217 Светский архонт – Георгий Ивер, племянник грузинского царя Александра и его представитель на Соборе. 218 Интересно, что, таким образом, еще и в середине XV в. сохранялась изначальная связь между Грузинской церковью и Антиохийским Патриархатом. 219 Патриарх Иосиф был погребен 11 июня 1439 г. во флорентийской церкви Santa Maria Novella. Как раз в монастыре при этой церкви находилась во время Собора резиденция папы. 220 Вероятно, представители латинской стороны и в самом деле могли считать, будто эпиклеза в восточной литургии является поздним добавлением (как некоторые из них считали, что и Filioque было изъято из Символа веры восточными). 221 Итак, объединение было заключено в два дня: в воскресенье 5 июля 1439 г. произошло подписание ороса, а в понедельник 6 июля – его провозглашение и торжественная месса. 222 Епископ Исаия Ставропольский. Феодор Агаллиан называет его «непричастным словесной мудрости» (Πατριλη Χ. Θεδορος Αγαλλιανς, ταυτιζμενος πρς τν Θεοφνη Μεδεας, κα ο νκδοτοι λγοι του. θναι, 1966. Σ. 15–16). 223 δου χομεν κα ες τν φακν στχον. Поговорка того времени, которую трудно перевести буквально. 229 Латинский патриарх Константинополя – Джованни де Контарено (или Контарини) – происходил из знатной и богатой венецианской семьи. Титул патриарха получил в 1409 г. от папы Григория XII. Затем потерял его и получил вновь от папы Мартина V в 1424 г. Умер в 1451 г. 230 Марк Эфесский после возвращения в Константинополь два года провел в ссылке по приказу императора: с августа 1440 г. по август 1442 г. См.: Petit L. Note sur l’exile de Marc d’Éphse//ROC, XXIII, 1922–1923. P. 414–415. 231 Проблема латинских епископов на Востоке восходит ко времени завоеваний крестоносцев и развитию торгового присутствия итальянских республик. Она лишьусилится в Новое время из-за активной деятельности католических миссий на территории Османской империи. 232 Через несколько лет после этого митрополит Эфесский умер от рака. Возможно, это был рак почек, усилившийся из-за стресса, пережитого на Ферраро-Флорентийском соборе. Нет свидетельств о том, чтобы раньше, во время соборных дискуссий, митрополит Эфесский стоял с трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В день воскресный совершив литургию и причастившись святых таин, Александр преклонил колена, помолился со слезами за себя и за обитель свою и мирно предал дух свой Господу 9 июня 1439 года на шестьдесят восьмом году. Святые мощи его положены были, по его завещанию, вне церкви, у южной стороны алтаря. Год спустя после его кончины выросло над могилой его рябиновое деревцо. Отрок из поселян отломил ветку от этого дерева, и внезапно разболелась рука его. Родители привели сына на гроб преподобного, и больной исцелился. С тех пор народ стал брать ягоды с дерева на исцеление себе. Особенно одержимые духами нечистыми исцелялись у гроба преподобного. Место, где был Александров монастырь, находится на берегу реки Кушты, в сорока верстах от Вологды, в восьми от бывшего на Кубенском озере Спасокаменского монастыря и в трех от села Кубенского Устья. Он упразднен в 1764 году. Церковь его служит приходской для окрестных селений. 11-й день. Преподобный Варнава Ветлужский В первой половине XV столетия в Великом Устюге был иерей, именем Варнава. Во время набегов черемисских он оставил родину, прибыл на берега реки Ветлуги и поселился на горе Красной. Он подвизался здесь уединенно двадцать восемь лет. Тогда в окрестностях Красной горы, даже в пятидесяти верстах, не было жилья человеческого; пустынник питался травой и очень редко хлебом; звери дикие не только не вредили самому старцу Божию, жившему по воле Божией, но не трогали никого из тех, которые стали приходить к нему для совета духовного. Преподобный Макарий Унженский пробыл некоторое время у него для бесед о спасении души, когда в 1439 году проходил на реку Унжу. Так в пустынном уединении протекла вся жизнь преподобного, и он преставился 11 июня 1445 года. Но по кончине его ученики его и вновь пришедшие иноки на месте его подвигов построили храм во имя Святой Троицы, а другой над самым гробом преподобного во имя святителя Николая; так основалась обитель. Мощи преподобного Варнавы были свидетельствованы по распоряжению патриарха Иоасафа в 1639 году, по случаю чудес, совершившихся при гробе его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Марка Эфесского , и тот написал письменный трактат в защиту восточной литургической практики. Опять потянулись унылые дни, полные споров, зависти, криков и интриг. Император, совершенно разуверившийся в способности отцов Собора найти компромисс, вынужден был настоять на немедленном принятии латинской формулы. Ее дали подписать патриарху Иосифу, но тот, не поставив своей подписи, скончался 10 июня 1439 г. Теперь вся ответственность за содержание соборных решений легла на плечи василевса. Не желая полностью принимать латинскую редакцию, он многократно вступал в прямые диспуты с католиками, но видел, что запас прочности его делегации уже близок к нулю. Денег не было, папа откровенно не выплачивал восточным епископам содержания, уезжать было невозможно без соединительной формулы, а Виссарион Никейский и Исидор Московский стояли за плечами василевса, убеждая царя в истинности латинских формулировок. Когда Евгений IV, почувствовавший момент перелома, сообщил Иоанну VIII Палеологу, какие военные средства готов выделить для помощи Византии, все сомнения царя исчезли. Он дал согласие на подписание унии в латинской редакции. Святитель Марк сидел молча, никак не комментируя события, брат императора деспот Димитрий вместе с Геннадием Схолларием и Георгием Гемистом под благовидными предлогами покинули Флоренцию, чтобы не ставить под актами свои подписи. Император остался, по существу, в одиночестве 858 . Когда дело дошло до подписания соборного акта, выяснилось, что еще несколько греческих архиереев тайно покинули Флоренцию, а св. Марк Эфесский заявил: «Подписывать не буду, чтобы мне за это не было!» Но остальные греки 6 июля 1439 г. подписали акт, и документ был представлен папе, которого крайне разочаровало отсутствие подписи св. Марка Эфесского . Он даже потребовал от василевса наказать святителя, но тот достойно заметил, что не дело папы судить восточных архиереев, у которых есть император. В заключительном виде текст документа включал в себя главное, чего добивались латиняне: Filioque и главенство папы в Кафолической Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрос о времени преложения Даров, поднятый в XIV в., не стал предметом офиц. греко-лат. полемики на Ферраро-Флорентийском Соборе (Собор имел долгую историю; полемика греков и латинян происходила в 1438-1449). На Соборе Папа Евгений IV вынес на обсуждение вопрос об освящении Даров только установительными словами. В «Декрете об армянах» он высказался следующим образом: «Форма этого таинства суть слова Спасителя, которыми Он совершает это таинство. Ибо силой самих слов сущность хлеба превращается в Тело Христово, а сущность вина - в Кровь» ( Mansi. T. 31. Col. 1057; Denzinger. Enchiridion. N 1321). Греков попросили дать обоснование использования ими эпиклезы, поскольку, как писал впосл. диак. Сильвестр Сиропул, трехкратное крестное знамение, совершаемое служащим иереем над Дарами в момент эпиклезы, стало поводом для критики со стороны латинян ( Silvestros Syropoulos. Vera historia unionis non verae inter Graecos et Latinos: Sive Concilii Florentini... Graece scripta per Sylvestrum Sguropulum [Syropulus]/Ed. R. Creighton. Hagae, 1660. P. 278). Обоснование предложил митр. Исидор Киевский (впосл. кардинал), к-рый в полемике с Хуаном де Торквемадой рассматривал установительные слова, вслед за св. Николаем Кавасилой, как основание для эпиклезы ( Mansi. T. 31. Col. 1686-1687); однако это объяснение не удовлетворило латинян. Уже на заседании 26 июня 1439 г. митр. Исидор принял лат. т. зр. об освящении «одними только» (solis) установительными словами. Примирительную позицию, заключающуюся в утверждении «обратного действия» эпиклезы, пытался занять архиеп. Никейский Виссарион (впосл. кардинал), но и он в конце концов заявил на пленарном заседании 5 июля 1439 г. от лица всей правосл. партии и со ссылкой на свт. Иоанна Златоуста, что «слова Господни суть то, что превращает и пресуществляет хлеб и вино в истинные Тело и Кровь Христову». Однако в офиц. документе, «Декрете об унии с греками», подводящем итог греко-лат. дискуссиям на Соборе, вопрос эпиклезы был обойден молчанием, а в отношении употребления квасного хлеба и опресноков в Е. была признана равночестность практик Западной и Восточной Церквей (Ibid. Col. 1029; Denzinger. Enchiridion. N 1303). После подписания и прочтения документа об унии латиняне задали грекам дополнительные вопросы, 5 из к-рых касались особенностей совершения Божественной литургии в правосл. традиции: «Зачем мы (православные.- Авт.) отделяем (διαλαμβνομεν) частицы на проскомидии и соединяем (νομεν) с божественным и Владычним Хлебом? Зачем преклоняем головы на великом входе, если Св. Дары не освящены? Зачем вливаем теплую воду в св. потир? Почему, хотя еще нет Тела Христова (т. е. на проскомидии.- Авт.), говорим:                                          ? И почему говорим:                ?». Акты Собора ответов на эти вопросы не содержат, однако упомянуто, что они были даны митр. Митилинским Дорофеем «канонично и по закону» (κανονικς κα νομικς) ( Mansi. T. 31. Col. 1040-1041).

http://pravenc.ru/text/351651.html

Папа Евгений IV не был этим удовлетворен, ибо первая фраза близка к восточному пониманию исхождения Святого Духа. 4 июня 1439 г. стороны подписали формулу, в которой просто одобрялась западная добавка к Символу веры, и утверждалось исхождение Святого Духа и от Отца, и от Сына как из единого Начала и Причины. 10 июня умер патриарх Иосиф II, и после его смерти в латинском духе были быстро решены и другие вопросы: о власти папы, о чистилище и др. 5 июля представители Константинопольской церкви, среди которых были Исидор Киевский и Авраамий Суздальский, подписали акт унии. Подписал его и представитель Молдавской церкви. Всего с восточной стороны было 33 подписи (с западной - меньше). Отказался подписывать лишь один Марк Ефесский. Представители других церквей (Грузинской, Абхазской и др.), не подписавшие унию, просто сбежали с собора. В августе греки покинули Флоренцию. Евгений IV, видя, что Марк Ефесский не подписал унию, понял, что эта уния не даст эффекта. Дальнейшие заседания Флорентийского собора были посвящены борьбе с базельской схизмой. Базельский собор был осужден. В 1439 г. были провозглашены новые кардиналы: Виссарион Никейский и Исидор Киевский. Папа Евгений IV выполнил свое обещание и организовал крестовый поход против турок. Но войска были разбиты под Никеей в 1448 г., а Константинополь взят турками, и проблема унии для Востока потеряла смысл. Учение отцов Церкви об исхождении Святого Духа Согласно восточной традиции, а также и западной, стоящим вне августиновской традиции, Бог Отец есть начало Пресвятой Троицы, Тот, в Котором осуществлается единство через передачу Его природы (сущности). Сын извечно рождается Отцом из Его сущности без разделения этой сущности. Он единосущен Отцу, то есть, будучи Лицом, отличным от Отца, от Которого Он имеет Свое бытие, Он обладает численно одной с Ним природой (сущностью), а не некой сущностью, подобной Отчей, но численно отличной. Дух Святой исходит от Отца, то есть получает Свое ипостасное бытие от Него Одного. Он единосущен Отцу и Сыну, то есть обладает той же сущностью, что Отец и Сын. Для выражения этого единосущия Отцу и Сыну некоторые святые отцы, в частности александрийские и западные, говорили, что Дух Святой есть Дух Отца и Сына (Кирилл Александлийский), что «Он исходит от Отца и получает от Сына (бытие)», что «Он принадлежит Отцу и Сыну» (Илларий Пиктавийский), «Он исходит от Отца и Сына» (Амвросий Медиоланский).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

10-го июня 1439 г. греческие представители узнали о смерти церковного главы их – Константинопольского Патриарха Иосифа. Патриарх был уже весьма престарелым и больным, как и большинство других греческих иерархов на Соборе. Мы можем здесь вспомнить, как в своем слове папе Евгению св. Марк говорил папе: “Он (Христос-Бог) побудил тебя, первенствующего среди священнослужителей Его, пригласить нас сюда, и подвиг благочестивейшего нашего Царя послушать тебя, а также сотворил нашего пастыря и Патриарха забыть старость и долговременное недомогание...” 569 · Немного далее он говорит и это: “Возведи окрест очи твои и виждь старцев, достопочтенных и священных, уже весьма нуждающихся в одре и покое, вставших из своих пределов и притекших к твоему совершенству; собравшихся только по надежде на Бога и по любви к вамъ” 570 . В истории Собора многократно упоминается о болезни Патриарха, который не мог присутствовать на тех или иных собраниях по болезни. Упоминается и о том, что над ним было совершено соборование. И все же смерть его была несколько неожиданным ударом для греков. Он был найден мертвым в своей комнате. На его столе лежало некое духовное завещание, последнее выражение своего мнения: “Extrema sententia”. Этот документ гласит: “Иосиф, по милости Божией, Архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Патриарх Вселенский. Придя к концу моей жизни, и уже на границе того, чтобы заплатить долг, общий всему человечеству, я желаю, по благодати Божией, открыто выразить в письменном виде для моих чад ту веру, которую я исповедую и под которой подписываюсь. Итак: все то, что признает и учит Католическая и Апостольская Церковь Господа нашего Иисуса Христа, находящаяся в Ветхом Риме, и я также признаю и торжественно подтверждаю, что я соглашаюсь со всем. В равной мере, я признаю Святого Отца Отцев, Высшего Понтифия и Представителя Господа нашего Иисуса Христа, Папу Ветхого Рима. Также я признаю чистилище. В силу сказанного я подписываюсь. 9-го июня 1439 года, второго индикта” 571 . Несмотря на попытки некоторых римокатолических богословов 572 доказать подлинность этого документа, однако, есть столько данных, говорящих о его подложности, что нельзя не видеть того, что этот документ является делом подделки, и то, сделанной даже не греками, из числа сторонников Унии, а именно латинянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Обе прежние буллы Inscrutabilis 26 июля и In arcano 13 сент. берутся назад (вместе с неподлинною Deus novit), Bce цензуры и репрессии против членов собора отменяются». 52 Предоставляем сторонникам папской непогрешимости согласовывать все эти колеблющиеся и противоречивые суждения по одному и тому же вопросу (несомненно, из области de fide et moribus), притом на протяжении всего лишь нескольких месяцев. Но следует констатировать, что в этом признании собора, где открыто и de fide установляется примат собора над папой, выражается не только допустимость, но и правомерность такого провозглашения. Иначе получается неизбежный вывод, что папа совершил акт признания заведомо еретического собора, к тому же еще утверждающегося в своей ереси. Так получается, если не мерить доктрину Констанцы-Базеля Ватиканом. Разумеется, уступая собору по необходимости и неискренно, п. Евгений IV заранее умолчаниями подготовлял себе обычный путь отступления. В 1439 г., при изменившихся обстоятельствах, он заявил в коллегии кардиналов, что он изъявил согласие лишь на продолжение собора, но отнюдь не на его декреты, – мысль, которая была подхвачена и усердно развивалась папским богословом Т. де Торквемада. 53 В булле Moyses 4 сент. 1439 г. п. Евгений IV уже осудил базельские постановления, как нечестивые, причем одновременно он пытается, следуя мудрованиям Торквемады, подорвать силу и Констанцкого декрета. 54 Но все это пришло позже. Тогда же капитуляция папы перед Базельским собором была встречена там с великим торжеством и немедленно закреплена в разных его постановлениях. 55 Наиболее важным является то, что Базельский собор, уже признанный папой, в заседании 18 июня 1434 г. возобновил декрет V заседания Конст. собора о первенстве собора над папой, и все акты собора объявлялись как буллы именем собора, в противоположность Ватикану, где «постановление собора» было облечено в буллу папы. 56 Здесь является новый фактор в истории собора, – переговоры с греками об унии, которые завершились Флорентийской унией.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Затем последовало 13 сессий (8 октября – 13 декабря), посвященных вставкам в Символ веры . На протяжении этих заседаний Марк Евгеник был главным представителем византийской партии, экспертами с латинской стороны выступали Андрей Родосский и кардинал Чезарини 900 . Вскоре после завершения этих дискуссий, в начале следующего года, собор переместился во Флоренцию (10 января 1439 года). На первых восьми заседаниях, проведенных в этом городе (2–24 марта), все внимание было сосредоточено исключительно на тринитарном значении Filioque. Заседания нередко сопровождались жаркими дебатами по поводу точности святоотеческих текстов, приводимых каждой из сторон. Однако процесс обсуждения зашел в тупик, и потому дальнейшие переговоры и дискуссии пришлось проводить в комиссиях (24 марта – 27 мая). Последовавшая вскоре кончина патриарха Иосифа II (10 июня), естественно, не означала завершения собора. (Патриарх был похоронен в церкви Санта–Мария Новелла, где доныне сохранилась его гробница, а собор продолжил свою работу 901 ). В течение последних шести недель был рассмотрен целый ряд вопросов, в том числе о примате римского папы, Евхаристии и вновь о чистилище. И только после завершения обсуждения, 6 июля, было провозглашено постановление об объединении церквей 902 . В целом, как видно из вышеизложенного, в ходе Ферраро–Флорентийского собора состоялось лишь несколько пленарных заседаний. Почти вся основная работа шла в небольших группах, или комиссиях. Важно подчеркнуть, что именно на этих встречах эксперты с обеих сторон обсуждали, исправляли и в итоге одобряли положения, которые в совокупности составили принятое в июле 1439 года определение «Laetentur caeli» 903 . Все четыре части этой знаменитой формулы унии, посвященные Евхаристии, Filioque, вопросам о чистилище и примате папы, в точности повторяли те положения, которые ранее были приняты на предварительных заседаниях. К окончательному варианту документа, подписанному в июле, были добавлены лишь вводные и заключительные слова 904 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Макарьев. Макариев-Унженский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Успения Пресвятой Богородицы Собор Троицы Живоначальной Церковь Макария Унженского и Желтоводского Церковь Николая Чудотворца Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Добавить фотографии Братский корпус и трапезная. Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома " Район Волги " » http://andcvet.narod.ru/H_R.html и http://and110.ucoz.ru/XR/05/PG.html Т. ?? Карта и ближайшие объекты Добавить статью Унженский Макарьев Троицкий монастырь, 1 класса, в городе Макарьеве, на правом берегу реки Унжи. Основан в 1439 году Макарием Унженским (см. 25 июля). В монастыре пять каменных церквей: Троицкая, посреди монастыря, построенная в 1664-1670 году игуменом святым Митрофаном Воронежским, Макарьевская, на юго-западе от Троицкой, построенная в 1670-1674 годах, Благовещенская, на южной стороне, построенная в 1680 году, Никольская, над святыми воротами, на восточной стороне, и Успенская — на западной. Монастырь окружен каменной оградою, построенной в период 1754-1764 годы. В Троицком соборе, в богатой раке, почивают святые мощи пр. Макария. Здесь же хранится чудотворная Макарьевская икона Божией Матери — список с чудотворной иконы, чудесно явившейся в 1442 году пр. Макарию, сделанный его учениками; изображение на этой святой иконе напоминает икону Смоленскую — Одигитрию. В 1626 и 1690 годах, несмотря на бывшие в обители сильные пожары, святая икона чудесно оставалась невредимою; впоследствии она прославилась многими благодатными знамениями. Празднество в честь ее совершается в монастыре 17 сентября. В монастыре также находится древняя чтимая икона пр. Макария, которую в 1890 году разрешено переносить ежегодно с крестным ходом в город Унжу, где она остается с 15 июня по 1 июля. Недалеко от монастыря находится колодец, выкопанный пр. Макарием. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Свято-Троицкий Макариево-Унженский монастырь был основан преподобным Макарием Унженским и Желтоводским в 1439 году на правом берегу реки Унжи в 20 верстах вниз по течению от одноименного города (ныне - село Унжа Макарьевского района Костромской области).

http://sobory.ru/article/?object=00163

ред.), притом на протяжении всего лишь нескольких месяцев. Но следует констатировать, что в этом признании Собора, где открыто и de fide (как догмат (лат.) – Прим. ред.) установляется примат Собора над папой, выражается не только допустимость, но и правомерность такого провозглашения. Иначе получается неизбежный вывод, что папа совершил акт признания заведомо еретического Собора, к тому же еще утверждающегося в своей ереси. Так получается, если не мерить доктрину Констанцы-Базеля Ватиканом. Разумеется, уступая Собору по необходимости и неискренно, папа Евгений IV заранее умолчаниями подготовлял себе обычный путь отступления. В 1439 году при изменившихся обстоятельствах он заявил в коллегии кардиналов, что он изъявил согласие лишь на продолжение Собора, но отнюдь не на его декреты, – мысль, которая была подхвачена и усердно развивалась папским богословом И. де Торквемада. 87 В булле «Moyses» 4 сентября 1439 года папа Евгений IV уже осудил базельские постановления как нечестивые, причем одновременно он пытается, следуя мудрованиям Торквемады, подорвать силу и Констанцского декрета. 88 Но все это пришло позже. Тогда капитуляция папы перед Базельским Собором была встречена там с великим торжеством и немедленно закреплена в разных его постановлениях. 89 Наиболее важным является то, что Базельский Собор, уже признанный папой, в заседании 18 июня 1434 года возобновил декрет V заседания Констанцского собора о первенстве Собора над папой, и все акты Собора объявлялись как буллы именем Собора, в противоположность Ватикану, где «постановление Собора» было облечено в буллу папы 90 . Здесь является новый фактор в истории Собора – переговоры с греками об унии, которые завершились Флорентийской унией. Оставляя в стороне вопрос о самой унии по существу, здесь мы интересуемся лишь значением этого Собора в судьбах Западной Церкви. С самого начала переговоры с греками сделались средством борьбы между папой и Собором. Разумеется, и сами греки нисколько не стремились к соединению с Западной Церковью по существу (напротив, они относились к ней с традиционной ненавистью и отвращением), и шаг этот со стороны императора был всецело продиктован политическим расчетом, надеждой на военную помощь против турок (и первоначально среди приехавших греков вовсе не было сторонников латинства, лишь в течение соборной сессии они появились в лице Виссариона, Исидора и нескольких др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010