17-го Июня, Святых мученик Мануила, Савела и Исмаила. 18-го, Святого мученика Леонтия. 19-го, Святого Апостола Иуды, брата Господня. 20-го, Святого Священномученика Мефодия, Епископа Патарского. 21-го, Святого мученика Иулиана Тарсийского. 22-го, Святого Священномученика Евсевия, Епископа Самосатского. 23-го, Святой мученицы Агрипины. 24-го, Рождество славного Предтечи и Крестителя Иоанна. 25-го, Преподобной мученицы Февронии и Святых чудотворцев Муромских: Князя Петра, в монахах Давида, и Княгини Февронии, в монахинях Евфросинии. Память преподобных князей Петра и Февронии Имена преподробных Петра и Февронии, как некое благословение, обносятся не только в родном их городе Муроме, но и над всею землею Русскою, в образец благоговейного супружества; посему и притекают к их молитвам ищущие благословения брачного, чтобы и их осенило оно, от лица сих двух незабвенных супругов. Мало известно их житие, хотя и вкоренилась глубоко память о них в сердце народа. Петр, благоверный Князь Муромский, был сыном Георгия Ярославича и долго княжил, до 1228 года, преставился же в глубокой старости, приняв схиму; он оставил по себе благую память питателя нищих, покровителя сирых и обидимых. Не из княжеского рода происходила супруга его Феврония, которую избрал он по ее благочестию и, в течении долгого супружества, она его хранила, ограждая от людей злонамеренных и исцеляя в тяжких болезнях, по знанию ею врачебного искусства. В преклонных летах оба супруга постриглись в иноческий образ, по взаимному согласию, в обителях родного им Мурома. Петр принял имя Давида, а супруга его имя Евфросинии; но им суждено было, хотя и в разлуке, единовременно окончить дни свои. Когда услышала инокиня Евфросиния, что уже близок к кончине бывший ее супруг, она послала умолить его повременить еще несколько, доколе не довершит начатого ею рукоделия для украшения храма; исполнил ее предсмертное желание, ни в чем не отказывавший ей супруг. Когда же, в урочный день и час, преставились оба блаженные супруга и телеса их иночески погребены были отдельно в тех обителях, в которых подвизались до своей кончины, чудным образом они были обретены на другой день, в соборе Муромском, в общей гробнице, которую еще при жизни для себя приготовили; там и доселе почивают нетленно, внушая тем, которые благоговейно чтут их память, быть подражателями взаимной любви их, если связаны узами супружескими, и послушания иноческого, если отреклись от мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

48 и 49. Савватий и Зосима Соловецкие, из которых первый скончался 27-го Сентября 1435-го года, а второй 17-го Апреля 1478-го года. Празднование обоим установлено за то или другое время до 1540-го года, ибо в этом последнем году посвящен был их имени придел, устроенный при одной церкви в Новгороде 144 . Мощи преп. Савватия Соловецкого, скончавшегося в 145-м году не в монастыре, а в одном селении на твердой земле, при перенесении их в монастырь в 1465-м году обретенные нетленными, в монастыре «преданы были погребению» за алтарем одной из церквей монастыря; затем они изнесены были из недр земли в 1566-м году. См. Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря архим. Мелетия, М., 1881, стр. 11 и 36. Мощи преп. Зосимы Соловецкого изнесены были из недр земли в 1566-м году, одновременно с мощами преп. Савватия (см. выше). В месяцеслове, находящемся в одном сборнике Троицкой Сергиевой Лавры, который написан в 1487-м году 761), между другими Русскими святыми записаны: 50 . Митрополит Киприан, скончавшийся 16-го Сентября 1406-го года, и 51 .    Исидор Твердислов, юродивый Ростовский, скончавшийся в 1474-м году (память 14-го Мая). В месяцеслове одного церковного устава, написанного в первой половине  ΧV Ι века, читаются еще имена целых 17-ти новых святых, одним из которых, вероятно, праздновалось местно и другие из которых, принадлежав к числу лишь почитаемых усопших, были произвольным образом внесены в месяцеслов или писцом рукописи, о которой говорим, или писцами рукописей, которые по отношению к данной рукописи представляли так сказать генеалогический ряд списывавшихся одна с другой рукописей 145 . Эти святые по хронологическому порядку их жизни суть: 52–54. Князь Муромский Константин (Ярослав) Святославич 146 , скончавшийся в 1129-м году, и его сыновья Михаил и Феодор, скончавшиеся неизвестно когда (память 21-го Мая), 55 и 56. Князь Муромский Петр, в монашестве Давид, и супруга его Феврония, в монашестве Евфросиния, скончавшиеся в 1228-м году (память обоих 25-го Июня) 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

48 . Макарий Колязинский, основатель Колязинского Троицкого монастыря, который находится в теперешнем уездном городе Тверской губернии Колязине, скончавшийся 17-го марта 1483-го года. В 1521-м году при копании фундамента для церкви были открыты его мощи, от которых начали твориться чудеса. Когда было донесено вел. кн. Василию Ивановичу и митр. Даниилу о совершавшихся от мощей чудесах, митрополит послал в Колязинский монастырь для расследования дела о них, т. е. для производства дознания об их достоверности, Чудовского архимандрита Иону и, получив от архимандрита донесение благоприятное, на созванном соборе установил местное ему (Макарию) празднование 1313 . 49 . Пафнутий Боровский, основатель Рождество-Богородицкого Боровского Пафнутиева монастыря, который находится в 3-х верстах от города Боровска Калужской губернии, скончавшийся 1-го мая 1477-го года. В 1531-м году митр. Даниил с собором епископов «благословил пети канон и житие (Пафнутиево) чести (в его монастыре)» 1314 . —93— 50 и 51 . Савватий и Зосима Соловецкие, из которых первый скончался 27-го сентября 1435-го года, а второй 17-го апреля 1478-го года. Празднование обоим установлено за то или другое время до 1540-го года, ибо в этом последнем году посвящен был их имени придел, устроенный при одной церкви в Новгороде 1315 . В месяцеслове одного церковного Устава, писанного в первой половине XVI века, кроме перечисленных нами святых, находим еще 17-ть святых, одним из которых, вероятно, праздновалось местно, и другие из которых, может быть, только пользовались местным и не местным почитанием 1316 . Эти святые по хронологическому порядку их жизни суть: 52–54. Князь Муромский Константин (Ярослав) Святославич, скончавшийся в 1129-м году, и его сыновья Михаил и Феодор, скончавшиеся неизвестно когда (память 21-го мая), 55 и 56 . Князь Муромский Петр, в монашестве Давид, и супруга его Феврония, в монашестве Евфросиния, скончавшиеся в 1228-м году (память обоих 25-го Июня), 57 и 58. Аврамий Смоленский, первый игумен Смоленского Богородицкого, Аврамиева по его имени, монастыря, живший в конце XII–haчaлe XIII века, и его ученик и жизнеописатель Ефрем Смоленский (память обоих 21-го августа),

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сити. «Он старался выполнить заповеди Божий и хранил страх Божий в сердце своем, – описывает его летописец, – даже врага отпускал он от себя с дарами; не берег имения своего, раздавая милостыню бедным, украшая храмы Божий иконами и книгами; почитал чин иноков и священников, приносил Господу молитвы днем и ночью.» Александр Ярославич Невский (†1263 г., 23 ноября (6 декабря), в службе коему поется: «Радуйся, заступник земли Русской. Моли Господа, даровавшего тебе благодать, соделать державу сродников твоих Богоугодною и сынам России даровать спасение.» Младший сын его, святой князь Даниил Александрович Московский (†1303 г., 4(17) марта), называвшийся летописцами «Богом снабдимым.» «Потому что сам Бог , видя благочестие и бескорыстие раба Своего, снабдевал его всем нужным.» Святая Евфросиния, княжна Полоцкая (†1173 г. в Иерусалиме. 23 мая (5 июня), говорившая обращенным ею в монашество сестрам: «Творите из себя чистую пшеницу Христову, измелитесь в жерновах смирения, трудами постническими, чистотою, любовью, молитвами, – да будете Богу, как хлеб сладкий.» Сиявшие духовной красотой, муромские чудотворцы, святые: князь Петр, в монашестве Давид, и супруга его, дочь «древолазца» (плотника) Феврония, в монашестве Ефросиния… (†1228 г. Память обоих 25 июня (8 июля). Павшие от руки татар за преданность вере и отечеству святые князья Феодор Юрьевич Рязанский (†1237 г.), Василька Константинович Ростовский († 1238 г., 4(17) марта), в отрочестве исцеленный преподобным Никитой, столпником Переяславльским, Михаил Всеволодович Черниговский († 1246 г., 20 сентября (3 октября), Роман Олъгович Рязанский (†1270 г., 19 июля (1 августа), Михаил Ярославич Тверской (†1318 г., 22 ноября (5 декабря)… Благочестивые государи: великий князь Всеволод Юрьевич III Большое Гнездо (1176–1212 г.г.), именовавшийся летописцами «миродержцем,» и его, полная смирения и веры, супруга Ясыня Мария; замученный татарами за верность вере князь Олег Ингварович Красный Рязанский; новгородский князь Мстислав Мстиславич Удалой (Удатный – по древнему наименованию), скончавшийся в 1228 году иноком в Киево-Печерской лавре; великий князь Александр Михайлович Тверской, убитый в 1339 году в Орде вместе с сыном Феодором.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

К праведному Иоанну Кронштадтскому, как к великому чудотворцу нашего времени, обращаются во всех житейских нуждах, скорбях и несчастьях. Он является покровителем всех, творящих дела милосердия и благотворительности.   Преподобная Мария Египетская – в 12 лет ушла от родителей и семнадцать лет вела греховную жизнь; в Иерусалиме обратилась на правый путь и 48 лет жила уединенно в великих подвигах поста и молитвы в Иорданской пустыне. Причастившись св. Таин скончалась в 520 году. Память ее совершается 1 (14) апреля и в пятое воскресенье Великого поста. К преподобной Марии обращаются все, желающие стяжать дух истинного покаяния.   Благоверные Петр и Феврония Муромские – угодили Богу добрыми делами, благочестием и милосердием. Благоверный князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой Рязанской губернии. Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. В старости приняли монашество и скончались в один день и час 25 июня 1228 года. В этот день (8 июля нового стиля) совершается их память. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят небесное благословение на вступающих в брак.   Праведная Анна, матерь Пресвятой Богородицы – была дочерью Матфана и по отцу происходила из колена Левиина, а по матери – из колена Иудина. Со своим супругом, праведным Иоакимом, жили в Назарете Галилейском не имея детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, но они никогда не роптали и только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его волю. И молитва святых супругов была услышана: им обоим Ангел возвестил о том, что у них родится Дочь, Которую благословит весь род человеческий. По преданию, праведная Анна скончалась мирно в Иерусалиме в возрасте 79 лет, еще до Благовещения Пресвятой Деве Марии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Помня свой обет, царь прислал в Муром мастеров – строить церковь Благовещенскую, каменную, и когда начали копать рвы под фундамент, обретены были нетленные мощи св. Благоверного Князя Константина и чад его: Михаила и Феодора. По совершении церкви, «гости муромские», – говорится в рукописном житии 106 , – «писали на Москву к Великому Государю о обретении мощей и о церковном строении и о чудесах от св. мощей. И прислал Государь Царь в Муром в храм Благовещения Пресв. Богородицы образы, книги, ризы и колокола, и на св. мощи покровы, и всю утварь церковную; и прислал с Рязани Епископа Гурия, и повелел храм Благовещения Пресв. Богородицы и придел Муромских чудотворцев освятити; святые же их мощи в раки положити и устроити монастырь пречестен, и повелел быти Игумену и братии, еже и бысть в лето 7071» (1563 г.). Мощи св. Благоверного Кн. Константина и чад его Михаила и Феодора почивают в одной раке, за левым клиросом, в соборной монастырской церкви. Память им совершается 21 мая. 12. Святой Благоверный Князь Петр и супруга его Княгиня Феврония В Муромском Богородице-Рождественском соборе, в нижнем этаже устроен храм, посвященный имени св. Князя Петра и супруги его Княгини Февроньи. Здесь почивают их и мощи в одной раке. Св. Князь Петр скончался в 1228 г.; вскоре последовала за ним и супруга его Феврония. Князь и Княгиня пред смертию приняли иноческий чин под имем Давида 107 и Евфросини. Память сих св. угодиков празднуется 25-го июня. Весьма прискорбно для почитателей памяти Благоверного Князя Петра и супруги его, что доселе не отыскано памятников, из которых можно было бы извлечь подробности святой их жизни 108 . В Переславле-Залесском 13. Преподобный Никита Столпник 109 Преп. Никита, уроженец Переславля-Залесского, жил в XII в. Пришедши в возраст, он вступил в брак и с тем вместе предался многим порокам; был, как говорится в рукописном житии, другом мытарей; притеснял бедных, заводил ссоры с богатыми, взимая от них неправедную мзду и сим способом приобрел себе богатое имение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

1522 . Воскресенская – Введенская – Ухренская, мужская пустынь, совсем уничтоженная, Вологодской губ., Вельского у. В списке жалованных монастырям грамот, поименованных в монастыр. деле 1623 г., значится: «Важского уезда Верховажские чети Во­скресения Христова и Введения Пречи­стой Богородицы Ухренские пустыни». В Вельском у. есть р. Угроньга, впа­дающая в Вагу, и при ней село Угронь­га или Угринское, лежащее в 25 вер. к сев. от Верховажского посада по до­роге в Вельск. Токмаков, “Справоч. Указатель ист. матер. для составл. летоп. правосл. русс. церкви”, I, 14. 1523 . Воскресенская – Новозаведенная в Угаликове или в Гаезикове или в Галикове – Томская, мужская пустынь, со­всем уничтоженная, Костромской губ., Кинешемского у., вер. в 50 к сев. от Кинешмы, на берегу р. Томы, впадаю­щей с прав. стороны в р. Мерю. По доношению Ипатского архим. Гавриила в 1721 г., в ней было 3 монаха, на полях высевалось ржи по 2 четверти, овса по 2 четв. и ячменя по осмине, а крестьян, бобылей и других угодий пустынь не имела. В 1724 г. припи­сана к Ипатиевскому м-рю. “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, I, 201, прилож., XVII; IV, 1724 г., 240. 1524 . Воскресенский, женский, ныне Крестовоздвиженская приходская церковь , в гор. Муроме, Владимирской губ. Он существовал еще в XII ст., и в нем незадолго до своей кончины приняла иночество княг. Феврония, су­пруга Муромского кн. Петра, названная в иночестве Евфросиниею и скончав­шаяся в 1228 г.; мощи св. Петра и Евфросинии почивают в городском Рождественском соборе, и память их чтится 25 июня. В 1724 г. инокини переведены в Троицкий м-рь в Муроме. Оставшаяся церковь Воскресения построена около 1650 года. “Ист. Росс. Иер.”, III, 616; Ратшин, 46; “Словарь ист. о свят.”, 226; “Владим. сборн.”, 1857 г., 88 (здесь история монастыря от­несена к Крестовоздвиженской церкви), 155 (опись мон. в 1687 г.); Бакмейстер, “Топограф. известия”, 1771 г., 110; “Владим. губ. вед.”, 1843 г., 13 (Взгляд на г. Муром), 1853 г., 47 (опис. гор. Мурома, 1837); “Рязан. губ. в.”, 1855 г., 45 (быв. м-ри в Ряз. еп.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 717, 57; “Акты юридич.”, 225 (Пла­тежная 1615 г. в подмажн. деньгах; игум. Маремьяна).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

– Или отпусти, княже, княгиню Февронию в монастырь, или уходи из Мурома, а мы себе другого князя будем искать. Но благочестивый князь твердо помнил слова Господни: что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:6 ), и решил лучше лишиться княжеского стола, чем венцы ломать. – Вот вам ответ мой, – сказал князь, – Бог сочетал меня неразрывными узами с княгиней, а что Бог сочетал, негоже разлучать людям. Не хотят бояре княгини, а без нее я вам не князь. Мы едина плоть, едина и душа. Святой князь отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Когда князь поддавался унынию, слабел духом, святая Феврония поддерживала и утешала его: – Не печалься, князь, милостивый Бог не оставит нас в нищете и изгнании. Муром вскоре постиг гнев Божий; начались сильные раздоры между соперничающими князьями; искатели власти взялись за мечи и многие из бояр поплатились своей жизнью. Тогда Муромские бояре с раскаянием пришли просить князя и княгиню возвратиться и править княжеством. Многие годы княжил святой Петр в Муроме; правление его было мудрым и справедливым, и во всем ему помогала советом мудрая и кроткая княгиня. Вскоре она снискала и любовь муромцев: всем она была матерью, со всеми обходилась ласково и кротко, заботилась о сиротах, навещала больных и убогих. Никто никогда не видел от нее обиды, не слышал неласкового слова. Между собою князь и княгиня жили по заповедям Божиим, вели жизнь чистую, постническую, высоко чтили монашество и священство. Достигши глубокой старости, князь и княгиня одновременно по согласию приняли монашество с именами Давида и Евфросинии. Скончались они в один день и час, 25 июня 1228 года. Тела святых были положены в одном гробе. Церковь почитает их память в день их праведной кончины. Святые Петр и Феврония являются образцами христианского супружества, своими молитвами они низводят благословение на вступающих в брак. 6 . Вот еще один рассказ из древнерусской истории. Это было в то время, когда Русь находилась под татарским игом. Земля русская была вся изранена, унижена, напоена кровью и страданиями русских людей. Много скорбей выпало и на долю двух праведников и печальников русской земли – святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского и его супруги, святой благоверной княгини Анны Кашинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Панагии Аракос («ту Арака») в Лагудере на Кипре (1192), в развороте - в ц. вмч. Димитрия в Печской Патриархии (ок. 1345). Руки святого нередко развернуты ладонями перед грудью (Енклистра мон-ря прп. Неофита в Пафосе, Кипр, 1196), скрещены (Успенский собор во Владимире, 1408), подняты в жесте молитвенного предстояния или принятия благодати (ц. Вознесения в Милешеве, Сербия, до 1228), или правая рука открытой ладонью направляет взгляд зрителя к алтарю храма - в росписи сев. певницы в ц. во имя ап. Андрея на Треске (Македония, 1388/89). Вероятно, к XIII в. относится появление вариантов, когда О. В. держит крест в правой руке либо его правая рука согнута перед грудью, тогда как в опущенной левой руке святой держит развернутый свиток (фреска в соборе в честь Успения Пресв. Богородицы в Карее (Протат) на Афоне, нач. XIV в., мастер Мануил Панселин). Нередко волосяная поросль по всему телу О. В. исполнена темно-коричневой краской в виде коротких завитков, которые могут быть расположены параллельными рядами (Енклистра мон-ря прп. Неофита). В средневизант. период крона небольшого дерева скрывает его гениталии (Йыланлы-килисе в Гёреме, Каппадокия, XI в.). Более распространен был извод с изображением преподобного в набедренной повязке из растений (ц. Богородицы Олимпиотиссы в Эласоне, кон. XIII в.), возможно сложившийся как результат унификации изображений О. В. и прп. Петра Афонского, память к-рых отмечается в один день - 12(25) июня. Иногда повязка укреплена перекрещивающимися веревками (диптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, нач. XIV в.). Изображения О. В. помещались вместе с изображениями отшельников и преподобных, чаще всего рядом с прп. Макарием Египетским или прп. Петром Афонским, иногда - с обоими (икона-таблетка из новгородского Софийского собора, кон. XV - нач. XVI в., НГОМЗ). Встречаются необычные сопоставления с другими святыми, а также в составе росписей, напр.: в ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (1028) святой написан на юж. стене вимы рядом с прав. Алексием, человеком Божиим; в росписи Йыланлы-килисе - с ап.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Священномуч. Елевферия . Филим. (15 дек.). Пр. Игнатия углицкого . 51. 201 (19 мая). 24 I. Рождество честного славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна . Все за Конст. М. Р. Иерон. Карф. Б. Англ. и все западные. М. 12 в. Каноны и стихиры I. монаха и Андрея критского . В греч. минее 2 канон в Богородичных Георгия. Служба. Свв. мучч. седми братий по плоти: Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина , † при Диоклитиане и Максимиане на юговосточных берегах Черного моря. Вас. Петр. Сирл. 1370. М. Р. (МГр. Сирм. и др. 25 июня. Ерос † 22 июня, Орентий † 24 июня, Фарнакий 3 июля, Фирмос 7 июля, Кириак 14 июля, Лонгин 28 июля). II. Собор Захарии и Елисаветы . (М. 12 в. Захарии пророка). Муч. Панатиота кесарийского, пострадавшего от турок в Константинополе в 1765 году. Солов. III. Свв. Иакова и Иоанна менюжских. Мощи в Троицком храме в 40 верстах от Новгорода, на берегу реки Менюги, где прежде била обитель. 209. Филим. † Тропарь и кондак есть. Св. Никиты , еп. города Ремесианы. (Ремешек, ныне Нирот; он был славянин и писатель, † ок. 420 года: Св. южн. славян). V. Мефодия , патриарха константинопольского. Коал. 2. (14 июня). 25 I. Св. муч. Февронии в Нисивии в Месопотами при Диоклитиане, † 310. Все почти за Син. 1 и Неап. М. Р. М. 12 в. Канон Феофана. Служба. (Ев. 2 XIII в. Арханг. собора 26 июня). Св. благоверных чудотворцев муромских князя Петра и супруги его княгини Февронии , нареченных в иночестве Давида и Евфросинии , † 1228. Собор 1547. У. 336, 1625. 1639. Служба. Первой канон Пахомия мниха (ок. 1547), другой Михаила монаха XVI в. Сн. Опис. Рум. музея стр. 596 51 сент. 25). Мощи их в Муроме в соборной церкви. Попразднство Иоанна Предтечи. Канон I. монаха. В М. 449 канон в Богородичных Георгия. В У. XII в. студийском канон Андрея. УКр. Память избавления от срацын по суше и морю обложивших Царьград. 240. Петр. Акад. и др. См. 5 июня заметку. Преподобномучч. Леониды, Ливии, Евтропии . 1370. В жизни Фемронии. Пр. Симона в 5 веке. 1370. Достопамн. Сказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010