Тропарь, глас 5: Православныя веры светильницы,/монашества непоколебимии столпи,/земли Российския утешителие,/преподобнии старцы Оптинстии,/любовь Христову стяжавшии/и души своя за чада полагавшии,/молитеся ко Господу,/да утвердит земное Отечество ваше в Православии и благочестии//и спасет души наша. Кондак, глас 3: Воистину дивен Бог во святых Своих,/пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый,/идеже богопросвещеннии отцы,/тайная сердца человеческаго ведуще,/народа Божия печальницы доблии явишася:/сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша,/в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша/и Божии премудрости научиша,/страждущим и немощным спострадаша и исцеления дароваша./Ныне же, во славе Божии пребывающе,//молятся непрестанно о душах наших. Собор преподобных Оптинских старцев составляют четырнадцать святых: преподобный Лев (†1841, память 11 октября), преподобный Макарий (†1860, память 7 сентября), преподобный Амвросий (†1891, память 10 октября и 27 июня), преподобный Моисей (†1862, память 16 июня), преподобный Антоний (†1865, память 7 августа), преподобный Иларион (†1873, память 18 сентября), преподобный Анатолий († 1894, память 25 января), преподобный Исаакий (†1894, память 22 августа), преподобный Иосиф (†1911, память 9 мая), преподобный Варсонофий (†l913, память 1 апреля), преподобный Анатолий (†l922, память 30 июля), преподобный Нектарий (†1928, память 29 апреля), преподобноисповедник Никон (†1931, память 25 июня), преподобномученик Исаакий (†1938, память 26 декабря). Преподобный Лев (в миру – Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В 1797 году Лев Данилович поступил в Оптину пустынь. В 33 года он был пострижен в монашество с именем Леонид и принял священство. Монашеский путь отец Леонид проходил в различных обителях под руководством старцев схимонаха Феодора и иеросхимонаха Клеопы – учеников преподобного Паисия Величковского (†1794, память 15 ноября). Вернувшись в 1829 году в Оптину пустынь и приняв здесь постриг в великую схиму с именем Лев, он стал основателем и вдохновителем старчества. В первое время старчество подвергалось кривотолкам, притеснениям и гонениям, и преподобному Льву пришлось вынести многие и горькие скорби: недоброжелатели обвиняли его в самовольном нарушении монашеских правил, в лжеучении, в возмущении монастырской жизни. Ему запретили принимать людей, но жажущие получить от него духовную помощь преодолевали все запреты и преграды. Старец, исполненный Христовой любви к ближним, говорил: «Я к себе никого не зову, а кто ко мне приходит, тех гнать от себя не могу. Особенно в простонародии многие погибают от неразумия. Как могу презреть их вопиющие духовные нужды?» Со словами: «Ныне со мной милость Божия!» – иеросхимонах Лев скончался 11 октября 1841 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

11.10 Собор преподобных Оптинских старцев Тропарь, глас 6: Православныя веры светильницы,/монашества непоколебимии столпи,/земли Российския утешителие,/преподобнии старцы оптинстии,/любовь Христову стяжавшии/и души своя за чада полагавшии,/молитеся ко Господу,/да утвердит земное Отечество ваше в Православии и благочестии//и спасет души наша. Кондак, глас 3: Воистину дивен Бог во святых Своих,/пустынь оптину якоже вертоград старчества явивый,/идеже богопросвещеннии отцы,/тайная сердца человеческаго ведуще,/народа Божия печальницы доблии явишася:/сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша,/в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша/и Божии премудрости научиша,/страждущим и немощным спострадаша и исцеления дароваша./Ныне же, во славе Божии пребывающе,/молятся непрестанно о душах наших. Собор преподобных Оптинских старцев Собор преподобных Оптинских старцев. Составляют четырнадцать святых: преподобный Лев (†1841, память 11 октября), преподобный Макарий (†1860, память 7 сентября), преподобный Амвросий (†1891,. память 10 октября и 27 июня), преподобный Моисей (†1862, память 16 июня), преподобный Антоний (†1865, память 7 августа), преподобный Иларион (†1873, память 18 сентября), преподобный Анатолий (†1894, память 25 января), преподобный Исаакий (†1894, память 22 августа), преподобный Иосиф (†1911, память 9 мая), преподобный Варсонофий (†1913, память 1 апреля), преподобный Анатолий (†1922, память 30 июля), преподобный Нектарий (†1928, память 29 апреля), преподобноисповедник Никон (†1931, память 25 июня), преподобномученик Исаакий (†1938,. память 26 декабря). Преподобный Лев (в миру – Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В 1797 году Лев Данилович поступил в Оптину пустынь. В 33 года он был пострижен в монашество с именем Леонид и принял священство. Монашеский путь отец Леонид проходил в различных обителях под руководством старцев схимонаха Феодора и иеросхимонаха Клеопы – учеников преподобного Паисия Величковского (†1794, память 15 ноября). Вернувшись в 1829 году в Оптину пустынь и приняв здесь постриг в великую схиму с именем Лев, он стал основателем и вдохновителем старчества. В первое время старчество подвергалось кривотолкам, притеснениям и гонениям, и преподобному Льву пришлось вынести многие и горькие скорби: недоброжелатели обвиняли его в самовольном нарушении монашеских правил, в лжеучении, в возмущении монастырской жизни. Ему запретили принимать людей, но жаждущие получить от него духовную помощь преодолевали все запреты и преграды. Старец, исполненный Христовой любви к ближним, говорил: «Я к себе никого не зову, а кто ко мне приходит, тех гнать от себя не могу. Особенно в простонародии многие погибают от неразумия. Как могу презреть их вопиющие духовные нужды?» Со словами: «Ныне со мной милость Божия!» – иеросхимонах Лев скончался 11 октября 1841года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

20 мая/2 июня. Служил первую архиерейскую Литургию в Казанском соборе г. Ульяновска и произнес слово в похвалу Святителю Московскому и чудотворцу Алексию: 21 мая/3 июня. Служил Литургию в кладбищенской церкви г. Ульяновска и произнес слово в похвалу Пресвятой Богородице по случаю праздника иконы Владимирской Богоматери. После Обедни отслужил на кладбище литию на могиле Преосвященного Иоакима, архиепископа Симбирского (я был знаком с почившим Владыкою, проводя в Соловках годы принудительных работ). 24 мая/6 июня. Служил Всенощное бдение в Казанском Ульяновском соборе. 25 мая/7 июня. Сослужил Блаженнейшему Сергию, в конце Литургии Его Блаженство произнес слово в похвалу всех Святых, в Российской земле прославленных. 31 мая/13 июня. Всенощное бдение служил Блаженнейший Сергий. 1/14 июня. Сослужил Блаженнейшему Сергию, а в конце Литургии произнес слово на Воскресное Евангельское чтение ( Мф.6:22–33 ). 7/20 июня. Служил Всенощное бдение в Казанском Соборе г. Ульяновска. 8/21 июня. Служил за болезнию Блаженнейшего Сергия Литургию и по окончании ее молебен о даровании победы по случаю годовщины войны с немцами. Пред молебном протоиерей Николай Кольчицкий прочитал послание Блаженнейшего и краткою своею речью пригласил всех молиться о даровании победы. 10/23 июня. Выехал из Ульяновска в Москву. 15/28 июня. Сослужил за Литургией в Московском Кафедральном Богоявленском Соборе Митрополиту Николаю. 18 июня/1 июля. Праздник в честь Боголюбской иконы Богоматери. Служил Литургию, а накануне Всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе. Произнес слово в конце Литургии в похвалу Богоматери (значение слова: «Боголюбивая»). После Обедни служил молебен пред иконой Богоматери. 22 июня/5 июля. Сослужил за Литургией Митрополиту Николаю. По окончании Литургии протоиерей Н. Кольчицкий прочитал послание Блаженнейшего Сергия по случаю годовщины войны; а потом молебен о победе. 23–24 июня/6–7 июля. Накануне праздника Рождества Иоанна Предтечи Всенощное бдение служил в соборе, а Литургию в Церкви Иоанна Предтечи на Пресне, где в конце Литургии произнес слово на слова: семя Свято стояние его ( Ис.6:13 ); а по окончании Литургии служил молебен Иоанну Предтече.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Нифонт Константинопольский , патр. (11/24 августа) Нифонт Печерский , Новгородский, еп., в Ближних (Антониевых) пещерах (8/21 апреля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Олег (в иночестве Василий) Романович Брянский , блгв. князь, прп. (20 сентября/3 октября) Олег (в иночестве Иона, в схиме Иоаким) Рязанский (5/18 июня, 30 июня/13 июля) Олимп (Олимпан), ап. от 70-ти, сщмч. (4/17 января ап.]; 10/23 ноября) Ольга (в крещении Елена), равноап., вел. княгиня Российская (11/24 июля) Онисим Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (21 июля/3 августа; 28 сентября/11 октября [Печер.]; 4/17 октября) Онисим , ап. от 70-ти, сщмч. (4/17 января ап.]; 15/28 февраля) Онисифор , мч. (9/22 ноября) Онуфрий Великий , прп. (12/25 июня) Онуфрий Перцовский , Вологодский, прп. (12/25 июня) Онуфрий Печерский , Молчаливый, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (21 июля/3 августа; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Орест Севастийский , мч. (13/26 декабря) Осия , пророк, из 12-ти малых пророков (17/30 октября) Павел , первоверховный апостол («апостол языков») (29 июня/12 июля) Павел Византийский , отрок, мч. (3/16 июня) Павел Комельский (Обнорский), прп. (10/23 января) Павел Латрийский , прп. (15/28 декабря) Павел Новый , Константинопольский, патр. (30 августа/12 сентября) Павел Печерский , Послушливый, прп., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 10/23 сентября) Павел Ростовский , прп., первостроитель Борисоглебского монастыря (22 октября/4 ноября) Павел Фивейский , Египетский, отшельник, прп. (15/28 января) Павел I Константинопольский , патр., исповедник, сщмч. (6/19 ноября) Павел Тобольский , митр. (10/23 июня) Павла Византийская , дева, мц. (3/16 июня) Паисий Великий , прп. (19 июня/2 июля) Паисий Величковский , прп. (15/28 ноября) Паисий Болгарский , Хилендарский, прп. (19 июня/2 июля) Паисий Галичский , прп., архим. (23 мая/5 июня) Паисий Печерский , прп. в Дальних (Феодосиевых) пещерах (19 июля/1 августа; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Паисий Угличский , игумен, прп. (8/21 января; 23 мая/5 июня [Ростов.]; 6/19 июня)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы живем в бесстрашное время, мы ничего не боимся. А то, чего нужно бояться, просто изгоняем из пространства своей жизни. К сожалению, это привело к тому, что огромное количество людей живет по принципу прямо противоположному христианскому мировоззрению. Если апостол Павел сказал «все мне позволительно, но не все полезно», то современный человек как бы говорит: а почему это мне этого нельзя?! Можно упрекнуть нас, христиан, в том, что мы порабощены религией страха, что мы принуждаемы к исполнению повелений этой религии страхом. Наверное, это будет справедливый упрек для человека, боящегося только одного – что сломается пульт от телевизора. Но для нас другого пути нет, если свою религию мы сделаем бесстрашной, современной и комфортной, то она ничего не сможет дать нам, чтобы преодолеть этот «древний ужас» перед бессмысленностью и бесцельностью своего существования. Этот самый главный страх, который был изгнан Христом, пришедшим сказать нам, что мы нужны Ему и что Он придет за нами и заберет к Себе. Иеромонах Дорофей (Баранов), настоятель храма Преображения Господня поселка Соколовый Саратовского района Газета «Саратовская панорама» (902) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 24 июня, 2019 24 июня, 2019 13 июня, 2023 28 июня, 2021 28 июня, 2021 27 июня, 2021 15 июня, 2020 15 июня, 2020 14 июня, 2020 24 июня, 2019 24 июня, 2019 13 июня, 2023 28 июня, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/nekomfortnaya-vera-ili...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Добрыня Ядрейкович; 8.10.1232), свт. (пам. 8 окт., 10 февр. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский, писатель, видимо сын воеводы Ядрея, погибшего в походе на Югру в 1194 г. Хронология жизни А., насколько она вырисовывается из НПЛ , неск. сбивчива. Вероятно, в 1208/9 г., по возвращении из паломничества в К-поль, А. принял постриг в Варлаамиевом Хутынском мон-ре , в к-ром тогда же прп. Варлаам по не вполне надежным данным его проложного жития, успел передать А. игуменство; тесную связь с Хутынским мон-рем А. сохранял в течение всей жизни. После изгнания в янв. 1210 г. Новгородского архиеп. Митрофана сторонниками кн. Мстислава Мстиславича Удатного А. в том же году был избран на Новгородскую кафедру. Однако вскоре после ухода Мстислава из Новгорода в Галич новгородцы осенью 1218 г. сместили А. с кафедры, желая восстановить на ней Митрофана. Оба претендента были отправлены в Киев к митр. Матфею, к-рый удовлетворил просьбу новгородцев (Митрофан вернулся в Новгород 17 марта 1219 или 1220), но А. держал «у себя в чести» и передал ему Перемышльскую кафедру, возможно тогда же организованную. Это произошло, надо думать, не без протекции Мстислава Мстиславича, во владениях к-рого находился Перемышль. Зимой 1225/26 г. (в февр. 1226?), после очередного политического переворота в Новгороде, А. опять оказался на престоле Св. Софии, но весной 1228 г. вследствие болезни (он «бысть нем») «по своей воли» удалился в Хутынский мон-рь. Стихийные бедствия осени 1228 г. (непрерывные проливные дожди) вызвали мятеж против управлявшего делами Новгородской кафедры Арсения, но попытка вернуть на владычный двор больного А., к-рый управлял бы епископией с помощью специально назначенных опекунов, оказалась неудачной, и в 1230 г. был поставлен новый архиепископ Спиридон . Сохранилась владычная печать А. с надписью: «Антони[и] архиеп[и]ск[о]пос нов городьс кы[и]». А. похоронен в притворе новгородского Софийского собора.

http://pravenc.ru/text/115862.html

По этому делу было принято решение фемным судьей о возврате земель детям – наследникам Гунаропула 214 . Таким образом, мы видим знатного собственника Василия Влаттера, владеющего недвижимостью по наследству, т. е. на основе права наследования. В 1194 г. другая дочь Гунаропула, вдова Констомара, служилого собственника, жалуется на притеснение со стороны монастыря Пантократора, который обложил податью ее земли и отобрал выморочные участки, которые она получила по праву близости. При этом вдова Констомара получила защиту и была восстановлена в своих правах 215 . В дальнейшем Гунаропулы вынуждены были продавать земли в Демосии крупным землевладельцам. До перехода села Вари к монастырю Лемвиотиссе в 1228 г. состоялись четыре продажи. Из них три участка проданы родственнику Гунаропулов – Василию Влаттеру 216 , и один – Лемвиотиссе 217 . Таким образом, как видим, большая часть владений в Демосии перешла в частную собственность Влаттера. Затем она была унаследована зятем Влаттера, царским вестиаритом Равдоконаки, и закреплена за ним двумя простагмами 218 . К этому же времени относятся первые упоминания о пронии в смирнском округе, которые дают возможность понять ее организацию. В 1233 г. возник спор между монастырем Лемвиотиссой и Иоанном Равдоконаки по поводу земель в Демосии 219 . Для решения дела прибыл «царский брат» Димитрий Комнин Торник. Монастырь при рассмотрении дела заявил о том, что спорная земля принадлежала ему на основе пожалования вместе с париками, сидевшими на ней. Поэтому и продажу ее Гунаропулами монастырь расценивал как «лживую и бессмысленную», поскольку проданная земля находилась «под парикией» 220 . Кроме частных (наследственных) земель Влаттер имел в Демосии еще пронию, которую получил в 1208 г. за службу царской простагмой. Гунаропулы становились париками пронии служилого человека Влаттера 221 , которая затем перешла царским указом жене Влаттера, а от нее в наследство Равдоконаки, как мы уже отмечали. Но в 1228 г. село Вари, а следовательно, и прония Влаттера, перешли монастырю Лемвиотиссы, который и получил права на все эти земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

государям (не исключено, что этот титул использовался и раньше) ( Острогорски. Автократор. С. 326, 327, 329; Наумов . Господствующий класс. С. 232-233); есть также сведения об именовании В. царем (Там же. С. 242). В. выдал ряд жалованных грамот (хрисовулов), содержащих привилегии и льготы (Там же. С. 115-119): мон-рю Богородицы на Бистрице, основанному Стефаном Неманей, островному Вранина на Скадарском (Шкодер) оз. (1242) и, вероятно, мон-рю Милешева. В 1237 г. В. организовал перенесение из Тырнова в Милешеву мощей св. Саввы. Иоанн Асень II желал оставить мощи святого в своей столице, В. пришлось лично уговаривать тестя вернуть их на родину и сопровождать перенесение святыни. Очевидно, В. наряду с архиеп. Арсением был инициатором написания проложного Жития св. Саввы и служб на его успение и перенесение мощей (см.: О делима у Cmyдuje. Београд, 1970. С. 273-276). Христос благославляет кор. Владислава. Роспись ц. Вознесения мон-ря Милешева. До 1228 г. Христос благославляет кор. Владислава. Роспись ц. Вознесения мон-ря Милешева. До 1228 г. В последние годы правления В. заметно ослабли его позиции в Приморье, возможно, в результате монг. набега 1241 г., но нельзя исключать, что он мог уступить нек-рые земли, пытаясь найти союзника в грядущей междоусобице: с 1241 г. источники вновь упоминают изгнанного из Зеты в правление кор. Радослава его двоюродного брата Георгия Вукановича, сначала как князя в Улцине, а в 1242 г. как короля. Вскоре после смерти Иоанна Асеня II (1241) В., лишившийся поддержки тестя, был свергнут младшим братом Урошем I, к-рый дал ему в удел с сохранением королевского титула юж. часть серб. приморских владений в Зете со столицей в Шкодере. В качестве удельного соправителя В. играл значительную роль в политической жизни региона, во всяком случае в Далмации: в договоре болг. царя Михаила II Асеня, заключенном с Дубровником в 1253 г. и направленном против Сербии (см.: Стари српске и писма. Сремски Карловци, 1934. 1. Дио 2. С. 206-207), В. фигурирует наряду с Урошем в качестве основного противника.

http://pravenc.ru/text/154993.html

Пророчество Клингзора о рождении Елизаветы. Часть алтарного полиптиха. 1420-1430 гг. Мастер ученик Конрада фон Зёста (госпиталь Св. Духа в Любике) Е., дочь венг. кор. Эндре (Андраша) II (1205-1235) и Гертруды Андекс-Меранской (1185-1213), с детства была помолвлена со старшим сыном ландгр. Тюрингии Германа I. В 1211 г. она была привезена в Тюрингию и воспитывалась при дворе ландграфа, который стал ее опекуном. Е. отличалась религиозностью и склонностью к молитвенному уединению. После смерти Германа I (1217) ландграфом Тюрингии стал его сын Людвиг IV. В 1221 г. в ц. св. Георгия в Айзенахе состоялось бракосочетание Людвига с Е. Незадолго до этого они совершили поездку в Венгрию. В Вартбурге духовником Е. стал мон. Родегер, один из первых нем. францисканцев. В 1225 г. при поддержке Е. францисканцы основали мон-рь в Айзенахе. Весной 1226 г. в Тюрингии прошли сильные паводки, к-рые сопровождались эпидемией чумы и голодом; Е. помогала бедным, раздавала нуждающимся вещи и хлеб. В том же году она основала под Вартбургом богадельню. Тогда же духовником Е. стал инквизитор Конрад Марбургский. Отличавшийся крайним аскетизмом, он был чрезвычайно строг к Е., требуя от нее послушания и отказа от собственной воли. В июне 1227 г. ландгр. Людвиг IV вместе с имп. Фридрихом II отправился в 6-й крестовый поход в Палестину, но в сент. того же года умер от чумы в г. Отранто (Италия). Ландграфом Тюрингии стал брат Людвига IV Генрих Распе. Зиму 1227/28 г. Е. провела в Айзенахе, почти не имея средств к существованию. Тетя Е. Матильда, аббатиса бенедиктинского мон-ря Китцинген под Вюрцбургом, отправила ее к дяде еп. Бамбергскому Экберту. Епископ решил вновь выдать Е. замуж, однако та отвергла предложение. В 1228 г. в Страстную пятницу во францисканском мон-ре в Айзенахе Е. официально отказалась от всего имущества, пожелав жить в бедности, довольствуясь подаянием. Конрад Марбургский не одобрил ее решения и объяснил, что эти средства необходимы католич. Церкви для помощи бедным. Е. сохранила состояние, но управление им передавалось инквизитору Конраду. Духовник, стремясь отвлечь Е. от мирских привязанностей, убедил ее передать детей (сына и 2 дочерей) на воспитание в др. обители францисканского ордена. Принято считать, что Е. вступила в Третий орден св. Франциска (см. Терциарии ), что, однако, не подтверждается источниками. Летом 1228 г. она основала в Марбурге госпиталь, где, живя в добровольной нищете, ухаживала за больными, молилась и помогала бедным. Была похоронена в церкви при госпитале.

http://pravenc.ru/text/189793.html

Другого рода явлениями характеризуется описываемое время; оно характеризуется борьбою между старым и новым порядком вещей, борьбою, которая должна была окончиться единовластием: при этой борьбе духовенство не могло оставаться равнодушным, оно должно было объявить себя в пользу того из них, который обещал земле успокоение от усобиц, установление мира и порядка. Но кроме этой знаменитой борьбы внимание духовенства, митрополитов должны были обратить на себя другие, новые, важные отношения, именно: отношения татарские, литовские и отношения к изнемогающей Византии, которые должны были принять новый характер. Таким образом, важность событий описываемого времени, сменивших однообразие и односторонность явлений периода предшествовавшего, событий, имевших тесную связь с интересами церкви, должна была вызвать духовенство к сильной деятельности, и сюда же присоединилось теперь то важное обстоятельство, что митрополиты начинают являться русские родом; действительно, нельзя не заметить, что самая значительная деятельность в описываемое время принадлежит троим митрополитам из русских: Петру, Алексею, Ионе. Мы видели, что в Константинополе не согласились на разделение русской митрополии, на поставление особого митрополита для Северной Руси во Владимир Клязьменский, но важное значение, с каким явилась Северная Русь при Андрее Боголюбском и Всеволоде III, заставило киевских митрополитов обратить на нее особенное внимание и отправляться во Владимир для умирения тамошних князей с князьями южными, для поддержания согласия между двумя половинами Руси, согласия, необходимого для поддержания единства и в церковном управлении. После 1228 года и после татарского разгрома, когда значение Киева и Южной, приднепровской Руси пало окончательно, митрополиты киевские и всея Руси должны были обратить еще большее внимание на Северную Русь, и вот под 1250 годом встречаем известие о путешествии митрополита Кирилла II (родом русского) из Киева в Чернигов, Рязань, землю Суздальскую и, наконец, в Новгород Великий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010