Отличительными чертами личности святителя Феодосия были – снисходительность, миролюбие, строгая справедливость, глубокое сострадание ко всем, обращавшимся к нему за помощью и советом, не только православным, но и людям других исповеданий. Чувствуя приближение смерти и готовя себе преемника, святитель вызвал к себе святого Иоанна (Максимовича) , бывшего в то время наместником Брянского Свенского монастыря, возвел его в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого монастыря в Чернигове. В 1696 году 5 февраля святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в устроенном для того склепе. Святитель Иоанн Максимович построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах, в благодарность за чудесное избавление по молитвам святителя Феодосия от тяжкой болезни. Прославление святителя Феодосия совершилось 9 сентября 1896 года. Святыя мученицы Агафии На Господи, воззвах: стихиры праздника 3 (зри службу Богородицы в феврале 5-го дня) и святыя 3, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Нетленно соблюла еси тело/Христу, Жениху твоему,/девства добротами,/Агафие Богоневесто, украшена/и просвещена мученическими блистаньми,/и в чертог Божественный вместилася еси./Темже твое всемирное совершаем торжество,/Спаса славяще,/присно Тя славящаго. Сосцев отрезание,/и огня опаление,/и строгания телесе претерпела еси, славная,/вечнующая, очима сердечныма смотряя воздаяния,/и отонудное блаженство,/и венец неувядаемый,/еже тебе Христос ныне дарова,/за Негоже пострадавши,/страстотерпице многострадальная. Стремление неудержное/огня свирепаго уставила еси,/молитвами твоими, благоименитая,/и град спасла еси,/честныя твоя, мученице, мощи чтущий,/от нихже объемлет реки исцелений/Божественным Духом./В сем бо пострадавши, врага смирила еси/и победы венец прияла еси, всехвальная. Аще есть пост, Слава, и ныне, Богородичен или Крестобогородичен (писаны в 28 день).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.0 из  5) Карион Истомин Карион Истомин (1640–не ранее 1718) – духовный писатель, переводчик, педагог, игумен. Один из самых значительных религиозных деятелей и поэтов предпетровской Руси, тесно связанный с Сильвестром Медведевым и Димитрием Ростовским . Родился в «непородной» семье. С 1679 года служил на Печатном дворе, в кремлевском Чудовом монастыре преподавал в Типографской и Заиконоспасской школах, был справщиком, а в 1698–1701 годы стал начальником Печатного двора. Придворный поэт-монах при царевне Софье Алексеевне, воспитатель царевича Алексея Петровича. Помимо этих высоких придворных должностей с его именем связаны печатные буквари (1694, 1696) и подносные рукописные буквари (1692, 1693, 1695), вошедшие в историю как «Буквари Кариона Истомина», а также многочисленные молитвы, акафисты, кондаки, икосы, каноны, переводные и оригинальные книги. Написанное им в 1696 году воспитательное руководство в дальнейшем получило широкую известность под названием «Домострой». В царствование Петра I его поэзия уже не соответствовала духу эпохи, и он еще при жизни оказался в числе «забытых», но зато и не сожженных и не казненных как староверов, так и нововеров, включая его земляка и свояка Сильвестра Медведева, о котором он запишет 11 февраля 1691 года: «Отсечеся глава его… на Красной площади, противу Спасских ворот. Тело его погребено в убогом доме со странными ( странниками, бродягами ) в яме близ Покровского убогого монастыря». Из «Домостроя» От сна скоро встав, яко сотворенный, Бога помяни, яко в то вчиненный. Крест свят образуй на себе рукою, моли же и зри Творца пред тобою. Елико мощно, держи ум и мысли, сует и соблазн в то время не числи. С молитвою же умывайся, одевайся, главу очесав, мый уста, не смейся, И родителем чинно поклонися, приятством ко всем в дому си явися. Дева ли, отрок сице не содеет, ударений седмь за то возымеет. Сладкая беседа ко Христу Богу  Сотворена виршами, или стихами  1 Христе мой, сладости велия утеха,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Карион Истомин Карион Истомин (1640–не ранее 1718) – духовный писатель, переводчик, педагог, игумен. Один из самых значительных религиозных деятелей и поэтов предпетровской Руси, тесно связанный с Сильвестром Медведевым и Димитрием Ростовским . Родился в «непородной» семье. С 1679 года служил на Печатном дворе, в кремлевском Чудовом монастыре преподавал в Типографской и Заиконоспасской школах, был справщиком, а в 1698–1701 годы стал начальником Печатного двора. Придворный поэт-монах при царевне Софье Алексеевне, воспитатель царевича Алексея Петровича. Помимо этих высоких придворных должностей с его именем связаны печатные буквари (1694, 1696) и подносные рукописные буквари (1692, 1693, 1695), вошедшие в историю как «Буквари Кариона Истомина», а также многочисленные молитвы, акафисты, кондаки, икосы, каноны, переводные и оригинальные книги. Написанное им в 1696 году воспитательное руководство в дальнейшем получило широкую известность под названием «Домострой». В царствование Петра I его поэзия уже не соответствовала духу эпохи, и он еще при жизни оказался в числе «забытых», но зато и не сожженных и не казненных как староверов, так и нововеров, включая его земляка и свояка Сильвестра Медведева, о котором он запишет 11 февраля 1691 года: «Отсечеся глава его... на Красной площади, противу Спасских ворот. Тело его погребено в убогом доме со странными (странниками, бродягами) в яме близ Покровского убогого монастыря». Из «Домостроя» От сна скоро встав, яко сотворенный, Бога помяни, яко в то вчиненный. Крест свят образуй на себе рукою, моли же и зри Творца пред тобою. Елико мощно, держи ум и мысли, сует и соблазн в то время не числи. С молитвою же умывайся, одевайся, главу очесав, мый уста, не смейся, И родителем чинно поклонися, приятством ко всем в дому си явися. Дева ли, отрок сице не содеет, ударений седмь за то возымеет. Сладкая беседа ко Христу Богу Сотворена виршами, или стихами 1 Христе мой, сладости велия утеха, В беседу Твою даруй ми поспеха, В ней же мене услади в вечное время,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Здесь и далее листы приводятся по списку Музейного собрания РГБ (сборник ТСЛ) 3058, 1731 г. Лл. 403–431. Текст сверен со всеми существующими списками и издан с разночтениями: Исаченко Т.А. «Краткое повествование, чем разнствует Святая Гора Афон от нашего Соловецкого монастыря, и чем разнствуют монастыри Святой Горы от обители Соловецкой» иеродиакона Чудова монастыря Дамаскина († 1705)/отв. ред. С.М. Шумило. М., 2015. Секирная варака – местное арханг. просторечие, которым на Соловках издавна называли «гору святого Савватия», т. е. возвышенность, находившуюся близ Савватиевой пустыни. В описании архим. Досифея Немчинова содержится указание на то, что 12 марта 1696 митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков), постриженник соловецкий, грамотой просил настоятеля обители архимандрита Фирса «на горе святого Савватия, еже просторечием, на Секирной вараке, построити церковь в честь Вознесения Господня, а вверху, в подглавии, – церковь во имя святых апостолов Петра и Павла по образцу церкви творения Святейшего Никона Патриарха, что на Истре, на лугу у Воскресенского монастыря, его же нарицают царие Новый Иерусалим…» (Досифей (Немчинов), архим. 1836. С. 238). Указанием на вышеприведенный текст с интересующим нас словоупотреблением мы обязаны зав. отделом изучения наследия Соловецкого монастыря Анне Петровне Яковлевой. Здесь и далее листы приводятся по списку Музейного собрания РГБ (сборник Троице-Сергиевой Лавры) 3058, 1731 г. Нерушимая Стена, Ограда; святой, неприкосновенный. В Муз. 1 на поле: Зри. Святая гора Афонская именуется Сад Пресвятой Богородицы. [Стефан Святогорец]. Рай мысленный. Ч. 1: О св. Афонской горе, о Иверском монастыре и о Портаитской иконе, О монастыре Иверском на Св. Озере, Слово похвально Богородице и о чудесах при водворении Иверской иконы на Св. Озере. М, Иверский монастырь, 28 октября 1658 – 3 августа 1659. См.: Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XV–XVII веках/сост. А. С. Зернова. М., 1958. С.138. Список «с предания св. Савы Сербскаго слово в слово» в рукописи ЯИХМЗ следует непосредственно за «Сказанием» Дамаскина на л. 166 об.–169 об.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=29&iid=247...

Но это не муж, который был мне другом, любимым, отцом нашего будущего ребёнка, защитником. Не понимаю для чего жить дальше кроме молитв Я прекрасно понимаю вас и ваши чувства- нормально, вы должны пройти этот этап. Именно сейчас смысл жизни — познавать Бога и молиться, чтобы вы оказались с мужем в Раю и смогли жить в счастье вечность Спасибо. Вам спасибо! Спаси Господи! Здравствуйте. Промысл Божий о человеке превосходит наше понимание. Нередко Господь посещает нас наказаниями, но впоследствии утешает, как Сам знает. Задача верующего — смириться перед этим Промыслом. Когда у будущего императора Александра III (тогда еще наследника престола) умерла семилетняя дочь, то его безутешная супруга обратилась к свт. Филарету Московскому с тем же вопросом, что и Вы: как молиться? Он дал ей такую молитву: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего я сам просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстаю пред Тобою, сердце мое отверсто; Ты зри нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей; порази и исцели, низложи и подыми меня! Благоговею и безмолствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе; научи меня молиться. Сам во мне молись. Аминь» Хорошо молиться о супруге, читая Псалтирь о упокоении (лучше бы, конечно, купить отдельной книгой). Чтением Псалтири мы не только молимся о покойном, но и себе ищем назидания и утешения. Должно неопустительно бывать на праздничных церковных службах, по возможности не только на литургии, но и на всенощной. Читать обычные утренние и вечерние молитвы, Евангелие, Апостол. А можно на некоторое время взять себе за образец пророчицу Анну, о которой сегодня, в день Сретения Господня, читалось в Евангелии (память ее будет отмечаться завтра): Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. ( Лк.2:36–38 )

http://azbyka.ru/vopros/umer-ljubimyj-mu...

Ты клялся, Благий и человеколюбивый Владыко, что по Своему милосердию, хочешь не смерти, но обращения и жизни грешника. Помилуй меня, грешного, умоляющего Тебя собственным Твоим благоутробием, умилосердись, пощади, прости меня, и да не оскорбит Тебя мое прошение! Господи, испытующий сердца и утробы человеков и все помышления их! Ты ведаешь, что я дерзнул сказать сие пред Тобою от глубокой душевной скорби. Зри источники слез моих, Христе Спасителю, зри сокрушения и стенания недостойной души моей. Я знаю, что исполнится Твое страшное определение; но умилосердись надо мною прежде, нежели последует грозный приговор, и застигнет меня неготового и смущенного. О, если бы Ты даровал мне, по милосердию Твоему, хотя краткое время для истинного покаяния! Благость Твоя, Многомилостивый, отпускающая прегрешения всем, припадающим к Тебе с мольбами, не презрит плачущего грешника. Святой и Благий! Ты слышал глас мой, слышал мои слезные вопли, – и миловал меня. Воззри на меня и теперь, Долготерпеливый и Милосердый, дабы я мог принести плоды покаяния. Умоляю Тебя, даруй мне время для покаяния! Спасителю всегда свойственно являть спасение, и продолжать жизнь человека для того, чтобы он мог спастись». Когда вспомню тот день и час, в который поразил меня сей внезапный страх, я содрогаюсь, и, стеная, обливаюсь слезами. Но, увы, вскоре забываю все – и молитву, и слезы, и страх, и самое время покаяния, дарованное мне Божественною благодатию. Откуда же во мне сия нечувствительность, сия беспечность и забвение? Отчего я вдруг делаюсь бесстыден, небогобоязнен, рассеян и раздражителен до того, что уже не представляю себе ни страха Божия, ни будущего суда? Разве Бог не правосуден? Или Он будет потворствовать моим беззакониям? Да не будет! К вам обращаюсь теперь, все Боголюбивые друзья мои, будьте ходатаями за меня, грешного и непотребного пред милосердым и человеколюбивым Богом! Я для того и возвестил вам случившееся со мною, дабы удостоиться за сие милости Божией. Знаю, что вы можете, если только восхотите, вспомоществовать грешнику вашим заступлением и ходатайством пред Богом, Мне известно, что молитвы многих могли некогда освободить из темницы от уз и смерти Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

18: 11, 13). И продолжает: Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18:14). Ему же слава во веки. Аминь. Слово 47. О том, чтобы не презирать никого...    Непозволительно презирать кого-либо, или уничижать, или превозноситься над кем-либо за то, что он простец, или некрасив, или неученый, или беспечный, или грешник, или по еще какому-либо поводу. Потому что тех, кого мы презираем, Бог избирает для Себя, и тех, кого мы уничижаем, Бог в меру [совершенства] возводит. Впрочем, если ты получил духовное дарование и слово премудрости или ведения, или [дарование] учения, или пророчества, или служения, — благословен    Бог всебогатый, Бог, дающий всем просто и без упреков (Иак. 1:5). [Col. 1581] Так что ты не превозносись над ближним, потому что не останется у тебя благодати, ибо она не гнушается такими [которыми гнушаешься ты]. Имеешь дарование от Господа? Служи духовным, понимающим то, что ты говоришь, — что есть Господне, в назидание Христова братства со всяким смиренномудрием и кротостью; [это] то, что прекрасно и полезно людям. Ибо писано в Притчах: Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его. Мала пчела между летающими, но плод ее — лучший из сластей (Сир. 11:2-3). И опять-таки: Многие из властелинов сидели на земле, тот же, о ком не думали, носил венец (Сир. 11:5). И в Первой книге Царств Господь говорит Самуилу о сыновьях Иессеевых: не зри на лице его, ниже на возраст величества его, яко уничижих его: понеже не тако зрит человек, яко зрит Бог: яко человек зрит на лице,    Насмехаться и уничижать — это упряжка, пашущая нелепости и собирающая урожай тернистый на сожжение в огне. Это происходит с нами, если мы не смотрим за своими грехами, не заботимся о них и не имеем в уме страшный день Суда, в который мы, обнаженные и открытые (ср. Евр. 4:13), предстанем перед Судией, отвечая каждый за свое, егда с нас взыщут не только за дела, но и за слова, мысли и [душевные] движения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

19 . Аще избиеши грешники, Боже, мужие кровей уклонитеся от Мене. Люблю я друзей Твоих, Господи, а нечестивых избегаю. Т.е. если Ты, Господи, наказываешь нечестивых как ненавистных Тебе, то и я стараюсь избегать их и говорю им: мужи кровей, – удалитесь от меня. «Мужами кровей, – говорит св. Злат., – пророк называет убийц, находящих удовольствие в убийствах». С Евр.: «О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня кровожадные»! 20 . Яко ревниви 672 есте в помышлениих, приимут в суету грады Твоя. С Евр.: «Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои». «Пророк, – говорит св. Афан., – показывает причину, по которой изгоняет от себя грешников, и говорит, что они изгоняются потому, что ревниви, прекословят и противоборствуют Богу, напрасно превозносясь и надмеваясь человеческою жизнию». «Тем паче я, говорит пророк, буду чуждаться общения с грешниками (мужами кровей), зная их упорный нрав; потому что не терпят добрых советов, но отвергают их по непреклонности сердца. Приимут в суету грады Твоя. Не вопреки справедливости избиваешь Ты их, но потому, что напрасно заселяют грады, никакой пользы не извлекая из Твоих законов» (Бл. Феод.). Акила перевел: «вознеслись тщетно противники Твои». «Он (т.е. псалмопевец), – говорит св. Злат., – потому избегает и уклоняется их (нечестивых), что они вознеслись против славы Божией, что поступали беззаконно, говорили слова богохульные». 21 . И о вразех Твоих истаях. С Евр. весь стих: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя»? «Ненавидящих Тебя не только ненавижу, но скорбя о них, истаеваю от скорби» (Бл. Феод.). 22 . С Евр.: «Полною ненавистию ненавижу их; враги они мне». 23 . С Евр.: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое: испытай меня, и узнай помышления мои». 24 . С Евр.: «И зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный». 664 Льсти. В Римском издании LXX: ουκ εστι λογος αδικος; в других иоследняго слова нет. «У LXX и всех переводчиков, говорит бл. Иероним к Суннии, да и в самом Еврейском стоит: (милла) речь или слово – λαλια и λογος. Так и в Вульгате: non est sermo. Но св. Злат., Афап., бл. Феод. и другие читають: ουκ εστι δολος – пет обмана или лукавства.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

4) На молитве: «Произноси слова не спеша, чтобы ум мог проникать в слова молитвы и не ускользал ни из одного слова молитвы» (Еп. Игн., т. V, стр. 98). «Так читайте, чтобы все читаемое сознаваемо было» (Еп. Феоф. Затв., письмо к стар. о. Агапию). Если устная молитва внимательна, то переходит в сердечную. 5) «Все препятствия, встречаемыя на поприще молитвы побеждаются постоянством в молитве» (Еп. Игнатий Брянч., т. III, Аскет, проп., стр. 490); «и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс. CXXXVIII, 24). § 65. Молитва Господня «Отче наш» 78. Есть ли у христиан такая молитва, в которой каждый может выразить наиболее возвышенно свое духовное состояние, созерцать Бога и более искренно с Ним беседовать? Да. Разныя виды молитвы слагаются при покаянии, благодарении, возношении прошений, обетов или при славословии. Их столько, сколько может сложиться в разных душах различных настроений. Самое течение молитвы преобразует эти состояния: они возвышаются, облагодатствованныя Богом, преуспевают в своей чистоте, словом виды молитвы изменяются. Потому не бывает однообразных молитв. От святых наставников мы поучаемся тому правильному настроению, при котором Святой Дух подает исполнение молитвы, сердце получает благодатное ощущение, а ум – назидание. Для этой цели многие богомудрые мужи сложили для Церкви разные образцы молитв. Но одну молитву, полно выражающую истинное молитвенное обращение христианина, в которой он молится с особой искренностью, – преподал Сам Бог, указав : «Молитесь же так» ( Mф. VI, 9 ). 79. Как преподана нам эта молитва и какое получила название? »Случилось, когда Он в одном месте молился и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи, научи нас молиться... Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш , сущий на небесах! да святится имя Твое« ( Лk. XI, 1, 2 ). И затем продолжая, Иисус Христос произнес святую молитву, которую Церковь называет «Молитвой Господней». 80. Для чего Иисус Христос дал сей образ молитвы? Божественный образ молитвы Господней предложен «не для того, чтобы мы молились только этою молитвой, но чтобы из нея, как из источника, почерпали мысли для всех друтих молитв, чтобы не вносили в другия молитвы того, что противно духу сей молитвы» (Архиеп. Ник., толк., на Ев. от Матвея, гл. IX). «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» ( Uoah. VI, 68 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

5:20). Если же останутся неисправимыми, то не имейте общения с ними, как учит апостол: « удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно » (2 Фес. 3:6), а также: « не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе » (1 Кор. 5:11). « Зри, как я возлюбил заповеди Твои. Господи! По милости Твоей оживи меня » (ст. 159). Он постоянно вспоминает о заповедях, оправданиях, законах и откровениях, показывая свою любовь к ним. Это же слово научает нас, чтобы мы, как говорит ап. Иоанн, любили не словом и языком, но делом и истиною (1 Ин. 3:18). Тогда мы будем в состоянии получить жизнь по милости Божией. « Начало слов Твоих — истина и во век все суды правды Твоей » (ст. 160). 4. Обещания Твои неложны, обетования Свои Ты украшаешь истиной и слова Твои подтверждаешь делом. Еще на первых порах бытия мира сказал Бог Адаму: « от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь » (Быт. 2: 16, 17). Это слово на век приобрело силу, — потому что ослушание Бога ввело смерть. Иной смысл является в связи с написанным (в той же книге Бытия): рече Бог Аврааму: « благословятся в семени твоем все народы земли » (Быт. 22:18). Семя его — Христос. В нем–то правда во век для рода человеческого. Началом же словес называет обетования, бывшие Аврааму. В нем одном некогда заключался народ иудейский, но Господь исполнил Свои обещания и умножил народ, как звезды небесные множеством, и о семени его благословил, по обетованию, все языки. На это и указывают слова псалмопевца: « и во век все суды правды Твоей ». Будучи пророком, он созерцал вечное царство Христово, почему и сказал, что истина украшает начало слов Божиих. А в другом псалме он говорит: « дела рук Его — истина и правда » (Пс. 110:7). « Князья преследовали меня без вины, а слов Твоих боялось сердце мое » (ст. 161). Врагов и гонителей я, говорит, не страшился, но Твоих законов боялся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010