Возможно, что некоторые из этих экономических мер были плохо задуманы, что предписанные императором сокращения расходов, отмена отставки для гражданских и военных чиновников 1385 , отмена общественной почтовой службы 1386 , уменьшение военного бюджета и кредитов, предназначаемых на интендантство 1387 , – были в известной степени или несправедливы, или неблагоразумны. Не менее справедливо, что другие меры, строго осуждаемые Прокопием и Иоанном Лидосом, внушались похвальным желанием экономии, которое было у Юстиниана. 1388 Когда он отменил бесполезный консулат 1389 , когда сократил даровые раздачи праздному населению больших городов 1390 , когда уменьшил действующий состав парадных войск, состоявших из цеховых 1391 , или положил конец ненужной расточительности на цирковые игры 1392 , – он сделал хорошее и достойное императора дело. И, что замечательно, этот государь, так нуждавшийся в деньгах, сумел, если верить Малале 1393 , отменить один стеснительный и тяжелый налог. 1394 В одном, пользующемся громкой известностью, месте своего сочинения 1402 Прокопий говорит о всех бедствиях, которые принесло за собой для Африки и Италии восстановление императорской власти, и хотя в этом отрывке можно заметить явные признаки преувеличения 1403 , несомненно однако, что в Африке и еще более в Италии новый режим прибавил к разорению, вызванному войной, еще самую ужасную финансовую тиранию. 1404 Если в только что завоеванных и часто даже еще не вполне подчиненных странах считалось возможным подобное отношение к жителям, то тем меньше церемонились с старыми областями государства. Непрерывные войны, защита границы и уплата жалования армиям требовали от империи тяжелых денежных жертв 1405 и казалось законным возложить на провинции содержание войск, которые должны были их защищать, и чиновников, обязанных управлять ими. 1406 Потребности центрального управления, роскошь двора, великолепие построек вызывали с своей стороны другие требования и казалось вполне естественным, чтобы подданные участвовали в расходах, подымавших престиж и величие государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

1381 В старое время на Руси патриархи и архиереи, приходя или приезжая на богомолье в монастыри, становились во время служб на. архимандричьи и игуменские места. 1382 В современном греческом Служебнике об архиерейском троне говорится более ясно, чем в нашем теперешнем. ερατιν, 2, 16–17, 45. ν Κωνσταντνιουπλει, 1895. 1383 Haberti ρχιερατιον, pag. 17, 19, 29; Гоара Κχολογ. 67, 90; Дмитриевского Τυπι, 164–5; Εχολγια 139–20 и др.; Красносельцева Матер. для истор. литург. I 52–53, 104. 1384 Арсения Суханова Проскинитарий, стр. 55, 83, 205, 216, 220, 236, 250, 251, 293–294; Ионы Маленького Повесть, стр. 12, 26; Трифона Коробейникова Хождение стр. 16, 78–79; Григоровича-Барского Странствования по св. местам востока ч. II, стр. 28, 98–99. Все в изд. Правосл. Палест. Общ., Вып. 21, 27, 42. 1385 Типикона главы: 2, 7, 9, по изд. Моск. 1896 особенно лл. 4. 15 об. – 16; Чиновники Новгородск. Софийск., Холмогорск. и Нижегородск. Преображ. собб., по указателям к ним, под словв. „участие архиерея в службе, место митрополичье, архиерейское“: сн. Проскинитарий Арсения Суханова , стр. 83, 203, 205, 208–209, 210, 213. 215, 218, 219, 221, 234–237 239, 247, 293–299, 359; ερατιν‘а стр. 1. 8. 12–13, 19, 20. 44, 55, 59, 63. 72, 73, 79, 94, 105, 121, 122. 130, 140, 142. 1895 ετ. 1386 Probst, Sakramente und sakramentalien, s. 399; Epistol. Clement ad Iacob. n. 19 у Миня t. 1 col. 471; Евсевий, H. E. lib. VI cap. 29, русск. пер. I, 365–366; сн. Сократа H. E. lib. VII, cap. 40. 46; русск. пер. 572. 579; сн. lib. V с. 5; р. п. 392. 1387 Апост. Постан. кн. VIII, гл. 5: русск. пер. стр. 256; Дюканжа Glossar, graecit sub voc. θρνος, νθρονειν, coll. 497, 499–500. 1388 Симеона Солунского De sacris ordinationibus cap. 216, y Миня Patrolog. graec. t. 155, col. 428; cfr. cap. 232, col. 445–449; русск. пер. в Писаниях литург. т. II, стрр. 275–276, 291–293; Дмитриевского стр. 641, 694–5 и друг. мног. 1389 Симеон Солунский говорит об интронизации патриарха, ранее уже рукоположенного в архиерея (Писаний литургичч. т. II стр. 291–293); сн. Творений св. отца нашего Никифора, архиеп. Константиной., ч. I, в перев. И. Д. Андреева, стр. 21–22, 67.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1377. Евреи во всех публичных актах и во всех бумагах, подаваемых или присылаемых ими местам и лицам правительственным, судебным и полицейским, должны употреблять язык Русский, или тот, на котором в месте их пребывания дела производятся, но отнюдь не Еврейский. 1381. Евреям, принявшим Христианскую веру, дозволяется приписываться в купечество, по объявлении капитала и взносе гильдейских денег. 1382. Евреи, принявшие Христианскую веру, могут поступать во всякое податное состояние и приписываться по желанию их к городским и сельским обществам. 1384. С принятием Христианской веры Евреи исключаются из прежних обществ и окладов; но когда по приписке их к городским обществам или к казенным селениям кончатся узаконенные льготные сроки, и они не исходатайствуют согласия общества на причисление, тогда они обязываются платеж податей производить лично за себя и под личною в том ответственностию. 1385. При принятии Евреями Святого Крещения, оно совершается и над малолетними их детьми, не имеющими более семи лет от роду; если же принимает Христианскую веру только один отец или одна мать, то в первом случае подвергаются крещению сыновья, а в последнем дочери. 1386. Евреи, принявшие Христианскую веру и вступившие в духовное звание, исключаются из оклада, в котором они состояли. 1387. Евреям, обратившимся в Христианство, выдается в пособие на первоначальное обзаведение, каждому, без различия пола, от пятнадцати до тридцати рублей серебром, детям же в половину. 1388. Дети Евреев могут быть принимаемы и обучаемы, без всякого различия от других детей, в общих уездных и приходских училищах, гимназиях и частных училищах и пансионах тех мест, в коих жительство отцам их дозволено. 1390. Отдавая детей в Христианские училища, Евреи обязаны объявлять о их вере, под опасением взыскания как за подлог. Вступившие в училища дети Евреев не принуждаются к перемене их веры и не обязаны посещать тех уроков, в коих преподается учение Христианскому закону. 1393. В свидетельствах об учении, выдаваемых детям Евреев на общем основании, означается их вероисповедание. Том IX.Cboд законов о состояниях (по изд. 1910 г. А.М. Нюренберга)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

43) Тимофея Элура: из письма к Александру Колониму 1376 . В опровержение монофизитского учения приводятся места из православных Отцов: 44) свт. Кирилла Александрийского (6 цитат из 2-го письма к Сукенсу) 1377 ; из толкования на послание к Евреям 1378 ; письма к Сукенсу 1379 ; к Акакию 1380 ; из ответов на недоумения 1381 . Наконец, в обличение мыслей, пропагандируемых аполлинарм стами через подложную литературу, приведены цитаты: 45) из свт. Григория Нисского (против Аполлинария) 1382 , и 46) свт. Кирилла Александрийского (из письма к Сукенсу) 1383 . Всех святоотеческих цитат в этом самом богатом флорилегии собрано 92, не считая многочисленных выдержек из монофизитских писателей 1384 . Всматриваясь пристальнее в состав авторов, цитируемых Леонтием в этих флорилегиях, мы не можем не видеть, что он пользуется для своих целей писателями как Восточными, так и Западными, богословами как Александрийского, так и Антиохийского направления. У него не заметно предубеждения, нет предвзятости против тех или других авторов, лишь бы сочинения их представляли собой соответствующий доказательный материал. В этом отношении за Леонтием нельзя не признать права на всестороннюю широту в познании и на полную свободу в пользовании святоотеческой литературой. Против такого признания могут говорить разве лишь два факта, обращающие на себя невольное внимание читателя трудов Леонтия: это – преимущественные ссылки на свт. Кирилла Александрийского и отсутствие цитат из сочинений св. Льва, папы Римского. Цитат из Кирилла во всех флорилегиях у Леонтия насчитывается 63, то есть ровно четвертая часть всех вообще цитат (252). Дни нас теперь уже ясно, чем руководствовался Леонтий в таком обильном цитировании из свт. Кирилла. Для Леонтия существенно важной задачей его писательской деятельности было выяснить истину, что свт. Кирилл Александрийский учил вполне согласно с Халкидонским собором и не был ни монофизитом, ни аполлинаристом 1385 , как его обвиняли враги, но чистым синодитом, православным богословом, учившим об ипостасном соединении в едином Господе Иисусе Христе двух неслитных и нераздельных природ. Поэтому для Леонтия была особая необходимость цитировать постоянно свт. Кирилла, чтобы освободить его от всяких подозрений и односторонности и показать его истинную православность. Сочинения Кирилла на Востоке были так широко распространены в публике как никакие другие, поэтому трудно даже думать, что Леонтий не имел их у себя под руками, и если бы даже не имел их в своей библиотеке, то всегда и легко мог заимствовать их для своего пользования. Не так обстояло дело с сочинениями св. Льва, папы Римского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Абсолютное Понятие как «всеобщая Субстанция» и в то же время как «субъект» есть Дух. 1376 Это значит, что основное свойство Понятия – «самодеятельность в самосозидании» 1377 – составляет его духовность. 1378 «Дух» есть Понятие, имеющее само себя своим объектом; 1379 именно таков всегда по существу своему спекулятивный смысл. Поэтому можно сказать, что спекулятивные понятия суть «духовные сущности» 1380 или, что Понятие есть «чистый элемент» духовного бытия 1381 – «чистая самость» Духа. 1382 Это можно выразить так, что Дух есть мыслящее себя Понятие: в нем «субъект» совпадает с «объектом», 1383 «сущность» находится в единстве с «самостью», 1384 «материя» тождественна с «формою». 1385 Дух есть стихия мышления, 1386 разума. 1387 Отсюда его всеобщность, 1388 его внутреннее негативное 1389 беспокойство 1390 и его истинная бесконечность. 1391 Дух всегда остается «в себе» и «у себя»; 1392 он имеет свой центр в самом себе, 1393 и жизнь его есть чистое самоопределение; он «есть лишь то, чем он сам себя делает, и он делает себя лишь тем, что он есть сам по себе». 1394 Дух «начинает только со своего собственного бытия и относится только к своим собственным определениям»; 1395 в этом его субстанциальность и его свобода. 1396 Для него жить значит «быть для себя» 1397 и раскрывать свою сущность. Он есть «субстанция или реальное духовное существо», 1398 сущность которого в том, что оно дает откровение о самом себе самому себе. 1399 И в этих свойствах своих Дух является самою «знающею истиной» 1400 и критерием всякой сущности: «все, что обладает ценностью и значением, имеет духовную природу». 1401 Итак, абсолютное Понятие есть живая и самодеятельная, а потому субъективная Субстанция, творческое духовное существо. В нем источник всей и всяческой деятельности. Все, чему «Понятие имманентно», 1402 все живет и действует. Оно есть «вечное творчество», 1403 и движение его есть «всеобщая абсолютная деятельность». 1404 В этой деятельности оно раскрывает себя из глубины, развертывает свое содержание или, что то же, «реализует себя». 1405

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Орлов А. П. Приложение 1-е. Vita sancti hilarii a fortunate scripta 1378 Эта древнейшая из биографий Илария состоит из двух книг, из которых первая содержит в себе собственно жизнеописание святого, а вторая повествует о чудесах, какие совершались при его гробе в 6-м веке, – при чем каждая из этих книг предваряется особым посвящением от автора. Относительно автора этой биографии Илария в научной литературе существуют различные мнения. Одни из ученых (как, напр., Рейнкепс) 1379 признают автором обеих ее частей известного галльского писателя 6-го в. диакона Венанция Фортуната, впоследствии (с 574 г.) епископа Пуатьеского, – имя которого значится в начальных строках «посвящений» к обеим книгам 1380 , и об авторстве которого свидетельствует Григорий Турский 1381 . Что Фортунам именно был автором 2-й книги vitae Hilarii, – это выше всякого сомнения, поскольку весь характер ее повествований изобличает в авторе человека, жившего в Пуатье, во второй половине 6-го века. Так, автор, выразив намерение с подробностию рассказать о чудесах Илария, совершившихся «в настоящее время» 1382 , между прочим повествует об исцелении еп. Бордоского Пробиана, который, как известно, был именно современником Фортуната. Замечание автора, что Пробиан до ныне (usque in hodiernum diem) ежегодно путешествует в Пуатье, чтобы воздать благодарение святому при его гробе 1383 , дает основание утверждать, что характеризуемая «книга» Фортуната написана до 368 г. (– года смерти Пробиана) 1384 . Но вторая книга vitae Hilarii, несомненно принадлежащая Фортунату, имеет большое сходство по стилю (реторическому, безвкусному) с ее первой книгой: отсюда Рейнкенс заключает, что перу Фортуната принадлежит и первая книга, – собственно биография Илария 1385 . Самый характер ее повествования, – неясного, во многом легендарного, показывает, что ее автором был человек, отделенный от Илария значительным промежутком времени 1386 . Общий вывод, какой делает Рейнкенс из анализа книги Фортуната – тот, что ее «историческая ценность (Gewinn) для биографии Илария во всяком случае незначительна (auf keinem Fall gross)» 1387 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

1377 Там же. «Они [представители образованного общества. – Т. Б.] требуют от церкви реформ, согласных с духом времени, применительно к порядкам светской жизни» (Амвросий [Ключарев], архиеп. О причинах отчуждения от церкви нашего образованного общества. СПб., 1891. (Курсив наш. – Т. Б.)). Архиепископ Амвросий усматривал в этом проявление недостатка духовного образования и вторжение в мир христианский мира языческого. По мнению профессора МДА А. И. Введенского , «эпидемическая умственная болезнь нашего времени есть эклектизм, который в свою очередь сам есть лишь обратная сторона современной анархии мысли, – ее беспринципности. Современный человек редко способен делать глубокие принципиальные различия в идеях и умственных течениях» (Введенский А. Из итогов века. Литературно-философская характеристика XIX столетия. Сергиев Посад, 1901). См. также: Глаголев С. С. Отсутствие религиозного образования в современном обществе. Сергиев Посад, 1913. 1381 Г. Л. Б. [Глубоковский Н. Н.] Основные «религиозные» начала графа Л. Толстого. Апологетическое сочинение проф. А. (Ф.) Гусева. Казань, 1893//ЦВ. 1893. 24, 17 июня. С. 378. 1382 Н. Г. [Глубоковский H. H.] Отголоски светской журналистики. (К характеристике учительного направления нашей журналистики)//ЦВ. 1893. 7, 18 февр. С. 103. «Как видим, эти заправилы усвояют себе слишком высокую роль и звание слишком священное, не стесняясь вопросом о законных полномочиях», – замечал он (Н. Г. [Глубоковский H.H.] Отголоски светской журналистики. Гуманистическая мораль//Там же. 5, 4 февр. С. 70. 1385 Н. Г. [Глубоковский H. H.] Отголоски светской журналистики (К характеристике учительного направления нашей журналистики)... С. 103. Касаясь споров между В. С. Соловьевым и П. И. Астровым по поводу любви к ближнему, Глубоковский замечал, что они забыли «наипервейшее» – заповедь о любви к Богу, и что «об альтруизме и тому подобных странных вещах постоянно глашатают даже чисто еврейские органы» (Там же. С. 104). 1386 Н. Г. [Глубоковский Н. Н.] Отголоски светской журналистики. Педагогические предрассудки//ЦВ. 1892. 51, 17 дек. С. 806; Н. Г. [Глубоковский Н. Н.] К вопросу о положении и задачах нашего духовенства (Отголоски светской журналистики)//ЦВ. 1893. 21, 27 мая. С. 326.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Отмечая «особенное оживление по вопросам нравственного характера» и моду на философию, Глубоковский затрагивал тему учительной или руководящей миссии интеллигенции, когда «писатель» взял на себя роль «пророка» и «руководителя совести», что отражало общее направление современного умственного движения. Задавая вопрос о законности подобных полномочий, Николай Никанорович называл некоторых «новейших литературных пророков» «дельцами» и «самозванцами», «козлищами» под видом «овец» 1382 . По его мнению, несостоятельность лозунга «альтруизма», выдвигаемого такими пророками «гуманистической морали» (самоограничение эгоизма, служение «нравственным потребностям общества», «ближнему» и т.п.), была всесторонне критически исследована «талантливым, но бесшабашным атеистом и циником последних лет, Фр. Ницше» 1383 . «Безрелигиозное развивание [sic!] задатков чистейшей человеческой натуры ни за что не ручается, как скоро она сама не очищена (...) при ней нельзя не только развиваться, но и просто – жить нормально», – замечал Глубоковский, видя доказательство этого положения и в самом «сумасшествии» Ницше. В противовес этим взглядам Николай Никанорович вновь и вновь повторял азы своих семинарских и академических сочинений о связи религии и нравственности: «Возлюби Бога и сумеешь любить себя, а тогда научишься и ближнего любить, как самого себя, – на этом висит вся нравственная деятельность, и необходимо твердо помнить это в начале каждого новолетия, чтобы, по крайней мере, хотя искренно покаяться в конце...» 1384 . В проявившейся в последние десятилетия XIX века моде на философию, в развитии «философского либерализма» (как Глубоковский именовал позитивизм) он усматривал недостаток, присущий многим новоявленным «пророкам» – отсутствие у «продвигающих» строгого и точного историко-филологического образования: плохо зная оригинал, они о многом пели с чужого голоса. «Значит, нет не только направления, но и самого фундамента... При таких условиях руководство совестью – повторяем – становится уже опасным, а охота к нему ныне смертная...» 1385 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

(5) Клавдиополиты 1384 , в низине, под самой горою, не столько строят, сколько выкапывают огромную баню, при этом на те деньги, которые булевты, приданные совету по твоей милости, или уже внесли за свое вступление 1385 , или соберут по нашему требованию. (6) Боюсь, что там будут плохо использованы общественные деньги, а здесь то, что дороже всяких денег: твой дар. Я вынужден просить тебя, пришли архитектора для осмотра не только театра, но и этих бань: пусть он решит, кончать ли как-то после произведенных затрат начатую постройку, исправить ли то, что покажется требующим переделки, или перенести то, что может быть перенесено. Не стоит, желая не погубить затраченного, зря истратить и дополнительные средства. 40 Траян Плинию. Что следует сделать с театром, который начали никейцы, ты лучше всего обсудишь и постановишь на месте сам. Достаточно сообщить, к какому решению ты пришел. Требовать построек от частных лиц будешь тогда, когда закончится театр, для которого эти постройки обещаны. (2) Греки обожают гимнасии 1386 : потому, может быть, никейцы и размахнулись с постройкой. Пусть они удовольствуются таким гимнасием, который удовлетворит их потребности. (3) Что посоветовать клавдиополитам относительно бани, которую они начали, как ты пишешь, в непригодном месте, это ты постановишь сам. Не может быть, чтобы тебе не хватало архитекторов 1387 . В каждой провинции есть и опытные и талантливые люди: не думай, что их ближе прислать тебе из Рима, когда даже к нам они обычно приезжают из Греции. 41 Плиний императору Траяну. Я думаю о твоей судьбе и величии твоей души и мне кажется самым подходящим обратить твое внимание на дела, достойные твоей вечной славы и столь же прекрасные, как полезные. (2) В области никомедийцев есть очень большое озеро 1388 : мрамор, плоды, дрова, строительные материалы 1389 дешево и без большого труда доставляют по нему на судах с самой дороги; оттуда же с большим трудом и еще большими издержками довозят их в телегах до моря... 1390 Эта работа 1391 требует множества рук, но их, конечно, хватит: и в деревнях здесь много людей, а в городе еще больше. Можно твердо надеяться, что все очень охотно приступят к делу, выгодному для всех. (3) Остается тебе прислать, если ты согласен, нивелировщика или архитектора, который бы тщательно исследовал, выше ли это озеро, чем море. Здешние знатоки утверждают, что оно выше на сорок локтей 1392 . (4) Я в этих самых местах нашел канал, вырытый еще царем 1393 , неизвестно только, для стока ли влаги с окружающих полей или для соединения озера с рекой. Он недокончен, потому ли, что царя застигла смерть, или же потому, что он отчаялся в успехах работы. (5) И я горячо желаю (ты скажешь, что я озабочен твоей славой), чтобы ты довел до конца то, что только начали цари.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Однако из всех материалов «Спор о Софии» остается самым глубоким и важным. Даже сегодня к его оценкам можно было бы добавить не много. Учитывая традиционное преобладание на Западе монистической и имперсоналистской онтологии, мы не удивимся тому, что софиология оказалась близка ряду современных западных богословских учений. Особенно ей созвучна теория Тейяра де Шардена 1384 , также рисующая природно-космический и детерминированный Богочеловеческий процесс. Отмечалась и общность с протестантской теологией Барта и Тиллиха 1385 . Говоря обо всех этих учениях, современный православный богослов замечает: «Параллель с русской софиологией, а также общее основание обеих школ в немецком идеализме совершенно очевидны. Если бы Флоренский и Булгаков были на поколение моложе или труды их были более известны, они бы, конечно, разделяли влияние и успех Тиллиха и Тейяра де Шардена» 1386 . В целом же, сегодня уже считать сложившимся определенный consensus, согласно которому для Софии как самостоятельного начала нет места ни в тринитарном, ни в христологическом учении Церкви, но нет и таких проблем, которые для своего разрешения с необходимостью нуждались бы в этом начале. По суждению одного из авторитетных современных авторов, «София... не нужна, и не нужна прежде всего самому богословию о. Сергия. Она воспринимается... как какой-то чуждый и надуманный элемент в его писаниях... ибо все то, о чем он пишет, что составляет тему и вдохновение его творчества... все это не нуждается в Софии» 1387 . 5 Напротив, в сфере учения о мире, не обставленной догматическими преградами, софиологические теории обретают уверенность и свободу. Как правило, они развертываются в широкую панораму тварного бытия, рассматриваемого в свете своей причастности Софии. Свойство причастности отдельного явления или всего тварного мира Софии как своему идеальному первообразу традиционно именуют софийностью или же софийными корнями, истоками, потенциями явления либо мира в целом. И главный труд при создании софиологической картины мира заключается в том, чтобы последовательно вскрыть эти софийные потенции в каждой из областей тварного бытия, отделяя «софийную основу бытия» от «внесофийной оболочки бывания».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010