820. Уведомление еп. Тихону из Св. Синода о пожаловании ему Государем Императором Николаем II полного архиерейского облачения/Публ.: Н. А. Кривошеева//БСб. 2000. 6. С. 82. 821. Факты биографии свт. Тихона в документах из различных архивов/Публ.: В. Розанов , Е. Чистякова//БСб. 2000. 6. С. 76–81. Исследования 822. Арефьева И. С. «Отсюда, от Литвы, вошел он в славу...»: (Архипастырское служение свт. Тихона в Литве в 1914– 1917 гг.)//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 187–191. 823. Григорьева-Соловцева Л. О патриархе Тихоне: (Воспоминания семьи Григорьевых)//БСб. 2000. 6. С. 312–317. 824. Губонин М. Из воспоминаний [о патриархе Тихоне]//БСб. 2000. 6. С. 299–311. 825. Жиркевич Н. Накануне патриаршества: (Письма архиеп. Виленского и Литовского Тихона к А. В. Жиркевичу и др. материалы)//БСб. 2000. 6. С. 216–237. 826. [Беляев А. Д.] Из «Дневника» профессора А. Д. Беляева /Публ.: Н. А. Кривошеева//БСб. 2000. 6. С. 95–153. Выдержки из «Дневника» 1917–1919 гг., относящиеся к личности свт. Тихона. 827. Клепинин Н . Кончина Святейшего патриарха Тихона как русская национальная утрата//БСб. 2000. 6. С. 324–329. 828. Мейендорф И. , протопр. Святейший патриарх Тихон – служитель единства Церкви//ВестнЛДА. 1990. 3. С. 30–41. 829. Подобедова О. И. Воспоминания о патриархе Тихоне//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 363–364. 830. Полозов А. Я. По благословению крестного: (Фрагмент из воспоминаний о свт. Тихоне)//БСб. 2000. 6. С. 318–323. Автор – сын келейника свт. Тихона, Я. А. Полозова. 831. Святитель Тихон – священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры/Публ.: прот. В. Воробьев, О. Ефремова, Н. А. Кривошеева//БСб. 2000. 6. С. 83–94. 832. Симон (Новиков), архиеп. Рязанский и Касимовский. Святейший патриарх Тихон (1917–1929) и его служение: [Докл. на Междунар. науч.-церк. конф., посвящ. 400-летию установления Патриаршества в РПЦ. Москва, 5–8 сент. 1989 г.]//ВРЗЕПЭ. 1989. 117. С. 155–169. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРАХИИЛ [евр.  - благословение Божие; греч. Βαραχιλ; вариант имени Варахий], один из архангелов (пам. 8 нояб.), в Свящ. Писании не упоминается, память о нем хранится в церковном Предании (см. статьи Ангелология , Архангел ). Имя В. встречается в евр. и христ. апокрифической лит-ре (3 Енох 14; 17). В соответствии с представлением о различных видах служения архангелов В. почитается проводником Божия благословения людям: «...через него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие» ( Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский. Седмь Архангелов Божиих. М., 1996. С. 14). В иконографии XVIII-XIX вв. символом этого служения является изображение В. с цветком в руке или «несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном» ( Фартусов В. Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих. М., 1910, 20023. С. 227; ср.: ЖСв. Кн. 7. С. 485). На иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» В. иногда изображается с виноградной гроздью. Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста)

http://pravenc.ru/text/154079.html

19 окт. 1993 г. решением Свящ. Синода УПЦ прославлен к местному почитанию. Арх.: ГА Харьковской обл. Ф. 31. Оп. 141. Д. 408А. Л. 784 об.- 785; Ф. 40. Оп. 105. Д. 501 Л. 387 об.; Оп. 110. Д. 1160. Л. 150 об.- 154 об., 158; Д. 1751. Л. 88-88 об.; Д. 1841. Л. 80 об.- 82 об.; ЦДАВО. Ф. 1. Оп. 7. Д. 176. Л. 41-42; Ф. 5. Оп. 3. Д. 1962. Л. 97А; Архив СБУ. Д. 71156-ФП. Ист.: Листок для Харьковской епархии. 1890. 3. С. 358; 1899. 10. С. 232; Изв. по Харьковской епархии. 1904. Т. 3. 12. С. 557; 17. С. 595-596; Акты свт. Тихона. С. 416, 446, 511, 978; ЖМП, 1931-1935. С. 14, 67, 94, 104, 121, 123, 164, 216. Лит.: Польский. Ч. 2. С. 88; Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 140-141; Никодим (Руснак), митр. Сб. служб и акафистов. Х., 1996. С. 119, 172-173; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 610-611; Цыпин. История РЦ. С. 131, 158, 163, 196, 201, 205-206, 208, 249-250, 253, 255; Доненко Н., прот. Наследники Царства. Симферополь, 2004. Кн. 2. С. 307-324; Едлинский М., свящ., Едлинский Г., свящ. Любящее Господа сердце: Труды, проповеди, воспоминания. К., 2004. С. 276; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческое движение в Правосл. Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 282, 330, 368-369, 371, 401, 429, 431-432, 539; Православная энциклопедия Харьковщины/Сост.: В. В. Петровский, А. Д. Каплин. Х., 2009. С. 253-255. Т. В. Кальченко Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ПАВЕЛ (Конюскевич (Канючкевич) Петр; 1705 - 1770), митрополит Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 4 нояб., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 28 авг. в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих,15 июля - в Соборе Киевских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых)

http://pravenc.ru/text/1841998.html

Sept. T. 2. P. 185; ЖСв. Сент. С. 113; SynCP. Col. 14). В исторической лит-ре прямо не говорится, что почитаемая в Эфесе гробница И. Б. была пустой. Так, из упоминаний Евсевия Кесарийского о гробнице ( Euseb. Hist. eccl. III 31. 3; V 24. 3-4) нельзя понять, что в ней не было мощей. В других литургических и синаксарных источниках, где речь идет о празднике исхождения целебного праха, хотя и говорится, что он исходил именно от гробницы, а не от мощей, все же нет прямого указания на пустоту гробницы. Ап. Иоанн Богослов. Икона. XV в. (мон-рь во имя ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос, Греция) Ап. Иоанн Богослов. Икона. XV в. (мон-рь во имя ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос, Греция) По позднейшим местным преданиям, считается, что в нек-рых обителях хранились частицы мощей И. Б. Известно, что насельники афонского монастыря Ватопед подарили своим благодетелям молдав. господарю Александру Лэпушняну (1552-1561; 1564-1568) и его супруге Роксане честную главу И. Б. (Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου Παρδοση, στορα, τχνη. Αγιον Ορος. 1996. Τ. 1. Σ. 323. Not. 41). Возможно, речь идет о хранившейся в Ватопеде главе свт. Иоанна Златоуста. В настоящее время частицы мощей И. Б. находятся в ц. прор. Илии в Фессалонике и в мон-ре Успения Пресв. Богородицы (Паганья, ном Теспротия, Греция), а также на Кипре в Киккском монастыре . В мон-ре ап. Иоанна Богослова на Патмосе хранится часть цепей святого. Др. центром почитания И. Б. являлось место его ссылки и создания Апокалипсиса - Патмос. Однако после араб. набегов в VII в. этот остров был покинут жителями. В кон. XI в. здесь поселилась монашеская община во главе с прп. Христодулом Латрином , к-рый в 1088-1089 гг. основал Иоанна Богослова монастырь на Патмосе и устроил церковь в пещере Апокалипсиса. С Патмосом связан ряд чудес И. Б. Так, апостол явился проплывавшим мимо Патмоса морякам и велел передать райские яблоки прп. Ирине († 940), подвизавшейся в Хрисовалантском мон-ре в К-поле. Однажды накануне дня преставления апостола 26 сент.

http://pravenc.ru/text/469832.html

1996 епископ) Никоном (Васиным) . Решением Свящ. Синода РПЦ от 26 дек. 2002 г. З. м. был возобновлен, старшей сестрой, а с 2004 г. настоятельницей стала мон. Арсения (Семёнова). К сент. 2008 г. в З. м. проживали 5 монахинь, 4 инокини, 2 послушницы, трудницы. Восстановлены Вознесенский собор, старый келейный корпус, построены трапезная с домовой ц. во имя св. блгв. кн. Александра Невского, купель на источнике свт. Тихона. Новую трапезную со старой соединяет теплая галерея, ведется внутренняя отделка помещений, где разместятся кельи игумении и сестер, канцелярия и б-ка. Богослужения начинаются с чтения правила в 6 ч. утра, полунощницы, акафиста Божией Матери и малого монашеского правила. Сестры читают неусыпаемую Псалтирь. В числе реликвий - портрет последней настоятельницы игум. Мелитины. В день мученической кончины игум. Мелитины и духовника обители свящ. Г. Аргунова служатся панихиды. В престольные праздники, в дни Великого поста и на Светлой седмице богослужения в З. м. совершает еп. Липецкий и Елецкий Никон (Васин). Арх.: РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 74. Л. 3; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 251. Л. 71-76, 78; ГА Воронежской обл. Ф. 84. Оп. 1. Д. 1953. Л. 19-20; ГАЛО. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 17 ОЦ. Л. 178-180; Д. 26. Л. 75; Д. 94. Л. 80 об.- 81; Д. 96. Л. 151; Ф. Р-97. Оп. 1. Д. 1. Л. 178-180; Ф. Р-2210. Оп. 1. Д. 23971. Л. 61; Ф. Р-2210. Оп. 1. Д. 23971. Л. 1-36, 54, 58-62, 66-73 об., 77, 83 об.- 89, 106-106 об., 116, 129 об., 194-204, 217-233; Д. 23971/2. Л. 12. Ист.: Тихон Задонский, свт. Творения: В 5 т. М., 18895. Т. 5. С. 12. Лит.: Нольде Н. К. Неск. слов о Тюнинской Тихоновской Богородицкой общине. Тула, 1865; Воронежские ЕВ. 1868. 11. С. 269-373; 1878. 11. С. 220; 1897. 10. С. 165; 1900. 19. С. 795-796; 1901. 11. С. 157; 1916. 38. С. 1022-1030; 40. С. 1081-1086, 1151; Обзор учреждения в России правил мон-рей, со времени введения штатов по духовному ведомству 1764-1869 гг./Сост.: Н. И. Григорович. СПб., 1869. С. 194-195; Казанский П. С. Житие иже во святых отца нашего Тихона, еп.

http://pravenc.ru/text/182473.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ наряду со Свящ. Синодом коллегиальный орган высшего управления РПЦ, учрежденный Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. ВЫШАТИН Михаил Иванович (1667 - 1732), старообрядец поморского согласия, церковно-общественный деятель, писатель, иконописец «ВЫШЕНСКИЙ ПАЛОМНИК» правосл. журнал, выпускаемый братством во имя свт. Феофана Затворника совместно с МДА. Издается в Рязани с 18 июня 1996 г. ВЯЗНИКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан, вероятно, в 1-й четв. XVII в. на посадской земле Вязниковской слободы Ярополчской вол. Владимирского у. ВЯЧЕСЛАВ Иванович Закедский (1879 - 1918) свящ., сщмч. (пам. 10 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЯЧЕСЛАВ Сергеевич Занков (1892-1937), прот., сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВЯЧЕСЛАВ Александрович Инфантов (1883-1938), свящ., сщмч. (пам. 1 и 26 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЯЧЕСЛАВ (Косожилин Андрей Ефимович; 1879- 1918), иером., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГААЗ Федор Петрович (наст. имя Фридрих Йозеф; 1780 - 1853), врач-филантроп, католич. общественный деятель

http://pravenc.ru/rubrics/121236_67.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОРДОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Леорда) (Черновицкой и Буковинской епархии УПЦ), находится на хуторе Леорда с. В. Петровцы Сторожинецкого р-на Черновицкой обл. (Украина). Открыт 12 сент. 1996 г. В мон-ре построены ц. арх. Михаила (1994-1998), 2-этажный сестринский корпус с домовой ц. св. Жен-мироносиц, надкладезная часовня (2000), ограда (2000-2001) с надвратной колокольней (высота 50 м), в к-рой освящена ц. вмч. Пантелеимона. Устроено монастырское кладбище. Среди святынь Л. м.- списки икон Божией Матери Почаевской и «Всецарица», частицы мощей преподобных Силуана Афонского, Лаврентия Черниговского, великомучеников Димитрия Солунского и Пантелеимона, вмц. Варвары, свт. Григория I Двоеслова, 40 мучеников Севастийских и др. Обитель имеет 10 га земли и подсобное хозяйство. Богослужение совершается на румын. языке (большинство насельниц - румынки по национальности). В Л. м. проживает ок. 10 сестер. Настоятельница с 2013 г.- игум. Сусанна (Кермач). Лит.: Дятлов В. А. Мон-ри УПЦ: Справ.-путев. К., 1997. С. 90. Рубрики: Ключевые слова: БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви)

http://pravenc.ru/text/2463571.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Николай (Капустин), архиеп. Кременчугский и Лубенский. Фотография. 2017 г. Николай (Капустин), архиеп. Кременчугский и Лубенский. Фотография. 2017 г. (Капустин Максим Владимирович; род. 6.09.1977, Севастополь), архиеп. Кременчугский и Лубенский. 25 мая 1994 г. окончил среднюю школу 57 г. Севастополя. 1 авг. того же года поступил в Севастопольский экономический ин-т. С 1996 г. проходил послушание в Георгиевском мон-ре в Севастополе. 20 нояб. 1997 г. поступил в криворожский во имя священномученика Владимира мужской монастырь . 9 июля 1998 г. принял монашеский постриг с именем Николай в честь свт. Николая Чудотворца. 19 июля того же года рукоположен во диакона, затем, 11 окт.,- во иерея. Нес в криворожском Владимирском монастыре послушания повара, рухлядного, просфорника, келаря, клирошанина, благочинного и казначея. В 2003 г. возведен в сан игумена. В 2004 г. заочно окончил Киевскую ДС. В 2005 г. был назначен наместником криворожского Владимирского мон-ря. 11 апр. 2007 г. возведен в сан архимандрита. В том же году заочно окончил КДА. Участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 2009 г. как представитель монашествующих Криворожской и Никопольской епархии. 14 июня 2011 г. Н. избран епископом Кременчугским и Лубенским. Хиротонию 19 июня 2011 г. в Киеве на площади у Всехсвятского храма, на месте строительства кафедрального Свято-Воскресенского собора, возглавил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) . 3 сент. 2017 г. в Успенском соборе Киево-Печерской лавры Киевским и всея Украины митр. Онуфрием (Березовским) Н. возведен в сан архиепископа. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2565984.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ процесс формирования человеческой личности, способной к активному и творческому усвоению ценностей христ. жизни ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ в широком смысле процесс приобщения человека к христ. традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах - особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения ВСЕВОЛОД Иванович Потёминский (1870 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 6 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВСЕВОЛОД Васильевич Смирнов (1874-1937), прот. сщмч., (пам. 31 окт. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН [Всероссийский союз православного демократического духовенства и мирян], создан 7 марта 1917 г. в Петрограде по инициативе части бывш. членов «группы 32-х» ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ наряду со Свящ. Синодом коллегиальный орган высшего управления РПЦ, учрежденный Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. «ВЫШЕНСКИЙ ПАЛОМНИК» правосл. журнал, выпускаемый братством во имя свт. Феофана Затворника совместно с МДА. Издается в Рязани с 18 июня 1996 г.

http://pravenc.ru/rubrics/121660_29.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Конференции, симпозиумы 246. Большаков С. Н . Международный конгресс «Четвероевангелие в 1957 году» [Оксфорд, 16–20 сент. 1957 г.]//ВРЗЕПЭ. 1957. 27. С. 189–192. 247. Василий (Родзянко) , еп. Сан-Францисский. «Новый Завет в наши дни»: Второй междунар. съезд ученых, посвящ. изучению Нового Завета (Оксфорд, 11–15 сент. 1961 г.)/Прот. В. Родзянко//ВРЗЕПЭ. 1961. 40. С. 233–246. 248. Десницкий А. С. Конференция по библеистике: [Москва, 28–30 сент. 1997]//Страницы. 1997. Т 2. 4. С. 633–634. 249. Иннокентий (Павлов), игум . Патриаршая и Синодальная Библейская комиссия: (Справка. Хроника)//МБ. 1993. Вып. 1. С. 105–106. 250. «Проблемы библейской текстологии, экзегетики и перевода»: Междунар. конф., Москва, 25–27 сент. 1998//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 634–635. 251. «Русские переводы Священного Писания»: Конф. Москва, 10–14 июня 1996 г.//Страницы. 1996. 2. С. 157. 252. Семенченко Л. В. Институт востоковедения Российской Академии наук: Конф. «Библия и ее мир»: [Обзор докл.]//МБ. 1994. Вып. 1. С. 107–109. 253. Хосроев А. Л. Санкт-Петербургское отделение Российского Палестинского общества: (Справка. Хроника)//МБ. 1994. Вып. 1. С. 107. Библия и общество 254. Борзенко В., Иннокентий (Павлов), игум. Читатели Библии в России: групповой портрет в цифрах//МБ. 1994. Вып. 2. С. 105–106. 255. Иннокентий (Павлов), игум . Библия в жизни и культуре России и православного мира: Междунар. конф., посвящ. 500-летию Геннадиевской Библии//МБ. 2000. Вып. 7. С. 58–63. 256. Когган Д., архиеп. Кентерберийский. Значение Библии для общества: Выступление на Генеральной Конференции Российского Библейского о-ва [Москва, 24 нояб. 1994 г.]/Пер. с англ.: С. Э. Твердовский//МБ. 1995. Вып. 3. С. 110–111. 257. Рашковский Е. Б. Россия и динамика библейского слова: XVIII-XX вв.//МБ. 1995. Вып. 3. С. 53–57. См. также 45, 74, 2692. Библия и культура 258. Конференция «Библия в культуре и искусстве»: Випперовские чтения. Москва, 23–26 янв. 1995 г.]//МБ. 1995. Вып. 3. С. 111.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010