Царь был страшно раздражен этим обличением св. Филиппа, но притаил свою злобу и искал случая лишить его сана. Случай этот скоро представился. 28 июля во время крестного хода в Новодевичий монастырь при чтении Евангелия, святитель заметил, что один из опричников, находившихся позади царя, стоял в татарской тафье (шапке), и указал на него царю. Опричник поспешил снять и спрятать тафью. Окружавшие же царя опричники обвинили святителя в том, что он будто-бы сказал неправду и сделал для того, чтобы посрамить царя пред народом. Тогда царь разразился гневом на святителя и велел судить его. Нашлись клеветники с ложными обвинениями против Филиппа и осудили его. Во время служения святителем литургии в Успенском соборе, прочитана была бумага, в которой объявлялось, что он лишается сана. Затем опричники сорвали со святителя облачение, надели на него оборванную монашескую рясу, посадили на дровни и с ругательством отвезли в Богоявленский монастырь в город. Потом св. Филипп сослан был в заточение в Тверской Отрочь монастырь, где проездом начальник опричников, Малюта Скуратов, по приказанию царя, задушил его в 1570 году. Св. Филипп за три дня предсказал ожидавшую его кончину и приготовился к ней принятием св. Таин. Мощи святителя почивают в москов. Успенском соборе, который был свидетелем его великих дел. 9-го июля празднуется перенесение их.   Тропарь, глас 8-й. Первопрестольников преемниче, столпе православия, истины поборниче, новый исповедниче, святителю Филиппе, положивый душу за паству твою. Темже 27 яко 28 имея дерзновение к Христу, моли за Императора православного, за град же и люди, чтущия достойно святую память твою. Молитва. Общая святительская. См. 1-е января. Или – святит. Алексия. См. 12-го февр. 25-е число. Празднование чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». Икона сия находится в Москве, в церкви св. Николая, что на Пупышах, полагают, что принесена она в Москву казаками в царствование Алексея Михайловича, в 1640 г. Благоговейное почитание этой иконы особенно проявилось во время чумы, в 1771 г., в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

Феодосий, епископ Рязанский и Муромский (Вятка) О деятельности преосвященного Феодосия сохранились в основном сведения до его возведения в сан епископа. С 1567 по 1570 годы – архимандрит Московского Спасо-Андроникова монастыря. В 1568 году по поручению царя Ивана Грозного ездил в Соловецкий монастырь для собирания обвинительного материала против бывшего настоятеля этого монастыря, митрополита Московского и всея Руси Филиппа (Колычева; † 1569, память 9/22 января, 3/16 июля, 5/18 октября). В 1570 году сопровождал царя Ивана Грозного в его походе в Новгород. С 1570 по 1572 годы – архимандрит Троице-Сергиева монастыря. В 1571 году подписался под клятвенной записью на верность царю. В 1572 году присутствовал на Соборе о четвёртом браке царя Ивана Грозного. Принимал участие в избрании митрополита Московского и всея Руси Антония († 1581). Вторично сопровождал царя Ивана Грозного при посещении им Новгорода и 23 июня участвовал в торжественной встрече Владимирской иконы Божией Матери. В 1573 году хиротонисан во епископа Рязанского. Управлял епархией всего один год. Дальнейших сведений о нём не имеем. Литература: Горский А.В., протоиерей. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А.В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. М. 1890. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. – Калуга, 1997. Кн. 3, т. 9, стр. 50. Григорий, архимандрит. Список настоятелей Московского Спасо-Андроникова второклассного монастыря с судьбами их. Изд. 2. М. 1890. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 139, 169, 415. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1411. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 36. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией имп. Академии наук: в 4 т. СПб., 1836, т. 1. Чтения в Обществе истории и древностей российских. М. 1846–1918; 1863. Кн. 2, отд. 1. Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841 1921, т. 3. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной Коллегии иностранных дел: в 5 т. М. 1813–1894, т. 1. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 25, стр. 239. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 4, ч. 1, стр. 170; ч. 2, стр. 238. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

8. Преподобный Арсений Новгородский, Христа ради юродивый. Память 8/21 мая, 12/25 июля 9. Иван Васильевич (Иоанн IV), по прозвищу Грозный (1530 — 1584) великий князь всея Руси (1533-1547), первый русский царь (1547-1584). 10. Блаженный Николай Салос Псковский, Христа ради юродивый (+1576). Память 28 февраля/12 марта. 11. В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода. Как свидетельствует Псковская летопись, «прииде царь… с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити». Весь город молился об отвращении царского гнева. Жители вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль для встречи царя. 12. «Истории государства Российского», том 10, гл. 4. Николай Карамзин (1766 — 1826), русский историк, создатель одного из первых обобщающих трудов по истории России, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном». 13. Александр Пушкин (1799–1837) русский поэт, драматург и прозаик. Драма «Борис Годунов» (1831) посвящена Пушкиным Карамзину: «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностию посвящает Александр Пушкин». 14. Блаженный Иоанн Московский, Большой колпак, чудотворец (+ 1589). Память 12/25 июня и 3/16 июля. 15. Субъектность (лат. subjectum — подлежащее) свойство индивида быть субъектом активности. Применительно к человеку, «быть субъектом» — значит быть носителем идеи Я, а это, в свою очередь, означает, что человек мыслит, воспринимает, переживает и осуществляет себя в качестве причины себя самого. 16. Прп. Серафим Саровский, чудотворец (1759 — 1833). Память 2/15 января и 19 июля/1 августа 17. Схиигумен Кукша Одесский, в миру Косьма Величко (1875 — 1964). Память 16/29 сентября и 11/24 декабря. 18. Патриарх Сербский Павел, в миру Гойко Стойчевич (1914 — 2009). Предстоятель Сербской Церквис 1990 по 2009.

http://radonezh.ru/analytics/bog-izbral-...

Во время своего царствования император Hukoлaй II, используя те или иные источники, следуя благочестивому примеру святого князя Владимира Новгородского и святого князя Ростислава-Михаила Киевского, построил много храмов. Среди них — русский кафедральный собор в Бриджпорте, штат Коннектикут, и храм святых апостолов Петра и Павла в Манчестере, Нью-Гемпшир. Святые княгини и царицы На стене главного храма Богоявленского монастыря в Костроме есть большая фреска, изображающая процессию всех прославленных женщин Русской Церкви с 957 по 1604 год, начало Смутного времени. Первая из этих святых, их предводительница — святая равноапостольная Ольга, бабушка святого Владимира, чья память празднуется Церковью 11/24 июля, всего за четыре дня перед днем его памяти. Другие известные святые, изображенные на этой фреске, — святая княгиня Иулиания Оболенская (1092), княгиня Анна Кашинская (1322), княгиня Иулиания Вяземская (1406) и княгиня Иулиания Ольшанская (1570). Память святой княгини Иулиании Ольшанской совершается 10/23 октября, а обретение ее мощей — 6/19 июля. Частицы ее мощей находятся сейчас в православном монастыре Святой Троицы в Джорданвилле, штат Нью-Йорк. Память святой княгини Иулиании Вяземской отмечается Православной Церковью 21 декабря/3 января. Святая княгиня Анна Кашинская, чья память совершается 12/25 июня и 2/15 октября, занимает особое место среди святых Русской Православной Церкви, ибо она была канонизирована дважды. После ее первого прославления она стала в царствование Алексея Михайловича (1645—1676) причиной спора между раскольниками-старообрядцами и патриархом Никоном, ибо ее рука была сложена для крестного знамения двуперстным сложением, а не трехперстным, как это делают по обычному православному обряду. Поэтому патриарх вычеркнул ее имя из списка русских святых. В царствование Hukoлaя II, по инициативе императора, она снова была канонизирована. Но даже тогда ее прославление не прошло без происшествий и помех: когда ее мощи перевозились на поезде из Ростова Великого, оказалось, что гроб пустой. После того, как поезд был опечатан и обыскан, мощи были найдены в баке для мусора; таким образом пойманный в ловушку вор старался избежать ответственности за свое преступление.

http://moral.ru/американские-ученые-о-пр...

Он пришел к затворнику, чтобы взять благословение на предстоявший путь. «Завтра, государь, готов и я в путь свой», — таков был ответ святого. Царь, думая, что затворник решил идти с ним в Псков, весьма обрадовался. Однако этими словами преподобный Арсений предсказал собственную кончину. На следующее утро преподобный приобщился Святых Христовых Таин и мирно отошел ко Господу. Блаженная кончина святого последовала 12 июля 1570 года. Погребли святого Арсения в том же затворе, где он совершал спасительный подвиг. После обретения нетленных мощей преподобного над ними была построена часовня, а затем деревянная церковь в честь Рождества Христова. Сохранились записи 1634 года: «На торговой стороне, в монастыре Арсеньеве мощи преподобного Арсения лежат под спудом; от мощей его приходящим с верою исцеления бывают. Тропарь и кондак ему составлен». Не ранее 1701 года было написано житие святого Арсения и составлена ему служба. 21 января 1787 (1785) года нетленные мощи подвижника были перенесены в Кириллов монастырь близ Новгорода и положены на южной стороне соборной церкви во имя святителя Афанасия († 373) и Кирилла († 444) Александрийских (память 18/31 января). Там же был устроен и освящен в сентябре 1793 года придел во имя преподобного Арсения, а в 1812 году устроена новая позолоченная гробница. В честь преподобного Арсения был освящен также придел в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Ржеве. В древнем житии преподобный Арсений назван юродивым Христа ради. Память преподобного Арсения праздновалась в обители в первое воскресенье после 18 января, то есть после храмового праздника монастыря. Русская Православная Церковь 12/25 июля отмечает день преставления преподобного Арсения, а 8/21 мая установлено празднование в память обретения его мощей и дня тезоименитства угодника Божия. Арсений трудолюбивый, преподобный Преподобный Арсений Трудолюбивый жил в XIV веке. Этот подвижник назван трудолюбивым потому, что подвизаясь в пещерах Киевской обители Успения Пресвятой Богородицы, он не знал отдыха, никто никогда не видел его в праздности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Св. муч. Георгия нового в Средце болгарском, пострадавшего от турок в 1514 году. Мак. 1621. 1639. Служба. В Сборнике XVI в. Канон Василия при митрополите Макарии 51 втор. 27 мая). Обретение мощей пр. Макария , игумена калязинского в в 1521 году. У. Синод. 1553 г. 1621.1625. 1639. Синод. М. 1570 г. О службе на обретение мощей сн. Опис. Рум. Музея стр. 596. (Рум. 397 мая 27. В Белоз. 516 пренесение мощей его 9 октября. Сн. 17 марта память его). II. Новомуч. Александра , дервиша солунского, пострадавшего в Смирне в 1794 году. Солов. V. Св. Ферапонта кипрского. УКр. Лавр. и др. (25 мая). Ап. Иуды , брата Господня. Неап. Син 1. Иер. Акад. МКр. Соф. М. 11 в. и многие (19 июня). Св. Ферапонта сардийского. Акад. 1. Рум. Сирм. и др. (27 мая). Св. Тимофея , еп. прусского. Бодлеян. Ч. М. 1370 и др. (10 июня). Св. Сергия и Вакха в Руфинианах. Дом. (7 окт.). Св. Еввиота или Евсевиота, Алипия, Павла и Иулианы . Шиф. Дом. Маз. (27 мая и 4 марта). Св. муч. Феодоры . Св. 382 (27 мая). 27 I. Св. священномуч. Ферапонта , еп. сардийского при Валериане. Иер. Кал. Петр. 43. Готф. Коал. 2. Мст. Терн. Хил. и др. Соф. М. 1463. Канон Иосифа. Служба. (Вас. 245 мая 25. Акад. 1. 240. Клар. Рум. 26 мая. МКр. Маз. 28 мая. 247. 249. 1469 янв. 4). Свв. мучч. Феодоры девицы и Дидима воина в Александрии в 304 году. Вас. Син. 1. Екл. Петр. Сир. Сирл. 240. (Св. 382 мая 26. М. Гр. Мак. 5 апр. †. Мил. 6 апр. Сирм. 27 апр. М. Р. мР. А. У. Н. 28 апр. Иерон. 12 дек.). Пренесение мощей трех святителей: Киприана, Фотия и Ионы , митрополитов киевских и всея России в 147? г. во время разборки прежнего успенского собора. У. 336. Следов. Nc. XVI в. 1621. 1639. (Белоз. 493 мая 25. НПодл. мая 26. Соф. служебник XVI в. XI 568 июня 5. Сн. о св. Ионе 31 марта, о св. Киприане 16 сент. о св. Фотии 2 июля). Пр. Ферапонта белозерского, † 1426. 1621. Мил. Пролог 1662. †. По Белоз. 516 положение тела его ныне в Лужках, иже в Можайске. Филим. 14 февр. Житие его написано. вскоре после собора 1547 года митрополит Макарий установил праздновать память его местно. Ключев. стр. 273. Мощи под спудом в соборном храме лужецкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

На протяжении XIV–XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия († до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV–XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия († 28 ноября 1394 г.). Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий († до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV b.; память 23 октября/ 5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV b.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV b.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит († до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник († зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий († после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь († 29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх († после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей († 6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV b.; память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет († 8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV b.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV b.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV b.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV b.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий († после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый († ок. 1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля/

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня). Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля» 2 августа); преподобный Савва Стромынский († 20 июля 1392 г.); преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский († 3 декабря 1407 г.; обретение мощей 19 января 1652 г.); преподобный Иаков Стромынский (XIV в.; память 21 апреля/4 мая); преподобный Григорий Голутвинский, Коломенский (XIV-XV вв.; 25 января/7 февраля); преподобный Афанасий, Железный Посох, Череповецкий († ок. 1388; память 26 ноября/9 декабря и 25 сентября/8 октября); преподобный Феодосий Череповецкий († ок. 1388; память 26 ноября9 декабря и 25 сентября» 8 октября); преподобный Мефодий Пешношский († 4 июня 1392; память 14/27 июня; преподобный Иаков Железноборовский († 11 апреля 1442 г.); преподобный Никифор Боровский († до 1414; память 9/22 февраля); преподобный Никита Боровский († после 1421; память 1/14 мая); преподобный Ферапонт Боровенский, Калужский (XIV-XV вв.; память 27 мая/9 июня). Собеседники преподобного Сергия: святой благоверный великий князь Димитрий Донской ( † 19 мая 1389 г.); преподобная Евфросиния Московская, в миру святая благоверная великая княгиня Евдокия ( † 6 июля 1407 г.); святитель Стефан, епископ Великопермский ( † 26 апреля 1396 г.); святитель Михаил, епископ Смоленский ( † 6 мая 1402 г.; память 28 ноября/11 декабря); святитель Дионисий, архиепископ Суздальский ( † 15 октября 1386 г.; память 26 июня» 9 июля); преподобный Евфимий Суздальский ( † 1 апреля 1405 г.; обретение мощей 4/17 июля); преподобный Димитрий Прилуцкий ( † 11 февраля 1392 г.); преподобный Стефан Махрищский ( † 14 июля 1406 г.); преподобномученик Григорий Авнежский ( † 15 июня 1392 г.); преподобномученик Кассиан Авнежский ( † 15 июня 1392 г.); преподобный Феодор Ростовский ( † 22 октября 1409 г.); преподобный Павел Ростовский ( † после 1409; память 22 октября/4 ноября); преподобный Ферапонт Можайский, Белозерский ( † 27 мая 1426 г.; обретение мощей 27 декабря 1514 г.); преподобный Кирилл Белозерский ( † 9 июня 1427 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

После кончины святителя Макария митрополитами Московскими последовательно были Высокопреосвященный Афанасий (1564–1566) и святитель Филипп (1566–1568; †1569). Их сменил настоятель Троице-Сергиева монастыря архимандрит Кирилл (1566– 1568). В 1570 году митрополит Кирилл (1568–1572) 16 поставил Махрищского игумена на Суздальскую кафедру. Более полно об этом говорится в дипломатических документах. Когда в 1570 году, 4 июня, в Москве были послы из Литовской Руси, то царь им сказал: «И мы ныне идем в Пречистую Богородицу, что отец наш и богомолец Кирилл, Митрополит всеа Русии, з богомолцы нашими архиепископы и епископы и со всем освященным Собором в епископью Суздалскую и Торускую ставит епископа, и нам у того поставлениа быти» 17 . Митрополит Кирилл, посвятивший в епископы Махрищского игумена Варлаама, несомненно хорошо знал его, будучи до своего первосвятительства архимандритом Троице-Сергиева монастыря. Начало святительства епископа Варлаама приходится на последние годы опричнины (1565–1572), введенной царем Иоанном Грозным. Несколько ранее, в январе 1570 года, опричному разорению подвергся Великий Новгород и был сведен с престола Новгородский архиепископ Пимен 18 . 25 июля 1570 года в Москве «на Поганой луже» царь подверг казни дьяка И. Выродкова, И. Висковатого и других 19 . В те же годы продолжалась Ливонская война. 23 мая 1571 года, в праздник Вознесения Господня, Москва, подожженная крымским ханом Девлет-Гиреем, полыхала пожаром. 1575–1576 годами датируется правление Симеона Бекбулатовича в качестве Великого князя, когда Иоанн Грозный выделил себе удел. Иностранец-очевидец об этом говорит, что государь, «как бы слагая с себя власть, управление передал Симеону, сыну царя Казанского, возложив на него чрез митрополита также диадему» 20 . Это вызвало неудовольствие, были такие, которые царю «супротив сташа... И на тех возъярися, казнил Ноугородцкого архиепископа Леонида» 21 . В 1579 году Стефан Баторий взял Полоцк, покоренный ранее, в 1563 году, Иоанном Грозным, и в Русской Церкви одной епархией стало меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010