на 29 декабря назначающему апостол и евангелие субботы по Рожд. Хр. и святых того дня и предполагающему рядовые под зачало с первыми, должны быть два прокимна – субботы пред Воздвижением: Пойте Богу нашему... 497 , со стихом: Вси языцы, восплещите..., и святого, два аллилуиария – субботы пред Воздвижением: Милости твоя, Господи, во век... 498 , и святого, и два причастна – дневной субботний: Радуйтеся, праведнии... и святого 499 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

[Зри] Аще предпразднство Благовещения случится в неделю крестопоклонную. В субботу на велицей вечерни, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3, Креста 4, и предпразднства 3. Слава, Креста: И ныне, Богородичен 1-й гласа. На литии стихира храма. Слава, Креста: И ныне, предпразднства, писана на Господи воззвах. На стиховне стихиры октоиха. Слава, Креста: И ныне, предпразднства, писан на утрени на стиховне. На благословении хлебов тропарь: Богородице Дево радуйся: дважды: и Креста: единожды. и Буди имя Господне: трижды. На утрени, на Бог Господь, тропарь воскресн дважды. Слава, Креста: И ныне, предпразднства: и прочее обычно. Канон воскресн со ирмосом на 4, и Креста на 6, и предпразднства на 4. Катавасиа: Божественнейший прообрази: По 3-й песни, кондак предпразднства: и седальны Креста: Слава, и ныне, предпразднства. По 6-й песни, кондак и икос Креста. По 9-й песни, светилен воскресн. Слава, Креста: И ныне, предпразднства. Прочее же на хвалитех, и на литургии, все, якоже писано в неделю 3-ю поста, точию на часех тропарь воскресн глаголем непременно: Слава, Креста и предпразднства, глаголем пременяюще. По Отче наш: кондаки на всех часех глаголем Креста, и предпразднства, пременяюще. [Зри] Аще случится предпразднство Благовещения в понедельник 4-я, или 5-я, или 6-я недели постов: В неделю вечера, стихиры на 10, октоиха покаянныя 4, и триоди 3, и предпразднства 3. Слава, и ныне, предпразднства. Вход, прокимен великий. Таже, Сподоби Господи: и поклоны 3. посем ектениа: Исполним вечернюю: Таже, поем стиховну в триоди с припевы обычными: Слава, и ныне, предпразднства, писан на утрени на стиховне, глас 4: Языка егоже не ведяше: посем, Ныне отпущаеши: и трисвятое с поклоны, и тропарь: Богородице Дево радуйся: с поклоны. и Господи помилуй, 40: и Небесный Царю: по Честнейшую, 3 поклоны, и отпуст. На утрени, поем Аллилуиа, и троичны гласа, и обычныя кафисмы, и прочее поем на утрени и на часех, якоже указася прежде в ряду в 24-й день. [МРК] Аще случится предпразднство Благовещения в среду 4-ю постов, еже есть крестопоклонную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если Пасха была очень ранняя, а в следующем году – очень поздняя, то число Недель между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее будет больше, чем в обратном случае, так как в первом случае Пасха находится «внутри» годового круга, а во втором – «вне Пасхи». Таким образом, между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее может быть и более 32 Недель (это бывает чаще) и менее (это бывает реже). «Если не хватает» Евангелий, то в Неделю по Рождестве Христовом, в Неделю пред Богоявлением и по Богоявлении читаются только особо назначенные для этих Недель Евангелия, а рядовые чтения этих Недель, равно как и рядовые чтения, попадающие на Недели Праотец и Отец, читаются в избыточествующие Недели, но так, «чтобы в Неделю, предшествующую мытаревой, было непременно Евангелие (32 Недели) о Закхее». Если на избыточествующие Недели не достает и этих зачал, то в Неделю, предшествующую Закхеевой, читается зачало 17 от Матфея – «О хананеянке». Если Недель менее 32, то опускаются Евангелия перед чтением о Закхее. Апостолы всегда сопровождают свои Евангелия (см. Типикон 7 января, 6 зри; ср.: 1 зри и 26 декабря зри, см. в Служебном Евангелии «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистам приятие, откуду начинают и до где стают»). В седмичные же дни чтение Литургийных Апостолов и Евангелий возвращается назад повторением прежде прочитанных в истекшие ближайшие седмицы 328 . 328 Практический пример нахождения отступки для Евангельских чтений (воскресных и седмичных) находятся в «Богослужебных указаниях на 1951 год». (М., 1950. С. 11–13). Отступка касается только Евангелий на Литургии, но не утренних воскресных, которые следуют по порядку до 5 Недели Великого Поста; равно отступка не касается и гласа Октоиха – они следуют так же, как и утренние Евангелия, по порядку до 5 Недели Великого Поста. Читать далее Источник: Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий/Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. - Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. - 350, с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Достойно есть: И отпуст. И бывает расход до часа вечерняго. Вечерня же бывает с Литургиею Василиа Великаго во свое время. И прочаго чина и указа зри декемвриа в 24 день. Ведомо же буди: Аще случится Навечерие Богоявления в субботу, или неделю, пост не бывает, и тропари Царских Часов со чтениями, в субботу и неделю не поются, но поем Часы Царския прежде в пяток по обычаю, якоже указано на ряду. Глаголем же и псалом 33, Благословлю Господа: И отпуст. И в той день ядим сыр и яица. Аще будет Навечерие в субботу: Прокимен, Аллилуиа и причастен дне: Апостол же и Евангелие прежде субботе пред Богоявлением, и потом ряд. По И зрядней поем Достойно: Аще ли в неделю Навечерие Богоявления: Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен, прежде Недели пред Богоявлением, и потом ряд. По Изрядней же поем Достойно: По отпущении же Литургии, ядим укрухи, и пием по единой чаши вина. Совершенно же ядим по отпусте Вечерни, со елеем: сыра же и яиц, и рыбы, никакоже дерзнем коснутися. Аще ли в пяток, прежде Навечерий Богоявления, когда поются Часы Царския: зри указ декемвриа в 24 день. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 19 января, 2022 18 января, 2022 19 января, 2020 18 января, 2020 18 января, 2020 17 января, 2020 16 января, 2020 19 января, 2019 19 января, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/kreshhenskij-sochelnik...

Сердечно Ваш, Митрополит Антоний январь 1977 8. Дорогая Ольга, Ваше полное боли письмо ранило меня в самое сердце. Я не отвечал так долго лишь потому, что надеялся увидеть Вас в Вальбурге (я впервые участвовал во встрече Братства с тех пор как она проходила в Дижоне). А затем меня преследовали одна за другой болезни (опоясывающий лишай, инфицированная экзема и постоянная усталость, которую я никак не могу стряхнуть). Хочу сказать, что вы всегда присутствуете в моих мыслях, и когда мысль становится молитвой, вы тоже стоите со мной перед Богом – все вы, ваши дети и муж. Бывают моменты – и какими же долгими и тяжелыми они порой могут быть! – когда всё, что мы можем, это прочесть за себя и за других молитву Митрополита Московского Филарета: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты Один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня больше, нежели я умею любить себя. Дай мне зреть нужды мои, которые сокрыты от меня. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою перед Тобой. Сердце моё Тебе отверсто. Возлагаю всю надежду на Тебя. Ты зри нужды, которых я не знаю, зри и сотвори со мной по милости Твоей. Сокруши и подыми меня. Порази и исцели меня. Благоговею и безмолвствую перед святою Твоею волею, непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Нет у меня желания, кроме желания исполнить волю Твою. Научи меня молиться, Сам во мне молись. Аминь». Всем сердцем думаю о Вас. Пишите мне время от времени. Есть дружба, которую время не в силах ни обеднить, ни разрушить. Митр. Антоний 1985 Письма 7 и 8 были написаны владыкой Антонием по-французски. Перевод этих писем, как и вступительных пояснений Ольги Д., принадлежит Светлане Желдак. Публикация Константина Сигова из сборника «Успенские чтения». Источник — издательство “Дух і Літера” Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/vera-mitropolit-antoni...

По кафисмах седальны воскресны: и чтение во евангелии толковом. По полиелеи седальны храма два, по единожды. Слава, иже по полиелеи седален: И ныне, Богородичен, и чтение храма. Степенна гласа. Прокимен, Евангелие, и стихира храма. Канон воскресен, со ирмосом на 4: и триоди на 4: и храма на 6. По 3-й песни, кондак триоди, и седален храма дважды. Слава, и ныне, Богородичен, и чтение. По 6-й песни кондак и икос храма, и пролог. По 9-й песни светилен воскресен. Слава, храма: И ныне, Богородичен воскресен. На хвалитех стихиры воскресны 4: и храма со славным 4, с припевы его. Таже припев: Воскресни Господи Боже мой: И поем самогласну стихиру триоди: Слава, туюжде: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое, и ектении, и исхождение в притвор. Слава, и ныне, стихира евангельская, и час первый: и поучение Студитово: и конечный отпуст. На часех, тропарь воскресен. Слава, храма: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак храма, и триоди, пременяем. На литургии, блаженны гласа, на 6: и храма песнь 3, на 4. Прокимен гласа и храма. Апостол, Евангелие, и причастен воскресен, и храма. [Зри] Святаго же Григориа служба поется, в четвертую, или пятую неделю постов. Глава 38. Аще случится храм святаго в неделю 3-ю поста: И поется служба храма вечер и утро все, якоже в 1-ю неделю предызъявися. Бывает же поклонение и целование Честнаго Креста по чину его, поют же ся и стихиры обычныя Креста. Глава 39. Аще случится храм святаго в среду 4-ю поста, Крестопоклонную: Оставляется канон Креста, и поется в понедельник тояже седмицы. Во вторник вечерню поем без поклонов, кафисму глаголем обычну. На Господи воззвах, стихиры на 10: Триоди самогласен дне дважды: и Креста подобны 3, и храма 5: Слава, храма: И ныне, Креста. Вход, прокимен, и чтение дне, и храма. и Да исправится молитва моя: и прочая Преждесвященных. [Зри] Аще ли не будет Преждесвященныя, на Господи воззвах, стихиры в триоди Креста, подобны 3, и храма 5. Слава, храма: И ныне, Креста. Вход, прокимен, и чтение дне, и храма. Таже, Сподоби Господи: и ектениа: Исполним вечернюю: На стиховне стихиры триоди, самогласен дне дважды: и мученичен. Слава, храма: И ныне, Креста. По Ныне отпущаеши, тропарь храма, Слава, и ныне, Богородичен. Ектениа: Помилуй нас Боже: и 3 поклоны великия. и молитва: Всесвятая Троице: и Буди имя Господне, с поклоны. Таже Достойно есть: и отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И поем на вечерни кафисму обычную без поклонов. На Господи воззвах, стихиры на 10: триоди самогласен, дважды: и подобны 3: и храма 5. Слава, храма: И ныне, Богородичен 1, по гласу. Вход, и чтение дне, и храма: и прочая Преждесвященныя. [Зри] Аще же несть Преждесвященныя: и на часех по Ослаби остави: и по поклонех, трезвон во вся: и поем вечерню без поклонов, со обычною кафисмою. На Господи воззвах, стихиры триоди, подобны 3: и храма 5. Слава, храма: И ныне, Богородичен 1-й тогоже гласа. Вход, прокимен, и чтение дне, и храма 3. Посем, Сподоби Господи: Ектениа: Исполним вечернюю: На стиховне триоди самогласен дважды: и мученичен. Слава, храма: И ныне, Богородичен по гласу, воскресен. По Трисвятом тропарь храма: Слава, и ныне, Богородичен воскресен. Таже ектениа: Помилуй нас Боже: и поклоны 3 великия. и молитва: Всесвятая Троице: и Буди имя Господне: с поклоны. Достойно есть: и отпуст. [Зри] При часе же 5-м нощи поем повечерие великое. С нами Бог: с пением оба лика. По 1-м трисвятом тропарь храма. Слава, и ныне, Богородичен воскресен. По 2-м трисвятом кондак храма, и исхождение в притвор, и поем на литии стихиры, и Слава, храма: И ныне, Богородичен, в тойже глас. На стиховне стихиры, и Слава, храма: И ныне, Богородичен воскресен. На благословении хлебов, тропарь храма, дважды. и Богородице Дево: единожды: и чтение храма: Аще же два канона храму: и другий канон поем на повечерии напреди. На утрени, на Бог Господь, тропарь храма, дважды: Слава, и ныне Богородичен воскресен, во глас тропаря. И чтение в Ефреме. По 3-й кафисме глаголет иерей ектению, и седальны оба храма, по единожды: Слава, и ныне, Богородичен, и чтение храма. Полиелей, и седален, дважды: Слава, и ныне, Богородичен, и чтение храма: Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, и Евангелие, и стихира храма. Канон храма со ирмосом на 6. А идеже трипеснец, и поем канон храма со ирмосом на 6: и триоди на 8. Катавасиа триоди, 2-го канона. По 3-й песни седален храма, дважды: Слава, и ныне, Богородичен, и чтение. По 6-й песни кондак и икос храма. На хвалитех стихиры храма, на 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А по уверению свенскаго иеромонаха Смарагда (молд. схим. Софрония) а другия главы писаны неизвестными молдавскими старцами, впрочем, списки оныя доставлены из площанской пустыни от бывшаго там строителем иеромонаха Каллиста». Л. 197 об. Записи: «Давшему же начати и благоизволившему сию книгу совершити Богу. Единому в Троице, честь, слава и поклонение, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Ино преписание Окончена сия богодухновенная книга 1811 года сентября 3 числа. на память священномученика Анфима и преподобнаго отца нашего Феоктиста, Спостника Великаго Евфимия, иеромонахом Пахомием». На л. 211 об. запись: «Сего преподобнаго Илариона Великаго ина поучения зри во Отечнице, книзе 1-й, слове 2-м. под числами на листах, и в книзе 2-й. слове 46, на листах 100 на об., 101-104. Яже суть некая и зде помещена, но разнообразно разположена. Изволяяй сообразити разположение или узрети усугубление и умаление, да сравнит настоящую книгу со Отечником». На л. 252 об. запись: «Сей чин правила в церкве и келлиях. при первоначалном возстановлении в Пешноше общежития, принесен есть блаженными старцами Игнатием и Макарием из Введенской Островской пустыни (что в Владимирской епархии, а во оную из Афонской горы блаженными же старцем Клеопою (зри историю российской иерархии о обителях оных). Сверх сего и из образа строгой и нестяжателной жизни Пешношской братии, в сравнении с номоканоном Афонским, усматривается, что действительно есть в Пешноше Афонский Святогорский устав, и до ныне благодатию Божиею хранится ненарушимо». На л. 255 запись: «Сей чин поклонов и прочих общежителных правил первоначалными основателями Саровской Пустыни прият есть из знаменитой в тогдашнее время Флорищевой пустыни. Сравни житие святителя Илариона Суждольскаго на листах 65-68 и части 69. Обращем сходство сего правила со Флорищенским, с тою токмо разницею, что Флорищевское правило противу Саровскаго сугубо более». На л. 256 об. запись писца: «Милостию Божиею начата писатися книга сия 1829 г., Апр. 18, в четверток светлыя седмицы, и помощию Его всемощною, при многочисленных неудобствах, совершенно окончася 1831 г.

http://bogoslov.ru/article/6176674

Так получилось, что в осуждении идеи самовластия как самоценности человека, хотя и по противоположным суждениям и побуждениям, сошлись идеологи верхов общества и его низов в лице Аввакума. Идея равенства, как и все идеи, исторична. Исповедуемое и проповеданное Аввакумом равенство людей есть равенство людей индивидуально–незрелых. Пользуемся этим термином, не привнося никаких оценочных моментов, не ставя никаких негативных знаков. Люди «индивидуально–незрелые» отнюдь не есть незрелые люди ни в социальном, ни в интеллектуальном, ни в моральном смысле. Речь идет о степени развития индивидуума как индивидуальности, об истории личности, проходящей разные ступени в ходе общественно–эко- номического развития. Аввакум теоретизировал в сфере религиозных понятий. Философский вопрос — что составляет человеческое в человеке? — принимал для него форму вопроса: что означает для человека быть образцом и подобием Бога? Он обращался к Федору: «Внемли и услыши святаго Иоанна Златоуста… сотвори Бог небо и землю и создание все, на концы же создания человека содела по образу своему и по подобию; образ тому дарова, — не начертание телесно, но властный сан (самовластие. — А. К.), рассудителну силу, еже добродетелми уподоблятися Сотворшему. Бысть убо по образу и подобию Божию человек, протяг же подобие в безмерие» . Аввакум делает упор на меру самовластия человека: «И еще да слыши Златоуста, рек бо: сотвори Бог человека по образу своему и по подобию; восхоте того в подобии тещи во Владычню благость, мероюж, и последованием и чином» . Где же проходит граница, отделяющая «меру» самовластия человека от «безме- рия»? Вот как ее определяет Аввакум: «Прием убо человек еще подражати Божию благость и правду, простре меру подражания в безмерие, и пожела Божий ревнитель быти не по добродетели, но по господству; тако прелсти его змия, глаголя: «вонь же день снесте, будите яко Бози, ведяще добро и зло». «Зри, зри! — заклинает Аввакум Федора. — Не слушай змии, яко первозданный; не губи в себе образа Божия, — самовластия и разсудительные силы; и не подражай в безмерие — образ быти Божий по начертанию — раб еси Владыки». И тут спор поднимается еще на одну ступень: «Не уподобляйся существом Сотворшему тя, и не ревнуй быти по господству, а не по добродетели» . «Господственность» выявляется как существенная характеристика самого Сотворшего и только его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010