275 . – О мышах в Московском Потешном дворце и о покупке для их истребления кошек и пастей. 1753–1754 гг. Там же, кн. II, стр. 45–46. 276 . – О св. иконах, писанных по-раскольнически с двоеперстным сложением, церковных ветхостях и склонности к расколу в с. Уреке (Трестском) Устинской волости Казанской губернии. 1759 г. Там же, кн. II, стр. 46–48. 277 . – Послание инока Саввы на жидов и на еретики. 1496 г. По рукописи принадлежащей П. А. Овчинникову (снимок её на стр. IV-oй). Там же, кн. III, стр. I–X+1–94 и отдельно М. 1900 г., стр. I–II (hehyм.)+I–X+1–94. Тоже в сборнике «О ереси жидовствующих. Новые материалы, собранные С. А. Белокуровым , С. О. Долговым, И. Е. Евсеевым и М. И. Соколовым ». М. 1902 г. стр. I–X+1–94. 278 . – Состав Императорского Общества Истории и Древностей Российских к 1 января 1902 г. Там же, кн. III, стр. 1–8. 279 . – Челобитная князя Е. Мышецкого на И. Ф. Голенищева о местничестве (с сообщением сведений о Голенищевых-Кутузовых), 1645 г. декабря 29. Там же, кн. III, стр. 35–36. 280 . – О построении в Москве каменной церкви Живоначальные Троицы у Яузского моста, в Денежных мастерах. 1650 г. Там же, кн. III, стр. 37 (Ср. 367). 281 . – Челобитная Ярополческой волости Вязниковской слободки Введенского девича монастыря игуменьи с сестрами о даче денег на постройку в их монастыре церкви. 1651 г. января 9. Там же, кн. III, стр. 37. 282 . – О железе, купленном у П. Марселиса для церкви Рождества Пресв. Богородицы, на Кулишках, в Москве. 1672 г. Там же, кн. III, стр. 38. 283 . – Челобитная Ивашки Пересветова. 7057 (1548–1549) гг. По рукописи собрания П. И. Щукина. Там же, кн. IV, стр. 1–14 и отдельно М. 1902 г. 284 . – «Краткая выписка о бывших между Польшею и Россиею переписках, войнах и перемириях». 1462–1565 гг. Там же, кн. IV, стр. 9–12. 285 . – Мировая челобитная патр. Иоакиму города Дмитрова попа и тяглеца Конюшенной слободы. 1686 г. январь. Там же, кн. IV, стр. 12–13. 286 . – Зарядная запись М. Елисеевой, выданная А. Нефёдову. 1686–1687 гг. Там же, кн. IV, стр. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

3, т. 3, стр. 743). 473 Село Смордва упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня Хомецкова с Смордвы»; ниже, в описании большого моста земского Луцкого, упоминается «городня Ивана Хомека с Смордова» (Памятники, т. 1, отд. 2. стр. 86:104). Ещё оно упоминается в акте от 23 мая 1562 года в жалобе земского господаря Гурина Хомяка о нападении на его имение в селе Смордове Козинских и Голшовских урядников и крестьян пана Олексея Козинского, грабеже скота и разного имущества, нанесении побоев крестьянам и пр. (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,036, стр. 18, п. 41). Ещё оно упоминается в акте от 27 мая 1563 года в жалобе земян Петра а Тита Хомяков о нанесении побоев и ран их урядникам и крестьянам и потраве сенокосов в селе Смордове паном Михаилом Привередовским. Ещё оно упоминается в акте от 28 октября 1563 года в жалобе земянина Гурина Хомяка о сожжении сена, принадлежащего его боярину, в селе Смордовском и о разных насилиях над крестьянами со стороны земянина Тита Хомяка (там же – 2037, стр. 13, 25, пп. 21:25). Ещё оно упоминается в акте от 3 февраля 1564 года в жалобе земянина Тихна Хомяка о том, что пан Гурин Хомяк, ворвавшись с оружием в руках в церковь Смордовскую во время обедни, бранил жалобщика и его родственницу, хотел их бить и ранил их слугу. Ещё оно упоминается в акте от 6 сентября 1664 года в записи пана Гурина Хомяка о заставе пану Тихну Хомяку двух частей имения – села Смордвы. Ещё оно упоминается в акте от 6 сентября 1564 года в продажной записи пана Гурина Хомяка пану Тихну Хомяку на третью часть села Смордвы (там же – 2038, стр. 5, 27, пп. 4, 29 и 30). Ещё оно упоминается в акте от 3 января 1565 года в донесении вижа об аресте в селе Смордве беглых крестьян пана Василия Гулевича (там же – 2039, стр. 3, п. 1). Ещё оно упоминается в акте от 25 апреля 1566 года в заявлении земянина Фёдора Хомяка об уступке им своему дяде Тихну Хомяку части села Смордвы (там же – 2040, стр. 11, п. 23). Ещё оно упоминается в акте от 9 мая 1592 года в донесении возного Тимофея Бранского о том, что он позвал свидетелей в суд гродский для повального обыска по делу об оскорблениях и обидах, причинённых епископу Луцкому Кириллу Терлецкому Александром Семашком, старостою Луцким; в числе свидетелей значится «пан Тыт Хомяк Смордовский с Смордова» (Архив, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Богом зданные пещеры vk fb tw ok @ g+ lj Печерский схимник Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Печерская братия Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Печерские старцы Фото: митрополит Тихон (Шевкунов) vk fb tw ok @ g+ lj Ворота Псково-Печерского монастыря vk fb tw ok @ g+ lj Печерский схимник Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Архимандрит Антипа Фото: архимандрит Тихон (Шевкунов) vk fb tw ok @ g+ lj Схимник и послушник vk fb tw ok @ g+ lj Архимандрит Алипий (Воронов), наместник Псково-Печерского монастыря vk fb tw ok @ g+ lj Отец Антипа на Святой горке читает акафисты Фото: архимандрит Тихон (Шевкунов) vk fb tw ok @ g+ lj У поленницы дров vk fb tw ok @ g+ lj Печерские схимники Фото: митрополит Тихон (Шевкунов) vk fb tw ok @ g+ lj Схиигумен Савва (Остапенко) vk fb tw ok @ g+ lj Печерский монах Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Богом зданные пещеры vk fb tw ok @ g+ lj Псково-Печерский монастырь зимой Фото: Анатолий Горяинов Рейтинг: 9.2 Голосов: 1565 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Георгий 27 августа 2020, 05:09 Богородице Слава Тебе во Успении мира не оставившая! С Праздником, отцы! валерий сергеевич 14 апреля 2020, 10:23 Какие светлые лица у этих святых людей... 17 января 2019, 19:42 Огромное спасибо . Нелли Анисимова 8 ноября 2018, 00:14 Доброго времени суток! Слушаю аудиокнигу о.Тихона " Несвятые святые " . " Дошла " только до второй главы, а в душе уже какой-то ПРАЗДНИК!!! А фото старцев, просто потрясли... Волосы седые, по фигурам видно, что далеко немолоды, а глаза - настолько живы... И видно, что здесь не просто хорошая работа фотографа. Не зря говорят : " глаза - зеркало души " . И так на сердце тепло и уютно, и даже не знаю за что больше: за то что есть такие люди, или за то что я узнала о них, или ещё не знаю за что... СПАСИБО ОГРОМНОЕ Уважаемый отец Тихон за такой подарок в моей жизни - и за книгу, которую дослушаю и не раз ещё вернусь к ней, и за фильм 1986 года, и за Ваш труд! Александр 1 мая 2018, 11:17

http://pravoslavie.ru/49051.html

В колокольне Богоявленского собора в Казани открылась выставка икон 17 марта 2009 г. 19:01 Сегодня в колокольне Богоявленского собора города Казань открылась выставка «Иконостас Троицкой церкви Свияжска, Деисус и Праотцы». Она посвящена иконостасному комплексу древнейшей на территории Татарстана деревянной Троицкой церкви Свияжска и двум ее чинам — деисусному и праотечеоскому. Троицкая церковь была заложена монахами Троице-Сергиева монастыря в 1551 году. На сегодняшний день это единственная деревянная постройка, сохранившаяся от былой Свияжской крепости. Именно в этой церкви был освящен город и первый монастырь. Иконостас Троицкой церкви формировался в несколько этапов. Самое древнее и, пожалуй, единственное документальное свидетельство его состояния фиксирует опись Свияжска 1565-1567 гг., составленная Кикином Борисовым. В ней говорится о наличии деисусного ряда на 11 досках, написанных «на празелени» в тяблах. Деисус — центральный ряд иконостаса, его смысловое ядро. В центре деисусного чина изображается Спаситель с Евангелием в руках, а по сторонам — предстоящие ему Богоматерь и Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и другие святые, расположенные в строгой иерархической последовательности. Дальнейшее развитие иконостаса связано с условным вторым этапом — последней третью XVI века. К нему можно отнести создание двух чинов — «праздничного» и «пророческого», которые музей ИЗО уже показывал публике на предыдущей выставке в колокольне. Наконец, завершающий этап формирования Троицкого иконостаса — создание верхнего, праотеческого ряда в начале XVII века. Этот чин представляет собой галерею ветхозаветных праотцев с соответствующими текстами на свитках, через которых является первоначальная ветхозаветная Церковь от Адама до Моисея. В центре этого ряда помещается образ Святой Троицы. «Православие в Татарстане» /Патриархия.ru  Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/589039.htm...

В Муроме будет восстановлена церковь, на месте которой стоял шатер Ивана Грозного во время похода на Казань 9 апреля 2007 г. 13:56 Летом этого года в Муроме Владимирской области начнется восстановление одного из древнейших памятников архитектуры города — церкви святых Косьмы и Дамиана (XVI в.), сообщили в муромской мэрии. Решение о восстановлении храма было принято после того, как в прошлом году он был возвращен Владимиро-Суздальской епархии , передает «Интерфакс». Проект восстановительных работ находится на утверждении в Министерстве культуры РФ. Финансовую помощь в восстановлении храма решили оказать и горожане. Церковь св. Косьмы и Дамиана в Муроме была построена в 1556-1565 годах. По преданию, на месте церкви в 1552 году стоял походный шатер царя Ивана Грозного, когда тот шел походом на Казань. В 1868 году обрушился шатер церкви, и с тех пор богослужения в храме больше не проводились. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/226324.htm...

В Успенском Псково-Печерском монастыре продолжается реставрация башен архитектурного ансамбля обители 22 января 2024 г. 16:03 В январе 2024 года специалисты АНО «Возрождение» сообщили, что несмотря на сложные погодные условия в Успенском Псково-Печерском монастыре Псковской епархии  продолжается реставрация башен архитектурного ансамбля обители. Работы проходят снаружи и внутри монастыря. Основные мероприятия по проекту включают в себя устройство отмостки, облагораживание прилегающей территории, проведение дополнительных инженерных сетей и скрытие электрических кабелей, которые в настоящее время проходят по крепостным стенам и башням. Каменные стены с шестью башнями и тремя воротами были построены в 1558-1565 годах в начале Ливонской войны. Позднее были построены еще четыре башни. Псково-Печерская крепость выдержала двухмесячную осаду отряда войск Стефана Батория в 1581 году, участвовала в приграничных боевых действиях вплоть до конца Северной войны в 1721 году. В настоящее время уцелело девять башен и на месте разрушенной в 1581 году Брусовой башни был возведен собор Михаила Архангела. Псковская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

1527 Милоть (греч. μηλωτ – овчина, как пишет В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» (то же – у Вейсмана в «Греческо-русском словаре»), В милоти, то есть в одежде из овчины мехом наружу, обычно изображают Иоанна Предтечу. Вульгата для слова милоть употребляет pallium. 1529 «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху»: 1542 «Причины греха суть: вино, женщины, богатство, телесное здравие; впрочем – не потому, что это суть грехи по самому естеству, но потому, что природа удобно склоняется этим в греховные страсти. ...Если всегда будешь памятовать немощь свою, то не преступишь предела осторожности» ( Исаак Сирин , преподобный. Слово 57. С. 292; ср.: Феодор Едесский. Главы, 61–62/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 612). 1543 См.: Марк Подвижник. О законе, 100/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 51, со ссылкой на 1Тим. 6, 10 ; Петр Дамаскин, I/Там же. Т. 2. С. 23, 117; Евагрий. Главы о различии, 1/Там же. Т. 1, 506. Лествица, степень 16; 17, 14. 1547 Марк Подвижник. О законе, 100–101, 103–104/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 51; Евагрий. Главы о различии, 1/Там же. С. 506; Петр Дамаскин, I/Там же. Т. 2. С. 23; Никита Стифат. Вторая сотница, 60/Там же, 418. 1548 «Мечтанием лживым присно бесове приводят нас на согрешение. Ибо мечтанием сребролюбия и прибытка, окаяннаго Иуду уготоваша предати Господа и Бога всех» (Исихий Пресвитер. К Феодулу, 118/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 280). 1549 В этом своем проявлении сребролюбие «насмеяния достойнейше ... зане человецы соделавшии с великим трудом от металла земнаго сребренницы, паки их праздных в землю полагают» (Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 117; разрядка наша. – иг. Ф.). 1565 «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня»:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

1549 В этом своем проявлении сребролюбие «насмеяния достойнейше ... зане человецы соделавшии с великим трудом от металла земнаго сребренницы, паки их праздных в землю полагают» ( Петр Дамаскин , I/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 117; разрядка наша. — иг. Ф. ). 1550 Зигабен на Пс. 7:10. 1551 Феофилакт Болгарский на Деян. 5:1—6. 1552 4 Цар. 15:1—5. 1553 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 9, 10, 3—4. Т. 1. С. 493—494. 1554 Феофилакт Болгарский на Мф. 17:19—21. 1555 Феофилакт Болгарский на Лк. 11:33—36. 1556 Иосиф Флавий . Иудейские древноети. 10, 7, 4. Т. 2. С. 20. 1557 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20. 1558 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20. 1559 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 8, 2. Т. 2. С. 22—23. 1560 Там же. 10, 8, 3. Т. 2. С. 23. 1561 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10 (разрядка наша. — иг. Ф.). 1562 Феофилакт Болгарский на Лк. 6:20—26. 1563 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:11—12. 1564 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10. 1565 «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня»: 1566 Феофилакт Болгарский на Лк. 17:5—10. 1567 Так — по-церковнославянски (греч. συνεχφη ). То же — и у Юнгерова: «И о печалился Иона великою печалью и смутился» (Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова. Пророк Даниил. Малые пророки. С. 187). В Синодальном переводе: «Иона сильно огорчился этим и был раздражен»: 1568 Иустин (Попович), преподобный . Экклесиология. С. 78. 1569 Там же. С. 166—167. 1570 Уже в силу того, что человеческий ум есть среда, непостоянная в самом своем существе: «непостоянство свойственно нашему уму» ( Лествица . 28, 17; разрядка наша. — иг. Ф. ). 1571 В молитвах по Святом Причащении молитва 1-я, « Благодарю Тя, Господи Боже мой ».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

37. Сон же фараонов и толкование его таковы: все, что намерен сделать Бог, Он показал фараону. Семь тучных коров — это семь лет; и семь тучных колосьев — это семь лет. Сон фараонов — один. И семь тощих коров, которые поднимались после тех, – это семь лет; и семь колосьев тощих и поврежденных ветром — это семь лет. Будут семь лет голода. Вот почему я сказал: «Все, что намерен сделать Бог, Он показал фараону». Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской; но наступит и семь лет голода после этого, и забудут об изобилии во всем Египте. И истощит голод всю землю, и не вспомнят об изобилии на земле из–за голода, который будет после этого, ибо он будет очень силен. А что сон повторился фараону дважды, значит, что истинно слово от Бога и поспешит Бог совершить это (Быт. 41. 25–32). 38 . Сон древний, а дела недавние. Прежнее было истреблено последующим, и где раньше было изобилие и плодородие, там сделалась нужда во всем. Вот бы кто–нибудь дал царю такой совет, чтобы его начальник приберег некоторую часть прошлогоднего обильного урожая на будущее, и тогда было бы в излишке большое изобилие для раздачи. Но неумеренная расточительность предыдущего времени оставила ни с чем последующее, и люди, расхищая все, не хотели обратиться к какому–либо Иосифу. Хотя я не Иосиф — ибо кто я такой! — но я провозглашал, что те туные коровы обозначают не только распущенность, но и нерадение о богопочитании, ибо о неверных сказано: Тучные волы окружили меня (Пс. 21. 13), — и об иудейском народе написано: Утучнел, и разжирел, и раздался, и оставил он Бога, Который создал его (Втор. 32.15). И потому этот сон мирского преизбытка не может быть вечным: наступит время, когда к ним подойдет жестокий голод 1565 . 39 . И все же я считаю, что этот сон показан не для одного или двух, а предложен всем, ибо семь изобильных лет этого мира, богатых мирским плодородием, поглощаются теми будущими временами 1566 , в которых бесконечный покой и соблюдение духовного закона: их должно охранять колено Ефремово 1567 , богатое плодами для Бога отцов, благая телица, у которой наполнено не телесное вымя, а изобилует духовное молоко и благодать, на красоте ее шеи Бог восседает, как написано: Ефрем — телица, обученная любить победу 1568 . Я же перешел на красоту шеи ее (Ос. 10. 11). Поэтому елей грешника да не умастит главу нашу (Пс. 140. 5), и плоды лжи не должны нас услаждать, чтобы не было сказано и о нас: Вы посеяли нечестие и собрали его неправду… Ты съел ложный плод, потому что понадеялся на колесницы свои (Ос. 10. 12–13). И меня не смущает, что говорится о тощих и поврежденных ветром колосьях; ведь и Давид тогда был лучше, когда истончался, как паутина 1569 , и дух сокрушенный — жертва Богу (Пс. 50. 19). И оказываются великими те, кого в этом мире тяжкими несправедливостями испытывал дух злобы.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

К совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова; доколе все приидем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.... Все тело, ... при действии в свою миру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви“. ( 1Кор.12:27, 13 ; Еф.4:4, 7, 11–13, 16 ). Итак, по слову Божию, церковь есть тесно сплоченное целое, члены которого живут и действуют во взаимном единении и Сам Христос. Спаситель молился о верующих в Него „да будут все едино“ ( Ин.17:21 ). Такое представление о церкви непреложно сохраняется и живет в христианском сознании с самых первых веков и доселе. Свидетельствуют о нем древние отцы и учители церкви. „Прошу вас“, пишет Св. Игнатий Богоносец , „старайтесь все исполнять в единомыслии Божием..., ничего не делайте без епископов и пресвитеров; и не думайте, чтобы что-либо, совершаемое вами отдельно, могло быть правильно; в общем собрании должна быть у вас одна молитва , одно прошение; одна мысль, одна надежда, в любви и непорочной радости“ 1562 . „Соединяясь узами одной и той же веры, одной и той же нравственности“, говорить Тертуллиан , „мы составляем, так сказать, одно тело“ 1563 . По мысли св. Амвросия Медиоланского , „ церковь есть общее право всех; сообща она молится; сообща она работает; сообща испытуется“. Св. Иоанн Златоуст говорит: „тело церкви питается при взаимной связи членов“ 1564 . То, что высказывали отцы и учители древности, неизменно исповедует и современная православная Церковь , когда, напр., в окружном послании 1848 года говорится: „Что хранитель —47— благочестия у нас есть самое тело Церкви, т. е. самый народ“ 1565 . Как же проводилась в жизнь, в каких формах проявлялась эта идея соборности церкви, в смысле совокупного действия всех её членов для достижения единой, общей всем цели? Раскройте книгу Деяний Св. Апостолов, и она даст вам ясный ответ на этот вопрос. Пока первохристианская община представляла собою лишь маленький кружок верующих, пока в ней было, по свидетельству дееписателя, только около ста двадцати человек, все они единодушно пребывали вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010