На Евтихия Тихого (второго) 24 авг./6 сент. погоды ожидали тихой и безветренной. А если вдруг налетал ветер, это сулило несчастье – льняное семя осыпалось. В народе в старину говорили, что заря в этот день – словно девушка на выданьи: грустит, с летом прощается. По поверью, в этот день нельзя было смотреть на зарю и далеко уходить от дома. Иначе «опалят тебя огни неведомые, позаплутаешь-поплутаешь, да ни с чем домой и вернешься». Заря осенняя, хоть и тихая, а своими сполохами горячо палит. Сжечь не может, а опалить способна всякого зазевавшегося и заплутавшего. Евфимий Новгородский Архиепископ Новгородский († 11.03.1458). Сын новгородского священника. Еще до рождения сына родители посвятили его Богу. Пятнадцати лет Евфимий поступил в Николаевский Вяжищский монастырь. В 1429 он был избран архиепископом Новгородским. Тогда он сказал себе: «Ему же будет дано много, много и взыщется от него» – и усугубил свои подвиги. Посты его были сверхъестественны, милостыня щедра и непрестанна. Святитель был покровителем прп. Михаила Клопского, Арсения Коневского и др. угодников. После кончины святителя на нем нашли тяжелые железные вериги, которые он носил тайно. Были обретены его нетленные мощи, и вскоре было установлено местное его почитание. Чудеса же и исцеления стали совершаться немедленно. В XV в. был исцелен при раке его от «студеной болезни» родоначальник дома Романовых – боярин Никита Захарьин-Юрьев, шурин Иоанна Грозного. В 1547 свт. Евфимий был причислен к лику святых. Память его празднуется 11 марта. Евфросин Псковский, Спасо-елеазаровский Преподобный (1386–15.05.1481), в миру носил имя Елеазар. С юных лет стремился к уединенной жизни, а свой иноческий подвиг начал в Снетогорском монастыре Пресвятой Богородицы, вблизи Пскова. Отсюда он перешел на берег р. Толвы и недалеко от Псковского озера основал Спасо-Елеазаров монастырь. Не изменяя подвижнического образа жизни, преподобный достиг глубокой старости. Причислен к лику святых на Московском Соборе (1551). Память прп. Евфросину отмечается 15/28 мая. Евфросиния Полоцкая

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почитание святой Анны и сына ее святого Владимира было установлено после знамения, бывшего Новгородскому архиепископу святителю Евфимию (U 1458 г., память 11 (24) марта) в 1439 году. В связи с этим знамением была установлена соборная память Новгородских святителей, погребенных в соборе Святой Софии. Святая равноапостольная Ольга и преподобная Анна Новгородская, стоящие в основании русской женской святости, раскрывают два пути служения: духовного и земного материнства. Оба эти пути находятся под благоприятным покровом Пресвятой Богородицы. Первая жена — Ева (жизнь) — названа в Библии «матерью всех живущих» (Быт. 3.20.), но она названа так ужо после грехопадения. Святые Отцы говорят, что столь славное название — пророчество о второй Еве — Пресвятой Деве, которая рождает Саму Жизнь — Творца и Спасителя мира — и делается «Матерью всех живущих». В тайне Ее Материнства заключена полнота Божественной любви, в Ее лице женщина была возвеличена пред всем миром — видимым и невидимым. Христианство высоко ценит женщину как мать. Материнство преображает человеческую любовь, приобщает человека к тайне рождения жизни, созданной для вечности, для радости и красот. Женщина — мать является хранительницей семьи и семейного очага. От ее мягкости, заботливости, терпения, способности жертвенно служить зависит внутренний мир и устойчивость семьи. На женщине лежит высочайшая задача — воспитание новых граждан Царства Небесного. Такой матерью была великая княгиня Ирина. Знаменательно духовное преемство святых Ольги и Анны: святая равноапостольная Ольга строит храм Святой Софии в Киеве — главный храм Киевской Руси; святая Анна Новгородская участвует в закладке и строительство Храма Святой Софии в Новгороде. Преподобная Анна стала хранительницей храма Святой Софии в Новгороде, здесь находились открытыми для поклонения ее святые мощи. Так святая Ольга и преподобная Анна утверждают духовную вертикаль Древней Руси, соединяя два ее главных духовных центра: Киев и Новгород. Преподобная Анна Новгородская положила начало соединению двух путей святости — святых благоверных княгинь (цариц) и преподобных, т.е. деятельного служения миру и молитвенного созерцания, монашеского подвига.

http://pravicon.com/info-1778

124 Собр. л. III, 183. 112. 113. В Тихвинском уставе 1590 г. сказано: „на память священномуч. Иерофея уставися поминка от Евфимия архиепископа Вяжицкого, по повелению Ивана архиепископа темниц, по великих князьях и вел. княгинях и их сродник и архиепископех и епископех, иже лежат в вел. Новгороде в соборной церкви и по монастырех и по всех православных христианех“. В Воскресенском монастыре находился уставь 1440 г., где рукой самого святителя написана была заповедь совершать поминовение о почивающих в Софийском соборе. 126 В Синод. б. целы служебник и устав святителя (Саввы указатель, стр. 252. 262); целы минеи служебные: за ноябрь 1438 г., за июнь 1439 г., за февраль 1441 г., за апрель 1442 г. минея праздничная. Замечательно послесловие писца первой минеи. Он говорит: „повелением господина моего архиепископа владыки Евфимия“ писал в обители Богородицы на Перыне игумен Дионисий, далее: „отцы, господа и братия, клир св. Софии! пойте или читайте, но исправляя; а меня грешного не клените; если где описался я, говоря ли с другом или обучая детей или по затмению мыслей: не ропщите на меня бедного“. Цель октоих, писанный в 1437 г. по приказанию св. Евфимия для Соф. собора. Извест. акад. VI, 294–296. 299. VII, 275. 127 Собр. л. IV, 122. Опис. Новгор. архиер. дома, стр. 12–14. 33. 34. 40–45. 59. По Новгор. л. (собр. л. III, 111. 112) палаты построены в 1435 г., башня – в 1436 г., новая колокольня в 1439 г., а часы – в 1449 г. (собр. л. III, 112. 239. IV, 123). 135 Летопись: 1458 г. „преставися владыка Евфимий мес. марта в 10 день. Покой, Господи, со святыми душу его“ (Собр. л. 4. 127). „Положен бысть на владычестве 24 года“ (Собр. л.3:241). 137 Неволина о пятинах. В прол., стр. 16. В святцах устава XVI в. март. 11 „успение св. Евфимия архиеп. Новгор.“ у Толстого 1, 100. Св. Евфимий изображён на столпе в алтаре Софийск. собора. Опис. собр. 94. СПб. 1853. Между святыми по грамотам XVII в. см. января 25, пр. 120. Читать далее Источник: Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Март. - 1892. - 296, портр.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Евфимий, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Иван) († 1458, память 11/24 марта и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Родом из Новгорода, где отец его, Моисей, был священником Феодоровской церкви. С юных лет начал подвизаться в Вяжищской обители. Уже в 15 лет был пострижен в монашество. После пострижения удалился в Хутынский монастырь на безмолвие. Затем был возведен в сан игумена и назначен в Богородицкий монастырь на Лисичьей горе, близ Новгорода. В 1429 году после смерти архиепископа Новгородского Симона, игумен Евфимий был избран на Новгородскую кафедру. Он отказывался и умолял народ не возлагать на него этого высокого, но тяжелого звания. В течение почти пяти лет игумен Евфимий управлял епархией без епископского посвящения, которое он принял только 26 мая 1434 года в Смоленске от митрополита Герасима. Сознавая все величие принятого на себя сана, святитель с большим усердием и чувством ответственности пред Богом предался подвигам своего служения. Одновременно не ослабевал и в личных подвигах благочестия. Он соблюдал строгий пост, не ослаблял молитвы. Святитель Евфимий отличался глубоким смирением, неустанным попечением о пастве и твердым упованием на Божию помощь. В деле достижения духовного совершенства и нравственного исправления своей паствы он был строг, тверд и непреклонен. Но его строгость всегда была растворена любовью. К телесным же нуждам своей паствы он относился с чувством сострадания и милосердия. С любовью принимал святитель странников. Никто не отходил от него скорбным, ибо щедрый владыка говорил сам себе: «Не мое это, но Божие», и потому всем обильно помогал. Милостыню он посылал в Царьград, на Афон и в Иерусалим. Проявлением его любви к бедным служила его щедрая благотворительность в дни стихийных бедствий в Новгороде и его окрестностях. В 1445 году жестокий голод в Новгороде принес большое испытание для человеческих душ. В это время святитель не щадил ничего для бедноты, насколько это было в его силах. Он одевал и питал их до тех пор, пока его средства не истощились.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иона, святитель, епископ Великопермский, Устьвымский († 1470; память 6/19 июня, 29 января/11 февраля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) Святитель Иона был пятым епископом Пермским. После кончины великого просветителя Пермского края святителя Стефана († 1396; память 26 апреля/9 мая) его преемником стал епископ Исаакий, проводивший большую часть своего времени в Москве и недолго находившийся на Пермской кафедре. Апостольские труды святителя Стефана продолжили святители Герасим († 1441; память 24 апреля/7 мая) и Питирим († 1455; память 29 января/11 февраля и 19 августа/1 сентября); оба приняли мученическую смерть, исполняя свой архипастырский долг. Вскоре после убиения отрядом вогульского князя Асыки святителя Питирима митрополит Московский и всея Руси Иона († 1461; память 31 марта/13 апреля и 15/28 июня) рукоположил соименного себе благочестивого инока во епископский сан. В 1455 году епископ Иона прибыл в Усть-Вымь, главное селение обращенных в христианство зырян, где еще в 1383 году святым Стефаном († 1396; память 26 апреля/9 мая) была учреждена кафедра при построенном им храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Принимая место, обагренное кровью двух его предшественников, святитель Иона, безусловно, понимал, какие трудности он встретит на своем архипастырском пути. Время междоусобиц уже проходило, и великий князь Василий Васильевич Темный еще в Москве обещал святителю защиту и покровительство. Присланная им сильная московская рать за 1458–1459 годы установила в Пермских пределах относительное спокойствие, усмирив при этом вятскую вольницу, принимавшую участие в грабежах поселений зырян и убийстве святителя Питирима. В случае же набегов полудиких племен вогулов (или вогуличей) Новгород и Устюг были обязаны по первому требованию Пермского епископа оказывать ему военную помощь. Главным делом жизни святителя Ионы стало дальнейшее просвещение наиболее упорно державшихся языческих верований небольших, но очень воинственных народностей – остяков и вогулов. Являясь соседями уже крестившихся зырян, они врывались в их поселения, грабя и принуждая жителей отказываться от истинной веры. Неутомимо боролся он с влиянием волхвов и жрецов на простодушный народ, поклонявшийся языческому истукану – Золотой бабе.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

15 января 1397 г. у великого князя Василия Дмитриевича родился сын Иван, названный или в честь Иоанна Кущника, память которого приходилась на день рождения, или Иоанна Златоуста (30 января). 6 декабря 1401 г. у Василия Дмитриевича родился сын Даниил, названный в честь Даниила Столпника (11 декабря). 13 января 1405 г. у Василия Дмитриевича родился сын Семен, нареченный в честь или преп. Симеона Ветхого (26 января), или Симеона Богоприимца (3 февраля). 10 марта 1415 г. у Василия Дмитриевича родился сын, который, судя по летописному рассказу, наречен в тот же день Василием — скорее всего в честь Василия епископа Анкирского (22 марта) . 22 января 1440 г. у Василия Темного родился сын Иван — по дню рождения назван Тимофеем, а крещен в честь Иоанна Златоуста (перенесение мощей — 27 января). 22 января 1441 г. у Василия Темного родился сын Юрий — крещен в честь Георгия епископа Амастридского (21 февраля). 13 августа 1446 г. у Василия Темного родился сын Андреи — крещен в честь Андрея Стратилата (19 августа). В июле 1449 г. у Василия Темного родился сын Борис — назван, очевидно, в связи с праздником Бориса и Глеба (24 июля). 8 августа 1452 г. у Василия Темного родился сын Андрей — назван в честь Андрея Стратилата (19 августа). 15 февраля 1458 г. у Ивана Васильевича родился сын, назван Иваном — по–видимому в честь праздника обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля). 18 апреля 1474 г. у Ивана Васильевича родилась дочь Елена — названная, очевидно, в честь царицы Елены (21 мая). 28 мая 1475 г. у Ивана Васильевича родилась дочь Феодосия — названа, очевидно, в честь муч. Феодосии Тирской (29 мая). 19 мая 1476 г. у Ивана Васильевича родилась дочь Елена — названа в честь царицы Елены (21 мая). 25 марта 1479 г. у Ивана Васильевича родился сын Василий, названный в честь Василия Парийского (12 апреля), но крещен 4 апреля (!) — т. е. ранее дня того святого, по которому выбрано крестильное имя. 23 марта 1480 г. у Ивана Васильевича родился сын Юрий — крещен в честь Георгия Митуленского (7 апреля).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Святые: епископы Ростовские: Игнатий († 1288. 28 мая), именуемый летописцами «великим чудотворцем», и Кирилл; архиепископы Новгородские: Илия, в схиме Иоанн († 1186. 7 сентября), при коем в 1169 г. чудесно явлена была икона Знамения Божией Матери; Моисей († 1362. 25 января), Евфимий († 1458. 11 марта), борец против любодеяния и неправильных браков; Иона († 1470. 5 ноября), пламенный молитвенник об установлении в России Самодержавия. «Не оставит Господь без внимания слезной молитвы угнетенных, – говорил он Иоанну III, – рассеет Орду, какими судьбами знает, лишь бы Государь пребыл в благочестии и тихими очами надзирал за своею областью». Первые епископы Казанские: святые: Гурий († 1563. 20 июня и 5 декабря), Варсонофий († 1576. 11 апреля), впоследствии епископ Тверской, и Герман († 1567. 6 ноября). Епископы Пермские: святые: Стефан († 1396. 26 апреля), близкий друг Преподобного Сергия, так много сделавший для приобщения восточноевропейских и азиатских инородцев к Русской Церкви; Герасим († 1441. 24 января), Питирим, убитый 19 августа 1456 г. вогуличами, и Иона († 1470. Память всех троих 29 января). Святой Кирилл, епископ Туровский (†1183. 28 апреля), знаменитый проповедник, первый русский столпник, о коем житие говорит: «Златословесный учитель, светлым учением благоразумия своего просветивший все концы России». Святой Серапион, епископ Владимирский († 1275. 12 июля), обладавший замечательным даром слова, грозный обличитель волхований. Преподобный Сергий Радонежский († 1392. 25 сентября), сей «благодатный воспитатель народного духа», по определению Ключевского. Святые птенцы из гнезда Сергиева, имена коих нами приводились в первой части. Варлаам Прозорливый (†1192. 6 ноября), основатель Хутынского монастыря на Волхове; Меркурий, мученик Смоленский († 1238. 24 ноября), воин, погибший в единоборстве с великаном татарином. Преподобные: Сергий и Герман († 1353. Память 28 июня и 11 сентября), основатели Валаамской обители на Ладожском озере; Авраамий Чухломский или Городецкий († 1375.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

15 января 1397 г. у великого князя Василия Дмитриевича родился сын Иван, названный или в честь Иоанна Кущника, память которого приходилась на день рождения, или Иоанна Златоуста (30 января). 6 декабря 1401 г. у Василия Дмитриевича родился сын Даниил, названный в честь Даниила Столпника (11 декабря). 13 января 1405 г. у Василия Дмитриевича родился сын Семен, нареченный в честь или преп. Симеона Ветхого (26 января), или Симеона Богоприимца (3 февраля). 10 марта 1415 г. у Василия Дмитриевича родился сын, который, судя по летописному рассказу, наречен в тот же день Василием – скорее всего в честь Василия епископа Анкирского (22 марта) 22 . 22 января 1440 г. у Василия Темного родился сын Иван – по дню рождения назван Тимофеем, а крещен в честь Иоанна Златоуста (перенесение мощей – 27 января). 22 января 1441 г. у Василия Темного родился сын Юрий – крещен в честь Георгия епископа Амастридского (21 февраля). 13 августа 1446 г. у Василия Темного родился сын Андреи – крещен в честь Андрея Стратилата (19 августа). В июле 1449 г. у Василия Темного родился сын Борис – назван, очевидно, в связи с праздником Бориса и Глеба (24 июля). 8 августа 1452 г. у Василия Темного родился сын Андрей – назван в честь Андрея Стратилата (19 августа). 15 февраля 1458 г. у Ивана Васильевича родился сын, назван Иваном – по-видимому в честь праздника обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля). 18 апреля 1474 г. у Ивана Васильевича родилась дочь Елена – названная, очевидно, в честь царицы Елены (21 мая). 28 мая 1475 г. у Ивана Васильевича родилась дочь Феодосия – названа, очевидно, в честь муч. Феодосии Тирской (29 мая). 19 мая 1476 г. у Ивана Васильевича родилась дочь Елена – названа в честь царицы Елены (21 мая). 25 марта 1479 г. у Ивана Васильевича родился сын Василий, названный в честь Василия Парийского (12 апреля), но крещен 4 апреля (!) – т. е. ранее дня того святого, по которому выбрано крестильное имя. 23 марта 1480 г. у Ивана Васильевича родился сын Юрий – крещен в честь Георгия Митуленского (7 апреля).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

571 В синод. б. целы служебник и устав святителя (Сифвы указатель стр. 252, 262); целы минеи служебные за ноябрь 1438 г., за июнь 1439 г., за февраль 1441 г., за апрель 1442 г. минея праздничная. Замечательно послесловие писца первой минеи. Он говорит: «повелением господина моего архиепископа владыки Евфимия» писал в обители Богородицы на Перыне игумен Дионисий, далее: «отцы, господа и братия, клир св. Софии! пойте или читайте, но исправляя; а меня грешного не клените; если где описался я, говоря ли с другом или обучая детей, или по затмению мыслей, не ропщите на меня бедного». Цел октоих, писанный в 1437 г. по приказанию св. Евфимия для Соф. собора. Извес. акад. VI, 294–296, 299; VII, 275. 572 Собр. Л. IV, 122. Опис. новгор. Архиер. дома стр. 12–14, 33, 34, 40–45, 59. По новгор. л. (собр. л. III, 111, 112) палаты построены в 1435 г., башня – в 1436 г., новая колокольня в 1439 г., а часы – в 1449 г. (собр. л. III, 112, 239; IV, 123). 580 Летопись 1458 г. «преставился владыка Евфимий мес. марта в 10 день. Покой, Господи, со святыми душу его» (собр. л. 4, 127), «положен бысть в монастыре на Вяжицах, в своем создании, марта в 11 день; был на владычестве 24 года» (собр. л. 3, 241). 582 Неволина о пятинах в прол. стр. 16. В святцах устава XVI в. мар. 11 «успение св. Евфимия архиеп. новгор.» у Толстого 1, 100. Св. Евфимий изображен на столпе в алтаре Софийск. собора. Опис. собр. 94. Спб., 1853. Между святыми по грамотам 17. в. см. января 25 пр. 120. 583 Ркп. описание святых Киева «святой, благоверный, великий князь Ростислав Мстиславич преставился в л. 6674 мес. марта в 14 день». 592 Им умерщвлены в 1318 г. св. к. Михаил, в 1325 г. сын его Дмитрий, в 1339 г. другой сын Александр вместе со своим сыном Феодором, в 1325 г. князь Новосильский Александр, в 1327 г. рязанский князь Иоанн Ярославич, в 1330 г. стародубский князь, Феодор. В 1334 г. Узбек велел князьям идти с Толубием опустошать смоленское княжество за то только, что смоленский князь помирился с брянским князем, хотя пред тем жаловался на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня). Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010