Несмотря на значительные размеры он имел одну главу. Фасады разделены плоскими лопатками на прясла, западный и восточный имеют по три прясла, а северный и южный по четыре. Покрытие не позакомарное, а палаточное, то есть каждое прясло завершается двускатной щипцовой кровлей. Декор фасадов отсутствует, на световом барабане простая аркатура. В верхней части прясел сделана двухуступчатая полукруглая арка, имитирующая форму закомар. Во время Великой Отечественной войны церковь была разрушена, восстановлена в 1950-е годы. Интересна история храма. Он принадлежал Ивановской общине купцов-вощаников торговавших воском и мёдом, в которую входили купцы, внёсшие 50 гривен серебром и получившие звание " пошлых " (от пошлины), то есть потомственные. При церкви Иоанна Предтечи на Опоках существовал купеческий суд, возглавлявшийся тысяцким и состоявший из трёх старост от бояр и двух от купцов, которые разбирали все тяжбы по торговым делам. В церкви хранились новгородские эталоны мер и весов, такие, как " вес вощаный " , " медовый пуд " , " локоть иванский " для измерения длины сукна, " гривенка рублёвая " для взвешивания металлов, специальные весы " скалвы вощаные " , позднее в подклете церкви хранились городские весы принадлежавшие царю. Церковь Успения на Торгу Церковь Илии Пророка на Славне Церковь Уверения Фомы в Воскресении Христовом на Мячине Церковь Димитрия Солунского на Славкове улице Церковь Двенадцати апостолов на Пропастех Зверин монастырь. Церковь Симеона Богоприимца Церковь Жён-мироносиц Ещё одним примером деятельности архиепископа Евфимия служит церковь Успения на Торговище . По его повелению она была порушена и поставлена на старой основе в 1458 году. Первоначальная церковь князя Всеволода Мстиславича, в память новгородцев погибших в сражении у Ждановой горы, была возведена в 1135 году, поэтому её композиция напоминает храм Иоанна Предтечи на Опоках. Церковь Успения трехнефная, шестистолпная, трехапсидная. Она имеет одну главу и сейчас покрыта на четыре ската, скорее всего при перестройке она имела палаточное покрытие по типу церкви " на Опоках " . Фасады разделены лопатками, которые завершаются двухуступчатыми арками закомар. Барабан декорирован поясками " бегунца " и " поребрика " . Внутреннее пространство церкви разделено шестью столпами, из которых два восточных квадратные, а остальные круглые.

http://sobory.ru/lib/4_arhitektura_novgo...

Неверием этим дается нам знать, что тогда были игумены, которые позволяли себе прибегать к «затейным» чудесам для той цели, которая указывается в сказании о прославлении мощей, именно-для своего обогащения. 35 . Савва Вишерский, основатель Савво или Саввино – Вишерского монастыря, который находится в 7-ми верстах от Новгорода, на реке Вишере, скончавшийся около 1460-го года. В самом непродолжительном времени после кончины преп. Савва явил себя чудотворцем, исцелив от болезни игумена своего монастыря, и когда донесено было о сем архиепископу Новгородскому Ионе († 5-го Ноября 1470-го года), то архиепископ, пришед в монастырь и у гроба блаженного быв и молебная совершив, «повеле образ святого написати на иконе, также и канон и прочая во славу превеликому и чудному Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, прославляющему и по преставлении святая своя» 126 , т. е. установил местное празднование преподобному в монастыре. Память 1-го Октября 127 . 36 . Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, по свидетельству очень мало надежного жития его скончавшийся в 1303-м году, по на самом деле, как кажется, живший гораздо позднее, – в конце XIV – начале XV века. Его почитание началось по частной инициативе. Пришедший в Устюг с Москвы в 1458-ы году один «нищий человек» заказал написать образ его и, построив над могилой его малую часовню, поставил в последней написанный образ на поклонение приходящим. К этому самоволию пришельца Устюжские соборные священники и диаконы отнеслись враждебно: они прогнали нищего, разметали часовню и скрыли образ Прокопия. Но в 1471-м году Устюжские ратные люди, испытавшие во время похода в великокняжеском войске под Казань благодатную помощь Прокопия, построили над его могилой церковь во имя его, с какового времени, по свидетельству его жития, и начал быть празднуем в Устюге честно и торжественно праздник его месяца Июля в 8-й день 128 . В житии не говорится, чтобы праздник был установлен епархиальным архиереем, каковым был архиепископ Ростовский, но это необходимо подразумевать, ибо без архиерея не могла быть освящена церковь (и духовенство Устюжское, незадолго пред тем разметавшее часовню под гробом Прокопия, конечно, не позволило бы себе и мирянам такого весьма большего своеволия, как формальное провозглашение умершего за святого и установление ему настоящего празднования) 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

М. Исидор был ревностным сторонником унии с Римом и уже по пути с собора обратно в Москву разослал по епархиям послание с призывом к пастве ходить причащаться в церквах обоих обрядов и сам служил в католических храмах. В день прибытия в Москву он служил литургию в Успенском соборе, поминал папу вместо патриарха и прочитал исповедание веры, в которое было включено «Филиокве» и другие нововведения католической Церкви. Вел. кн. Василий объявил его изменником православию и заключил под стражу в Чудовом монастыре. Митр. Исидор бежал в 1441 году в Рим. Он был последним митрополитом греком. Вследствие событий в Византии, окончившихся падением Царьграда в 1454 году, и междоусобной борьбы в России, митрополичий престол был долго не занят. Только в 1448 году еп. Иона, выбранный уже давно в митрополиты, был поставлен собором русских епископов. В Константинополь была послана грамота, в которой говорилось, что Москва не разрывает с патриаршим престолом, и что самостоятельное посвящение митрополита совершено «по великой нужде». В 1458 году произошло разделение русской Церкви на две независимые митрополии. Патриарх Григорий посвятил в митрополиты областей, входивших в великое княжество Литовское, ученика митрополита Исидора, Григория. С этого времени за митрополичьей кафедрой северо-запада России утвердилось наименование Московской, вместо Киевской. Митрополиты киевские вскоре перенесли свою кафедру в Вильно, а оттуда в Новогрудек. Киев оставался до начала 17 века заброшенным. Митрополит Иона, первый митрополит московский, на долю которого выпало устроение Церкви после смуты, посеянной митрополитом Исидором, был родом из Солигалича. Он был строгим хранителем монашеского устава и православных традиций, сделал много для распространения христианства на окраинах московского государства, правил страной во время похода вел. кн. Василия II в 1451 году против татар, строил храмы, способствовал просвещению и боролся с унией. Он был прозорливцем и целителем недугов. Скончался он в 1461 году и был погребен в Успенском соборе в Москве (память 15 июня).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

по повелению великого князя Uoahha III и по благословению митрополита Филиппа, тогда же установивших и праздник в память этого события; д) наконец, служба преподобному Димитрию Прилуцкому. Последняя, впрочем, нигде не надписывается именем Пахомия и может быть усвояема ему только гадательно: в ней тот же слог, те же любимые выражения, что и в прочих службах Пахомиевых, и встречаются целые стихиры, буквально взятые из служб Пахомия преподобному Сергию и святому митрополиту Ионе. С достоверностию же о ней можно сказать лишь то, что она написана не прежде Пахомия и в XV в., так как сохранилась в списке этого века, но могла быть написана и не самим Пахомием, а кем-либо другим по подражанию Пахомию, например, тем же игуменом Макарием, который составил тогда житие преподобного Димитрия Прилуцкого. Наконец, не менее шести церковных песнопений сложил Пахомий в честь святых русских, которые в его время чтились только местно или даже еще не чтились, а прославлены уже Соборами 1547–1548 гг., и на один местный праздник, сделавшийся общим только в 1584 г. Так, вероятно, еще в Сергиевом монастыре вслед за службою преподобному Сергию Пахомий написал и службу ученику его, преподобному Никону. По поручению Новгородского владыки написал (1560–1561) каноны митрополиту Московскому Ионе († 1461), Новгородскому архиепископу Евфимию († 1458) и преподобному Савве Вышерскому († 1461) вскоре после их кончины, когда едва ли успело установиться и местное им празднование. Может быть, по поручению того же Новгородского владыки или по просьбе других новгородцев написал Пахомий два канона, помещаемые в службе на праздник Знамения Новгородской иконы Богородицы. По поручению же Пермского епископа Филофея (1472–1501) написан канон просветителю зырян святому Стефану Пермскому. Пахомия должно назвать плодовитейшим из всех наших церковных песнописцев, когда-либо бывших. Он слагал свои песни по готовым образцам греческим, существовавшим в славянском переводе, но слагал довольно искусно и без рабского подражания.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Дальнейшему развитию архитектурного ансамбля Кремля помешала междоусобная война (30-40-е гг. XV в.), к-рую вели потомки Димитрия Донского. Только к концу правления вел. кн. Василия Васильевича Тёмного возобновилось и приобрело интенсивный характер каменное строительство в Кремле. К 1450 г. относится закладка напротив дверей Успенского собора на митрополичьем дворе белокаменной палаты, 1-й известной нам каменной гражданской постройки Москвы ( Выголов. 1988. С. 95). Год спустя свт. Иона, митр. Московский, в память избавления Москвы от т. н. скорой татарщины (набега ордынского царевича Мазовши 2 июля 1451, в день памяти Положения ризы Пресв. Богородицы) «скоро повеле воздвигнути храм… на своем дворе в полате, в едином угле в досках» в честь Ризоположения «ради чюдеси Богоматери» (ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. С. 261; Т. 21. Ч. 2. С. 515; Т. 39. С. 146; Забелин. 1905. С. 482; Выголов. 1988. С. 96). Т. о., первоначально ц. Ризоположения не была самостоятельным сооружением, а находилась внутри каменной палаты, построенной свт. Ионой в 1450 г. В том же году купец-сурожанин Владимир Григорьевич Ховрин близ своего двора или, по сообщениям др. летописей, на своем дворе построил ц. Воздвижения Креста Господня, «повел заложити около кирпичемъ, а изнутри блымъ каменемъ». Церковь была поставлена на месте прежней, возведенной 10 годами ранее и разрушенной во время пожара 1445 г. Это 1-й известный храм, построенный в Кремле представителем купечества. Крестовоздвиженская ц. была перестроена в 1651 г. В то время она находилась уже на дворе боярина Б. И. Морозова; разобрана во 2-й пол. XVIII в. (ПСРЛ. Т. 23. С. 154; Т. 39. С. 146; Забелин. 1905. С. 270 - 276; Выголов. 1988. С. 9 - 16). В 1458 г., вероятно на пожертвования представителей рода Ховриных, была построена каменная (согласно Софийской I летописи, из кирпича) Введенская ц. на подворье Симонова мон-ря у Никольских ворот. О времени возникновения Симоновского подворья в Кремле сведений не имеется, чему виной, по-видимому, пожар 1445 г., когда сгорел монастырский архив. Введенский храм был заново выстроен в 1491 г. и просуществовал до 30-х гг. XVIII в. (ПСРЛ. Т. 18. С. 212 и др.; Выголов. 1988. С. 16 - 20). Еще об одной кирпичной постройке в Кремле, «кирпишечной стрельнице», стоявшей, по мнению Кучкина, на месте ныне существующей Набатной башни, упоминается в документе сер. XV в. (АСЭИ. Т. 2. 150. С. 87; Выголов. 1988. С. 134-135; Кучкин. 2008). Это сообщение позволяет предполагать наличие в составе белокаменной крепости XIV-XV вв. башен, возведенных из кирпича.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Неверие архиепископа Трифона и всего его причта в чудеса, совершавшиеся при мощах князей, конечно, было не без основания. Неверием этим дается нам знать, что тогда были игумены, которые позволяли себе прибегать к «затейным» чудесам для той цели, которая указывается в сказании о прославлении мощей, именно – для своего обогащения. 38 . Савва Вишерский, основатель Савво- или Саввино-Вишерского монастыря, который находится в 10-ти верстах от Новгорода, на реке Вишере, скончавшийся около 1460-го года (память 1-го октября). В самом непродолжительном времени после кончины преп. Савва явил себя чудотворцем, исцелив от болезни игумена своего монастыря, и когда донесено было о сем архиепископу Новгородскому Ионе († 5-го Ноября 1470-го года), то архиепископ, пришед в монастырь и у гроба блаженного быв и молебная совершив, «повеле образ святого на- —90— писати на иконе, также и канон и прочая во славу превеликому и чудному Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, прославляющему и по преставлении святая своя» 1305 , т. е. установить местное празднование преподобному в монастыре. 39 . Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, живший неизвестно когда, вероятно – в первой половине XIV века. Его почитание началось по частной инициативе. Пришедший в Устюг с Москвы в 1458-м году один «нищий человек» заказал написать образ его и, построив над могилой его малую часовню, поставил в последней написанный образ на поклонение приходящим. К этому самоволию пришельца Устюжские соборные священники и диаконы отнеслись враждебно: они прогнали нищего, разметали часовню и скрыли образ Прокопия. Но в 1471-м году Устюжские ратные люди, испытавшие во время похода в Нижний Новгород благодатную помощь Прокопия, построили над его могилой церковь во имя его, с какового времени, по свидетельству его жития, и начал быть празднуем в Устюге честно и торжественно праздник его месяца июля в 8-й день 1306 . В житии не говорится, чтобы праздник был установлен епархиальным архиереем, каковым был архиепископ Ростовский, но это необходимо подразумевать, ибо без архиерея не могла быть освящена церковь (и духовенство Устюжское, незадолго пред тем разметавшее часовню над гробом Прокопия, конечно, не позволило бы себе и мирянам такого весьма большого своеволия, как формальное провозглашение умершего за святого и установление ему настоящего празднования).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

40 . Митрополит Иона, скончавшийся 31-го марта 1461-го года. По случаю перестройки Московского Успенского собора, 29-го мая 1472-го года были обретены его мощи, от которых при сем случае совершилось несколько чудес. По этому поводу и было установлено ему местное празднование 1307 . —91— 41 . Исаия, епископ Ростовский, преемник св. Леонтия, скончавшийся около 1090-го года, мощи которого были обретены одновременно с мощами Леонтия в 1164-м году. Местное празднование его памяти установил в 1474-м году Ростовский архиепископ Вассиан Рыло. В позднейших списках Несторова жития Феодосия Печерского к словам жития об Исаии, что «добрых ради прав его (он) поставлен бысть епискупъмь Ростову городу» читается приписка: «и тамо со святыми чтут его, прият бо от Бога чудотворения дар» 1308 . В приписке этой, сделанной после установления празднования Исаии, должно видеть объяснение причины, почему установлено празднование. 42 . Арсений, епископ Тверской, скончавшийся 2-го марта 1409-года. Местное празднование ему установил в 1483-м году Тверской епископ Вассиан (из князей Стригиных-Оболенских) 1309 . 43 . Феодор, архиепископ Ростовский, скончавшийся 28-го ноября 1394-го года, 44 . Стефан, епископ Пермский, скончавшийся 26-го апреля 1396-го года, и 45 . Евфимий, архиепископ Новгородский, скончавшийся 11-го марта 1458-го года, являются в богослужебных книгах как святые и называются святыми в других памятниках после 1475-го года или в последней четверти XV века 1310 . Феодор погребен в Ростовском кафедральном соборе; Стефан погребен в Москве, в бывшем придворном Спасском монастыре, теперешнем придворном Спасском соборе; Евфимий погребен в составляющем его ктиторию Вяжицком монастыре: вероятно, что местное празднование каждому из троих и началось совершаться в сейчас указанных местах их погребения. 46 . Аврамий Ростовский, живший неизвестно когда, по всей вероятности – в XIV веке 1311 , т. е. бывший современником преп. Сергия Радонежского, и —92— 47 . Никон Радонежский, скончавшийся 17 ноября 1427-го или 1428-го года, причислены к лику святых в конце XV – начале XVI века 1312 , причем память Аврамия, благодаря, как вероятно думать, обилию в его житии чудесного, по характеру своему – весьма необыкновенного, из местной скоро стала общецерковною, а празднование Никону ограничивалось до митр. Макария стенами Троицкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но, оказывается, его сберёг один благочестивый человек. Он передал икону отцу Николаю, и тот хранил её в алтаре храма до 2000 года. 28 мая, в день памяти основателя монастыря Евфросина и день открытия монастыря, отец Николай передал обители эту чудотворную икону. В тот же день послушница Татьяна Беляева стала инокиней Елизаветой, а 18 июля 2000 года она была пострижена в монахини и возглавила работы по восстановлению Спасо-Елеазаровской обители.  Это не простая обитель, и дар отца Николая был глубоко символичен. С древних времён было известно: где Цареградская икона, там Сам Господь. И вполне закономерно, что после появления в 1458 году на Руси этой иконы, Русь начала чудесным образом возрождаться и в 1480 году сбросила татаро-монгольское иго. Не случайно именно в этом монастыре была сформулирована государствообразующая идея Москвы как Третьего Рима. Эта идея была положена в основание Российского государства на целых триста лет. Казалось, что после упразднения Патриаршества в 1700 году и превращения Церкви в государственный департамент Петром Первым, эта идея погибла навсегда. Но она стала чудесным образом возрождаться в третьем тысячелетии. И это в значительной степени связано с восстановлением Спасо-Елеазаровского монастыря. Духовно чуткие люди верят: если сегодня серьёзно восприимут идею Третьего Рима, то Россия снова будет могучим государством. Вторая святыня, возвращенная в Спасо-Елеазаровский монастырь — древняя икона Спас Елеазаровский. Она была обретена в 1352 году. Но после закрытия Великой Пустыни, построенной на месте чудесного явления этой иконы, святыню перенесли в Елеазарово. Эта чудотворная икона Всемилостивого Спаса спасла псковичей от мора в 1352 году. В 1426 вся псковская земля вымолила перед ней прекращение массовых пожаров и моровой язвы. Общая молитва и покаяние перед этим образом развеяли разбойничьи отряды литовцев и примирили Псков с Новгородом. Псковичи положили в «память этого преславного и великого чуда на все времена ежегодно совершать из Великой Пустыни в Псков крестный ход с чудотворной иконой Спаса Всемилостивого в День Преполовения Пятидесятницы».

http://radonezh.ru/analytics/matushka-tr...

Спустя несколько месяцев великий князь был пленен Дмитрием Шемякой во время своего богомолья в Троице-Сергиевой Лавре и ослеплен. Его малолетних сыновей, Ивана (будущего Иван III) и Юрия, отправили в Муром, как наиболее укрепленный город с испытанным в верности народом и наместником. В том же году за великокняжескими детьми прибыл в качестве посредника епископ Рязанский и Муромский Иона. В городском соборе Рождества Богородицы княжичи были переданы под его покровительство. Впоследствии государь всея Руси Иван III на всю жизнь сохранил благодарную память о Муроме. Согласно завещанию Василия Темного Муром, наряду с другими городами, имевшими стратегическое значение, отошел к его старшему сыну Ивану III. Когда в сентябре 1458 года в Муроме произошел сильный пожар, во время которого сгорел почти весь город, Иван III приложил старания к восстановлению, укреплению и увеличению города. Самая ранняя из известных, жалованная грамота городу Мурому относится именно ко времени его правления и адресована городскому собору Рождества Богородицы. В XV веке Муром служил оплотом московской власти в укреплении и централизации русского государства. Во время борьбы за присоединение Новгорода шестерых самых непокорных новгородских бояр заключили под стражу и сослали в Муром. В их числе был и Федор Борецкий – сын Марфы Посадницы, которая возглавила борьбу новгородцев за независимость от Москвы. Его заточили в муромской крепости, где он и умер 9 мая 1476 года. А после покорения Новгорода по указу Ивана III несколько тысяч новгородцев (бояр, именитых граждан и купцов) были переселены в Муром. В целом вторая половина XV – начало XVI века были для Мурома временем постоянного противостояния с Казанским царством. Например, в 1448 году казанский царь Мамутек направил «всех князей своих со многою силою воевати Муром и Володимер… Князь же Великий посла противу их сына своего, Ивана». В 1463 году «татарове имаша около Мурома в неделю Святых Жен Мироносиц и отыдоша. Того же лета воеваша около Мурома. Князь Данило Дмитриевич Холмский иде за ними прочь из Мурома и постиже и бив их». Исторические источники указывают, что чаще других от казанских набегов страдала муромская земля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОСИЙ (БЫВАЛЬЦЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона святителя Феодосия Московского Феодосий (Бывальцев) (+ 1476 ), митрополит Московский и всея Руси , духовный писатель, святитель Память 6 октября и в Соборе Московских святых В 1453 году упоминается архимандритом Чудова монастыря . 23 июня 1454 года хиротонисан во епископа Ростовского митрополитом Ионой . В 1455 году осужден за то, что в навечерие Богоявления , случившееся тогда в воскресенье, разрешил мирянам вкушать мясо, а инокам рыбу, сыр и яйца. Митрополит Иона призвал его на собор в Москву, угрожал лишением сана. Однако полное раскаяние и смирение Феодосия, а также ходатайство за него вел. княгини Марии Ярославны , отвратили гнев Ионы. После этого случая Феодосий стал чрезвычайно осмотрительным к самому себе, осторожным с паствою и требовательным к духовенству. Чтобы побудить духовенство своей епархии к более строгому исполнению своих обязанностей, Феодосий назначил в Белозерске в 1459 году (по другим сведениям - в 1458 году) частный собор для всех игуменов, священников и диаконов. 3 мая 1461 года был поставлен митрополитом Московским . Было объявлено, что покойный митрополит избрал и благословил его своим преемником еще при своей жизни . При избрании и поставлении митрополита Феодосия особое значение придавалось общему волеизъявлению Ионы, великого князя и освященного Собора : святитель «обговорил,... с великим князем», а также с епископами, «избрал и благословил» преемника «на свое место», дал на его имя благословенную грамоту, скрепленную подписью и печатью, и положил на престол в Успенском соборе (по некоторым источникам, тайно). Эта грамота была обнародована после смерти Ионы, копии с нее были разосланы всем епископам с приглашением в Москву для поставления новоизбранного митрополита, которое было совершено Собором менее чем через 40 дней после кончины Ионы .

http://drevo-info.ru/articles/11782.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010