Идея издания корпуса источников византийского права, очевидно, зародилась у Бенешевича еще в начале его научной деятельности. В 1912 г. он составил план работы, предусматривающий создание «Очерков по истории источников права восточной церкви» и издание текстов следующих авторов: Иоанн Схоластик, Арефа Кесарийский , Никон Черногорец, грузинский перевод Номоканона 14 титулов, Прохирон 1379 г., Прохирон Макария Анкирского 1405 г. В предисловии к своей докторской диссертации «Синагога в 50 титулов и другие юридические сборники Иоанна Схоластика», изданной в 1914 г., Бенешевич пишет, что настоящий труд есть только одна из частей «обширного, может быть, фантастического плана» 10 . В 1919 г. он обратился в историко-филологическое отделение РАН с запиской «Об издании Corpus juris canonici eccleciae Graecae» 11 . Проект предусматривал издание памятников византийского канонического права в 14 томах; среди них на первом месте фигурировали Синагога 50 титулов, Номоканон 14 титулов, Номоканон Иоанна Постника , Номоканон Котельера, канонические сборники Стефана Ефесского, Симеона Логофета , Арсения, Арменопула, Макария Анкирского, Стаматия, а также Прохирон 1379 г. Академия наук отказала Бенешевичу в поддержке его проекта, что, однако, не остановило ученого в продолжении работы над его «основной линией» и встретило поддержку со стороны немецких византинистов Эд. Шварца и Ф. Дэльгера. В 1928–1933 гг. Бенешевич был в заключении по нелепым политическим обвинениям, и это на время прекратило его профессиональные занятия. Когда весной 1934 г. началась подготовка к проведению IV Международному конгрессу византийских исследований в Софии, он решился вновь выдвинуть свой проект по изданию корпуса византийских канонических текстов. Регулярно созываемые в 20–30-х гг. прошлого века международные конгрессы по византийским исследованиям стали важной вехой в развитии европейской медиевистики в период между двумя мировыми войнами 12 . Еще на первом конгрессе в Бухаресте (апрель 1924 г.) наметилось несколько тенденций, которые обусловили специфический статус и облик этих научных форумов. Во-первых, они с самого начала стали рассматриваться как мероприятия высокой важности, их патроном становился глава государства, а финансирование ложилось в основном на правительство и другие учреждения соответствующей страны-организатора. Все это в сочетании с общей ситуацией разделения и противостояния между лагерями «победителей» и «побежденных» на Балканах и в Европе в межвоенный период, придавало весьма специфический оттенок официальному участию или неучастию каждой страны в работе конгрессов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Точно также и родство Киприана с Евфимием, а следовательно – родство с последним и Цамблака, как мы говорили выше, предполагают без достаточного основания (а предполагаемое некоторыми на основании синодика царя Бориса, что он был великим примикирием при патриархе Евфимии, есть просто нелепость: в синодике записан не наш Григорий, а совсем другой Цамблак, бывший великим примикирием при царе, а не при патриархе, у которого не было чиновников, называвшихся примикириями, – может быть, близкий родственник Григория, может быть даже, как и принимают иные, его отец). Полагают, что Цамблак жил некоторое время на Афоне; но если на основании слов его в слове похвальном отцом преподобным в неделю сырную: «аз вем горы афонскиа»: то он говорит вовсе не в том смысле, что жил на Афоне, а в том лишь и именно смысле, что знает про него. Под обителью Пантократоровой, игуменом которой называется Цамблак в надписаниях слов, некоторые разумеют не только сербский монастырь Дечанский, но ещё молдавский монастырь Нямецкий (главный храм которого в честь Вознесения Господня): но Нямецкий монастырь, только в 1392 году начавшийся поселением в пустыне трёх отшельников, едва ли уже до приезда Цамблакова в Россию представляет собой такую обитель, место игумена в которой могло быть привлекательным для человека стороннего. Если Цамблак действительно состоял некоторое время в клире патриарха константинопольского, то он пришёл в Константинополь после Сентября 1390 года (как это следует из похвального слова его Киприану, в котором он говорит, что после 1379 не видал более Киприана), между тем как он и ещё видел бы его в Константинополе, если бы пришёл в последний до Октября 1390 года, – выше стр. 300 (электронная версия – абзац сноски прим. корр.): наиболее вероятно, что Цамблак перешёл из Тернова в Константинополь после взятия первого Турками в 1394 году. В 1379 году он имел возраст отроческий (как говорит в том же похвальном слове Киприану), т. е. был около 15 лет; следовательно, рождение его должно быть относимо приблизительно к году 1365.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

261 ...святыя книги писаше хитр... – Многие книги, переписанные Стефаном в «Затворе», сгорели вместе со всей монастырской библиотекой в страшном ростовском пожаре 1408 г. 263 ...по преставлении Алексиа митрополита... – Митрополит Алексий (рукоположен в 1354 г.) умер 12 февраля 1378 г. 264 ...повелнием намстника своего, именем Михаила, нарицаемаго Митяя... – Митяй (в монашестве Михаил), духовный отец великого князя московского Дмитрия Ивановича, был выдвинут им претендентом на русский митрополичий престол после того, как в 1375 г. в Константинополе патриарх Филофей поставил в митрополиты всея руси Киприана еще при жизни митрополита Алексия. После смерти Алексия (1378 г.) Митяй по приказу князя взял на себя руководство русской церковью и присвоил знаки митрополичьего достоинства. Умер неожиданно на пути в Константинополь в 1379 г. 265 ...поставленъ бысть въ прозвитеры от Герасима, епископа коломеньскаго. – Епископ коломенский Герасим (рукоположен ок. 1375 г., умер в 1388 г.) рукоположил Стефана в пресвитеры после смерти митрополита Алексия, но еще до отъезда Митяя в Константинополь, следовательно, в период между 12 февраля 1378 г. и 26 июля 1379 г. 266 И изучися сам языку пермьскому... – Имеется в виду язык современных коми-зырян и коми-пермяков, относящийся к финно-угорской семье языков. 267 ...и грамоту нову пермьскую сложи... – Некоторое хронологическое смещение описываемыхсобытий: из дальнейшего текста «Слова о житии и учении...» следует, что создание Стефаном пермской азбуки относится к 1372 или 1375 году. 271 ...еже ити въ Перьмьскую землю... – Имеются в виду земли на северо-востоке России, ограниченные бассейнами рек Вычегды, Выми, Сысолы, Вятки и Камы (территория на стыке современных Республики Коми, Коми-Пермяцкого автономного округа, Архангельской, Вологодской и Кировской областей). 272 ...двиняне, устьюжане... пермь великая, глаголемая чюсовая. – Перечисляются названия племен и народностей, населявших Пермскую землю во второй половине XIV в. 273 Поприще – наименование некоторых древнерусских путевых мер, здесь употребляется в значении «верста» (около 1.067 км).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

538 ...и греческую грамоту такоже мнози починиваша, – Акула и Сумахова чадь... – Имеются в виду Акила (Аквила) и Симмах (II в.), создатели переводов Писания с еврейского на греческий, отличных от Септуагинты. 539 «Святый Костянтинъ Философъ... съ братом си присным Мефедомъ, иже бысть послди епископъ моравъский...». – Мефодий был архиепископом Моравии и Паннонии с начала 70-х гг. IX в. 540 Въ царство Михаила, царя греческаго... от созданиа миру в лто 6363. – Здесь названы правители и церковные иерархи, во время правления которых Кириллом и Мефодием была создана славянская азбука: византийский император Михаил III (842–867), константинопольский патриарх Фотий (858–867, 877–886), болгарский князь Борис (852–889), князь Великоморавского государства Ростислав (846–870), князь Блатенского княжества (в районе озера Балатон) Коцел (861 г.), основатель русской княжеской династии Рюрик (862–879). 542 ...въ царство Иоана, царя греческаго... при архиепископ Филофи, патриарс Костянтина-града. – Имеются в виду византийский император Иоанн V Палеолог (1341–1391) и константинопольский патриарх Филофей Коккин (1353–1354, 1364–1376). 543 В Орд же и в Сараи над татары тогда Мамай царствует... – Мамай, бывший военачальником при хане Золотой Орды Бердибеке и женатый на его дочери, в 1379 г. захватил власть в свои руки и стал фактическим правителем страны. Именоваться ханом он однако не мог, так как не был потомком Чингисхана. Сарай – столица Золотой Орды. 544 ...митрополиту же не сущу на Руси в ты дни никомуже, но ожидающим митрополича пришествиа от Царя-града... – Следует отметить, что названный Епифанием год создания пермской азбуки – 1375 г. – входит в противоречие с указанным им здесь хронологическим отрезком: на Руси не было митрополита в 1379–1380 гг. 546 ...цветущу. – На боковом поле Минеи, под знаком вставки, почерком XVI в. дано другое, чаще встречающееся, чтение первого слога – ряс(тущу). 549 Да якоже древле Иосифъ въ Египт бысть пшеницедатель... такоже и се сь новый бысть житодавецъ, люди насытивый. – Стефан, во время голода привозивший в Пермские земли хлеб из Устюга и Вологды, уподобляется здесь библейскому Иосифу, который во время семилетнего голода накормил хлебом народ Египта ( Быт. 41, 47–57 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1379 году Дионисий Суздальский, решительный противник Митяя, уже ездил в Константинополь, чтобы воспрепятствовать назначению последнего. Вернулся он только в январе 1382 года. Можно быть уверенным, что Дионисий, подобно Киприану и Феофану Никейскому, признал решение большинства синода патриарха Нила о поставлении Пимена. И патриархат оказал Дионисию значительные почести: суздальская епархия была возведена в ранг архиепископии, в ее юрисдикцию включили Нижний Новгород и Городок, а самому Дионисию было дано право ношения поли–ставриона,   которое ранее имел лишь новгородский архиепископ Василий.   Дионисий стал полунезависимым архиереем, следующим по рангу после митрополита и новгородского архиепископа; это повышало престиж нижегородских князей.   Такая честь оказывалась ему также в признание его ученых заслуг как проводника византийской религии и культуры на Руси.   В 1381 году Дионисий отправил из Константинополя на Русь с монахом Малахией Философом две точные копии знаменитой Одигитрии, которые и водворили в кафедральных соборах Суздаля и Нижнего Новгорода.   В 1382 году он привез с собой «страсти спасовы и мощи многих святых».   В качестве особого патриаршего посла он побывал в Новгороде и Пскове со специальным посланием патриарха Нила, обличающим ересь стригольников.   По приезде в Москву, Дионисий написал великому князю Дмитрию, сообщая о своем повышении и умоляя простить его за оппозицию князю (и Митяю) в 1379 году.   Из чего следует, что в это время, вольно или невольно, Дионисий с правлением Пимена примирился. Однако в июне 1383 года архиепископ Дионисий, вместе с Симоновским игуменом Феодором, духовником великого князя, вновь отправился в Константинополь. Летописи несколько туманно дают понять, что они были посланы туда Дмитрием «о управленьи митропольи Русския».   Более точен греческий соборный акт 1389 года: он указывает, что Дионисий и Феодор привезли из Москвы готовое осуждение Пимена, в том числе грамоты, подписанные Дмитрием и другими русскими князьями, в которых Пимен обвинялся в получении митрополии обманным путем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Реакция вел. князя и его советников на это вызванное важными причинами решение патриарха и Синода оказалась очень острой. В Москве его восприняли как продиктованное интересами Литвы и выразили несогласие с действиями императора, его одобрившего. Все обвинения против свт. Алексия были отвергнуты, здесь его «все считали... отцом и называли спасителем народа». Митрополит не допустил открытого столкновения с патриаршими послами, но перед лицом сближения Литвы и Орды, с к-рой уже шла открытая война, Д. И. не мог допустить на митрополичий стол в Москве человека, тесно связанного с Литвой. Положение еще более осложнилось из-за действий Киприана, к-рый зимой 1376/77 г., одновременно с поездкой патриарших послов в Москву, попытался подчинить своей власти Вел. Новгород. 12 февр. 1378 г. митр. Алексий умер. Перед смертью он поручил Д. И. заботу об основанном им Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ре . На его похоронах присутствовали Д. И. с сыновьями Василием и Георгием (Юрием), а также кн. Владимир Андреевич. По приказу вел. князя, но вопреки воле покойного, по смирению желавшего быть похороненным вне церкви, митр. Алексий был погребен в соборе Чудова монастыря «с великою честью... близ олтаря». В июне 1378 г. митр. Киприан направился в Москву, чтобы занять митрополичий стол в соответствии с патриаршим решением. По приказу вел. князя он со свитой был задержан и ограблен, сутки пробыл под арестом, а затем с позором выслан в Литву. Всех, кто были причастны к этому, митр. Киприан предал проклятию и направился с жалобами на действия Д. И. в К-поль, куда прибыл весной 1379 г. У Д. И. был свой кандидат на митрополичий стол - коломенский свящ. Митяй (Михаил) , духовный отец и начальник великокняжеской канцелярии (печатник). В 1376 г. он был пострижен в монахи Чудова мон-ря архим. Елисеем Чечёткой и сразу стал архимандритом великокняжеского московского в честь Преображения Господня мон-ря (Спаса на Бору) в Кремле . Вел. князь добивался, чтобы митр. Алексий, подобно тому как поступил по отношению к нему митр. Феогност , «благословил» Митяя быть его преемником на кафедре, но митрополит отказался это сделать. После смерти свт. Алексия вел. князь передал архим. Михаилу управление делами митрополии, и тот поселился на митрополичьем дворе. Осенью 1376 г. был низложен К-польский патриарх Филофей. К новому патриарху Макарию Д. И. направил послов с жалобами на решения его предшественника, и им удалось добиться успеха. Патриарх Макарий одобрил решение вел. князя не признавать митр. Киприана, дал архим. Михаилу полномочия управлять митрополией и обещал возвести его на митрополичью кафедру. Однако в 1379 г. утратил свой престол и патриарх Макарий. Не зная об этом, Д. И. собрал в Москве епископов Сев.-Вост. Руси для совершения епископской хиротонии Митяя (Михаила), готовившегося к поездке в К-поль. Против выступил один из наиболее авторитетных иерархов - Суздальский еп. св. Дионисий , и этот план был оставлен.

http://pravenc.ru/text/178205.html

В документах нет указаний о канонической территории и кафедральном центре Северинской митрополии. Преемник митр. Анфима, митр. Афанасий, назван «митрополитом со стороны Северина» (греч. κατ τν Σεβρινον - FHDR. 1982. Vol. 4. P. 260-263, 268-269), на основании чего ученые делают вывод о принадлежности митрополии территорий к западу от Олта (впосл. Олтения). Кафедра, очевидно, находилась в Северине и впосл. была перемещена, т. к. Северин располагался на окраине епархии, в местности, граничившей с Сербией, Болгарией и Венгрией, и вдалеке от господарской резиденции. Кроме того, между 1375/76 и 1383/84 гг. Северин был занят венграми и стал центром Северинской бановины. Наиболее вероятным местом установления новой кафедры считается г. Рымник, что объясняет более позднее название епархии: «Рымника - Нового Северина». Митр. Северинский Анфим в 1379-1380 гг. участвовал в заседаниях Синода К-польской Церкви; возможно, к 1379-1380 гг. фактически управлял и делами Унгро-Влахийской митрополии, т. к. поставленный в 1372 г. митр. Унгро-Влахийский Харитон, сохранив за собой пост игумена мон-ря Кутлумуш и протоса всего Афона, бóльшую часть времени находился на Св. Горе. После кончины или ухода от дел митр. Харитона (очевидно, в июне 1380) Анфим стал митрополитом Унгро-Влахийским (Ibid. P. 210-217). Северинскую кафедру занял митр. Афанасий, также греч. происхождения (впервые упом. в документе от июля 1389 - Ibid. P. 228-229). В этот период он единственный представлял в Синоде Валашскую Церковь (очевидно, по причине болезни или старости митр. Анфима) (DRH. B. 1966. Vol. 1. P. 43, 45. Doc. 17). В синодальных актах он упоминается до 1402/03 г. как митрополит Унгро-Влахийский, «Унгро-Влахии со стороны Северина» или «части Унгро-Влахии со стороны Северина» (FHDR. 1982. Vol. 4. P. 260-263, 268-269). Митр. Афанасий примкнул к соперникам патриарха Матфея I , возглавляемым Макарием Анкирским, и отказал в послушании патриарху и имп. Мануилу II Палеологу. После 1403 г. его имя в документах не упоминается: очевидно, он либо скончался, либо был отстранен от должности ( P curariu. IBOR. 2004. Vol. 1. P. 243-244).

http://pravenc.ru/text/2578355.html

Вторник 4го апреля 30 г.вечером Гора Елеонская 138. Увещание к бодорстванию; притчи о десяти девах, о талантах. Страшный суд. Вторник 4го апреля 30 г.вечером Гора Елеонская 139. Заговор иудеев против Иисуса. Предательство Иуды. Вторник 4го апреля 30 г.или среда 5го апреля Иерусалим 140. Приготовление Пасхи Четверг 6го апреля Вифания и Иерусалим 141. Последняя Пасха; спор учеников о первенстве Четверг 6го апреля вечером Сионская горница в Иерусалиме 142. Умовение ног Четверг 6го апреля вечером Сионская горница в Иерусалиме 143. Изобличение предателя; уход Иуды Четверг 6го апреля вечером Сионская горница в Иерусалиме 144. Тайная вечеря Четверг 6го апреля вечером Сионская горница в Иерусалиме 145. Предсказание об отречении Петра и другие предостережения Четверг 6го апреля вечером Сионская горница в Иерусалиме 146. Прощальная беседа с учениками и Первосвященническая молитва Четверг 6го апреля вечером Сионская горница в Иерусалиме 147. Новое предсказание об отречении Петра и о рассеянии учеников Четверг 6го апреля вечером По пути в Гефсиманию 148. Гефсиманское борение Четверг 6го апреля вечером Гефсимания 149. Взятие Иисуса под стражу; рассеяние учеников В ночь четверга 6–7го апреля Гефсимания 150. Иисус перед Анной В ночь четверга 6–7го апреля Дворец первосвященника в Иерусалиме 151. Иисус перед синедрионом; насмешки и оскорбления В ночь четверга 6–7го апреля Дворец первосвященника в Иерусалиме 152. Отречение Петра В ночь четверга 6–7го апреля Дворец первосвященника в Иерусалиме 153. Окончательный приговор Иисусу синедрионом Пятница, рано утром, 7 апреля Дворец первосвященника в Иерусалиме 154. Иисус перед Пилатом; Пилат пытается отпустить Иисуса Пятница, рано утром, 7 апреля Дворец Римского правителя 155. Иисус перед Иродом Пятница, 7 апреля Иерусалим 156. Пилат еще пытается отпустить Иисуса; Иудеи испрашивают Варавву Пятница, 7 апреля Дворец Римского правителя 157. Пилат предает Иисуса на смерть; бичевание Пятница, 7 апреля Дворец Римского правителя 158. Пилат еще пытается отпустить Иисуса

http://azbyka.ru/shemy/soglasovanie-chet...

405. Из беседы полпреда СССР в Турецкой республике С. А. Виноградова с послом Королевства Югославия в Турции И. Шуменковичем. 23 апреля 1941 г. 406. Сообщение «Ещенко» из Бухареста от 23 апреля 1941 г. 407. Записка НКГБ СССР И. В. Сталину, В. М. Молотову, С. К. Тимошенко и Л. П. Берия с препровождением агентурного сообщения из Берлина. 24 апреля 1941 г. 408. Беседа Генерального секретаря НКИД А. А. Соболева с советником посольства Германии в СССР В. Типпельскирхом. 24 апреля 1941 г. 409. Телеграмма германского военно-морского атташе в Москве военно-морскому командованию Германии. 24 апреля 1941 г. 410. Сообщение «Марса» из Будапешта от 24 апреля 1941 г. 411. Записка из Наркомата авиационной промышленности СССР заместителю наркома обороны СССР генералу Армии Жукову. 25 апреля 1941 г. 412. Записка Советского военного атташе в Германии начальнику Разведуправления Генштаба Красной Армии генерал-лейтенанту Голикову. 25/26 апреля 1941 г. 413. Спецсообщение Разведуправления Генштаба Красной Армии о распределении вооруженных сил Германии по театрам и фронтам военных действий по состоянию на 25.04.41 г. 26 апреля 1941 г. 414. Агентурное донесение в 1 управление НКГБ СССР. 26 апреля 1941 г. 415. Записка «Аркадия» об агентурном сообщении «Экстерна». 26 апреля 1941 г. 416. Сообщение «Зевса» из Софии от 27 апреля 1941 г. 417. Из приказа главнокомандующего сухопутными войсками Германии о взаимодействии войск с охранной полицией и СД. 28 апреля 1941 г. 418. Директива НКО СССР Военному Совету Московского военного округа. 29 апреля 1941 г. 419. Спецсообщение НКГБ УССР наркому госбезопасности СССР Меркулову о передвижении немецких войск. 29 апреля 1941 г. 420. Сообщение «Марса» из Будапешта от 30 апреля 1941 г. 421. Записка НКГБ СССР Сталину, Молотову, Берия с препровождением агентурного сообщения. 30 апреля 1941 г. 422. Сообщение Берлинской резидентуры НКГБ СССР. 30 апреля 1941 г. 423. Сообщение Берлинской резидентуры НКГБ СССР, [апрель 1941 г.] 424. Записка НКГБ СССР И. В. Сталину, В. М. Молотову и С. К. Тимошенко. [конец апреля 1941 г.]

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

387. Докладная записка НКГБ УССР секретарю ЦК КП(б) Украины Н. С. Хрущеву. [не ранее 15 апреля 1941 г.] 388. Из беседы заместителя наркома иностранных дел СССР С. А. Лозовского с послом США в СССР Л. А. Штейнгардтом. 15 апреля 1941 г. 389. Телеграмма министерства иностранных дел Турции турецкому посольству в Москве. 16 апреля 1941 г. 390. Записка «Захара» с изложением агентурного сообщения «Лицеиста». 16 апреля 1941 г. 391. Записка НКГБ СССР И. В. Сталину, В. М. Молотову и Л. П. Берия с препровождением агентурного сообщения. 16 апреля 1941 г. 392. Спецсообщение НКГБ УССР наркому госбезопасности СССР Меркулову о передвижении немецких войск. 16 апреля 1941 г. 393. Спецсообщение Разведуправления Генштаба Красной Армии о перебросках немецких войск в погранполосе СССР. 16 апреля 1941. 394. Запись «Степанова» о некоторых сообщениях «Старшины». 17 апреля 1941 г. 395. Записка наркома авиационной промышленности СССР заместителю начальника ГУ ВВС Красной Армии генерал-лейтенанту авиации Жигареву. апреля 1941 г.] 396. Беседа 1-го заместителя наркома иностранных дел СССР А. Я. Вышинского с послом Великобритании в СССР С. Криппсом. 18 апреля 1941 г. 397 .Записка по «ВЧ» НКГБ УССР наркому госбезопасности СССР Меркулову о военных приготовлениях Германии. 20 апреля 1941 г. 398. Сообщение «Ещенко» из Бухареста от 20 апреля 1941 г. 399. Сообщение НКВД СССР в ЦК ВКП(б), СНК СССР и НКО СССР о полученных пограничными отрядами НКВД разведывательных данных. 21 апреля 1941 г. 400. Беседа Генерального секретаря НКИД СССР А. А. Соболева с временным поверенным в делах Германии в СССР В. Типпельскирхом. 21 апреля 1941 г. 401. Сообщение «Доры» из Цюриха от 22 апреля 1941 г. 402. Из спецсводки управления погранвойск НКВД УССР о предприятиях военной промышленности, действующих на территории Генерал-Губернаторства. 23 апреля 1941 г. 403. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О новых формированиях в составе Красной Армии». 23 апреля 1941 г. 404. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О формировании трех полевых управлений армий». 23 апреля 1941 г.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010