Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Пологрудов Сергей Геннадьевич; род. 25.03.1956, Иркутск), митр. Аргентинский и Южноамериканский. В 1978 г. окончил физический фак-т Иркутского гос. ун-та. В 1978-1980 гг. служил в армии в Прибалтийском военном округе в звании лейтенанта. В 1980-1983 гг. работал инженером электронно-вычислительного центра Восточно-Сибирского энергетического ин-та (Иркутск), в 1983-1990 гг. был зав. лабораторией медицинской кибернетики в Восточно-Сибирском филиале Всесоюзного научного центра хирургии. Игнатий (Пологрудов), архиеп. Петропавловский и Камчатский. Фотография. 2009 г. Игнатий (Пологрудов), архиеп. Петропавловский и Камчатский. Фотография. 2009 г. В 1988 г. под влиянием Иркутского и Читинского архиеп. Хризостома (Мартишкина ; ныне митрополит Виленский и Литовский) принял крещение. В 1990 г., после назначения архиеп. Хризостома на Виленскую кафедру, С. Г. Пологрудов переехал в Литву. 22 марта 1990 г. поступил послушником в вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь . 27 сент. 1990 г. рукоположен архиеп. Хризостомом во диакона. Был попечителем, а затем и духовником школы-интерната в Вильнюсе. В 1991-1993 гг. заочно окончил Московскую ДС. 13 апр. 1992 г. пострижен в монашество с именем Игнатий в честь свт. Игнатия (Брянчанинова) . 10 мая 1992 г. рукоположен во иерея. В окт. 1992 г. назначен благочинным вильнюсского Свято-Духова мон-ря. 2 нояб. 1997 г. возведен в сан игумена. 1 марта 1998 г. И. возведен в сан архимандрита Патриархом Алексием II в Успенском соборе Московского Кремля. 26 фев. 1998 г. определен, 29 марта хиротонисан во епископа Петропавловского и Камчатского. Хиротонию возглавил Патриарх Алексий II в Богоявления соборе в Елохове . При И. в епархии были открыты Казанской иконы Божией Матери женский монастырь (20 апр. 2005), петропавловский во имя великомученика Пантелеимона мужской монастырь (26 дек. 2006). К 2009 г. в епархии насчитывалось 42 прихода и общины, 2 мон-ря и скит. Действуют епархиальный миссионерский отдел, отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и силовыми структурами (с 2003), Православный апологетический центр, Музей истории Православия на Камчатке и в Русской Америке. Были приняты меры по укреплению социального служения Церкви: в епархии открыты единственный в Петропавловске-Камчатском реабилитационный центр для бездомных и бывших в заключении в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» (1996), правосл. сестричество во имя вел. кнг. прмц. Елисаветы и инокини Варвары (2006), Камчатское об-во правосл. врачей во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого) (2006), Центр психологической помощи пострадавшим от оккультизма, тоталитарных сект и наркозависимым во имя Новомучеников и исповедников Российских. В епархии работает филиал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та (ПСТГУ), воскресные школы, Православный военно-патриотический клуб «Русские витязи».

http://pravenc.ru/text/293467.html

В 1937 г. Свято-Троицкая и Зосимо-Савватиевская церкви были сняты с регистрации и закрыты, в 1993 г. возвращены РПЦ. 14 мая 1996 г. указом патриарха Московского и всея Руси Алексия II при храмах с. Фаустова было учреждено подворье Соловецкого монастыря, настоятелем назначен свящ. Роман Сыркин. С сент. 2004 г. настоятелем является иером. Василий (Чавчанидзе). Божественная литургия служится 3-4 раза в неделю. В среду читается акафист преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким. Сохранились Соловецкий патерик 1671 г., согласно записи созданный в «Соловецкой пустыни, что на Морючках, на Москве-реке, на Красном острову, со книги, писанные в большом Соловецком монастыре, что на великом море окияне» (ИРЛИ (ПД). Оп. 23. 128; Минеева. 2001. С. 78), а также Соловецкий патерик 1694 г. (ГИМ. Щук. 511-1), поступивший в Н. М. п. по завещанию патриарха Московского и всея Руси Адриана (см.: Панченко. 2009. С. 475). Среди сохранившихся книг из библиотеки обители известны Евангелие учительное (Крилос, 1606; вклад стольника В. П. Кикина «по душам умерших родителей»; ГИМ. Собр. книг старой печати «Меньшее». 1578), Евангелие учительное (М., 1662; вклад от 13 янв. 1677 торгового человека М. П. Пряслова; там же. 1582), сборник творений свт. Григория Богослова и других св. отцов (М., 1665; вклад от 9 окт. 1666 «печатнаго дела бораньщика» И. Иванова; там же. 1584), книга бесед свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (М., 1666; вклад от 1 янв. 1666 «печатнаго дела бораньщика» И. Иванова; там же. 1581), а также Устав церковный (М., 1633; ГИМ. Цар. А 97) и Евангелие с толкованием блж. Феофилакта Болгарского (М., 1697; ОРКиР НБ МГУ. К. I, 27). Некоторые монастырские документы в 1927 г. поступили в ГИМ (Епарх. 728-734). Архитектурный комплекс Архитектурный комплекс Н. М. п.- яркий образец архитектуры кон. XVII в. Согласно общепринятому мнению историков архитектуры и реставраторов, кирпичный Троицкий собор был возведен в 1696-1698 гг. В Книге антиминсов имеется запись за 7207 (1698) г. о выдаче антиминса на его освящение: «Сентября в 2 день по благословенной грамоте дан антиминс к освящению новопостроеныя церкви Живоначальные Троицы Московского уезда в Соловецкую пустынь что в Марчугах на Красном Холме а взял антиминс Козлова Города Троицкого монастыря черный поп Никита и расписался» (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 138. Л. 155).

http://pravenc.ru/text/2577883.html

Владимирской епархии. В 1926 - нач. 1927 г. на основе бесед, к-рые В. вел в созданных им религ. кружках, он написал «Беседы на Евангелие от Марка» (М., 1996). В нач. 1927 г. Владимирский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров) , находившийся в то время под арестом, предлагал В. принять во временное управление Владимирскую епархию. Однако управлявший в то время Русской Церковью ввиду ареста митр. Сергия (Страгородского) архиеп. Серафим (Самойлович) назначил В. на Ивановскую кафедру. Весной 1927 г. В. был выслан в Кинешму, где прослужил неск. месяцев, пока власти вновь не потребовали, чтобы он уехал. В июне 1927 г. епископ приехал в Кострому, где прожил ок. года. В 1928 г. В. встречался в Ярославле с митр. сщмч. Агафангелом (Преображенским) , к-рый предложил ему остаться в Ярославле викарным архиереем, В. отказался. В авг. 1928 г. вернулся в Кинешму, через месяц был арестован, заключен в тюрьму Иваново-Вознесенска (совр. Иваново), где пробыл ок. полугода. Приговорен к 3 годам ссылки, наказание отбывал в дер. Малоречке Таборинского р-на Уральской обл. (совр. Свердловская обл.). Свт. Василий (Преображенский), еп. Кинешемский. Фотография. 1922 г. Свт. Василий (Преображенский), еп. Кинешемский. Фотография. 1922 г. По окончании срока ссылки В. в сент. 1932 г. поселился в Орле. В марте следующего года ОГПУ предприняло в Кинешме аресты духовенства и мирян, многие из к-рых знали В. 31 марта он был вызван в Орловское ОГПУ, арестован и отправлен в Кинешемскую тюрьму. Обвинен в создании «сети контрреволюционных кружков, ставивших своей задачей через религиозное антисоветское воспитание религиозных масс свержение существующего строя» и в июле 1933 г. приговорен к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок в Волжском ИТЛ вблизи г. Рыбинска. После освобождения в янв. 1938 г. нек-рое время жил в Рыбинске, затем поселился в с. Котове Угличского р-на Ярославской обл., где служил в местном храме. 5 нояб. 1943 г. В. вновь был арестован, заключен во внутреннюю тюрьму НКГБ в Ярославле, в янв. 1944 г. переведен во внутреннюю тюрьму НКГБ в Москву, 13 июля - в Бутырскую тюрьму.

http://pravenc.ru/text/150493.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Миссионерская деятельность 755. Арефьева И. С. Сподвижники св. патриарха Тихона на Литовской земле//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 287–295. 756. Жукова Л. Н. Г. А. Попов и его рукопись «Миссионерство в Якутском крае»//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 293–299. Г. А. Попов (1887-?), рус. историк. 757. Курляндский И. А. Святитель Иннокентий и основание Православного миссионерского общества в Москве//АиО. 1997. 2(13). С. 210–222. 758. Курляндский И. А . Митрополит Иннокентий [Попов-Вениаминов] и помощь братским славянским православным народам, страдающим от турецкого ига//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 61–68. 759. Ламбрехтс А. Евангелие, возвращенное бедным: Миссионерское служение архим. Спиридона в Сибири: [Выступление на конф. «Великий канун: святость и духовность России от Игнатия Брянчанинова до Иоанна Кронштадтского ». Бозе (Италия), 20 сент. 1997 г.]/Пер. с фр.: М. Л. Темина//Страницы. 1998. Т. 3. 3. С. 424–433. Архим. Спиридон (Кисляков; 1875–1930) после служения в Сибири был основателем братства на Зап. Украине. 760. Ларионов В. Миссионерская деятельность Церкви на территории Марийского края и ее связь с русской колонизацией Поволжья [от нач. XVII в.]//БВ. 2000. [Т.] 2. Вып. 3 (1999). С. 127–137. 761. Нестеров С. В. Взаимоотношения архим. Макария (Глухарева) и свт. Филарета (Дроздова) по их письмам и воспоминаниям//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 97–100. 762. Нестеров С. В. Архимандрит Макарий (Глухарев) и создание в России Миссионерского общества//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 427–434. 763. Скурат К. Е. Русская Православная Церковь в освобождении балканских народов от ига Османской империи//БТ. 1987. Сб. 28. С. 120–174. См. также 1670, 1816, 3125. Ближний Восток См. также 2003. 764. Исайя (Белов), архим. Исследования архим. Антонина (Капустина) на Синае/Иером. Исайя//БТ. 1985. Сб. 26. С. 326–333. 765. Исайя (Белов), архим. Н. П. Кондаков и его исследования на Синае/Иером. Исайя//БТ. 1987. Сб. 28. С. 262–271. 766. Стефан (Садо), игум. Российская православная миссия в Урмии (1898–1918): [Докл. на конф. «Христианские миссии в XVIII-XX вв.» Москва, 16–18 мая 1995 г.]/Иером. Стефан (Садо;//ХЧ. 1996. 13. С. 73–112.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наряду с прп. Евфросинией Полоцкой К. является наиболее почитаемым святым в Белоруссии. Ежегодно 11 мая в Турове проходит торжественное празднование памяти святителя с крестным ходом. В последние годы в честь К. было освящено неск. храмов в Туровской, Гомельской и Гродненской епархиях. В Нью-Йорке (в Бруклине) действует ц. во имя К. В 1996 г. открылась Минская ДА им. свт. Кирилла Туровского. В Белорусском Экзархате МП учреждены орден и медаль К. В 1993 г. начало работу Гомельское областное об-во Кирилла Туровского. Благодаря деятельности об-ва были установлены памятники К. в Турове 11 мая 1993 г. и в Гомеле 4 сент. 2004 г., проведено более 20 международных научных конференций. При активном участии об-ва в 1999 г. была создана Гомельская специализированная Славянская б-ка. Славянская б-ка и об-во Кирилла Туровского награждены орденами К. (в 2007 и 2008 соответственно). В деятельности об-ва активно участвовал Гомельский и Жлобинский архиеп. Аристарх (Станкевич ; † 2012). Соч.: Сухомлинов М. И. Рукописи гр. А. С. Уварова. СПб., 1858. Т. 2; Творения св. отца нашего Кирилла, еп. Туровского/Изд.: еп. Евгений (Шерешилов). К., 1880; Пономарёв А. И., ред. Памятники древнерус. церковно-учительной лит-ры. СПб., 1894. Вып. 1. С. 88-198; Ерёмин И. П. Лит. наследие Кирилла Туровского//ТОДРЛ. 1955. Т. 11. С. 342-367; 1956. Т. 12. С. 340-361; 1957. Т. 13. С. 409-426; 1958. Т. 15. С. 331-348; Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Др. Руси, XI-XIII вв.: Исслед., тексты, пер. СПб., 1992. С. 166-170; Рогачевская Е. Б. Цикл молитв Кирилла Туровского: Тексты и исслед. М., 1999; БЛДР. 1997. Т. 4. С. 142-170. Ист.: А. А. Kipыл, enickan Жыццё, спадчына, светапогляд. Mihck, 20002; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 350-354. Лит.: Сухомлинов М. И. О сочинениях Кирилла Туровского//СбОРЯС. 1908. Т. 85. С. 273-349; История рус. лит-ры. М.; Л., 1941. Т. 1. С. 358-362; Ерёмин И. П. Ораторское искусство Кирилла Туровского//ТОДРЛ. 1962. Т. 18.

http://pravenc.ru/text/1840435.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Общие и проблемные работы 365. Асмус В. В., прот. Святоотеческое наследие и современная церковная жизнь: [Докл. на Богосл. конф. «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия». Москва, 7–9 февр. 2000 г.]//ЦиВр. 2000. 2(11). С. 86–94. 366. Воронов Л. , прот. Крещение и принадлежность к Церкви: Взгляд на состояние некрещенного человека: (По учению святых отцов до IV-V вв.): [Докл. на Богосл. собеседовании – IV между представителями ЕЛЦ Германии и РПЦ. Ленинград, 12–19 сент. 1969 г.]//БТ. 1973. Сб. 10. С. 135–140. 367. Завершинский Г., диак. Пневматология свт. Григория Паламы и святоотеческая традиция/Ю. А. Завершинский//АиО. 1999. 1(19). С. 110–126. 368. Завершинский Г., диак. О различии сущности и энергии в современных исследованиях паламизма//БСб. 1999. 4. С. 153–165. 369. Зяблицев Г., свящ. Аритмология в святоотеческом богословии/Диак. Г. Зяблицев//ЦиВр. 1992. 3. С. 77–80. О числовой символике (1, 2, 3) у Ямвлиха, Псевдо- Дионисия Ареопагита , сщмч. Иринея Лионского и свт. Григория Богослова . 370. Зяблицев Г., свящ. Плотин и святоотеческая литература/Диак. Г. Зяблицев//БТ. 1992. Сб. 31. С. 277–295. 371. Зяблицев Г., свящ. Платон и святоотеческое богословие//БТ. 1996. Сб. 32. С. 235–259. 372. Иларион (Алфеев) , еп. Венский и Австрийский. Святоотеческое наследие и современность: [Докл. на Богосл. конф. «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия». Москва, 7–9 февр. 2000 г.]/Иером. Иларион (Алфеев) //ЦиВр. 2000. 2(11). С. 95–131. 373. Иларион (Алфеев) , еп. Венский и Австрийский. Тема сошествия Христа во ад в раннехристианской литературе/Иером. Иларион (Алфеев) //ЦиВр. 2000. 3(12). С. 253–287. 374. Иларион (Алфеев) , еп. Венский и Австрийский. Тема сошествия Христа во ад у восточных отцов Церкви IV-VIII вв. и в западной богословской традиции/Игум. Иларион (Алфеев) //ЦиВр. 2000. 4(13). С. 230–292. 375. Каллист (Уэр) , еп. Диоклейский. Личный опыт общения со Святым Духом: (По текстам греч. отцов)/Пер. с англ.: П. Дмитриевский //Страницы. 1999. Т. 4. 1. С. 10–23.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Пурич Младен; род. 6.06.1965, с. Миячи, близ г. Валево), еп. Диоклийский, вик. Черногорской и Приморской митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ). В 1985 г. окончил Белградскую семинарию св. Саввы, затем Белградский Богословский фак-т. Во время обучения пел в хоре Богословского фак-та и в хоре Музыковедческого ин-та Академии наук и искусств Сербии. В 1996 г. в СПбДА защитил канд. дис. «Литургическая символика и иконопочитание» ( Jobah Лumyprujcka бorocлobuja. 2002. С. 395-404). С 1990 г. преподаватель Белградской семинарии св. Саввы. С 1991 г. послушник в мон-ре Троноша и Тврдош. 17 июля 1992 г. в мон-ре Острог пострижен в монашество еп. Захумско-Герцеговинским Афанасием (Евтичем) , на следующий день рукоположен во диакона. С 13 сент. 1992 г. преподаватель догматики в Цетинской семинарии, до 2001 г. оставался главным воспитателем семинарии. 14 мая 1995 г. в мон-ре Милешева рукоположен во иерея патриархом Сербским Павлом (Стойчевичем) . 6 дек. 1999 г. возведен в сан протосинкелла. 18 янв. 2001 г. назначен настоятелем мон-ря Острог вместо почившего архим. Лазаря (Аджича). 19 мая 2004 г. избран епископом Диоклийским, викарием Черногорской и Приморской митрополии, хиротонисан во епископа 4 июля того же года. И. занимается научной и издательской деятельностью, принимает участие в различных богословских симпозиумах как в Сербии и Черногории, так и за рубежом. Вместе с В. Никчевич подготовил издание свидетельств чудес свт. Василия Острожского «Чудесные исцеления и явления св. Василия Острожского» (Чудесна и св. Bacuлuja Острошкога. 2001. 1: Чуда до 1950 г.; 2002. 2: Чуда до 1968 г.; 20052. 1-2; 2005. 3. Чуда после 1968 г.), позже издал книгу о святом (Св. Bacuлuje Острошки чудотворац. Подгорица, 2001; Београд, 20072). На основе трудов прп. Иустина (Поповича) составил сб. «Тайна спасения: Антология молитвенного предания» (Tajha Ahmoлoruja молитвеног Као подлога иконографског програма храма и параклиса манастира и храма св. мч. Станка. Београд; 2004). Перевел творения святых на серб. язык, напр. нек-рые сочинения свт. Иоанна Златоуста (Богословске основе neдaroruje св. Jobaha Златоустог. Београд, 2009; и по св. Jobahy Златоустом. Београд, 2009). Подготовил трехтомник избранных бесед под названием «Святая служба» (Света служба. Нови Сад, 2007, 20082. 1: Глас у 2: Извор у 3: Член редакционного совета журнала Черногорской и Приморской митрополии «Светогора». Записал неск. видео- и аудиодисков церковных песнопений.

http://pravenc.ru/text/469534.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Геннадий. Роспись трапезной мон-ря Ватопед. 1786 г. [греч. Γεννδιος] (XV в.), прп., Ватопедский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 17 нояб.). Стал известен в связи с чудом от иконы Божией Матери Элеовритиссы (т. е. Елееточивой) в мон-ре Ватопед . Икона находилась в монастырской кладовой (дохиарной). Однажды, когда нехватка масла в мон-ре была настолько велика, что его недоставало даже на нужды церкви, игумен, уповая на помощь Богородицы, послал дохиара (келаря) Г. за последним сосудом, чтобы дать масло в пищу братии. Г. пребывал в смущении, т. к. хотел оставить это масло для лампад. Придя в кладовую, он обнаружил сосуд, наполненный маслом, к-рое переливалось через край и уже достигло двери. Исследователи отождествляют дохиара Г. с иером. Геннадием, упоминаемым с 1415 г., впосл. проигуменом Ватопеда, при к-ром в янв. 1449 г. мон-рь был преобразован из особножительного в общежительный (киновиальный) ( Χρυσοχοδης. Σ. 62). Изображение Г. представлено в росписи монастырской трапезной (1786). Ист.: Афонский патерик. Ч. 2. С. 397. Лит.: Вышний Покров над Афоном. М., 1902. Серг. П., 1997р. С. 77-78; Χρυσοχοδης Κ. Απ τν Οθωμανικ κατκτηση ς τν 20 ανα//Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου: Παρδοση, στορα, τχνη. λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος, 1996. T. 1. Σ. 61-62; Μαντζαρδης Γ. Θαυματουργς εκνες κα γα λεψανα//Ibid. T. 1. Σ. 120. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.) НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)

http://pravenc.ru/text/162060.html

Решением Свящ. Синода РПЦ от 9 июня 1998 г. Г. м. был возобновлен, настоятелем является игум. Георгий (Хлебников). К кон. 2006 г. монастырь занимает часть построек, остальные принадлежат психоневрологическому интернату. Восстановлены Преображенский собор, в к-ром 19 авг. 2003 г. еп. Видновский Тихон (Недосекин) совершил первую литургию, колокольня, на 2-м ярусе к-рой освящен храм во имя свт. Фотия Киевского. В 2003 г. близ Г. м. на роднике в дер. Анциферово построена и освящена часовня во имя Царственных страстотерпцев. В 2010—2013 гг. произведена реконструкция трапезного корпуса, на втором этаже которого устроен храм Святых царственных страстотерпцев. Он освящен 17 августа 2013 г. митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием. На первом этаже этого здания устроена постоянно действующая фотогалерея, посвященная семье русского Императора Николая II и жизни российского общества в дореволюционное время. Главной святыней мон-ря является древняя икона Нерукотворного образа Спасителя. С сент. 1999 г. при Г. м. действует воскресная школа. Ист.: Сказание о начале и настоящем положении Спасо-Преображенского Гуслицкого мон-ря. М., 1863; Пимен (Мясников), архим. Воспоминания//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. С. 263; Холмогоровы В. И. и Г. И. Ист. мат-лы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1888. Вып. 6. С. 63-65. Лит.: Григорович Н. И. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей, со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1869). СПб., 1869. С. 112; Опыт исследования об имуществах и доходах наших мон-рей. СПб., 1876. С. 145-146; Моск. ЕВ. 1876. 35; 1879. 9; 1882. 13, 33; 1884. 2; 1886. 31; 1895. 28; 1896. 21; Братское слово. 1889. 5. С. 394-395; Моск. ЦВед. 1900. 32; 1901. 6; 1902. 12; 1912. 7; 1913. 25-26, 36, 49; Антонов В. В. , Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Ист.-церк. энцикл. СПб., 1996. Т. 3. С. 159-161; Правосл. мон-ри России: Кр. справ. Новосиб., 2000. С. 89-90; Шевелкин И. Спасо-Преображенский Гуслицкий мон-рь и соседствующие с ним раскольники//Богородский край: Альманах. Ногинск, 2000. 1(6). С. 14-22; Георгий (Хлебников), игум. , Михайлов С. С. Гуслицкий Спасо-Преображенский миссионерский муж. мон-рь. Куровское, 2006.

http://pravenc.ru/text/168424.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИФЛЕЕМСКИЕ МЛАДЕНЦЫ Избиение вифлеемских младенцев. Роспись собора мон-ря прп. Дионисия на Афоне. Сер. XVI в. Избиение вифлеемских младенцев. Роспись собора мон-ря прп. Дионисия на Афоне. Сер. XVI в. [греч. λδβλθυοτεΑγια Νπια; лат. Innocentes Infantes], мученики (пам. 29 дек., пам. зап. 28 дек.), убиенные по приказу царя Ирода в Вифлееме (Мф 2. 16-18). С древности почитаются мучениками, невинно пострадавшими не только за Христа, но вместо Него ( Aug. Serm. de Tempore. N 199.1). По сообщению Макробия (нач. V в.), имп. Август, узнав об избиении младенцев и казни Антипатра, сына Ирода, сказал: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном» (Saturn. IV 14). Блж. Иероним пишет, что в Вифлееме было убито «много тысяч» младенцев (multa parvilorum milia) ( Hieron. In Is. 7, 15), по правосл. преданию, число жертв составляло 14 тыс., в сир. источниках упоминаются 64 тыс., а в ряде зап. мартирологов - 144 тыс. младенцев (MartUsuard. Р. 364). Из сочинений сщмч. Иринея, еп. Лионского († 202) ( Iren. Adv. haer. III 16. 4), и сщмч. Киприана, еп. Карфагенского († 258) ( Cypr. Carth. Ep. 58. 6), следует, что при их жизни В. м. уже почитались святыми. Память В. м. впервые появляется в Сакраментарии папы Льва I Великого (ок. 485) и в Карфагенском календаре (ок. 505). В греч. календарях их память отмечается 29 дек. (SynCP. Col. 353), в лат.- 28 дек. (MartHieron. Р. 13), в сир.- 27 сент., в арм.- в понедельник после 2-го воскресенья по Пятидесятнице. В средневек. Европе день В. м. считался самым несчастливым в году. Мощи В. м. хранились в пещере Младенцев под юж. трансептом базилики Рождества Христова в Вифлееме, одно из наиболее ранних упоминаний о ней встречается в описании Вифлеемского храма свт. Софрония I, Патриарха Иерусалимского (633/4-638) (PG. 73. Col. 3813). Затем мощи В. м. были перенесены в К-поль и положены в храме Богородицы в Халкопратии, в приделе во имя ап. Иакова, брата Господня (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 449). В «Хожении» игум. Даниила (нач. XII в.) также говорится, что пещера Младенцев оставалась пустой, т. к. их мощи были перенесены в Царьград (Житие и хождение Даниила. С. 65). Однако со 2-й пол. XII в. снова появились сообщения паломников о мощах младенцев в Вифлееме (напр., Аноним ок. 1170 г.- Wilkinson. P. 241). Антоний Новгородец (ок. 1200) разъясняет, что половина мощей В. м. находилась в К-поле, а половина осталась в Вифлееме (Книга Паломник. С. 21). Поскольку в пещере Младенцев находятся кости не только детей, но и взрослых, предполагают, что они принадлежат мученикам, пострадавшим во время нашествия персов в 614 г.

http://pravenc.ru/text/158896.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010