16 июля 1982 г. И. был назначен архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским с возведением в сан архиепископа. С 28 марта 1984 г. архиепископ Харьковский и Богодуховский. В окт. 1986 г. возглавлял делегацию РПЦ в Японию по делам Патриаршего подворья в Токио. 13 сент. 1989 г. назначен архиепископом Львовским и Дрогобычским и наместником Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы муж. лавры . 10 апр. 1990 г. назначен архиепископом новообразованной Ровенской и Острожской епархии. В 1991 г. освятил часовню во имя прав. Анны в с. Онишковцы Дубновского р-на Ровненской обл. (ныне скит Городокского во имя свт. Николая Чудотворца и прор. Илии жен. мон-ря ).19 окт. 1993 г. назначен архиепископом Днепропетровским и Криворожским. С 1995 по 2006 г. возглавлял комиссию по диалогу с Украинской автокефальной православной церковью . 27 июля 1996 г. в связи с разделением епархии на 2 самостоятельные назначен архиепископом Днепропетровским и Павлоградским, также временно управляющим Криворожской и Никопольской епархией. 12 сент. того же года был освобожден от временного управления Криворожской епархией в связи с назначением на кафедру постоянного епископа. И. возглавлял делегации РПЦ для участия в обсуждении вопросов миротворчества и разоружения на международной консультации Христианской мирной конференции в г. Фритаун, Сьерра-Леоне (19-27 февр. 1976), в работе орг-ции «США-СССР. Мосты к миру в мире» (27 сент.- 12 окт. 1984), а также делегацию, участвовавшую в богословском диалоге всех правосл. и католич. Церквей по вопросу унии в г. Фрайзинге (ФРГ, 6-15 июня 1990). И. участвовал в работе Международных церковно-светских юбилейных конференций, посвященных 2000-летию Рождества Христова: в Запорожье (9-12 янв. 1997), в Симферополе (28 июня-2 июля 1997), в Почаеве (3-5 нояб. 1998). 19 июня 2002 г. возведен Киевским и всея Украины митр. Владимиром (Сабоданом) в сан митрополита. С 27 июля 2009 г. И. является членом Межсоборного присутствия РПЦ. И. была создана программа мероприятий в рамках епархиальной деятельности духовенства. Все пункты этой программы успешно выполняются: в епархии идет реставрация храмов и мон-рей; штат духовенства пополняется образованными священнослужителями; было построено новое здание ЕУ. Вновь открыты и действуют самарский Пустынный во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь (1995), «Знамение» иконы Божией Матери жен. мон-рь (1995), днепропетровский в честь Тихвинской иконы Божией Матери жен. мон-рь (1997), Мариевский во имя св. Иосифа Обручника жен. мон-рь (1998).

http://pravenc.ru/text/674027.html

П. был последовательным сторонником экуменического движения и межрелиг. диалога, придавал большое значение усилиям по достижению межхрист. единства. 20-23 сент. 1990 г. он посетил Ватикан, где имел встречу с папой Римским Иоанном Павлом II . 12-15 апр. 1994 г. в качестве наблюдателя участвовал в работе 1-го Синода африканских епископов Римско-католической Церкви в Риме и вновь встречался с папой. В 1991 г. был избран президентом ВСЦ, в 1994-1996 гг. являлся сопредседателем Ближневосточного Совета Церквей . В церковных кругах за П. закрепился неофиц. титул «Патриарх диалога» как признание его многолетнего вклада в экуменическое движение. П. скончался от сердечного приступа в летней резиденции на о-ве Аморгос. Отпевание состоялось 30 июля 1996 г. в кафедральном соборе свт. Николая в Каире. Погребен в крипте каирского мон-ря вмч. Георгия. П.- автор ряда исследований, посвященных вопросам межхрист. единства, богословия, истории Церкви и совр. церковной жизни. Арх.: ОВЦС МП. Лит.: Палладий (Шиман), еп. Интронизация Блаженнейшего Парфения III, Папы и Патр. Александрийского и всей Африки//ЖМП. 1987. 7. С. 55-59; Πνταινος. Αλεξνδρεια, 1987-1996; Визит Блаженнейшего Патр. Александрийского Парфения III//ЖМП. 1988. 7. С. 13-18; Петлюченко В., прот. Блаженнейший Патр. Парфений III - гость РПЦ//Там же. С. 18-21; Белавенец С. Братский визит к Предстоятелям Александрийской и Антиохийской Поместных Церквей//Там же. 1992. 2. Офиц. ч. С. 2-6 [внутр. паг.]; Коммюнике о визите Папы и Патр. Александрийского Парфения III к РПЦ//ИБ ОВЦС МП. 1993. 11. С. 1; Орлов Н., прот. Блаженнейший Папа и Патр. Александрийский и всей Африки Парфений III//ЖМП. 1997. 2. С. 59-61; Οι πατριρχες Αλεξανδρεας και πσης Αφρικς Νικλαος ΣΤ (1915-1986) και Παρθνιος Γ (1919-1996). Αλεξνδρεια; Αθνα, 2007. С. А. Монахов Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.)

http://pravenc.ru/text/2579109.html

Владимирской епархии. В 1926 - нач. 1927 г. на основе бесед, к-рые В. вел в созданных им религ. кружках, он написал «Беседы на Евангелие от Марка» (М., 1996). В нач. 1927 г. Владимирский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров) , находившийся в то время под арестом, предлагал В. принять во временное управление Владимирскую епархию. Однако управлявший в то время Русской Церковью ввиду ареста митр. Сергия (Страгородского) архиеп. Серафим (Самойлович) назначил В. на Ивановскую кафедру. Весной 1927 г. В. был выслан в Кинешму, где прослужил неск. месяцев, пока власти вновь не потребовали, чтобы он уехал. В июне 1927 г. епископ приехал в Кострому, где прожил ок. года. В 1928 г. В. встречался в Ярославле с митр. сщмч. Агафангелом (Преображенским) , к-рый предложил ему остаться в Ярославле викарным архиереем, В. отказался. В авг. 1928 г. вернулся в Кинешму, через месяц был арестован, заключен в тюрьму Иваново-Вознесенска (совр. Иваново), где пробыл ок. полугода. Приговорен к 3 годам ссылки, наказание отбывал в дер. Малоречке Таборинского р-на Уральской обл. (совр. Свердловская обл.). Свт. Василий (Преображенский), еп. Кинешемский. Фотография. 1922 г. Свт. Василий (Преображенский), еп. Кинешемский. Фотография. 1922 г. По окончании срока ссылки В. в сент. 1932 г. поселился в Орле. В марте следующего года ОГПУ предприняло в Кинешме аресты духовенства и мирян, многие из к-рых знали В. 31 марта он был вызван в Орловское ОГПУ, арестован и отправлен в Кинешемскую тюрьму. Обвинен в создании «сети контрреволюционных кружков, ставивших своей задачей через религиозное антисоветское воспитание религиозных масс свержение существующего строя» и в июле 1933 г. приговорен к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок в Волжском ИТЛ вблизи г. Рыбинска. После освобождения в янв. 1938 г. нек-рое время жил в Рыбинске, затем поселился в с. Котове Угличского р-на Ярославской обл., где служил в местном храме. 5 нояб. 1943 г. В. вновь был арестован, заключен во внутреннюю тюрьму НКГБ в Ярославле, в янв. 1944 г. переведен во внутреннюю тюрьму НКГБ в Москву, 13 июля - в Бутырскую тюрьму.

http://pravenc.ru/text/150493.html

После начала первой мировой войны вновь возобновились аресты правосл. верующих, и уже 4 авг. М. был арестован и посажен в тюрьму в Горлице. Аресту подверглись его беременная жена, отец, брат Николай и др. члены семьи. М. был расстрелян и похоронен на кладбище в родном селе. Вскоре после гибели М. среди карпаторусских православных началось его почитание как покровителя лемков: в домах стали появляться фотографии и иконы мученика, в его честь слагались песни и духовные стихи. 9 сент. 1934 г. в с. Чарне (ныне Малопольское воеводство, Польша) открыт памятник М. Решением Свящ. Синода Польской Православной Церкви от 7 июля 1994 г. М. причислен к лику святых. 10 сент. 1996 г. его имя вошло в месяцеслов Русской Зарубежной Церкви, 3 апр. 2001 г. решением Синода Украинской Православной Церкви - в собор Галицких святых, 22 нояб. 2006 г.- в собор Карпаторусских святых, 20 июля 2012 г.- в состав собора Волынских святых, 24 дек. 2015 г. решением Синода РПЦ - в месяцеслов РПЦ. Лит.: Пашаева Н. М. Очерки истории рус. движения в Галичине XIX-XX вв. М., 2007; Charkiewicz J. Mczennicy XX w.: Martyrologia Prawosawia w Polsce w biografiach witych. Warsz., 20082. S. 13-15. Рубрики: Ключевые слова: ИННОКЕНТИЙ (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682 - 1731), еп. Иркутский, свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых) АМФИЛОХИЙ († 1122), еп. Владимиро-Волынский, свт. (10 окт., в Соборе Волынских святых, в Соборе Киево-Печерских преподобных в Дальних пещерах почивающих и в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595-1648), игум. Брестского мон-ря, прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)

http://pravenc.ru/text/2561554.html

рукава. Роспись основного пространства храма исполнена в XV в. и имеет характерные черты позднепалеологовской живописи: в конхе - изображение Богоматери Кипрской с фланкирующими ее архангелами Михаилом и Гавриилом; в арке вимы - изображение Св. Духа в виде голубя с архангелами Уриилом и Салафиилом. Юж. рукав храма первоначально был расписан в кон. XV в. и целиком переписан в XVI-XVII вв. В арке вимы представлен Христос Пантократор, в конхе - Рождество Богоматери, в остальных 4 регистрах фрагментарно сохранились композиции: Воскрешение Лазаря, Вознесение и Сошествие Св. Духа. Внизу представлена сцена коронования царя и царицы, по-видимому заказчиков этой росписи. Завершает роспись широкая полоса орнамента. Отдельные фрагменты кон. XVI в. сохранились в сев. рукаве (40 Севастийских мучеников (?)) и на зап. стене зап. рукава над порталом - Христос Пантократор, по сторонам - Благовещение. К этому же времени относится роспись портика, пристроенного к храму с зап. стороны: в люнете над входом в храм - изображение вмч. Георгия на коне, а на отрезках стен с сев. и юж. сторон - фигуры арх. Михаила и ап. Петра. Высокий иконостас был пожертвован в XVIII в. царевичем Ираклием Георгиевичем Багратиони и сщмч. Досифеем , митр. Тбилисским († 1795). В соборе покоятся святые мощи свт. Иосифа Алавердского (пам. 7 марта, 15 сент.) и вмц. Кетеваны († 1624, пам. 13 сент.); здесь же погребены еп. Алавердский Иоанн, убитый лезгинами в соборе († 1480), цари Кахети Александр I и сын его Георгий († 1605), Теймураз I, митрополиты Алавердские Зенон († 1772) и Николоз (XVIII в.), св. царевна Макрина , гимнограф Грузинской Церкви († 1732), и др. С сер. 80-х гг. ХХ в. в А. с. ведутся реставрационные работы. Лит.: Полиевктов М. Новые данные о московских художниках XVI-XVII вв. в Грузии. Тбилиси, 1941; Северов Н. П. Памятники грузинского зодчества. М., 1947; Чубинашвили Г. Н. Архитектура Кахети. Тбилиси, 1956 (Табл.); он же. Архитектура Кахетии. Тбилиси, 1959. С. 371; Вачнадзе М. Вновь раскрытая роспись Алавердского кафедрала//XXII Научная сессия Ин-та истории грузинского искусства АН ГССР: Тез. Тбилиси, 1967; Беридзе В. В. Архитектурные памятники Грузии. М., 1970. С. 24-26; Джанберидзе Н., Цицишвили И. Архитектурные памятники Грузии. М., 1996. С. 203-210. М. Вачнадзе, В. А. Никитин, Д. Туманишвили Рубрики: Ключевые слова: АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь) АНАНУРИ средневек. крепость и город в 66 км от Тбилиси по Военно-Грузинской дороге, в ущелье р. Арагви (в наст. время село Душетского р-на Грузии) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/63982.html

Василий (Васильцев), архиеп. Кировоградский. Фотография. Нач. 90-х гг. XX в. Василий (Васильцев), архиеп. Кировоградский. Фотография. Нач. 90-х гг. XX в. 13 сент. 1989 г. прот. Всеволоду по пострижении в монашество определено быть епископом Кировоградским и Николаевским. 27 сент. 1989 г. наместником Киево-Печерской лавры еп. Переяслав-Хмельницким Ионафаном (Елецких) прот. Всеволод был пострижен в монашество с именем в честь свт. Василия Великого, 29 сент. возведен в сан архимандрита. Хиротония В. состоялась 1 окт. 1989 г. в Князь-Владимирском кафедральном соборе Киева. В июне 1992 г., после образования самостоятельной Николаевской епархии, В. получил титул епископа Кировоградского и Новомиргородского, 28 июля 1994 г. возведен в сан архиепископа, с 1994 г. имел титул архиепископа Кировоградского и Александрийского. Одним из первых шагов В. на Кировоградской кафедре было решение проблем, связанных с возвращением Церкви храмов и регистрацией новых общин, а также проблемы подбора и подготовки кандидатов на рукоположение. В. беседовал со ставленниками, обучал их основам литургики и богослужебной практики. За время своего архиерейского служения В. рукоположил более 100 священников. Особыми предметами заботы В. были создание профессиональных церковных хоров, подбор репертуара, подготовка регентов и певчих для приходов епархии. Имея большой опыт приходского служения, В. старался оберегать свою паству от нестроений в церковной жизни. В многочисленных выступлениях и проповедях по вопросу автокефалии УПЦ В. постоянно подчеркивал, что единение Русской и Украинской Церквей является спасительным для укр. народа и та степень автономии, к-рая предоставлена УПЦ (МП), вполне достаточна. В Кировоградской епархии до кончины В. не образовалось ни одного автокефалистского прихода. На Архиерейском Соборе РПЦ 31 марта - 5 апр.1992 г. В. выступил с решительным отвержением автокефалии. Участвовал в Житомирском архиерейском совещании и Харьковском Архиерейском Соборе УПЦ (МП) 1992 г., подтвердивших позицию Украинской Церкви в осуждении автокефалистского раскола. Занимался общественной деятельностью: избирался депутатом в областную раду, добивался решения проблемы благоустройства семей, проживавших около урановых рудников. С 1996 г. состояние здоровья В. постепенно ухудшалось, но, несмотря на тяжелую болезнь, В. продолжал совершать богослужения, участвовал в епархиальной жизни. 5 нояб. 1998 г. Свящ. Синод УПЦ (МП) принял решение отправить В. на покой по состоянию здоровья. В. погребен в ограде Преображенского собора Кировограда.

http://pravenc.ru/text/150701.html

1009. Гарькавый И. В. Страница жизни Церкви//АиО. 1995. 1(4). С. 114–125. Воспоминания об о. Глебе Каледе . 1010. Воробьев В., прот. Протоиерей Глеб Каледа – первый ректор Катехизаторских курсов: Памяти прот. Глеба Каледы//БСб. 1997. 1. С. 301–306. Мень А. В., прот. – см. также ИУ. 1011. Бессмертный-Анзимиров А. Приход о. Александра Меня в Новой Деревне//Страницы. 1996. 1. С. 63–77. 1012. Еремин А. Отношение о. Александра Меня к теме «Христианство и творчество»//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 116–119. 1013. Головкова Л. А. Следственное дело отца Владимира НАРСКОГО Серпуховской уезд Московской губернии]//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 351–355. 1014. Миллер Т. А. Восхищение Царства: К 90-летию прот. В. Н. Серебренникова/Т. М.//АиО. 1997. 2(13). С. 167–177. 1015. Шудрик И. А. Жизнь, духовное наследие и мученическая смерть профессора, прот. Николая Стеллецкого: (К 80-летию его трагической гибели)//BiP. 2000. 1. С. 71–78. 1016. Миллер Т. А. Свет во тьме//АиО. 1996. 4(11). С. 91–97. Воспоминания: о прот. Александре ТОЛГСКОМ (f 1962), служившем в московском храме прор. Илии в Обыденском переулке (Остоженка), и о прот. Иоанне Потапове (1897–1972), служившем в Богоявленском соборе и храме свт. Николая в Хамовниках. 1017. Шик Е. М. Воспоминания об отце//АиО. 1997. 1(12). С. 175–188. О свящ. Михаиле Владимировиче Шике, расстрелянном 27 сент. 1937 г. 1018. Шаховская-Шик Н. Д. Рассказы о детях/Публ., предисл.: Е. М. Шик//АиО. 1997. 3(14). С. 366–387. Шпиллер В. Д., прот. – см. также ИУ. 1019. Мейендорф И. , протопр. Слово об о. Всеволоде [Шпиллере]//Вестник ПСТБИ. М., 1992. Вып. 1. С. 17–19. Монашество 1020. Снопов Н. А. «От рода сего»//АиО. 1999. 4(22). С. 207–213. Жизнеописание схимонахини АГНИИ (Стародубцевой А. В.) 1884–1976, Караганда. Алексий Зосимовский (Соловьев) , прп. – см. ИУ. Варвара (Яковлева), ин., прмц.; Елисавета Феодоровна, великая кн., прмц. – см. 1247. Георгий (Тертышников), архим. – см. ИУ. 1021. Ермогена (Заломова В. С.), мон. О своей жизни: Из дневников/Публ., примеч.: М. К. Большакова//АиО. 1998. 1(15). С. 137–168.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соч.: Каков должен быть характер современно-церк. проповеди//ПО. 1891. Сент. С. 128-192; Пастырь-проповедник по св. Иоанну Златоусту//Могилёвские ЕВ. 1891. 30-31. С. 343-372 (отд. изд.: Тифлис, 1903); Мысли о посте//Могилёвские ЕВ. 1892. 8. С. 107-113; 9. С. 123-128; Мысли о современной церк. проповеди//Там же. 1892. 15. С. 163-166; 16. С. 167-170; 17. С. 171-175; Мысли о самоубийстве: Посвящ. учащейся молодежи//Радость христианина. 1895. Кн. 3 (отд. изд.: Тифлис, 1908); Вторая миссионерская церковь в Тифлисе//ДВГЭ. Приб. 1897. 13. С. 8-18 (отд. изд.: Тифлис, 1897); Мысли пастыря о нек-рых изречениях св. ап. Павла, относящихся к пастырскому служению. Тифлис, 1903. Вып. 2, 3; Пастырское утешение безмерно скорбящим о воинах, павших на поле брани. Тифлис, 1914; Акафист св. ап. Варфоломею. Баку, 1917; Полгода со дня кончины Святейшего Патриарха Сергия//ЖМП. 1944. 12. С. 25-30; Служба свт. Иоанну, митр. Тобольскому. Новосиб., 1947; Памяти Патриарха Сергия: По восп. его академического товарища//Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 206-210; Сибирские святители: Свт. Иннокентий, первый Иркутский епископ//ЖМП. 1948. 2. С. 31-39; Свт. Софроний, еп. Иркутский//Там же. 1948. 3. С. 26-30; Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири//Там же. 1948. 3. С. 30-33; Проф. Г. П. Георгиевский: Некролог//Там же. 1948. 4. С. 48-50; О пастыреводительном характере творений свт. Димитрия, митр. Ростовского//Там же. 1949. 1. С. 54-58; О пастырском служении по св. ап. Павлу//Там же. 1950. 1. С. 43-50; 4. С. 54-59; 5. С. 54-60; О пастырском благовествовании//Там же. 1950. 6. С. 25-28; Первый шаг к миру//Там же. 1950. 9. С. 6-7; Из духовного наследия митр. Новосибирского и Барнаульского Варфоломея: Дневник, ст., послания. Новосиб., 1996. Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 76. Л. 30, Д. 776. Л. 3, Д. 789. Л. 9, Д. 906. Л. 4; Оп. 2. Д. 611. Л. 4; Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 21. Лит.: Шаповалова А. Варфоломей, архиеп. Новосибирский и Барнаульский//ЖМП. 1947. 7. С. 68-75; Миловидов С., прот. 60-летие священнослужения митр. Варфоломея//Там же. 1953. 2. С. 6-8; Пашутов В., свящ. Митр. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей: Некролог//Там же. 1956. 7. С. 18-22; Пивоваров Б., прот. Пастырские труды Высокопреосв. Варфоломея, митр. Новосибирского и Барнаульского (1866-1956)//Там же. 1981. 12. С. 16-23; он же. Митр. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей: К 40-летию со дня кончины//Из духовного наследия. С. 5-46; «По характеру человек прямой...»: [Характеристика уполномоч. Совета по делам РПЦ]/Публ. В. Бочкарева//ЖМП. 1999. 6. С. 47-53; Библиогр. тр. архиеп. Варфоломея//Там же. С. 53, также см.: Из духовного наследия. С. 323-326.

http://pravenc.ru/text/154403.html

Наряду с прп. Евфросинией Полоцкой К. является наиболее почитаемым святым в Белоруссии. Ежегодно 11 мая в Турове проходит торжественное празднование памяти святителя с крестным ходом. В последние годы в честь К. было освящено неск. храмов в Туровской, Гомельской и Гродненской епархиях. В Нью-Йорке (в Бруклине) действует ц. во имя К. В 1996 г. открылась Минская ДА им. свт. Кирилла Туровского. В Белорусском Экзархате МП учреждены орден и медаль К. В 1993 г. начало работу Гомельское областное об-во Кирилла Туровского. Благодаря деятельности об-ва были установлены памятники К. в Турове 11 мая 1993 г. и в Гомеле 4 сент. 2004 г., проведено более 20 международных научных конференций. При активном участии об-ва в 1999 г. была создана Гомельская специализированная Славянская б-ка. Славянская б-ка и об-во Кирилла Туровского награждены орденами К. (в 2007 и 2008 соответственно). В деятельности об-ва активно участвовал Гомельский и Жлобинский архиеп. Аристарх (Станкевич ; † 2012). Соч.: Сухомлинов М. И. Рукописи гр. А. С. Уварова. СПб., 1858. Т. 2; Творения св. отца нашего Кирилла, еп. Туровского/Изд.: еп. Евгений (Шерешилов). К., 1880; Пономарёв А. И., ред. Памятники древнерус. церковно-учительной лит-ры. СПб., 1894. Вып. 1. С. 88-198; Ерёмин И. П. Лит. наследие Кирилла Туровского//ТОДРЛ. 1955. Т. 11. С. 342-367; 1956. Т. 12. С. 340-361; 1957. Т. 13. С. 409-426; 1958. Т. 15. С. 331-348; Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Др. Руси, XI-XIII вв.: Исслед., тексты, пер. СПб., 1992. С. 166-170; Рогачевская Е. Б. Цикл молитв Кирилла Туровского: Тексты и исслед. М., 1999; БЛДР. 1997. Т. 4. С. 142-170. Ист.: А. А. Kipыл, enickan Жыццё, спадчына, светапогляд. Mihck, 20002; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 350-354. Лит.: Сухомлинов М. И. О сочинениях Кирилла Туровского//СбОРЯС. 1908. Т. 85. С. 273-349; История рус. лит-ры. М.; Л., 1941. Т. 1. С. 358-362; Ерёмин И. П. Ораторское искусство Кирилла Туровского//ТОДРЛ. 1962. Т. 18.

http://pravenc.ru/text/1840435.html

Пространное Житие М. (BHG, N 1221) было переведено на славянский язык в Х в. и включено как в домакариевские Четьи-Минеи (напр., РГБ. Троиц. 669, нач. XV в., и РГБ. Вол. 592, посл. четв. XV в., и др.), так и в Великие Минеи Четьи (ВМЧ. Нояб. Дни 1-12. Стб. 295-336), составленные свт. Макарием ( Творогов О. В. Переводные жития в русской книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 83). В южнославянских списках данное Житие не встречается. В сборнике текстов XV в., извлеченных из Четьей-Минеи за сент.-март с Панегириком за сент.-янв. (Белград. Унив. б-ка. Чорович 30. Л. 125б - 144), содержится редакция Жития М., выполненная Симеоном Метафрастом ( Иванова. Biblioth. hagiogr. С. 137, 290). Краткие Жития М. входят в состав нестишного и стишного Прологов (ВМЧ. Нояб. Дни 1-12. Стб. 282-283, 336-337). Ист.: BHG, N 1221-1223; ActaSS. 1910. Nov. T. 3. P. 790-813 [Vita prima], 813-822 [Житие Симеона Метафраста], 822-823 [Vita brevior]; PG. 116. Col. 920-953; Theodoros Anagnostes. Kirchengeschichte/Hrsg. G. C. Hansen. B., 1971; Τσμης Δ. Μητερικν. Θεσ.,1990. Τ. 1. Σ. 112-161; Life of St. Matrona of Perge/Transl. J. Featherstone//Holy Women of Byzantium: 10 Saints " Lives in English Translation/Ed. A.-M. Talbot. Wash., 1996. P. 18-64. Лит.: Лопарев Х. Описание нек-рых греч. житий святых//ВВ. 1897. Т. 4. Вып. 3/4. С. 343-345; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 462; Janin. Églises et monastères. P. 329; idem. Matrona, badessa a Costantinopoli, santa//BiblSS. T. 9. Col. 104-105; Patlagean E. Le histoire de la femme déguisée en moine et l " évolition de la sainteté féminine à Byzance//Studi Medievali. Ser. 3. 1976. T. 17. P. 610-614; Bennasser K. A. Gender and Sanctity in Early Byzantine Monasticism: A Study of the Phenomenon of Female Ascetics in Male Monastic Habit: Diss., New Brunswick, 1984; Catafygiotu-Topping E. St. Matrona and Her Friends: Sisterhood in Byzantium//Κατηγτρια: Essays Presented to J. Hussey for Her 80th Birthday/Ed. J. Chrysostomides. Camberley (Surrey), 1988. P. 211-224; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 327-328; Mango C., introd. Life of St. Matrona of Perge//Holy Women of Byzantium. Wash., 1996. Р. 13-17; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2004. Τ. 3. Σ. 94-96; Hatlie P. The Monks and Monasteries of Constantinople, ca. 350-850. Camb. etc., 2007. Р. 90, 95-100, 106, 108-109, 126, 245; The Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography/Ed. S. Efthymiadis. Farnham, 2011. Vol. 1. P. 62-63, 80.

http://pravenc.ru/text/2562592.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010