Образ К. включен в группу Вологодских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова), ТСЛ), нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ), а также на их повторениях кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя и ц. свт. Николая в Клённиках в Москве, ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках в Вологде). К. написан в 4-м ряду (рядом - прп. Корнилий Комельский), с небольшой седой бородой, волосы с проседью, куколь на плечах. Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КОРНИЛИЙ (Крюков; ок. 1456 - 1538), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ЛАВРЕНТИЙ († 16 мая 1548),игумен, прп. (пам. 16 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКАРИЙ (Матфей; † после 1481), Глушицкий, 3-й игумен Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)лушицкий, 3-й игумен МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский

http://pravenc.ru/text/1681247.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ДАМАСКИН (Грданичкий Драгутин; 1892 - 1969), митр. Загребский, духовный писатель, переводчик, собиратель церковных напевов, автор гармонизаций ДАМАСКИН (Даскэлул) (ок. 1660 - 1725), еп. Рымникский Унгро-Влахийской митрополии, общественный деятель, переводчик и изд. ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДАМИАН (Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 1873-1937), архиепископ, священномученик (пам. 21 окт., в Соборе Курских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких) ДАМИАН (Самардзис Димитриос; род. 1935), архиеп. Синайский, Фаранский и Раифский, игум. мон-ря вмц. Екатерины на горе Синай ДАНАКТ (Калашников Дометиан Ианнуариевич; 1882-1937), иером., прмч. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ДАНИЕЛЬ-РОПС (наст. имя Анри Петьо) (1901 - 1965), церковный историк, католич. писатель, член Французской академии (с 1955) ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДАНИИЛ († 1609), сщмч. (пам. 1 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Грехозаруцкий, Угличский, игум. угличского Грехозаруцкого (Грехозаручного) мон-ря во имя свт. Николая Чудотворца ДАНИИЛ Васильевич Алфёров (1870-1930), свящ., сщмч. (пам. 21 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ДАНИИЛ Федотович Мещанинов (1870-1937), сщмч. (пам. 26 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ДАНИИЛ (Нусиро (Нуширо); род. 1938), митр. Токийский и всей Японии, Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви (ЯАПЦ) ДАНИИЛ (XVI - нач. XVII в.), архим. мон-ря «града Корсуня в Белой России», совершивший в 1592 г. хождение в Св. землю и написавший об этом «Книгу Беседы о пути Иерусалимском» ДАНИИЛ († после 1653), бывш. настоятель костромского Успенского собора, деятель раннего старообрядчества ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена») ДАНИИЛ († после 1489), митр. Смирнский (1470/71-1481), Эфесский (1478 - июль 1488), церковный деятель, писатель

http://pravenc.ru/rubrics/121236_87.html

Ломоносов-Роланд, см. Ролан Лондон Джек (наст. имя Джон Гриффит; 1876 – 22 ноября 1916), американский писатель 541 Луначарскнй Анатолий Васильевич (1875 – 26 декабря 1933), нарком просвещения РСФСР 385–387 М М-ов, см. Мальсагов Магомет 2-ой, см. Мехмед II Малахов, командир взвода лагерной охраны 418 Маливанов, см. Милованов Мальсагов Созерко Артаганович (1893 – 25 марта 1976), офицер, заключенный Кемперпункта. Автор воспоминаний «Адский остров: советская тюрьма на далеком севере» (Лондон, 1926) 10, 26, 28, 30–32, 39–40,173, 332 Мандельштам Осип Эмильевич (1891 – 27 декабря 1938), поэт 24 Манунл (Лемешевский Виктор Викторович; 1884 – 12 августа 1968), митрополит. Аресгован в сане епископа Лужского, викария Петроградской епархии в феврале 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки 75,152,167,226,261,271,332,336 Мария Васильевна, лагерный врач 123 Мария Семеновна, заключенная социалист- революционер 108 Маркс Карл (1818 – 1883), основоположник теорий прибавочной стоимости и классовой борьбы 513–514 Мартин (Марков Василий Иванович; 1868 – не ранее 1929), иеромонах, уставщик Соловецкого монастыря 158 Масалов Илья, протоирей, арестован в Благовещенске вместе со священномучеником Евгением (Зерновым) 73 Матфей, заключенный деятель обновленческого раскола 261 Махно Нестор Иванович (1889 – 16 июля 1934), руководитель Революционной повстанческой армии Украины 215 Медведева, арестована в Благовещенске в числе группы женщин, протестовавших против гонений на священномученика Евгения (Зернова) 73 Менжинский Вячеслав Рудольфович (1874 – 10 мая 1934), председатель ОГПУ СССР 140 Менцель, заключенный корнет, адъютант гетмана П.П. Скоропадского 40 Метнева Александра Семеновна, жена И.М. Зайцева 162 Мефодий, (885), равноапостольный, учитель Словенский 506 Мефодий, подопечный патриарха 587 Мехмед II Фатих (1431–1481), турецкий султан 256–257 Миллер Евгений Карлович (1867 – 11 мая 1939), один из руководителей Белого движения и РОВС. Расстрелян 351 Милованов (Ганц-Милованов) Яков Юльевич (1890–?), заключенный стоматолог, сотрудник ARA 36

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) Чижевка. Ниже города на горах лежащая слобода, отделяющаяся от оного великим яром, и так названная от множества исстари водящихся там птиц чижей и давнего промысла жителей ловлей и продажей оных. Население сей слободы очень давнее. Сие доказывается во-первых выкапываемыми там во многих местах из-под грунта земли многими слоями наносной земли, с разными древними вещами домашними и воинскими; а притом и приходская Чижевская церковь в третий раз и на третьем месте уже строена. Есть в сей церкви крест серебряный, сооруженный в оную еще в 1665 году, как из надписи на нем явствует. Жители сей слободы исстари были разных служб военные, а больше казаки, коих всех после поверстали в однодворцы. Первоначальное поселение было около нынешней Троицкой Чижевской церкви. Но время от времени жители расселялись вниз над рекой и по горам, так что наконец произошло даже разделение сей слободы на Чижевку ближнюю и дальнюю; а обе простираются версты на две. В дальней Чижевке, на место построенной еще около 1720 года и поновленной в 1750 году деревянной церкви, построена с 1763 по 1783 год каменная, во имя прежнего храма Рождества Богородицы с приделом Св. архидиакона Стефана. Придел освящен в 1783 году, а настоящая в 1788 году мая 28. В ближней к городу Чижевке нынешняя каменная церковь во имя Св. Троицы освящена в 1769 году апреля 23, а придел Св. Иоанна Предтечи еще в 1761 году августа 28. В прошлом 1798 году трапеза вся переделана и распространена, и придел в прежнее наименование освящен декабря 10 дня. В дальней Чижевке находился Государев сад, насажденный императором Петром первым разными плодовыми деревьями и венгерских лоз виноградом, также другими растениями и травами, которые по произведенным от самого государя опытам могли тут расти. При сем саде был и летний загородный дом, в коем губернаторы летом живали, а вблизи казенная дубовая роща на 120 десятинах. В сих местах бывало летнее для всего города гулянье. Но все сие в 1798 году Высочайше пожаловано в партикулярное владение. Ныне в слободе Чижевке при обеих церквах по ведомости за 1798 год состоит мужеска 1412, женска 1481, а обоего пола 2893 души. Жители военные, купцы, однодворцы, дворовые и крестьяне. Ближняя Чижевка крайними своими дворами примыкает к городским селениям. Однако же с 1797 года не состоят обе Чижевки под ведомством городским, а под земским судом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

18 . ГEPACUM III хиротонисан в 1481 году, Июля 29, из Боровского Пафнутьева монастыря. Скончался в 1489 году, Мая 16, в оном Пафнутьеве монастыре. 19 . АВРААМИЙ хиротонисан в 1491 году, Ноября 18, из Игуменов Московского Угрешского монастыря. Скончался в Сентябре 1502 года. 20  НИКОН хиротонисан в 1502 году, Мая 1, из Игуменов Вологодского Павлова монастыря. 21 . МИТРОФАН хиротонисан в Феврале 1507 года из Архимандритов Московского Андроньева монастыря. В Июне 1518 года оставил Епископию. 22 . ТИХОН хиротонисан в 1520 году, Февраля 14, из Игуменов Московского Угрешского монастыря. Василий сомнительный. 23 . ВАССИАН Топорков хиротонисан в 1525 году, Апреля 2. Оставил Епископию в 1542 году. 24 . ФEOДOCUЙ III хиротонисан в 1542 году, Июля 2, из Архимандритов Московского Новоспасского монастыря. Евфимий сомнительный. 25 . ГEPACUM IV хиротонисан в 1563 году. 26 . BAPЛAAM II упоминается в 1564 году. 27 . UOCUФ II, по другим – ИОАСАФ хиротонисан в 1565 году. Савватий сомнительный. 28 . ДАВИД упоминается в 1572 году. 29 . ИОВ хиротонисан в 1581 году. В 1586 году переведён в Ростов Архиепископом. 30 . UOCUФ III хиротонисан в 1588 году, и упоминается около 1608 года. 31 . РАФАИЛ хиротонисан в 1617 году из Архимандритов Вологодского Спасо-Каменского монастыря. 32 . АЛЕКСАНДР хиротонисан в 1643 году из Архимандритов Вологодского Спасо-Каменского монастыря. В 1658 году переведён в Вятку. 33 . NABEЛ III хиротонисан в 1658 году, Июня 9. За единомыслие с раскольниками в 1667 году соборно осуждён, лишён сана и заточён в Палеостровский монастырь, где и скончался. 34 . МИСАИЛ хиротонисан из Архимандритов Симоновских в 1667 году. В 1672 году Февраля 17 переведён в Белгород. Б) Архиепископы 35 . ИОСИФ хиротонисан в 1672 году из Архимандритов Нижегородского Печерского монастыря. С 1679 года, по увольнению от Епархии, находился при Архангельском Московском соборе. 36 . NABEЛ IV Моравский хиротонисан в 1679 году. В 1682 году переведён в Суздаль Архиепископом же. 37 . HUKUTA II в 1682 году переведён из Епископов Звенигородских. Скончался в 1701 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Преподобный Феодор Ростовский, †22 октября 1409. Преподобный Павел Ростовский, †после 1409, память 22 октября Преподобный Ферапонт Можайский, Белоезерский, †27 мая 1426, обретение мощей 27 декабря 1514. Преподобный Кирилл Белоезерский, †9 июня 1427. Святые иноки Троице-Сергиевой обители Святитель Вассиан I (Рыло), архиепископ Ростовский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1455 по 1466 гг.), †23 марта 1481. Преподобный Мартиниан Белоезерский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1447 по 1454 гг.), †12 января 1483. Святитель Серапион, архиепископ Новгородский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1495 по 1506 гг.), †16 марта 1516. Преподобный Арсений Комельский (Сахарусов) (игумен Троице-Сергиевой обители с 1525 по 1527 гг.), †24 августа 1556. Святитель Иоасаф, Митрополит Московский (Скрипицын) (игумен Троице-Сергиевой обители с 1529 по 1539 гг.), †27 июля 1556. Преподобный Максим Грек , †1556, память 21 января. Священномученик Иоасаф Боровский (архимандрит Троице-Сергиевой обители с 1605 по 1609 гг.), †5 июля 1610, память 12 января. Преподобный Иринарх пономарь, †1621, память 28 ноября, 12 января. Преподобный Дионисий Радонежский (архимандрит Троице-Сергиевой обители с 1610 по 1633 гг.), †12 мая 1633. Преподобный Дорофей книгохранитель, †1622, память 5 июня. Святитель Иоасаф, епископ Белгородский (наместник Троице-Сергиевой Лавры с 1745 по 1748 гг.), †10 декабря 1754, прославление 4 сентября 1911. Святитель Иннокентий, Митрополит Московский (священноархимандрит-настоятель Троице-Сергиевой Лавры с 1868 по 1879 гг.), †31 марта 1879; прославление 23 сентября 1977. Святые последующих поколений, которые продолжали иноческое делание по заветам Игумена земли Русской, образовали Белозерскую, Ферапонтовскую, Соловецкую, Комельскую, Обнорскую, Московскую, Боровскую, Волоколамскую, Нижегородскую, Прилуцкую и Ростовскую ветви генеалогического древа Радонежских святых. Приведенный перечень имен не исчерпывает всех подвижников, связанных с духовной школой Преподобного Сергия Радонежского. Собирание сведений о них должно продолжить благословенное начинание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святые иноки Троице-Сергиевой обители: святитель Вассиан I (Рыло), архиепископ Ростовский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1455 по 1466 гг.) ( † 23 марта 1481 г.); преподобный Мартиниан Белозерский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1447 по 1454 гг.) ( † 12 января 1483 г.); святитель Серапион, архиепископ Новгородский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1495 по 1506 гг.) ( † 16 марта 1516 г.); преподобный Арсений Комельский (Сахарусов) (игумен Троице-Сергиевой обители с 1525 по 1527 гг.) ( † 24 августа 1556 г.); святитель Иоасаф, митрополит Московский (Скрипицын) (игумен Троице-Сергиевой обители с 1529 по 1539 гг.) ( † 27 июля 1556 г.); преподобный Максим Грек ( † 1556; память 21 января/3 февраля); священномученик Иоасаф Боровский (архимандрит Троице-Сергиевой обители с 1605 по 1609 гг.) ( † 5 июля 1610 г.; память 12/25 января); преподобный Иринарх пономарь ( † 1621; память 28 ноября/11 декабря, 12/25 января); преподобный Дионисий Радонежский (архимандрит Троице-Сергиевой обители с 1610 по 1633 гг.) ( † 12 мая 1633 г.); преподобный Дорофей книгохранитель ( † 1622; память 5/18 июня); святитель Иоасаф, епископ Белгородский (наместник Троице-Сергиевой лавры с 1745 по 1748 гг.) ( † 10 декабря 1754 г.; прославление 4 сентября 1911 г.); святитель Иннокентий, митрополит Московский (священноархимандрит-настоятель Троице-Сергиевой лавры с 1868 по 1879 гг.) ( † 31 марта 1879 г.; прославление 23 сентября 1977 г.). Сисой, схимник Печерский, преподобный Преподобный Сисой подвизался в XIII веке в Киево-Печерской обители. Он проводил пещерную жизнь свою в великих постнических трудах. Его воздержанию удивлялись знавшие его. Он победил все страсти плоти и духа и приобрел великую благодать от Бога. Проведше всю жизнь свою в подвигах иночества, он задолго до смерти предвидел свою кончину. В общей службе святым отцам, почивающим в Дальних пещерах, преподобный Сисой упоминается вместе с преподобным Григорием постником: «Сисое чудне и Григорие, имя от бодрости имевый, оба постом обуздавше своя страсти…» Память преподобного Святая Церковь отмечает 6/19 июля и 28 августа/10 сентября вместе с Собором всех преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Читать далее Источник: Жития русских святых : В 2 т./[Коллектив авторов ; Ред. Н.В. Петрусенко]. - Москва : Сибирская благозвонница, 2011./Т. 1: Март-август. - 2011. - 1084 с. : ил.; Т.2: Сентябрь-февраль. - 2011. - 1101 с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Султаном же турецким был Магомет II (1451–1481 гг.), человек властолюбивый и воинственный. Этот решился положить конец существованию Византийской империи. Все земли вокруг Константинополя были уже в его руках; оставалось взять только самый Константинополь. Для этого он начал строить по обоим берегам Константинопольского пролива крепости. Греки, – опасаясь погибнуть голодной смертью, так как ни один корабль не мог проникнуть в Константинополь, не подвергаясь обстреливанию из крепостей, – протестовали против этого несколько раз. Но Магомет на последний их протест отвечал, что если кто будет еще напоминать ему о крепостях, с того с живого будет снята кожа. Предвидя после такого ответа неизбежную гибель империи, Константин прибег к последнему средству, – обратился за помощью к папе Николаю V. Но папа, вместо какой-либо действительной помощи, прислал в Константинополь своего легата, бывшего московского митрополита Исидора, чтобы упрочить здесь флорентийскую унию. Надежда получить, при посредстве папы, помощь от западных государей заставила Константина оказывать расположение легату. Ему дозволено было даже совершить мессу в Софийском соборе. Но против этого восстали народ, духовенство и особенно монахи. Греческие священники, совершавшие с легатом мессу, были отлучены, а престол, на котором она совершалась, был освящен вновь как оскверненный. Между тем Магомет, подготовивши средства для завладения Константинополем, в начале 1453 года подступил к городу с огромным войском и обложил его со всех сторон. Для того чтобы воодушевить свои войска, он обещал им отдать город на разграбление, а жителей в рабство. У греческого императора было не более восьми тысяч войска, считая в том числе и генуэзцев, прибывших по просьбе Константина в количестве пятисот че­ловек. Борьба была неравная; все-таки греки долгое время защищались упорно. Наконец в ночь с 28 на 29 мая 1453 года Константинополь был взят турками. Император Константин погиб на стенах города; погиб и патриарх Афанасий. Народ в ужасе бежит в церкви просить помощи свыше; вопли молящихся заглушаются криками победителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1241 Слово сие напечатано на славянском языке и в переводе на русский в прибавлении к творениям Св. отец, издаваемых при Моск. дух. акад., 1844 г., кн. II. 1252 См. устав св. вел. князя Владимира Святославича о церковных десятинах в Дополнении к актам историческим, 1846 г., т. I, 1. 1270 Григорий не допустил их подвергнуть новоприбывшего в Афины Василия школьническому обычаю посвящения в общество учеников, которые после публичного диспута с новичком вели его с шумом и криком в баню. 1315 Прол. 30 января. Надгробное слово Григория св. Василию. 195 п. к прпморск. епископам. в русск. переводе. Там же бесед. Васнлия на 1-ю часть псалма перв. и на 59 псалом. 1351 Название храма Анастасией потом подтверждено было императором Львом Фракиянином спустя около 80 лет, когда были перенесены из Сирии мощи св. Анастасии, девы и мученицы, и положены в ее храме, находящемся на мысе Домнина (Феод. Чтец. кн. 2, гл. 25). От Константинопольской Анастасии надобно отличать Анастасию – церковь , которую устроили новациане при Юлиане Отступнике (Сократ. 2:28). 1361 Историч. список епископов и патриархов Константинопольской Церкви навилийского архидиакона Захарии Мафы. 1365 Прощальное, произнесенное во время пребывания в Константинополе ста пятндесяти епископов, слово 42. 1430 Иные считают это слово подложным, напр. см. Ученые записки втор. отдеден. Имп. Акад. Наук, кн. III. 1857 г., стр. 35. 1481 Этот омофор – в Московской синодальной ризнице. Памятн. москов. древносги. Патриаршая ризница, стр. 173. 1488 Зонар. том 3. Послание Констант. патр. Михаила Керуллария (1043–1059) к Антиохийскому патр. Петру. Чет.-Мин. 9 мая, примеч. 1489 Чет.-Мин. 9 мая, примеч. Nil. Doxopatr. apud. Allat. de eccles. occid. et orient, perpetua consen. lib. 1, cap. 25, pag. 414–415. 1497 Времен. Москов. общ. истор. и Древн. кн. XV, отдел. III, приход чудотворного образа Николая. Обозрение Р. иерарх. 1820 г. Моск. повесть о принесен. обр. св. Николая в Зарайск. 1505 Из сказания рукописного о Великорецк. нконе, у меня находящегося. Также в 1-й Псковск. лет. под годами 6194 и 7063.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

391 Такое объясвение дает Аристов, 1. с. стр. 70, прим. – Устройство цренов было таково, что их можно было положить на воду и плыть подле берега, везя соль. (См. житие преп. Зосима и Савватия Солов., – чудо бывшее в 7046–153 7 / 8 г. Рукоп. Соф. библ. 1490, л. 672 об.–674 об.). 397 В промежуток времееи, с 21 июля 1601 года по 31 августа 1611 года монастырь получил соляных денег 41,312 рублей (Рукоп. Кирил. мон. 28–628); с 1 сентября 1611 года по 26 июля 1622 года тех же денег поступило 32,644 рубля 18 алтын 1 деньга (Рукоп. Кирил. мон. 88–988). Годовой доход следовательно с соляного промысла был не ниже 3,200 рублей в среднем выводе. 399 Около половины XV века (но не ранее 4 мая 1446 и не позже игуменства Нифонта, т. е., 1476–1481 г.; см. ниже приложение I, стр. XVII–XVIII и прим.) «княгиня Анна» «по приказу мужа своего Феодора Андреевича дала в Кириллов монастырь свое село Куралгинское (в Дмитрове) с деревнями и с мельницею» (см. список с данной в Рукоп. Акад. библ. А 1 / 17 , л. 900 об. и список с другой данной той же Анны, где она названа уже «черницею», там же л. 906. – Время вклада определяется с одной стороны грамотою князя Василия Ярославича, пожалованною «чернице Анне» 4 мая 1446 года, с другой стороны меновною игумена Нифонта, в которой уже упоминается о кирилловских Куралгинских владениях. – См. Рукоп. Акад. библ. А 1 / 17 , л. 900 и об. и ниже приложений). 401 Водяные мельницы находилась, напр., подле монастыря (см. стр. 266 в первом выпуске первого тома настоящего исследования и в приложении к нему «Вид Кирилло-белозерского монастыря, гравированный в 1720 г.»). Большинство же мельниц в Кирилловской вотчине, надо полагать, приводилось в движение ветром. По крайней мере в настоящее время еще в пределах северной части Новгородской губернии и в Вологодской губернии распространен тип старинных своеобразных ветряных мельниц. Обыкновенно они имеют в основании неподвижный квадратный сруб, переходящий как бы в пирамиду, на которой вращается вся верхняя постройка. При всяком направлении ветра, посредством длинного рычага, утверждевного на ее верхней части и прикрепляемого другим концом к земле, она легко может быть устанавливаема таким образом, что крылья мельницы должны приходить в движение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010