Карион); III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. сказано, что м-рь отнял Епископ Пинский в 1722 г. 18 февр.). 72. Богоявленский – Голутвин – Старый , мужской, заштатный, Московской губ., Коломенского у., в 4 вер. к югу от Коломны, в живописной местности, при слиянии рр. Оки и Москвы. Основан в 1385 г., по просьбе Вел. Кн. Димитрия Донского преп. Сергием Радонежским, который поставил здесь первым игуменом ученика своего Григория. Название Голутвин получил от урочища, на коем жили разбойники „голыдба», т. е. люди бедные, ничего неимущие. С 1704 г. он управлялся архимандритами и по штатам 1764 г. положен во 2 классе. В 1799 г., при переводе Коломенских архиереем, в Тулу, штат монастыря переведен в архиерейский дом с наименованием Голутвина Нового, а старый оставлен на своем содержании с присоединением к нему угодий Бобренева Рождествен. м-ря. Соборный храм во имя Богоявления очень древней архитектуры. В теплой церкви во имя преп. Сергия при храмовом образе св. Сергия стоит деревянный игуменский посох, по преданию, оставленный здесь самим преподобным. М-рь имеет школу на 90 мальчиков, приходящих из окрестных сел. “Ист. Росс. Иер.”, III, 738; Ратшин, 240; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., Отд. I, 104; “Ист. опис. Тр.-Сергиевск. Лавры”, 145; Воздвиженский, “Ист. обозр. Рязан. епар.”, 31; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.”, 1787 г., 363; Бакмейстер, “Топограф. известия”, 1771 г., 59; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 236 (школа), “Москов. губ. в.”, 1841 г., 34 (Горчаков, “Голутв. Богоявл. м-рь”); 1852 г., 51, 52 (Очерк ист. г. Коломны; здесь говорится, что в истории имя м-ря встречается в первый раз в 1552 г. при выступлении Грозного на Казань); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 238, 431; Ключевский, “Жит. свят.”, 110; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 191; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 186, 14: “Дополн. к Акт. истор.”, XI, 33 (Дорожн. дневник 1684 г. от Москвы до Нижнего); “Акты юридич.”, 227 (Платежная 1633 г. в пятенных деньгах за продажу соли; игум.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Митрополит Киприан 1 Октября 1389 г. отправился из Царьграда в путь в сопровождении двух Митрополитов Греческих Матфея Андрианопольского и Никандра Гаиянского, Феодора Архиепископа Ростовского, Михаила Епископа Смоленского, Ионы Епископа Волынского 185 и принял в управление всю Русскую землю. В половине Февраля 1390 г. он явился в Киеве, а в начале Марта в Москве. Сюда явились к нему все Епископы Русской земли, как к своему Митрополиту, для того чтобы получить от него благословление на управление своими паствами 186 . Так Киев, Галич и всея Россия соединились под властью одного Иерарха и «преста мятеж в Митрополии», замечает с радостью Летописец 187 . Кончилось разделение Митрополии, но не прекратилось стремление к этому, и в продолжении 16 остальных лет своего Пастырского служения Св. Киприан принужден был постоянно бороться с этим стремлением. Новгород видел опасность, грозившую его вольности со стороны знаменитого победителя Татар Димитрия Донского и начал употреблять решительные меры, чтобы предотвратить эту опасность. Зависимость Архиепископа Новгородского от Митрополита, жившего в Москве, ставила Новгородцев в зависимость от Князя Московского; – они решились освободиться от этой зависимости. В 1385 году на вече они постановили не относиться на суд к Митрополиту, а судиться по Номоканону у своего Архиепископа 188 . Успешные действия полков Московских в Двинской области 189 и решение Патриархом дела в пользу Митрополита Московского 190 заставили Новгородцев смириться. Но гораздо опаснее было стремление отложиться от власти Митрополита Московского, появившееся снова в Галиции. По смерти Галицкого Митрополита управление его Церковью поручено было, как мы уже видели, Иеромонаху Симеону, жившему в Малой России, а потом предоставлено Митрополиту всея России Киприану. Но это не всем нравилось в Галиции. Епископ Луцкий Иоанн подкупом получил от Владислава Ягайло в 1392 г. право на управление Митрополией Галицкой 191 и начал называть себя Митрополитом. Патриарх Антоний письмом известил Митрополита Киприана о самовольстве такого поступка Епископа Луцкого, – и дал касательно этого Митрополита приказ отправлявшемуся в Россию Митрополиту Вифлеемскому 192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

124 Соф. Вр. 1. 350. Никон. 4. 46. Ростов. Лет. у Карамз. 5. пр. 194. Послание П. Антония: «сам бо стригольник связан бысть и отлучен от Церкви, своея деля ереси». Ист. Акт. 1, 14. 125 Лет. у Восток, и Опис. муз. стр. 558. Новг. 1. Лет. 93. Нои, 4. л. 83. Грамоты Патриархов в 1 т. Истор. Актов N 4. 5. Грамота Фотия в I. т. Актов N 21. 33. 34. 126 Грамота Патриарха на славянском язык, напечат. в Собр. Истор. Актов в т. 1. N 5. О русском происхождении послания говорят слова послания: «Егожо Митрополита освятит нам Патриарх, того вси чтем, яко Христова наместника…. А в печеры киевской Антониеве один мних умре» (и далее из Симонова повествования). Об удалении Афанасия в Царьград ученик его у Востокова в Описании муз. стр. 517. По Троицкой Летописи (Карам. 5. пр. 122) Афанасий в 1382 г. удалялся из мон. Высоцкого в Киев вместе с Митр. Киприаном. Но на послании ли стригольникам основалась мысль (Ист. Иер. 3. 632) о патриаршестве Афанасия, которую безусловно отвергли? Кто-то полагал, что обе грамоты патриаршие о стригольниках писаны Дионисием Суздальск. Архиск. Но отношению к грамоте Нила это весьма вероятно: но не по отношению к грамоте П. Антония; потому что Дионисий умер еще в 1385 г. Троицкая Летоп. (у Карамз. 5. пр. 123) называет Дионисия мужем «кротким, искусным и разумным, смышленым и рассудительным, знающим писания и учительным». 127 Слово 3 преп. Серапиона: «разрушены Божии церкви, осквернены священные сосуды, попрана святыня, святители сделались добычею меча, тела преподобных иноков брошены в пищу птицам». Лаврент. и Троиц. Летоп. 198. 223. 225. Карамз. 3. пр. 363. 364. 128 Ярлык Узбека М. Петру: «а что закон их и в закон их церкви и монастыри и часовни их, ни чем да не вредят их, ни хулят». См. Волынскую лет. о храмах воздвигнутых К. Даниилом стр. 196. 197. Никонова л. под 1368 г. «тое же зимы Князь Михайло Васильевич Кашинский повел из монастыря Церковь Богородицы снести внутрь града и место то святое расколоти и во гробе кости мертвых разрушила издавна положенных иноков, и тое же весны за многи дни бысть болезнь незнема Киязю и Княгине его. Самаго же его Бог помилова, а Княгиня его Василиса преставися Апр. в 20 день. И тако К. Михайло Вас. устрашися и прощения проси у Владыки Василия; и повел ему Владыка не до конца место то разорити и постави (князь) там малую Церковь Св. Богородицы».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

214 Климент Алекс. у Евсевия Н. E. III, 23: M. gr. XX, 256–261; Тертуллиан , De praescript. haer. XXXVI: М. lat. II, 49; Ориген , Comment, in Math. XVI, 6: M. gr. XIII, 1385, Евсевий , H. E. III, 18, 2: M. gr. XX, 252; Иероним , De vir. ill. 9: M. lat. XXIII, 625. 217 Тертуллиан свидетельствует, что Апостол Иоанн предварительно отправлен был в Рим, ввержен кипящее масло и, не потерпевши никакого вреда, был отправлен на остров (De praescript. 36, М. lat. ΙΙ, 49, ср. блаж. Иеронима с. Iovinian. I, 26: М. gr. lam.XXIII, 259). Другие древние писатели ничего не сообщают об этом. 223 Adv. haer. V, 30 3 ( Euseb ., H. E. III, 18, 3): οδ γρ πρ πολλο χρνου ωρϑη ( ποκλοψις), λλ σχεδν π τς μετρας γενες πρς τ τλει τς Δομετιανο ρχς. 224 Euseb., H. E. III, 17–20; ср. Ad. Harnack , Die Chronol. d. altchristl. Litterat., I. S. 245–246. C. F. Nösgen , Geschichte der meutestamentlichen Offenbarunh, II, 416. 227 Кн. С. Н. Трубецкой, Учение о Логосе в его истории. Философско-историческое исследование T I. Москва 1900 г, стр. 321. См. вообще всю IV гл. этого исследования (стрн. 316–379) Ср. Neander , Geschichte der Pflanzung, Bd. II, S 229. 228 Neander, Geschichte der Pflanzung, Bd. II, S 229. Ср. Прот. А. В. Горский , История евангельская и церкви апостольской. Москва 1883, стр. 512 сл. 231 Подробнее см. у архим. Григория , Третье великое благовестническое путешествие святого Апостола Павла. Опыт историко-экзегетического исследования. Сергиев Посад 1892, стр. 305–353, у А. А. Жданова , Откровение Господа о семи Азийских Церквах, стрн. 116–124; у иером. Евдокима , Св. Ап. и Ев. Иоанн Богослов, стр. 228–234. 233 Архим. Григорий, Третье великое благовестническое путешествие св. Апостола Павла, стр. 400–404. 235 Ср. К. Мухин , Послание св. Апостола Павла к Колоссянам. Опыт исагогико-экзегетического исследования. Киев 1897, стр. 37–40. 237 Lechler, Das apostol. u. nachapostol Zeit., S. 158–159, Th. Zahn , Einl. in d. N. T., I., 328–332, Art. Geffert , A History of Christianity in the Apostolic Age, p. 366–369; Kurzgefast Koment. z. N. T., herausg. v. H. Strack u. O. Zöckler . 4 Abt., S. 56–57, cp. однако K . Мухин , Послание св. Апостола Павла к Колоссянам, стрн. 46 и дал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Сведения о нем П. С. Р. Л. VIII, 29 – 32; XI, 35–41. Суждение о личности в Истории Голубинского, II, 1, 226–232. Сын священника Ивана из Тешилова, что на Оке, потом коломенский священник. Вел. кн. Димитрий, узнав его и пленившись его дарованиями, «избрал в отечство и в печатники». К нему ходили надух бояре и вельможи. В таком положении Митяй пробыл «много лет». За два года до смерти св. митр. Алексия (†1378 г.), т.е. в 1376 г. Митяй был поставлен архимандритом в придворном Спасском монастыре, оставаясь в то же время великокняжеским духовником, и оттуда был выбран в митрополиты Московские. Помер, не получив посвящения, в 1379 г. Повесть о Митяе – в ркп. Вол. Б-ки 572, лл. 231–234 Об. Феодор, игумен Симоновского монастыря в Москве, братанич, т.-е. племянник преп. Сергия (сын Стефана). –вел. кн. Димитрия Ивановича Донского и старших бояр его. П. С. Р. Л. XI, 41 (1378 г.). Он был меньшим сыном Стефана и имел мирское имя Иван. 10 или 12 лет по воле отца пострижен в иночество преп. Сергием, когда Стефан вернулся из Богоявленского монастыря в Троицкую обитель. Голубинский Преп. Сергий Радон.2, 36, пр. 3. Около 1370 г. сделался игуменом основанного им Симоновского монастыря. Духовным отцом великого князя стал непосредственно после Митяя (1378 г., но по мнению Ключевского, Жития святых, 109,–до 1374 г.); по крайней мере, в марте 1381 г. он был уже духовным отцом в. кн. Димитрия, когда ходил послом в Киев звать митр. Киприана в Москву. II. С. Р. Л. VIII, 32. XI, 41 (1378 г.); 142. В 1382 г. крестил Андрея, сына великого князя. Лавр. Л., 508; П. С. Р. Л. VII, 42. С июня 1384 г. до осени 1385 Феодор был в Константинополе вместе с Дионисием, епископом Суздальским, и получил там от патриарха себе сан архимандрита, а монастырю право ставропигии. П. С. Р. Л. V, 239; VI, 122; VIII, 49; XI, 85; Житие преп. Сергия, 122. В 1386 г. снова послан великим князем в Константинополь с подтвердительными требованиями низложения митр. Пимина и новыми доказательствами его виновности, II. С. Р. Л. VIII, 50.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

1355. Ин. 14. 21, 24. 1356. Беседа 18, гл. 6. 1357. Беседа 16, гл. 7. 1358. Беседа 6, гл. 5. 1359. Беседа 27, гл. 19. 1360. То есть, правдами плотского мудрования или ветхого человека, отверженными Богом. Богу благоугодна одна евангельская правда. 1361. Беседа 4, гл. 6. 1362. Беседа 28, гл. 2. 1363.  Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились (Пс. 148. 5). 1364.  Увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1. 31). 1365.  Приидет день Господень яко тать в нощи, воньже небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаеми разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят (Пет. 3. 10). 1366. Быт. 2. 5. 1367.  Терния и волчцы произрастит… тебе (Быт. 3. 18). 1368. Быт. 2. 5–6. 1369. Быт. 1. 30. 1370.  Проклята земля за тебя (Быт. 3. 17). 1371. Быт. 4. 4. 1372. Быт. 4. 8. 1373. Рим. 5. 12. 1374. 2 Пет. 3. 10; Откр. 6. 14. 1375. Мироздание описано в 1 и 2 главах Книги Бытия. 1376. Действие чувств в святых мужах, обновленных Святым Духом, гораздо обширнее, нежели у людей, пребывающих в области падения. Даже некоторые механические средства, каковы зрительные трубы, телескоп, микроскоп и другие, распространяют действие чувств и соделывают видимым то, что в обыкновенном состоянии нашем невидимо. 1377. Быт. 1. 14–15. 1378. Ин. 16. 12–13; 1 Кор. 2. 13–14. 1379. 1 Кор. 2. 16. 1380. 1 Кор. 7. 12; 2 Кор. 13. 3. 1381. 1 Кор 6. 17. 1382. Мф. 5 48. 1383. 2 Пет. 1. 4. 1384.  Я сказал: вы боги (Пс. 81. 6). 1385. Быт. 2. 24; Мф. 19. 4–5. 1386.  И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1. 26). 1387.  И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2. 18). 1388. Быт. 2. 15; 3. 22–24. 1389.  И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1. 27). 1390. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2. 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1355. Ин. 14. 21, 24. 1356. Беседа 18, гл. 6. 1357. Беседа 16, гл. 7. 1358. Беседа 6, гл. 5. 1359. Беседа 27, гл. 19. 1360. То есть, правдами плотского мудрования или ветхого человека, отверженными Богом. Богу благоугодна одна евангельская правда. 1361. Беседа 4, гл. 6. 1362. Беседа 28, гл. 2. 1363. Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились (Пс. 148. 5). 1364. Увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1. 31). 1365. Приидет день Господень яко тать в нощи, воньже небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаеми разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят (Пет. 3. 10). 1366. Быт. 2. 5. 1367. Терния и волчцы произрастит… тебе (Быт. 3. 18). 1368. Быт. 2. 5–6. 1369. Быт. 1. 30. 1370. Проклята земля за тебя (Быт. 3. 17). 1371. Быт. 4. 4. 1372. Быт. 4. 8. 1373. Рим. 5. 12. 1374. 2 Пет. 3. 10; Откр. 6. 14. 1375. Мироздание описано в 1 и 2 главах Книги Бытия. 1376. Действие чувств в святых мужах, обновленных Святым Духом, гораздо обширнее, нежели у людей, пребывающих в области падения. Даже некоторые механические средства, каковы зрительные трубы, телескоп, микроскоп и другие, распространяют действие чувств и соделывают видимым то, что в обыкновенном состоянии нашем невидимо. 1377. Быт. 1. 14–15. 1378. Ин. 16. 12–13; 1 Кор. 2. 13–14. 1379. 1 Кор. 2. 16. 1380. 1 Кор. 7. 12; 2 Кор. 13. 3. 1381. 1 Кор 6. 17. 1382. Мф. 5 48. 1383. 2 Пет. 1. 4. 1384. Я сказал: вы боги (Пс. 81. 6). 1385. Быт. 2. 24; Мф. 19. 4–5. 1386. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1. 26). 1387. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2. 18). 1388. Быт. 2. 15; 3. 22–24. 1389. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1. 27). 1390. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2. 7).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

1382 Лавсаик. С. 117. 1383 См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 7, 4, 2. Т. 1. С. 337. 1384 Там же. 1385 Василий Великий, преподобный. Беседа 1. О посте. С. 7. 1386 Никита Стифат. Вторая сотница, 94/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 432 (разрядка наша. – иг. Ф.) 1387 См.: 1Кор.13:1—13. 1388 «Человеческое призвание в основе своей заключается в том, чтобы все сотворенное Богом освятить, приобщить к Божественной жизни, превратить в святыню. Каждый из нас это может сделать над самим собой, но только совместным трудом мы можем это произвести со всем миром. Церковь — это удел Божий, это союз людей, которые услышали, что они призваны воссоздать мир таким, чтобы в нем был простор и для человека, выросшего в полную меру своего достоинства, и для Самого Бога, соединившегося с людьми. Мы все, и верующие, и неверующие, вместе должны строить град человеческий, земной град, это град, который человеческими силами можно построить только как город, в котором всем выносимо жить... — и этот град слишком мал для всего роста человеческого. Человек должен строить град, который его превышает. Град человеческий должен стать градом Божиим, то есть таким градом, первым гражданином которого мог бы быть Господь наш Иисус Христос» (Антоний, митрополит Сурожский. Труды. С. 183—184; ср.: С. 408). 1389 Каллист Катафигиот, 75/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 541. 1390 2Цар.16:20—21. 1391 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 7, 9, 8. Т. 1. С. 361. 1392 Так характеризует Иуду Искариота богослужебная литература Церкви; см., например: на утрени Великого пятка антифон 3, глас 2. 1393 См. в Великий четверток и в Великий пяток на утренях в тропаре «Егда славнии ученицы» , глас 8. 1394 См. прим. 15 к песни 6. 1395 См.: 3Цар.3:13—14; Иосиф Флавий. Иудейские древности. 8, 2, 1. Т. 1. С. 393. 1396 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 8, 7, 5. Т. 1. С. 422. 1397 «И сказал Господь [Моисею]: прощаю по слову твоему; но жив Я, и славы Господней полна вся земля: все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее; но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее; Амаликитяне и Хананеи живут в долине; завтра обратитесь и идите в пустыню к Чермному морю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

—138— вы не поколебались от речей хулителей наших, то я смело выступаю против тех, кои думают, что мы как бы по плоти ходим: то есть кроме всего того, что клевещут на нас, говорят также, что дары те мы собираем для себя самих. 10: 3. Ибо хотя во плоти ходим, однако 1381 не по плоти воинствуем: то есть хотя собираем дары, но не для себя собираем, как говорят они. 10: 4–6. Ибо оружия воинствования нашего, именно уничижение наше и терпение в искушениях наших, удостоверяют о нас, что мы не из плотских, но сила Божия 1382 , которой мы мощно сопротивляемся всем этим искушениям. Оружием же воинствования нашего называет само Евангелие, ибо им разрушил все твердыни язычества и уничтожил древние замыслы идолослужения, – и всякое превозношение, то есть всякие начальства, кои поднимаются и гордо восстают против нового познания Бога, которое чрез нас проповедуется уже всем народам, – пленяем всякий ум, находившийся в плену лжи, обращая 1383 его в послушание Христу. И в готовности находимся наказать всякое непослушание, презревшее то, что посеяно и исполнено, чем и слух ваш был наполнен 1384 . Эго означает или то, что Апостолы будут судить колена Иакова, поскольку слышали Евангелие и не приняли. Или: в готовности имеемся мы наказать тех, кои слышат хуления на нас и молчат, между тем как они должны бы были истинным ответом против хулителей наших зажать рот их. —139— 10: 7. Итак, смотрите 1385 на человека и человека по лицу, то есть между нами и между теми. Ведь если кто убежден в себе, что он Христов, тот пусть считает и нас по крайней мере таким, каким себя самого, что как он Христов, так и мы 1386 . 10: 8. Не хвалюсь пред вами тем, что я больше их по власти апостольства, которую дал мне Господь мой 1387 : хотя и никоим образом не останусь в стыде от этой похвалы: ибо для созидания дана она мне, а не для расстройства вас, то есть чтобы сделать вас совершенными по дарам, а не обогатить грехами. 10: 9. И я не знаю, что у вас совершено мною, как другие хвастаются чем-то бòльшим, чего не имеют у себя, и меньшим, чего тоже не имеют: дабы не показаться мне, что как будто устрашаю вас посланиями моими, чтобы вы устрашились и обратились к нам благодаря чудесам, кои совершили мы, и страданиям, кои совершены вами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава XLII Вот грядет Благовестник; вот грядет Тот, который восстановит правду на земле. „Воспоется Господу новая песнь, хвала Ему от всех концов земли“ (ст. 10). 1 . Вот, Отрок Мой, которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд; 2 . не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; 3 . трости надломанной не переломит, и льна курящагося не угасит; будет производить суд по истине; 4 . не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова 1382 . Стихи эти признаются всеми 1383 несомненно относящимися к Мессии. Для нас Христиан достаточно вспомнить свидетельство Евангелиста Матфея Мф. 12:17–21 , со ссылками на эти стихи Исаии. Но и среди Иудеев сложилось твердое убеждение, что эти стихи суть Мессианское пророчество. Кей в Speaker’s Commentary, in loco указывает, что в Таргумах 1384 к слову „Отрок“ прибавлено слово „Мессия“; а Исаак Абарбанель 1385 говорит, что тот, кто не видит в этом пророчестве указания на Мессию, поражен слепотою. Господь Бог глаголет: „Я держу Его за руку; Он избранный Мой, к которому благоволит душа Моя“. Выражение „держу Его за руку“, означает единство воля и действия. В Ев. от Иоанна Ин. 8Господь Иисус Христос сказал: „Отец не оставит Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно“; и Ин. 10 „Я и Отец – одно“. (Ср. Ин. 14:10–11 и мн. др.). „Отрок“, о котором говорит ст. 1-й, есть „избранник Господень“, не временный избранник, как Моисей ( Пс. 105:23 ), но избранный навечно Первосвященник Христос, по выражению Апостола 1386 слова пророчества: „к Нему благоволит душа Моя“, исполнились в Божественных глаголах Бога Отца в Священный день Богоявления: „Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволил“. ( Мф. 3:17 ; Лк. 3:22 ; Мк. 1:11 ); и в нисхождении Духа Святого на крестящагося Господа, исполнившего всякую правду 1387 , – во исполнении слов пророчества стиха 1-го Исаии: „положу Дух Мой на него“ 1388 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010