К. Владимирским, который, подобно Боголюбскому, домогался добыть воли над Новгородом. Григорий был современником Пр. Варлааму Хутынскому и посвящал его в Игумена. Вот частное событие из жизни Григория: «В первое лето архиепископства его, бысть гром страшен зело и молния: пришедшим со кресты от Св. Софии ко св. Михаилу Архангелу, на Михайлову улицу, и поющим девятую песнь; и шибе гром и молния, и падоша ниц вси людие, и загореся Церковь древяная: но, своею милостию, соблюде Бог молитвами Св. Арх. Михаила и Святителя Григория, не бысть беды ни коея же церкви, а два человека до конца мертвы быша, по храме древяном» 146 . Св. Григорий преставился 24 Мая 1193 г.; погребен в теремце, подле гроба Иоаннова. Братья – друзья также не разлучились здесь на земле, как и там – за пределами юдольного мира. Почивает под спудом. Память совершается 4-го Октября и 10 Февраля. Между древними Владыками Новгорода под сению Св. Софии есть еще много великих усопших, пред коими благоговели современники и память коих должно чтить потомство. Так, в Мартириевской паперти почивают под спудом первые Новгородские Епископы – Иоаким Корсунянин и Лука Жидята, правившие преемственно паствою около 70 лет и оставившие по себе благую память – первый обращением Новгородцев в христианство и ниспровержением их кумиров; второй – участием в построении каменного Софийского Собора, который до ныне служит лучшим памятником величия древнего Новгорода. Здесь же покоятся и Мартирий, устроивший златую (мартириевскую) паперть, преставившийся в 1199 г. и Симеон, который, по отзыву современников, умел добре правити люди и поучати словесы духовные. Он преставился в 1421 г. В Корсунской паперти погребены: Аркадий, скончавшийся в 1165 г.; Антоний, два раза возводимый на Святительскую кафедру, скончавшийся в 1238 г. и Василий, прозванием Калека, знаменитый политик своего времени. Он получил в дар от Патриарха Филофея белый клобук, который до ныне, как редкость, хранится в главе Софийского Собора и крестчатые ризы от Митрополита Феогноста.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Праздник совершается 8 сентября (21 по новому стилю). Канон поется в храмах до отдания праздника – 12 (25) сентября. Также как и другие праздничные каноны может читаться дома и в другое время. Особенно уместно читать его страдающим от бесплодия, ибо Рождество Пречистой Девы стало разрешением от бесплодия Ее родителей – праведных Иоакима и Анны.   Покров Пресвятой Богородицы – праздник в честь явления Матери Божией в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, когда святой Андрей, Христа ради юродивый, созерцал Пресвятую Богородицу, молящуюся за народ Божий и покрывающую их Своим омофором. Праздник совершается 1 (14) октября. Канон уместно читать всем, ищущим защиты и помощи Царицы Небесной.   Икона Пресвятой Богородицы «Феодоровская» – близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери. Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем († 1238, память 4 февраля) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века – прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Другой день празднования – 16 (29) августа. Канон уместно читать, молясь о мире и благоденствии страны Российской, а также о разрешении семейных проблем, особенно бесплодия.   Икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» – прославилась в Москве многими чудесами со второй половины XVIII века, а особенно во время чумы в 1771 году. Икона принесена в Москву казаками в 1640 году в царствование Михаила Феодоровича (1613-1645) и помещена в храме святителя Николая на Пупышах в Садовниках. Празднование чудотворной иконе, совершаемое ежегодно 25 января, было установлено в 1760 году в память исцеления больной женщины, удостоившейся видения этого святого образа и исцелившейся после молебна перед ним 25 января в церкви Святителя Николая на Пупышах в Москве. Ныне находится в московском храме святителя Николая в Кузнецах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

По возвращении из этого похода, вскоре Мстислав Андреевич и скончался – вероятно еще очень молодым 33 . Он был оплакан, по свидетельству летописи, не только родителем своим, но и всей Суздальской землей. Есть известие, что св. Андрей Боголюбский над гробом своего мужественного сына поставил мраморную статую, которая до наших дней не сохранилась 34 . Братие! Не будем смущаться тем, что Мстислав Андреевич с суровостью вел войны, ибо война сама по себе дело суровое и в земной юдоли войны неизбежны ( Матф.24,6 ), и будем подражать князю Мстиславу Андреевичу в его покорности родителю своему, в его ревности и неустрашимости в исполнении доверенных ему дел. 4-я гробница, в которой погребен великий князь Михаил Георгиевич. В ней же положены останки мученически скончавшихся, при взятии Владимира татарами в 1238 году супруги св. великого князя Георгия – Агафии, дочери, снох и внучат их Далее, к западу от гробницы Мстислава Андреевича, в северной стене (в полумраке – в тени от столпов храма) перед нами будет гробница под сводом комары, украшенная иначе, чем все прочие гробницы. Она обложена двумя цельными большими плитами из итальянского мрамора с черными узорчатыми орнаментами. Одна из этих плит образует крышку гробницы, но крышку ровную, без перегиба. Комара над гробницей украшена также иначе, – около комары на стене обвод рельефный. Над гробницей в глубине комары освещаемая светом лампады икона св. Парфения, епископа Лампсакийского, память которого празднуется 7-го февраля – день мученической кончины великой княгини Агафии, ее дочери, трех снох и внучат. На стене, над комарой гробницы, мы читаем надпись: «Мощи благоверныя великия княгини Агафии, супруги св. благовернаго князя Георгия Всеволодовича, Владимирскаго чудотворца, и дщери их, княжны Феодоры и снох ея (их) с чады. Положены на сем месте в лето 6745 февраля 7-го дня» 35 . Но под сей надписью есть еще надпись, свидетельствующая, что здесь положены также «мощи благовернаго князя Михаила Георгиевича», который «преставися в лето 6685 июня 20-го дня» (1176 г.). итак, в этой же гробнице покоятся останки благоверного Михаила Георгиевича, – великого князя, брата св. Андрея Боголюбского. Настоящее место в стене под сводом комары первоначально и было, вероятно, местом упокоения в. к. Михаила Георгиевича; здесь, вероятно, поставлена была его гробница Всеволодом Георгиевичем по совершении пристроек к храму. Гробница же великой княгини Агафии с семейством (скончавшихся много позднее Михаила Георгиевича) поставлена была уже великим князем Ярославом Всеволодовичем, м.б. рядом с гробницей Михаила Георгиевича, – и только в то время, когда освобождали собор от гробниц, стоявших возле стен, останки мученические были положены в одной гробнице с останками Михаила Георгиевича, и общая гробница их помещена была под сводом комары. 1. Великий Князь Михаил Георгиевич

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

2) Истории Русской Литературы А. М. Осоргиной. Париж, 1955. Глава 2. От нашествия монголов до конца 15 века 1. Тринадцатый век Нашествие монголов и шведов, святой Александр Невский В 13 веке русской Церкви пришлось пережить очень тяжелый период, но она вышла из него еще более укрепленной и распространила свое влияние далеко на Север и Восток. В 1237–40 годах Россия была завоевана монгольским племенем татар и оказалась почти на два с половиной века данницей их ханов. Русские княжества не могли противостоять азиатским полчищам и были одно за другим опустошены и покорены. Великий князь Юрий Всеволодович погиб в 1238 году в битве при реке Сити. Он отличался большим благочестием, построил Рождественский монастырь около Владимира и храмы в основанном им Нижнем Новгороде и много сделал для просвещения края. Обезглавленное тело его было найдено на поле битвы еп. ростовским Кириллом и погребено во Владимире. Церковь причислила его клику святых (память 4 февраля). Погибли от руки татар также епископ владимирский Митрофан и князь ростовский Василий Константинович (Василько). Он был взят в плен раненым и за отказ отречься от православия был умерщвлен татарами (память 4 марта). Киев был осажден ханом Батыем в 1240 году. Духовенство во главе с митрополитом Иосифом заперлось в Десятинном храме, который был сожжен. Город был настолько разрушен, что вернувшийся из Царьграда митрополит Кирилл II не мог найти в нем дома, где поселиться, и во все время своего управления русской Церковью он скитался по стране, утешая и ободряя свою разбросанную паству. Киево-Печерский монастырь был разграблен. Монахи разошлись по окрестным лесам. Почти все монастыри и храмы были разрушены или осквернены. Народ скитался или скрывался в дебрях. Во время татарского погрома Новгород Великий остался в стороне благодаря своему положению за болотами, но на него в эти же самые годы напали два сильных врага с Запада. Первым из них был Орден Меченосцев, обосновавшийся в начале века в Балтийских провинциях. До татарского нашествия, между ним и русскими соседними княжествами Кукенойс и Герциг были нормальные отношения, но папа Григорий IX, мечтавший о подчинении себе России, убедил рыцарей начать поход против Новгорода. До этого, по призыву того же папы, на Россию пошли походом шведы под предводительством известного военачальника Биргера.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Как будет показано ниже, в древней Руси очень устойчивой была традиция освящения храма на престольный праздник. Близкое соседство в святцах Юрьева дня (осеннего) – 26 ноября и Зачатия святой Анны – 9 декабря позволяет сделать предположение, что это совпадение является не случайным, и мы можем говорить о том, что основание обители следует отнести к ноябрю – декабрю 1365 г. Тем самым можно утверждать, что поездка Сергия Радонежского в Нижний Новгород и основание новой обители пришлись на последние месяцы 1365 г. 324 Полное собрание русских летописей. T. XV. Вып. 1. Пг., 1922. Стб. 162. (Далее: ПСРЛ). 326 Горский A. A. Судьбы Нижегородского и Суздальского княжеств в конце XIV – середине XV в.//Средневековая Русь. Вып. 4. М., 2004. С. 142–143. 328 Цит. по: Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 210–211. 333 Кучкин В. А. Формирование... С. 141–142, 218; Горский A. A. Москва и Орда. М., 2000. С. 69; Он же. Судьбы Нижегородского и Суздальского княжеств... С. 144. 335 Экземплярский A. B. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. Т. 1. Спб., 1889. С. 88. 341 Редкие источники по истории России. Вып. 2. М., 1977. С. 40, 165. Ср.: Временник Московского общества истории и древностей российских. Кн. X. М., 1851. С. 54, 106, 247, 251. 344 Макарий (Булгаков) , митрополит московский и коломенский. История русской церкви. Кн. IV. Ч. 1. М., 1996. С. 172–173. Соборное определение опубликовано: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Академии наук. T. I. СПб., 1836. 284. С. 329–332. 346 Российский государственный архив древних актов. Ф. 181. 20/25. Л. 846 об.–847. Цит. по: Кузьмин A. B. К истории московского боярства конца XIV – начала XVI в.: самосознание и «память»//Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. Тезисы докладов и сообщений научной конференции. Москва, 4–6 февраля 1998 г. М., 1998. С. 142. Выделено нами. – Авт.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

444. Василий Всеволодович, святый князь и чудотворец ярославский, сын (по местному преданию в Ярославле, старший из двух сыновей) Всеволода – Ивана Константиновича, первого князя ярославского 581), от брака с Ольгой Олеговной, в иночестве Мариной, княжной курской ) – Род. в Переяславе-южном (полтавском), в 1229 г, наследовать отцу,убитому Таварами, на р. Сити, 4 марта 1238 г.; вместе с другими князьями, ходил в Орду про свою отчину», и отпущен Батыем в 1239 г.; ходил в Орду ещё два раза, в 1244 и 1245 гг.; ум. во Владимире на Клязьме, приехав сюда для свидания с родственником своим, св. Александром Невским 12), 8 февраля 1249 г. – Тело его, погребенное в ярославском Успенском соборе, найдено нетленным, в 1501 г., я с того времени , находилось открытыми мощами, которые, обгорев в пожаре храма, в 1744 г, хранятся теперь в ковчеге. Память этого князя совершается в Ярославле ежегодно, 3 июля. – Был женат, с 1245 г., на Ксении, известной только по имени ), от брака с которою имел, как полагают, единственную дочь Марию ), за св. Фёдором Ростиславичем Чёрными, князем можайско-ярославским ). – Примечание. Не была ли также дочерью св. Василия младшей, Анастасия 273), тело которой погребено в Ярославле, в древней Петропавловской церкви бывшего монастыря? 445. Василий Всеволодович 445. Василий Всеволодович. – Так, в родословии Мономаховичей, приводимом Софийской Первой Летописью (Полн. Собр. Летоп. т. V, с. 90), именуется осьмый из десяти сыновей Всеволода III Юрьевича (Георгиевича) Большое Гнездо, великого князя владимиро-суздадьского 58), тогда как всеми другими родословными считается у этого князя не десять, а восемь сыновей, между.которыми Василия – нет . 446. Василий Глебович 446. Василий Глебович, каязь звенигородский, из племени князей черниговских, сын Глеба Александровича, без удельного князя звенигородского, внук Александра Федоровича, князя звенигородского 261). – Именуется только в родосдовных, как современник конца XIV в. и отец шестерых сыновей, из которых ни один не был уже князем удельным, а от второго, Ивана, прозывавшегося Рюма , пошел угасший род князей Рюминых-Звеингородских . 447. Василий Григорьевич

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

7 февраля. Татары приступом берут Владимир, гибнут защитники. Народ заперся в храме. Татары поджигают его. Епископ Митрофан громогласно отпускает грехи обреченным на смерть. «Господи! Простри невидимую руку свою и прими в мире души рабов твоих,» – говорит архипастырь. 1238 г. Через месяц. Шеренский лес, в 28 верстах от Кашина. В руках татар плененный, израненный князь Васильке Ростовский. «Красавец лицем, – пишет о нем летописец, – с очами светлыми и грозными, он был храбр, добр сердцем, ласков с боярами. В нем мужество соединено было с умом и правдивость со знанием. Он был сведущ, на все способен. Это был отец и кормилец сирот, великое утешение печальным. Очи сердца его отверсты были Богом на весь церковный чин и он был отцем для всех бедных.» Татары преклонялись перед величественным видом пленника, знали его мужество. Они предлагали ему покориться и признать их нечестивые обычаи. «О, темное царство, – ответствовал им князь, – не разлучить тебе меня с Христом моим. Он предал нас в ваши скверные руки, любя нас и даруя нам жизнь вечную. Но есть Бог, и темное царство погибнет, когда исполнится мера беззакония его; взыщет Он кровь верных Своих.» Мучимый, обезглавленный брошен был в лесу этот мужественный князь, причисленный Церковью нашей к лику святых. Память его чтится 4 (17) марта. 1240 г. Киев захвачен татарами после мужественного отпора, оказанного им. Только у древней Десятинной церкви держатся защитники с доблестным израненным тысяцким Димитрием во главе. Пользуясь ночным покровом, воздвигает он вокруг церкви укрепления. Под утро 6 декабря татары обрушиваются на эту твердыню. Боярин Димитрий, исходя кровью от ран, не сдается; вместе со сподвижниками запирается в церкви и дерется. Но церковные стены не выдерживают, рушатся, и ворвавшиеся татары избивают последних защитников. Живьем захватывается ими Димитрий, приводится к Батыю, который, пораженный его мужеством, дарует ему жизнь. Позднее Димитрий своими советами отводит ханские полчища от дальнейшего вторжения в Русскую землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Матрону знают десятки тысяч православных людей. Матронушка — так ласково называют ее многие. Она — так же, как при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все те, кто с верою и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому блаженная старица имеет великое дерзновение. Блаженная Матрона помогает бездетным, вызволяет из самых бедственных обстоятельств и помогает обрести семейным мир. Образ Федоровской иконы Божьей Матери Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем († 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь . Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Чудотворная Федоровская икона Божией Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогающая в трудных родах. С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Федоровна. Читать книгу « Святые покровители семейного благополучия » Источник: «Азбука веры» Рекомендуемые статьи Ссылки Популярное Сейчас в разделе 51  чел. Всего просмотров 2.1 млн. Всего записей 582 ©2024 Азбука супружества к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/semya/svjatye-pokrovite...

Между тем, Батый, взяв г. Владимир (7 февр. 1238 г.) и предав все огню и мечу 41 , пошел с грозным своим ополчением туда, где был Вел. Князь. Сражение произошло на берегах реки Сити. Русские бились мужественно и долго, но должны были уступить силе многочисленной и обратили тыл. Георгий пал в рядах своих воинов 42 . Ростовский Епископ Кирилл, возвращаясь из Белоозера и желая видеть место битвы, несчастной для россиян, нашел в куче мертвых тело Георгия обезглавленное; он узнал его по княжескому платью; привез в Ростов и похоронил там, в храме Богоматери, в каменном гробе. Голова после отыскана и приложена к телу. В 1239 г. тело Вел. Князя перенесено из Ростова во Владимир братом его Ярославом и положено в соборном храме Успения Богоматери. В 1645 г. января, 5 дня, в царствование Михаила Феодоровича, при святейшем патриархе Иосифе, обретены мощи Вел. Кн. Георгия Всеволодовича нетленными, и из прежнего каменного гроба переложены в богатую сребропозлащенную раку, устроенную Патриархом Иосифом, по обету, какой он возложил на себя после прославления сего Князя, в третье лето своего патриаршества, как видно из вычеканенной на раке надписи 43 Память св. Князя Георгия празднуется 4 февраля 44 . О святом Вел. Князе Георгие, в рукописном житии говорится так: «Бысть кроток и смирен, всех милуя и снабдевая, и милостыни любя и церковное устроение, о том пекийся от всея души своея, украшая чудными иконами и исполняя книгами и всякими украшеньми; чтя же священнический и иноческий чин, и дая им на потребу, взимая от них благословение. Был сей святый Князь Георгий воистину по Иову: око слепым, нога хромым, и рука неимущим; всех любя, нагия одевая, трудныя упокоевая, печальных утешая; никого же ничем не оскорби, но всех умудряя своими словесы; часто почитая святыя книги с прилежанием, и творяше все по писанному, и не воздая зла за зло; воистину бо одарова его Бог кротостию Давидовою, мудростию же Соломоновою; и исполнен сый апостольского правоверия». Из событий княжения Георгия Всеволодовича замечательны следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Сиявшие духовной красотой Муромские чудотворцы, святые: князь Петр, в монашестве Давид, и супруга его, дочь «древолазца» (плотника), Феврония, в монашестве Евфросиния († 1228. Память обоих 25 июня). Павшие от руки татар за преданность вере и отечеству, святые князья: Феодор Юрьевич Рязанский († 1237); Василько Константинович Ростовский († 1238. 4 марта), в отрочестве исцеленный преподобным Никитой, столпником Переяславльским; Михаил Всеволодович Черниговский († 1246. 20 сентября); Роман Ольгович Рязанский († 1270. 19 июля); святой Великий Князь Михаил Ярославич Тверской († 1319. 22 ноября)... Благочестивые Государи: Великий Князь Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (1176–1212), именовавшийся летописцами «миродержцем», и его полная смирения и веры супруга ясыня Мария; замученный татарами за верность вере князь Олег Ингварович Красный Рязанский; Новгородский князь Мстислав Мстиславич Удалой (Удатный – по древнему наименованию), скончавшийся в 1228 г. иноком в Киево-Печерской Лавре; Великий Князь Александр Михайлович Тверской, убитый в 1339 г. в Орде вместе с сыном Феодором. «Если пойду (в Орду), – говорил сей князь, – приму смерть, если не пойду, то придет рать и много христиан будет пленено и убито, и всему тому буду я виноват. Лучше одному за всех погибнуть». Великий Князь Димитрий Иоаннович Донской (1363–1389), начинавший день с благословения духовника, приходившего к нему с крестом, святой водой и иконою. Супруга его Евдокия, в монашестве Евфросиния († 1407. 7 июля), причисленная к лику святых. Великий Князь Василий II (1425–1462), Великий Князь Василий III (1505–1533), Царь Феодор Иоаннович (1584–1593)... Святые митрополиты Киевские и Московские: Константин († 1150. 5 июня), Максим (1282–1305. 6 декабря), Петр (1308–1326. 21 декабря), Феогност (1326–1353. 14 марта), Алексий (1353–1378. 12 февраля и 20 мая), Киприан († 1406. 16 сентября), Фотий (1409–1431. 2 июля), Иона (1441–1461. 31 марта и 15 июня), Иоасаф († 1542. 27 июля), Филипп († 1569. 9 января), Патриарх Московский и всея Руси Гермоген (1606–1612. 12 мая). Митрополит Кирилл (1249–1280), укрепивший веру в разгромленной татарами Земле. Благочестивый митрополит Феодосий (1461–1467), по удалении своем взявший к себе в келлию в Чудов монастырь больного проказой, обмывавший и перевязывавший его смрадные струпья, дни и ночи проводивший в молитве... Митрополит Макарий (1542–1563), составитель Больших Четьих-Миней (житий святых) и Степенной книги, излагающей царствования всех Русских Государей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010