Силы 2-го полка в первой половине 1943 года вели бои с отрядами партизан в районе Пожаревца, Донег Милановца, Неготина и Майданпека. Партизаны совершали нападения из засады и налеты, тогда как силы полка охраняли объекты и вели поиско-разведывательные мероприятия с целью уничтожения и рассеивания противника. Такие бои происходили под Пожаревцем, в самом Неготине, на горе Главчина под Трстеником, в ходе которых было убито и захвачено в плен несколько десятков партизан. В январе 1942 года командир 2-го полка генерал Егоров ушел с должности по болезни и был заменен полковником Мержановым. Во второй половине 1943 года силы 2-го полка продолжали борьбу с партизанами в Восточной Сербии. В оперативном отношении 1-й и 2-й полки были подчинены командованию 704 дивизии Вермахта. Силы 2го полка в 1944 году вели бои как против партизан, так и четников. Партизанские отряды из Черногории и Боснии провели серию нападений на позиции 2-го полка под Доним Милановцем, Биолетиной и Добры. Одновременно четнические отряды совершали нападение на силы 2-го полка с целью захватить оружие и так окружили силы 9-й роты в Майданпеке. Командир 9-й роты обер-лейтенант Волковский по приказу командования взорвал склад боеприпасов и вышел с ротой в Дони Милановац. Впрочем, подобная деятельность четников быстро прекратилась, так как в августе 1944 года сюда пришли новые партизанские части, разбившие и разоружившие четников. На основе Новосадской дружины в Белграде в районе Баницы было начато создание 3-го полка в декабре 1941 года. В марте 1942 года Новосадская 1-я дружина (батальон) была отправлена на усиление 1го полка в Лозницу, а оттуда в рудник Заячу и в село Рогачицу. 1-ая и 5-ая сотни 1-ой дружины 3го полка в Рогачицу отправились после молебна перед иконой святого Андрея Первозванного полученную из Афонского монастыря генерал-майором Артамоновым. В мае 1942 года Новосадская дружина была переброшена в Косово в район Косовской Митровицы, Вучитырна и рудника Трепча. Силы 3-го полка в 1942 году были дислоцированы в Косово в районах Косовской Митровицы,Вучитырна и Звечан, а также в Южной Сербии в районах Кралево и Йошаничкой бани.

http://ruskline.ru/opp/2023/02/18/russka...

Два человека погибли и трое были ранены при бомбардировке города Владичин-Хан. Пять человек, включая трёх врачей, получили ранение в городе Чачак. В городе Кралево были ранены пять человек и более 30 гражданских зданий разрушено…» [ 10 ] Пресса: «Как сообщает информационное агентство ТАНЮГ, пожилая супружеская пара и четырёхлетняя девочка убиты, а четыре человека ранены в деревне Старо Градско в крае Косово. В Мурино в результате бомбёжек жилых кварталов погибли шесть человек и ранено семеро. Ещё одна кровавая бойня разыгралась в городе Чачак, где в результате налёта натовской авиации разрушено тридцать частных домов, убито четыре и ранено 13 человек. Вот какие подробности сообщило агентство Ассошиэйтед Пресс: 80-летний Бранислав Майстрович работал в саду, когда услышал рев атакующих самолётов. Упал на землю, а когда поднялся, увидел метрах в 50 от себя двоих соседей с оторванными взрывной волной головами. Доставленная в больницу с ранением 70-летняя Даница Обренович со слезами на глазах рассказала, как погиб её 28-летний сын: он вышел из подвала, чтобы посмотреть, как жена и ребёнок, и был убит осколком бомбы…» [ 11 ] 1 (14) мая. НАТО нанёс удар по албанскому селу в Косово – 100 человек погибло, на ферму сбросили 8 кассетных бомб. Деревня Кориша близ Призрена – удар по колонне беженцев. 7 (20) мая. Самым варварским бомбардировкам подвергся Белград. В районе Дединье пострадала больница, ранено две роженицы, выведено из строя 3 операционных, погибло 3 человека. Бомбардировкам подверглись также район Топчидера, окрестности Овалы, химический комбинат в городе Барич и ГРЭС в городе Обреновац… 8 (21) мая. Бомбардировки южного Белграда, нефтехранилищ, дорог. В Сомборе погиб по меньшей мере один человек. В 13.00 по Москве вновь зазвучала воздушная тревога. 12 (25) мая. Свидетельство очевидца : «Во время бомбёжек в ночь с 25 на 26 мая в храме Апостолов Варфоломея и Варнавы в Раковице произошёл пожар. Сгорели Евангелие и иконы» [ 12 ] 15 (28) мая. В результате ночных бомбёжек территория Воеводины и Белград остались без электричества и водоснабжения, прервана телефонная связь.

http://pravoslavie.ru/37365.html

Война с западною Болгариею происходила в 1292 г. Шишману вздумалось поживиться на счёт Сербии, как Милютин усиливался на счёт империи; но Стратимир не разсчёл, что у него далеко не те средства, что у Милютина 657 . «Сильный, нечестивый, царь татарский Ногай поднимается против меня со всеми силами. Мое кралевство посылает ему дары. Беззаконный царь, спешивший против меня, возвращается назад. Послал я к нему на службу сына Стефана с знаменитыми начальниками. Когда уже отчаивались в возвращении его, он воротился невредимый; закипало междоусобие у нечестивых». Татарин Ногай, столько известный России, в 1294 г. свергнул с болгарского престола Тертера и посадил Смильцу;– гордый хан грозил тем же и Милютину. Недолго после того закипело междоусобие между сыновьями Ногая; старший сын Тшуке (Цока) разбил на голову младшего; тот обратился с жалобою к х. Тохтаге; война кончилась пленом и смертию Ногая, в 1299 г. 658 «Безбожные персы и арабы вооружились на христианский род. Они поселились в великой Романии и укоренились тут на полной свободе, живя 20 лет. Мое кралевство призывает некоторую часть их на службу, к зависти соседей царей. Когда же задумали они погибель моему кралевству, тогда я смирил их в конец не только в моем кралевстве, но и в Романии; города их были разрушены; никого не осталось из этого нечестиваго рода во всей Романии, за исключением тех, которые стали рабами сербских начальников». Выгнанные из Палестины крестоносцы, смешавшиеся там с арабами, явились во Фракии с именем арабов; сперва терпели их, дали им земли в Романии. Но обжившись, они стали хозяйничать на манер разбойников, захватывали чужую собственность, похищали жен и девушек. Преследовавшие их магометане увеличивали страдания православных. Бессильная империя не могла совладеть с буйными бродягами-фонами. Когда обязавшиеся служить Милютину составили заговор на жизнь его, Милютин решился рассчитаться с незванными гостями по своему. Он выгнал всех их за Дунай, за исключением лучших, оставшихся в числе прислуги 659 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мониторинг СМИ Раздел Косова хуже независимости Сторонники разделения в сербской политике решили объявить частичку северной части Косова провинцией, которую бы получили после проведения границы 20.05.2011 12:46 Раздел Косова на данный момент является наихудшим решением для сербов, живущих на южном берегу реки Ибар, и верным признаком того, что беженцы никогда не вернутся туда, откуда были прогнанными. Разделение - это сигнал, что 80 тысяч сербов, живущих к югу от реки Ибар, могут исчезнуть. Существует два сценария их окончательного исчезновения: первый это насилие крупных масштабов, вызванное разделением, и миграция на север, другой - постепенная утечка и мягкие этнические чистки. Многие из 230 тысяч перемещенных лиц и тех, кто остался, уже почувствовали на себе оба метода. Политики, которые думают, что переселение на север укрепит Косовска-Митровицу и улучшит этническую ситуацию, очень ошибаются, потому как однажды переселенные люди с юга не будут и не смогут оставаться со своими 35 тысячами соотечественников на севере края. Они не задержатся даже в Рашке (недалеко от границы), обойдут стороной и Кралево, они побегут как можно дальше – в Белград или на Запад. Так Косово навсегда утратит свой тыл, университет - студентов, больница - пациентов ... Превратится в придаток, где только преступникам будет чем заняться. Идея разделения Косова возникла примерно тогда же, когда и сам конфликт, она существует как решение, как необходимость, когда нет другого выхода, как окончательное отделение сербов от албанцев, как прагматичное и реалистичное решение, как бремя, которое никто не осмеливается включить в свою программу. О ней вспоминают в трудные моменты, как о выходе, о котором никто не знает, как он выглядит и кто и когда должен заплатить за его применение. Ее крупнейший промоутер и сторонник - Добрица Чосич, в последние годы своей деятельности Зоран Джинджич поддержал идею разделения, а Ивица Дачич - первый сербский политик, который после него публично выступил за это решение.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Но если мы с помощью наших ученых находим в Москве с самого начала первой половины XVII века довольное количество и учителей, и школ, зато мы, несмотря на все розыски, вовсе не находим тех школяров, которые бы учились в четырех указанных московских греко-латинских школах, которые бы чем-нибудь заявили потом о себе, оставили хотя бы какой-нибудь след своего обучения в этих школах. Что потребность учиться у русских того времени существовала и что некоторые из них действительно не прочь были поучиться, на это есть указания. Некто Степан Олябьев в 1650 году заявлял, что он хотел было учиться по-латыни у Арсения Грека, но когда того сослали на Соловки, то он перестал учиться и азбуку изодрал. Ордин-Нащокин, желая дать сыну образование, окружил его пленными поляками. Матвеев пригласил к себе известного переводчика Спафария, который и учил его сына «по-гречески и по-латыни литерам малой части». В Пустозерске при сыне Матвеева был учитель «из меньшаго польскаго шляхетства, Иван Лаврентьев сын Поборский» 2 . У полковника Перекрестова был учитель его детей Иван Богдановский 3 . Архиепископ Рязанский Иларион учился по-гречески у иверского архимандрита грека Дионисия 4 . Певчий Лаврентий отдан был своим отцом учиться по-латыни у Сильвестра Медведева 5 . Полоцкий, по прибытии своем в Москву, давал частные уроки латинского языка по Альвару 6 . По заявлению известного книжного справщика инока Евфимия, появление неправославных мнений у некоторых русских второй половины XVII века объясняется между прочим и тем, что наша тогдашняя знать в видах дать детям образование стала держать у себя домашних иностранных учителей 7 . Но этого мало. В видах получить образование русские юноши ездили учиться в польские и киевские школы. Сын русского варшавского резидента Тяпкина в особой речи благодарил короля Польского за его «государское жалованье, за хлеб и соль и за науку школьную, которую употреблял, будучи в его государстве» 8 . Патриарх Иоаким появление у нас латинских воззрений на время пресуществления Святых Даров объясняет таким образом: «Юноши неции, – говорит он, – из царствующего града Москвы восхотеша отъити в Полское кралевство, ради учения латинскаго, иже отшедше и учащеса в латинских училищах», заразились там латинскими воззрениями, которые потом и перенесли на Русь 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Могло быть и то и другое, а вернее, что было что-нибудь третье. Если не заглядением, то долговременным разглядыванием, мы воздали долг святочтимому месту. С помощью зажженных свечей мы разобрали начертанную по окраине нишевой арки большими и красивыми, но слитыми в некоторых местах и не в меру кудрявыми буквами надпись, шестую уже на этот счастливый день, гласящую следующее: Престависе рабь Божий 20;стоя Раяковинь погоусломь оугарчикь и съродникь Краля Марка. Зеть Жупана Гр ωпе. Лет ω (6888­1380)... месяца окт ωвриа αι, инд. г. Вась же молю братия моя любимая прочитающе простите... а рабь... яко вы можете быти како я... а я, како вы, николиже 30 . Трогательная своей грустной философией, заметка эта свела на душу давно потребное умиление. Умеем мы – славяне – своим простодушием задеть за сердце другого, но – вот беда наша! – любим и из-за гроба похвалиться, что мы не простые смертные, а Кральские родственники и зятья безвестного Жупана! Впрочем, оставим в покое кости доброго предка. Если бы он не считал делом важным свое родство с великими мира сего, может быть и не счел бы нужным заявить о себе потомству, и мы вовсе не знали бы, что он существовал. Мы уже видели, как язычник Фронтон хвалится в соседней Пелагонии тем, что он заменит на должности некоего сына некоего базарного досмотрщика. Правда, что там дело шло хотя о ничтожной, но собственной деятельности человека, а здесь идет – о чужом величии, но вспомним, что здесь зато сам Марко Кралевич, воспетый витязь славянства, является перед нами! В частности же для нас, он стоил целых десятков Фронтонов уже тем одним, что доставил нам случай узнать, что в 1380 г., следовательно, почти накануне Коссопольской катастрофы, Охрида славянствовала, что Марко в то время был кралем, что в крае был (может быть) свой Жупан, которого зять был погуслом (?) угарчик (??) и пр. Все же, что-нибудь пришлось узнать новое. Осталось только неизвестным – зачем эта надгробная заметка начертана поверх иконы Божией Матери. Самое вероятное объяснение есть то, что Остоя тут и похоронен под церковным помостом.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Эти части понесли потери в одной операции в нескольких случаях (10 убитых и 26 раненых) против отряда четников из Таково – Югославское Войско в Отечестве) и частей партизанского отряда «Шумадия». За несколько дней до Крагуеваца в г. Кралево была проведена «акция возмездия» со стороны немецкого первого батальона 749/717 пехотной дивизии, и в эти же дни – на территории Лозницы, в деревне Драгинац и окружающих 13 деревнях, – в истреблении населения всех возрастов третьим батальоном 698/342 немецкой пехотной дивизии и вспомогательными подразделениями. Это также является чудовищным преступлением той осени, но, к сожалению, оно никогда не рассматривалось в суде и не было хорошо и корректно изучено. Конечно, такие «акции» были и раньше: расстреливали и вешали еще в самом начале оккупации – в апреле – из-за убийства фольксдойчера в Панчево. Так что к октябрю сербы, евреи и цыгане уже сильно страдали на всей территории своего государства. Кроме того, помимо казней, создавались и концентрационные лагеря – как подтверждение приверженности оккупантов своей расовой квазинаучной теории. Октябрь отличается лишь осложнением ситуации: растущими немецкими потерями и приказом «100 за одного». Основная проблема заключается в том, что в этот период отсутствовала адекватная судебная обработка многих преступлений, кроме преступления в Крагуеваце, но даже эти детали были неизвестны до недавнего времени. Эти детали, конечно, очень помогли в окончательном завершении моих исследований. Не все преступники найдены Франц Бёме – Чему посвящено ваше исследование и как вы его делали? – Мое исследование основано на специальной сетевой методологии, которая включает антропологическое исследование захоронений жертв массовых расстрелов и оценки количества скелетов в них на основе известных параметров и методов захоронения, анализ деталей из показаний свидетелей, анализ необработанных судебно-следственных документов. Затем был мониторинг подразделений, которые совершили преступления, их дислокация, ее изменение и возобновление преступлений, поиск преступников и, наконец, сравнение выводов, указывающих на конкретное количество жертв и многие сопутствующие обстоятельства, связанные с этим.

http://pravoslavie.ru/131813.html

Повесть о Василии Златовласом Притча, яко невестам-девицам и юным вдовицам, хотящим посягати замуж, не довлеет женихов своих злословити и присланных от них бесчестить. Повесть творим о Василии королевиче Златовласом Чешския земли и о Полиместре его прекрасной кралевне французской Бысть в древние лета в немецких режах 992 , в Чешской земли, во граде Праге король именем Мстислав зело благонравен, и богат, и славен, и всякия добродетели исполнены. И, имея тот король сына именем Василия, еже есть сын его Василий зело доброделен и прекрасен зело, а власы у него, аки злато, сияют. И таковыя ради красоты его прозва отец его Златовласом, понеже у него власы, аки злато, сияют. Королевич же Василий Златовласый имея при себе отроков благоличных во свои лета, сенаторских и рыцарских детей, в великой чести. И егда приспе ему время женитьбе, и начат его отец, король Мстислав, искати ему невесты-девицы в жену, дабы была ему во всем подобна красотою и разумом, сыну его Василию. Сын же его Василий королевич зело желая сего, еже бы ему такову супружницу поняти 993 , подобну себе красотою и мудростию, и начат спрашивать купеческих людей, которыя ездят по многим землям, и царством, и королевством, где кто знает ему подобну девицу красотою и разумом. И некто от гостей 994 именем Василий «Аз, великий королевич, знаю невесту тебе во Франции у короля Карлуса, дщерь его, девицу, прекрасную Полиместру, красотою лепше 995 тебя и разумом подобна тебе во всем». Королевич же Василий Златовласый, услыша от гостя такия слова, зело усумнеся и возгореся сердцем своим, помышляя, како бы сию кралевну поняти. И шед ко отцу своему и рече ему «Отче мой драгий Станислав! Твоего кралевского величества гость Василий поведа ми о дщерии, кралевне Полиместре, короля Карлуса французского, о красоте ея, яко она красотою лепше мене и разумом и премудростию подобна мне. Молю тя, драгий мой отче, да пошлеши во Францию поклисарей 996 , сиречь сватов, к королю Карлусу да даст за мя дщерь свою кралевну Полиместру». И рече ему отец его «Милый мой сыне Василий! Не смею учинить сего, понеже Французское королевство издавна велико и славно, и честно, и богато, а наше кралевство пред ним мало, и убого, и неславно. И французский король не даст за тя, лише срамоту приимешъ себе и мне, и поклисарии наши бездельны 997 возвратятся». Тогда же кралевич Василий вельми зело опечалися, и отец его, король, рек ему «Сыне мой возлюбленный! О сем не печалуйся, как хощешь чини по своей воли». Королевич же Василий зело о сем радостен бысть, яко отец его воли с него не снял, и отправя полномочных поклисарей, вдав им великия дары, и лист написа к королю Карлусу с великими дарами и велел поднести королю Карлусу. А кралевне, дщери его, прекрасной Полиместре от кралевича Василия драгоценную чашу, и подписав на дне чаши тоя, писание же сицево «Кралевна государыня прекрасная Полиместра! Приими сию чашу и поди за меня, за кралевича Василия Златовласова». И написа к королю Карлусу с дарами и отпусти поклисарей тех.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранный от Царя сил Господа Иисуса Христа и призванный благодатию от кралевскаго рода во иночество и архиерейство, первосвятителю Сербския Церкве, богоносне отче Савво, удовли нас восхваляти тя с любовию, яко богодарованнаго пастыря и учителя нашего; ты же, имея дерзновение ко Господу, вкупе с отцем и братом твоима по плоти, мироточивым Симеоном и преподобным Симоном, первовенчанным кралем, молися выну о спасении всего достояния своего, православнаго народа сербскаго, и о нас грешных, избавляя от всяких зол, бед и скорбей, вопиющия ти: Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче. Икос 1 Ангельскую чистоту от юности возлюбив, Савво блаженне, во младости великий подвижник благочестия показался еси, во еже всем дивитися благонравию и благочестию души твоея, зане яко юноша сый и кралевич рождением, постом, бдением и молитвами, плоть твою обуздал еси. Сего ради и слышиши от нас похвальныя песни таковыя: Радуйся, отца благочестиваго и матере благонравныя, сыне Богом возлюбленне; Радуйся, единаго Бога всем сердцем твоим возлюбивый; Радуйся, рождением твоим родителя утешивый и неплодие ею разрешивый; Радуйся, плод благословенный, многими молитвами испрошенный; Радуйся, кралевскаго рода Немани отрасль святопрозябшая; Радуйся, Сербския земли духовная красото; Радуйся, родителю твоею в старости утешение и радование; Радуйся, има паче других чад, зело любимый; Радуйся, плотоугодие еще во младости отвергнувый; Радуйся, о благих небесных паче неже о земных выну помышлявый; Радуйся, чистоты душевныя и телесныя добрый рачителю. Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче. Кондак 2 Видев суету и непостоянство славы земныя, Савво богомудре, устремился еси духом твоим в горняя ко Господу, Иже зря твое желание божественное, посла к тебе инока преподобнаго из святыя горы Афонския, егоже поучением наставляемый, оставил еси родителя твоя и отечество твое, в жребий же земный Пресвятыя Богородицы на святую гору Афонскую пришел еси, и тамо во обители Российстей водворился еси, зовый немолчно с работающими Господеви, ангельскую песнь: Аллилуия. Икос 2

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Предисловие Часть первая. Тексты греческие и славяно-русские Предварительные библиографические заметки о рукописях легенды I. Парижский 770, XIV в., перг., лл. 72–75=Пар. II. Венецианской библиотеки св. Марка, Class. VII, cod. 42, перг., ХШ в., л 183 об, – 185=В1 III. Из сборника † проф. Сречковича XIII–XIV в., лл. 189–194=С. IV. 1-ая редакция: Имп. П. Б-ки, Пог. 808, XVI в., лл. 19–31 (с вариантами) V. 2-ая редакция: Имп. П. Б-ки, Пог. 808, XVI в., лл. 178–186v (с вариантами) VI. 3-я, распространённая редакция: Троицкой Лавры, 745, XIV–XV в., бум., лл. 122–134=Л4 (с вариантами) VII. 4-ая редакция: Имп. П. Б-ки, Q. I. 333, л. 132–139 (Толст. II, 84)=П4 Часть вторая Глава I. Исследование греческих списков легенды 1. Списки Пар., А, В2 и В3. 2. О греч. списке Вен. Class. VII, 42=В1 3. Эпизод о встрече Георгия с дьяволом Глава II. О юго-славянском, сербском тексте в сборнике Сречковича Глава III. Несколько выводов Глава IV. Ещё о списке Сречковича и о некоторых вопросах, возбуждаемых, как текстом чуда о драконе в сборнике С, так и этим сборником вообще Глава V. Сербский сп. XVI в., изданный акад. Ягичем в Arch. IX Глава VI. Легенда в обработке кардинала Стефанески (с приложением текста из Cod. Vat. in Arch. S. Petri in Vat. C. 129, XIV в., ff. 16 об. – 41 об.) Глава VII. Литературная история русских текстов легенды. Тексты Палейные Глава VIII. Литературная история русских текстов легенды 1-й и 2-й редакций 1. Заметки о списках 1-й и 2-й редакций 2. Анализ вышеуказанных редакций легенды Глава IX. 1-я и 2-я редакции легенды в отношении к её палейным редакциям Глава X. 3-я русская (распространённая) редакция легенды Глава XI. 4-я русская редакция легенды Глава XII. 5-я русская редакция легенды Глава XIII. Белорусско-московская редакция легенды Глава XIV. Легенда в Минеях-Четиих св. Дмитрия Ростовского Глава XV. Русские духовные стихи о св. Георгии 1. Краткий обзор истории изучения русских духовных стихов 2. Русские духовные стихи о мучениях св. Георгия 3. Русские духовные стихи о св. Георгии и драконе 4. Общие заключения о русских духовных стихах о св. Георгии Глава XVI. Георгий и былинные сюжеты – Георгий и его отношение к повестям, сказкам и легендам 1. Георгий и Добрыня Никитич 2. Георгий и Михаил-Поток 3. Алёша Попович – змееборец 4. Георгий и Марко Кралевич 5. Георгий и Дигенис Акрит 6. Георгий и сказочно-легендарный материал Глава XVII. Несколько экскурсов к предыдущему исследованию 1. О некоторых географических и личных именах в легенде 2. По поводу вопроса о происхождении легенды о Георгии и драконе 3. По поводу иконографии Георгиевской легенды о драконе Дополнения и поправки Словарь  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010