Взяв преподобного Андроника, святитель Алексий вернулся в Москву. Он предоставил много средств для основания нового монастыря, место для которого было выбрано за рекой Яузой. На вопрос преподобного Андроника во имя кого построить храм в обители, святитель Алексий рассказал: «Когда мы плыли от Константинова града к Русской земле, внезапно поднялся сильный ветер в море, так что корабль начал погружаться. Тогда я дал обещание, что если Господь поможет мне, то создам церковь в честь того святого, праздник которого случится в день, когда приду к пристани. И тотчас же Божиею помощию волнение прекратилось на море, и мы вошли в пристань месяца августа в 16-й день. И завещал я поставить церковь в честь Нерукотворенного образа Спасова, но забываю в делах церковных. Ныне же хочу упраздниться от дел и исполнить обет». Так вскоре была воздвигнута прекрасная церковь , освященная митрополитом в честь пречистого Нерукотворенного образа Спасителя. Преподобный Андроник был поставлен святителем Алексием игуменом новой обители. В монастыре был принят общежительный устав. Преподобный Андроник со смирением и усердием нес настоятельские труды, пребывая во всяком воздержании и молитве; он был воистину кроток и смирен сердцем, как благоразумный ученик кроткого учителя – Преподобного Сергия. К преподобному Андронику часто приходили люди за духовным советом и благословением. Братия монастыря умножалась в числе и преуспевала в добродетелях (см.: «Житие и жизнь преподобнаго отца нашего игумена Сергиа» – «Богословские труды», сб. 11., М., 1973, с. 226–227). Некоторые современные исследователи указывают на несоответствие отдельных фактов этого сказания летописным данным и отмечают, что строительство Спасо-Андрониковского монастыря было связано с деятельностью не святителя Алексия, а святителя Киприана, митрополита Московского. Как бы ни решились в дальнейшем спорные вопросы, несомненно, что первоначальная история монастыря тесно связана с именами обоих Московских святителей: Алексия († 1378, память 12 февраля) и Киприана († 1406, память 16 сентября), что позволило в непродолжительное время собрать в монастыре прекрасных зодчих, иконописцев и книжных писцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Свт. Алексий, митрополит Московский (на митрополичьем престоле в 1354—1378 гг., память 12 февраля, 20 мая, 5 октября — вместе со свтт. Петром и Ионой). Родился в нач. XIV в. в семье черниговского боярина Федора Бяконта, переехавшего в Москву во второй половине XIII в. Свт. Алексий поддерживал московских князей в политике, целью которой являлось объединение русских земель вокруг Москвы и создание централизованного государства. Канонизирован в 1448 г. Житие свт. Алексия было создано пермским епископом Питиримом, а затем — Пахомием Логофетом (Сербом). В 30-х гг. XX в. после разрушения Чудова монастыря мощи свт. Алексия были перенесены в московский Богоявленский кафедральный собор. Глава 37. Об архимандрите Игнатии    Полезно будет в назидание слушающим рассказать и о таком случае.    Игнатию, мужу честному, многим известному в наше время, архимандриту Дионисиевой пещеры, пришлось однажды идти к своему монастырю. Был уже вечер, когда он достиг обители святого Сергия. Пробыв здесь ночь, он решил подняться пораньше и поскорее отправиться в путь, не поклонившись гробу Преподобного. Но когда он выходил из монастырских ворот, вдруг все члены тела его расслабились, так что он не мог сдвинуться с места, пострадав таким образом за то, что не счел нужным поклониться святому. И вот принесли его и положили у раки Преподобного, и начал он молиться со слезами о согрешении своем, и тотчас стал здоровым, как будто ничего и не было, и отправился в путь свой, хваля Бога и благодаря святого.    Тот, кто не захотел сам своими ногами прийти, тут же был принесен. Так Бог прославил Своего угодника, который милостиво исполняет прошения тех, кто поклоняется с верою мощам его, а небрежных учит иметь больше страха.    Все это мы записали со слов бывшего при этом свидетеля.    Вероятно, имеется в виду Игнатий (нач. XV в.), Архимандрит Нижегородского Печерского монастыря, берущего свое начало от пещеры на берегу Волги, выкопанной свт. Дионисием, Архиепископом Суздальским († 1385, память 26 июня).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Радуйся, благодатная Богородица Дева,/ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш,/просвещающий находящихся во тьме./Веселись и ты, старец праведный,/принявший во объятия Освободителя душ наших,/дарующего нам воскресение. Кондак, глас 1: Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим/и руце Симеоне благословивый,/якоже подобаше, предварив,/и ныне спасл еси нас, Христе Боже,/но умири во бранех жительство/и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче. Кондак, глас 1 Утробу Девы освятив рождением Твоим,/и руки Симеона благословив,/заранее, как надлежало,/и ныне Ты спас нас, Христе Боже./Но огради миром среди войн народ Твой/и укрепи тех, кого Ты возлюбил,/Единый Человеколюбец. 12 ФЕВРАЛЯ. ПРЕСТАВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ, ЧУДОТВОРЦА (1378) Тропарь, глас 8: Яко апостолом сопрестольна,/и врача предобра, и служителя благоприятна,/к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, богомудре чудотворче,/сошедшеся, любовию в память твою светло празднуем,/в песнех и пениих радующеся и Христа славяще,/таковую благодать тебе даровавшаго исцелений/и граду твоему великое утверждение. Тропарь, глас 8 Как престолом равного Апостолам,/и врача искуснейшего, и служителя благоприятного,/к раке твоей священной прибегая, святитель Алексий, богомудрый чудотворец,/и собравшись с любовью в память твою, мы торжественно празднуем,/с гимнами и песнопениями ликуя и Христа славя,/даровавшего тебе такую благодать исцелений,/и граду твоему – великое утверждение. Кондак, глас 8: Божественнаго и пречестнаго святителя Христова,/новаго чудотворца Алексия,/верно вси поюще, людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго,/служителя же и учителя премудра земли Российстей./Днесь, в память его притекше, радостно возопием песнь богоносному:/яко имея дерзновение к Богу,/многообразных нас избави обстояний, да зовем ти:/радуйся, утверждение граду нашему. Кондак, глас 8 Божественного и досточтимого святителя Христова,/нового чудотворца Алексия, все мы с верою воспевая,/с любовью прославим, люди, как пастыря великого,/служителя же и учителя премудрого земли Российской./В сей день в память его собравшись,/радостно возгласим песнь Богоносному:/“Дерзновение имеющий пред Богом,/избавь нас от многообразных бедствий, да взываем тебе:/Радуйся, утверждение граду нашему!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/tropari-i...

Киприан, святитель, митрополит Киевский и всея Руси († 1406; память 27 мая/9 июня, 16/29 сентября, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) По национальности южный славянин, возможно, из тырновской семьи Цамблаков. Свой путь начал в Келифаревском монастыре Феодосия Тырновского, ушел оттуда в Константинополь, затем на Афон. В Византии Киприан сблизился с патриархом Филофеем Коккином и стал его келейником. Около 1373 года был послан патриархом в Литву для примирения литовских и тверских князей с митрополитом Алексием (Бяконтом, † 1378; память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня). Посетив святителя Алексия, он заверил его, что будет ходатайствовать за него в Константинополе, и, получив от святителя богатые дары, направился в Литву. Литовский князь Ольгерд. давно враждовавший против Москвы и употреблявший все возможные средства для возвышения над нею, вручил Киприану грамоты к Константинопольскому патриарху, в которых просил патриарха поставить им митрополита Киприана. В противном случае угрожал просить себе митрополита у латинской Церкви. Патриарх Филофей уступил просьбам литовских князей и 2 декабря 1375 года (по Макарию (Булгакову) , в 1376 году) возвел Киприана в сан митрополита Киевского и Литовского с правом и на всю Россию по кончине митрополита Алексия. В 1378 году, после смерти митрополита Алексия, Киприан отправился в Москву в надежде, что его примут как митрополита всея Руси. Но великий князь Дмитрий Донской († 1389; память 19 мая/1 июня) не захотел признать Киприана, так как намечал на Русскую митрополию своего кандидата. Киприана не только не признали в Москве, но предали его бесчестию и поруганию. Оскорбленный до глубины души, митрополит Киприан возвратился снова в Киев и управлял литовским духовенством. В 1380 году, по смерти выбранного великим князем кандидата Михаила (Митяя), Киприан был признан митрополитом всея Руси, но ненадолго. В 1382 году, заподозрив его в союзе с Ольгердом, князь Дмитрий Донской вернул его обратно в Киев, а на его место призвал митрополита Пимена († 1389).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Приехав в Орду, митрополит Алексей отслужил молебен об исцелении Тайдулы и, когда окропил ее святой водой, она внезапно прозрела. Памятником этого чуда стоит в Москве Чудов монастырь, устроенный в Кремле святителем на земле, подаренной Тайдулой. Едва святитель возвратился из Орды, как должен был ехать туда третий раз. Новый хан Бердибек требовал от всех русских князей усиленной дани и собирался войной на Русскую землю. Святитель Алексей, при помощи исцеленной Тайдулы, укротил ярость Бердибека и даже получил от него новый ярлык, подтверждавший права церкви и духовенства. Перед своей кончиной (12 февраля 1378 г.) святитель Алексей имел утешение видеть великокняжеский престол упроченным за Москвой и Россию на пути к освобождению от тяжкого и многовекового татарского ига. Тропарь: Яко апостолом сопрестольна, и врача предобра, и служителя благоприятна, к раце твоей честней притекающе, святителю Алексее, богомудре чудотворче, сошедшеся любовию в память твою, светло празднуем, в песнях и пениях радующеся, и Христа славяще, таковую благодать тебе даровавшего исцелений, и граду твоему великое утверждение. Преподобные Мартиниан, Зоя и Светлана (Фотиния) 26-е февр. (13 февр церк.кал.) Преподобный Мартиниан с молодости поселился в пустыне, в окрестностях Кесарии Палестинской. В его юном теле бушевали плотские страсти, душа его смущалась дьявольскими искушениями, но святой Мартиниан побеждал их строгим постом, молитвой и трудами. Так он подвизался в пустыне 25 лет. Им была обращена к праведной жизни святая Зоя, бывшая раньше блудницей и нарочито явившаяся к нему, чтобы соблазнить его. Святой, став босыми ногами на раскаленные угли и с великим усилием перенося боль, говорил: “Каков же будет огонь геенский!” Пораженная терпением и страданием отшельника, Зоя раскаялась в своем поступке и просила святого Мартиниана помолиться о ней. По его указанию, она отправилась в Вифлеемский монастырь святой Павлы, где прожила лет 12 до своей кончины и строгими подвигами искупила свои грехи. До самой кончины святая Зоя не пила вина, питалась только хлебом и водой, и то через день-два, и спала на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Поучение Алексия митрополита от апостольских деяний к христолюбивым христианам//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1847, ч. 5. – С. 30–39. Невоструев К. И. Вновь открытое поучительное послание святого Алексия, митрополита Московского и всея России. Поучения христианам нижегородских и городецких пределов//Душеполезное чтение. – 1861, ч. 1. – С. 449–467. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Труд святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. – М., 1892. Литература: Попов А. Сборник статей в православной памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. – СПб., 1911. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – М., 1871. – С. 132. Анатолий, архимандрит. Житие Алексия, митрополита всея России, Московского чудотворца. – Одесса. 1905. Питирим, епископ. Краткое описание жития святителя Алексия//Духовный вестник. – 1862. Пахомий Логофет. Житие митрополита всея Руси Алексия, составленное Пахомием Логофетом//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.; Сергиев Посад, 1877–1878, т. 4, 1–2. Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 2-е изд. – СПб., 1899, т. 2. – С. 12, 23. Браил. Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. – 1896. – С. 46. Токмаков И. Историческое и археологическое описание Московского Алексеевского монастыря. – 2-е изд. – М., 1896. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 2. – С. 260–261; т. 4. – С. 24. 63, 111. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 953, 959–961 и прим. 2. – С. 964, 1247, 1248; кн. 3. – С. 650, 651. Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, 1848, ч. 6. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. – 3-е изд. – СПб., 1882.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Святитель Алексий (IV в.) — митрополит Московский и всея Руси, управлял Русской Церковью с 1354 по 1378 гг.; происходил из боярского рода, мирское имя — Елевферий, был крестником князя Иоанна Калиты. В 13-летнем возрасте, ловя птиц, он вдруг услышал голос, назвавший его Алексием и сказавший, что ему надлежит быть «ловцом человеков». В 1320 г., когда ему было 15 лет, поступил в Богоявленский монастырь, где своей подвижнической жизнью обратил на себя внимание митрополита и великого князя. В 1352 г. был посвящен в сан епископа Владимирского, в 1354 г., после смерти митрополита Феогноста, — в митрополита Киевского и Российского. Еще при земной жизни был чудотворцем: исцелил от слепоты супругу татарского хана, которая в благодарность подарила ему земли в Московском Кремле, где святитель основал знаменитый Чудов монастырь (разрушенный большевиками). В память чудесного спасения от кораблекрушения святитель Алексий основал Спасо-Андроников монастырь. В настоящее время мощи святителя покоятся в Елоховском Богоявленском соборе. Память 20 мая/2 июня, 5/18 октября и 12/25 февраля. Служил ли отец Иоанн, он весь входил в созерцание Господа, он видел Его как бы предстоящим и действующим. Епископ Серафим (Чичагов) вспоминает, что отец Иоанн «поражал и иногда потрясал всех глубиною своей молитвы. На основании моих бесед с ним я могу только изобразить его молитвенное состояние. Он становился пред Господом, как перед солнцем, и, чувствуя невыразимый блеск света Божественного, закрывал глаза и ясно ощущал свое нахождение в лучах этого света и от них тепло, радость и близость к Христу Спасителю. Во время молитвы после причащения Святых Тайн Батюшка иногда чувствовал, как Господь проникает сквозь его тело в сердце, подобно тому, как Он по Воскресении прошел сквозь стены дома к апостолам, и тогда он получал сознание, что невидимая душа его успокаивается в невидимом Боге» (См.: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский: Воспоминания самовидцев. М.: Отчий дом, 2004. С.678). ...здесь мы больше читаем духовные размышления, но это только часть его дневника, другая же, где он себя укоряет, где часто указываются личности, на которых он гневался и по отношению к которым у него являлись те или другие дурные чувства, эта часть дневника не напечатана.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Мощи князя Владимира и матери его Анны, неизвестно когда открытый, до 1653-го года лежали в Корсунской паперти Софийского собора, а в сем последнем году, по указу царя Алексея Михайловича и по благословению патр. Никона, перенесены в самый собор, – Собр. лem. III, 191–192. 28 . Князь Новгородский Мстислав Ростиславич Храбрый, сын вел. князя Ростислава Мстиславича, внук Мстислава Владимировича, о котором говорили мы выше под 6-м, правнук Владимира Мономаха , скончавшийся 14-го Июня 1180-го года. Местная память его в Новгородском Софийском соборе, в котором он погребен, установлена неизвестно когда, но представляется вероятным думать, что более или менее вскоре после установления памяти князя Владимира Ярославича и его матери Анны 117 . Мощи Ростислава Мстиславича, князя Новгородского, неизвестно когда открытые, лежат в Софийском соборе на вскрытии, –преосв. Макария Археологическое описание церковных древностей в Новгороде, I, 70. 29 . Кирилл Белозерский, основатель Белозерского Кириллова (названного по его имени) монастыря, который находится в теперешнем уездном городе Новгородской губернии Кирилове, в 602-х верстах к северо-востоку от Новгорода и в 37-ти верстах к юго-востоку от тогдашнего города области Белозерска, скончавшийся 9-го Июня 1427-го года. Представляя собою знаменитейшего подвижника северной Руси после преп. Сергия Радонежского, преп. Кирилл стал обще почитаемым святым Русской церкви, не знаем – после или без предшествующего местного почитания в самом его монастыре, еще скорее преподобного Сергия, а именно – вместе с ним не позднее, как с 1447–1448 года 118 . 30 . Митрополит Алексий, скончавшийся 12-го Февраля 1378-го года. Общецерковное празднование его памяти, не знаем – предварявшееся ли местным празднованием в Чудовом монастыре, в котором он погребен, было установлено митр. Ионою в конце 1448-го года непосредственно вслед за восшествием его на митрополичью кафедру (что было 15-го Декабря указанного года), быв самым первым деянием его как митрополита 119 . Празднование памяти св. Алексия совершается трижды в году: 12-го Февраля, в день преставления, 20-го Мая, в день обретения мощей, и 5-го Октября, в день четырех святителей Московских 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Уроженец Полтавщины, схиархимандрит Андроник «возвратился» на Колыму, где немало выходцев с Украины, именно в канун трагических событий (начавшихся в ноябре 2013 г.) и для того, наверное, чтобы свидетельствовать - мы одна вера, одна история, мы один народ!.. К огда взираешь на большую икону Преподобного, еще недавно ступавшего по земле (он скончался в 1974 г.), как-то явственно появляется ощущение и цельности, и в то же время некой «невместимости» человеческой жизни в отпущенный ей земной век. Конечно, это объяснимо, здесь у нас только некое относительное завершение, в начале вечного бытия. Вот, рядом: от рождения - до образа в храме. К этому, к святости и преподобию призывается Богом каждый человек, живущий на земле. У каждого свое время, своя эпоха. У Андроника она совпала с трагическими потрясениями родного Отечества, и оказалась - для него, как и для многих миллионов людей -- очень протяженной, как бы нескончаемой по множеству мытарств, страданий и печалей, когда и день иной был подобен целому веку (и «дольше века длится день» - Б.Пастернак). Пролистаем, прикоснемся кратко к основным вехам жизненного пути св. Андроника. «ТАИНСТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ» Алексий Лукаш родился в крестьянской семье в селе Лупа Лохвицкого уезда Полтавской губернии 12/24 февраля 1889 года, в крещении получил имя Алексия, вероятно, в честь святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1378 г.), память его отмечается в этот день, и общего их покровителя Алексия, человека Божия, жившего в V веке... В этот же день празднуется и одна из самых почитаемых икон Божией Матери - Иверская, прославившаяся на Афоне. Особую любовь к Богородице Алексий Лукаш пронес через всю свою жизнь. 12 февраля 1889 года пришлось на Неделю (воскресенье) о Страшном Суде. В семье было пять детей - Филипп, Иоанн, Варвара, Алексий и Василий, отец Андрей Лукаш работал почтальоном в селе и возил почту из города Ромны. Он был человек жесткий, вспыльчивый, порой выпивал, скандалил... Мама же Акилина, красивая, кроткая, целомудренная, она-то приучала детей к церкви, к молитве, и особенно воспринимал эту ее любовь Алексий. Мать нередко наблюдала, как он, встав ночью, скрестив руки на груди, горячо молился о родных, об отце, матери, сестренке и братьях...

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

212 Не решаем окончательно вопрос о степени самостоятельности труда Афанасия Высоцкого, так как возможный оригинал ни в византийской, ни в южнославянской письменности пока не выявлен. 213 Список Син. 193 слова Симеона Нового Богослова «О молитве» действительно может считаться одним из самых старших. В самом Троице-Сергиевом монастыре рукописи Слова возникли намного позже: наиболее древний Троиц. 13 – рубежа XIV и XV вв., МДА 49 – первой трети XV в., Троиц. 181 и 183–30-х годов XV вв., Троиц. 180–1443 г. 214 АММС. М., 1984. 5. См. также: Назаров В Д. Генеалогия Кошкиных Захарьиных-Романовых и предание об основании Георгиевского монастыря//Историческая генеалогия. 1993. 1. С. 22–31. 216 Кстати, Романовская волость в начале XVI в. соприкасалась с землями Кир- жачского монастыря: АФЗХ. М., 1951. Ч. 1. С. 119–123. 217 Очевидно, это те же Герасим и Павел, которые в качестве митрополичьих послов ходили в 1363 г. в Нижний Новгород (вероятно, вместе с тем же Сергием). Но тогда Герасим был просто игуменом, а на Киржач он явился в качестве архимандрита – следовательно, в более позднее время по сравнению с 1363 г. 221 Тихонравов Н. С. Указ. соч. С. 60–61. Постригся Андроник вероятнее всего в 1355 г., поскольку память апостола Андроника (17 мая) приходится на воскресенье в 1355, 1360, 1366 гг. 222 Собственноручная запись Троицкого келаря Симона Азарьина (РГБ. Ф. 173/1. 203. Л. 264), собиравшего сведения о всех учениках преподобного Сергия Радонежского. О сочинениях Симона Азарьина см.: Клосс Б. М. Симон Азарьин: сочинения и автографы//Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения, 1995. М., 1995. С. 49–55. 225 Вздорное Г. И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. Л., 1968. Т. 23. С. 190–191. 226 В Житии Сергия описывается чудо с видением ангела, причем вместе с Сергием священнодействует Федор, а на службе присутствует князь Владимир Андреевич. Это означает, что в 1374 г., когда Троице-Сергиев монастырь перешел под патронат Владимира Андреевича, Федор находился в монастыре. Кроме того, Федор не мог по каноническим правилам стать игуменом ранее 1375 г., так как родился около 1342 г. С другой стороны, основание Симонова монастыря произошло не позже 1377 г., при живом митрополите Алексее (Алексей скончался 12 февраля 1378 г., но в середине зимы вряд ли логично было заниматься выбором места для строительства будущего монастыря).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010