Вы много поклонов кладете. Это хорошо, но старайтесь, чтоб при этом было и внимание к Господу, и чувство. Самое приличное нам чувство есть сокрушение: «Дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Это бывает от страха Божия, а страх Божий оживает от памяти о смерти и о Суде Божием. Всякий раз, как приступаете к молитве, восстановляйте в себе страх Божий и сокрушение, и затем молитесь, не давая ослабеть сим чувствам. Удобнее всего быть в страхе Божием и сокрушении в церкви. Позаботьтесь с сими чувствами всегда быть в церкви. А потом и дома будете в них... И благо вам! (Вып. 5, пис. 899, стр. 169) 17. Плод молитвы. В чем он состоит Монах обители П. хорошо делает, что трудится в молитве Иисусовой. Но не забывает ли он, что дело не в словах и не в количестве молитв Иисусовых, а в навыке быть всегда в памяти о Господе. Количество хорошо выдерживать, чтоб не разлениться, но главное, чтоб при сем мысли и чувства были святые. Плод молитвы главный – не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение. Их постоянно надо возгревать и с ними жить, и ими дышать. (Вып. 5, пис. 902, стр. 175) 18. Молитву в ночное время, когда просыпаемся, можно совершать лежа Когда я писал вам ночью больше молиться, то разумел молитву перед сном, а когда просыпаетесь и молитесь лежа – это не худое дело, а добрый замен пустых мечтаний в промежутках сна. Хорошо знать на память несколько псалмов, чтоб читать их в эту пору. (Вып. 8, пис. 1378, стр. 124) 19. Почему Господь не всегда исполняет наши молитвы Молитва никогда не пропадает даром, исполняет ли Господь прошение или нет. По неведению мы часто просим неполезного и вредного. Не исполняя этого. Бог за труд молитвенный подаст другое что, незаметно для нас самих. Потому речь: «вот и Богу молитесь, а что получили?» – бестолкова. Молящийся просит блага себе, указывая на него. Видя, что просимое не поведет к благу, Бог не исполняет прошения и этим творит благо; ибо если бы исполнил, худо было бы просителю. Блюдите, како опасно ходите среди века сего лукавого! (Вып. 8, пис. 1406, стр. 146) 20. Шаткое молитвословие

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

И дал церкви десятую часть 1374 от имения и от города. Был же он очень милостив, по Господню слову: «Блаженны милостивые, ибо те помилованы будут». 1375 Сироты, и вдовы, и нищие каждый день приходили на двор Владимиров и брали, кому что нужно. А недужным и старым, которые не могли ходить, приказал слугам приносить необходимое домой. Многие сотворив добрые дела, 1376 преставился к Богу месяца июля в 15 день. Тело его положили в церкви святой Богородицы, которую он сам построил. И оплакивал его весь народ: бояре как отца, люди как заступника, сироты как помощника, вдовицы и нищие как покровителя и кормильца. Как сможем мы по достоинству восхвалить тебя, сделавшего дело, равное апостольскому? Хвалит Римская земля Петра и Павла, Азия – Иоанна Богослова, Египетская – Луку, а Греческая – Андрея, 1377 вся же Русская земля тебя, Владимир, как Господня апостола. Песнопениями память твою празднуя, венец похвал приносим тебе, говоря: Радуйся, Владимир, принявший награду от Вседержителя Бога! Радуйся, святой глава, вождь и учитель наш, с которым освободились от тьмы и узнали свет! Радуйся, честное древо из самого Рая, от которого вырастило нам святые побеги – святых мучеников Бориса и Глеба, от которых и ныне сыны Руси принимают исцеление болезней! Радуйся, работник веры Христовой, ты искоренил терние лжи, вспахал крещением всю землю и насеял святыми книгами, от которых и ныне насыщаются верные и приемлют Царствие Небесное о Христе Иисусе и Господе нашем, Ему же слава. 1378 благоврнаго Владимра 1379 кнзь Влалимиръ бысть сынъ Свтославль варжска. Си бо кнзъ Владимиръ м ко даломъ многа. бо твор по чю, да восхот Богъ избрати люди новы, вдохнвъ ю в н благодать Свтаго Дха и возбнв ко сна долослжн посла по всмъ зыкамъ и всмъ испытовати законы их и вры. Ходиша бо послани в Болгары в Нмьци и дла их, и тол доша в Цаградъ видша и чинъ слжбы, изрдню архирскю лпот, и лики диконъ. т 8 дн 1380 Царь Констнтинъ им псти с дары со многою Оии придоша в Рсь. Владимиръ созва болр своих и вс 1381 ма: пришли послани намо, да слышым них сабою . И рша послани: и смотрихам како покланютс болгари в ропати, Поклонивс, глдит вамо, ко и нсть в нихъ, ио смрад нсть добръ закон В многи видхомъ во храмх слжб а красоты видхам в нихь. Придохамъ въ ны, слжать Богови Мним, на били, на бо нсть таковы красоты видхамъ, бо с скозати. Токма то вмы, ко тамо б Богъ со слжба всхь странъ. Мы бо забыти красоты Вскъ бо вкситъ сладка, послди Тако мы, имамъ зд быти, но тамо рша: бы законъ то бы прила льга баба тво». Владимиръ «Вол Господн да

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ Прп. (пам. греч. 10 мая). Сведения о нем содержатся в синаксарном Житии в составе службы этому святому, изданной в 1901 г. мон. Зосимой Эсфигменитом. Л. происходил из Трапезунда, принял постриг на Афоне в Великой Лавре, выделялся среди братии монашескими добродетелями. В период исихастских споров Л. переселился в окрестности совр. г. Волос и основал на зап. склоне горного массива Пилион, на месте древнего языческого святилища, мон-рь, посвященный мч. архидиак. Лаврентию. Благодаря помощи трапезундского имп. Алексея III Великого Комнина строительство было завершено в 1378 г. (новый собор был сооружен в 1764). Рядом с мон-рем Л. основал скит в честь Преображения Господня и во имя прор. Илии. В монастырском соборе сохранилась икона XVI в. с изображением Л. Л. не может быть одним святым с прп. Лаврентием , память к-рого указана под 10 мая в визант. стишных синаксарях (Paris. Coisl. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 673) и соответственно в слав. стишных Прологах ( Петков Г., Спасова М. Търновската редакция на Стишния Пролог. Пловдив, 2013. Т. 9. С. 31-32), т. к. эти агиографические памятники возникли до времени жизни Л. Ист.: Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 128-129. Лит.: Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2007. Τ. 9: Μος. Σ. 119-120; Μωσς Αγιορετης, μον. Ο Αγιοι το Αγου Ορους. Καρυς, 2008. Σ. 307. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462425.html

Плод молитвы главный не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение. Их постоянно надо возгревать и с ними жить, и ими дышать (5, п. 902, с. 175 176). 18. Молитву в ночное время, когда просыпаемся, можно совершать лежа Когда я писал вам ночью больше молиться, то разумел молитву перед сном, а когда просыпаетесь, и молитесь лежа, это не худое дело, а добрый замен пустых мечтаний в промежутках сна. Хорошо знать на память несколько псалмов, чтоб читать их в эту пору (8, п. 1378, с. 124). 19. Почему Господь не всегда исполняет наши молитвы Молитва никогда не пропадет даром, исполняет ли Господь прошение или нет. По неведению мы часто просим неполезного и вредного. Не исполняя этого Бог за труд молитвенный подаст другое что, незаметно для нас самих. Потому речь: " вот и Богу молитесь, а что получили? " безтолкова. Молящийся просит блага себе, указывая на него. Видя, что просимое не поведет к благу, Бог не исполняет прошения и этим творит благо: ибо если б исполнил, худо было бы просителю. Блюдите, како опасно ходите среди века сего лукавого! (8, п. 1406, с. 146). 20. Краткое молитвословие И еще о разстройстве вашей молитвы... Я писал вам о коротеньких молитовках, и вы отвечали, что набрали их, как я указывал. Так вот, извольте, и утром и вечером только сими молитвами молиться. Утром прочтите с полным вниманием: " От сна восстав... и прочее... благодарение Святой Троице " . Затем... творите те молитовки... повторяя каждую не менее трех раз (а если больше, не мешает) не спеша, все с мыслию и чувством. Заключите воззваниями ко всем святым, которых поминаете... и поминаем своих живых и умерших... и довольно... то же и на ночь делайте... и днем иной раз прочитывайте все подряд по разу... особенно когда идете куда. Ничто так не способствует собранию внимания пред лице Божие, как эти коротенькие молитовки. Молитву Иисусову вставляйте в среду их, как найдете удобно... чрез три и пять молитовок (1, п. 194, с. 239). 21. Собранность ума на молитве и средства к этому Чтоб на молитве ум не отбегал в сторону, надо стараться все время помнить Бога, и за делом, и в ходьбе, и дома, и вне, и наедине, и с сестрами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/119/...

Скачать epub pdf Апрель 16 Феодора Нижегородская, преподобная Преподобная Феодора, в миру Анастасия (Васса), дочь тверского боярина Иоанна и его супруги Анны, родилась в 1331 году. В 12 лет ее выдали замуж за нижегородского князя Андрея Константиновича. После 12 лет бездетной супружеской жизни князь скончался, приняв монашество († 1365). Святая княгиня прожила в миру еще 4 года, а затем даровала свободу всем слугам, раздала имущество и поступила в Нижегородский Зачатьевский монастырь. Ее постригал святой Дионисий, впоследствии архиепископ Суздальский († 1385; память 15/28 октября и 26 июня/9 июля). В иночестве святая часто пребывала без пищи день, два, а иногда и пять; ночи проводила в слезных молитвах, на теле носила власяницу. Она стяжала дар смирения и любви и все оскорбления переносила незлобиво. Пример ее святой жизни привлек в обитель весьма много благочестивых девиц. В ее общежительной обители постригались княгини и боярыни, всего было около 100 сестер. Преподобная Феодора скончалась в 1378 году. Читать далее Источник: Жития русских святых : В 2 т./[Коллектив авторов ; Ред. Н.В. Петрусенко]. - Москва : Сибирская благозвонница, 2011./Т. 1: Март-август. - 2011. - 1084 с. : ил.; Т.2: Сентябрь-февраль. - 2011. - 1101 с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Для раввинистической традиции, фиксация которой началась только с III в. по Р. Х., характерно критическое отношение к фигуре Е., который называется лицемером (Брешит Рабба 25. 1 на Быт 5. 24), что, видимо, связано с иудеохрист. полемикой. Его «взятие» на небо считается просто смертью (на основании Иез 24. 16-18). В раннем христианстве Влияние енохической традиции на христианство оценивается исследователями по-разному. С одной стороны, Е. праведник, угодивший Богу. И в книгах НЗ, и у христ. писателей цитируются его писания. С др. стороны, образ Е. занимает место в ряду ветхозаветных праотцов и пророков и воспринимается как один из прообразов Иисуса Христа. При этом в итоге енохическая лит-ра не признается канонической (за исключением Эфиопской Церкви). В НЗ о Е. говорится в Послании к Евреям: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр 11. 5). В Послании Иуды приводится цитата из 1 Енох 1. 9: «О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники»» (Иуд 14-15). Упоминание в Иуд 6 «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище», вероятно, является отражением предания о восстании исполинов, описанного в енохической лит-ре. Праотец Еноха. Роспись ц. Спасо-Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек Праотец Еноха. Роспись ц. Спасо-Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек Неск. мест в НЗ, связанных с именем ап. Петра, также содержат аллюзии на книги Е. (видение ап. Петра в Деян 10 напоминает 2-е сновидение Е.; в 2 Петр 2. 4-5 упом. та же история, что и в Иуд 6; в 1-м Послании ап. Петра есть ряд мест, созвучных Посланию Еноха). В раннехрист. толкованиях слов из Откровения Иоанна Богослова о не названных по имени 2 свидетелях Господа, к-рые будут пророчествовать в конце времен, общим стало мнение, что речь идет о прор. Илии и Е.: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище… Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их… И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города…» (Откр 11. 3, 6-8).

http://pravenc.ru/text/189985.html

1355. Ин. 14. 21, 24. 1356. Беседа 18, гл. 6. 1357. Беседа 16, гл. 7. 1358. Беседа 6, гл. 5. 1359. Беседа 27, гл. 19. 1360. То есть, правдами плотского мудрования или ветхого человека, отверженными Богом. Богу благоугодна одна евангельская правда. 1361. Беседа 4, гл. 6. 1362. Беседа 28, гл. 2. 1363.  Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились (Пс. 148. 5). 1364.  Увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1. 31). 1365.  Приидет день Господень яко тать в нощи, воньже небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаеми разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят (Пет. 3. 10). 1366. Быт. 2. 5. 1367.  Терния и волчцы произрастит… тебе (Быт. 3. 18). 1368. Быт. 2. 5–6. 1369. Быт. 1. 30. 1370.  Проклята земля за тебя (Быт. 3. 17). 1371. Быт. 4. 4. 1372. Быт. 4. 8. 1373. Рим. 5. 12. 1374. 2 Пет. 3. 10; Откр. 6. 14. 1375. Мироздание описано в 1 и 2 главах Книги Бытия. 1376. Действие чувств в святых мужах, обновленных Святым Духом, гораздо обширнее, нежели у людей, пребывающих в области падения. Даже некоторые механические средства, каковы зрительные трубы, телескоп, микроскоп и другие, распространяют действие чувств и соделывают видимым то, что в обыкновенном состоянии нашем невидимо. 1377. Быт. 1. 14–15. 1378. Ин. 16. 12–13; 1 Кор. 2. 13–14. 1379. 1 Кор. 2. 16. 1380. 1 Кор. 7. 12; 2 Кор. 13. 3. 1381. 1 Кор 6. 17. 1382. Мф. 5 48. 1383. 2 Пет. 1. 4. 1384.  Я сказал: вы боги (Пс. 81. 6). 1385. Быт. 2. 24; Мф. 19. 4–5. 1386.  И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1. 26). 1387.  И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2. 18). 1388. Быт. 2. 15; 3. 22–24. 1389.  И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1. 27). 1390. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2. 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1355. Ин. 14. 21, 24. 1356. Беседа 18, гл. 6. 1357. Беседа 16, гл. 7. 1358. Беседа 6, гл. 5. 1359. Беседа 27, гл. 19. 1360. То есть, правдами плотского мудрования или ветхого человека, отверженными Богом. Богу благоугодна одна евангельская правда. 1361. Беседа 4, гл. 6. 1362. Беседа 28, гл. 2. 1363. Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились (Пс. 148. 5). 1364. Увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1. 31). 1365. Приидет день Господень яко тать в нощи, воньже небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаеми разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят (Пет. 3. 10). 1366. Быт. 2. 5. 1367. Терния и волчцы произрастит… тебе (Быт. 3. 18). 1368. Быт. 2. 5–6. 1369. Быт. 1. 30. 1370. Проклята земля за тебя (Быт. 3. 17). 1371. Быт. 4. 4. 1372. Быт. 4. 8. 1373. Рим. 5. 12. 1374. 2 Пет. 3. 10; Откр. 6. 14. 1375. Мироздание описано в 1 и 2 главах Книги Бытия. 1376. Действие чувств в святых мужах, обновленных Святым Духом, гораздо обширнее, нежели у людей, пребывающих в области падения. Даже некоторые механические средства, каковы зрительные трубы, телескоп, микроскоп и другие, распространяют действие чувств и соделывают видимым то, что в обыкновенном состоянии нашем невидимо. 1377. Быт. 1. 14–15. 1378. Ин. 16. 12–13; 1 Кор. 2. 13–14. 1379. 1 Кор. 2. 16. 1380. 1 Кор. 7. 12; 2 Кор. 13. 3. 1381. 1 Кор 6. 17. 1382. Мф. 5 48. 1383. 2 Пет. 1. 4. 1384. Я сказал: вы боги (Пс. 81. 6). 1385. Быт. 2. 24; Мф. 19. 4–5. 1386. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1. 26). 1387. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2. 18). 1388. Быт. 2. 15; 3. 22–24. 1389. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1. 27). 1390. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2. 7).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

21 . Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. Царь Иакова (или Израиля) говорит язычникам, чтобы они представили свои доказательства или оправдания культа идолов тому избранному народу, от Иакова происходящему, который был в ветхозаветном периоде, как бы посредником между язычниками и Господом. Не Господу должны предъявлять свои доказательства язычники, а тому народу, которому поручено было хранение святыни догмата о Едином Боге. 22 . Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. 23 . Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги, или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели. 24 . Но вы ничто, и дело ваше ничтожно; мерзость тот, кто избирает вас. С 22-го стиха говорит пророк; он говорит от имени верного Израиля: он ставит язычникам условия, которым конечно не могут удовлетворить их ложные божества, которые суть ничто. Мы очень хорошо знаем, что никогда в истории всего человечества не было ничего подобного пророчествам, произносимым среди Израиля. Мы знаем из Геродота, как двусмысленны и туманны были предсказания, произносимые оракулами; в немногих случаях они были только советами, а в некоторых случаях оракулы были подкуплены 1378 . Таков характер и всех других языческих оракулов в других частях света. Мы повторяем, пророки и пророчества среди Израиля были явлением единственным в истории человечества; явление это стоит вне естественного развития ума человеческого и не может быть объяснено никакими законами; это – проявление милосердия Божия и приуготовление человечества к восприятию грядущего Искупителя, к восприятию сердцем священнейшей тайны о любви Божией, о воплощении Бога, о страдании Его и смерти за человека, дабы воскресением даровать ему радостную жизнь вечную. Об этом именно грядущем Благовестнике правды и Искупителе и посланы были глаголать пророки, из которых яснее всех глаголал великий Исаия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

539 «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим. 13:3–4 ). 540 В главе 13 Послания к Римлянам ап. Павла, из которой взяты приведенные в двух предшествующих примечаниях слова, речь идет о необходимости послушания земным властям и исполнения закона, в то время как Христос утверждал, что его Царствие «не от мира сего». 541 Между прочим, приводимые вами слова Спасителя сказаны Им апостолам, которые пытались защищать Его в Гефсиманском саду (См.: Мф. 26:52–53 (примеч. 2 и 3 к «Открытому письму» В. П. Соколова), и распространительное их толкование не соответствует контексту и так же произвольно, как если бы кто-либо для противоположной цели стал цитировать слова Спасителя о «двух мечах»: «Продай одежду и купи меч» ( Лк. 22:35–38 ). 542 Сергий Радонежский (ок. 1321–1391) – основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику князя Дмитрия Донского, к которому был близок. Благословил последнего на борьбу с татарами перед Куликовской битвой. Канонизирован Русской православной церковью. Дмитрий Донской (1350–1389) – великий князь московский (с 1359 г.) и владимирский (с 1362 г.), сын Ивана II. При нем в 1367 г. построен белокаменный кремль в Москве. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татар; руководил их разгромом в битве на р. Вожа (1378). В Куликовской битве 1380 г. (верховья Дона) проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение Василию I без санкции Золотой Орды. Канонизирован Русской православной церковью. 545 Экхарт (Eckhart) Иоганн (Майстер Экхарт) (ок. 1260–1327) – представитель немецкой средневековой мистики, приближавшийся к пантеизму; доминиканец, проповедовал на немецком языке. В учении об абсолюте выделял безосновное божественное ничто («бездну») как основу Бога и всего бытия. В 1329 г. папской буллой многие тезисы Экхарта объявлены еретическими.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010