Величание Величаем вас,/страстотерпцы святии четыредесяте, в Севастийстем езере мучившиися,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. 10/23 Мученика Кодрата и иже с ним (258). Тропарь мученику Кодрату и иже с ним, глас 4 Мученицы Твои, Господи... (общий мученикам). Кондак, глас 8 Светильницы светлии явльшеся,/Божественнии мученицы ... (общий мученикам). Величание Величаем вас,/страстотерпцы святии Кодрате со пострадавшими,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. 11/24 Святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (638–644). Святителя Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца (1458). Преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII). Святителя Софрония, епископа Врачанского (1813) (Болг). Перенесение мощей мученика Епимаха. Тропарь святителю Софронию, патриарху Иерусалимскому, глас 4 Правило веры... (общий святителю). Кондак, глас 8 Иже Божественною ревностию подвигся,/и истинных повелений устне распростер,/Церковная основания благоузаконив,/и тамо сущим монашеским составом предав,/премудрый в патриарсех, Иерусалимский Софроние,/всемудрая словеса во свет извел еси,/имиже наставляеми зовем ти:/радуйся, светлая православных похвало. Величание Величаем тя,/святителю отче Софроние,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь святителю Евфимию, архиепископу Новгородскому, глас 4 Избран быв Богови от юности,/святителю Евфимие,/и сего ради архиерейства саном почтен быв,/упасл еси люди, яже тебе Богом врученныя,/темже и по преставлении чудес дарования от Господа приял еси,/исцеляти различныя недуги./Того моли о нас,/совершающих честную память твою,/да тебе вси непрестанно ублажаем. Кондак, глас 8 Яко архиереем сопрестольник,/и святителем изрядный поборник был еси, святителю Евфимие,/не престай сохраняя Отечество твое,/град же и люди, иже тебе верою почитающия/и честным мощем твоим покланяющияся,/да велегласно тебе вси вопием:/радуйся, святителю Богомудре.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 Св. Вас. вел. Бес. 19: тв. ч. 4 с. 295. М. 1846. Св. Епиф. О ерес. 77 гл. 21: тв. т. 1 с. 1053. Кельн, 1682 г. 2 Т. е. износить из усыпальниц, украшать, лобызать, носить во время ходов церковных, предлагать, хотя бы то для простого созерцания, верующим и проч. Квеншт. Богосл. дид.-полем. т. 2 с. 1458. Лейпц. 1715. 6 Сего нельзя утверждать на основании слов Спасителя по еванг. Луке: убо свидетельствуете и соблаговолите делом отец ваших: яко тии убо избишаих (пророков), вы же зиждете их гробы ( Лук. 11:48 ). Здесь, говорит св. Златоуст, «Иисус Христос осуждает намерение, с каким (иудеи) строили (гробы пророков); ибо они строили гробницы не в честь убитых, но как бы хвалясь убийством, и из опасения, дабы свидетельство и память о такой их дерзости с течением времени не погибла вместе с разрушившимися памятниками. Они строили гробницы, воздвигали памятники как бы трофеи, и тем показывали, что они поставляли для себя славу в дерзости отцев своих» (св. Злат. Бес. на Матф. 74 : ч. 3 с. 264–265. М. 1846 г.). Так действительно и есть. Ибо хотя иудеи объясняли устройство ими гробов пророческих иначе, предъявляя, что они не были бы общниками отцев своих, если бы жили в их время; но как они хотели умертвить самого Господа пророков, то явно, что в деле устройства гробов пророческих было у них именно означенное намерение. 9 Бл. Феоф. Благов. ч. 1 с. 404–405. Казань, 1855. Сн. Ориг. Толк. на Матфея: тв. т. 3 с. 1630–1632. Пар. 1857. Илар. поат. Толк. на Матф. кан. 24: тв. с. 180. Кельн, 1617. Пр. Иерон. Толк. на Матф. кн. 4: тв. т. 4 ч. 1 с. 111–112. Пар. 1706. Св. Кирил. ал. Прот. Юлиана кн. 10: тв. т. 6 с. 337. Пар. 1638. 11 Св. Лев. вел. Слов. 1 на св. пасху: воскр. чт. XV, 2. Св. Амвросий: «Ты, может быть, не сомневаясь в ее (усопшей сестры) награде и вере, скорбишь потому, что не можешь видеть ее во плоти? Но ужели тебя не вразумляют слова апостола, который говорит, что мы отныне ни единого вемы по плоти: аще же разумехом Христа по плоти, но ныне ктому не разумеем? Наша плоть не может быть вечною; она по необходимости должна прежде умереть, чтобы воскреснуть; должна прежде разрушиться, чтобы успокоиться, дабы чрез сие положить конец греху.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАМА [лат. Zama] (кон. III - нач. IV в.?), свт. (пам. зап. 24 янв.), 1-й еп. г. Бонония (ныне Болонья, Италия). Самым ранним является упоминание о З. в перечне Болонских епископов (Elenco Renano, сост. до XII в.). Др. сведения о жизни З. отсутствуют. Кард. Цезарь Бароний в Римском Мартирологе предположил, что святитель был возведен на кафедру г. Бонония Дионисием , епископом Римским, с именем к-рого связано упорядочение церковной структуры в Италии (LP. Vol. 1. P. 157). Согласно «Elenco Renano», 5-м епископом Бононии был свт. Евсевий , современник св. Амвросия , еп. Медиоланского (373/4-397), из чего можно предположить, что 1-й епископ жил на рубеже III и IV вв. Имя З. зафиксировано в надписи рубежа XIII и XIV вв. из мон-ря святых Набора и Феликса, а также в Житии свт. Петрония. Упоминание о З. как о святом содержится в соч. Л. Альберти «История Болоньи» (1541). В 1586 г. в мон-ре святых Набора и Феликса были обретены мощи З. и его легендарного преемника свт. Фаустиниана. 4 мая по указу Болонского архиеп. Габриеле Палеотти святыни были перенесены в кафедральный собор и помещены под алтарем. В 1961 г. память З. стала отмечаться 28 сент., в день празднования во имя всех святителей Болонских. Ист.: ActaSS. Ian. T. 2. P. 205-206; Elenco Renano dei vescovi di Bologna// Lanzoni F. S. Petronio, vescovo di Bologna nella storia e nella leggenda. R., 1907. P. 201-215; MartRom. Comment. P. 34. Лит.: Lanzoni. Diocesi. P. 784; Sorbelli A. Dalle origini del Cristianesimo agli albóri del comune. Bologna, 1938. P. 49-55. (Storia di Bologna; Vol. 2); Gordini G. Zama di Bologna//BiblSS. Vol. 12. Col. 1457-1458. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/182543.html

Такова теория непосредственного и реального присутствия в душе вещей умопостигаемых и неизменяемых, к которой блж. Августин перешел от теории припоминания. Но ее связь с последней не порвалась. Следы перехода от одной теории к другой сохранились в той роли, которую играет память и при идее непосредственного пребывания в душе Бога. Умопостигаемый свет Божества в силу своей непространственности присущ каждой душе, но Он может быть и не быть предметом размышления и, следовательно, отчетливого знания. По терминологии блж. Августина, быть в душе и не быть предметом размышления значит находиться в памяти, а делать скрытую в душе реальность предметом размышления значит припоминать ее. Отсюда присутствие Бога в душе или в уме блж. Августин называет Его присутствием в памяти, а созерцание в Боге той или иной истины – ее припоминанием в Боге. В десятой книге «Исповеди» он подробно описывает, как познал Бога и как нашел Его в глубине собственной души. Подвергая анализу все силы ее, он ищет Бога именно в памяти. Ведь ничего нельзя искать, не помня об этом, и нельзя помнить о том, чего не содержится в памяти. 1454 Ни в какой иной силе души не может обитать Бог, как только в памяти. 1455 Но так как память есть сила нематериальная и непространственная, то нельзя спрашивать, в какой части памяти пребывает Бог. 1456 Если Бог находится в памяти, то обращаться к Нему, чтобы мыслить о Нем и в Нем познавать интеллигибельное, значит вспоминать Бога. 1457 Так как, далее, припоминание Бога есть результат обращения к Нему мысли, то платонический метод наводящих вопросов и напоминаний сохраняет всю силу и при идее реального присутствия Бога в душе и Его непосредственного созерцания. Истина, сотворившая себе обитель в человеке, слишком полна по своему содержанию, так что слабый человеческий ум не может охватить ее со всех сторон одним взглядом. Поэтому полезны наводящие вопросы, обращающие его внимание на ту или другую ее сторону. 1458 Обобщая содержание настоящего отдела, мы должны свести его к следующему тезису.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

После того как мы описали универсальный характер понятия «чувство», нам будет легче перейти к объяснению того, что следует вкладывать в понятие «сердце». Поскольку все чувства исходят из него, то оно должно быть объединяющим центром человеческой личности. Именно его мы назвали «субъективным всеединством» 1455 , ибо именно сердце поддерживает энергию всех сил души, сил чувственно-животных и телесных 1456 . И если для аналитической мысли греческой и западной традиции трудно принять такое явное смешение различных функций души и соотнести, как это и сделано в Библии, мысли, волевые решения, чувства, память, целостное отношение только с одним органом, то такой подход вполне соответствует русскому сознанию. Даже с точки зрения материалистической, пишет о. Павел Флоренский 1457 , сердце является естественным центром человека; слово сердце является уменьшительной формой от слова средо, «выражающего идею нахождения или действования “внутри”, “между”». Сердце обеспечивает определенное единосущие (homoousia) всех членов, само его положение в теле уже указывает на это и легко заметить симметрию верхней и нижней части тела. «Уже поверхностный взгляд указывает естественное расчленение человеческого тела на голову, грудь и живот» 1458 . «Вот почему благодатная мистика сердца – явление здоровья и уравновешенности организма, тогда как ложная мистика головы или чрева всегда имеет либо своим корнем, либо своим плодом болезнь и души, и тела» 1459 . Несомненно, следует признать, что сердце в метафорическом, психологическом и духовном смыслах сохраняет одну и ту же функцию, являясь корнем всех других начал в человеке. «Сокровенный сердца человек» (1 Петр. 3 : 4), о котором говорит апостол Петр, был для Феофана Затворника не чем иным, как сердцем, «истинным и подлинным “Я”» 1460 . Сердце «и есть истинный человек, – говорил уже Г. Сковорода, – вся внешняя наружность в человеке есть не что иное, как маска» 1461 . Очевидно, что такой подход создавал определенные трудности для тех, кто хотел бы рассматривать «сердце» лишь как одно из ряда других начал в человеке. В действительности это понятие должно обозначать их единство: любить Бога «всем сердцем твоим» означает искать Его «всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22 : 37) и «всею крепостию твоею» (Мк. 12 :30). И тогда возникает вопрос: как же достичь этого единства, этой человеческой целостности? Здесь сокрыто две принципиальных концепции. Первую мы назовем «статической», а вторую – «динамической». Статическая целостность и динамическое единство

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

1932. Т. 5. C. 17-37; Das Projekt einer Rangtabelle aus der Zeit des Caren Fedor Aleksevi//Jb. für Kultur und Geschichte der Slaven. N. F. B., 1933. Bd. 9. N 1/2. S. 86-138; Rom und Byzanz im Kampfe um die Bilderverehrung//SK. 1933. Т. 6. C. 73-87; Автократор и самодржац: Прилог за ucmopujy владалачке титулатуре у Buзahmuju и у jyжhux Словена//ГСКА. 1935. T. 164. C. 95-187; Die Kronung Symeons von Bulgaren durch den Patriarchen Nikolaos Mystikos//ИАИ. 1935. T. 9. C. 275-286; Die byzantinische Staatenhierarchie//SK. 1936. Т. 8. C. 41-61; Владимир Святой и Византия//Владимирский сб.: В память 950-летия Крещения Руси, 988-1938. Белград, 1939. С. 31-40; L " expedition du prince Oleg contre Constantinople en 907//SK. 1940. Т. 11. C. 47-62, 296-298; Серб. посольство к имп. Василию II//ГСАН. 1949. Т. 193. С. 15-29; La Pronoïa: Contribution à l " eétude de la féodalité à Byzance et chez les Slaves du Sud//Byz. 1952. Vol. 22. P. 437-517; Тактикон Успенског и Тактикон О времену постанка//ЗРВИ. 1953. 2. С. 39-60; Pour l " histoire de la féodalité byzantine. Brux., 1954; The Byzantine Emperor and the Hierarchical World Order//SEER. 1956. Vol. 35. N 84. P. 1-14; Quelques problèmes d " histoire de la paysannerie byzantine. Brux., 1956; The Byzantine Empire in the World of the VIIth Cent.//DOP. 1959. Vol. 13. P. 1-22; Byzantine Cities in the Early Middle Ages//Ibid. P. 45-66; Серска област после Душанове смрти. Београд, 1965; The Byzantine Background of the Moravian Mission//DOP. 1965. Vol. 19. P. 1-18; Byzantinische Geschichte, 324-1453. Münch., 1965; Византия и Киевская кнг. Ольга//То Honor R. Jakobson. The Hague, 1967. Vol. 2. P. 1458-1473; Сабрана дела. Београд, 1969. 1: О визант. феудализму; 2: Привреда и друштво у Визант. царству; 1970. 3: Из визант. ucmopuje, ucmopuorpaфuje и npoconorpaфuje; 4: Buзahmuja и Словени; 5: О и Византинаца; 1969. 6: Ucmopuja Buзahmuje; Die Pronoia unter den Komnenen//ЗРВИ. 1970. 12. С. 41-54; Комитиса и светогорски манастири//Там же. 1971. 13. P.

http://pravenc.ru/text/2581671.html

[e] Доклад ПП ОГПУ по ЦЧО о контрреволюционных церковных и сектантских организациях и группах, ликвидированных ПП ОГПУ по ЦЧО в 1930 г. 15 октября 1930 г./«Совершенно Секретно»: Лубянка Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.), т. 8, ч. 2, 1930 г. М., 2008. С. 1458-1503. [f] 80 % опрошенного населения ответили на вопрос о религии положительно. Лишь 1 млн. человек предпочли отмолчаться, ссылаясь на то, что «ответственны только перед Богом» или что «Богу известно, верующий я или нет». Значительную часть отказавшихся от ответа составляли старообрядцы и сектанты//См. Всесоюзная перепись населения 1937 г.: краткие итоги. М., 1991. С. 106-115; РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Д. 144. Л. 41.  Ульянкин Н.А. Антинаучная сенсация (О «гипотезах» А.Т. Фоменко и его сподвижников). М., 1999. С. 3/Николай Алексеевич Ульянкин – известный историк-архивист, окончил Московский государственный историко-архивный институт, в начале 1970-х гг. был директором Государственного архива Курской области.  Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25.07.2006 375/584/352.  Федеральный закон от 22 октября 2004 г. «Об архивном деле в Российской Федерации» (с изменениями от 4 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г., 13 мая 2008 г., 8 мая, 27 июля 2010 г.). Принят Государственной Думой 1 октября 2004 г. Одобрен Советом Федерации 13 октября 2004 г. Ст. 3, п. 4. Стивен Коэн. Бухарин. Политическая биография. 1988-1938. М., 1988. С. 443/Стивен Коэн – известный американский историк и политолог, возглавлявший в 1990-е гг. большую группу исследователей, получивших широкий доступ к архивам России.  Соколов А.К. Социальная история: проблемы методологии и источниковедения//В кн.: Проблемы источниковедения и историографии. Материалы 2 научных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко. М., 2000. С. 86-87.   Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

После литургии, святитель, клир и народ с крестами и иконами отправились на мыс. Скоро заметили груды деревьев, странно тянувшиеся на большом протяжении реки. Святитель понял хитрость вогуличей и сказал народу об опасности. Обратясь к Усть-выми, он преклонил колена, трижды благословил народ и храмы крестным знамением и сказал: «дети мои! скорее удалитесь от меня; мне не убежать от смерти; Богу угодно предать меня в руки вогуличей». Толпа вогуличей выскочили на берег. И все бывшие с Питиримом в ужасе бросились, кто куда мог. – Пастырь продолжал молиться. Кровожадные дикари бросились на беззащитного старца, избили, изранили, лишили его жизни и бросили св. тело на мысу. Так пострадал, говорит летопись, 19 августа 1455 года, св. епископ Питирим от безбожных вогуличей и вятчан и принял венец от подвигоположника Христа Господа. 204 Асыка удалялся за тем от Усть-выми, по боязни ли встретить сильный отпор, или потому, что очень доволен был смертью Питирима; он захватил только прибрежных жителей, на возвратном пути своем. Духовные и гражданские власти поспешили послать в Москву известие о своем несчастии. В продолжение 40 дней, пока не получили ответа Москвы, тело святителя, в знойное время, оставалось на том месте, где было замучено, и тление не коснулось к нему. Из ближних и дальних мест стекались жители поклониться нетленному святителю. Благоговение к нему умножилось, когда узнали о чудесах, истекавших из гроба его. 205 И скоро стали чтить благоговейной памятью страдание св. Питирима в 19 день августа. 206 После св. Питирима, поступил на пермскую кафедру св. Иона и, без сомнения, в конце того же 1455 года, как убиен был св. Питирим. Как потому, что в убиении св. Питирима участвовали вятчане, так особенно потому, что они много наделали бед в северном краю, в 1458 и 1459 г., сильная московская рать, вместе с ратью устюжан, строго наказала вятчан и заставила их обязаться платить дань Москве. 207 Святитель Иона пермский вместе с прочими епископами, декабря 12 д. 1459 г., писал увещание литовским епископам сохранять верность св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(Письмо 277. Вып. 2, с. 130) О безжалостности к себе и всецелом предании себя Богу Извольте содержать в мысли, что учитель всякому добру есть Господь, Спаситель наш. Если будете предавать себя Господу вседушно, то Он Сам преподаст, или через Ангела хранителя, всю науку христианскую. Безжалостность к себе, готовность на всякую услугу другим и предание себя всецело Господу с молитвенным в Нем пребыванием – се производители жизни духовной. (Письмо 1458. Вып. 8, с. 197–198) Потрудитесь образовать в сердце болячку Молитве, что идет не собранно и душа холодна, не должно полагать предела и конца. Как падшие, мы охладели, и долго надо нам тереть себя, чтобы посогреться. Труд, следовательно, неизбежен. И если он продолжается постоянно и разумно, то всегда увенчивается успехом, не от нас, а от милости Божией, коей конца нет. Иисусова ли или другая какая краткая молитва, – дело хорошее, если навязнет на языке. Позаботьтесь только при этом не в голове быть вниманием, а в сердце, и будьте там не во время только стояния на молитве, но и во всякое время. Потрудитесь образовать в сердце будто болячку какую… Труд постоянный скоро сделает это. Тут ничего нет особенного. Это натуральное дело (то, что болячка, – болезнование покажется). Но и от этого собранности более будет. А главное то, что Господь, видя труд, дарует помощь и Свою благодатную молитву. Тогда пойдут в сердце свои порядки. (Письмо 326. Вып. 2, с. 198–199; Письмо 1233. Вып. 8, с. 14) Молиться надо долго «Долго молиться не умею». – А как же апостол заповедал: Непрестанно молитеся ( 1Фес. 5, 17 )?! Память о Боге со страхом Божиим, любовь к Богу с упованием и преданность в волю Божию составляют внутреннюю религиозную жизнь. У кого она в движении, тот всегда с Богом. И ему не скучно молиться долгодолго. – У вас есть зародыш сего в том, [так] как вы при всяком случае обращаетесь к Богу за помощью и потом благодарите. Развивайте сие – шире и шире. (Письмо 957. Вып. 6, с. 56) Если вы к вечеру устали С Господом как скучать? И как даже желать каких-либо развлечений?

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Забвение Бога – истинное знание. Знание, которого ищут монахи в своем бегстве от мира, не умозрение философов, но постоянная память о Боге, созерцание 1449 . Чтобы внимать сладостному гласу Божьему 1450 , они охотно жертвуют всеми человеческими обыкновениями и занятиями, и всем, что отвлекает от непрерывной молитвы 1451 . Грех – добродетель. Мир, от которого надлежит бежать, можно со всей справедливостью назвать платоновским термином «область неподобия», внося в это выражение христианский смысл: неподобие – все, что затемняет совершенство образа и подобия Божьего в человеке 1452 . По определению Аввы Исайи , «мир есть сила влечения души к греху» 1453 . Потому-то необходима и возможна «анахореза» для каждого, «устранение от забот», τς μαρτας ναχρησις, отдаление от греха 1454 , усилие освободиться от всего, что составляет препятствие спасению 1455 . Бедность Те, кто в изобилии обладают земными благами, суть «от мира сего». Ветхий Завет раскрыл духовное сокровище нищеты, и Новый Завет узнал в тех, кто поистине беден, в «нищих духом», избранных наследников Царства Небесного 1456 . Для передачи еврейского anaw («униженный», удрученный человек) греческие переводчики, наряду с πτωχς и πνης, прибегали к πρας, слову, которое вызывает представление о человеке кротком, «умиренном», хранящем мир даже в испытаниях. Тем не менее это всегда страдающий человек, тот, кто находится в «нужде», «убожестве». Мысль отцов о бедности, особенно в проповедях «против богатых» 1457 (но также и в Иноческих Уставах Василия Великого ), исходит из несколько иной отправной точки. В мире неразумных тварей, неосознанно следующих творческому слову Божьему, нет ни бедных, ни богатых, ибо для каждого «Господь не сотворил ничего избыточного и ничего недостаточного» 1458 . Мудрость человека заключается в том, чтобы осознать эту относительность (бедности и богатства) и найти для себя правильную меру «потребного», избегая таким образом как излишества, так и недостатка 1459 . Но можно ли человека, который удовлетворяет все свои потребности, назвать нищим в библейском смысле? В единственном случае: если он не забывает, что первая из его «потребностей» – это духовное благо души. Но тогда из этого проистекает требование подражать нищете Христовой (как говорят русские, христо-подражательпая нищета), часто предполагающей нехватку и того, что насущно, необходимо для жизни 1460 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010