Слова и поучения Кирилла Туровского Подготовка текста, перевод и комментарии В. В. Колесова и Н. В Понырко Кирилл Туровский (1130 – после 1182), родом из знатной семьи, рано увлекся «почитанием книжным» и получил высокое по тому времени образование, учась у отечественных и иноземных книжников, знал языки, в том числе и греческий, изучал средневековые науки, превосходно владел словом, был блестящим проповедником и писателем, снискав славу русского Златоуста. Уйдя от светской жизни в монастырь, посвятил себя аскезе, но со временем включился в идеологическую и политическую борьбу своего времени на стороне Киева и туровского князя Юрия Ярославича, по желанию последнего был поставлен в епископы (ок. 1169–1182 гг.) г. Турова, в котором Кирилл родился, прожил всю жизнь и умер. Сохранилось много произведений, принадлежащих Кириллу и приписываемых ему. Здесь публикуются образцы основных жанров, в которых работал писатель и которые прославили его имя: публицистическая «беседа» и торжественное «слово» (ораторская проза); последних достоверно сохранилось восемь. Известны его послания κ современным ему политическим и церковным деятелям, а также службы святым и молитвы. За религиозной формой средневековых произведений и фактами, обильно черпаемыми средневековыми писателями из Писания, за религиозной оболочкой стоят реальные факты жизни современного писателю общества, жестокая борьба социальных и культурных тенденций, удивительным образом преломлявших идущие из древности цитаты из Писания. Β известном смысле обращение κ традиционным сюжетам при изложении злободневных вопросов позволяло внести элемент обобщения, подчеркнуть типичность происходящего, обосновать актуальность поднятой темы и, пользуясь традиционными художественными средствами, доступными для понимания многих, создать оригинальное художественное произведение. Свое значение имеет и личность художника. Большинство средневековых авторов и компиляторов ограничивалось комбинациями известных мотивов и композиций, создавая свой труд. Кирилл – оригинальный мыслитель и художник. Пожалуй, вплоть до Державина в русской литературе не появлялся писатель такой силы, значительности и высоты нравственного чувства, как Кирилл – совесть своего нелегкого и бурного времени. Он тонко использует богатство традиционных поэтических средств для создания полифоничного по смыслу и ощущению текста. Здесь высокий и житейский планы как бы сосуществуют, знаменуя бесконечную борьбу добра со злом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известны Белгородские епископы: Феодор (упом. 1147–1148), Максим (упом. 1187–1190), Адриан (1190–1197), безымянный (упом. 1231). В 1231 г. Белгородская епархия представляется еще самостоятельною и отдельною от Юрьевской (П. собр. р. лет. 1. 194; 2. 30, 38, 136, 138, 152 Известны Волынские епископы: Феодор (1137–1147), Иоасаф (упом. 1223–1229), Василий и Никифор — преемники Иоасафа (П. собр. р. лет. 1. 133; 2. 30, 163; 3. 45 Известны Переяславские епископы: Евфимий (1141–1149), Василий (поставл. 1157), Антоний (уп. 1168), Павел (поставл. 1198), Симеон (упом. 1239) (П. собр. р. лет. 1. 136, 174, 200; 2. 17, 30, 43, 176 Татищ. 3. 104, 160, 328 Упоминаются Юрьевские епископы: Дамиан в 1147 г. и безымянные в 1183, 1197 гг.; Алексий ок. 1220 г. и еще безымянный в 1231 г. (П. собр. р. лет. 1. 194; 2. 30, 128, 152 Памятн. росс. слов. XII в. 255 Под 1154 г. летопись говорит о каком-то епископе Дамиане Каневском (1. 147; 2. 76 принимая во внимание, что около того самого времени был Юрьевский епископ Дамиан, можем думать, что это одно и то же лицо и что Юрьевские епископы назывались иногда и Каневскими. По крайней мере, предполагать существование особой епархии — Каневской нет достаточного основания. Известны Полоцкие епископы: Косьма (1143–1156), Дионисий († 1183), Николай (поставл. 1185), Владимир (упом. 1218) , Алексей (упом. 1231) (П. собр. р. лет. 1. 165, 187; 2. 19, 126, 127 В летописи упоминаются только два Туровских епископа: Иоаким — в 1144–1146 гг. и Лаврентий — в 1182 г. (1. 136; 2. 19, 25, 126 Но из древнего сказания, сохранившегося в Прологе (под 28 чис. апреля известно, что был в Турове знаменитый епископ Кирилл, который обличил ересь Феодорца Ростовского (след., ок. 1169 г.), писал послания к Андрею Боголюбскому († 1174) и, значит, занимал Туровскую кафедру прежде Лаврентия, упом. в 1182 г. (Восток. Опис. рук. Рум. муз. 457 В другом древнем сказании — «О Мартыне мнисе, иже в Турове», повествуется, что этот Мартин был прежде поваром преемственно четырех Туровских епископов — Симеона, Игнатия, Иоакима и Георгия и что потом, когда Мартин, будучи уволен последним епископом на покой за старостию, сделался иноком и проживал в епископском монастыре святых мучеников Бориса и Глеба в тяжкой болезни, к нему явились святые мученики Борис и Глеб, которых он принял за слуг Ярослава Георгиевича («и мнев старец: Георгиевича Ярослава слузе еста»), и исцелили его (Пролог Рум.

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

Преподобномученики Феодор и Василий, оба они были замучены в темнице князем Мстиславом Святополковичем за мнимое укрывательство сокровищ, оба и почивают в одной гробнице. Преподобный Поликарп, второй печерский архимандрит, умерший в 1182 году; отличался строгой жизнью и духовной рассудительностью, внушая к себе уважение не только братии, но и князей и бояр, особенно же князя Ростислава, который не обходился без мудрых советов Поликарпа. Преподобный Варлаам, первый игумен печерский, покоится в маленькой церкви, в его имя здесь устроенной. Скончался в 1062 году. В мире Василий, сын воеводы Вышаты, он оставил мир и принят в монашество Антонием, провидевшим в нём подвижника и поставившим его игуменом печерским, когда сам переселился на соседнюю гору. В той же церкви, на другой только стороне, преподобный Дамьян, пресвитер, прозванный целебником, ибо недуги человеческие врачевал он молитвой и елеем. Далее по выходе из церкви: преподобный Никодим просфорник; тридцать лет подвязался в труде монастырском: носил дрова, месил тесто и проч.; отличался простотой жизни и дивным благочестием; отошёл в вечность в 1141 г. Святой Лаврентий затворник: подвизался в затворе монастыря св. Димитрия и получил дар исцеления, потом – в Печерском, и был возведён на епископскую кафедру в Турове (1182 г.), где и скончался. Святой Афанасий, затворник – пробывший в затворе 12 лет: здесь он ни с кем не говорил, плакал день и ночь, чрез день вкушал немного хлеба и воды. Умер в 1176 году и погребён в той самой пещере, где жил в затворе, прославил себя вскоре после смерти исцелением хромого, которому явился во сне. Святой Эразм, всё имение употребил на украшение Печерской церкви; обнищав был искушаем злыми духами, внушавшими ему, что напрасно истратил имущество, но Эразм искренно раскаялся, и – по молитве его – Господь сподобил принять ангельский образ. Святой Лука, эконом печерский. Преподобный Нектарий послушливый. Святой Агапит, врач печерский, скончался 1195 г.; зельем и молитвою он исцелил великого князя Владимира Мономаха .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1164–1166. 1164 или 1170; 1166 или по Палинодии 1170. Феодор: 1161–1163. Иоанн IV – с 1164  г. (по Кнат.л.) до 1166 г. Феодор: 1151–1163. 18)  Константин II: 1167. (Татищев) или 1170 (П алинодия). 1174 (киевский каталог). Упоминаемого в Палинодии вслед за митрополитом Константином II митрополита Гавриила наш автор не считает таковым, потому что о нем не говорят ни летописи, ни иерархические каталоги (стр. 81) 1167–1174. 1107–1174, а по Истории Карамзина упоминается еще в 1185 г. 1167 или 1170; 1174. Иоанн IV: 1164–1166. Константин II c 1167; упом. в 1169 (Лавр.) и 1172 (Ципт). Иоанн IV: 1164–1166. 19)  Никифор – после 1183 (киевский каталог), около 1185 (Палип. и Коссов), 1190 (моск. кат.) или после 1197 (киевская летопись). Следующие затем: у Татищева (т. III, стр. 328) митрополит Иоанн (1198 г.), а у Зах. Копыстенского Евгений не признаны, так как их нет в иерархических каталогах (стр. 31). 1185–1197. ок. 1185; 1196 или 1197. Константин II – с 1167; упом. под 1172. Никифор II – упом. 1182–1107. 20) Гавриил и 21) Дионисий: о них упоминает Копыстенский на основании киево-софийского помянника и московских списов. Константин II: 1167–1177. 20)  Матвей – с 1200 или 1201. 1211 (моск. кат.), 1221 (Палинодия) или 1219 (Татищев). После Матвея Коссов называет митрополитом Никиту, а Селлий Дионисия (с 1217 г.). За неимением их в иерархических каталогах они Евгением не признаются. Ср. Историю российской иерархии, ч. I, изд. 1827 г., стр. 87. 1200, а «по другим» 1208 (?); 1221. Дионисий – сомнительный. 1200, а «по другим» 1201; 1220. 1201; 1211 или 1221, или 1219. Никифор II, упом. с 1182 по 1197. 19) Матвей упом. 1210–1220. 21)  Кирилл I: «когда и где посвящен и когда скончался, о том пишут различно» (стр. 82): Татищев с 1223 («ошибается») по 1233; Новг. лет. упом. под 1230 г., ум. 1233; Пушкинский список – с 1224; Палинодия с 1228; Никон. лет. с 1224 до 1233; Коссов – с 1225; моск. к. – с 1224 по 1229. (Палинодия) и Коссов называют Кирилла россиянином, а московский каталог и Татищев греком). Это одно из самых характерных мест, где Евгений является собирателем, а не критиком исторических сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

1052 Феодосию же преставившуся и Стефану игуменьство приимъшу... – Описываемые события относятся κ 1074 году. 1054 Въпрос благоврного князя Изяслава ο латынх. – Это произведение Феодосия Печерского , вошедшее в состав Патерика в 60-е годы XV века, было адресовано киевскому князю Изяславу Ярославичу. Оно было написано, скорее всего, в 1069 году, когда Изяслав вернул себе киевское княжение с помощью военной силы поляков. Β связи с этим «вопрос ο латинской вере», актуальный после разделения церквей в 1054 году, обрел особую остроту. Β послании κ Изяславу Ярославичу Феодосий обличает «латинские ереси» и призывает князя сохранить верность православию, опасаясь католического влияния на Русь. «Однако Изяслав не оправдал надежд Феодосия: изгнанный в 1073 году из Киева, он снова обратился за помощью κ польскому королю Болеславу, а затем κ германскому императору и даже κ самому римскому папе Григорию VII» (Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Изд. 2-е. Л., 1987, с. 69). 1055 ...во Савелиеву вру... – Савелиева ересь. Названа так по имени некоего Савелия (середина III века), толкование которым сущности Троицы (Бог в состоянии покоя и молчании есть единое существо, а в творении и помышлении является в трех различных формах – Отца, Сына и Духа) было признано еретическим. 1060 Ο преставлении преподобнаго отца нашего Поликарпа, архимадрита Печерскаго... – Поликарп, скончавшийся в 1182/83 году, был первым игуменом Киево-Печерского монастыря, который получил титул архимандрита. Β 1460 году Кассиан, редактор Патерика, поместил после рассказов Поликарпа ο печерских святых сообщение ο смерти архимандрита Поликарпа, взятое из Киевского летописного свода, который явился продолжением Повести временных лет и был доведен до 1200 года. Это сближение двух Поликарпов привело позднее κ их отождествлению у редакторов Патерика XVII века. 1061 ...к Василию попу на Щековицю... – Щековица – урочище в Киеве. Василий был игуменом Киево-Печерского монастыря после смерти Поликарпа (1182/83) до игуменства Акиндина (1224–1231 гг.), последнее упоминание ο нем относится κ 1197 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

справщиков, а также формы упоминания Д. Г. в документах позволяют сделать вывод, что на Печатном дворе иверский архимандрит занимал ведущее положение ( Сиромаха. 1999. С. 36). (В качестве дополнительного вознаграждения, как было принято, ему выдали «от книжных выходов мелкие азбуки… по две книги безденежно» (РГАДА. Ф. 1182. Оп. 1. 66. Л. 3; Сиромаха. 1999. С. 36) и также «безденежно» в нояб. 1668 г.- «Чиновник архиерейского служения» (РГАДА. Ф. 1182. Оп. 1. 70. Л. 62-63 об.; Лукьянова. 2003. С. 213).) Среди подготовленных Д. Г. изданий - «Беседы на Евангелие от Иоанна» свт. Иоанна Златоуста, 1665 г. ( Сиромаха. С. 36; Лукьянова. 67), в послесловии к к-рому отмечается, что «в типографском тиснении свидетельствована и исправлена святогорцем архим. Дионисием со клевреты его»; Сборник переводов Епифания Славинецкого (творения святителей Григория Богослова, Василия Великого, Афанасия Александрийского, прп. Иоанна Дамаскина), май 1665 г., с аналогичным указанием ( Лукьянова. 66; Сиромаха. С. 36) и др. Кроме того, «по благословению святейших Вселенских патриархов… и патриарха Московского, и собора патриархов» 5 авг. 1666 г. и по указу царя от 6 сент. 1667 г. Д. Г. «с товарыщи» было поручено сделать новый перевод Служебника ( Лукьянова. С. 153). В работе на Печатном дворе Д. Г., по-видимому, использовал привезенные с Афона книги, к-рые т. о. повлияли на книжную справу никоновскую . Список книг, имевшихся в его распоряжении, Д. Г. привел в челобитной царю, поданной перед отъездом на Афон, где также сообщается, что он оставляет свою б-ку «ради церковные потребы и общия пользы» ( Покровский. 1912. С. XIII-XIV; Фонкич. 2003. С. 164-165). В собрании Д. Г. имелись как рукописи («Вопросы и ответы» свт. Афанасия Александрийского Антиоху, «Богословие» прп. Иоанна Дамаскина и др.), так и печатные издания («Пророки», НЗ, «Шестоднев», др. сочинения свт. Василия Великого, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, труды Полибия и др.). Рукописные книги из б-ки Д. Г. частично сохранились в Синодальном собрании ГИМ (ГИМ.

http://pravenc.ru/text/178456.html

Потому естественно, что по смерти Туровского архипастыря общее желание избрало его в епископа Туровского. В звании архипастыря он присутствовал в 1162 г. на соборе, осудившем преступного по своей страшной гордости Владимирского епископа Феодора 366 , и принимал особенное участие в обличении его: «Феодорца, говорит древнее известие, за укоризну тако нарицаема, от Божественных Писаний ересь обличи». Пастве своей с ревностью предлагал он поучения в храме, и эти поучения столько прославили его, что в. кн. Андрей Боголюбский желал читать их и читал с уважением 367 . Блаж. пастырь по любви к уединённой жизни в 1182 г. оставил кафедру архипастыря и проводил последнее время своё в молитве. Но, не преставая любить спасение других, он по движениям св. любви писал наставления. Так писал он послание к избранному из белых священников Печерскому настоятелю Василию, на посвящении которого в авг. 1182 г. видим по летописи Туровского епископа Лаврентия 368 . Святитель-подвижник скончался 28 апр. 1183 г. Он оставил для нас драгоценные памятники своего духовного просвещения. По древнему житию, он «златословесный учитель, светлым учением Богоразумия своего просветивший концы Русские». Ныне известны до 12 слов его 369 ; 24 молитвы его и покаянный канон дышат самым живым благочестием и могут возбуждать и питать благочестие 370 . Повторим здесь молитву его на день воскресный. «Слава Тебе, Христе Боже мой, что Ты удостоил меня видеть день преславного воскресения Твоего, в который Ты освободил души праведных, бывшие связанными во аде. Сей свободы и я желаю, Владыка мой! Разреши меня, связанного грехами многими. Да воссияет свет благодати Твоей в омрачённой душе моей. Знаю я неисчислимые щедроты Твои и Твоё человеколюбие неизреченное... Я несчастный, увлечённый любовью плотской в самоволие, вверг себя в смрадную тину греха и удалился от Твоей благодати. Быв Твоим сыном по рождению в духовной купели, оказался рабом греха. Потому стенаю из глубины сердечной и лью слёзы от боли душевной; помышляя о часе суда, весь изнемогаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Существует тесная внутренняя связь между тремя деятелями этой эпохи: Евстафием и братьями Акоминатами, Никитой и Михаилом. Жизнь и деятельность одного из них не может быть правильно понята без ознакомления с жизнью остальных двух. И все трое оставили после себя литературные труды, составляющие почти единственный источник для изучения эпохи. Во время патриарха Феодосия Ворадиокта (1177–1184) М. Акоминат был патриаршим секретарем и разделял опасности, которым подвергался престол патриарха в смутное время, наступившее по смерти Мануила. Тем же патриархом возведен в сан митрополита афинского. Прежние изследователи принимали, что он отправился в Афины около 1175 г., основываясь на темном и неправильно понятом месте из речи Михаила на смерть брата его Никиты. Теперь же с полною вероятностью можно относить посвящение в сан и отправление в Афины к 1182 г., что очень важно для многих исторических соображений, хотя бы в том напр. отношении, что Михаил, живший в Константинополе в 1181 и 1182 годах, мог говорить как очевидец о борьбе партий по смерти Мануила и о первых действиях в Константинополе Андроника Комнина. Политическое, экономическое и умственное состояние знаменитого города Афин находит в письмах М. Акомината лучшее и можно сказать единственное в средневековой литературе освещение. Эта сторона научного материала первая обратила на себя внимание издателя, и он, как уже сказано, еще в 1878 г. посвятил истории Афин в XII в. отдельную монографию, за которую и дана была ему кафедра в университете. В примечаниях, которыми снабдил он издание, можно находить богатый материал, хорошо обработанный и сопоставленный для освещения любопытного и для неспециалистов вопроса – о состоянии Афин в XII в. Город был доведен до самого бедственного положения нерадением администрации и вымогательствами; он представлял груду развалин, еще неисправленных после нападения короля сицилийского Рожера. Бедность была вопиющая и безпомощная: ни земледелия, ни промыслов, торговля в застое. Пираты господствовали на море и, основав себе гнездо в Эгине, Макре и других заливах, делали смелые нападения не только на береговые селения, но и внутрь страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

обителей (Данброди (1182) и аббатство Лара (1213)). В 1166 г. ирл. правитель Диармад Мак Мурхада основал за городскими стенами Д. приорат Всех святых, общину к-рого составляли августинские каноники. Ок. 1174 г. Ричард Стронгбоу основал в Килмейнеме (ныне в черте Д.) приорат для госпитальеров- иоаннитов и странноприимный дом. В Клонтарфе (ныне также в черте Д.) была основана обитель тамплиеров . В 1177 г. Вильям Фицоделин основал мон-рь св. Фомы Бекета и передал его под управление аббатства св. Виктора в Марселе (Франция). Ок. 1188 г. некто Алред Палмер с супругой основали в пригороде Д. мон-рь св. Иоанна Предтечи, при к-ром была открыта большая больница. Эти и ряд др. мон-рей, основанных в XII-XIII вв. (обители регулярных каноников Св. Креста в Атае и Каслдермоте, приорат бенедиктинцев в Каслноке и др.), были ориентированы прежде всего на англ. поселенцев, а госпитальеры из Килмейнема отказывались посвящать в рыцари ирландцев. В марте 1182 г. Римский папа Луций III рукоположил во архиепископа Д. назначенного англ. кор. Генрихом II субдиак. Иоанна (Джона Комина). Кор. Ирландии Иоанн (впосл. англ. кор. Иоанн Безземельный) даровал архиепископу титул барона и предоставил кафедре ряд судебных привилегий. Архиеп. Иоанн построил в городе приходскую ц. свт. Авдуена, почитаемого в Нормандии, и расширил кафедральный собор Св. Троицы. В 1186 г. в Д. прошел провинциальный Собор, на к-ром были осуждены симония среди ирл. духовенства, пренебрежение целибатом и неправильное, с т. зр. архиепископа, отношение к таинству Евхаристии и убранству церквей. Собор постановил ввести богослужение по англ. сарумскому обряду . На Соборе 1201 г. в Д. была осуждена ирл. практика управления церковным имуществом светскими лицами - эренахами (среднеирл. airchinnech). По мнению участников Собора, это приводило к тому, что церковное имущество переходило в руки ирл. знати. Архиеп. Иоанн попытался разрешить спор Д. с соседним еп-ством Глендалох - церковь и мон-рь Глендалох были дарованы кафедре Д. кор. Иоанном Безземельным «по причине малочисленности паствы и бедности Дублинской Церкви» ( Gwynn.

http://pravenc.ru/text/180517.html

Произведение первого русского по национальности Киевского митрополита и ныне является прекрасным образцом для учащихся при изучении ими содержательных и формальных особенностей слова, как вида церковной проповеди. Литература: А.М. Молдован. “Слово о законе и благодати” Иллариона, Киев, 1984. Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975, с. 10–21. Калугин Ф.Г. Илларион митрополит Киевский и его церковно-учительные произведения. В кн.: Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, Спб, 1894, вып.1. Святитель Кирилл, епископ Туровский (1130—1182 г) Сведения о святителе Кирилле дает его проложное житие. Сын богатых и знатных родителей, уроженец города Турова на реке Припяти, он рано увлекся “почитанием книжным” и получил хорошее по тому времени образование, учась у отечественных и иноземных книжников, в совершенстве овладел греческим языком. В зрелом возрасте святой Кирилл отказался от наследства и принял, постриг в Туровском монастыре. Он много подвизался в посте и молитве и учил иноков полному послушанию игумену. Через некоторое время св. Кирилл удалился в затвор на столп, где подвизался не только в аскезе, но и в составлении назидательных сочинений. Святость жизни и высокая просвещенность св. Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру (ок. 1162 г.). По любви к уединению святитель Кирилл примерно через 20 лет оставил кафедру и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений. Точный год его кончины неизвестен (1182 пли 1183). Говоря о проповеднической и писательской деятельности св. Кирилла, житие отмечает: “… Другой златословесный учитель нам в Руси воссия паче всех.” Авторитет творений св. Кирилла был настолько велик, что многие его “слова” включались в сборники “Златоуст” и “Торжественник” наряду с произведениями святителя Иоанна Златоуста. Из дошедших под именем св. Кирилла произведений ему несомненно принадлежат обличение ростовского епископа Феодора (“Притча о душе и теле”), два поучения, около тридцати молитв, два канона и восемь “слов” на праздники и воскресные дни.

http://azbyka.ru/propovedi/istoriya-prop...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010