Патриарх Алексий почтил память основателей Валаамского монастыря и освятил колокол Валаам, 10 июля 2006 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в понедельник молебен у раки с мощами основателей Валаамского монастыря — преподобных Сергия и Германа в главном, Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря, сообщает РИА Новости . В числе паломников в преддверии Дня памяти преподобных Сергия и Германа на Валаам прибыли министр культуры РФ Александр Соколов, посол РФ в Латвии Виктор Колюжный, руководители Карелии. В этот же день несколько позже Патриарх Алексий освятил колокол «Святитель Николай» для Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. «Святитель Николай» завершает полный набор колоколов звонницы главного храма Валаамского монастыря. Высота и диаметр нового колокола около двух метров, вес почти шесть тонн, «язык» колокола весит около 180 килограммов. Колокол отлит из сплава, пожертвованного уральской горно-металлургической компанией на колоколо-литейном заводе Анисимова в Воронеже в соответствии с ансамблевым звучанием уже имеющейся звонницы. Колокол назван «Святителем Николаем» в память о покровителе всех путешествующих. Колокол украшают изображения Небесных Сил Бесплотных и четыре рельефа — образы святых Марии Египетской, Ирины, Николая и Александра Свирского, созданные в стиле валаамской школы иконописи. Во время прошлого визита на Валаам в августе 2005 года Патриарх Алексий освятил главный соборный колокол «Андрей Первозванный», который весил около 16 тонн. Преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими иноками, пришедшими на новгородские земли в десятом веке вместе с первыми православными миссионерами. Они проповедовали христианство среди языческих карельских племен. Житие преподобных не сохранилось, но упоминание о них есть в ряде летописей и исторических документов монастыря. Согласно сохранившимся текстам, мощи преподобных были обретены в XII веке и перенесены в Новгород во время нашествия шведов в 1163-64 годах. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки вернули святыни обратно на Валаам и высекли в скале могилу для останков преподобных Сергия и Германа. На этом месте был основан Спасо-Преображенский собор, где сейчас и покоятся мощи основателей Валаамского монастыря. Предание хранит свидетельства о многочисленных чудесах, которые совершались и совершаются по молитвенному обращению к святым Сергию и Герману. Так, преподобные помогали утопающим и замерзающим на Ладоге, исцеляли от душевных и телесных болезней. Общероссийское почитание Сергия и Германа Валаамских началось с 1819 года. 10 июля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/18014.html

Сохранилось три сочинения святого Кирилла об иноческой жизни, одно из которых – «Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового» - может быть отнесено ко времени пребывания его в монастыре. Через некоторое время святой Кирилл удалился в затвор на столп, где еще более усилил подвиги и «многа Божественна Писания изложи». Многие обращались к нему за советом в духовной жизни. Святость жизни святого Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру. В 1169 году святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял Владимиро-Суздальскую кафедру и пытался отделиться от Киевской митрополии. Святитель Кирилл обличил ересь Феодора и составил много посланий к святому князю Андрею Боголюбскому (память 4 июля), в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле. Еще до 1182 года по любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений. Он написал многочисленные поучения об иноческой жизни, составил слова на весь годичный круг Господских праздников, но не все они сохранились. Поучения святителя Кирилла помещались в сборниках наряду с древними святоотеческимп творениями. Скончался святитель Кирилл 28 апреля около 1183 года. От современников он получил именование Русского Златоуста. В этот день 1634 года был казнен воевода Михаил Борисович Шеин. Он происходил из старинного боярского рода, был сыном окольничего. В бою под Добрыничами с Лжедмитрием I 20 января 1605 г. Шеин сумел отличиться и был отправлен в Москву с известием о победе. В чине окольничего служил воеводой в Новгород-Северском. В 1607 г. получил боярское звание и был поставлен воеводой в Смоленск, осажденный польским королем Сигизмундом III. Отчаянно сопротивляясь, Шеин не желал сдавать город даже по требованию правительства семибоярщины, и все же город был взят штурмом в июне 1611 г. Шеин был схвачен, подвергнут пыткам и до 1619г. находился в польском плену вместе с будущим Патриархом Филаретом (Романовым). После заключенного перемирия с Речью Посполитой пленники смогли вернуться на родину. Шеин, ставший одним из близких Патриарху лиц, в 1620-1632 гг. возглавлял приказы и участвовал в многочисленных дипломатических переговорах. Во время войны с Речью Посполитой (1632-1634) Шеин был отправлен под Смоленск командующим русской армией. После смерти в 1633 г. Патриарха Филарета Шеин, оставленный на произвол судьбы, был вынужден согласиться на сдачу пушек и с остатками войска вернулся в Москву. Был обвинен в измене и по приговору Боярской думы казнен в 1634 г. По мнению историков С.М.Соловьева и В.О.Ключевского, Шеин не был предателем и осужден в результате боярской интриги.

http://ruskline.ru/history/2015/05/11/et...

В начале XVIII века были известны иконы преподобных Сергия и Германа. Напоминание об утраченном житии Преподобных, встречается в многочисленных списках «Валаамской беседы», памятника церковной публицистики XVI-XVII веков. Зачало «Беседы», несомненно, является отрывком из сентябрьских Миней, где повествуется о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа (Карельских чудотворцев) из Новгорода в монастырь Всемилостивого Спаса по утишении военной опасности, по-видимому, в 1182 г., что подтверждается новгородскими летописными источниками. Первоначальное место подвигов преподобных Сергия и Германа указывается на Святом острове. Так говорит предание известное при игумене Ефреме во второй половине XVIII века. Также данный факт подтверждает и шведский атлас, в котором на карте острова Валаама Святой остров именуется как Vanho Valamo — Старый Валаам, и на этом острове указан крест. Чрезвычайно широкое распространение «Валаамской беседы», известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция нестяжателей в известной церковной полемике XVI века. В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь молитвами преподобных вскоре послал на них великий недуг и расслабление членов, поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню. В 1755 году игуменом Ефремом был выстроен новый деревянный соборный храм, в котором имелся придел преподобных Сергия и Германа. Путешественник, капитан Яков Яковлевич Мордвинов так описывает саму обитель: «Монастырь построен на горе каменной, церкви, колокольня и ограда деревянные. И всему оному монастырю взят план, и на плане означено: Соборная церковь Преображения Господня, в ней приделы: с южной стороны — святых апостолов Петра и Павла, с северной — святого апостола Иоанна Богослова, вверху с юга святого апостола Андрея Первозванного, с северу святых праведных Захарии и Елисаветы, внизу с южной стороны — преподобных отец Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, где и мощи преп. под спудом, а сверху сделаны раки, и на раки их положены живописные их образы».

http://patriarchia.ru/db/text/124425.htm...

О ПРЕСТАВЛЕНИИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ПОЛИКАРПА, APXIMAHДPUTA ПЕЧЕРСКОГО, И О ВАСИЛИИ-ПОПЕ. СЛОВО 38 Преставился блаженный и преподобный отец наш Поликарп, архимандрит Печерский в 6690 (1182) году, в двадцать четвертый день месяца июля, в день святых мучеников Бориса и Глеба. И убрали тело его, и погребли честно с заупокойным пением, как он сам заповедал. После смерти же его начались раздоры в монастыре. После этого старца не могли иноки избрать себе игумена, и охватили братию скорбь, и горе, и печаль – ведь не подобает такому большому стаду ни единого часа без пастыря оставаться. Во вторник же ударили в било, и вся братия собралась в церкви, и стали молиться святой Богородице. И вот что было удивительным – как едиными устами многие сказали: «Пошлем к Василию-попу на Щековицу, чтобы был он нам игуменом и правителем иноческого стада Феодосиева монастыря Печерского». И, придя, все поклонились Василию-попу и сказали: «Мы, вся братия, иноки, кланяемся тебе и хотим, чтобы ты был нам отцом и игуменом». Поп же Василий в великом изумлении, пав, поклонился и сказал им: «Отцы и братья, я о чернечестве только в сердце своем помышлял, ради чего же задумали вы меня, недостойного, поставить игуменом?» После долгих споров согласился он. Они же, взяв его, пошли с ним в монастырь, было это в пятницу. И приехал на пострижение его митрополит Никифор, и Лаврентий, туровский епископ, и Никола, полоцкий епископ, и все игумены. И постриг его митрополит Никифор своей рукой, и стал он игуменом и пастырем иноков Феодосиева монастыря. Написана была сия книга, называемая Патерик Печерский, жития и чудеса святых и преподобных отцов печерских Антония и Феодосия и всех преподобных отцов печерских, повелением смиренного инока Кассиана, уставщика печерского, в 6970 (1462) году, индикта 10, в десятый день месяца апреля, в субботу святого и праведного Лазаря, друга Христа, на память святых мучеников Терентия и Помпия и других, пострадавших вместе с ними, в богоспасаемом городе Киеве, в царствующей обители пречистой Богоматери и преподобных наших отцов Антония и Феодосия, в Печерском монастыре, в пустыни святого и великого святителя и чудотворца Христова Николы Мирликийского, при княжении благоверного и христолюбивого князя Семена Александровича, при печерском архимандрите Николе, молитвами святых преподобных отцов печерских Антония и Феодосия и святых всех чудотворцев печерских. Богу нашему слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

426 Вероятно, что он-то был тот Лаврентий, который взят был из Печерской Обители на кафедру Туровскую и с 1182 г. был преемником св. Кириллу. Местное туровское предание говорит, что из бывшего Туровского Борисоглебского епископского монастыря взаты в Киев нетленные мощи; а св. тело Лаврентия Епископа Туровского по ркп. известию о Российских Святых покоится в киевской пещере, тогда как в пещере доселе известен один только Лаврентий – затворник. (Калайдовича прсдисл. к Памят. XII в. стр. 5. 21. 22.). 427 Так как это было по кончине пр. Антония, но не видно, чтобы было при жизни Поликарпа, друга Симону Епископу 1215 – 1220 г.: то подвиги пр. Иоанна надобно отнести к первой половине 12 века. Слова Поликарпа передаются в переводе с рукоп. Сказания его, а не печат. Патерикка. Память пр. Иоанна празднуется июля 18. 429 Первое из показанных отличий можно видеть в Константинопольском же уставе Имп. Ирины ар. Cotelerium in Monum. Т. 4. р. 221, а частью и третье р. 210. 430 Слова Летописи по Кенигсб. сп.: «устави в монастыре своем, како пети пения монастырская и поклоны како держати и чтения почитати и стояние в церкви и весь ряд церковный и на трапезе седание и что ясти в кия дни. Феодосий же то предаде монастырю своему. От того же монастыря прияша вси монастыри устав». Заметим, что Лавра пр. Саввы никогда не была и не называлась Студийскою, и устав Лавры не то, что Студийский Устав, как напротив говорится в Описании Печерской Лавры стр. 7. 8. и как повторяют другие. 431 Синод. Библ. ркп. 330. Вероятно, это то же, что в Кормчей кн., писанной для Новгород. Кн. Димитрия в 1292 г., называется дополнением к церковному уставу Феодора Студийск., принятому Игуменом Феодосием для Печерского монастыря. В той же Кормчей есть ещё устав погребения монахов Студийских – так же поздний. 433 Новг. 3 Лет. 210. Густ. Лет. 266. Это показание оправдывается рассказом Нестора о обстоятельствах жизни Феодосия: а) Феодосий является к Антонию, по словам Нестора, отроком, в молодых летах. Давать другое значение выражению Нестора ничто не позволяет. 14-летний сирота три года печёт просфоры, довольно времени живёт у пресвитера, возвращённый в дом тайно удаляется в Киев. Что не придумывайте, Феодосий явился к Антонию не старше 23 лет; б) мать Феодосия, спустя 4 года узнаёт об удалении его в Киев, пришла сюда же, долго не соглашается на то, чтобы сын остался в пещере, потом постриглась сама. Потом уже следовало пострижение Варлаама и Ефрема, что было в 1054 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Второй переходный список, КБ 449/706, близок первому, но имеет ряд отличий, которые характерны и для Минеи 1611 г. (КБ 391/648). На с. 214–215 М. Славнитский перечислил особенные песнопения из этой службы. Кроме того, на с. 215 перечислены дополнения Минеи 1611 г., в том числе и стихиры из минеи Соф. 401 . На основании КБ 442/699 М. Славнитский отмечает две стадии развития службы. Первые два списка показывают, что сначала служба 1-й редакции просто помещается первой, а к ней приписываются новые песнопения. Затем в XV в. появляется 2-я редакция, вошедшая в печатные Минеи. Это уже служба одного из главных праздников года. Группу новых стихир на «Господи, воззвах» открывает текст «Вторыи ты бысть Констянтинъ...», прежние поются на стиховне со славником 1-й редакции «Начальника благочестия...». Стихира «Апостоломъ ревнителя...» поется по 50-м Псалме на утрене, сохранен тропарь «Уподобивыися купьцу...». Добавлены седальны, второй канон, новые стихиры на хвалитех и на литии. Положены особые паримии и Евангелия. 3-й редакцией М. Славнитский назвал единственный список РНБ ОР, КБ 375/632 XVI в. Весь канон совершенно оригинален. 474 Последнее песнопение в 3-й редакции «Яко началнику крещения...» читается в «Минее новым чудотворцам» Сол. 518/537 в качестве единственного тропаря перед каноном. Н. К. Никольский датировал службу св. Владимиру XI в. Он полагал, что слова, сказанные о Владимире в похвале ему в летописной статье 1015 г. «Сего бо память держат Русьские люди, поминающе святое крещение», свидетельствуют о существовании почитания. 475 По мнению Н. К. Никольского , память св. Владимира уже праздновалась, когда канон св. Ольге был написан Кириллом-мнихом. Его ученый отождествил со св. Кириллом Туровским († до 1182 г.). 476 Н. К. Никольский приводит мнение М. Славнитского о существовании трех редакций службы, но списки перечисляет без разделения на редакции. Н. С. Серегина считает, что служба появилась еще в XI в. Во втором тропаре 9-й песни канона из 1-й редакции службы сказано: «Придете вси, снидете ся къ честьнеи церкви святого Володимера, нареченаго Василия, преблаженаго великаго князя, угодника Христова преславного». Н.С. Серегина пишет, что речь идет о церкви св. Василия в Киеве, следовательно, текст появился до разгрома Киева монголами в 1240 г. 2-ю редакцию службы она связывает с событиями 1170-х, 1190-х гг. в Суздальской земле: победа Всеволода Юрьевича над племянниками Ростиславичами 15 июля в день памяти св. Владимира способствовала созданию новой службы. 477

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сентябре 1992 года Санкт-Петербургская епархия торжественно отмечала 250-летие своего учреждения. В рамках юбилейных торжеств 11 сентября был освящен первый храм во имя священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. Его воздвигли на территории исправительно-трудовой колонии 5 в пос. Металлострой Колпинского района С.-Петербурга. Освящение храма совершил Святейший Патриарх Алексий II в сослужении епископа Истринского Арсения (Епифанова) 1181 . На конференции, посвященной юбилею, был представлен доклад о жизни и трудах новопрославленного Петроградского архипастыря (опубликован в «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостях») 1182 . Деревянный крест на Братском кладбище Александро-Невской лавры, установленный в память митрополита Вениамина, вскоре сменил гранитный кенотаф – крест с терновым венцом. В основании креста положена плита с датами жизни святого. К сожалению, приведенный в надписи на камне день рождения (3 июля 1874 года) не соответствует истине. Особо почитают священномученика митрополита Вениамина как своего покровителя верующие города Гдова (ныне Псковской епархии). В 1990–1994 годах в Гдове на фундаментах Димитриевского собора, взорванного оккупантами перед самым освобождением города во время Великой Отечественной войны, был воздвигнут новый храм 1183 . Он представляет собой повторение погибшего храма в первоначальном облике, каким его возвели в XVI веке. Главный престол собора освящен в честь Державной иконы Богоматери, левый – в честь св. Димитрия Солунского, а правый, теплый – во имя св. митрополита Вениамина, митрополита Петроградского. Утраченный храм на протяжении 12 лет оставался кафедрой святителя-мученика: в сане епископа, архиепископа, митрополита. Над ним дважды приводился в исполнение смертный приговор (закрыт большевиками и взорван фашистами)... Но собор восстал из небытия, поистине «смертию смерть поправ», как символ неодолимости Православной веры, как лучший молитвенный памятник не раз служившему в нем доблестному архипастырю. Вскоре после канонизации митрополита Вениамина свет веры Христовой воссиял и для его земляков. В городе Няндома Архангельской области, расположенном в 10 км от Нименского погоста, родины святителя, в октябре 1992 года была зарегистрирована православная религиозная община. Верующим даже вернули то, что осталось от Зосимо-Савватиевской церкви, освященной отцом будущего Петроградского архипастыря и закрытой в 1929 году. Сразу после закрытия она была приведена в «некультовый вид» (при перестройке первым делом снесли алтарную абсиду, световой купол, колокольню), и восстановление здания еще впереди. Богослужения стали совершать в малом храме, устроенном на соседней улице, его престол был освящен во имя священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. Так святитель через семь с лишним десятилетий после гибели вернулся во славе на родную каргопольскую землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Получив в одном из боёв с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илия принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные. Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это даёт основание предположить, что его постриг пришёлся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164—1182). Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Его мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. К лику святых богатырь был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской Лавры. Журнал Московской патриархии: «Его монашеские подвиги скрыты от нас, но, несомненно, были они великие, если мощи его через много лет обнаружились нетленными». Военнослужащие Ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России, а также части специального назначения и всё русское воинство считают преподобного Илию Муромца своим Небесным покровителем. В начале 2000-х на официальном уровне было принято решение устанавливать в лагерях Воздушно-десантных войск передвижные полевые храмы преподобного Илии Муромца. …В Косово (Сербия) после Балканской войны почти четыре года — с июля 1999-го по июнь 2003-го - был развернут полевой храм преподобного Илии Муромца, который затем вывезли в Чечню, где он находился во Введенском районе, в базовом лагере Воздушно-десантных войск до ноября 2004 года. В полевых условиях Косова и Чечни в этом храме приняло святое крещение большое количество воинов, в том числе и с именем Илия, в память преподобного. Много веков назад завершил земную жизнь легендарный богатырь Илия Муромец. А образ его не тускнеет в памяти народной. Сегодня, как и тысячу лет назад, наше Отечество нуждается в наличии могучих защитников от врагов внешних и внутренних.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/05/svyato...

из отч. Об. Пр.”, 1870 г., 136 (учрежд.); 1881 г., 70 (переим. в м-рь); 1884 г., 248 (школа). 31. Благовещенский , женский, ныне церковь в гор. Чебоксарах, Казанской губ. О нем известно только, что упразднен в 1764 г., но продолжал существовать и в 1773 г., во времена академ. Фалька, посетившего тогда Казанскую губ. “Ист. Росс. Иер.”, III, 377; Фальк, “От С.Пб. до Томска”, в “Полн. собр. учен. путеш.”, VI, 178. 32. Благовещенский , мужской, ныне приходская церковь близ гор. Новгорода, на левом берегу Волхова, на север. оконечности оз. Мячина, в 2 вер. от Юрьева мон. В 1-ой Новгород. летописи под 6678 (1170) год. говорится: „В тоже лето архиепископ боголюбивый Илия с братом Гаврилом, создаста монастырь, церковь святой Богородицы Благовещение». В 3-ьей Новгород. летописи под 6687 (1179) год. читаем:» Созда архиеп. Иоанн церковь Благовещения Богородицы каменну, в 70 дней; начата здати маия с 21 числа, а кончаша августа в 25 день; и монастырь бе, и бысть христианом прибежище». Далее под 6688 (1180) год. значится: „в том же монастыре у Благовещения Богородицы, Иоанн архиеп. с братом своим Григорием, заложиша церковь каменну Богоявление Господне на вратех». Это известие в 1-ой новгород. летописи занесено под 6690 (1182) годом. В „Ист. Росс. Иерар.” и у Ратшина основание его отнесено к 6679 г., т. e. 1171 по Р. Хр., и приписано архиеп. Иоанну и брату его Григорию. Таким образом, здесь сведения перепутаны, и монастырь в 1170 г. уже „бе и бысть», по выражению летописца. Под 6816 (1308) год. в летописи записано: „Того же лета, на зиму выиде архиеп. Фектист из Владычня двора своего деля нездоровия, благословив Новгород; и иде в монастырь к Благовещенью св. Богородица, изволив молчаньное житие». Затем через два года, в 6818 (1310) год.: „Того же лета, на зиму, преставися блаженный архиеп. Новгород. Феоктист, месяца декаб. в 23, на память св. муч. 10 иже в Крите, и много пострада Богови в болезни, святая его душа взыде на небеса, а лицо его просвятися якы свет, яко всем видящим дивитися и славити Бога; и положено бысть тело его честное, всем иерейским чином, в монастыре, в церкви святой Богородицы Благовещения».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

210 Ath. De synod. 10–11; 55; Hilar. Fr. VII-IX; Socrat. Hist. eccl. II. 37; Theodoret.Hist. eccl. II. 19–20; Sozom. Hist. eccl. IV. 18. 218 Ambrosius Mediolanensis. Ep. 1012. Ambrosius Mediolanensis. Epistulae prima classis. PL. 16. Col. 875–1050. 224 Athanasius Alexandrinus. Ad episcopos Aegypti et Libyæ epistola encyclica. PG. 25b. Col. 537–593. 226 Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Epictetum episcopum. PG. 26. Col. 1049–1070; Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Rufi nianum episcopum. PG. 26. Col. 1179–1182. 233 PL. 13. Col. 347–349. Греч, перевод: Sozom. Hist. eccl. VI. 23; Theodoret. Hist. eccl. II. 22. 241 См. Удальцова З. В. Источники по истории Византии IV – первой половины VII в. История Византии. Т. I. М. 1967. С. 59. 245 CTh. 16,5,6 (10 января 381 г.); 16. 5. 8 (19 июля 381 г.); 16,5,16 (9 августа 388 г.); 16,5,11 (25 июля 383 г.); 16,5,12 (3 декабря 383 г.). 254 Книга Правил святых апостолов, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 2009. С. 173 –184. 255 См. текст двух латинских и греческой версий канонов в работе: Hess H. The Early Development of Canon Law and the Council of Serdica. Oxford, 2002. P. 212–255. 256 Turner C. H. The Genuineness of the Sardican Canons. Journal of Theological Studies. 1902. Vol. III. P. 376. 258 De Clercq V. Ossius of Cordova. A Contribution to the History of Constantinian Period. Washington, 1954. P. 380. 259 Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Bd. I. Tübingen, 1930. S. 155–165. 264 Об истории рецепции канонов Сердикского собора см. Hess H. Op. cit. P. 124–142; Turner C. H. Op. cit. P. 370–397; Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces... P. 247–252; Barnard L. W. Op. cit. P. 97–98. 271 Actes du concile d’Aquilée. Scolies ariennes sur le concile d’Aquilée. (SC. 267). Р. 1980. P. 330–383; см. также: Митрофанов А. Ю. История церковных соборов в Италии (IV-V вв.). М. 2006. С. 224–275. 274 См. также: Захаров Г. Е. Вторая сирмийская формула: исторический контекст и богословское содержание. ВДИ. 2010. N 2. С. 149–165.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010