Преподобная Анастасия (в миру Анна) была дочерью греческого императора Романа IV (1168–1171). В юности ее выдали замуж за сербского деспота Стефана Неманю (в иночестве преподобный Симеон Мироточивый; † 1200; память 13 февраля), с которым она прожила в мире и согласии до старости. У благочестивых супругов было несколько детей: старший и младший сыновья – Стефан (впоследствии самодержец Сербский, в иночестве Симеон, † 1224) и Растко (впоследствии первый архиепископ Сербский святитель Савва, † 1237) причислены, как и родители, к лику святых (память 24 сентября и 12 января). Святая Анна отличалась богобоязненностью, благочестием и нищелюбием. Вместе со своим супругом она строила в Сербии храмы и монастыри, принимала странников, помогала бедным, благодетельствовала Афону. Когда благочестивые супруги вырастили детей, то, по совету младшего сына святого Саввы, решили оставшиеся дни своей жизни провести в служении Богу в иноческом образе. Святые раздали свое имущество бедным и вдовам и дали иноческие обеты в созданном ими храме в честь Пресвятой Богородицы в Студенице. Епископ Каллиник постриг их в монашество: святого Стефана с именем Симеон, а святую Анну с именем Анастасия. Преподобная Анастасия, собрав около себя инокинь, до кончины подвизалась в посте и молитве в построенном ею женском Богородичном монастыре на левом берегу Топлицы, в устье реки Косаницы. Преподобная Анастасия мирно скончалась 21 июня около 1200 года и была погребена у Богородичного храма в Студенице. Литература: Иустин (Попович) , архимандрит. Жития святых (на сербском языке). Июнь. Белград, 1975. Святаго благовернаго князя Феодора, Стародубскаго Тропарь, глас 1: Божественным желанием от юнаго возраста/весь сам себе Господеви возложив,/в молитвах и постех образ был добродетели,/богатство же, и славу, и доброродство телесное яко не сущее презрев,/Христа единаго от души возлюбил еси,/ и Того Истиннаго Бога пред нечестивым царем исповедал еси,/и доблестию терпения своего сего ужасил/ и всех преудивил еси,/Телом бо, яко розга, обрезаемь,/на кийждо состав, удеси резания/благодарны молитвы изрек еси Господеви./Тем во страдании своем венец прием,/к Престолу возшел еси славы/ и со Ангелы предстоиши, всехвальне Феодоре,/моли Христа Бога/спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Владимир. Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенская церковь, Солдатская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Владимирской иконы Божией Матери , " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери , Сретения Господня Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1807. Адрес: г. Владимир, ул. Ломоносова, 17а Координаты: 56.12668, 40.37771 Проезд:Проезд маршрутным такси до остановки ул. 9 Января (СИЗО)(Учреждение ИЗ 28/1) (Военный городок) либо на гортранспорте до остановки " Магазин Людмила " на проспекте Ленина, далее пешком в сторону ул. 9 Января - Ломоносова Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Сретенская церковь в Солдатской слободе В 1992 году, через 55 лет после закрытия, Русской Православной Церкви передан храм во Владимире, известный в истории как Сретенский в Солдатской слободе. Поставленный на нынешнем месте в 1785 году, он между тем имеет более длинную историю, насчитывающую ни много, ни мало… 8 веков! Впервые Сретенская церковь построена на берегу Клязьмы по приказу великого князя Андрея Боголюбского. Повод для её возведения был выбран особый – в этом месте князь в сопровождении духовенства, при большом стечении местных жителей встречал перевозимую в Успенский собор из Боголюбова Владимирскую икону Божией Матери. В память встречи иконы – сретения – и был выстроен деревянный храм. При постройке Сретенской церкви князем был установлен крестный ход 21 сентября (по старому стилю), который совершали священнослужители Успенского собора. Эта традиция продержалась недолго, и уже в 1177 году соборным причтом крестный ход был отменён. Во время разорения Владимира в 1237 году «дикие орды монголов» сожгли среди прочих и Сретенскую церковь. С тех пор она долго не возобновлялась и лишь в 1656 году упоминается в архивах «прибылою вновь». Перестраиваемый и обновляемый, храм позднее встречается в документах второй половины XVII столетия. В это время он также был приписан к Успенскому собору, но уже в 1710 году в Сретенской церкви богослужения проводил свой священник.

http://sobory.ru/article/?object=01995

Ок. 1190 г., пользуясь ослаблением Византии, жупан Стефан Неманя добился полного суверенитета и основал в Сербии династию Неманичей. В 1196 г. Неманя отрекся от престола в пользу среднего сына Стефана и вскоре отправился на Афон, в русскую обитель Святого Пантелеимона, где пребывал его младший сын Савва (мирское имя Растко) (1169 – 1237) и там же принял монашеский постриг. С деятельностью Саввы связано окончательное оформление Сербской Церкви. Он стал ходатайствовать перед Константинопольским Патриархом, прося его о даровании самостоятельности Сербской Церкви. Учитывая тяжелое положение христианства в Сербии, вызванное католическим влиянием, Константинопольский Патриарх Мануил I (12151222) в 1219 г. рукоположил св. Савву в сан Архиепископа Сербского и одновременно признал автокефалию Сербской Православной Церкви. Святитель Савва, став Предстоятелем, на обратном пути в Сербию снова посещает Афон. Там из Хиландрского монастыря он взял несколько образованных иноков с намерением хиротонисать их во епископы новой самостоятельной Церкви. Св. Савва в период с 1219 по 1233 г. открыл 8 новых епархий, во главу которых он поставил епископов – подвижников Хиландара. Стали появляться монастыри, за основу жития в которых вводились афонские уставы. Он созвал в г. Жиче Поместный Собор, в деяниях которого участвовало все духовенство Сербии. Осудив ереси, он призвал всех участников Собора строго соблюдать православную веру. Также основатель Сербской Церкви стремился создать неразрывный союз между Церковью и Сербским государством во имя спасения Православия и сохранения сербов как нации. В этой связи в 1221 г. архиепископ Савва в Жиче торжественно короновал князя Стефана, получившем прозвище Первовенчанный. Этот акт имел большое государственное и церковное значение: коронация, несомненно, повышала авторитет православного Сербского королевства и укрепила саму династию Неманичей. В 1229 г. святитель Савва совершил паломническое путешествие в Палестину. Возвращаясь в 1230 г. в Сербию, он вновь посетил Афон. В 1233 г. он отказывается от святительского престола, стремясь к иноческой жизни. Преемником стал его ученик Арсений I (12331263). Безусловно, вклад святителя Саввы в организацию Церкви в Сербии огромен. Официальная канонизация святителя Саввы состоялась в 1775 г., хотя сербы почитали его с первых же дней кончины. Память святителя Саввы празднуется два раза в год – 14 января ст. ст. (этот день считается днем сербского просвещения) и 6 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Белгород. Моленная Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 30 января 2001 г. в Белгороде на ул. Красина была зарегистрирована община староверов-поморцев. Белгородские староверы - это потомственные староверы, выходцы из старообрядческих деревень области, преимущественно из вышеупомянутого с. Кошлаково («кошлаки»). Белгородская община получила участок земли под строительство храма. Древлеправославный Поморский храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был построен менее чем за один год силами общины. Попечителями строительства выступали братья Александр и Анатолий Васильевичи Тарасовы. 2 декабря 2006 г. состоялось торжественное открытие храма (малое освящение), 14 октября 2007 г. на праздник Покрова состоится великое освящение. Обязанности духовного наставника выполняет Александр Егорович Тарасов. Староверческий храм в Белгороде единственный поморский на территории всего Центрального Черноземья. В настоящее время в Белгородской области поморские общины имеются также в Валуйках, Зимовном, Шебекино, Старом Осколе. 2 декабря 2006 г., на память преподобных отец наших Варлаама пустынника и Иоасафа, царевича великия Индии, в городе Белгороде состоялось торжественное освящение нового старообрядческого храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Белгородской Поморской общины Белгород впервые упоминается в летописях под 1237 г., а согласно археологическим данным, существует даже с X в. В XV–XVI вв. он был укреплен как пограничный пункт, став городом-крепостью на южных рубежах Русского государства, центром Белгородской засечной черты. В источниках говорится, что в 1593 г. благочестивый царь Феодор Иоаннович «видя от крымских людей войны многия и помысли поставить по саклям (дорогам) города, послал воевод своих со многими ратными людьми; они же, шедши, поставили на степи города Белгород, Оскол, Валуйку и иные города». В конце XVI – начале XVII вв. в городе были основаны два монастыря – мужской Свято-Троицкий (1593) и женский Рожество-Богородицкий (1622). Последний, начиная с XVIII в., «неоднократно давал помещения для сосланных сюда на покаяние разных преступниц». В частности, в 1736 г., после первой выгонки Ветки, сюда были сосланы «раскольницы Ветковского согласия». Для них были выстроены новые дома, которые предписывалось «огородить острогом...». Огромную роль в распространении древлеправославной веры в Курской и Харьковской губерниях сыграли основанные в этих местах поморские монастыри – Чугуевский, Кошлаковский и Крапивенский, ставшие на долгое время значительными духовными центрами Староверия.

http://sobory.ru/article/?object=16002

Но весьма трудно допустить, чтобы великие князья Владимирские, а потом Московские дозволили унести мощи Симона из Владимира. В летописи записано об его кончине следующими словами: «В лето 6734, месяца Мая в 22 день, преставися блаженый и милостивый, учительный епископ Симон Суздальский и Володимерьскый, постригься в скыму, и положено бысть честное тело его в церкви святые Богородица в Володимери», т. е. дается знать, что память его (Симона) очень чтима была во Владимире, а это еще более усиливает невероятность предположения, чтобы великие князья дозволили унести его мощи в Киев 448 . Меркурий, епископ Смоленский, В описании Лавры митр. Евгения о нем сказано: «убиенный от Татарского хана Батые 1247 г, (описка или опечатка вместо также не совсем правильного: 1237 г.), память его 24 Ноября», т. е. епископ смешивается с тем Меркурием воином, мучеником Смоленским, о котором мы говорили выше, – стр. 141, послемакариевских святых 64, и мощи которого почивают в Смоленске. Мы имеем надежный список епископов Смоленских 449 и в списке этом нет Меркурия. Таким образом, или нужно допустить указанное нами смешение, при чем будут непонятными для нас поводы к нему, или предполагать, что епископ Меркурий был не Смоленский, а какой-то другой, неизвестной, кафедры. Мощи епископа Меркурия открыты были только уже в XVII веке, между 1640-м и 1674-м годами 450 , и при таком позднем времени их открытия весьма возможна была ошибка в указании кафедры, которую занимал епископ. Феофил, архиепископ Новгородский. Относительно сего последнего также сомнения и разногласия. По преданиям Печерского монастыря, он скончался в 1484-м году, на дороге в Киев, куда ехал для обетного богомолья и куда привезен был уже мертвый, чтобы быть погребену в монастыре. Но по отрывку одной Новгородской летописи, он погребен в Московском Чудовом монастыре, который служил местом его заключения с 19-го Января 1480-го года и в котором он сидел полтретья года, а по другой Новгородской летописи – он потребен в самом Новгороде, скончавшись 26-го Октября 1482-го года 451 . Иулиания девица, княжна Ольшанская, жившая в первой половине XVI века. Тело ее, погребенное в Лавре, близ великой церкви, обретено было нетленным, по случаю копания могилы для другой девицы, при архимандрите Елисее Плетенецком, который был архимандритом Лавры с 1599-го года по 1624-й год. Положенное в великой церкви Лавры, оно сгорело вместе с церковью в 1718-м году, после чего остатки его, сложенные в раку, поставлены были в Ближней пещере 452 . Феодор, князь Острожский, живший в продолжение трех первых четвертей XVI века, не принадлежит к числу мирян, погребенных в Печерском монастыре, а был одним ив его монахов, при чем его монашеское имя было Феодосий. (До монашества, которое он принял под старость, он ознаменовал себя усердными заботами о поддержании православия в Польской Руси и горячей борьбой за него против латинства) 453 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

26) Полотск считался важнее Новгорода, хотя неизвестно, в силу-ли большого развития своей торговли сравнительно с последним, или вследствие того, что его жители более нуждались в княжеском управлении и потому более ценили его преимущества. 27) В летописи под 6604 годом а) в нелю вечера следует читать: « в неделю тець вечера», то есть, вечером, во время вечерни, в неделю свв. отцов 1-го собора=25-го мая 1096 года; б) не описка; в) рассказ о событиях составлен по разным источникам, из которых один – летопись Печерского монастыря; г) другой принадлежит перу переяславца, который оставил, вероятно, и известие о закладке Богородичной церкви в Смоленске и смерти Всеслава Полотского. 28) Ростов назначен был Юрию, ещё младенцу, вероятно, по просьбе ростовцев, Всеволодом. В Ростове Юрий и воспитывался под надзором своей матери, второй жены Мономаха, у которой здесь же в Ростове и родились Роман, вероятно, 11–18-го ноября 1098 года, и Андрей 11-го августа 1102 года. 29) Смоленский кафедральный собор во имя Божией Материи Одигитрии основан 7-го марта, а торжественпо заложен 2-го мая 1100 г.; то и другое произошло в среду. 30) Всеслав Брячиславич Полотский умер в субботу 14-го апреля 1100 года. 31) Юрий в 1134–1135 году построил целый ряд крепостей (городов) по берегам Волги для защиты со стороны Новгорода. 6 городков, взятые здесь в 1149 году новгородцами, построены были, вероятно, в этом году и были: Скнятинь, Устье Кашинское, Городище (Городецъ), Прилуки, Ченцы (Святославле поле?) и Углече Поле. Отдавая в 1135 году Ростов и Суздаль Ярополку, Юрий оставил за собою эту полосу. 32)  Ждан, Ждьн гора, где произошла битва между новгородцами и ростовцами 26-го января 1135 года, есть небольшое плоскогорье, на котором лежат село Жданово и деревня Жидинина в Мышкинском уезде Ярославской губернии. 33) Городец, упоминаемый в 1237 году, есть нынешняя деревня Городище на Волге в Калязинском уезде, Тверской губернии. 34) Говоря, что первый поход совершён им был « скоз втич», Мономах указывает этим на опасность его. Опасностью этого пути объясняется и направление, избранное св. Глебом. Память об этой опасности уцелела и в сказаниях наших былин о Соловье разбойнике и о других препятствиях «дорожки прямоезжей».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

Посол Сербии на Украине молитвенно почтил память просветителя своей страны свт. Саввы в Ильинском храме Киева 28 января 2022 г. 10:11 27 января 2022 года по просьбе Чрезвычайного и Полномочного Посла Сербии на Украине Ацы Йовановича в Ильинском храме Киева был совершен молебен святителю Савве архиепископу Сербскому (1237). Богослужение, за которым молился сербский дипломат и другие верующие, возглавил настоятель храма протоиерей Виталий Косовский. Информационно-просветительский отдел УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Государь Император по всеподданнейшему докладу Министра Внутренних Дел 16 июля 1888 года Высочайше повелеть соизволил: постановить следующие Правила относительно установления образовательного ценза для духовных лиц магометанского исповедания по округу Оренбургского Магометанского Духовного Собрания: 1. Заседателями сего Собрания могут быть лишь лица, выдержавшие испытания в объеме курса 4-х первых классов Гимназии, уездного и городского училища, татарской учительской школы или, по крайней мере, начального народного училища Министерства Народного Прсвещения. 2. При определении высшего приходского духовенства (ахунов, хатыпов) в городах требовать от них свидетельств о выдержании ими испытания по программе курса одноклассного начального народного училища. О распространении сего правила на мулл при Оренбургском, Уральском и Сибирском казачьих войсках, а также духовных лиц, состоящих по военному ведомству, войти в сношение с Военным Министерством. 3. От кандидатов на должности сельских мулл при определении их на оные требовать представление свидетельств Уездных Училищных Советов о знании ими русской разговорной речи и чтения. 4. Вышеизложенные правила ввести в действие с 1 января 1891 года и не распространить оные на всех лиц, кои будут определены в должности до введения правил в действие. ПСЗ-3. Т. VIII. 5419. 1890 г., января 9. – Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета 98 . – О порядке замещения должностей Оренбургского муфтия и членов Оренбургского Магометанского Духовного Собрания Государственный Совет, в департаменте Законов и в Общем Собрании рассмотрев представление Министра Внутренних Дел об изменении существующего порядка выбора членов в Оренбургское Магометанское Духовное Собрание, мнением положил: Статьи 1236 и 1237 Уставов духовных дел иностранных исповеданий (Свода законов. Т. XI, Ч. I, изд. 1857 г.) изложить следующим образом: Статья 1236. Муфтий назначается к должности по представлению Министра Внутренних Дел Высочайшею властию. Статья 1237. Члены Духовного Собрания и три кандидата к им назначаются Министром Внутренних Дел по представлению Оренбургского муфтия, каждый на три года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом последнем житии» по изд. Даничича стр. 245, читается: «посылании преосвештенааго (Саввы) в град великого Рима. И пакы избрав от учених своих благоразумьна мужа, вьсеосвештеного епископа Методия, и посьла его в Рим к прехвальныим апостолом Петру и Павлу и к великому сьпрестольнику светыю папе великие римские державы, и дав благословение подобьно тех светыни, яко да и ти благословеть отьчьство его и своею благодетию веньнають (sic) благоверьнааго спрестолника отчества его, и написав послание к великому спрестольнику светыю и славныю апостолу папе, исповедав ему неутаеную благодеть, еюже самь (sic) богом веньчан бысть, и проси яко да послеть ему благословение от светыю апостолу и от того самого благословеныи вемц, яко да венчает брата своего на кралевство по первому отчеству кралевства их, в нем же и отце их родися по божественому смотрению в месте рекомем Диоклитии, еже зовет се велико кралевство от прьва, и бог всахоюде подае силу и поспех любимому рабу своему, и вса прошения его испелняе небесьная и земльная. и тому святому спрестольнику светыих апостол духом светывм повеле поселати ему богом благословеныи венец, истиненому вспелнителю светыих заповедии его, яко да благословен будет богом и венчан и прославлен еште зде на земли прежде дене оного великого» и пр. (далее о принесении венца и о венчании им Стефана Саввою). 289 У жизнеописателей Св. Саввы, странным и прискорбным для нас образом не жалующих хронологии, год его смерти оставлен также не указанным. По соображениям, он отправился в путешествие в 1233 г.; путешествие было продолжительное, но сколь именно – в Житиях этого не видно: если продолжалось менее двух лет, то он умер 12 января 1235 г.; если более двух лет, то 12 января 1236 г. (Что во всяком случае смерть его не должна быть переносима за указанные месяц и число 1237 г., это видно из того, что он умер в Тернове при жизни терновского патриарха Иоакима 1-го, а сей последний умер во второй половине 1237 года, Метог. pop. II, 730, у Райнальда b Annal. Eccless.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

«Радуемся и веселимся, слыша о доблести и крепости твоей и о победе твоего сына, данной Богом, и о великом мужестве и храбрости твоего брата – государей наших, ставших против безбожных этих агарян, – писал к Ивану III на Угру ростовский архиепископ Вассиан. – Но по евангельскому великому слову: “Претерпевший же до конца спасется” ». скрыть способы оплаты Комментарии Рита 10 июля 2021, 08:11 Браво! Елена 22 января 2017, 12:54 Чтобы хотеть понять истину, нужно нималое мужество, а чтобы повторять клише, ничего не нужно. Зачем тогда вообще об этом писать, если нет мужества, видимо у автора слишком много внутреннего завязано на " исторических " сказках, значит не надо об этом писать. р.Б. Иулия 26 мая 2013, 21:24 Александр: Цитата из статьи " Победа, конечно, великая, но почему же она произошла только через сто сорок лет? " По-моему здесь ошибка - не через 140, а через (1480-1237)240 лет. Автор имел в виду победу Дмитрия Донского на Куликовом поле в сентябре 1380 г. любопытный 27 октября 2012, 00:24 А почему на картинке в начале статьи, как я понимаю татары с монголами осаждают город русский, нападающие и обороняющиеся в одинаковой одежде, да, и лица у них похоже одинаковой наружности? Или картинка из другой оперы? Ещё вопросик, почему даже во время так называемого ига монастыри православные на Руси множились, даже были освобождены от дани? Татаро-монголы были христианами? Автор статьи для себя определился с вопросом, было иго или нет? Может это была банальная междоусобица, ведь и на Киев в походы ходили. Александр 24 июля 2011, 19:39 Цитата из статьи " Победа, конечно, великая, но почему же она произошла только через сто сорок лет? " По-моему здесь ошибка - не через 140, а через (1480-1237)240 лет. Михаил 28 января 2011, 18:17 Спасибо за статью, мне она очень помогла. Нужно терпеливо ждать и снова собирать то, что утратил... С уважением Михаил. Виктор 19 октября 2010, 00:33 и до сих пор есть разные толкования вопроса, почему кочевники захватили Русь. Тогда, скорее всего, была совокупность причин.

http://pravoslavie.ru/42137.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010