папскую делегацию; по настоянию послов Базельского Собора ему не было предоставлено слово (см.: Ibid. S. 253-254. N 388-389). О событиях в Майнце Н. К. сообщил в донесении кард. Ф. Кондульмаро, племяннику папы Римского Евгения IV (текст не сохр.); в ответном письме кардинал одобрил его труды и выразил надежду, что князья выступят против Базельского Собора, использовав против его участников в т. ч. и военную силу (см.: Ibid. S. 254-256. N 390). 25 июня 1439 г. Базельский Собор принял решение о низложении папы Римского Евгения IV как упорствующего еретика. В ответ папа Римский Евгений IV, позиции которого значительно усилились после заключения 5 июля 1439 г. на Ферраро-Флорентийском Соборе унии между Зап. и Вост. Церквами, выпустил буллу «Moyses vir Dei» (4 сент. 1439), в которой все остававшиеся в Базеле участники Собора отлучались от католич. Церкви как раскольники и еретики (см.: Bond. 1996. P. 148-149). Н. К. в авг. 1439 г. выступил в поддержку папской позиции в отзыве, отправленном участникам провинциального Собора Майнцского архиеп-ства; в нем он отмечал, что решение о низложении папы Римского не поддержали епископы, в т. ч. и многие из числа присутствовавших на Базельском Соборе, поэтому оно канонически ничтожно (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 255-256. N 401-402). Подробную аргументацию в защиту папской позиции Н. К. изложил в относящемся к этому периоду письме одному из представителей герм. короля (см.: Ibid. S. 268-273. N 408). В нем Н. К. впервые использовал для доказательства своей правоты результаты Ферраро-Флорентийского Собора. По его утверждению, этот Собор смог достичь объединения Зап. и Вост. Церквей под единым главой - папой Римским, став Собором единства, поэтому он и есть истинный Собор, тогда как Базельский Собор, вносящий в Церковь раскол, уже в силу одного этого должен быть признан лжесобором. В дек. 1439 г. Н. К. присутствовал на встрече герм. курфюрстов в Ланштайне, посвященной подготовке выборов нового герм. короля, однако публично не выступал (см.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Флорентийский ренессанс и уния: культурологический контекст Флорентийской унии 1439 года Тезисы доклада болгарского историка и церковного публициста Георги Тодорова на Международной научной конференции «Флорентийская уния в историко-политическом и религиозном контексте» (25 июня 2019 года, Москва) 30.06.2019 979 Время на чтение 7 минут Общественное искусство - архитектура, скульптура, живопись - является мощным идеологическим и пропагандистским фактором для воздействия на психологию человека. Перенос собора из Феррары во Флоренцию совсем не был связан с чумой, как это было объявлено официально. Решающие факторы были иные, и среди них - эстетическое (психологическое) воздействие на православную делегацию. Именно Флоренция была лучшим местом для такого воздействия. Флоренция. Вид на церковь Санта Мария дель Фьоре. В этот исторический момент Флоренция являлась самым креативным центром искусства (и ренессансовой мысли) не только в Италии и в Европе, но и в мире. Эта креативность была душевной (хуманистической, человекобожной, на основании гордыни, т.е. антиправославной), но тем не менее она несомненно воздействовала (эстетически, т.е. несознательно, т.е. мощно) своей энергией на членов византийской делегации. Настроение флорентийской элиты в это время было заразительно оптимистическое, энтузиасткое, творческое - как раз в противоположность пессимизма в обреченном Константинополе и в византийской делегации. Ключевая личность того времени - Козимо Медичи (1389 - 1464) - самый богатый человек и главный меценат своего времени, некоронованный властитель Флоренции, важный союзник папы Евгения Ему было 50 лет, и он находился в зените своей жизни. Опытный и дальновидный Козимо отлично понимал связь между искусством, пропагандой и властью. Это он посоветовал Евгению перенести Собор во Флоренцию - и сам заплатил за всё. Козимо Медичи. „Юстиниан, я превзошёл тебя " - мог сказать Козимо Медичи, войдя во Флорентийский кафедральный собор в 1439 г. Строительство знаменитого купола церкви Санта Мария дель Фьоре началось в 1436 г., и в первой половине 1439 г. он ещё не был закончен, но гигантский силуэт купола уже господствовал над городом. Воздействие было поразительное. Диаметр купола Святой Софии в Константинополе - 31,87 м. Диаметр купола флорентийского собора - 45,52 м. Площадь основания флорентийского купола в два раза больше, чем у Св. Софии.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/01/flor...

90. Ферраро-Флорентийский собор (1438-1439) - созван по инициативе императора Иоанна VII Палеолога (1425-1448) и папы Евгения IV (1431-1447) как попытка воссоединения католической и православной Церквей с целью сближения Византии и Запада перед лицом общей турецкой угрозы. Заседания собора для обсуждения унии были открыты в Ферраре 9 апреля 1438 г. На соборе присутствовал папа, кардиналы, латинские епископы, а также император, Константинопольский патриарх Иосиф II (1416-1439), уполномоченные от восточных патриархов и несколько греческих епископов, митрополит Исидор Киевский (позже принявший католичество и ставший кардиналом), Суздальский епископ Авраамий с 200 другими духовными и светскими лицами. Из западных государей никто не приехал. Из-за чумы в 1439 г. собор был перенесён во Флоренцию. Католики требовали от православных полного принятия латинского учения и административного подчинения Ватикану, допуская лишь некоторую самостоятельность в области богослужений и обрядов. Взамен папа обещал организовать Крестовый поход против турок, который пройдёт через Константинополь, взять на себя расходы по возвращению греческих делегатов, а также оказать военную помощь для защиты Царьграда. После долгих обсуждений, под давлением католиков, все пункты, представленные ими как условия для подписания унии, были приняты православной стороной - догмат Filioque и законность его прибавления в Символ веры, возможность совершать Евхаристию на неквасном хлебе, учение о чистилище, примат папы. 5 июня 1439 было подписано соборное определение, которое не подписал только святитель Марк Ефесский (1392/93-1444/45), но для папы это означало, что они ничего не добились. Возвратившись в Константинополь, царь в лице народа и простых клириков столкнулся с сильной оппозицией, объединившейся вокруг святого Марка. Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский также были против унии. Не получив от Запада обещанной помощи, к ней охладел и император. На Руси сторонников унии также не приняли. 91.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

В сент. 1437 г. папа издал буллу о перенесении Собора в Феррару. 27 нояб. 1437 г. визант. делегация во главе с имп. Иоанном VIII и И. покинула К-поль и 8 февр. 1438 г. прибыла в Венецию. С позволения дожа визант. делегаты задержались там, чтобы продолжить обсуждение вопроса о месте проведения Собора. По сообщению Сиропула, в первые дни И. отказывался высказать к.-л. определенное мнение, ссылаясь на болезнь ( Laurent. 1971. P. 220-222), однако после самостоятельных консультаций с членами венецианского сената, поддерживавшего папу, высказался за участие в Соборе в Ферраре ( Пашкин. 2006. С. 356-358). 17 февр. И. известил о своем решении представителей короля Кастилии на Базельском Соборе ( Laurent. 1960. Р. 143-144). Император, колебавшийся несколько дольше, поддержал И. и в послании Базельскому Собору от 25 февр. сообщил, что визант. делегация отправится в Феррару (RegImp, N 3478). Визант. делегация прибыла в Феррару в начале марта (т. е. 3 месяца спустя после 1-го заседания Собора). 8 марта состоялась 1-я встреча И. и папы Евгения IV, к-рая едва не была отменена из-за отказа И. и др. греч. иерархов целовать папе туфлю, как того требовали папские посланники. И. был болен и не мог присутствовать на 1-м совместном заседании 9 апр. В янв. 1439 г. было принято решение перенести Собор во Флоренцию. Путешествие из Феррары отняло у И. много сил, он прибыл во Флоренцию 7 февр., однако из-за болезни въехал в город только 4 дня спустя. 3 июня 1439 г., после продолжительных дебатов по вопросу Filioque, И. признал, что католич. добавление к Символу веры не противоречит учению св. отцов и выражения «через Сына» (признаваемое нек-рыми правосл. богословами) и «от Сына» синонимичны, т. е. «через Сына» также указывает на причину исхождения Св. Духа (Quae supersunt Actorum graecorum. 1953. P. 432, 438). Во время пребывания во Флоренции И. был уже очень стар и страдал от мн. болезней, в т. ч. от водянки. 10 июня 1439 г. он внезапно скончался. По сообщению Сиропула, это произошло за обедом ( Laurent.

http://pravenc.ru/text/673635.html

В это время определили свое отношение к конфликту и влиятельнейшие католические страны: Франция и Германия, причем они стали в общем на сторону базельцев (Буржское собрание и «прагматическая санкция» 7. VII. 1438 и примирительный «нейтралитет» Германии, Майнский рейхстаг 26. III. 1439 с принятием реформационных базельских декретов, наконец, хлопоты всех зап. стран об устройстве нового общего собора). Во всяком случае о признании Флорент. собора не было и речи, и папа оставался изолированным вместе с завлеченными им греками. При этом глубоком расколе западной церкви смешно и фальшиво звучали речи об унии. В 32 засед. 16 мая 1439 г., как бы в предупреждение соответствующих определений Флорентийского собора, было еще раз определено, что veritates fidei catholicae суть: 1) вселенский собор выше папы; 2) папа не может ни перенести, ни отменить, ни распустить вселенского собора, 3) отрицающий это есть еретик (Hefele, VII, 778–9), а в 34 заседании 25 июня 1439 г. папа был объявлен низложенным по суду. Таким обр., в то время как во Флоренции подписывалась уния с греками, базельским собором, представлявшем, во всяком случае, значительную часть зап. церкви, во-первых, вовсе отвергались полномочия папы и его собора, и, во-вторых, догматически отвергалось, как ересь, учение о первенстве папы, провозглашенное на Флорентийском соборе. И это то, даже в свое время оспариваемое, Флорентийское определение было воскрешено в наши дни Ватиканским собором и вошло в качестве основания в его определение. 60 Оно составлено в очень неточных, образных и не чуждых двусмысленности выражениях 61 , и было навязано грекам уже в конце долгого собора, без достаточного обсуждения. Характерно, что Иоанн Рагузский в ответе Виссариону признавал власть папы над епископами как своими викариями, ибо ап. Петр якобы поставлял по местам патриархов, митрополитов и епископов, причем ссылался в доказательство на подложное псевдоисидорово место из Анаклета, а закончил ссылкой опять-таки на подложный текст 6 канона I Ник.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В окт. 1437 г. И. П. возглавил визант. делегацию, к-рая отправилась в Италию на Собор. В состав делегации входило до 800 чел. Среди них - 20 архиереев, в т. ч. патриарх К-польский Иосиф II, митрополиты Марк Евгеник Эфесский, Виссарион Никейский, Антоний Ираклийский, Исидор Московский, еп. Авраамий Суздальский, 3 монаха со Св. Горы Афон, монахи - представители патриархов Александрии, Антиохии и Иерусалима, представители Валахии и Грузии, клирики ведомства Великой ц., чиновники имп. канцелярии, в т. ч. протосинкелл Георгий Мелиссин, секретарь И. П. Георгий Схоларий (см. Геннадий II Схоларий ), Георгий Гемист Плифон , Иоанн Аргиропул , брат И. П. деспот Димитрий. Собор в Ферраре был открыт 8 янв. 1438 г. Визант. делегация прибыла в нач. апр. 9 апр. состоялась 1-я совместная сессия в присутствии И. П., папы Евгения и патриарха Иосифа. В ходе длительных заседаний подробно рассматривались все богословские и литургические разногласия православных и католиков; большинство разногласий были расценены как несущественные препятствия для церковного единства. На заседании 8 окт. 1438 г. было решено обсуждать проблему Filioque ; участникам Собора она представлялась наиболее важным вопросом, к-рый должен быть решен перед заключением унии. В янв. 1439 г. из-за угрозы распространения чумы Собор был перенесен во Флоренцию. На Соборе И. П. выступал как один из наиболее последовательных сторонников заключения соглашения с католиками, оказывал давление на своих архиереев, добиваясь их согласия, не обращал внимания на уступки, к-рые приходилось делать визант. делегации ради соглашения. 10 июня 1439 г. умер патриарх Иосиф, поддерживавший И. П. и смирявший мн. членов делегации. 5 июля 1439 г. соглашение было достигнуто. Оно предполагало признание греками Filioque, примата папской церковной власти и католич. учения о чистилище. В то же время сохранялись все прежние права и привилегии вост. патриархов и архиереев, признавались законными традиции причащения как на опресноках, так и на греч. квасном хлебе. Однако смерть патриарха Иосифа, а также условия заключенного соглашения вызвали раскол среди византийцев: митр. Марк Евгеник и неск. др. церковных деятелей отказались его подписать. Деспот Димитрий также не принял унии и покинул Флоренцию после Собора вместе с Георгием Схоларием и Плифоном. В 1442 г. патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима выступили на Соборе с осуждением унии и отказались ее принимать. В Византии большинство общества выступило против унии; пролат. партия И. П. оказалась в изоляции. Ряд архиереев отказались от предложений И. П. занять К-польский Патриарший престол.

http://pravenc.ru/text/469766.html

ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИУЛИАНИЯ († 1406/07), Вяземская, Новоторжская, мц. (пам. 2 июня, 21 дек., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) КОНСТАНТИН (XVI-XVII вв. (?)), Христа ради юродивый, Новоторжский, блж. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня, в Соборе Тверских святых) КОРНИЛИЙ (Крюков; ок. 1456 - 1538), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-399), вел. кн. Тверской (1365-1399, с перерывами), блгв. кн. (пам. 26 авг.; в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271/72 - 1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359) НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) НЕКТАРИЙ (XVI в.?), Бежецкий, прп. (пам. 3 апр. и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128911.html

Это первые по времени записки русского человека о Западной Европе. Исидор прибыл в Феррару спустя 5 с половиной месяцев после Греков, однако, собор не только не окончился, но почти что не начинался. Греки ждали Исидора, которого «мнили боле всех великим философом». Однако, причина была другая. Император Константинопольский, рассчитывая на военную помощь западных императоров, ждал их прибытия на собор, а они не ехали. Одновременно с тем, как папа устроил этот собор, происходил в католической церкви антипапский собор Базельский (1431–1443), который, поставив соборную власть выше папской, предложил было преобразовать церковь в главе и членах; все государи западные находились на стороне сего последнего собора и потому не хотели являться на собор папский. Прибыв в Феррару, и вовсе не найдя в ней ни государей, ни их уполномоченных, император Константинопольский потребовал от папы, чтобы он вызвал на собор одних или других, а до того времени решительно отказывался приступить к соборованию; тогда папа, обещав императору послать легатов за государями, положил, чтобы, открыв собор немедленно, что и сделано было 9 апреля 1438 г., отсрочить торжественные соборные деяния до прибытия государей или уполномоченных, а пока, в ожидании их, заниматься частными рассуждениями о предметах споров между обеими церквами. Не дождавшись никого, решили начать торжественное соборование без тех и других, что и сделано было 8 октября 1438 года, через месяц и 22 дня после прибытия Исидора. До начала 1439 г. торжественные прения происходили в Феррари, затем, в январе этого года, собор перенесен был папой во Флоренцию и здесь они продолжались до 24 марта 1439 года. Прения не привели ни к чему, относительно спорных пунктов вероучения и практики (Filioque, чистилище, опресноки), Греки остались при своем, а латиняне решительно при своем. После такого результата прений Грекам было объявлено, что они должны или изъявить согласие на учение римской церкви, или же возвратиться в отечество. Но возвратиться домой, не получив помощи против Турок – для Греков было ужасно. В продолжение трех месяцев, апреля – июня, Греки являли жизненную твердость, надеясь побудить папу к уступчивости, и затем должны были подписать акт соединения на всей его воле: это акт Флорентийского соединения, или Флорентийской унии, был подписан 5 июля 1439 г., а 6 июля был торжественно провозглашен в Флорентийском кафедральном соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ИЗ СЕГОВИИ [Хуан из Сеговии; лат. Johannes de Segobia, Johannes Segobiensis; испан. Juan de Segovia] (ок. 1395, Сеговия, Ст. Кастилия - 24 (или 25).05.1458, приорат Этон, Савойя), испан. богослов, деятель Соборного движения . С 1407 г. обучался в Саламанкском ун-те, где ок. 1413 г. получил степень бакалавра искусств, ок. 1418 г.- бакалавра богословия, в 1422 г.- магистра богословия. Преподавал в Саламанке. Его дважды направляли в Рим с поручениями от ун-та: в 1421-1422 гг.- вместе с юристом Иво Мауро (Ибо Моро) к папе Римскому Мартину V , чтобы утвердить новые университетские статуты (утверждены 21 нояб. 1422), и в 1431 г.- вместе с Педро Мартинесом де Коваррубиасом, чтобы заручиться поддержкой нового папы Евгения IV (1431-1447) в конфликте ун-та с архиепископом Саламанки. В 1428 г. И. из С. был назначен папским референдарием; в 1430-1431 гг. проводил в Кордове диспуты с мусульм. богословами. К 1432 г. он возглавлял одну из университетских кафедр богословия, в качестве бенефициев получил каноникат в Толедо и архидиаконию в г. Вильявисьоса (Астурия). В марте 1433 г. как представитель короля Кастилии и Саламанкского ун-та прибыл на Базельский Собор (1431-1449). И. из С. был одним из активнейших участников Базельского Собора, входил в совет «Deputatio Fidei», неск. раз возглавлял его. В февр. 1434 г. Собор поручил И. из С. изучить вопрос об утверждении председательствующих, назначенных папой Евгением IV. И. из С. составил отчет о проведенных переговорах и 3 марта 1434 г. представил его совету. В сент. 1434 - марте 1436 г. сопровождал кард. Хуана Сервантеса на переговорах с папой Римским. По поручению Собора И. из С. защищал доктрину о непорочном зачатии Девы Марии в диспутах с доминиканцами Хуаном де Монтенегро (в 1436) и Хуаном Торквемадой (в 1438). В 1437 г. занимался подготовкой и проведением дебатов по догматическим вопросам: с греками об исхождении Св. Духа (processio Spiritus Sancti), с гуситами о причащении хлебом и вином (communio sub utroque specie). Убежденный сторонник концилиаризма, И. из С. считал Собор законным представительством всей Церкви, чей авторитет стоит выше авторитета папы Римского. Поскольку Собор - воплощение всей общности верующих, «тела» Церкви, то в случае созыва Собора папа Римский уже не обладает над ним властью. Когда папа Евгений IV попытался распустить Базельский Собор, И. из С. выступил сторонником временного отстранения понтифика и, после того как оно состоялось 24 янв. 1438 г., вошел в состав комиссии, которая должна была управлять Римско-католической Церковью в отсутствие папы, а в июне 1439 г.- в состав комиссии, занимавшейся папским низложением. 25 июня 1439 г. папа Евгений IV был низложен Базельским Собором. В окт. 1439 г. И. из С. и еще 2 участникам Собора было поручено назначить выборщиков нового папы и заняться подготовкой конклава.

http://pravenc.ru/text/471247.html

Так как вовсе не явились в Феррару ни государи, ни их уполномоченные до самого времени прибытия Исидорова, то это и было причиной, что до самого времени его прибытия ещё не было начинаемо торжественных соборных прений. Напрасно ожидая государей или уполномоченных весьма долгое время, решили, наконец, начать торжественное соборование без тех и других, что и сделано было 8 Октября 1438 года, через месяц и 22 дня после прибытия Исидорова. До начала 1439 года торжественные прения происходили в Ферраре, затем в Январе этого года собор перенесён был папой во Флоренцию (папская булла, объявлявшая перенесение, прочитана была 10 числа) и здесь они продолжались до 24 Марта 1439 года. Прения не привели совершенно ни к чему: относительно спорных пунктов вероучения и практики (Filioque, чистилище, опресноки) Греки остались при своём, а латиняне решительно при своём. После такого результата прений Грекам было объявлено, что они должны или изъявить согласие на учение римской церкви, или же возвратиться в отечество 882 . Возвратиться в отечество ни с чем, т. е. без всякой надежды на помощь западных народов против Турок, для Греков было ужасно, и вот они задались мудрёной задачей: нельзя ли достигнуть соглашения и устроить соединение помимо богословских прений. Разумеется, это оказалось возможным только таким образом, чтобы Греки совершенно уступили латинянам, что, в конце концов, и случилось. В продолжение трёх месяцев, Апреля-Июня, Греки являли тщетную твёрдость, надеясь побудить папу к уступчивости, и затем должны были подписать акт соединения на всей его воле: этот акт флорентийского соединения или флорентийской унии был подписан 5 Июля 1439 года, а 6 Июля был торжественно провозглашён во флорентийском кафедральном соборе. Что заставило Исидора стать горячим сторонником унии с папой, т. е. этой предательской унии, при которой союз с папой покупался изменой православию, мы не можем сказать, потому что он не сделал относительно этого никакой исповеди и не оставил никакого объяснения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010