Кор. Карл IX аннулировал права, данные протестантам ранее. Во время 3-й религ. войны (1568-1570) Г. потерпели поражение в битвах при Жарнаке (13 марта 1569, там погиб принц Конде) и Монконтуре (3 окт. 1569). Командовавший гугенотской армией Колиньи отступил. 16 окт. он прибыл в г. Сент и узнал о решении, вынесенном Парламентом Парижа: бросить его герб в реку, а его изображение повесить на виселице в Монфоконе. В окт. 1569 г. королевские войска осадили Сен-Жан-д " Анжели, после полуторамесячной осады (16 окт.- 2 дек.) истощенной королевской армии пришлось согласиться на капитуляцию. Колиньи провел зиму 1569/70 г. в Монтобане, ожидая подкрепления. В марте 1570 г. он подошел к Каркасону, разграбил Нарбон, сжег деревни близ Монпелье и начал продвижение на север, отбивая атаки королевской армии. 18 июня он отдал на разграбление аббатство Клюни, 20 июня сжег аббатство Ла-Ферте-сюр-Грон. Уклонившись от сражения с армией католиков, адмирал вошел в Ла-Шарите (Ла-Шарите-сюр-Луар) (4 июля). На западе правитель Ла-Рошели Ф. де Лану захватил Маран, Люсон и Ле-Сабль-д " Олон. Г. сдались города Ньор, Бруаж и Сент. 8 авг. 1570 г. в Сен-Жермен-ан-Ле был подписан эдикт примирения. Несмотря на военные неудачи, условия мира были выгодны для Г.: им предоставлялась свобода совести, протестант. богослужение разрешалось совершать по всему королевству, но только в предместьях 2 городов каждого округа. Протестанты могли занимать общественные должности, представители Г. были включены в Королевский совет. В обеспечение условий франц. кальвинистам предоставлялись крепости Монтобан, Коньяк, Ла-Рошель и Ла-Шарите. Брак сестры короля Маргариты Валуа и вождя протестантов Генриха Бурбона должен был скрепить достигнутые мирные соглашения. Мирный договор 1570 г. современники толковали двояко: либо как серьезную попытку уладить религ. раскол во Франции, либо как меру, призванную усыпить бдительность Г. Анализируя доводы в поддержку той и др. версии, историки в целом считают, что франц. корона искренне стремилась примирить Г.

http://pravenc.ru/text/168241.html

В Никосии и Фамагусте работали мастерские, в к-рых изготавливались тонкие материи из козьей шерсти - камелоты и ярко-красные скарлаты. Европ. купцы покупали на острове не только камелоты, но и кипрские хлопчатобумажные и льняные ткани (бумазею и высококачественное льняное полотно), тканый или вышитый золотом шелк, парчу, шелковый бархат и тафту. Лит.: Jeffery G. Cyprus under an English King in the 12th Cent.: The Adventures of Richard I and the Crowning of his Queen in the Island. L., 1973; Efthimiou M. B. Greeks and Latins on Cyprus in the 13th Cent. Brookline (Mass.), 1987; Edbury P. W. The Kingdom of Cyprus and the Crusades, 1191-1374. Camb., 1991; idem. The Lusignan Kingdom of Cyprus and its Muslim Neighbors. Nicosia, 1993; idem. Kingdoms of the Crusaders: From Jerusalem to Cyprus. Aldershot, 1999; Близнюк С. В. Мир торговли и политики в королевстве крестоносцев на Кипре: 1192-1373. М., 1994; Ιστορα τς Κπρου/Εκδ. Θ. Παπαδπουλλος. Λευκωσα, 1995-1996. Т. 4-5; Byzantine Medieval Cyprus/Ed. D. Papanicola-Bakirtzis, M. Iakovou. Nicosia, 1998; Arbel B. Cyprus, the Franks and Venice: 13th-16th Cent. Aldershot, 2000; Luttrell A. The Hospitallers in Cyprus, Rhodes, Greece and the West, 1291-1440. L., 2001; Coureas N. The Assizes of the Lusignan Kingdom of Cyprus. Nicosia, 2002; Cyprus: Society and Culture 1191-1374/Ed. A. Nicolaou-Konnari, C. D. Schabel. Leiden; Boston, 2005; Nader M. Burgesses and Burgess Law in the Latin Kingdoms of Jerusalem and Cyprus, 1099-1325. Aldershot, 2006; Diplomatics in the Eastern Mediterranean: 1000-1500/Ed. A. D. Beihammer, M. G. Parani, C. D. Schabel. Leiden; Boston, 2008; Jacoby D. Latins, Greeks and Muslims: Encounters in the Eastern Mediterranean, 10th-15th Cent. Farnham etc., 2009. С. В. Близнюк Османское владычество (1570/71-1878) В июне 1570 г. тур. флот подошел к берегам К., и были предприняты первые попытки высадить войска в окрестностях Пафоса (20 июня) и Лимасола (2 июля), к-рые закончились неудачей. Во время высадки у Ларнаки (3 июля) греч. население поддержало турок, за что венецианцы вырезали большую часть населения Лефкары. В июле турецкий главнокомандующий Лала Мустафа-паша направился от Ларнаки к Никосии и 25/26 июля начал осаду города. Через 44 дня, 8 сент., Никосия была взята штурмом. Вслед за этим сдались Кириния, Пафос, Лимасол, Аликес и Ларнака. Дольше всех продержалась крепость Фамагусты, осада которой продолжалась с 17 сент. 1570 по 1 авг. 1571 г. Перед лицом османской угрозы зап. державы по инициативе папы Римского Пия V создали новую Свящ. лигу, что привело к разгрому тур. флота в морском сражении при Лепанто (7 окт. 1571). В марте 1573 г. Венеция официально признала вхождение К. в состав Османской империи. Тем не менее киприоты в надежде на освобождение неоднократно обращались за помощью к правителям Савойи, Испании и Неаполя.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

н. сюрприза в Мо (surprise de Meaux), что окончательно определило позицию франц. короля как защитника католич. Церкви. В ответ на крупное восстание в Нидерландах против испан. владычества, в к-ром кальвинисты играли активную роль (1566), испан. кор. Филипп II послал во Фландрию большую армию во главе с герц. Альбой. Сначала никто точно не знал, куда она направляется. Опасаясь нападения, гугеноты по инициативе принца Конде решили нанести упреждающий удар: была сделана попытка захватить короля в бургундском замке Монсо. К. и королева-мать успели бежать в Мо, а затем в Париж. Эти события послужили поводом к началу 2-й религ. войны (1567-1568). Принц Конде с войском подошел к столице, но 10 нояб. 1567 г. был разбит у Сен-Дени. В нач. 1568 г. гугенотам удалось оттеснить католиков к Парижу и осадить Шартр. В этих условиях был заключен мир в Лонжюмо (23 марта 1568), подтвердивший положения самого благоприятного для гугенотов «эдикта терпимости» (янв. 1562): кальвинистам предоставлялась свобода собираться для богослужений без оружия за городской чертой. Во время 3-й религ. войны (1568-1570) гугеноты сначала потерпели поражение в битвах при Жарнаке (13 марта 1569, погиб принц Конде) и Монконтуре (3 окт. 1569). Однако командовавшему гугенотской армией адмиралу Г. Колиньи удалось кардинально изменить ситуацию: в марте 1570 г. он подошел к Каркасону, взял Нарбон, сжег деревни близ Монпелье и совершил стремительный рейд на север. 18 июня гугеноты разграбили аббатство Клюни, 20 июня - аббатство Ла-Ферте-сюр-Грон. 4 июля адмирал вошел в Ла-Шарите (ныне Ла-Шарите-сюр-Луар). На западе гугеноты захватили Маран, Люсон и Ле-Сабль-д " Олон. Им сдались города Ньор, Бруаж и Сент. 8 авг. 1570 г. в Сен-Жермен-ан-Ле был подписан эдикт примирения: гугенотам предоставлялась свобода совести, кальвинист. богослужение разрешалось по всему королевству (в предместьях 2 городов каждого податного округа); протестанты могли занимать королевские должности, главные представители гугенотов, в их числе Колиньи, были включены в Королевский совет.

http://pravenc.ru/text/1681067.html

по 1565 г.: о заключенных перемириях, смерти великого князя Василия восшествии Ивана IV, взятии Казани, Астрахани, смерти царицы Анастасии, митрополита Макария и пр., прямо говорит между прочим: . Так 6 октября 1567 г. царь «приговорить со князем Володимером Ондреевичем и с своими бояры позадержати литовского посланника Юрия Быковскаго». В том 1567 г. бояре, по предложению царя, обсуждают вопросы дать или не дать крымским гонцам царское жалованье на приезде? 12 мая 1570 г. приговорил царь с боярами поступиться польскому королю 14 городами. 27 мая того же года царь говорил: всем боярам и из опричнины говорить о рубежах с Польшей. 10 декабря 1577 г. – отпустить крымских гонцов. 1 ноября 1590 г. по поводу жалоб литовских послов на недостаток корма «государь, поговоря со всеми бояры, приговорил послать на Посольский двор» дворянина Ржевского и дьяка Свиязева. 1615 г. царь Михаил «приговорил с бояры послать польскому воеводе Г. Волынцову к Варгавскому державцу грамоту». В октябре 1614 г. царь Михаил указал и бояре приговорили «встретить посланника Датского Бегичеву и послать ему лошадь». 11 августа 1615 г. царь Михаил «приговорил с бояры послать к аглинскому Якубу королю в гонцех с грамотою о свейском деле из Розряду подьячего Ив. Грязева». 28 июля 1617 г. «у обедни говорил государь с бояры» по поводу челобитья английского посла о 2-х иноземцах. В июне 1617 г. посылая бояр в Ответную палату, царь велел «говорить с английским послом о делех по своему государеву указу и по боярскому приговору». В июле того же года бояре посылали к тому же послу дьяка «по всем статьям и по выписке государев указ и свой боярский приговор объявить». Другие боярские приговоры см. от 29 ноября 1567 г., 1570 г. июня 20, 1574 г. января 27, 1576 г. апреля 26, 1577 г. февраля 2, июня. 1578 г. мая 15, сентября 18. 1579 г. июля 28, августа 15, сентября 27, ноября 16. 1580 г. марта 6, августа 25, октября 15. 1581 г. мая 5, июля 18, октября. 1583 г. сентября 17, 1584 г. июля 21, 1588 г. февраля 27, 1589 г. августа 28. октября 29. 1590 г. июня 25, 1591 г. января 27, 1592 г. января 26, 1593 г. марта 22. октября 2. 1595 г. мая 19, 21, 1620 г. декабря 23. Приговоры касались главным образом приема и отпуска иностранных послов, равно как и отправления русских. „Лета 7099-го генваря в 1 день царь и вел. князь Федор Иванович велел быти у себя государя на соборе богомольцу своему патриарху Иову, и архиепископом, и епископом, и архимандритом, игуменам, и всему Освященному собору, и всем боярам, и думным дворяном и дьяком. И приговорил государь с ними, чтобы Ругодива не писать в обеих перемирных грамотах ни в государеву сторону, ни в королеву; а приказати б об нем говорити Жигимонту королю с государевыми послы, которых пошлет государь то перемирие закреплять» (IIoльckuй стат. список 20, лл. 466–467).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Марии Стюарт. Неизвестно, знал ли Н. об этом заговоре заранее, однако он оценил это событие как смерть идолопоклонника, оказывавшего пагубное влияние на королеву. Когда 17 марта она вернулась в Эдинбург с намерением наказать убийц, Н. предпочел уехать в Эршир, где в последующие неск. месяцев работал над «Историей Реформации в Шотландии». В дек. 1566 г. он уехал в Англию, чтобы навестить сыновей. Возможно, он также побывал в Лондоне. Из-за этой поездки Н. не принимал участия в событиях, происшедших в Шотландии в февр.-июле 1567 г., когда был убит лорд Дарнли, а королева вышла замуж за Джеймса Хепберна, гр. Ботуэлла, к-рого считали наиболее вероятным организатором убийства, что спровоцировало восстание, закончившееся поражением Марии Стюарт и ее заключением в замке Лохливен. Н. вернулся в Эдинбург в кон. июня 1567 г., когда споры относительно буд. судьбы королевы были в самом разгаре. В проповеди 19 июля он обвинил королеву в прелюбодеянии и соучастии в убийстве и потребовал ее казни, в то же время он приветствовал восшествие на престол годовалого кор. Якова VI (в 1603 стал также королем Англии под именем Яков I), регентом стал лидер шотл. протестантов граф Морей. Н. произнес проповедь на коронации в Стерлинге 29 июля 1567 г. и сравнил монарха с ветхозаветным Иоасом. С этими переменами Н. связывал надежды на возвращение Шотландии в русло истинной веры, в частности, в проповеди на открытии парламента в дек. 1567 г. он призывал к восстановлению того порядка, к-рый был утвержден парламентом 1560 г. Тем не менее Н. не выказывал желания возвращаться к политике и практически не принимал участия в гражданской войне между «партией короля» и «партией королевы» в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVI в. Но убийство 23 янв. 1570 г. регента, графа Морея, Н. оценил как Божие наказание для Шотландии, не ценившей даров Господа - освобождения от гнета Франции, католич. Церкви, а затем и католич. королевы. В проповеди на похоронах графа Морея Н. назвал его одним из «умерших во Господе». Осенью 1570 г.

http://pravenc.ru/text/2577917.html

Лит.: Papadopoullos Th. Social and Historical Data on Population: 1570-1881. Nicosia, 1965; Inalcik H. Ottoman Policy and Administration in Cyprus after the Conquest//Πρακτικ Α Διεθνος Κυπρολογικο Συνεδρου. Λευκωσα, 1973. Т. 3/1. Σ. 120-136; Orhonlu C. The Ottoman Turks Settle in Cyprus (1570-1580)//Ibid. Σ. 257-261; Ιστορα το λληνικο θνους. Αθναι, 1974. Т. 10. Σ. 189-201, 306-310, 322-323; 1975. Т. 11. Σ. 105, 227; Т. 12. Σ. 202-203; 1977. Т. 13. Σ. 437-445; Gaziog lu A. C. The Turks in Cyprus: A Province of the Ottoman Empire (1571-1878). L., 1990; Jennings R. C. Christians and Muslims in Ottoman Cyprus and the Mediterranean World: 1571-1640. N. Y.; L., 1993; idem. Studies on Ottoman Social History in the 16th and 17th Cent.: Women, Zimmis and Sharia Courts in Kayseri, Cyprus and Trabzon. Istanbul, 1999; Rizopoulou-Egoumenidou E. The Economy of Cyprus under Ottoman Rule with Special Emphasis on the Late 18th and Early 19th Cent.//The Development of the Cypriot Economy: From the Prehistoric Period to the Present Day/Ed. V. Karageorghis, D. Michaelides. Nicosia, 1996. P. 193-208; Μιχαλ Μ. Ν. Το τσιφλκι (ciftlik) της Οθωμανικς περιδου. Λευκωσα, 2005; idem. Απ το φουδο στο τιμριο: Γαιοκτησα στην Κπρο της Οθωμανικς περιδου//Επετηρδα Κντρου Μελετν Ιερς Μονς Κκκου. Λευκωσα, 2010. Т. 9. Σ. 337-361; Ottoman Cyprus: A Collection of Studies on History and Culture/Ed. M. N. Michael, M. Kappler, E. Gavriel. Wiesbaden, 2009; Given M., Hadjianastasis M. Landholding and Landscape in Ottoman Cyprus//Byzantine and Modern Greek Studies. Oxf., 2010. Vol. 34. N 1. P. 38-60. Э. П. А. Британское правление (1878-1960) 4 июня 1878 г., после поражения в русско-тур. войне (1877-1878), Турция подписала тайное соглашение с Великобританией, которое предусматривало передачу ей К. в обмен на военную и дипломатическую поддержку. К. имел для Великобритании стратегическое значение из-за географической близости к Суэцкому каналу, через к-рый англ. суда шли в Индию. О передаче острова под британское правление было объявлено 9 июля 1878 г. на Берлинском конгрессе. Официально до 1914 г. К. продолжал считаться частью Османской империи, а киприоты - османскими подданными, обязанными ежегодно выплачивать в султанскую казну 92 тыс. ф. с. (т. н. султанский налог).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Жителям ливонских городов, если они подчинятся Магнусу, И. В. обещал дать привилегии на свободную и беспошлинную торговлю по всей территории России. Предполагалось, что королевство образуется в основном за счет присоединения тех земель в Прибалтике, на к-рые распространялась шведская власть. Расчеты эти оправдались лишь отчасти. Многие ливонские дворяне стали служить Магнусу, но горожане Ревеля отказались ему подчиниться. В авг. 1570 г. Магнус вместе с русским войском осадил Ревель. И. В. рассчитывал, что Фредерик II, находившийся в войне со Швецией, пришлет флот для блокады города. Однако датский король не только не прислал флота, но и заключил в дек. 1570 г. мир со Швецией. Осада Ревеля закончилась безрезультатно весной 1571 г. Вовлечение Русского гос-ва в многолетнюю войну в Ливонии способствовало ослаблению позиций России на др. направлениях. Ухудшилось положение на Сев. Кавказе, где тесть царя Темрюк терпел неудачи в борьбе с противниками, которых поддерживал крымский хан. Возобновились набеги крымских татар на юж. области России. В 1571 г. крымская орда, к к-рой присоединились ногайские мурзы, прорвала русскую линию обороны на Оке, дошла до Москвы и сожгла город. На начавшихся переговорах хан требовал передать ему Казань и Астрахань. Его действия поддерживала Османская империя. В 1572 г. хан выступил в новый поход с османским войском и артиллерией. Рус. армия, во главе к-рой был поставлен бывший недавно опальным кн. М. И. Воротынский, нанесла поражение этому войску в битве при Молодях 30 июля - 2 авг. 1572 г. В условиях многолетней войны, шедшей на неск. фронтах, правительство постоянно повышало налоги, что стало одной из причин запустения страны. Бедствия усугубили голодные годы (1569-1571), разразившаяся в 1571 г. эпидемия чумы и репрессии со стороны опричников. В нач. 70-х гг. XVI в. отношение царя к опричнине и опричникам стало заметно меняться. Предписание И. В. судьям решать все тяжбы в пользу опричников привело к тому, что дело дошло до массовых актов беззакония и до насилия со стороны опричников по отношению к земским людям. Это вело к дезорганизации внутреннего положения в стране, действия опричников сталкивались с вооруженным сопротивлением населения. Царю поступал поток жалоб, в которых опричники выглядели не лучшим образом. Борьба за власть и влияние в опричном дворе вела к тому, что соперники обвиняли друг друга в измене. Жертвой таких доносов стал один из инициаторов опричнины - Басманов. Во время набега татар в 1571 г. опричное войско не смогло ни дать отпор татарам, ни обеспечить надежную охрану царя, оказавшегося в опасной близости от татарского лагеря. Осенью 1572 г. И. В. упразднил опричнину и запретил даже упоминать это слово, разделение страны на 2 части было отменено.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

Для сего следует сим последним обращаться со своими требованиями в местную казенную палату с представлением билетов и свидетельств которые будут им возвращены по ассигновании, таковых доходов и процентов из ближайшего уездного казначейства (ук. Св. Син. 15 фев. 1861 г.). 250 . Поступающие медные нонеты прежнего чекана в церкви не должны быть выпускаемы в народное обращение, а должны быть передаваемы в местные казначейства для обмена на кредитные билеты, или серебряную разменную и медную монету нового чекана (Опред. Св. Син. 4–12 июля 1880 г. 1177). Об исполнении этого подтверждено циркуляром Хозяйственного Управления при Св. Синоде в «Церк. Вед.» за 1891 г. в 26. 251 . Алтарные двери в церквах должны быть непременно c запорами 179 (Ук, Св. Син. 29 сент. 1814 г. и 4 дек. 1830 года II. С. З. 4 дек. 4165). 252 . Для охраны же церквей от похищения церковные старосты обязаны нанимать благонадежных сторожей на точном основании 1570 ст. т. X ч. I Свод. Зак. изд. 1887 г. Примечание. В ст. 1570 сказано: «нанявшийся стеречь двор или что-либо другое, и давший в том себе поручительство обязан удовлетворить хозяина за покражу учиненную у него во время стражи. Если же не в состоянии вознаградить нанимателя за причиненный покражею убыток, то взыскание обращается на поручителей». 253 . Принимая во внимание что охрана церквей одними только церковными сторожами без учреждения особых ночных караулов при церквах является на практике мерою не вполне достаточною для достижения своей цели, – Г. Обер-Прокурор С. Синода входил в сношение с Г. Министром Внутренних Дел чтобы сельские общества непременно и обязательно охраняли церкви посредством назначения из среды сельских обывателей особых правильно и целесообразно организованных ночных караулов при церквах, тем более, что церковные сторожа имеются далеко не при всех сельских церквах, так-как многие из последних по причине крайней бедности не имеют на этот предмет средств, Г. Министр Внутренних Дел, относясь с полнейшим сочувствием к заботам об охранении св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Московские казни Флоря Б.Н. Иван Грозный (Оглавление) «Розыск об измене» продолжался вплоть до лета 1570 года, и новые изменники были найдены. Направление поисков во многом определялось тем, что власть в Новгородской земле находилась в руках «приказных людей» — новгородских дьяков и их подчиненных, которых царь и его окружение считали едва ли не главными организаторами заговора. Новгородские дьяки Кузьма Румянцев и Богдан Ростовцев, арестованные в Новгороде, были доставлены к царю, чтобы дать показания о своих связях с другими возможными изменниками. Все группы только возникавшего и еще достаточно немногочисленного чиновничества (в особенности его высшие слои) были тесно связаны между собой. Дьяков московских приказов неоднократно посылали в крупные провинциальные города, чтобы возглавить местную администрацию. В таких условиях допросы и пытки новгородских дьяков должны были привести опричных следователей в среду высшего московского чиновничества, а существовавшие в этой среде, как и в других частях тогдашней русской политической элиты, соперничество в борьбе за власть и влияние способствовали тому, что весьма влиятельные люди не только поддерживали подозрения царя в отношении обвиняемых, но и превращали их в уверенность. К лету 1570 года сыск по делу о новгородской измене был закончен. На площади в Китай-городе поставили плахи. Но когда 25 июля на площадь были выведены обвиняемые и им стали зачитывать смертный приговор, то главными лицами среди обвиняемых стали вовсе не новгородцы. Главными фигурами среди обвиняемых оказались долголетние советники царя, выходцы из рядовых дворянских фамилий, возвысившиеся благодаря личным способностям и за это царем ценившиеся, — долголетний главный советник царя по вопросам внешней политики, хранитель большой государственной печати дьяк Иван Михайлович Висковатый и царский казначей Никита Афанасьевич Фуников Курцов, близкий родственник одного из крестных отцов царя, В сохранившейся записи о новгородском следственном деле отмечено, что с Висковатым и Фуниковым находились в сношениях новгородские заговорщики, которые вместе с ними царя «хотели злым умышлением извести, а на государство посадити князя Володимера Ондреевича».

http://sedmitza.ru/lib/text/438962/

События июля 1570 года говорят скорее о другом. Состояние постоянной борьбы с «изменой», в котором оказалось русское общество с установлением опричного режима, постоянные поиски изменников везде и всюду — все это наложило глубокий отпечаток на характер отношений в русской правящей элите, придав особый специфический характер всегда происходившей в этой среде борьбе отдельных групп между собой за власть и влияние. В годы опричнины, по мере того, как репрессии усиливались, а масштабы их все более расширялись, наиболее эффективным орудием борьбы за власть и влияние оказывались обвинения соперников в измене. Так борьба за власть и влияние двух группировок высшей московской бюрократии — одной во главе с Висковатым и Фуниковым, а другой во главе с братьями Щелкаловыми — закономерно завершилась кровавым финалом, и высшие чиновники увеличили число лиц, казненных по обвинению в участии в новгородском заговоре. Вместе с тем есть основания полагать, что казнь этих чиновников, подобно казни Висковатого, также была использована царем, чтобы создать у населения благоприятное представление о своей политике. К такому выводу приводят наблюдения над некоторыми особенностями записок Генриха Штадена. Хорошо известно, что его рассказ о «стране и правлении московитов» открывается подробным описанием различных злоупотреблений, которые совершаются в московских приказах: Штаден детально описывает различные способы, с помощью которых дьяки и подьячие присваивали себе часть государственных средств и вымогали взятки с просителей. Характерно, что при этом в качестве лиц, совершавших все эти злоупотребления, фигурируют не те дьяки, которые стояли во главе этих приказов в середине 70-х годов XVI века, когда Штаден покинул Россию, а те лица, которые их возглавляли до казней 1570 года. Интересен и контекст этого описания у Штадена. Рассказ о злоупотреблениях завершается словами: «Так управляли они при всех умерших великих князьях», а затем автор переходит к рассказу об учреждении опричнины. Из контекста можно сделать вывод, что опричный режим именно и был создан для борьбы с этими злоупотреблениями.

http://sedmitza.ru/lib/text/438962/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010