Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖИЧА [др. название - Дом Св. Спаса], жен. мон-рь в честь Вознесения Господня Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Находится близ г. Кралево (Сербия). История Возведение мон-ря, название к-рого на серб. языке означает «край, богатый зерном», по образцу мон-ря Студеница (кон. XII в.) ок. 1206 г. начали серб. кн. Стефан (впосл. король, см. Симон Монах ) и его брат, мон. Савва (впосл. архиепископ Сербский). После получения в 1219 г. Сербской Церковью автокефалии и возведения мон. Саввы в сан архиепископа работы были ускорены, т. к. Ж. была избрана кафедрой Сербской архиепископии. В 1220-1221 гг. строительство монастыря было завершено, храм расписали мастера, приглашенные из Византии. Украшение храма завершилось к открытию в 1221 г., в день Вознесения Господня, в обители 1-го церковно-народного Собора. В Ж. состоялась коронация кн. Стефана Первовенчанного. По свидетельству Феодосия Хиландарца , кор. св. Стефану очень понравилось великолепие храма, и он пожаловал мон-рю 3 грамоты-повельи и множество даров. В одной из грамот были перечислены святыни обители (частица Животворящего Креста Господня, риза и пояс Пресв. Богородицы, десница и частица главы Иоанна Крестителя, мощи др. святых), ктиторы и монастырские земельные угодья. Текст грамоты первоначально был написан на сев. стене собора под куполом (оригинал не сохр.). Между 1224 и 1227 гг. кор. Стефан издал новую грамоту, дополнившую старую, текст к-рой поместили на юж. стене под куполом. В 1228-1230 гг. из монастыря Студеница в Ж. были перенесены нетленные останки св. Стефана Первовенчанного. В 1228 г. в Ж. короновали Радослава, сына Стефана Первовенчанного. Собор Вознесения Господня. Ок. 1206-1221 гг. Собор Вознесения Господня. Ок. 1206-1221 гг. В 1233 г. архиеп. Савва на церковном Соборе в Ж. избрал своим преемником Арсения I , к-рый в 1253 г. утвердил Печ центром Сербской Церкви (см. Печская Патриархия ). Тогда же в Печ были перенесены святыни и б-ка. Несмотря на сложное положение Ж. в посл. четв. XIII в. из-за набегов татар, болгар и половцев, свт. архиеп. Сербский Евстафий I в 1285 г. возвратил кафедру архиепископии в Жичский мон-рь. Но его преемник архиеп. Иаков переехал в Печ и перенес с собой мощи умершего в Ж. архиеп. Евстафия. Возможно, в это же время мощи св. Стефана Первовенчанного были переданы в мон-рь Сопочани. Ок. 1292 г. архиеп. Сербский Евстафий II (1292-1309) перенес кафедру обратно в Ж. и начал реконструкцию обители, продолжившуюся при кор. Милутине, архиепископах Сербских Савве III (1309-1316) и Данииле II (1324-1337), когда были восстановлены разрушенные части храма, укреплены столбы, переложена крыша, выполнены новые фрески (1310), возведена и расписана трапезная, увеличена башня, построены хозяйственные палаты.

http://pravenc.ru/text/182327.html

А. А. Лукашевич, А. А. Турилов Иконография Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись ц. Кралева в Студенице. 1314 г. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись ц. Кралева в Студенице. 1314 г. Согласно исследованию Ж. Лафонтен-Дозонь, изображение композиции «Введение Богородицы во храм» первоначально известно в составе цикла жития Богородицы. В монументальных росписях встречается с IX в. (капеллы Иоакима и Анны в Кызылчукур, IX в., Богородицы и святых Иоанна Предтечи и Георгия в Гёреме, нач. или 1-я пол. X в. (Каппадокия); собор Св. Софии в Киеве, 1037-1345; ц. Успения Богородицы в Дафни, ок. 1100; Спасо-Преображенский собор Мирожского мон-ря в Пскове, 40-е гг. XII в.; ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), 1295; ц. Богоматери в с. Сушица близ Скопье (Македония), кон. XIII в.; ц. Спасителя в мон-ре Жича (Сербия), 1309-1316; Кралевой ц. (святых Иоакима и Анны) в мон-ре Студеница (Сербия), 1314; ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318; ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Сербия,Косово и Метохия), ок. 1320; собор мон-ря Хиландар на Афоне, 1320-1321; мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321). Эта композиция в цикле жития Богородицы может располагаться в алтаре (собор Св. Софии в Киеве, ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница), в наосе (ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, Кралева ц. в мон-ре Студеница), в параклисе (ц. Спасителя в мон-ре Жича, ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино), в зап. компартименте под хорами (собор Мирожского мон-ря), в нартексе (ц. Успения Богородицы в Дафни, мон-рь Хора). Как отдельное событие, литургически вспоминаемое и празднуемое Церковью, Введение Богородицы во храм изображено на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613), на иконах в составе праздничного ряда иконостаса (фрагмент эпистилия, XII в., мон-рь Ватопед; фрагмент эпистилия, кон. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; икона нач. XIV в., мон-рь Хиландар; икона из Кирилло-Белозерского мон-ря, 1497, КБИАМЗ), а также в монументальных росписях, где композиция представлена как самостоятельный сюжет.

http://pravenc.ru/text/149979.html

Протоевангельские циклы имеются в росписях кафоликонов афонских монастырей: в Протате (нач. XIV в., мастер Панселин); в Хиландарском (1303); в Ватопедском (1312); на Балканах: в церквах Богородицы в с. Сушица близ Скопье, Македония (XIII в.), Спасителя в мон-ре Жича, Сербия (1309-1312), праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314, мастера Михаил и Евтихий). Вручение Марии пурпурной пряжи. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 гг. Вручение Марии пурпурной пряжи. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 гг. Один из наиболее полных протоевангельских циклов палеологовского времени представлен на мозаиках кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321), украшенного по заказу вельможи Феодора Метохита. Детству и юности Девы Марии посвящены мозаики внутреннего нартекса. Композиции располагаются на сводах, арках, парусах и в люнетах стен. Цикл, состоящий из 18 композиций, начинается в сев. люнете (сюжет плохо сохранившейся композиции неизв.), переходит на паруса под куполом, в к-ром изображена Богоматерь Воплощение, окруженная пророками. На сев.-зап. парусе - сцена «Отвержение даров Иоакима и Анны», на парусах и арках изображены: «Моление Иоакима в пустыне», «Благовестие Анне», «Встреча у Золотых ворот», «Рождество Пресв. Богородицы» (в вост. люнете), «Первые семь шагов Марии», «Благословение Марии иереями» и «Ласкание Марии» (на сев. своде), «Введение во храм Пресв. Богородицы» со сценой питания Марии ангелом (на юж. своде), «Питание Марии ангелом», «Обучение Марии в храме», «Вручение Марии пурпура», «Моление Захарии о жезлах», «Вручение Марии Иосифу» («Обручение»), «Иосиф ведет Марию в свой дом», «Благовещение у колодца», «Сомнения Иосифа». Следующие сцены, также основанные на И. П., относятся к детству Христа, предваряющему евангельскую историю, и помещены в экзонартексе: «Сон Иосифа», «Путешествие в Вифлеем» и «Перепись в Вифлееме». Протоевангельские циклы в XIV в. становятся устойчивым элементом программы росписи в храмах не только во имя Пресв. Богородицы, но и иных посвящений. Сцены «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы» в системе храмовой декорации в соответствии с годовым литургическим кругом праздников попадают в один ряд с евангельскими событиями: напр., в росписи храмов вмч. Димитрия Солунского в Пече (ок. 1345); вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония (ок. 1376); Вознесения в мон-ре Раваница, Сербия (ок. 1387); Св. Софии (сер. XIV в.) и св. Феодоров в Мистре (ок. 1400).

http://pravenc.ru/text/200365.html

357 . Boojamra J. L. Social thought and reforms of the Patriarch Athanasios of Constantinople (1289–1293; 1303–1309)//Byz 1986. 55(1). 332–382. 358 . Constantelos D. J. Life and social welfare of Patriarch Athanasios I (1289–1283, 1303–1309) of Constantinople// Θεολογα. 1975. 46. 611–625. 359 . Fallier A. Le séjour d’Athanase II d’Alexandrie à Constantinople//REB 1977. 35. 43–71. 360 . Fallier A. La première démission du patriarche Athanase (1293) d’après les documents//REB 1992. 50. 137–162. 361 . Faith healing in late Byzantium. The posthumous miracles of the Patriarch Athanasios I of Constantinople by Theoktistos the Stoudite/Ed., transl. Talbot A. M. Brookline, MA 1983. (The Archbishop Iakovos Library of Ecclesiastical and Historical Sources. 8). Boojamra J. L.//GOTR 1983 (Winter). 28:4. 379–381. 362 . Gennadios. Δο νκδοτα γρμματα το πατρνρχου Κ πλεως θανασου Α//EEBS 1952. 22. 227–232. 363 . Gennadios von Heliupolis. πρτη π το θρνου ποχρησνς το πατρνρχου θανασου Α// ρθοδοξα. 1953. 28. 145–150. 364 . Gill J. Emperor Andronicus II and Patriarch Athanasius I//Byzantina 1970. 2. 13–19. 365 . Hanson C. L. Religious minorities in Palaeologan Constantinoplë patriarch Athanasius I and the Jewish community in the reign of Andronicus II//Proceedings of the PMR Conference/Ed. Pulsiano Ph. Villanova, Pa. 1989. 14. 135–146. 366 . Kazhdan A. P. Two letters of Athanasius I, Patriarch of Constantinoplë An attempt at reinterpretation//Charanis Studies. Essays in Honor of P. Charanis/Ed. Laiou-Thomadakis A. E. New Brunswick, N. J. 1980. 79–83. 367 . Kydonopoulos E. Ο οικουμενικς Πατριρχης Αθανσιος Α και η μον του Μεγλου Λογαριαστο// Βυζαντιν. 1995–1996. 18. 257–260. 368 . Laiou A. Ε. Athanase Ier de Constantinople et la succession de Montferrat//Byz 1972. 42(2). 603–606. 369 . Laurent V. Le serment de l’empereur Andronic II Paléologue...//REB 1965. 23. 124–139. 370 . Matschke K.-P. Politik und Kirche im spätbyzantinischen Reich: Athanasios I, Patriarch von Konstantinopel 1289–1293; 1303–1309//Wiss. Zs. der Karl-Marx-Universität Leipzig. 1966. 15. 479–486.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

А за тем пустых земель осталось 1496 четьи с осминою. И те пустые земли отдавати из монастыря из найму, а оброк имати в монастырь. А пахати на монастырь та земля не велено для тово, что оставалась в разных селех» (Рукоп. Кирил. библ. 70–1309, л. 148 об.–156). 196 Писцы 1601 года большею частью оставляли взнос оброчного хлеба только по необходимости, именно в тех вотчинах, где для вытчиков не доставало двухдесятинных наделов (в пашне и пустых вытях) или там, где пашня была отдалена от крестьянских вытей и почему либо неудобна. Пустой земли (пашни) за наделами в 1601 году осталось 1496 четвертей с осминою (т. е. 748 1 / 4 десятин), но «пахати на монастырь та земля не велено для тово, что оставалась в розных селех» (Рукоп. Кирил. библ. 70–1309, л. 156). 197 Следует заметить, что этотъ вид крестьянского тягла практиковала в монастырской вотчине значительно ранее 1601 года. В «оброчнике» 60-х годов XVI века замечено относительно крестьян села Пантелеймоновского (приобретенного монастырем в 7068 году), что они «пашут за оброк десятины на всякую выть, по 3 осмины ржи да по 3 чети овса» (Рукоп. Кирил. библ. 69–1308, л. 286 об.). Вообще же надел крестьянских вытей (в размере 1–1½ десятин на каждую) для посопного хлеба, в XVI веке, особенно часто имел место в дворцовых землях. (Примеры см. в рецензии П. Н. Милюкова на исследование А. Лаппо-Данилевского, Организация прямого обложения., Отчет о 33-м присужд. наград графа Уварова, стр. 51–52). В книге сошного письма (Имп. Публ. Библ. Q, И, 42) наличность указанного надела узаконена замечанием: «а в государевых дворцовых селех и в поместных землях в выть доброй земли по 5 десятин, а середние земли по 6 десятин, а худые земли по 7 десятин, а на посонной хлеб наддавати на выть по десятине» (П. Н. Милюков, там-же, стр. 52). Такие же десятины в XVI веке венчались и в монастырских вотчинах (см. там же). 199 Опись 1601 года одно и тоже название денежного оброка прилагает к двоякого рода дснежным сборам: вопервых, к повытным платежам (к «вытным деньгам», «вытному оброку») крестьян, вовторых к деньгам, подучавшимся в качестве платы на условиях найма. Под «денежным оброком» мы разумеем здесь первого рода платежи. (Сравн. напр. слова описи: «да ниже (т. е. крестьянам) платити в монастырь прежнево оброку денгами 17 алтын пол 4 деньги по 2 алтына и по 2 деньги с выти». Рукоп. Кирил. библ. 70–1309, л. 91; «та пашня игумену з братьею отдавати в наймы из оброку», там же, л. 114 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Неизвестна и точная дата его отъезда из Вернёя в Париж. Условная датировка 1301 г. дается на основании нормативной в то время продолжительности обучения в Париже от поступления на фак-т искусств (см. Artes liberales ) до завершения занятий на теологическом фак-те и получения степени бакалавра теологии. Однако, поскольку в списке насельников парижского монастыря францисканцев, датируемом 1303 г., имя Н. де Л. отсутствует, некоторые исследователи предположили, что он прибыл в Париж только после 1303 г. и прошел курс теологического обучения быстрее, чем это требовалось уставом ун-та (см.: Angotti. 2011. P. 221-223). Годы обучения Н. де Л. в Париже совпадают с непродолжительным периодом преподавания на теологическом фак-те Парижского ун-та выдающегося представителя поздней схоластики Иоанна Дунса Скота ( 1308), который читал лекции в 1302-1303 и 1304-1307 гг. Однако Н. де Л., судя по всему, принадлежал не к числу последователей Иоанна Дунса Скота, но, напротив, к лагерю его противников, которые сохраняли верность традиц. францисканской теологии 2-й пол. XIII в., развивавшейся под сильным влиянием августинизма. Степень бакалавра теологии Н. де Л. получил не позднее окт. 1307 г. (см.: Delmas. 2011. P. 19). Вероятно, в 1308 или 1309 г. Н. де Л. стал д-ром теологии и начал преподавать на теологическом фак-те Парижского ун-та (см.: Glorieux. 1933. P. 215). Об этом свидетельствует упоминание его с соответствующим титулом в документе, датируемом 1309 г., а также присутствие даты 1309 г. в соч. «Доказательство пришествия Христа», которое по происхождению и форме является т. н. вопросом на разные темы (quodlibet). В виде таких вопросов доктор (магистр) теологии представлял свою позицию на занятиях со студентами в качестве «преподающего учителя» (magister regens). Н. де Л. продолжал читать лекции в Парижском ун-те до конца жизни, однако его мало интересовала спекулятивная схоластическая теология; к нач. 20-х гг. XIV в. его интересы полностью сместились в область библейской экзегезы.

http://pravenc.ru/text/Николай ...

Совершенно новой чертой является рассказ о том, что Александр перед выступлением опять учит своих бояр, на этот раз обращая внимание их на нищих. Выражение по поводу того, что князь не успел послать вести к отцу «В град Киев» (так в изд. списке первон. редакции); «жалостно слышати» опущено, как в Рост. Комп. и Ник. лет. Время выступления обозначается так: «в день недельный, в ню же свершается память свв. отець шестаго събора...» (относительно «шестого» собора ср. Русск. Врем.). Личность Пелгуя очерчена в несколько ином духе: Сей же бысть разумен и благочестив и сему поручена бысть стража утреничнаа морьскаа (ср. изд. список). Слова князя, обращенные к нему, распространены фразой: дóндеже узрив славу Божию (ср. Ник. лет.). Формула Невского боя, которая в первоначальной редакции отличается чрезмерной краткостью, изменена до неузнаваемости. Говорится, что полки бились «крепко на многы часы», причем отмечено, что «никогда же бо бывала такова брань князем Русским преже сих, яко и за рукы емлющеся сечахуся». Кровь лилась при этом «яко туча дождевнаа», «и паде множество трупиа от обоих». Только к вечеру «призре Господь милостивным си оком на род христианьскый и поможе великому князю Александру». Первая часть этой формулы представляет буквальное сходство с не раз упомянутым описанием боя в Паремии в честь Бориса и Глеба: «и съступишася обои и бысть сеча зла; ака же не бывала в Руси и за руки емлюще сечахуся». Выражения же «на многы часы» и «пролиася кровь яко туча дождевнаа» типичны для Повести о Мамаевом побоище 106 . Что касается до указания, что битва продолжалась до вечера, то и для него есть параллели в новости о Мамаевом побоище (ср. Полное Собр. Русских Летописей, т. IV, стр. 80: в 9 час дни призре Господь милостивыма очима на вси князи Рустии) и в других воинских повестях 107 . Вообще, можно думать, что автор жития был знаком с целым рядом воинских повестей, из которых он взял краски для дополнения картины боя. Гораздо меньше его интересует эпизод с шестью храбрецами. Он ограничивается перечислением их имен и следующей общей картиной: «Сии убо мнозех от Римлян нарочитых убиша, инех же руками яша и многи корабля разбиша и доехав кралев шатер великыи златоверхыи и столп его подсекоша». Отдел молитв, который вообще у автора богато предоставлен, увеличивается новым вкладом в виде особого благодарения, произнесенного Александром, в подражание Дмитрию Донскому из повести о Мамаевом побоище 108 , по возвращении с победы. Оказывается, что тот же 9 стих 19 псалма, который в первоначальной редакции приведен перед битвой, перенесен сюда и превращен здесь в зерно новой молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К сему бо имеяше велию веру и к святым страстотрьпцем Борису и Глебу и всегда память их честно творяще. Бе же тогда некто муж, стареишина земли Ижрьскиа, именем 243 Пелгусии, наречено же бысть имя ему в святем крещении Филипп. Сей же бысть муж разумен и благочестив, и сему поручена бысть стража утреничная морьская. Оному же стрегущу обоя пути и всю нощ без сна пребысть, стражбу свою деющи. И егда же въсходящу солнцу, услыша шум страшен по морю и виде насад гребущ, в немже стояща святии страстотрьпци Борис и Глеб во одежах чрьвленах, рукы свои на рамех дръжаща. Гребци же седяще, акы мьглою одеяни. И рече блаженный Борис: «Брате Глебе, повели грести, да поможем сроднику своему Александру». Пелгусии же, видев таковое видение и слыша глас от святою мученику, и зело трепетен стояше. И отиде насад от очию его. Он же иде скоро, поведа сиа великому князю Александру. Князь же великии рече ему: «Не повежд сиа никому же, дóндеже узриве славу Божию». И бысть час шестыи дне, съшедшимся обоим плъком и бившимся крепко на многи часы. Никогда же бо бывала такова брань князем Русским прежде сих, яко и за рукы емлющеся сечяхуся. Пролиася кровь, яко тучя дождевная и паде множьство трупиа от обоих. И уже бяше вечеру сущу, призре Господь милостивным си оком на род христианьскии и поможе великому князю Александру, изби множство безчислено от Римлян, яко и самому кралеви възложи печять на лице копием своим. В полку же тогда великого князя Александра явишяся шесть муж храбрых, крепко мужъствовавше по своем князи. Гаврил Олексин, Збыслав Якупов, Яков Полочянин, Миша Новъгородець, Сава и некто от слуг Александровых, именем Ратмир. Сии убо мнозех от Римлян нарочитых убишя, инех же руками яшя и многы корабля разбишя и доехав кралев шатер, великии, златоврьхии, и стлъп его подсекошя. Видевше ж Римляне падение шатра, зело възметошяся и въскоре побегошя. Бысть же в то время чюдо дивно, якоже 244 при Езекеи цари, егда прииде Сенахирим, Асириискии царь, хотя пленити святый град Иеросалим, и внезапу Ангел Господень изби от плъку Асирииска 185000.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Трое из них знали греческий язык: старец Арсений Глухой, Богоявленский игумен Илия и мирянин Григорий Онисимов. С ними работали еще старец Антоний Кралев и известный протопоп Иван Наседка. Для них отведена была особая комната, «палата» так назыв. «Правильная». При справщиках состоял вспомогательный штат чтецов и писцов. Работали на совесть, по документам, не довольствуясь догадками от своего разума. Пособием служила богатая коллекция пергаменных и бумажных, по возможности самых древних рукописей. Собраны были они по особому указу царя и патриарха: «повелеста от градов книги харатейныя добрых переводов древних собрати и от тех древних божественных писаний стихословия исправляти, яже неисправлением от преписующих и многолетних обычаев погрешена быша». Так образовалось начало знаменитой в науке нашего времени так называемой «Типографской Библиотеки» рукописей в Москве. Благодаря особому вниманию к книжно-типографскому делу патр. Филарета, получился довольно показательный статистический итог. Оказалось, что из Московской типографии за время п. Филарета вышло печатных изданий книг больше, чем за все время русского книгопечатания от его начала при Грозном. Цикл богослужебных книг был напечатан полностью и некоторых даже по много изданий. Вся Минейная «Библиотека» в 12-ти томах была напечатана полностью, равно как Октоих и Каноник. В двух изданиях вышли: Триодь Цветная, Шестоднев, Учительное Евангелие. В трех изданиях явились: Евангелие, Псалтирь Следованная, Триодь Постная, Типикон. В 4-х изданиях: Апостол, Требник, Минея Общая. В 5-ти изданиях: Часослов. В 6-ти: Служебник. На титульных листах всех книг значится благословение патриарха, а у некоторых из них отмечено и личное его свидетельствование. В послесловиях не раз отмечено, что изданные книги исправлялись по древним харатейным славянским спискам, но нигде не сказано, чтобы они сличались с текстом греческим, будь то рукописным, или новопечатным. Детальной построчной проверки этого факта наша наука еще не проделала. И, вероятно, инструкция сверху, от патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Третий имянем Ияков, Полочанин, ловчий бе у князя; сей наеха на полк с мечем и много мужество показа. Четвертый имянем Миша, Новоградец; сей пешь с дружиною изби три корабли Римлян. Пятый имянем Сава; сей великий шатер кралев златоверхий подсече; Римляне же, видевше падение шатра, возмятошася. Шестый имянем Ратмир; сей много бися пешь, егоже оступиша мнози Римляне, и от многых ран пад, скончася. Избиено же бысть множество Римлян, а останок их с срамом побеже. А трупия мертвых своих великих воевод три корабли наметаша и потопиша в мори, а иных ямы иззасыпаша, а язвении бес числа бяху, Новоградцев же токмо 20 убиено бысть. Чюдо о ангельском пособии Бысть же в то время чюдо предивно и памяти достойно, якоже в древняа дни при царе Иезекии, егда прииде Сенахирим, царь Асирийский, хотя пленити святый град Иерусалим, и внезапу Ангел Господень изби от полка Асирийска 185 тысящ, и въсташа заутра и обретоша трупия мертвых. Тако же и ныне при победе великаго князя Александра, егда победи краля, обон пол реки Ижеры, идеже не бе проходно полком Александровым, и тамо обретошася многое множество трупиа мертвых, иже избиени от Ангел Божиих. Христолюбивый же великий князь Александр Ярославич возвратися с предивною победою во свою отчину в Великий Нов град, славя и благодаря Бога, глаголя сице: Благодарение. «Благодарю Тя, Владыко преблагый, и славлю имя пресвятое Твое, яко призвах бо Тя, Премилостиве, в день печали моея, избавил мя еси, и не оставил еси нас, убогых раб своих. Тии безбожнии спяти быша и падоша, мы же, раби Твои, востахом и исправихомся, Твоею помощию спасаеми. Всех бо тепле кающихся милуеши; благодетельствуеши 263 и прославляеши, иже от всея душа Тебе работающих, и всем, иже со страхом и любовию Тебе ищющим, близ обретаешися, и к Тебе Единому зрящих не презираеши, и всем, иже к Твоей дрьжаве прибегающим, вся, яже на пользу, прошения подаваеши. Ты бо еси един благых податель, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веком, аминь». Оттоле же обыче зватися святый Александр Невский, понеже рать спя бысть с Римляны близ великиа реки Невы, усть реки Ижеры, в лето 6749.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010