Архив Пн 22 январяпамять святителя Филиппа, митрополита Московского 21 января 2009 г. 18:00 Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, родился в 1507 году и происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Мать его, овдовев, стала монахиней и основала в Москве Варсонофьевский монастырь. Будущий святитель Филипп жил сначала при дворе государя, но в 1537 голу после участия в мятеже удельного князя Андрея Старицкого бежал в Соловецкий монастырь, где принял монашество. В 1548 году стал игуменом и среди духовенства выделялся суровым, непреклонным характером. В этом сане он ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, а больше — в нравственном отношении. Стремясь опереться на церковный авторитет, в 1565 году Иван Грозный предложил ему занять пост митрополита. Филипп соглашался при условии отмены царем опричнины. Иван Грозный сумел уговорить Филиппа, чтобы тот не вмешивался в государственные дела, но зато получил право «советования» с государем, включавшее возможность «печалования» за опальных. В первое время святительства Филиппа (1567-1568 гг.) утихли ужасы опричнины, но так было недолго. Вскоре опять начались грабежи и убийства мирных граждан, Русь пришла в великое неустройство. Митрополит несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его, но, видя, что убеждения помогают, решился действовать открыто, призвав Грозного к милосердию публично. В марте перед Великим постом, в неделю Крестопоклонную, царь в черной одежде опричника пришел к Литургии в Успенский собор и просил митрополита Филиппа благословить его. Тот отказался, осудив самозванное иночество Грозного. Задыхаясь от гнева, вышел Грозный из собора. В ноябре 1568 года послушные царю иерархи на церковном Соборе признали Филиппа виновным в колдовстве и чародействе, что не соответствовало действительности. Через три дня на Литургию в Успенский собор Кремля ворвались опричники, содрали с Филиппа ризы и с позором потащили вон из храма, посадили на повозку и повезли за пределы города. Иные же ругались над ним и били метлами. А народ московский, забыв о страхе, с плачем бежали за ним.

http://patriarchia.ru/db/text/186899.htm...

При митрополите Макарии начинается в Русском государстве печатание книг. Первый Апостол вышел более чем за полгода до кончины святителя, а в вышедшем после его смерти Часослове (1565) упоминается о его участии – «благословением преосвященного Макария митрополита всея Руси составися сия штанба сиречь печатных книг дело, во царствующем граде Москве». Постничество и пребывание в молитве было повседневным правилом митрополита Макария. Об этом пишет современник святителя: «Когда митрополит Макарий в Москве стал жить, правя слово Божие истинное (...) так постился, что от воздержания в пище и питии едва ходил, был кроток и смирен и милостив ко всем, не терпя гордости, и в других ее искоренял со властью, как детя был умом, оставаясь всегда совершенным». Известно такое чудное событие, когда митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричина, учрежденная царем вскоре после кончины святителя Макария. В середине сентября 1563 года, на память великомученика Никиты († 372; память 15/28 сентября), митрополит Макарий совершал крестный ход, во время которого простудился и заболел. Заболев, святитель «повелел послать в Пафнутиев-Боровский монастырь, в место своего пострижения, к игумену с братией сообщить о своей немощи, прося прислать старца духовного для прислуживания ему больному. К нему был послан старец Елисей. У этого старца был обычай утешать всех болящих и скорбных: когда кто из братии в немощь впадал, тогда старец приходил к брату, увещевая его последним покаянием и причащая Святых Даров». 4 ноября святитель был в соборе, молился за молебном и, «подойдя к иконам, прикладывался, никем не держимый, и у великих чудотворцев Петра и Ионы, и у других преосвященных митрополитов, погребенных в соборе. И слезы сердечные от очей его текли, и много часов плакал перед образом Пречистыя Богородицы Владимирской, и все предстоящие дивились чудному его молению. И помолившись, святитель у всех смиренно испросил себе прощения». 3 декабря к митрополиту Макарию пришел царь просить благословения. Святитель высказал ему свое намерение уехать в монастырь своего пострижения – Пафнутиев, куда он давно собирался удалиться. Но царь уговорил его остаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

отцов. Соблюдающий заповеди Божьи и веру Божью будет веселиться вечно». Блаженная кончина преподобного аввы Геннадия последовала 23 января 1565 года. 128 Мощи его найдены нетленными при копании рвов для каменного храма в 1646 году, и ныне покоятся они в приделе сего храма, под спудом. 129 Но служба ему составлена была ранее того времени. 130 24 ч. Страдание святого мученика казанского В четии-минее м. Макария читаем: «января 24 д. 1529 года страдание св. Иоанна, нового мученика, пострадавшего за Христа в Казани». За тем следует такое описание страданий мученика: «Во время благочестивого в. князя Василия Иоанновича, нечестивые татары опустошали Нижний Новгород и взяли многих в плен. В том числе взят был богобоязненный Иоанн, который с юности жил по заповедям Господним. Его привели в Казань и по разделу пленников достался он царскому родственнику Алей-Шнуру. Этот князь назначил его в число слуг своих. Блаженный верно служил господину своему; проводя день в услугах, ночью становился на молитву и оставался почти без сна; много приходилось выслушивать ему насмешек и обид, – он переносил все терпеливо. Наконец князь и его мулла вздумали отвлечь его от святой веры и сделать поклонником Магомета. Но Иоанн объявил пред всеми, что он исповедует Христа Иисуса Господом и Богом своим, a учение Магомета считает заблуждением. Святому связали руки ремнем и повели на гору, туда, где русское кладбище. Здесь угрозами мук заставляли отречься от Христа. А он, не взирая ни на какие угрозы, повторял, что он – христианин. После долгих угроз и брани Алей-Шнур велел отсечь голову Иоанну. Его ударили по шее, и он упал навзничь; голова не была отсечена; удар рассек шею: но изуверы изранили тело его несколькими ударами меча, а чрево пронзили насквозь. В тот день был сильный мороз. Святой лежал полумертвым на месте с первого часа дня до ночи; лед растаял около святого; и в последний час дня развязались руки его. Святой встал, оградил себя крестным знамением и, поддерживая голову рукой, пришел к боярским детям в.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский , в миру Григорий, родился в городе Могилеве в богатой семье. Рано проявившаяся в нем любовь к храму, частое посещение монастырей вызывали недовольство родителей. Однако Григорий твердо решил посвятить себя Богу и, переодевшись в бедную одежду, тайно покинул родительский дом и направился в Москву. Посетив московские святыни, он, однако, не нашел себе здесь прибежища по духу и отправился в Новгородскую землю. Судьбу будущего подвижника решила встреча с преподобным Александром Свирским (память 30 августа). По его благословению, Григорий направился в вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому (память 19 мая) и принял от него пострижение с именем Геннадий. Вместе со святым Корнилием Геннадий перешел в костромские леса. Здесь, на берегу Сурского озера, около 1529 года, возникает обитель Преображения Господня, названная впоследствии " Геннадиевым монастырем " . Став игуменом, преподобный Геннадий не ослаблял монашеских подвигов, вместе с братией выходил на монастырские работы: рубил лес, носил дрова, делал свечи и пек просфоры. Любимым занятием преподобного было писание икон, которыми он украшал свою новую обитель. Он постоянно носил на себе тяжелые вериги. За свою святую жизнь преподобный Геннадий получил от Господа дар прозорливости и чудотворения. Приехав по монастырским делам в Москву, в доме боярина Романа Юрьевича Захарьина он предрек его дочери Анастасии, что она будет царицей. И, действительно, царь Иоанн Грозный выбрал ее себе в супруги. Житие преподобного Геннадия написано учеником его игуменом Алексием между 1584-1587 годами. В нем помещено духовное завещание, продиктованное самим преподобным Геннадием, где он заповедует соблюдать общежительный устав и постоянно трудиться, иметь мир со всеми, хранить собранные в монастыре книги и ум свой прилагать к пониманию их. Преподобный призывал: " Стремитесь к свету, а тьму оставляйте " . Скончался преподобный Геннадий 23 января 1565 года, а 19 августа 1646 года совершилось его церковное прославление.

http://patriarchia.ru/db/text/909849.htm...

«Служителям обители и работающим заповедаю не гневаться, не ссориться, повиноваться во всем настоятелю, не оскорблять бра­тию ни словом, ни делом, бережно хранить вещи обители, не касаться до чужого. Грех предает душу негасимому огню». «Дети мои! Берегите себя от всего неразумного и другим напоми­найте о наших словах. Трудитесь по послушаниям без ропота и вол­нения. Не будьте человекоугодниками, а работайте и заочно верно и правдиво. Не обижайте крестьян насилием. Не гордитесь посетите лями; довольствуйтесь последним местом; не переносите ложных слов игумену и братии. Будьте поспешны в добре. Учитесь добру из Свя­того Евангелия и Апостольских писаний. Приобретайте для обители книги, которые очищали бы ум ваш и умножали познания по учению святых отцов. Соблюдающий Заповеди Божии и веру Божию будет веселиться вечно». Блаженная кончина преподобного аввы Геннадия последовала 23-го января 1565 года 115 . Мощи его найдены нетленными при копании рвов для каменного храма в 1646 году, и ныне покоятся они в приделе сего храма под спудом 116 . Но служба ему составлена была ранее того времени 117 . День двадцать четвертый. Память преподобной Евсевии, переименовавшейся Ксении В старом Риме был знаменитый сенатор и добрый христианин. У него была одна дочь – Евсевия, дорогая для него, как глаз 118 . Когда достигла она возраста, вельможа и сенатор просил родителей Евсевии выдать дочь за сына его. После семейного совета обручили Евсевию с благородным юношею, равным ей по знатности рода и богатству. На­значен был и день для брака. Но девушка, полная святой любви, же­лала уневеститься Небесному Жениху, Христу Господу. Это желание скрывала она от родителей, так как знала, что если бы узнали они о ее намерении, никак не допустили бы исполниться желанию ее. Она была у них одна наследница богатства их, и они желали иметь утешение во внуках. У Евсевии были две верные служанки, жившие при ней с дет­ского ее возраста, усердные и преданные ей. Им открыла она свою душу; получив от них обещание быть верными ей до смерти, она сказала, что ни за что не согласится она вступить в брак. «Что жизнь земная? – го­ворила она. – Сон и мечты». Так все три девушки решились жить для одного Господа, в чистоте девственной.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Прп. Геннадий Костромской и Любимоградский (в миру Григорий, ум. в 1565 г.) — сын богатых родителей, тайно оставил отцовский дом, ушел в Москву, а оттуда в Комельскую пустынь, где принял постриг у старца Корнилия. Поселился на Сурском озере, в костромских лесах, куда стали стекаться и другие подвижники, жаждавшие отшельнической жизни. Преподобный Геннадий обладал даром чудотворения и прозорливости. Память 23 января и 23 мая (все даты поминовения указаны по старому стилю). Прп. Иоасаф (IV в.) — сын индийского языческого царя Авенира (позднее обращенного царевичем в христианство). Царь желал воспитать его в неведении земных скорбей и смерти. Но царевич все же узнал, что на земле существует смерть и горе. Он тайно принял крещение от отшельника Варлаама, обратил в христианство многих своих подданных и ушел вместе с Варлаамом в пустыню. Мощи обоих подвижников были обретены нетленными. Память прпп. Варлаама и Иоасафа, царевича Пепиньерка — девушка, оставшаяся для педагогической практики после окончания среднего учебного заведения. Соловьев Всеволод Сергеевич (1849–1903) — русский писатель, сын известного историка Сергея Михайловича Соловьева и старший брат философа Владимира Сергеевича Соловьева. Автор исторических романов о временах Алексея Михайловича, Бирона, Екатерины II. Главный герой романов «Волхвы» (1888) и «Великий Розенкрейцер» (1889), пережив увлечение оккультными учениями, приходит к христианству. «Русское обозрение» — литературно-политический и научный ежемесячный журнал. Выходил в Москве в 1890–1898, 1901 и 1903 гг. Видимо, им. в виду статья: Хвостов А. Мисс Кэт Марсден//ж. «Нива», 1892 13, с. 299. Вестер Дамиан де (1840–1889) — католический миссионер, посвятивший свою жизнь уходу за прокаженными, жившими на одном из Гавайских островов. Через 15 лет жизни на острове он сам заболел и умер от проказы. Точное название книги, упоминаемой м. Амвросией: Жизнеописание миссионера о. Дамиана Вестер. М., 1892. См. также о нем: Горбунов-Посадов И. Живая любовь. Рассказ о том, как жил, трудился и умер Дамиан де Вестер. М.: «Посредник», 1910

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

См. Покровский. Суздальский Спасоевфимиев монастырь См. Евфимиев Суздальский. Суздальский Успенский Александро-Невский монастырь См. Александро-Невский Успенский Суздальский. Сумский Предтечев монастырь Девичий упразднённый, находящийся при заливе реки Псёла, близ уездного города Сум Слободской Украинской Епархии, построен в 1687 году Сумским Полковником, бывшим прежде Атаманом Сумским, Герасимом Кондратьевым, иждивением его собственным и других Сумских градоначальников. В этом монастыре – соборная церковь в память Рождества Св. Иоанна Предтечи. Сумский Успенский монастырь Мужской упразднённый, находящийся близ того же уездного города Сум, построен в 1658 году вышеупомянутым Полковником Герасимом Кондратьевым. По грамотам 1772 года Октября 1 и 1785 года Июня 13 снабжён землёй, угодьями и рыбной ловлей. Настоятельство было до 1671 года Строительское, а в 1671 году, Апреля 1 числа, по грамоте Всероссийского Патриарха Иосифа, учреждено Игуменское. Соборная церковь во имя Успения Божьей Матери освящена в 1676, году, по грамоте Мисаила, Митрополита Белгородского от 28 Апреля того же года. Суножрожский монастырь Мужской упразднённый, находившийся в Костромской Епархии, построен Пр. Геннадием Костромским, преставившимся 23 Января 1565 года. Сунская пустынь Мужская, давно уже упразднённая, находилась в Новгородской Епархии в Олонецком уезде. Суражицкий Благовещенский монастырь Черниговской Епархии мужской упразднённый, находившийся при новоучреждённом городе Сураже или Саражичи за рекой Ипутью близ бывшей Польской границы. Основан в 1720 году Иеромонахом Симеоном Глущинским, вышедшим из Польши, и обозным полковым Стародубским Афанасием Есимонтовским, по благословению Архиепископа Черниговского Антония Стаховского. В соборной церкви этого монастыря имеется чудотворная икона Божьей Матери, именуемая Новодворская, писаная Св. Петром, Митрополитом Всероссийским, во время пребывания его в Волынской земле в устроенном от него монастыре над рекой Ретью в урочище Дворце. Икона эта во время гонения на православие от Униатов при нападении их на Новодворский монастырь вынесена была тамошним Иеромонахом Иаковом в Черниговский Успенский Елецкий, и при устроении монастыря Суражицкого отдана Преосвященным Антонием Стаховским Строителю, помянутому Иеромонаху Симеону. Сурдецкий Святодухов монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

О. В. Л. Почитание в Грузии В груз. переводе сохранилось 4 версии Жития К. О.: кименная (оригинальная), 2 редакции метафрастической версии и синаксарная. К. О. в груз. источниках назван также (Палестинский), (Палаврский). Кименная версия Жития К. О. была переведена на груз. язык прп. Георгием Святогорцем (Мтацмидели) в XI в., рукопись сохранилась в Британском музее (Lond. Brit. Mus. Add. 11281. Fol. 286-300; Garitte. 1962. P. 399-440; Имнаишвили. 1975. С. 244-255). 1-я груз. метафрастическая версия была переведена на груз. язык в XI в. Феофилом Хуцесмоназони (Иеромонахом) и сохранилась в рукописи Иверского мон-ря на Афоне (Ath. Iver. georg. 20, XI в. Fol. 113-121). Память К. О. в ней указана 29 января. 2-я груз. метафрастическая версия (возможно, перевод прп. Ефрема Мцире ) дошла в 2 рукописях (НЦРГ. S 417, XII в.; Кут. 4, 1565 г. Л. 311 об.- 321; Гогуадзе. 1986. С. 458-467). Все рукописи, содержащие синаксарное упоминание о К. О., относятся к XI в. и хранятся как в Грузии (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211), так и за ее пределами: в б-ках Иверского монастыря (Ath. Iver. georg. 30), Екатерины вмц. монастыря на Синае (Sinait. Iber. 4), Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. georg. 24-25). Также в груз. переводе сохранилась служба К. О., написанная прп. Стефаном Савваитом Младшим († 807) и переведенная прп. Георгием Святогорцем (Ath. Iver. georg. 73-57, XI в.; Hieros. Patr. georg. 124, XI-XII вв. Fol. 110v - 112; Sinait. Iber. 7, XI-XII вв.; Джгамаия. 2007. С. 372-376). Она содержит гимнографический канон, нач.: , ... (Мудрость духовную даровал мне, Христе,- слово Божие...), с ирмосами 8-го гласа («Поим Господеви»), стихиру 6-го гласа («Всякое желание возношу к Богу...») и прокимен 5-го гласа («Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему») ( Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 252; 2011. Т. 5. С. 393; Он же. Словарь ГПЦ. С. 463). Н. Т.-М. Почитание К. О. у южных славян и на Руси Пространное Житие К. О. известно только в восточнослав. (древнеруской) традиции со 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/1840209.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Богоявленско-анастасиин женский монастырь Россия, г. Кострома, ул. Богоявленская, д. 26. Богоявленский мужской монастырь, крупнейший в Костроме, был основан в день Богоявления Господня в 1426 году на реке Суде, неподалеку от центра города – костромского кремля. Его строителем и первым игуменом летопись называет преподобного Никиту – «сродника и ученика» преподобного Сергия Радонежского. До середины XVI b. все строения монастыря были деревянными. В 1559 году в обители торжественно заложили каменный Богоявленский собор. В течение шести лет ростовскими мастерами был возведен величественный храм. Его освящение состоялось в 1565 году (в начале XVII b. собор с трех сторон обнесли галереей, а с северной стороны пристроили придельный Никольский храм). Под собором находилась усыпальница. Вечное упокоение нашли в ней племянники Великого князя Василия II Темного – Иван, Андрей и Василий, погребены здесь именитые благотворители монастыря из фамилий бояр Салтыковых, Кафтыревых, князей Хованских… Тут же захоронены игумены и некоторые иноки монастыря. Все гробницы тщательно сохранялись, но в послереволюционные годы, после закрытия монастыря, они были уничтожены… На протяжении своей многовековой истории монастырь пережил и годы расцвета, и годы полного запустения. Грамоты, данные в разное время его настоятелям, показывают, что он пользовался покровительством и поддержкой и великих князей и государей наших. Любила посещать его первая супруга царя Иоанна Грозного – Анастасия. В конце декабря 1608 года, когда Кострома оказалась в руках польских интервентов, после осады и штурма монастырь был захвачен и разграблен. 11 его иноков приняли мученическую смерть. Имена этих героев сохранились до наших дней: Трифиллий, Макарий, Савватий, Афиноген, Варлаам, Иов, Кирилл, Дионисий, Максим, Иоасаф и Гурий. Память их 12 января. Их мощи, как и основателя монастыря – преподобного Никиты, покоятся в Усыпальнице собора. В начале XVII b. Богоявленский монастырь был известным и значительным в России, об этом говорит тот факт, что при избрании на царство Михаила Федоровича Романова в феврале 1613 года на Московском Земском Соборе присутствовал и подписался под избирательной грамотой в числе других выборных и настоятель этого монастыря игумен Арсений.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Патриаршее богослужение в Петропавловском соборе Казани 20 июля 2005 г. 18:57 В канун праздника Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Всенощное бдение в Петропавловском соборе Казани. Его Святейшеству сослужили митрополиты Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, Чебоксарский и Чувашский Варнава, архиепископы Казанский и Татарстанский Анастасий, Саранский и Мордовский Варсонофий, Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Ижевский и Удмуртский Николай, Уфимский и Стерлитамакский Никон, Симбирский и Мелекесский Прокл, Самарский и Сызранский Сергий, епископы Нижегородский и Арзамасский Георгий, Саратовский и Вольский Лонгин. О казанском храме в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла известно еще с 1565 года. Тогда на месте современного собора стояла небольшая деревянная Петропавловская церковь. Ее прихожанином был крупнейший казанский предприниматель Иван Афанасьевич Михляев. 27-30 мая 1722 года в доме Михляева останавливался император Петр I, направлявшийся в Персидский поход. В память об этом событии Михляев решил вместо небольшой церкви построить собор. Уже в 1726 году храм был освящен, в том же году была построена отдельно стоящая колокольня. В 1888-1890 годах осуществлена масштабная реконструкция храма. Главный храм, разместившийся на втором этаже, освящен во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, теплый храм на первом этаже — в честь праздника Сретения Господня. В советское время собор продолжал действовать до 1939 года. После закрытия храм официально считался памятником архитектуры, охраняемым государством, в нем проводились экскурсии, в 1950 — 1980-е годы здесь находился планетарий. В 1989-м собор был возвращен Церкви. Сейчас он является одним из наиболее посещаемых храмов Казани. Среди главных святынь Петропавловского собора — чудотворная Смоленско-Седмиезерная икона Божией Матери, переданная в собор из церкви Ярославских чудотворцев (на Арском кладбище), где она долгие годы хранилась, будучи спасена иеросхимонахом Серафимом (Кошуриным) после закрытия Седмиезерной пустыни в 1928 году. Другой почитаемой иконой является мироточивая Иверская икона Божией Матери (в нижнем храме). В верхнем храме собора находится гробница с мощами преподобных Ионы и Нектария, отца и сына, бывших бояр Застолбских, принявших монашество и являвшихся помощниками святителя Гурия. В нижнем храме в особых гробницах почивают: мощи митрополита Казанского Ефрема, венчавшего на царство в 1613 году Михаила Феодоровича Романова; и мощи святителя Арсения. Фоторепортаж Седмица.Ru /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/29417.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010