Макария памяти, церк. древн., стр. 43. 44. СПб. 1857 г. 222 Собр. л. 3, 93. 4, 83. Никон. л. 4, 129–131. 299. 300. Степ. кн. 1, 527. 528. Иосифа просветитель, стр. 596. 597. 225 Никон. лет. 4, 142. 144. 147. 148. Типогр. лет., стр. 184. 185. Продолж. Нестора, стр. 137–142. 185. Собр. л. VIII, 48. 49. Соборное деяние 1389 г. у Калачева в архиве, стр. 15. 226 По продолж. Нестора скончался 15 окт. 6894. По воскр. лет. (соб. летоп. VIII, 49) скончался 15 окт. 6893 (1384). По Львов. лет. 2, 186: «тогда же (6893) преставися в Киеве Дионисий митрополит октяб. 25 и положен в пещере». В синодике Нижегор. Печерск. монаст. сказано: «преосв. митрополит Дионисий, иже бысть архиепископ Суждальский, а прежде того был начальником Печерского монастыря, преставися 6983 окт. в 15 д., а память его в 26 день июня». Ниже о нём же: «на память преп. отца нашего Давида (26 июня) и на преставление в 15 день октяб. – в оба дни служити собором и кормы на братию ставити большия». Это записано конечно скоро после смерти Дионисия. 227 Типогр. лет. 184. 185. Львов. лет. 2, 166: «глаголют, яко и доныне лежит в теле». Степ. кн. 1, 528: «глаголют же, яко и доныне в теле лежит». Воскр. лет. (собр. лет. VIII, 49): «положен был в пещере Антониеве и тело же его и доныне цело есть и нетленно»; а ниже под 1389 г.: «лежит в пещере Феодосиевой», стр. 342, – В Софийск. (V. 239): «положен бысть в пещере Онтониеве». Ныне в Феодосиевой пещере пр. Дионисий. 228 Синодик 1552 г. Нижег. Печерского мон. «писан в Печерском монастыре Вознесения Господа нашего – и преподобного чудотворца Дионисия» (Макария памятники, стр. 364). В месяцеслове Любецкого, СПб. 1730 г., и в других, равно и в новом месяцеслове Вершинского (СПб. 1857 г.), память св. Дионисия, архиеп. Суздальск., под 26 июня. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобная Мария Египетская была тезоименитой святой покровительницей княгини Марии Ивановны Серпуховской (1330–1389), матери героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго. В 1345 году сын Иоанна Даниловича Калиты Андрей взял в жены Марию, дочь Галицко-Дмитровского князя. На границе Московского и Дмитровского княжеств находились Радонеж и его окрестности. В этом месте Иван Федорович выделил дочери земли в приданое. Сам же Радонеж принадлежал мужу Марии, князю Андрею Серпуховскому. Когда преподобный Сергий избрал гору Маковец для уединенного жительства, то Мария Ивановна дала согласие на основание Троицкого монастыря в своих владениях и оказала ему поддержку. Княгиня Мария стала духовной дочерью преподобного Сергия и часто ездила на богомолье в Троицкий монастырь. Какое-то время она не имела детей и просила преподобного Сергия помолиться о ней. 6 июня 1353 года от эпидемии чумы умер князь Андрей Иванович. На сороковой день по кончине мужа княгиня Мария родила сына Владимира. Став вдовой в 23 года, Мария не вступила больше в брак, но посвятила себя молитве и воспитанию сына. Большая заслуга княгини перед Отечеством в том, что родственная ей великокняжеская семья по ее примеру тоже избрала своим духовным отцом святого Сергия Радонежского. После мужа в ведении Марии Ивановны пребывала треть московской земли. Княгиня владела двором в Кремле и домом на Кучковом поле. В 1386 году по благословению преподобного Сергия она основала на своей земле женский Рождественский монастырь в память о победе на Куликовом поле, случившейся в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Великий князь Дмитрий издал указ, утверждающий это начинание, а великая княгиня Евдокия приняла активное участие в благоустройстве обители. Первыми сестрами стали вдовы и сироты погибших воинов, а их первым духовником – преподобный Сергий Радонежский. Княгиня Мария приняла схиму в своем монастыре с именем Марфы. В нем же она и упокоилась в 1389 году . Именно княгиня Мария Ивановна устроила первый деревянный домовой храм в честь своей святой покровительницы на Кучковом поле у дороги из Москвы на север, а у москвичей появилась икона преподобной Марии Египетской, к которой они могли приходить молиться. У историков нет единого мнения о времени возведения деревянного храма. Александровский называет датой основания церкви преподобной Марии Египетской 1358 год , Снегирев и Кондратьев – 1378 год, Токмаков и Машков – 1385 год, причем сразу каменной. Вероятно, в начале XV века храм все-таки был деревянным. Княгиня Мария Ивановна Серпуховская стояла у истоков женского Рождественского и мужского Сретенского монастырей на Кучковом поле.

http://pravoslavie.ru/144342.html

21 — Василий, Ефрем, Константин, Федор. 22 — Александр, Алексей, Иван, Кирилл, Мария, Марфа, Фекла. 23 — Александр, Алексей, Антонина, Василий, Иван, Николай, Никон, Павел, Тимофей, Феофан. 24 — Варлам, Варфоломей, Ефрем, Мария. 25 — Андрей, Анна, Арсений, Иван, Иона, Петр, Степан, Тимофей, Юлиан. 26 — Акулина, Александр, Александра, Андрей, Андроник, Анна, Антонина, Даниил, Дмитрий, Иван, Пелагея, Савва, Яков. 27 — Александр, Варлам, Георгий, Елисей, Иосиф, Мефодий, Мстислав, Николай, Павел. 28 — Григорий, Ефрем, Иона, Касьян, Лазарь, Михаил, Модест, Федор. 29 — Ефрем, Константин, Михаил, Моисей, Никифор, Петр, Тихон, Феофан. 30 — Иосиф, Кирилл, Климент, Максим, Никандр, Никита, Пелагея, Филипп. Церковные православные праздники в июне 1 июня 1 июня церковь вспоминает благоверного великого князя Димитрия Донского , который преставился в этот день в 1389 г. Христианское благочестие князя сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Заняв престол в 12-летнем возрасте, он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Особо прославила его победа в Куликовской битве. Князь был причислен к лику святых в 1988 г., в год празднования тысячелетия Крещения Руси. 2 июня На 2 июня в этом году выпадает переходящий двунадесятый великий праздник Вознесения Господня , отмечаемый на сороковой день после Пасхи. Праздник был установлен в честь восшествия Иисуса Христа на небо и обетования о Его втором пришествии. 3 июня 3 июня – празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери , установленное в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г. Когда татарские войска подступали к столице, ее жители во главе с митрополитом Варлаамом молились Богородице об избавлении от гибели. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, татары в страхе бежали, и Москва была спасена. В этот же день празднуется память святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Когда Константин в 323 г. стал правителем всей Римской империи, христиане после долгих лет гонений смогли открыто исповедовать свою веру. Царице Елене в 326 г. был явлен в Иерусалиме Крест, на котором был распят Иисус Христос.

http://pravmir.ru/imeniny-v-iyune/

В их правление Сербия была создана как государство, главным принципом которого была верность Православию, и пережила свой золотой век. Семь из десяти царей династии Неманичей сияют в лике святых: Стефан Неманя (преподобный Симеон Мироточивый; память 13 26 февраля), Стефан Первовенчанный (преподобный Симон Монах; память в день собора афонских святых), Владислав Сербский (память 24 сентября 7 октября), Драгутин (в иночестве Феоктист; память 30 октября 12 ноября), Стефан Милутин (память тогда же), мученик Стефан Урош III Дечанский (память 11 24 ноября) и мученик Стефан Урош V (память 2 15 декабря). 37 Жупан — титул южнославянских князей; жупы — древнейшее название областей или округов, на которые Сербия была поделена в военных целях. Жупан возглавлял свой народ и в мирное время, и в военных сражениях. 38 Деспот (греч. despothj — «владелец, неограниченный повелитель, господин, царь») — титул сербских правителей, пожалованный им Византией в 1402 году, когда Сербия стала ее союзницей. 39 Косово поле представляет собой межгорную котловину площадью около 500 кв. км при впадении реки Лаб в Ситницу, на юге Сербии. Косовская битва произошла 15 28 июня 1389 года. Поражение на ней православных объясняется тем, что турецкая армия по численности превосходила балканские войска в несколько раз, к тому же турками впервые было применено огнестрельное оружие — пушки и мушкеты. 40 Сербы XXI века тоже демонстрируют чрезвычайно высокий уровень религиозности. Так, по результатам переписи населения Сербии (без Косово и Метохии), проведенной в 2002 году, 95 % ее жителей считают себя верующими, не определились 4,5 % и отнесли себя к атеистам 0,5 %. По вероисповеданию сербское население на 85 % состоит из православных, католиков среди сербов 5 %, мусульман 3, 3 %, протестантов 1,1 % и иудеев 0,01 %. 41 Османская империя основана в 1301 году. Турки приняли мусульманство в Х веке, но уже с XI века стали самыми ярыми воинами ислама. 42 Сербы, страдавшие от турецкого ига, вынуждены были искать убежища в сопредельных странах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

Закрыть Годовщина трагической гибели святогорцев Слово наместника Святогорской лавры 02.06.2023 383 День 1 июня 2023 года , когда Церковь отмечает память благоверных великих князей Владимира Мономаха (1125) и Димитрия Донского (1389), а также всех новомучеников Слободского края, в календаре Свято-Успенской Святогорской Лавре отмечен скорбной датой — годовщиной со дня трагической гибели насельников сей святой обители: благочинного Лавры архимандрита Галактиона (Вуйченко), монаха Аристоклия (Хащины), монахини Варвары (Кысиль). Они погибли 1 июня 2022 г. от прямого попадания вражеских снарядов в братские корпуса 3 и 4. Тогда же получили тяжёлые ранения иеромонах Иоасаф (Кочубей), иеродиакон Алипий (Бондарь), монах Спиридон (Янковенко), инокиня Иоанна (Мельник), которые были доставлены в лечебные учреждения Славянска и Краматорска. Ранения иеродиакона Алипия и инокини Иоанны оказались смертельными — 3 июня они скончались от полученных ран. О событиях того трагического дня, обстоятельствах гибели братии и монахини Варвары, отпевании их в Успенском соборе и погребении рядом с алтарём храма освещено на лаврском сайте 4 июня 2022 г. 1 июня 2023 г. по завершении Божественной литургии, которую в этот день в Успенском соборе возглавил митрополит Святогорский Арсений в сослужении братии в священном сане, была совершена панихида на месте погребения убиенных архимандрита Галактиона, монаха Аристоклия, монахини Варвары. Заупокойное богослужение на новообразованном кладбище у стен Успенского собора возглавил владыка Арсений, который по завершении панихиды произнёс слово в связи годовщиной преставления убиенных насельников обители, - сообщает сайт Свято-Успенской Святогорской лавры. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/video/2023/06/02/godo...

708 По Воскр. л. (Собр. л. 8, 49) скончался 15 октября 6893 (1384). По Львов. л. 2, 186. «Тогда же (6893) преставися в Киеве Дионисий митрополит, октября 25 и положен в пещере». В синодике нижегородского Печерского монастыря сказано: «преосв. митрополит Дионисий, иже бысть архиепископ суждальский, а прежде того был начальником Печерскаго монастыря, преставися 6983 октября в 15 день, а память его в 26 день июня». Ниже о нем же: «на память прп. отца нашего Давида (26 июня) и на преставление в 15 день октября – в оба дни служити собором и кормы на братию ставити большия». Это записано конечно скоро после смерти Дионисия. 709 Типогр. л. 184, 185; Львов. л. 2, 166: «…глаголют, яко и доныне лежит в теле»; «…глаголют же, яко и до ныне в теле лежит» (Книга степенная. Ч. 1). Воскр. л. (Собр. л. 8, 49): «положен был в пещере Антониеве и тело же его и доныне цело есть и нетленно»; а ниже, под 1389 г. «лежит в пещере Феодосиевой». В софийск. л. (5, 239) «положен бысть в пещере Онтониев». Ныне в Феодосиевой пещере прп. Дионисий. 710 Синодик 1552 г. нижегородского Печерского монастыря «писан в Печерском монастыре Вознесения Господа нашего – и преподобного чудотворца Дионисия» ( Макарий (Миролюбов) , архим. Памятники церковных древностей Нижегородской губернии). Месяцеслов Любецкого. СПб., 1730 г.; Вершинский Д.С. Месяцеслов. Память св. Дионисия, архиеп. Суздальского, под 26 июня. 716 Собр. л. 3, 54; 5, 182; Книга степенная. Ч. 1. «Вощаницы» – вощеные чаши над деревянными, росписными, свечами, куда ставились свечи. Образцы их см. в: Древности Российского государства. Отд. I. 718 Ркп. житие прп. Антония, написанное келарем Корнилием, к сожалению, не совсем толково: Корнилий хотя говорил о преподобном языком цветистым и вычурным, но не умея совладеть с делом, говорит очень темно и с пропусками нужного. 719 Акты исторические. Т. V. Так как кончина его, на 85 году жизни, последовала в 1611 г., то родился он в 1526 г., и во время принятия священства в 1556 г. ему было 30 лет. 720 По старшему списку святцев: «прп. Антоний, игумен Ивецкого монастыря, иже под Старою Русою, на Леохнове, бысть в лето 6900 октября в 17 день».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сербские торжества в Косово и Метохии (версия для печати)/Православие.Ru Сербские торжества в Косово и Метохии Православие.Ru , 30 июня 2004 г. 28 июня 2004 г., Грачаница 28 июня в Косово и Метохии, как и во всей Сербии, прошли традиционные торжества, посвященные дню памяти Косовской битвы. Именно в этот день 615 лет назад, в 1389 года, состоялась знаменитое сражение между сербскими войсками под предводительством князя Лазаря и османскими под предводительством султана Мурада и его сына Баязида. В этот день Православная Церковь совершает память святого Витта, и поэтому в сербскую традицию он вошел под названием Видовдан. В этот день Сербский Патриарх Павел совершил Божественную литургию в монастыре Грачаница, а также отслужил на Газиместане парастас в память всех сербских воинов. Предстоятелю сослужили несколько сербских архиереев. Торжества в Грачанице В своей беседе после поминовения всех героев, «которые честно пострадали, защищая отечество, от битвы на Косово и до наших дней» Предстоятель Сербской Церкви подчеркнул, что «Видовдан и святой князь Лазарь благодаря непреходящим ценностям, за которые они положили свои жизни находятся сейчас в глубине памяти и сердца всего нашего народа». - Это и сейчас должно быть для нас примером и путем, которым нужно идти, чтобы мы защищали свободу, помня о том, что она необходима всем, – сказал Патриарх Павел. - Пусть будет слава всем нашим покойникам, пострадавшим до сегодняшнего дня, мученикам и новомученникам, и чтобы Господь помог нам, чтобы и мы выстояли на Его пути, не взирая на все трудности, - сказал глава Сербской Православной Церкви. На Газиместане На Газиместане и в Грачанице Патриарху Павлу сослужили епископы: Рашко-призренский Артемий (Радосавльевич), бывший Захолмско-герцеговинский епископ Афанасий (Евтич), Липлянский Феодосий (Шибалич), а также духовенство Рашко-призренской, Захолмско-герцеговинской и Жичской епархий. В своей беседе на литургии в Грачанице владыка Артемий призвал косовских сербов оставаться в своих домах, «крепко держаться своих святынь, могил своих предков и святой земли Косово и Метохии», потому что без Косово для сербов нет и православия и сербского государства. По словам владыки Артемия, благодаря евангельским добродетелям, по которым он жил и готовности положить свою жизнь и пролить кровь за непреходящие ценности, святой князь Лазарь и сейчас является вождем сербского народа, а тем более тех, кто остается в Косово и Метохии на протяжении последних пяти лет в совершенно ненормальных условиях жизни, которые тяжелее, чем во времена турецкого рабства.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Лазарь Сербский, великомученик († 1389; память 15/28 июня), король Сербский из династии Неманичей, правивший с 1371 года. Одно из главных героических лиц сербской истории. Отец Лазаря Сербского – Прибац Хребелянович – был вельможей при дворе могущественного Сербского короля Стефана Уроша IV Душана Сильного (1331–1355). Святой Лазарь родился около 1329 года в городе Прилепце; с детских лет был воспитан в христианской вере, быстро преуспевал в учении и благочестии, чем привлек внимание самого короля Стефана Душана Сильного и снискал его благосклонность. Лазарь был взят на княжеский двор в Скопье и уже вскоре принимал участие в решении государственных дел. Стал зятем короля Стефана Душана, который отдал ему в супруги свою родственницу Милицу (см. примечание 16), дочь Великого князя Вратко (Богдана Юга; см. примечание 15), из рода Неманичей. Вскоре после этого, около 1353 года, Лазарь был возведен в достоинство князя, получив в управление одну из сербских областей, и стал воеводой войска Стефана Душана. В 1371 году, после смерти сына короля Стефана Душана, Стефана Уроша IV (см. примечание 11), святой Лазарь был провозглашен королем всей Сербии и много потрудился для своей страны: усмирил соседних князей, грабивших сербское население, заботился о христианском просвещении народа, строил храмы, монастыри и благотворительные учреждения. «Задушбиной» (то есть «за душу» пожертвованным) святого князя Лазаря стал монастырь Раваница, основанный им в 1380 году и посвященный Вознесению Господню. В 1375 году князь Лазарь исходатайствовал у Византии дарование Сербскому архиепископу сана Патриарха. Не желая видеть родину данницей турок, боролся за ее независимость, но, одержав победу в нескольких сражениях, был захвачен в плен и принял мученическую смерть в битве на Косовом поле (см. примечание 24). Сражение произошло 15/28 июня 1389 года. В этот же день была Крестная Слава (см. примечание 18) князя Лазаря – память святого пророка Амоса († 8 век до Р.Х.; память 15/28 июня). Мощи святого покоятся в монастыре Раваница. Сохранилось предание, что накануне битвы Ангел Господень вопрошал Лазаря, какого (земного или же вечного) царства князь желает. И Лазарь предпочел Небесное: когда Господь призвал его для главного подвига, он, не задумываясь, принес свою жизнь в жертву ради сербского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Из северных монастырей особое значение имел Валаамский, построенный на Ладожском озере иноками Сергием и Германом, который стал центром просвещения окрестных корел (память преподобных 28 июня). На близлежащем острове Коневце преп. Арсений основал обитель и крестил живших на нем язычников. На Онежском озере был основан преп. Лазарем Мурманским монастырь. Он исцелил вождя лопарей и многих из них крестил. Из учеников преп. Сергия – Дионисий основал Глушицкий монастырь в Вологодских пределах, а преп. Димитрий – монастырь Прилуцкий. В 1389 году был основан на Белом озере иноком Кириллом (память 9 июля) знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь, иноки которого в свою очередь основали много монастырей. На Севере подвизались также преп. Сергий Нуромский и преп. Павел Обнорский. Среди святых, прославившихся подвигом юродства во Христе, надо назвать – преп. Михаила Клопского, преп. Прокопия Устюжского и преп. Николая Новгородского. Преп. Прокопий был богатым немецким купцом, торговавшим с Новгородом. Плененный красотой православных служб и набожностью русского народа, он решил остаться на Руси, присоединился к православной вере и поступил иноком в монастырь преп. Варлаама Хутынского, около Новгорода. Потом он удалился в город Усть-Юг и избрал себе подвиг юродства. Он проводил дни и ночи на паперти собора, терпя стужу и лишения. Он никогда не брал милостыни от богатых и питался подаяниями бедных. Получив от Бога дар прозорливости, преп. Прокопий наставлял людей на путь спасения. Благодаря ему многие зыряне крестились. Однажды на церковной паперти он поклонился в ноги 3-летней девочке, говоря: «вот идет мать великого Стефана, просветителя зырян». Скончался он в 1303 году (память 8 июля). Преп. Николай (Кочанов) происходил из Новгорода и вел благочестивую жизнь. Услышав однажды похвалы своей добродетели, он принял на себя подвиг юродства. Вместе с преп. Феодором юродивым он обличал народ в неурядицах и призывал новгородцев к миру (память 28 июля). Распространение христианства, святой Стефан пермский

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

( < < back) их на западе граничила с Сузианой, на севере с Мидией и Парфией, на востоке с Кармелией, на юге примыкала к Персидскому заливу. Ранее персы зависели от мидян, греков, парфян, но с 226 г. по Р. Х. сделались самостоятельными и часто вели войны с Римской империей. ( < < back) < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 1) > < >< back 2) > Память преподобного Михаила Клопского основания сего монастыря точно неизвестно; он находится к югу от Новгорода, в трех верстах от озера Ильменя. было 23 июня 1408 г., при великом князе Василии Димитриевиче (1389–1425 гг.) и св. митрополите Фотии. сын великого князя Димитрия Иоанновича Донского родился в 1389 г., за четыре дня до кончины отца своего. Брат его, великий князь Василий Димитриевич, дал ему в удел Тошию и Устюжну, но в 1419 г., когда Константин Димитриевич ослушался брата, тот отнял этот удел, и Константин бежал в Новгород, где ранее, в 1408 г., был наместником великого князя. В изгнании он пробыл два года; им построен в Клопском монастыре каменный храм во имя Живоначальные Троицы. Михаил Клопский происходил из боярского рода. в Клопской обители показывают колодезь, устроенный, по преданию, из того источника, который низведен молитвою блаженного Михаила во время засухи. 23 июня, в день прихода преп. Михаила в монастырь, сюда бывает крестный ход из окружных сел. блаженный Михаил был в Вяжицком монастыре. Вдруг он неожиданно очутился на колокольне и стал звонить во все колокола. На вопросы народа, что это значит, блаженный, юродствуя, отвечал: Ныне в Москве радость, и прибавил, что у великого князя родился сын Иван, который будет грозою для соседей, завладеет Новгородом, изменит его обычаи, отберет у них золото и совсем покорит своей власти. Действительно, 22 января 1440 г. родился князь Иван Васильевич, покоривший Новгород в 1471 г. Новгород был окончательно присоединен к Московскому государству в 1480 г. Клопском монастыре преп. Михаил прожил 44 года и преставился в 1452 г. преп. Михаила положено праздновать всюду собором 1547 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010