1586 Польско-венгерский мир 1192 г., урегулировавший взаимные интересы в галицком вопросе (Пашуто 1968. С. 162). 1587 Эту замысловатую фразу комментаторы трактуют так, что под «дружбой» (amicitiae) имеются в виду якобы мирные отношения с соседями. Возможность этой трактовки трудно оспорить, хотя ничто не вынуждает к ней присоединяться. 1588 Т. е. предпринимает поход против ятвягов или пруссов (гетов, по терминологии Кадлубка: см. примеч. 1471). 1589 Каких именно «соседей» (contigui) пруссов-«гетов» «одолел» Казимир II, неясно. Берестейское княжество (см. выше главу IV, 14)? Или фразу надо понимать так, что «одолены» были «соседи» полешан? 1592 Снова термин latrunculi употреблен не в широком смысле (тогда следовало бы ожидать «этих разбойников»), а в специальном, подразумевающем некие отряды, которые нападают исподтишка (см. примеч. 1564). 1593 По контексту этот ятвяжский поход приходится датировать 1192/3 г. Положение дел в Дорогичине, на крайнем севере волынских владений, в то время по древнерусским источникам не прослеживается. В науке по преимуществу принято с доверием относиться к сведениям, которые представлены у В. Н. Татищева со ссылкой на некую «Полоцкую летопись» о том, что после смерти Мстислава Изяславича в 1170/3 г. в Дорогичине княжил Василько Ярополчич (один из младших племянников Мстислава), который, при поддержке своего шурина мазовецкого князя Лешка, племянника Казимира II, боролся за Берестье с минским князем Владимиром; Лешко занимает Берестье и, не получив от Василька обещанной компенсации за помощь, оставляет город за собой (Татищев 3. С. 127–128). Если полагаться на эту информацию, то описанная борьба за Берестье должна была развернуться после смерти берестейского князя Владимира Мстиславича (см. примеч. 1538), т. е. в середине или второй половине 1170-х гг. Вряд ли, однако, Василько Ярополчич был еще жив к началу 1190-х гг., ведь описанное у Кадлубка выше посажение в Берестье в 1182 г. Святослава Мстиславича (см. главу IV, 14), вероятнее всего, стало следствием того, что берестейский стол освободился после смерти Василька (иначе трудно было бы понять, почему Казимир II решил поддержать Святослава только десятилетие спустя по его изгнании из Владимира и почему поход оказался направлен именно на Берестье).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

. Understanding Genesis: The Heritage of Biblical Israel. New York: United Synagogue Commission on Jewish Education, 1966. Schaeffer, F. Genesis in Space and Time. Downer " s Grove, IL: Inter-Varsity, 1972. Speiser, E. A. Genesis. New York: Doubleday, 1964. Vawter, B. A Path Through Genesis. New York: Sheed and Ward, 1956. Westermann. C. Genesis, Neukirchcn-Vluyn: Neukirchcner Veiiag des Erziehungsvereines, 1974. Genesis (1–3) Anderson, B. W. «A Stylistic Study of the Priestly Creation Story». В Canon and. Authority. Под ред. George W. Coats and Burke O. Long. Philadelphia: Fortress, 1977, стр. 148–162. Bailey, J. «Initiation and the Primal Woman in Gilgamesh and Genesis 2–3 »./AL 89 (1970): 137–150. Barr, J. «The Image of God in the Book of Genesis – A Study of Terminology». BJRL 51 (1968): 11–26. . «Man and Nature – The Ecological Controversy and the Old Testament». BJRL 55 (1972): 9–32. . «Themes from the Old Testament for the Elucidation of the New Creation». Encounter 31 (1970): 25–30. Blenkinsopp, J. «The Structure of P.» Bibl 38 (1976): 275–292. Brueggemann, W. «From Dust to Kingship». ZA W 84 (1972): 1–18. . «Of the Same Flesh and Bone (GN 2, 23a)». CBQ 32 (1970): 532–542. Carlson, G. I. «The Two Creation Accounts in Schematic Contrast». Tf April 1973): 1192–1194. Childs, B. Myth and Reality in the Old Testament. Studies in biblical theology, no. 27. London: SCM Press, 1962, стр. 31–50. Clark, W. M. «A Legal Background to the Yahwist " s Use of Good and Evil». JBL 8S (1969): 266–278. Clines, D. J. A. «The Image of God in Man». ТВ 19 (1968): 53–103. Davies, J. D. Beginning Now: A Christian Exploration of the First Three Chapters of Genesis. Philadelphia: Fortress, 1971. Duncan, R. «Adam and the Ark». Encounter i7(1976): 189–197. Fisher, L. R. «A Ugaritic Ritual and Gen.Irl – 5». Ugaritica 6:197–205. Foh, S. T. «What is the Woman " s Desire?» WTJ 37 (1975): 376–383. Fretheim, T. E. Creation, Fall and Flood. Minneapolis: Augsburg, 1969. Gehrke, R. «The Biblical View of the Sexual Polarity». CTM 41 (1970): 195–205.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

1186 Жемчужников не говорит также о православных Грузинской, Албанской и некоторых других Церквах. 1187 В одной из следующих статей автор говорит, что появление в Иерусалиме Русской Духовной Миссии раздражило греков и обрадовало католиков. Мне кажется, что достаточно обнародовать на Востоке его идеи, чтобы тот же результат был достигнут в гораздо больших размерах. – Примеч. автора документа. 1188 Имеется в виду отчетный доклад Б.П. Мансурова, который опубликован нами в томе 1 настоящего издания и который обсуждается выше в записке В.С. Неклюдова. 1189 Вряд ли можно согласиться с подобным оптимистическим мнением. Патриархия не имела намерения передавать построенное по проекту Порфирия здание в собственность Русской Миссии или вообще России. 1190 Историю создания первой арабской типографии в Иерусалиме см. выше, в отчете начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Порфирия (Успенского) , который и был тогда, при переговорах с Патриархом Кириллом II, информатором и главным советчиком А.П. Озерова (документ 55). 1191 Имеется в виду период 1830–1840 гг., когда Сирия и Палестина были оккупированы египетскими войсками. 1192 Имеется в виду Бейрутская операция Русского флота 1773 г. Подробнее см.: Смилянская И.М., в соавт. Россия в Средиземноморье: Архипелагская экспедиция Екатерины Великой. М., 2011. 1193 Имеется в виду Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб аль-Мушаррафи ат-Тамими (1703–1792) – известный арабский теолог и религиозный лидер, основатель ваххабизма. Дата заключенного им союза с Мухаммадом ибн Саудом (1744) считается годом создания первого саудовского государства – Дирийского эмирата со столицей Эд-Диръия (ныне пригород Эр-Рияда). Несмотря на попытки Османского правительства ликвидировать мятежную в отношении к Стамбулу ваххабитскую государственность, она выжила и укрепилась. Религиозная династия потомков Абд аль-Ваххаба (Аль Шейх, т. е. «дом Шейха») и сегодня сохраняет важнейшую роль в Саудовской Аравии: ей принадлежит духовная власть, а «дому Сауда» (Аль Сауд) – политическая и экономическая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

1134 Черты такого взгляда на дружбу можно находить и у Цицерона: „Quid dulcius, спрашивает он, quam habere quocum omnia ut tecum audeas loqui? Ouis esset tantus fructus in prosperis rebus, nisi haberes, qui illis aeque ac tu ipse gauderet? Adversas vero ferre difficilius esset sine eo, qui illas gravius etiam, quam tu ferret“ (cap. VI). 1135 Т. е. движение за политическое объединение двух княжеств Молдавии и Валахии в одно королевство Румынии. 1136 Так назывались монастыри, подчинённые Константинопольской патриархии или иным греческим церквам. 1149 Это противоречие разобрано у G. Pinches’a в книге The old testament in the Light of Historical Records. 1150 Пр. Сэвдей не принадлежит к крайней либеральной партии оксфордского богословия, что видно из его критики книги „Contentio Veritatis“ в Journal of Theological Studies. 1151 Сам Луази раскаялся перед папой и отказался от своих взглядов, так что осталась только его школа. 1152 Попытки X Hommel’я и др. объяснить предательское (e) е в слове Амрафель не так уж убедительна, хотя очень возможно, что Амрафель и Хаммураби одно лицо, только это не доказано ещё вполне. 1156 С 1867 г. архим. Гавриил был преподавателем Уфимской сем. с 1868 г. – Тверской дух. семинарии. 1157 Напечатана в книге: Речи, говоренные в разное время Саввой, Архиеп. Тверским и Кашинским. Тверь, 1892, стр. 86–88. 1159 Магистр XXIII курса (1862 г.) Моск. дух. академии. В 1882 г. пострижен в монашество с именем Сергия и рукоположен в епископа Выборгского; † еп. Астраханским 14 апреля 1902 г. 1191 Протоиерей Алекс. Мих. Иванцов-Платонов, профессор Москов. Университета; в 1898 г. статьи вышла отдельной книгой в С-пб. 1192 При подписании сего журнала сделаны были следующие оговорки: а) Преосвященным Ректором Академии Епископом Евдокимом: „По ст. II остаюсь при прежнем мнении. Излагать его более подробно считаю излишним“. б) О. Инспектором Академии Архимандритом Иосифом: „По ст. II присоединяюсь к мнению Преосвященного Ректора“. в) Заслуженным ординарным профессором Александром Беляевым: „По статье II согласен с мнением Ректора Академии“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Третье основание Баура падает от того, что воскресение мертвых отвергали не маркиониты только, но, еще задолго до Р. Хр. появившаяся среди иудеев, секта саддукеев 1191 . Затем, мы знаем из послания к Коринфянам, что и в коринфском обществе были лица, отвергавшие истину воскресения мертвых; ибо Апостол пишет: аще Христос проповедуется, яко из мертвых воста, како глаголют нецыи в вас, яко воскресения мертвых несть? 1192 Поликарп, епископ смирнский, знал лиц, утверждавших, „что нет ни воскресения, ни суда“ 1193 . Что касается аскетизма лжеучителей по пастырским посланиям, то и он так же указывает на иудействующих еретиков, так как у иудеев воздержание от брака и пищи считалось высоким подвигом; мы знаем даже особую секту у иудеев под названием ессеев, которые воздерживались от брака, пищи и предавались другим аскетическим подвигам. Но из этого последнего обстоятельства нельзя выводить заключения, чтобы еретики пастырских посланий были ессеи, как думают Ричль и Мангольд 1194 . Дело в том, что не смотря на многие сродные черты учения ессеев и лжеучителей рассматриваемых нами посланий, напр. о пище, браке и проч., не смотря на занятие тех и других объяснением закона в аллегорическом смысле, не смотря на то, что ессеи могли позаимствовать дуалистические воззрения из восточной религиозной философии, не смотря на возможность их пребывания в Малой Азии и на островах греческих колоний и проч., – все-таки в учении и характере ессеев остаются черты, резко отличающие их от лжеучителей по пастырским посланиям. Так, ессеи были мягки в отношениях к другим, но строги к самим себе, нравственный кодекс их отличался строгостью правил; напротив, лжеучители пастырских посланий изображаются сварливыми, наглыми и распутными. Ессеи были трудолюбивы, занимались земледелием, ремеслами и вообще снискивали пропитание себе трудом; еретики же посланий живут более на чужой счет и налагают на себя личину благочестия с целью дарового приобретения чужой собственности. Ессеи занимали исключительное положение в обществе и жили большей частью в пустыне; еретики же посланий постоянно вращаются в обществе людей и, как ядовитую заразу, распространяют свое еретическое лжеучение. Словом, в изображении еретиков пастырских посланий есть прецеденты, не совсем подходящие к ессеям 1195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Семендер был взят и разграблен 1186 , после чего арабский полководец двинулся на тогдашнюю столицу каганата – г. Байду 1187 . Хазары отступили на север, и Марван, следуя за ними, достиг Славянской реки (Нахр ас-сакалиба), где взял в плен 20 000 семей славян 1188 . Эта река славян являлась самым отдаленным местом на севере от Кавказских гор, куда дошли арабы в своих завоевательных походах. Естественно, возникает вопрос, где находилась Славянская река и кто были славяне, с которыми столкнулся в конце похода Марван ибн Мухаммед ибн абд ал-Малик? Судя по маршруту войск Марвана, арабы далеко углубились на север. Поражение хазар на этот раз по своим последствиям уступало лишь разгрому каганата в 60-х годах Х в. русами князя Святослава. Политическим итогом похода Марвана явилось перемещение центра каганата, его столицы и политики со стран Северного Кавказа в низовья р. Волги, где после этого возникла новая столица Хазарского каганата – Хамлих. Для горного Кавказа и прилегающей степной части это ознаменовалось усилением самостоятельности местных государств, в первую очередь ас-Сарира и ал-Алана 1189 . Как упоминалось выше, по греческим данным VI b. поселения антов простирались на восток до Дона и Азовского моря. Возможно, в VIII b. здесь укрепились хазары, и часть славян платила им дань (не относятся ли данные русской летописи, согласно которым часть славянских племен платила дань хазарам, к VIII b. – времени расцвета каганата?) 1190 . Пантюркист А. З. Валиди Тоган, разбирая подробно поход Марвана, стремился доказать, что славяне ал-Куфи, ал-Йакуби, ал-Белазури – вовсе не славяне, а общее наименование совершенно различных народов (главным образом тюркской и финно-угорской групп) 1191 . Работа Тогана, изданная им в Германии после прихода к власти фашистов, ставила целью доказать господствующую роль турок и германцев в раннесредневековой истории Европы (фашистские круги в Германии, готовя войну против СССР, рассчитывали втянуть в нее на своей стороне и Турцию). Т. Левицкий 1192 считает, что славяне арабских авторов – этнически славяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1869 г. Устав Академический сюда ещё не прибыл. Нынешний год он введён будет в Петербурге и Киеве, а мы с Казанью будем год жить на старых основаниях. Кое-что из содержания Устава известно. Ректор Академии не будет выборный; каждый профессор (даже и светских наук) может быть оным не иначе, как имея степень доктора Богословия, для достижения коей даётся служащим уже профессорам три года, в течение коих профессор должен приготовить диссертацию, которая после публично должна быть защищена. Математика уничтожена во всех Академиях и сверх того – нравственная философия. Оклады жалованья университетские. На студента 200 руб. Профессоров положено 9 ординарных, 9 экстраординарных и 6 доцентов. В Московской Семинарии Ректора ещё нет. Избраны Благоразумов 1190 (14 голосов) и Смирнов-Платонов 1191 , редактор Православного Обозрения (10 голосов). Есть слухи, неизвестно кем пущенные, что Митрополит представит от себя Корнилия Костромского 1192 . Консерваторы находят это назначение весьма остроумным. Впрочем, порядок в Семинарии и без того может быть восстановится по выходе в вакацию А…а Л…а и К…о. А.Н. Муравьев издаёт письма к нему Митрополита Филарета. Собрание большое и очень замечательное“ 1193 . 28-го числа получено было мной из Казани письмо от Ректора Академии, Архимандрита Никанора: „Почтительно уведомляя Вас, что моё недостоинство удостоено украшения орденом Св. Владимира 3-й степени, долгом считаю за эту милость принести почтительную благодарность и Вашему Преосвященству, так как началом этого приятного для меня дела послужила благость моего Архипастыря, Преосвященного Архиепископа Антония 1194 , основанием же высокоблагосклонная отметка о моём пове- —202— 1869 г. дении и трудах, данная на послужном моем списке Вами, Милостивейший Архипастырь“. В ответ на это писал я от 30-го числа: „Усердно приветствую Вас с высоким знаком Монаршего благоволения. Тем более утешаюсь и сорадуюсь Вашей награде, что виновником её Вы признаёте отчасти и меня. Ваши дарования, Ваши достоинства и особенно Ваше благородство и благодушие всегда я ценил, а теперь ценю ещё более, по известному изречению: nil bonum nisi omissum.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Конечно, это был большой военный успех. Но и противники крестоносцев не сидели сложа руки. Весной 1153 г. Нур ад-Дин попытался взять Иерусалим, зная, что король с войском находится под Аскалоной. Однако ему вновь помешала зависть и своеволие союзника – эмира Дамаска. Это переполнило чашу терпения атабега, и он, резко сменив вектор атаки, решил взять желанный город, предварительно организовав в нем волнения. Караваны с продовольствием перехватывались его солдатами, жители Дамаска голодали, а агенты Нур ад-Дина умело распространяли слухи о великодушии и благородстве атабега, противопоставляя их качествам Бурида. 18 апреля 1154 г. он с большой армией подошел к городу и уже через неделю вошел в него под восторженные крики горожан. Таким образом, произошло объединение Алеппо, Мосула и Дамаска в одно государство под властью Нур ад-Дина 599 . Эта была замечательная победа атабега: ведь Дамаск не случайно называли Раем Востока. Этот город имел не только важное торговое, военное и культурное значение. Помимо прочего, он обладал ореолом святости – причем не только для христиан, но и мусульман. Именно рядом с Дамаском располагались пещеры, где были захоронены члены семьи пророка Мухаммеда. В одной из них был рожден Авраам, а другие часто посещали Иисус Христос , Лот, Иов и Моисей. Неудивительно, что в скором времени Нур ад-Дин перевел свою столицу из Алеппо в Дамаск, после чего город стал стремительно расти и развиваться. Будучи мудрым политиком, атабег не стал рвать отношений между Иерусалимским королевством и своей новой столицей, которая имела самостоятельный договор с пилигримами, а добровольно продолжал выплачивать дань Балдуину III еще некоторое время 600 . В это же время произошло еще одно важное событие: умер султан Иконии Масуд, и тут же между сыновьями покойного Кылыдж Асланом II (1156–1192) и Шахиншахом началась междоусобная война за наследство, которой воспользовался атабег. Хотя Кылыдж Аслан одержал победу над братом, он был вынужден констатировать тот неприятный для себя факт, что в это же время Нур ад-Дин под шумок присоединил две крепости в области Эдессы к своим владениям. Однако в ту минуту ему не с руки было воевать с атабегом, который был невероятно силен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

753 В этом мнении сходятся: F. Coccopalmerio, Il sinodo diocesano, в: Raccolta di scritti in onore di P. Fedele, под редакцией G. Barberini, Vol. 1, Perugia 1984, сс. 406_416, в частности, с. 408, а также P. Valdrini, Les communautes hierarchiques et leur organisation, в: Droit caonique, под редакцией P. Valdrini, Paris 1989, сс. 186_187. В отличие от того, как это происходит с решениями поместного собора (каноны 439_446), декреты диоцезального синода, будучи одобрены епископом, не нуждаются для окончательного получения обязывающей силы в каком-либо дальнейшем recognitio (признании). Они сообщаются Конференции епископов только в целях информирования, а также для того, чтобы содействовать возрастанию общения (кан. 467). См. комментарий к канонам 466_468 в: Codice di diritto canonico. Edizione bilingue commentata, под редакцией P. Lombardia-J. Arrieta, Roma 1986, с. 366. 756 Sinodo dei Vescovi, Documento Ultimis temporibus (30. XI.1971), в: EV, Vol. 4, nn. 1226_1227. 757 О вопросе в целом см. H. Schmitz, Die Konsultationsorgane des Diozesansbischofs, в: HdbKathKR, сс. 352_364, особенно с. 362. 758 См. R. Puza, Mitverantwortung in der Kirche, в: Staatslexicon, op. cit., сс. 1188_1192, особенно с. 1191. 759 В таком толковании сходятся: R. Potz, Bischofsernennungen. Stationen, die zum heutigen Zustand gefuhrt haben, в: Zur Frage der Bischofsernennungen in der romisch-katholischen Kirche, hrsg. von G. Greshake, Munchen-Zurich 1991, сс. 17_50, здесь с. 22; H. Muller, Aspekte des Codex Iuris Canonici 1983, в: ZevKR 29 1984), сс. 527_546, здесь с. 534. 760 См. H. Maritz, Das BischofzwaHlrecht in der Schweiz, St. Ottilien 1977, сс. 47_49; P. Leisching, Kirche und Staat in den Rechtsordnungen Europas. Ein Uberblick, Freiburg I. Br. 1973, с. 83. 761 В этом смысле типичным является случай Coira; см. H. Maritz, Erwagungen zum Churer «Bischofswahlrecht», в: Fides et ius. Festschrift fur G. May, hrsg. von W. Aymans-A. Egler-J. Listl, Regensburg 1991, сс. 491_505. 763 Наиболее убедительными являются модели, разработанные в этой перспективе следующими авторами: E. Corecco, Note sulla Chiesa particolare e sulle strutture della diocesi di Lugano, в: Civitas 24 (1968/69), сс. 616_635 и сс. 730_743; H. Schmitz, Pladoyer fur Bischofs-und Pfarrerwahl. Kirchenrechtliche Uberlegungen zu ihrer Moglichkeiten und Ausformung, в: TThZ 79 (1970), сс. 230_249.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Дело велось, что называется, спустя рукава, и это отразилось на войске и пилигримах, которые стали вести веселую, разгульную жизнь, уклонялись от работы, переходили к неприятелю. С трудом короли Гвидо и Ричард восстановляли порядок и возвращали беглецов. Но хуже было то, что Конрад Тирский, отчаявшись, что таким путем можно сломить Саладина, начал вести мирные переговоры с последним. Да и Ричард, напуганный вестями с родины, будто бы ему угрожают его брат, Иоанн, и король Филипп, тоже начал подобные переговоры с Саладином, – и мир был заключен тотчас же, если бы христиане удовлетворились скромными требованиями – оставить им местности, где они теперь находились, и получить Иерусалим. Но Ричард был неустойчив, – давал слово и нарушал его, и, наконец, неожиданно двинулся в поход против Иерусалима. Уже на полпути Ричард стал сомневаться в успехе этого предприятия, составил военный совет, чтобы обсудить, предпринимать ли осаду Иерусалима, который был, конечно, сильно укреплен Саладином. Советчики сознались, что город едва ли можно взять силой, и советовали не идти; большинство же, с которым и не советовались, рвалось к Иерусалиму, желая хотя бы подорвать силу Саладина. Но Ричарду первое предположение было более необходимо, и он остановил поход на Иерусалим и отдал приказ идти на Аскалон. Была буря, лил дождь, когда дошел до раздраженных, измученных крестоносцев приказ Ричарда. С бранью, проклятиями и слезами на глазах направились они к Аскалону, вернее – к развалинам города; но там работа закипела живо. Словно по волшебству, выростали дома, поднимались стены, выпучивались валы. Однако, дружную работу внезапно прервала кровавая распря под Акконом среди крестоносцев – итальянцев, пизанцев и генуэзцев. Первые перешли на сторону англичан и короля Гвидо, а вторые – к маркграфу Конраду. И последний пошел уже приступом на Аккон, на своих же, и только подоспевший Ричард остановил вовремя эту междоусобицу. XVI. Конрад – король Это было в 1192 году. Ричард начал, было, резкий спор с Конрадом, осуждая его в этом беспорядке; но в это время дошли до него новые слухи, что в Англии его престолу грозит неминуемая беда, и Ричард объявил, что он должен покинуть Сирию. Теперь надо было только поскорее уладить все разраставшийся спор за Иерусалимское королевство, назначить, наконец, законного короля. Большинством голосов выбран был Конрад, как единственный храбрый, распорядительный и дальновидный военачальник того времени, который один еще мог, хотя и с трудом, поддержать иерусалимский престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010